Профессиональное мастерство

Основные компоненты педагогического мастерства

Существует множество определений педагогического мастерства, и в любом из них подчеркивается какая-либо изюминка.

Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог как мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.

В педагогической теории сложились два основных подхода к пониманию педагогического мастерства. Первый связан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Но так как метод неотделим от личности педагога, то никакого противопоставления тут нет, разница только в том, под каким углом зрения рассматривается мастерство – как метод через личность, его реализующую, или через личность педагога, реализующую метод.

Педагогическое мастерство преподавателя – это комплекс профессиональных свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности через владение возможностями своей дисциплины для обучения и воспитания.

Педагогическое мастерство основывается на высоком профессионализме преподавателя, его общей культуре и педагогическом опыте. Чтобы овладеть мастерством, необходимо знать законы и принципы воспитания, уметь в совершенстве пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать процесс заданного уровня и качества.

Существует мнение, что подлинным мастером-педагогом может стать лишь талантливый человек с определенным наследственным предрасположением («учителем надо родиться»). Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией особенно одаренных. Почти все люди самой природой наделены качествами воспитателей; задача состоит в том, чтобы научить педагогическому мастерству.

«Формула успеха» современного педагога, несомненно, включает следующие составляющие: информированность, методическое мастерство, увлеченность, нравственную культуру. Но главным стержнем успешной деятельности является творчество и любовь к детям.

Педагогическое мастерствовключает следующие компоненты:

— Морально-духовные качества: гуманистическая направленность, национальное достоинство, интеллигентность, жизненные идеалы, совестливость, честность, правдивость, объективность, толерантность.

— Профессиональные знания учебного предмета, анатомии и физиологии человека, психологии, педагогики, методики обучения.

— Социально-педагогические качества: организаторские способности, выдержка, принципиальность и требовательность, оптимизм, чуткость, творческое мышление, внимание, тактичность.

— Психолого-педагогические умения: конструктивные, коммуникативные, дидактические, перцептивные, суггестивные, познавательные, прикладные, владение основами психотехники.

— Педагогическая техника: внешность, владение мимикой, жестами, телом, культура речи; сохранение темпа, ритма, стиля речи; культура общения; дидактические умения; умение владеть своими чувствами.

В качестве основных критериев педагогического мастерства выделяются следующие:

— гуманистическая направленность всей деятельности преподавателя, то есть уважение личности студента, утверждение моральных ценностей и норм поведения, позитивное влияние на молодежь;

— педагогические способности, а именно:

— дидактические (в доступной форме излагать материал, ясно преподносить проблему, вызывать познавательный интерес к предмету);

— академические (знание своего предмета и способности к научному поиску);

— перцептивные (психологическая наблюдательность, понимание внутреннего мира студента);

— организаторские (умение сплотить коллектив, воодушевить его на решение социально значимых задач);

— авторитарные (эмоционально-волевое влияние на студентов);

— коммуникативные (умение установить целесообразные отношения со студентами, педагогический такт);

— речевые способности (умение выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики);

— педагогическое воображение (предвидение последствий своих действий, воспитательное проектирование личности студентов);

— способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности.

— профессиональная компетентность, которая охватывает профессиональные знания (предметные, социальные, педагогические, психологические) и профессиональные умения и навыки (умения преподавать и воспитывать, мотивировать и оценивать поведение студентов);

— педагогическая техника (культура и техника речи, умение одеваться, способность к самоконтролю, самостимуляции и т. п.);

— коммуникативность, то есть профессиональная способность к продуктивному и комфортному общению со студентами.

Важное значение в повышении продуктивности педагогического труда имеет способность педагога выстроить свои отношения со студентами в рамках партнерской педагогики, создавать комфортную для всех участников образовательного процесса образовательную среду.

Развитию познавательной активности и вместе с тем комфортному эмоциональному состоянию обучающихся способствуют следующие характеристики процесса взаимодействия преподавателя и студента:

— партнерские отношения преподавателей и студентов, стремление к общению на равных и реальное его осуществление;

— проблемность и дискуссионность обсуждения учебного материала;

— эмоциональная и содержательная поддержка учебной работы студентов и положительное оценивание любого продвижения в усвоении, при этом важно ориентирование на самооценку;

— адекватное содержательное отношение к ошибке, использование ее не в целях порицания, а для создания развивающей ситуации;

— направленность педагога в отношениях со студентом на его развитие и личностный рост;

— побуждения к работе, опирающиеся на доброжелательные, шутливые замечания; эмоциональность и неформальность разговора с обучающимися.

Современная школа нуждается в преподавателе высокой профессиональной квалификации, обладающем незаурядными интеллектуальными и умственными способностями, способном критически мыслить и творчески подходить к решению стоящих перед ним задач. Следовательно, помимо профессионально педагогических качеств преподаватель должен обладать еще другими качествами, способствующими его деятельности.

Компоненты педагогического мастерства

Педагогическое мастерство — не врожденное качество, это результат огромного напряжения сил, терпения, выдержки, работоспособности педагога, умения преодолевать временные трудности, стремления к самосовершенствованию.

К основным компонентам педагогического мастерства относятся:

1. Педагогическая техника.

2. Педагогическое творчество.

3. Педагогическое воздействие.

4. Личностные качества педагога.

Педагогическая техника – это комплекс умений и навыков, необходимых педагогу для эффективного применения на практике методов педагогического воздействия.

Термин «педагогическая техника» ввел А. С. Макаренко. Он рассматривал ее как стержень воспитания. Он писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым… себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало».

Овладение педагогической техникой, превращение ее в тонкий инструмент решения педагогических задач — является делом чести и долга педагога.

Педагогическая техника является составной частью педагогического мастерства, выступает как форма организации поведения педагога.

Ю. П. Азаров утверждал, что, во-первых, развитая педагогическая техника помогает преподавателю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с учащимися все лучшее, профессионально значимое в его личности. Совершенная педагогическая техника освобождает время и силы педагога для творческой работы, позволяет в процессе педагогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации.

Во-вторых, педагогическая техника оказывает развивающее воздействие и на качества личности. Важная особенность педагогических техник состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, т.е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Индивидуальная педагогическая техника существенно зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей.

В-третьих, в процессе овладения педагогической техникой наиболее полно раскрываются нравственные и эстетические позиции педагога, отражающие уровень общей и профессиональной культуры, потенциал его личности.

Основными компонентами педагогической техники являются:

1. Искусство общения (высокий уровень коммуникативных способностей) предусматривает:

— пластичность поведения;

— эмоциональная отзывчивость;

— сопереживание;

— устойчивость к конфликтным ситуациям;

— демократический стиль общения.

2. Умение управлять своим вниманием и вниманием учащихся предполагает:

— познание механизмов внимания (непроизвольного, произвольного);

— распределение внимания;

— переключение внимания.

3. Умение по внешним признакам определять душевное состояние ученика (учет индивидуальных особенностей).

4. Чувства темпа в педагогических действиях (педагогический такт). Выработка наиболее оптимальной скорости мышления и соответствующего действия.

5. Способность выразительно показывать (демонстрировать) свое отношение к действиям (поступки, переживания):

— оценка состояния ученика;

— сопереживание (эмоциональное соучастие в переживаниях).

6. Умение владеть мимикой:

— мимика должна быть педагогически целесообразной;

— мимика органично должна усиливать направленность и содержание деятельности педагога.

7. Умение владеть пантомимикой:

Пантомимика должна выражать внутреннее достоинство педагога, усиливать силу воздействия слова (в основе лежит естественность).

Техника (культура) речи:

— речь — зеркало культуры человека;

— речь должна быть безукоризненной с точки зрения лексики, фонетики, стиля, произношения, ударений;

— речь должна быть содержательной, ясной, доступной, четкой.

Творчество составляет сущность разных видов деятельности человека, оно присуще человеку как сознание, мышление, воображение и т. д. Его предпосылкой является пластичность человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему, вариативному видению мира.

Педагогическое творчество – это целенаправленная деятельность, результатом которой оказывается открытие (создание, изобретение) чего-либо нового, ранее неизвестного.

Критерии педагогического творчества (по Г. М. Коджаспировой):

— наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;

— умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;

— способность к самосовершенствованию и самообразованию;

— разработка новых методик, форм, приемов и их оригинальное сочетание;

— вариативность, диалектичность, изменчивость системы деятельности;

— эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;

— способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;

— формирование индивидуального стиля педагогической деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;

— способность к импровизации, основанной на знании и интуиции;

— умение видеть «веер вариантов».

Выделяют три сферы творческой деятельности педагога:

1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).

2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).

3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразования).

Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.

Педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.

Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель, так же как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска:

— анализом педагогической ситуации;

— проектированием результата в соответствии с исходными данными;

— анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата;

— оценкой полученных данных;

— формулировкой новых задач.

Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность.

Признаки креативности (Е. С. Громов и В. А. Моляко):

— оригинальность,

— эвристичность,

— фантазия,

— активность,

— концентрированность,

— четкость,

— чувствительность.

Творческую личность характеризуют следующие черты (качества, выделенные А. Н. Луком, раскрывают особенности действительно свободной, самостоятельной и активной личности):

— готовность к риску,

— независимость суждений,

— импульсивность,

— познавательная «дотошность»,

— критичность суждений, самобытность,

— смелость воображения и мысли,

— чувство юмора и склонность к шутке и др.

Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога

Миркина Инна
Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога

Что такое педагогическое мастерство? Тысячи педагогов дадут своё определение. Начинающие свой педагогический путь за основу формирования педагогического мастерства принимают научно- теоретические знания, практические знания и умения и навыки, усвоенные в педагогических учебных заведениях, внутреннюю мотивацию и активную творческую деятельность. Когда молодой педагог стремится ко всему новому, самостоятельно пополняет запас своих знаний, настойчиво овладевает новыми достижениями педагогики и методик, анализирует свою деятельность. Для тех. у кого за плечами большой опыт, мастерство воспринимается более конкретно- это то, чего педагогу недостаёт, по его мнению. Но каждый понимает, что мастерство-это определённая педагогическая вершина к которой он стремится.

Мастерство для педагога — определённая педагогическая вершина, к которой он стремится. «Мастер» (начальник, учитель) человек, достигший в своём деле высокого уровня творчества и совершенства.

Мастерство — высший уровень профессионализма, индивидуальный творческий процесс, комплекс качеств личности, которые предопределяют высокий уровень профессиональной педагогической деятельности.

Общие компоненты педагогического мастерства:

1. Личностные качества педагога: ответственность, трудолюбие, высокий моральный облик, педагогическая справедливость, любовь к детям, терпение, оптимизм, чувство юмора,педагогические способности и профессиональная направленность.

2. Профессиональные знания : знания методики педагогики, психологии, умение решать педагогические задачи, углубленные знания в области преподаваемого предмета.

3. Профессиональная педагогическая техника- умения навыки и приёмы помогающие управлять процессом воспитания.

Умение педагога управлять своим поведением, саморегуляция как организованный психический процесс управления всеми формами и видами активности, направленной на достижение выбранной цели.

Педагогическая техника как умения и саморегуляция (управление эмоциями и настроением) мимика, жесты, пантомимика -как средства общения с воспитанниками, их родителями, коллегами, техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи, умение воздействовать на личность и коллектив.

4. Социально — перцептивные способности- способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия (внимание, наблюдательность, воображение).

5. Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога (личностное развитие, совершенствование личности воспитателя, самовоспитание- формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью (самопознание, самонаблюдение, самооценка, достижение цели,самопобуждение, самоорганизация, самоконтроль).

Делаем вывод:

Основой развития педагогического мастерства являются знания профессиональной направленности и личность педагога, а условием успешности педагога являются педагогические способности и умения в области педагогической техники.

Компоненты педагогического мастерства .

В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

1) гуманистическая направленность деятельности педагога;

2) профессиональные знания;

3) педагогические способности;

4) педагогическая техника.

1. Гуманистическая направленность деятельности педагога – это педагогическая направленность педагога на следующие ценностные ориентации:

а) на себя – самоутверждение чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего педагога;

б) на детский коллектив;

в) на средства педагогического взаимодействия;

г) на цели педагогической деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств и объекта деятельности.

2. Профессиональные знания . Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии. Здесь необходимо выделить особенности – комплексность и личная окрашенность знаний.

3. Педагогические способности . Выделяют шесть ведущих способностей педагога к педагогической деятельности:

— коммуникативность – расположенность к людям, доброжелательность, общительность;

— перцептивные способности – профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;

— динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

— эмоциональная устойчивость – способность владеть собой;

— оптимистическое прогнозирование;

— креативность – способность к творчеству.

4. Педагогическая техника – это форма организации поведения педагога. Педагогическая техника – это совокупность приемов и средств педагогического воздействия на окружающих людей. К этим приемам и средствам относятся:

1. Внешнее поведение педагога связано не только с характеристикой его внешнего облика (одежда, прическа), но и его мимика, пантомимы, жестов, походки и т.д.

2. Управление своим самочувствием – выражено через эмоциональноволевую окрашенность своих действий, что связано и с управлением своими эмоциями, настроением, чувствами.


3. Социально-перцептивные усилия связаны с отработкой наблюдательности, внимания, воображения, профессиональной зоркости, эмпатии, интуиции.

4. Технология управления учебно-воспитательным процессом включает в себя различные методы, приемы, средства и формы педагогического воздействия на учащихся и педагогический коллектив.

5. Коммуникативные особенности связаны с педагогическим общением, с расположенностью к людям, доброжелательностью, общением, педагогическим тактом.

6. Технология изложения учебного материала (режиссура, стратегия, методология, чувство меры, рационализм).

Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:

стимулирование и мотивация личности ученика в процессе образования;

организация учебной деятельности учащегося;

владение содержанием и дидактической организацией образования;

организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения и воспитания;

структурно-композиционное построение урока (занятия или другой формы).

Таким образом, мастерство педагога может рассматриваться как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. Педагогу-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.

А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим педагогам и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. «Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации».

Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, педагогу необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление, определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.

Профессиональное мастерство приходит к тому педагогу, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория — это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми педагог нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность — это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания педагога зачастую как бы разложены «по полочкам», т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что педагоги часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности.

Обобщенные в теории знания о структуре педагогической деятельности исключают неправомерные решения и акции, позволяют действовать без лишних затрат энергии, без изнурительных проб и ошибок. В деятельности педагога, как в фокусе, сходятся все нити, идущие от педагогической науки, реализуются в конечном счете все добываемые ею знания. «Открытие, сделанное ученым, — писал В. А. Сухомлинский, — когда оно оживает в человеческих взаимоотношениях, в живом порыве мыслей и эмоций, предстает перед учителем как сложная задача, решить которую можно многими способами, и в выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз и заключается творческий труд учителя».

Сохраняет свою актуальность мысль К.Д.Ушинского о том, что факты воспитания не дают опытности. «Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характерологическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт, сделается правилом воспитательной деятельности педагога… Связь фактов в их идеальной форме, идеальная сторона практики и будет теория в таком практическом деле, каково воспитание».

Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство педагога — это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

РЕФЕРАТ «Развитие педагогического мастерства педагога»

ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное

учреждение города Москвы

Лицей № 1561

РЕФЕРАТ

Развитие педагогического мастерства педагога

Лезина Екатерина Алексеевна,

Направление подготовки

44.00.00 «Образование и педагогические науки»

Рецензент: Савина М.С., преподаватель высшей школы, д.п.н.

Москва, 2015

1. Введение 3

2.Основная часть. Развитие педагогического мастерства педагога 5

2.1. История понятия «педагогическое мастерство»

2.2. Основные компоненты педагогического мастерства 6

2.3.Творческий характер педагогической деятельности 7

2.4. Критерии сформированности педагогического мастерства 8

2.5. Формирование и развитие педагогического мастерства 10

3. Заключение 14

4.Список используемой литературы 17

1. Введение

Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. (Лизинский В.М.)

Современная система образования, ориентированная на гуманистическое видение педагогического процесса, на отношение к ребёнку, как к главной ценности, на педагогическое творчество, предполагает готовность педагога к самостоятельному осмыслению условий, способствующих развитию его профессионализма. Сегодня, когда основной задачей в сфере образования и воспитания является обеспечение их качества, ещё больше возросли требования к профессиональной компетентности педагога. Сегодняшний педагог, где бы он ни работал — в детском саду или школе, в лицее, колледже или вузе, выполняет одновременно несколько функций: обучающую, воспитательную, развивающую, методическую, пропагандистскую и др. Успешная реализация каждой из них требует от педагога определённых знаний, умений, навыков и способностей, а также личностных качеств. Вопросы педагогического мастерства в современной теории и практике занимают важное место, так как формирование совершенного, здорового, всесторонне развитого поколения — процесс сложный, многоплановый, требующий от педагогов не только глубоких знаний, разнообразных способностей, но и творческого подхода, способности управлять этим процессом в постоянно меняющихся условиях. Очевидно, что успешное обучение и воспитание молодёжи в значительной степени связано с идейной убеждённостью, профессиональным мастерством, знаниями и культурой учителя. Современный педагог должен уметь влиять на учащихся, их потребности, интересы. То есть, современной школе нужны педагоги-мастера, высококвалифицированные учителя и воспитатели. Педагогическая биография учителя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У некоторых на это уходят многие годы. Случается, что отдельные педагоги, к сожалению, так и остаются в разряде посредственных. Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление — определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения. А. С. Макаренко подчёркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства и общения. Он утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, не многословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. «Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации». Важнейшим умением учителя великий педагог считал умение «читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Мастерство воспитателя заключается в постановке голоса, в управлении своим лицом. Педагог должен быть в известной степени артистом, он не может не играть, соединяя с этой игрой любовь к детям, свою «прекрасную личность». Педагог, с точки зрения науки, – это специалист, владеющий на высоком уровне приемами и способами педагогической деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе её осуществления, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики, стимулирующий в обществе интерес к результатам своего труда. Он стремится заявить о себе широкой общественности, публично создать свой профессиональный имидж, который позволит ему претендовать на продвижение по службе и быть успешным.

2. Развитие педагогического мастерства педагога

2.1. История понятия «педагогическое мастерство»

Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога. Слово «мастерство» в значении «мастер — лучший по профессии» раньше было связано в основном с деятельностью ремесленников, например, мастерство повара, ювелира, сапожника, портного и т.п. С начала XX века понятие «мастерство» всё больше стало связываться с творческими профессиями, например, мастер рифмы — поэт, мастер кисти — художник, мастер сцены — актёр и т. д. С учётом того, что педагогическая деятельность тоже носит творческий характер, естественным стало сочетание «педагог — мастер». Будущие учителя, воспитатели должны иметь достаточно точное представление о сущности педагогического мастерства, его сложности и многоплановости. «Педагогический профессионализм» определяется через понятие «педагогическое мастерство». Педагогическое мастерство рассматривается как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, как важнейшее качество личности преподавателя и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог — мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

Критерии педагогического мастерства: 1.Педагогические критерии успешности учителя: -Уровень обученности наших учеников. -Уровень сформированности общеучебных умений и навыков. -Состояние исследовательской работы, самообразование. -Образование педагогов и повышение квалификации. -Способность к самоанализу, рефлексии. Психологические критерии успешности учителя : -Умение вызвать интерес, повысить мотивацию. -Сознательное обучение ученика. -Взаимоотношения в системе «учитель-ученик». -Учет индивидуальных особенностей ученика. Личностные критерии успешности учителя: -Эмоциональность -Выразительность речи -Творческое начало личности. -Организаторские способности -Чувство юмора -Настойчивость, дисциплинированность

2.2. Основные компоненты педагогического мастерства

Педагогическое мастерство включает в себя следующие компоненты: I — Профессионально-педагогическая направленность личности учителя. II — Профессионально значимые знания. III — Профессионально необходимые способности, умения и навыки. IV — Профессиональное творчество.

Как известно из психологии, своё отношение к избранной профессии человек может выразить по-разному. Это касается и педагога. Во-первых, учитель или воспитатель должен положительно относиться к педагогической деятельности в целом и к ученикам — в частности, иначе в его работе возникнут большие трудности. В свою очередь, позитивное отношение перерастает в интерес к профессии, вызывает ответственность за результаты труда и побуждает педагога совершенствовать свои личные качества. Основными из них являются: высокая нравственность, убеждённость, сознание гражданского долга, общественная активность, патриотизм, уважение к другим нациям, трудолюбие, скромность, любовь и доброта к детям, милосердие, гуманизм и др. Во-вторых, чтобы стать высококвалифицированным педагогом, человек должен овладеть профессионально необходимыми знаниями. К примеру, учитель начальных классов проводит уроки не по одному, а по нескольким предметам: родному языку, чтению, математике, труду, природоведению, изобразительному искусству и др. Таким образом, его специальная подготовка включает в себя овладение знаниями по всем вышеназванным предметам. Современный учитель должен свободно мыслить, иметь научное представление о мире, обладать широким кругозором — для этого он обязан овладеть политическими, экономическими, правовыми и другими общественными знаниями. Научная грамотность, интеллектуальный поиск, стремление к обновлению и расширению своих педагогических знаний также являются необходимыми качествами современного педагога. Умение пользоваться достижениями современной науки и техники, способность проводить исследования также являются необходимыми для современного педагога, поэтому ему необходимо также овладеть навыками исследовательской работы. В процессе исследования педагог собирает фактический материал, анализирует его и делает выводы — это помогает ему сравнить свой опыт с опытом других педагогов, а также проверить на практике те или иные научные теории. В-третьих, чтобы стать мастером, педагог должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции. В число этих способностей входят следующие : а) организаторские способности — способность организовать и развивать коллектив учащихся, направлять его на решение важных задач; способность организовать свой труд и совместную деятельность с учащимися; б) коммуникативные способности — способность управлять процессом своего общения с учениками, их родителями, коллегами, предупреждать и своевременно устранять конфликты; в) дидактические способности — способность передать свои знания в доступной форме и разъяснить их учащимся; способность самостоятельно добывать новейшие знания, следить за развитием науки и применять научные достижения в своей практике; учить школьников самостоятельно мыслить, высказывать своё мнение и защищать его; г) наблюдательские способности — умение изучать и понимать внутренний мир каждого ученика, раскрыть особенности его поведения и характера, «секреты» его духовного мира и направлять развитие личности каждого воспитанника; д) речевые способности — умение точно и содержательно выразить посредством устной и письменной речи свои мысли и чувства, изложить учебный материал, методические указания, оценить знания, умения и поведение учащихся; способность учителя говорить и писать точно, просто (доступно), выразительно, эмоционально, содержательно, образно, без стилистических и грамматических ошибок; е) гностические способности — способность предвидеть перспективы развития личности, то есть, на основе материалов изучения своих учеников умение определить ход и результаты их познавательной деятельности, развития личностных качеств. Эти способности основаны на оптимизме, на вере учителя в своих учеников ; ж) способность управлять вниманием учащихся — умение педагога заинтересовать учащихся, сосредоточить их внимание на конкретном вопросе, проблеме, задании. Эта способность помогает учителю «видеть» всех учеников одновременно, выделять из них более способных, направлять их деятельность (учебную, трудовую, общественную) в нужное русло. Все вышеназванные способности в совокупности обеспечивают более успешную деятельность педагога, способствуют созданию его собственного опыта, собственного стиля работы и авторитета. Однако, это невозможно без наличия у него таких личностных качеств, как трудолюбие, терпеливость, требовательность, настойчивость, творческий подход к работе, ответственность за её результаты и др. Ученики уважают тех учителей, которые одинаково справедливо относятся ко всем, не грубят, не оскорбляют их, но они не терпят безвольных, грубых, раздражительных педагогов.

2.3. Творческий характер педагогической деятельности

По своей сущности деятельность педагога носит творческий характер, поскольку она включает в себя множество различных ситуаций, требующих немедленного решения. Как правило, эти ситуации нестандартны, поэтому педагог должен находить различные варианты решения проблем — а это, как известно, требует творческого подхода к своей работе. Особенность педагогического творчества обусловливается особенностями труда педагога: обучение, воспитание и развитие — это процесс, включающий в себя бесчисленное количество педагогических ситуаций, связанных с формированием личности, нравственности, мировоззрения, убеждений, сознания, поведения учащихся. В поиске путей, способов (методов), средств решения этих проблем, в технологии их применения и проявляется творчество педагога. Только творчески работающий учитель может успешно обучать и воспитывать детей, подростков, молодёжь, изучать и использовать передовой педагогический опыт.

2.4. Критерии сформированности педагогического мастерства

В процессе педагогической деятельности очень важно правильно оценивать уровень сформированности педагогического мастерства у того или иного учителя, воспитателя. Критерии этой оценки : 1. разнообразие методов, средств, форм и видов работы, их новизна; 2. соответствие опыта работы новым достижениям передовой практики; 3. эффективность, актуальность и оптимальность достигнутых результатов, их стабильность на протяжении длительного времени в изменяющихся условиях; 4. умение педагога обобщать свой опыт, обмениваться им с другими педагогами.

Можно выделить три уровня педагогического мастерства: Высокий уровень педагогического мастерства характеризуется способностью учителя к построению педагогического процесса, направленного на создание условий для достижения успеха учащимися, развития их индивидуальных особенностей, и затрагивает перестройку всех компонентов педагогического процесса: цели, содержания, форм, методов и т. д. Средний уровень характеризуется принятием гуманистических ценностей, центрацией на интересах детей, но ограничивается только гуманизацией сферы общения, знанием основных категорий, принципов, технологий, но неспособностью применить их в конкретной педагогической ситуации. Недостаточный уровень. Для этого уровня характерны следующие показатели: деятельность по инструкции, ориентация на четкое исполнение методических рекомендаций; заимствование образцов деятельности у других учителей; акцентирование внимания на собственных действиях, без привлечения к решению педагогических задач учащихся.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать показатели эффективности формирования педагогического мастерства:

-высокая продуктивность педагогической деятельности; -высокий уровень квалификации и профессиональной компетентности; -оптимальная интенсивность и напряженность труда; -высокая организованность; -низкая зависимость от внешних факторов; -владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач; -стабильность высоких показателей деятельности; -возможность развития субъекта труда как личности; -направленность на достижение положительных социально–значимых целей.

2.5.Формирование и развитие педагогического мастерства

1. Этапы формирования педагогического мастерства

В ходе аттестации учителей оценивается их способность управлять процессом обучения и воспитания, что требует от них высокой квалификации. Постоянно обновляющийся педагогический процесс требует от педагога постоянного развития своего мастерства. Учитывая сложность, многогранность и длительность процесса формирования и развития педмастерства, в нём условно можно выделить следующие этапы: I этап: профессиональное. просвещение; II этап- профотбор и профподготовка; III этап:- профадаптация; IV этап- профессиональный рост;

I этап связан с учёбой в старших классах школы, гимназии, лицея или колледжа. На этом этапе формируется позитивное отношение девушек и юношей к той или иной профессии. Они получают от учителей, родителей, знакомых, из средств массовой информации сведения об интересующих их профессиях и готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения. II этап связан с учёбой в средних и высших специальных учебных заведениях, где студенты овладевают профессионально необходимыми знаниями, умениями, навыками. III этап связан с педагогической практикой студентов, в ходе которой они проверяют верность теоретических положений на практике и укрепляют свои знания, умения и навыки, то есть, происходит своеобразная «примерка» избранной профессии к себе со стороны студентов, в результате которой они делают вывод о верности или неверности своего выбора. IV этап связан с самостоятельной деятельностью молодых специалистов. В ходе своей самостоятельной профессиональной работы они применяют полученные ранее знания, умения и навыки, постепенно развивая своё педагогическое мастерство. Этот этап длительный, его успешность зависит от множества факторов.

2. Технология оценки педагогического мастерства

Учителя периодически проходят аттестацию с целью получения той или иной категории, от которой зависит оплата их труда. Можно ли оценить результаты педагогической деятельности? Оценить труд педагога очень сложно, поскольку его работа многогранна, многопланова, включает в себя различные виды деятельности: учебную, воспитательную, организаторскую, исследовательскую и др. Поэтому здесь необходим комплексный подход. В ходе взаимооценки и самооценки рекомендуется использовать следующую таблицу-тест. Содержание данной таблицы отражает основные компоненты педагогического мастерства, описанные выше. Как видно из таблицы 1, педмастерство включает в себя 4 основных компонента, каждый из которых, в свою очередь, также состоит из 4-х элементов, всего их 16. Если условно оценить каждый элемент 10-ю баллами, то в результате уровень сформированности педмастерства можно оценить в целом 160-ю баллами.

Оценивая себя или друг друга, педагоги выставляют баллы за каждый элемент (по горизонтали), суммируя их по всем четырём структурным компонентам (по вертикали), они получают возможность определить уровень сформированности как отдельных элементов, так и педмастерства в целом: Высокий уровень — 136-160 баллов Хороший уровень — 121-135 баллов Достаточный уровень — 101-120 баллов Низкий уровень — 88-100 баллов

Полученные таким образом данные педагогу необходимо, прежде всего, самому проанализировать их. При этом он может задать себе следующие вопросы: На каком уровне развития мои профессиональные знания, умения, способности? В чём мои сильные и слабые стороны? Что я должен делать, чтобы избавиться от недостатков? Следует подчеркнуть, что если педагог не достиг высшего уровня квалификации, то он должен постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания, способности и личностные качества, повышая тем самым свою квалификацию. При этом недостающие элементы он может временно компенсировать имеющимися, продолжая процесс самообразования и самовоспитания. Этот процесс можно также условно подразделить на несколько этапов. Первые 3-5 лет педагог считается молодым специалистом, за ним по месту работы закрепляется опытный наставник, под руководством которого он изучает массовый опыт и внедряет его в свою практику. На протяжении следующих 5-6 лет молодые учителя закрепляют и развивают свои профессиональные навыки, у них начинает формироваться свой стиль работы. В следующие 5-10 лет среди учителей выделяются педагоги, использующие передовой и новаторский опыт, а также создающий свой оригинальный опыт. Вышеназванные этапы выделены условно, так как процесс становления и развития педагога-мастера индивидуален, его личность неповторима: одни быстро завоёвывают авторитет своей активностью во всех делах, другие — интересными уроками или внеурочными мероприятиями, третьи — внедряя передовые технологии и методы работы.

Совершенствование педагогического мастерства может осуществляться следующими путями.

1. Постоянная работа над собой (чтение специальной литературы, посещение уроков и воспитательных мероприятий опытных педагогов, занятия аутотренингом). 2. Использование средств массовой информации (ТВ-передач, научно-методических журналов, газет), изучение новинок научно педагогической и методической литературы. 3. Использование средств и условий, созданных по месту работы (методические дни, взаимопосещение, методобъединение, педагогические чтения, наставничество, а также межшкольные, городские, областные семинары). 4. Учёба в институте повышения квалификации, а также участие в различных семинарах, организуемых как государственными, так и внегосударственными учреждениями и фондами. 5. Использование современных информационных технологий. Все эти пути и методы взаимосвязаны, ими нужно пользоваться регулярно, непрерывно, целенаправленно.

3.Заключение

Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория — это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность — это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания учителя зачастую как бы разложены «по полочкам», т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что учителя часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать. Вместе с тем, отвечая за себя самого, свою профессиональную подготовку, своё право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем, человек должен ясно давать себе отчет в том, что достойное выполнение профессионального педагогического долга потребует от него принятия на себя целого ряда обязательств. Во-первых, будущему учителю, воспитателю следует объективно оценить свои возможности для будущей педагогической деятельности, узнать и проанализировать свои сильные и слабые стороны, ясно представить, какие профессионально значимые качества потребуется сформировать в ходе профессиональной подготовки, а какие — самостоятельно, в процессе реальной профессиональной педагогической деятельности. Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения и общения, в том числе и педагогического. В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога является понимание ученика как такой же самоценной, равно значимой личности как собственное «Я», знание закономерностей поведения и общения. Ученик, воспитанник, должен быть понят и принят педагогом независимо от того, совпадают ли их ценностные ориентации, модели поведения и оценок.

В-четвертых, педагог является не только организатором учебной деятельности обучаемых, но и вдохновителем сотрудничества участников образовательного процесса, выступает в качестве партнера в деятельности по достижению общих, в известном смысле, целей образования, воспитания и развития. Все это ставит перед педагогом постоянную задачу непрерывного совершенствования своих организаторских, коммуникативных способностей в процессе освоения психолого-педагогических знаний и эффективного применения их в ходе педагогической практики. Какими заповедями психолого-педагогической деятельности мог бы руководствоваться педагог в процессе «сеяния Разумного, Доброго, Вечного»?

Заповеди современного учителя самому себе:

1. Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам. Единственное исключение — неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью. 2. Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные. Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться. 3. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку — сочиняй и ты, на математике решай задачи вместе со всеми. 4. Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (ты думаешь, что знаешь). Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия. 5. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого. Учителя, мыслящие критически — развиваются профессионально, видят, как и над чем надо работать, как саморазвиваться.

Таким образом, развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:

1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне: а) организация методических объединений в школах, б) курсы повышения квалификации. 2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого учителя: а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков); б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности); в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей); г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков.

Для достижения целей и педагогического мастерства эти взаимодополняемые направления должны присутствовать в деятельности каждого педагога. Исходя из результатов управленческой деятельности, как работника отдела образования, школьной практики, как учителя, я сделала вывод, что изменения в подходе повышения квалификации учителей – это, прежде всего, требование времени. Внедрение новых технологий в обучение дает возможность развивать критическое мышление, коммуникативные навыки, творческие способности, выявлять одаренных и талантливых детей, планировать дальнейшую работу по развитию этих качеств. Каким бы высоким не был уровень или мастерство учителя, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока учитель стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя, при этом, все необходимые требования программы и ориентируется на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием. Все мы разные, преподаём разные предметы, но нас объединяет любовь к детям, любовь к своей профессии. Нас, педагогов, ждут дети в школах, чтобы мы не только давали новые знания, но и научили их учиться всю жизнь. Профессия педагога очень важна и значима. И как писал великий чешский ученый Я.А. Коменский: «быть учителем чрезвычайно почетно, ибо учителя поставлены на высоко почётном месте и им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». И как солнце освещает своими лучами землю, так учитель должен освещать собой своих учеников, вот к чему должен стремиться настоящий учитель

4. Список используемой литературы

1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ имени С.М. Кирова, 2004 — 216 с

2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1956. — С. 203

3. Занина Л.В. Основы педагогического мастерства / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

7. Руднева Т.И. Основы педагогической профессии / Т.И. Руднева. – Самара: Самарский институт управления, 1995.

8. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ В.А. Сластенин, и др. – М.2007.

7. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. –8. Ушинский К.Д. Из статьи «Проект учительской семинарии» // Избранные педагогические произведения. – М.:Просвещение, 1968.- с.557

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *