Профессия журналист картинки

Профессия журналист

Журналист — человек, который собирает информацию, готовит сообщения и материалы для газеты, журнала, радио или телевидения. Слово «журналист» происходит от французского «journal» — «дневник, газета». В этом рассказе я расскажу о такой профессии как журналист.

Собирать и распространять информацию люди начали в глубокой древности. Устно информация передавалась с помощью выступлений ораторов, сообщений глашатаев. Предшественники газет в разных странах — папирусы с новостями в Древнем Египте; доски объявлений, которые вывешивались на улицах Древнего Рима; рукописные сводки новостей в России. С возникновением печати журналистика стала быстро развиваться. В начале XX века с изобретением фотографии и кинематографа появились фото- и киножурналистика, а с возникновением радио и телевидения — радио- и тележурналистика.

Главное в работе журналиста — правдиво, грамотно, увлекательно, изложить информацию. Журналисту необходимо работать очень быстро, потому что он освещает в своих материалах происходящие события информация о которых может устареть. Он должен быть хорошо образован, чтобы анализировать, сравнивать факты, делать выводы, интересно писать. Журналист должен знать психологию людей, уметь общаться, быть наблюдательным.

ФАКТ и СОБЫТИЕ, или КАК О НИХ ПИСАТЬ?

С чего начинается статья, репортаж или теле- радиопрограмма? С какого бы то ни было факта, события. Факт и Событие, Факт и Новость — это совсем не одно и тоже. Факт — понятие намного большее. Это и новости, и события, необъяснимые и объяснимые явления, сплетни и слухи и так далее.

Например:

«Есть факт, что в городе Белгороде строят Дисней Ленд…»

«Есть факт, что в городе Белгороде почему – то не строят Дисней ленд….»

«Есть факт, что в городе Белгороде невозможно построить Дисней Ленд…»

Опираясь только на реальные факты можно написать хорошую статью или подготовить яркий, запоминающийся видеоматериал. Всё же остальное не будет никому интересно.

Не всякий факт достоин твоего внимания. Например: «Вчера Саша Иванов из нашего класса получил тройку по математике. У него уже третья тройка за месяц…» Или вот ещё: «У Маши Петровой новые лакированные ботиночки. В прошлом году у нее ботиночки были не лакированные…» Будешь ты читать дальше такой материал? Я бы тоже не стал.

Факт факту рознь. Новости и факты, которые сообщают газеты, теле- радиопрограммы должны быть интересны многим, а не только её авторам.

Так что, что новые ботиночки твоей одноклассницы, школьные сплетни, обсуждение последней телепередачи — не могут стать интересным журналистским материалом. Не позволяй бытовым мелочам заслонить от тебя важные и интересные факты. Конечно, это не просто. Но поверь в вашем городе, школе много чего происходит интересного и кто ищет тот всегда найдет хороший факт или событие!!!

Подумай, что будет интересно твоим друзьям.

«Золотое правило» юного корреспондента — пиши о том, что интересно тебе!

Имей на всё своё мнение! Рассказывая о факте, сочувствуй, возмущайся, радуйся! Твоё мнение очень важно для ребят!

Ищи правду! Расскажи, почему одним нравится то, что происходит, а другим — нет. Приведи в статье все «за» и «против». Например: хорошо, что отменили школьную форму, но кому-то из одноклассников может чувствовать себя неуютно в классе именно из-за того, что одет хуже других. Только объективный автор может стать журналистом!

Как лучше написать? Или сочинение на свободную тему.

Для своих первых статей обязательно нужен план, как для обыкновенного сочинения: о чем я скажу в начале, что будет в середине и чем закончу материал.

План, который ты составляешь, поможет тебе не увлечься мелочами, не уйти в сторону от задуманной темы.

Итак, в начале заметки, статьи — главная тема, вторую ты хочешь изложить. Второй пункт плана — раскрытие темы. Объясни, почему ты считаешь именно так, а не иначе, какими примерами можешь доказать свои идеи.

Третье — вывод, который логично вытекает из второй части статьи.

И последняя подсказка

Любую тему (абсолютно любую) можно сделать интересной! Подумай, что необычного, интересного, о чем говорит тот или иной факт.

Верь в себя и удачи тебе, журналист!

Филиппов Евгений

«Кто такой журналист?»  Образовательное мероприятие для детей старшей группы

Мария Тумашева
«Кто такой журналист?» Образовательное мероприятие для детей старшей группы

Цель: Знакомство детей с профессией журналиста.

Задачи:

• развитие наблюдательности к окружающему,

• совершенствование умения строить диалог,

• развитие психических познавательных процессов (слуховой памяти, словесно-логического мышления, внимания)

Оборудование: микрофон, фотокарточки своих родственников, макет «телевизора».

-Сегодня о профессии журналиста с репортажем выступит Лера Семенова, пожалуйста,мы тебя слушаем: (рассказ-описание профессии журналиста)

-Давайте уточним:

-Чем они занимаются? Журналисты занимаются поиском наиболее значимых и важных событий, которые происходят в мире.

-Как они рассказывают о них? Они рассказывают о них устно или письменно – в газетах, журналах или на телевидении и радио.

-Что должен уметь журналист? Он должен много знать, хорошо говорить, писать, запоминать.

-Зачем журналисту хорошая память? Он должен записывать и запоминать, то, что ему говорят.

-Почему журналист должен быть наблюдательным?

Журналист описывает события. Он много видит и должен не пропустить ни единую деталь…

-Прежде, чем начать передачу «Самые любимые», проведем игру.

Игра «Угадайте, какая профессия у человека»

Весы, прилавок, товар (Продавец)

Каска, шланг, вода (Пожарный)

Сцена, роль, грим. (Артист)

Читальный зал, книги, читатель (Библиотекарь)

Ножницы, ткань,

швейная машинка (Портной)

Плита, кастрюля, вкусное блюдо (Повар)

Доска, мел, учебник (Учитель)

Руль, колеса, дорога (Водитель)

Маленькие дети, игры, прогулки (Воспитатель)

Кирпичи, цемент, новый дом (Строитель)

Краски, кисти, побелка (Маляр)

Болезнь, таблетки, белый халат (Доктор)

Ножницы, фен, модная прическа (Парикмахер)

Корабль, тельняшка, море (Моряк)

Небо, самолет, аэродром (Летчик)

Микрофон, блокнот, диктофон (журналист)

-А сейчас репортаж Наташи Михайлик, она провела интервью со своим папой – Иваном Алексеевичем. Пожалуйста, Наталия…

-«Я очень люблю своего папу – Ивана Алексеевича. Однажды я увидела интересную фотографию, где папа получал медаль. И он мне рассказал, что раньше занимался боксом и участвовал в спортивных соревнованиях. В его комнате в шкафу стоят кубки и лежат медали. Я горжусь своим папой. Вырасту, буду археологом, буду находить кости динозавров, чтобы папа мной тоже мог гордиться».

-О профессии мамы поделится своими фактами и замечаниями Илья Свинин…

«Мою маму зовут Наташа, т. е Наталья Николаевна. Она работает оператором-администратором в Тойота Центр Иркутск. Это большой центр, где продают разные машины тойота. Однажды я был у мамы на работе. Там есть колл-центр, где мама принимает звонки и переводит их в разные отделы. Еще моя мама встречает

лиентов и рассказывает им о машинах, о работе центра. Следит за тем, чтобы в зале был порядок. Работа у мамы очень интересная и полезная, ответственная и нужная».

-И, наконец, репортаж Маши Максимовой.

«Я – Маша Максимова. Мою маму зовут Дарья Владимировна. Она работает в администрации нашего города Иркутска. Она следит, чтобы земельные участки для строительства домов не занимали без разрешения. Мы живем в России. В нашем государстве есть законы, которые все должны выполнять. Вот моя мама и следит за этим.»

-Правильно, права и законы государства нарушать нельзя.

-В рубрике «Полезные советы» выступят юные журналисты Геля Хороших, Карина Яскина и Миша Лемаев.

-Геля, назовите тему вашего репортажа (ответ)

«Как и какие пироги печет моя бабушка?»…

«Я – Ангелина Хороших — хочу рассказать о своей бабушке, Ларисе Зигануровне. Она часто стряпает, вот и в этот выходной день мы с бабушкой стряпали пироги.Обычно это делаем так: замешиваем тесто, раскатываем его скалкой…выкладываем ягодную начинку. Выпекаем — в духовке. Аромат стоит — изумительный. Такие пироги печет только моя бабушка, потому что у неё — умелые руки…»

-Карина, а тема вашего выступления … «Как пожарить картофель?», мы слушаем вас…

-Все мы живем в преддверии Новогодних праздников и очень бы хотелось услышать от вас, Миша, «Как ваша семья готовится к Новогодним торжествам»…

-«Наша семья очень любит Новый год! Это праздник, который ждут и взрослые и дети.

К празднику мы готовимся заранее; покупаем игрушки для елки, запасаемся бенгальскими огнями, хлопушками, украшениями для дома, гирляндами и свечами. Готовим подарки для родных и близких.

Еще Деду Морозу можно написать письмо и попросить у него то, что хочешь получить на Новый год. Я письма не пишу, потому что хочу, чтобы подарок от Деда Мороза был сюрпризом, и от этого жду его больше.

Дома на Новый год мы ставим ёлку, наряжаем её игрушками и гирляндами. На стол готовятся всякие вкусности. Это самый главный праздник в году!»

(малоподвижная игра «Танец шляпы»)

-А сейчас игра «Что лишнее?»

А)авторучка, художественная кисточка, телефон, кастрюля;

Б)видеокамера, диктофон, компьютер с микрофоном, клюшка хоккейная;

В)фотоаппарат, записная книжка, бинокль…

-Для пресс-конференции юные журналисты мне, как представителю Ассоциации по защите прав детей, сегодня зададут свои вопросы …

(дети- «журналисты» называют свое имя и называют, от какого они издания – газеты или журнала, после этого задают вопросы,например:

-Мне пришло электронное письмо (показывает карточку с компьютером). Что это за право на тайну переписки? И как его можно нарушить?.

-Вы от какого издания?

-Я – журналист газеты «ДДД»(Добрая Дорога Дошкольника, Варя Окаевич.

-Маша Лаврентьева, журналист «Веселых картинок»:

— «Мне интересно, какое право нарушено в произведении Пушкина «Сказка о царе Салтане»? Право на жизнь или нарушена тайна переписки царицы с царем?.»

-Очень познавательный вопрос, придется еще раз просмотреть мультфильм по произведению…

-Я – Катя Новобрицкая от журнала «Колокольчик»:

«Я хочу знать, какое отношение имеют правила вежливого общения к правам по Конвенции?Зачем говорить: «извените», «будьте добры», «пожалуйста»?»

-Действительно, на первый взгляд вроде бы ничего общего, разберемся…

-Лера Калинина, журнал «Колобок»: — Как вы считаете, нужно ли быть честным? И какое отношение имеет «честность» к правам? «Честно» поступили «ткачиха, повариха и сватья Бабариха» в «Сказке о царе Салтане»? Это как-то связано с нарушением «права тайны переписки»?

-Я принимаю все ваши вопросы. На следующем занятии мы более внимательно просмотрим наши работы по проекту, и думаю, что мы все вместе найдем ответы на ваши вопросы. Я благодарю вас за содержательную работу.

Журналистика для детей и подростков методическая разработка по теме

МБОУ ДО «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Методическая разработка

«Журналистика для детей и подростков»

Для учащихся 11-14 лет

Белкина Ирина Владимировна – педагог

дополнительного образования

Пояснительная записка

В связи с техническим усовершенствованием издательской системы в нашей стране стала доступной и популярной детско-юношеская журналистика. Подростки могут сами, в своих собственных журналах, газетах и на сайтах выразить и показать своё отношение к жизни. Поэтому социальная важность периодических изданий – несомненна.

В связи с этим очевидна актуальность создания творческих объединений в дополнительном образовании по изучению основ журналистики. Обоснованием является тот факт, что подростки, принимающие участие в выпуске газеты, легче проходят переходный период. Они лучше справляются с психологическими проблемами, быстрее и эффективнее проходят социализацию, становятся активными личностями со сформированной гражданской позицией. У подростков обогащается, развивается духовный и нравственный мир. Участие в выпуске самодеятельных изданий является важным аспектом воспитания, формирования не только гражданственности, но и экологического сознания, так необходимого в наше время.

Цель разработки: Раскрыть творческий потенциал обучающихся с использованием основ журналистики.

Задачи:

  1. Познакомить с журналистским творчеством на примере детского объединения «Проба пера»;
  2. Дать общее понятие о журналистике;
  3. Изучить жанры журналистики и структуру текста;
  4. Научить писать аналитический материал в газетном жанре.

Прогнозируемый результат будет заключаться в практическом написании материала.

Для чего ребенок приходит в журналистику? Конечно же, для повышения своей самооценки, с желанием чему-то научиться и приобрести определенные навыки. Ребята берут темы из своей реальной жизни. В центре внимания оказываются впечатления о жизни, маленькие открытия, достижения, значимые только для автора и его микросреды. Газета для них выступает своеобразным форумом, служит для обмена мнениями детей, подростков и их окружения. В ней находят себе применения самые разнообразные способности ребят: дети-художники — иллюстрируют, украшают; склонные к литературе – пишут; организаторы распределяют работу; любители переписывать, наклеивать, вырезать с увлечением занимаются этим делом. В этом деле могут найти себе применения самые разнообразные детские склонности. Большую помощь в этом оказывают различные школьные предметы: литература, декоративно-прикладное творчество, ИЗО, обществоведение и ОБЖ.

Также важна роль газеты и в письменной речи ребят. Ведь чтобы написать материал, необходимо его проговорить и отшлифовать фразы. Ведь не секрет, что многие школьники не любят, да и не умеют писать сочинения. А здесь ребята пишут добровольно, с интересом, отсюда и результаты получаются гораздо лучше. В итоге – журналистика становится осмысленным занятием, приносящей большую пользу не только для самовыражения подростка, но и для его обучения в школе.

Исходя из вышеперечисленных потребностей подростков, на базе ЦДО было открыто детское объединение «Проба пера», для учащихся 6-9 классов. Объединение работает по учебной программе «Основы журналистики», сроком реализации 1 год, итогом которой планируются выпуски детской газеты «Планета детства».

Как строится работа с юными журналистами.

На первом занятии ребята заполняли ознакомительные анкеты, ответы которых стали рабочим материалом для педагога. Так, с первого занятия стало известно, кто и зачем пришел в объединение. Например, Алина (14 лет) на первый вопрос ответила, что пришла в объединение: «Научиться писать статьи, брать интервью, общаться с людьми». Вопрос: «Чему вы хотите научиться, посещая наши занятия?» показал широкий спектр причин. Кенеш (14 лет): «Хочу научиться писать сочинения»; Аня (13 лет): «Хотела бы научиться делать репортажи»; Мандухай (12 лет): «Узнать, как становятся журналистом»; Кристина (13 лет): «Правильно оформлять газету»; Долзат (14 лет): «Хорошо фотографировать и делать снимки для газеты».

Проанализировав ответы, стало ясно, что кто-то из ребят больше склонен выражать свое творчество в оформлении (дизайне) газеты, кто-то в журналистике, а кто-то в написании текстов. Также из ответов стало ясно, что ребята очень мало читают газет и журналов.

Формы работы с детьми разнообразны, но в основном, это учебное занятие, основу которого составляют 3 модуля учебной деятельности:

Во-первых, юные журналисты знакомятся с теоретическими основами журналистской работы, где получают необходимые знания и навыки для написания основных информационных и аналитических жанров;

Во–вторых, в рамках программы, на практической части имеют возможность закрепить свои навыки (готовят публикации для газеты «Планета детства») . Практическая работа – неотъемлемая часть каждого занятия.

В – третьих, юные журналисты в процессе каждого занятия имеют возможность ознакомиться с основами психологии общения. Много времени уделяется тренингам и игровой деятельности, которая носит развивающий и воспитательный характер.

На каждом занятии учащимся предоставляются все условия для: развития личностного мировоззрения, самовыражения, повышения творческого потенциала, выражения своего мнения по волнующим вопросам сегодняшнего дня, определения своих личностных ценностей и усовершенствование себя.

Обучение с использованием современных педагогических технологий.

На занятиях по журналистике используются несколько педагогических технологий: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная и технология В.К. Дьяченко «Обучение – есть обучение обучающихся и обучаемых».

(Виталий Кузьмич Дьяченко – широко известный ученый, крупнейший специалист по дидактике, родоначальник теории коллективного способа обучения, автор педагогической технологии, позволяющей каждого школьника включить в учебно-познавательную деятельность, сделать его успешным).

Что дает данная методика:

— она позволяет вовлечь в учебный процесс всех учащихся группы;

— педагог имеет возможность организовать деятельность учащихся с учетом возрастных и психологических особенностей (быстрая утомляемость, рассеянное внимание, неусидчивость и т. д.;

— коллективный способ обучения (КСО) увеличивает речевую практику в несколько раз;

— создается благоприятный психологический климат и ситуация успеха для каждого участника учебного процесса;

— она позволяет вовлечь в учебный процесс всех учащихся группы.

Организационная структура учебного процесса

Вид общения

Организационная форма обучения

Способ обучения

Общение в парах сменного состава

Коллективная

(каждый учит каждого)

Коллективный способ обучения (КСО) включает все 4 формы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Опосредованное обучение через письменную речь

Индивидуальная

Индивидуальный способ обучения (ИСО). Две формы обучения: парная и индивидуальная

Общение в паре

Парная (один учит другого)

Групповой способ обучения (ГСО). 3 формы: групповая, парная, индивидуальная

Групповое общение

Групповая (один одновременно учит многих)

3 формы:групповая, парная, индивидуальная

Опыт обучения в объединении оказался успешным: первые творческие работы ребят вошли в газету Центра дополнительного обучения «Планета детства». Самые лучшие опубликованы на сайтах ЦДО и в социальной сети работников образования nsportal.ru : «Юбилей ЦДОг. Кызыла» — Михайловой Кристины и Ховалыг Аси, «Как я стал заниматься «УШУ» — Ооржак Кежика, «Бисеринка» — Домур-оол Алины.

Также юные журналисты проявили свое творчество и приняли участие в Международных фотоконкурсах, организованных на сайте Академии развития творчества «АРТ-талант»: «Осень золотая» в номинации «Фотография» — Монгуш Марижана и Ховалыг Ася (Дипломы победителей за 1 место); «Первый снег» в номинации «Презентация» — Тавокина Аня, Монгуш Марижана, Ондар Мандухай. Эти ребята получили Дипломы победителей и призеров за 1 и 2 места.

  1. Что такое журналистика

Журналистика – это профессиональная деятельность по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной социальной информации. Сам термин «журналистика» произошел от французского слова и означает «дневник, журнал».

Журналистика связана с печатной, периодической формой распространения информации. Для этого были необходимы бумага и печатный станок. Так, еще в 15 веке Иоган Гутенберг – немецкий первопечатник, изобрел печатный станок и Европа, к первому выпуску газеты в России, уже несколько столетий имела свои печатные издания.

Когда же появилась первая газета в России?

Первые газеты в России «Вестовые письма» и «Куранты» для царей готовились рукописным способом. Их основу составляли переводные новости из голландских, щведских и польских газет. Газета читалась вслух царю и приближенным ему боярам.

17 декабря 1702 года вышел первый номер газеты «Ведомости». По замыслу Петра 1 в них должно было сообщаться о «заграничных и внутренних происшествиях». 3 января 1703 года третий номер «Ведомостей» вышел уже в печатном виде. Царь сам принимал непосредственное участие в составлении первых номеров, отбирая к публикации нужные новости и известия.

Первая газета в Туве, под названием «Красный пахарь», нынешняя «Тувинская правда», вышла в 1924 году. Это была первая печатная газета форматом А4. Основной задачей которой было сближение русского и тувинского крестьянства, простых тружеников. В газете анонсом выделен текст «Пусть семена, брошенные Красным Пахарем, взрастут и дадут богатую жатву» (орфография сохранена).

Между этими газетами временное расстояние в 222 года.

  1. Жанры журналистики

Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает, поэтому весь журналистский материал объединен в группы по жанрам.

Жанр – исторически складывающийся тип произведения. Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Классификация жанров

Информационные

Хроника – факт без подробностей.

Информационное сообщение или заметка – краткое сообщение о каком-либо факте или событии.

Расширенная информация – предполагает более широкое и подробное изложение событий (историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д.). Она включает в себя вступление и концовку, содержит 40-150 строк.

Интервью – изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа.

Отчет – по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Освещает 1-2 наиболее важных вопроса и высказывание своей точки зрения.

Зарисовка — обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

Обозрение – важнейшие события жизни города, школы, и т. п. за определенный период (сводки, итоги).

Репортаж – представление события глазами очевидца. Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками.

Аналитические

Корреспонденция – аналилизирует группу фактов. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы, четкий адрес.

Статья – это обобщение фактов и явлений в глобальных масштабах, поднимая до научно-обоснованных выводов.

Обзорная рецензия – (литературная, кино, театральная).

Художественно-публицистические жанры

Очерк – изложение и анализ фактов, сопровождаемых истолкованием, объяснением.

Фельетон – литературный материал, проникнутый духом острой, злободневной критики. Для фельетона характерны живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка.

Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение.

  1. Структура газетного материала

Для того, чтобы начать писать материал в газету, важно преодолеть «барьер чистого листа» и неуверенность в себе. В основе всего лежит информация и важно её правильно донести до читателя. Можно начать с ответов на вопросы:

— что произошло?

— когда?

— где?

— почему?

— каким образом?

Если вы хотите дать ещё и свой комментарий, структура должна быть похожа на перевернутую пирамиду:

  • Хэдлайн (заголовок и подзаголовок). Задача – (зацепить) внимание читателя.
  • Лид (вводка), первый абзац текста. Задача — заинтересовать читателя, заинтриговать и заставить читать дальше. Он должен быть кратким и выразительным.
  • Корпус (основная часть текста): изложение подробностей, анализ и выводы.

Используемая литература и электронные источники:

— Аграновский В. А. Вторая древнейшая: Беседы о журналистике. М.:Вагриус, 1999.

— Алексеева М. А. Советская детская журналистика 20-х гг.- М., Университет, 1989.

— Вяткина Л. А. Самодеятельная подростковая пресса. М, МГУ им. Ломоносова, 1997.

— Газета «Тувинская правда» № 68 (17527) «Красный Пахарь 20-е годы xx века», г. Кызыл, 2015.

— Детская литература. Учебное пособие под ред. Николаева С., М., Академия, 1997.

— Малыхина Л.Б. Справочник по внеурочной деятельности для педагогов. Волгоград, Изд. «Учитель, 2012.

— Распопова С.С. Журналисткое творчество. Теория и практика освоения. М., макс Пресс, 2006.

— Руденко И. А. Детская пресса на современном этапе. М., Детская журналистика, 1996.

— Сайты:

Как занятия
журналистикой
помогают
детям в учёбе

Первый вопрос, который задают и родители, решившие записать ребёнка на кружок журналистики, и сами дети: «А сочинения писать научите?». После ответа «нет» появляются взгляды, полные разочарования, и желание отказаться от этой затеи. Но занятия журналистикой — это не только развитие литературных способностей. Журналистские навыки могут помочь школьнику в самых неожиданных областях. Педагог из петербургского дома детского творчества Ирина Демидова объясняет, почему работа в школьной редакции важна для развития личности и как полученные знания применить на уроках.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Журналисты-теоретики разделились на два лагеря. Первые считают, что научиться писать тексты невозможно: нужен талант, без которого материалы превращаются в нечитаемый ужас. Вторые уверены, что терпение и труд все перетрут, и рано или поздно на мониторе старательного автора появятся гениальные заметки.

В детской журналистике всё иначе. Её главная задача — не научить создавать хорошие тексты. Она намного глубже. Нужно учитывать, что всего 5-10% учащихся способны сразу написать что-то разумное, повторив стиль и слог взрослых коллег. Остальные никогда не читали газет и слабо представляют, чем новость отличается от репортажа. О логически верных и аргументированных текстах и говорить не стоит. У юных корреспондентов недостаточно жизненного опыта для сравнений и интересных рассуждений. Зато работа в детской редакции, живущей по законам взрослой журналистики, даёт намного больше, чем банальное умение писать сочинения для ЕГЭ.

1. Видеть главное

Основное правило всех журналистов — вертеть головой и замечать детали, ведь в них скрывается самое важное. То, на что обычные люди не обращают внимания, может стать отличной темой для оригинального журналистского материала. Например, дети любят рассказывать о животных, но вряд ли сам факт существования котиков — хорошая тема для публикации. Тогда что же о них писать? Решение предлагают ребята, которым запрещают заводить домашних любимцев. Например, как уговорить родителей взять кота или собаку. Интересно, правда?

Юные журналисты способны из огромного потока информации, который обычно сваливается на школьника, вылавливать правильные факты и использовать их в будущем. Им легко даются конспекты и пересказы, рефераты и тезисы.

2. Искать уникальную информацию

Журналист — это практически сыщик, который всеми возможными в рамках законодательства методами добывает нужную ему информацию. У него есть множество источников: интернет, книги, люди, личные наблюдения, документы, сарафанное радио. Журналисту важно решить поставленную задачу и довести до конца выбранное дело. Ведь работает он для жаждущих правды читателей или слушателей, а не только для себя.

Как правильно выбрать журфак. Плюсы и минусы столичных факультетов журналистики

Поиск информации для доклада или реферата — схожий процесс. Нужно заглянуть во все источники, чтобы текст получился интересным. Поэтому у детей-журналистов дело не заканчивается Википедией. Они находят такие факты, о которых даже не знает учитель, проверяют все доступные (а иногда и недоступные) источники.

3. Доказывать свою точку зрения

Законам логики в журналистике отводится особое место. Без дедукции и индукции, видов аргументов и доказательств вряд ли текст получится читаемым. Например, сложное, но очень важное задание для юных журналистов — это написать колонку-мнение на тему, которая действительно волнует. Отношения с родителями, пугающие интернет-розыгрыши, поведение одноклассников, некрасивая школьная форма… Только слов, чтобы рассказать об этом, не хватает — получаются банальные жалобы на несправедливость жизни. И тут на помощь приходит журналистика.

Когда мы с учениками учились писать рецензии, я расспрашивала юных журналистов о любимых книгах:

— Почему тебе нравится это произведение?

— Потому что оно интересное.

— А чем оно интересно?

— Тем, что там интересные истории.

В какой-то момент казалось, что всё. Тупик. Спасала только уйма дополнительных вопросов. Зато в следующий раз ребята сразу рассказывали и про сюжетные линии, и про героев, и про захватывающую концовку.

Навык находить аргументы поможет не только писать злополучные сочинения, но и публично говорить о том, как вы относитесь к той или иной ситуации. Неважно, из какой она сферы — бытовой, технической или гуманитарной. Есть аргументы — значит, к вам прислушаются. А тут и до решения задачи рукой подать.

4. Говорить, слушать и слышать

Один из самых распространённых стереотипов о журналистах — их болтливость. Считается, что мастера слова могут без остановки говорить-говорить-говорить обо всём на свете. На деле же оказывается, что журналисты очень любят молчать, вовремя комментировать и слушать, что скажет им собеседник. Ведь среди потока его речи может оказаться та крупица важной информации, ради которой затевалась беседа.

Как поступить в МГИМО. Рассказывает студентка журфака

Внимательно слушать нужно и на уроках. Особенно когда редактор дал серьёзное задание: написать о состоянии физики (химии, экономики) в современном мире и сравнить с тем, о чём рассказывают в школе.

5. Избавляться от страхов

Страх задать вопрос и показаться глупым исчезает практически навсегда. Журналист же имеет право интересоваться теми вещами, которые не знает. Иначе как он расскажет о них читателям, сам не понимая и половины сказанного собеседником. Значит, юному корреспонденту можно и нужно вовремя поднимать руку и просить учителя остановиться на непонятных моментах.

Кроме этого, детская редакция — маленький дружный коллектив, в котором от работы каждого зависит общее дело. В нём ребёнка выслушают, поддержат, узнают его точку зрения и подскажут, как поступить. Ситуация успеха (например, публикация материала на первой полосе) подарит уверенность в себе и за пределами кружка по журналистике. А это, естественно, намного важнее хорошо написанного текста.

Почему подростки держат своих родителей за идиотов

10 летних фильмов, которые нужно посмотреть с детьми

Создатели Физтех.Science учат смешно шутить про науку

Журналист – это человек, который сообщает нам новости.

Каждое утро в нашем почтовом ящике появляется свежая газета. И сейчас уже трудно представить себе те времена, когда не было ни газет, ни журналов, ни радио, ни телевидения. Люди не только не знали о том, что происходит в мире, но и о событиях в своей стране узнавали спустя годы.

Если надо было сообщить что-то важное, царь рассылал гонцов с царскими указами. Но людям хотелось знать ещё и о том, что происходило в соседних странах. А новости они в основном узнавали от купцов, посещавших заморские страны по торговым делам. Купцы рассказывали о всяких чудесах, происходящих там, а иногда пересказывали то, что сами услышали от других.

Помнишь у А. С. Пушкина «Сказку о царе Салтане», где по разным странам путешествуют торговцы и рассказывают новости:

Царь Салтан гостей сажаетЗа свой стол и вопрошает:»Ой, вы, гости-господа,Долго ль ездили? Куда?Ладно ль за морем, иль худо?И какое в свете чудо?»Корабельщики в ответ:»Мы объехали весь свет;За морем житьё не худо,В свете ж вот какое чудо:Остров на море лежит,Град на острове стоит,С златоглавыми церквами,С теремами и садами;Ель растёт перед дворцом,А под ней хрустальный дом…»

Но купцы приезжали редко, а людям хотелось знать, что происходит вокруг, не дожидаясь их приезда. Поэтому примерно полторы тысячи лет назад появилась первая газета. Появилась она в Древнем Китае. Она совсем не была похожа на современную, а скорее напоминала письмо, содержащее новости. Переписывалась газета от руки. Писали её специальные люди – писцы.

Их труд был очень тяжёлым. Им нужно было не просто понятно и интересно изложить новости, но ещё и иметь красивый почерк, чтобы всё было написано разборчиво.

Почти пятьсот лет назад такая же рукописная газета появилась и у нас в стране. Она была совсем маленькая, меньше тетрадного листочка. Первыми её читателями были царь и его слуги – бояре.

Газета была очень популярна, но переписывать её было очень долго и трудно, поэтому решили печатать газеты в специальных помещениях – типографиях.

Печатный текст, букву за буквой, вырезали на деревянной доске. Её намазывали краской и прикладывали к бумаге. (Если ты когда-нибудь видел, как ставят печать, тебе будет более понятно, как это делалось.) Получался оттиск, то есть один экземпляр газеты. Сколько нужно было экземпляров, столько раз и прикладывали бумагу к деревянной доске. Первую печатную газету выпустили по указу царя Петра Первого 300 лет назад. Она называлась «Ведомости». Потом деревянную доску заменили на металлическую – более прочную. Люди читали газеты и становились образованнее.

Сегодня у нас в стране выходит очень много газет: больших и маленьких, тонких (всего на одну страницу) и толстых (10 страниц и больше). Есть газеты чёрно-белые, а есть цветные. Но все они очень важны и нужны. Они помогают нам узнавать новое, повышают наш интеллект. Благодаря газетам мы узнаём, что происходит в нашей стране и в других странах.

Поэтому, как ты теперь знаешь, профессия журналиста очень важная и почётная. Он первым узнаёт все новости, а потом рассказывает их нам.

Если где случилось что-то,Он об этом должен знать.Написать, добавить фотоИ в газету отослать.Полететь за новостямиМожет он на край земли,Для того чтобы мы с вамиЭти новости прочли.Про тайфун, про наводненье,Кто в футболе чемпион,Про рекорд, землетрясеньеРаньше всех напишет он.Знаем мы в своей квартире,Что и где случилось в мире,Потому что знает этоРаньше всех его газета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *