Программа кружка по рукоделию

Цитата:
“Ребята! У нас тут не обсуждение национальных языков, а конкурс на лучшее название клуба. А вам молодой человек должно быть несколько стыдно вступать в подобные перепалки, вы если участвуете, то участвуйте — нет, перейдите на другой форум пожалуйста.”
А я дал названия, которые по-моему мнению очень подходят для вашего клуба
а про несоответствие нашего якутского языка для название высказались выше. Им видите только русское название подходит. Им видите ли длинные (двойные согласные мешают и якутские звуки (буквы).. разве это не национализм и шовинизм чистой воды? Для них видите ли все должно быть сладостным только для русского уха. Им видите ли, лай собаки милее чем якутская речь.
Я ни где не встречал народа который бы стеснялся своего родного языка, и с людьми представляющими их национальность, чтобы разговаривали на языке националистов-шовинистов гегемонов. Которые пользуясь очень культурным воспитанием всех якутов нагло заявляют: зачем вам ваш родной язык, вы же все знаете русский. Сказать такое другим нардам не хватит ни смелости, не наглости, а якутам значит можно?
Так что ты прекращай наговаривать на меня. Это не я вступаю перепалки, Это те кто ставят препоны, преграды якутскому языку есть провокаторы, которые подыгрывают шовинистам.
Совсем все перепутали, где есть национализм и национальная перепалка, обделение и разделение людей по национальному признаку.
Якуты ни когда не делили людей по национальному признаку, как другие.. Якуты все знают русский и якутский языки, а некоторые этим пользуются. Еще могут даже заявить такое. Если говорите на своем языке, то переводите на русский тоже.. – обалдеть можно, когда они сами, если захотят знать обсуждаемое, должны были выучить язык народа, где они живут. Или приходить со своим переводчиком. Нет, они знают, что якуты им еще и переведут и расскажут на их языке. – Наглость. Почему якуты все говорят по-русски и на своем с рождения? У якутов что, мозг намного продвинутее чему них, или у них он жиже? Нет конечно. Просто им они снисходительны ко всем другим. Выпячивают только свое родное, а на родное других народов им наплевать.
Докажите что вы не такие, и назовите свой клуб якутским названием!

Рабочая образовательная программа

дополнительного образования детей

кружка декоративно- прикладного искусства

«Смастеримка»

Возраст детей 8-10 лет

Срок реализации: 1 год

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке «Смастеримка» — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами буду начинать с более простых поделок, то есть четвёртому классу даётся более сложная работа, нежели малышам.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа кружка «Смастеримка » рассчитана на детей с 8 до 10 лет, то есть со 2 класса по 4 класс. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.

Рекомендуемый минимальный состав группы – 15 человек.

Цель программы — создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

– научить ребёнка создавать поделки из цветной бумаги, природного материала, фольги и фантиков,

— научить работать с ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, со скорлупами, гофрированной бумагой.

Задачи программы

Обучающие:

v закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

v обучение умению планирования своей работы;

v обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

v обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

v развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

v развитие образного мышления и воображения;

v создание условий к саморазвитию учащихся;

v развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

v воспитание уважения к труду и людям труда;

v формирование чувства коллективизма;

v воспитание аккуратности;

v экологическое воспитание обучающихся;

v развитие любви к природе.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

v доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

v наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

v демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

v научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

v «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

v словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

v наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

v практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

v объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

v репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

v частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

v исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

v фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

v индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

v групповой – организация работы в группах;

v индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего «Я». При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся:

– в классе,
– в школе

• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 1 года.

1. Работа с природным материалом (4 ч.)

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

2. Работа с бумагой и картоном (4 ч.)

Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.

3. Театр из конусов (4 ч.)

Формы конуса. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий), преобразование квадрата в куб и квадрата в брусок путем складывания и надрезания.

4. Работа с фольгой, фантиками (4 ч.)

Все дети любят сладкое. Но когда конфета или шоколад съедены, то кроме приятного вкуса во рту от них остаются еще красивые блестящие бумажки-упаковки — фольга. И мало кто знает, что из фольги можно сделать занимательные поделки, приводящие в восторг ваших знакомых и друзей. Ведь фольга — прекрасный материал для изготовления всяких поделок — полезных и увлекательных, например, забавных зверушек и украшений, которые будут выглядеть почти как настоящие драгоценности или посуды, из которой можно по-настоящему есть и пить.

Свойства фольги. Положительные и отрицательные качества фольги.

5. Работа с ракушками, песком (3 ч.)

Использование ракушек для украшения цветочных горшков.

6. Работа с соленым тестом (4 ч.)

Из истории соленого теста

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.
В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.
Как приготовить соленое тесто
Основной материал для изготовления изделий из соленого теста: мука высшего сорта — пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная пропорция для замеса соленого теста:на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции мягкого пластилина.
В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей ).
Для изготовления небольшой композиции замесите тесто в следующем количестве:
— Соль — 200 г;
— Мука — 500 г;
— Вода — примерно 250 мл (количесство воды зависит от вида муки, необходимости добавки клея или масла);
— Клей — 2ст.ложки.
Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться эластичным.
Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.

Для раскраски просушенных изделий используют гуашь или природные красители. Конечный этап — изделия покрывается безцветным быстро сохнущим глянцевым лаком.

7. Работа с цветными нитками (4 ч.)

Виды и свойства ниток. Способы изготовления изделий из ниток.

8. Работа со скорлупками (4 ч.)

Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твердости приближается к мрамору. Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск.

В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов.

При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой пленке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.

Способы изготовления изделий из скорлупы ореха. Аппликация с использованием яичной скорлупы. Виды работ из яичной скорлупы.

9. Работа с гофрированной бумагой (3 ч.)

О гофрированной бумаге. Основные приемы работы. Изготовление поделок.

Техника изготовления розы из гофрированной бумаги. Валентинка, которая превращается в гирлянду из сердечек.

Учебно – тематический план

кружкового объединения «Смастеримка»

Тема

Количество часов

Работа с природным материалом

4

Работа с бумагой

4

Театр из конусов

4

Работа с фольгой, фантиками

4

Работа с ракушками, песком

3

Работа с соленым тестом

4

Работа с цветными нитками

4

Работа со скорлупами

4

Работа с гофрированной бумагой

3

Всего

34

Тематическое планирование кружкового объединения » Смастеримка «

№ п/п

Раздел, тема

Количество

часов

Цели

Оборудование и материалы

Работа с природным материалом

4

1. Научить детей делать поделки из разных

природных материалов.

2. Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.

3. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.

4. Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей.

Кора березы, засушенные листья, семечки подсолнечника, шишки, плоды ясеня, веточки деревьев, ножницы, клей ПВА

«Осенний букет»

«Сова»

«Домик «

«Дружная семейка на прогулке»

Работа с бумагой

1.Научить детей правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами.

2.Закрепить умение самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой,

срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.

Полоски цветной бумаги, листы бархатной бумаги, ножницы, клей.

«Птичка»

«Гвоздики для дедушек»

«Домик»

4.»Мамочке любимой»

Театр из конусов

1. Уточнить представления детей о свойствах бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается.

2. Закрепить умение вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания.

3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Белая, цветная бумага, ножницы, клей ПВА

«Мышки»

«Царевна лягушка»

«Тигр»

«Морячок»

Работа с фольгой, фантиками

1.Закрепить у детей умение выполнять работу из фантиков, фольги.

2.Формировать умение делать объемные игрушки из фантиков.

3.Закреплять свойства материалов. Использовать в работе полученные ранее знания.

Цветная жесткая фольга, фантики от конфет, клей, ножницы, палочки, зубочистки

«Мимоза»

«Удивительное дерево»

«Волшебная бабочка»

Изготовление игрушек к Новому году

Работа с ракушками, песком

1. Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из различных природных материалов.

2. Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.

Морские ракушки, песок, цветные мелки, гуашь, кисточки, клей.

«Цветочные горшки»

«Жар-птица»

«Мышка»

Работа с соленым тестом

1. Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).

2. Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее.

Прочный картон, шаблоны, мука, соль, вода, цветные краски, кисти.

«Рисуем тестом»

«Милые сердечки»

«Подсолнух»

«Божья коровка»

Работа с цветными нитками

1. Научить детей делать поделки из нового материала (разноцветных ниток).

2. Познакомить с новым способом изготовления – отклеивание объемных форм цветными нитками.

3. Развивать интерес к работе, желание выполнять работу до конца и порадоваться вместе со всеми детьми за достигнутые успехи.

Обрезки цветных ниток (шерстяных, мулине), картон, заготовки конусов, клей.

«Лебеди»

«Ваза с цветами»

» Снеговик «

» Кролик «

Работа со скорлупками

1. Научить детей работать с хрупким материалом – скорлупой яиц.

2. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

Белая бумага, краски, кисти, скорлупки яиц,

ореховая скорлупа.

«Божья коровка»

«Клоун»

«Утенок»

» Золотая рыбка «

Работа с гофрированной бумагой

1.Закреплять у детей умение работать с разнообразным материалом, изготавливать поделки, радоваться результатам своего труда.

2. Развивать инициативу, фантазию, творчество, дружеские взаимоотношения.

Гофрированная цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

«Розочки»

» Валентинка, которая превращается в гирлянду из сердечек.»

» Яблоневый цвет»

Учебно-методическое обеспечение.

1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.

2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.

3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по

охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.

5. Материалы и инструменты.

6. Компьютер для показа презентаций.

Рабочая программа кружка «Креативное рукоделие»

МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 56»

Ленинского района г. Саратова

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/ Н.В.Михейчик/

Протокол №_____________ от

«____»_____________2017г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №56»

_________/ О.В.Угрюмова /

«____»____________2017 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №56»

___________/ М. Н. Радаева / Приказ № ______________от

«_____»___________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Креативное рукоделие»

учителя технологии

Герасимовой Екатерины Александровны

г. Саратов
2017 – 2018 учебный год

1. Пояснительная записка

1.1 Введение

Рабочая программа кружка «Креативное рукоделие» составлена для учащихся 5-7 классов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Кружок – это добровольное объединение учащихся, проявляющих интерес к практической работе в той или иной области художественной обработки материалов.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи. Уже в школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определяющую роль в их воспитании.

Художественная обработка материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом. Одновременно с этим она представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

1.2 Цели и задачи

Интерес к прикладному творчеству у детей велик. Они любят мастерить, шить, вышивать, плести бисером. Это стремление надо развивать и поддерживать, предлагая те виды работы, которые нравятся детям.

Внеклассная работа, являясь составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интересы к истории народного творчества, уважения к людям труда, достояниям России.

В современных условиях, когда дети буквально завалены механическими игрушками, готовыми изделиями, вместо того чтобы играть, привыкают к тому, чтобы их забавляли: изготовление мягкой игрушки, вышивки и т.п. своими руками станет одним из средств для развития индивидуальности и творческой личности.

Цель программы:

  • обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;

  • формирование практических и трудовых навыков, творческой активности, воспитание художественного вкуса;

  • открытие детям прекрасного мира декоративно – прикладного искусства;

  • вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно;

  • воспитание уважительного отношения к человеку-творцу и истории нашей;

  • содействие жизненному самоопределению учащихся.

Задачи программы:

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

  • учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, бумаги и картона, пряжи, бросового и природного материала;

  • научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

  • познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

  • обучить технологиям разных видов рукоделия.

Воспитательные:

  • приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

  • побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);

  • способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

  • развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей, гордится своей выполненной работой;

  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Развивающие:

  • развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, внимание; трудолюбие; терпение; наблюдательность;

  • развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

  • развивать положительные эмоции и волевые качества;

  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

  • развивать моторику рук, чувство меры, глазомер.

В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

  1. Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия.

  2. Другими словами, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и т. п.

  3. Опора на личностно- ориентированный подход в образовании и игровые технологии.

  4. Учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.

Педагогические принципы.

  • Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития – главный принцип работы.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

  1. ведущие виды деятельности:

  • игровая деятельность: в обучении прикладному творчеству радостные переживания детей, связанные с изготовлением поделок для общей пользы, являются весьма действенным средством воспитания любви к труду;

  • учебная деятельность: дети учатся выполнять требования педагога, соблюдать дисциплину труда и пр.;

  • учебная деятельность и личностное общение: на занятиях принято раскрепощенное, уважительное общение детей друг с другом; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете. Потребность детей в общении реализуется в досуговой деятельности, при выполнении коллективных работ и посещении различных мероприятий;

  • профессионально направленное обучение: осознанное отношение к учебной деятельности, педагоги стараются поощрять самостоятельный творческий поиск, поддерживать интерес к профессиональной специальной литературе по предмету изучения.

  1. потребности, интересы учащихся;

  2. уровень развития первичного коллектива;

  3. уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.

К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:

  • осознание и признание права личности быть не похожей на других;

  • проявление уважения к личности;

  • предоставление права на свободу выбора;

  • оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

  • умение смотреть на проблему глазами ребенка;

  • учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).

Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.

  • Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.

Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • — принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • владеть монологической и диалогической формой речи.

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте;

  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

  • подводить под понятие;

  • устанавливать аналогии;

  • Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

  • расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  • познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

  • познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

  • достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • сформировать систему универсальных учебных действий;

  • сформировать навыки работы с информацией.

2.1 Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности

В ходе реализации программы внеурочной деятельности по художественно-эстетической направлению «Креативное рукоделие» обучающиеся должны:

Знать/понимать:

  • историю возникновения декоративно-прикладного искусства,

  • различные виды ДПИ,

  • сведения о материалах, инструментах, приспособлениях,

  • основные элементы составления композиции,

  • основные цвета спектра.

Уметь:

  • подбирать материалы для композиции,

  • готовить материалы к работе,

  • выполнять эскизы,

  • выполнять простые творческие работы (аппликации, панно и т.д.)

  • оценивать выполненные работы, выявлять особенности,

  • выполнять мини-проект.

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы), так и районные, городские. Поделки, сувениры используются в качестве подарков для друзей, учителей, ветеранов, родителей и т.д.; для оформления интерьера школы

2.2 Форма учета знаний и умений для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности

Формы подведения итогов

Критерии оценки:

  • оценивается идея, название работы, степень самостоятельности, качество исполнения, эстетический уровень;

  • оценивается умение описывать композицию в целом и в деталях; умение проводить сравнительный анализ своей работы и работ учащихся;

  • оценивается наблюдательность и фантазия, умение видеть необычное в обычном;

  • оценивается интерес к специальной литературе по прикладному творчеству;

  • оценивается свободное владение техническими приемами;

  • оценивается устойчивость теоретических знаний по предметам обучения;

  • оценивается умение проводить самоанализ и самокритику;

  • оценивается степень участия в коллективных формах работы.

Формы контроля.

  • оценка педагога;

  • оценка учащихся;

  • самооценка своей работы;

  • отбор работы на выставки;

  • участие в конкурсах.

Стимулы: похвала, поддержка, отбор работы на выставку, награждение грамотой, ценным призом.

Содержание программы курса «Креативное рукоделие»

    1. Вводное занятие. (1 час)

История развития рукоделий. Знакомство с программой и правилами поведения в мастерской. Режим работы. Правила техники безопасности. Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни.

    1. Лоскутное царство (21 час)

В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.

Беседа «Виды декоративно – прикладного творчества». Виды и свойства тканей. Основные операции по шитью. Разнообразие поделок. Идеи для изготовления поделки. Подбор материалов, инструментов. Изготовление выкроек-заготовок. Создание поделки из лоскутов.

Практические работы

Изготовление брелков, игольниц, прихватки, зверюшек.

    1. Предновогодние хлопоты (11 часов)

Беседа «История и традиции празднования Нового года». Символ года – собачка. Изготовление новогоднего сувенира. Анализ вариантов изделия. Выбор техники исполнения, композиции будущего изделия. Беседа «История появления елочных игрушек». Мастерская елочных украшений. Требования к ёлочным украшениям.

Практические работы

Изготовление сувенира к Новому году. Изготовление украшений на ёлку.

    1. Открытки по поводу и без. (7 часов)

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества.

Знакомство с Интернет-ресурсами. Беседа «Из истории происхождения бумаги, ножниц». ТБ при работе с ножницами. Знакомство с понятием СКРАПБУКИНГ. Порядок создания открыток из бумаги. Построение чертежа, выбор цвета.

Практические работы

Построение чертежа, оформление, сборка открыток. Создание цветов и заготовок для открыток.

    1. Фантазии из фетра (11 часов)

Такой популярный среди рукодельниц материал, как фетр — это довольно плотная спрессованная шерстяная масса, которая нарезана на листы определенных размеров или закатана в рулоны. Для чего можно использовать фетр? Все зависит только от вашей фантазии! Игрушки и поделки из фетра сейчас пользуются большой популярностью. Из фетра можно шить различные украшения (брошки и подвески), декорировать им обложки блокнотов и фотоальбомов, украшать подушки и покрывала.

Беседа «Что такое фетр». Виды фетра. Инструменты и приспособления для работы с фетром. Изучение эскизов и технологий. Анализ создания миниатюр из фетра.

Практические работы

Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Изготовление мини – сувениров: брелков, закладок для книг, брошей, украшений.

    1. Чудесная ниточка (5 часов)

Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы. Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.

Текстильные материалы. Беседа «Разнообразие ниток для вышивки».

Материалы, инструменты. Техника объемной вышивки. Проектирование изделия, украшенного объемной вышивкой.

Практические работы

Изготовление панно с элементами объемной вышивки. Украшения.

    1. Обереговая кукла (5 часов)

Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.

Беседы «Народная кукла.» и «Русские обряды и традиции.» Бесшовные куклы. Материалы, инструменты. Варианты изделий. Основный приёмы изготовления. Кукла «Кубышка-травница», «Хозяйка-рукодельница».

Практические работы

Изготовление бесшовной куклы, куклы «Кубышка-травница»

    1. Не спешите выбрасывать! (6 часов)

Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.

Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

Урок-путешествие в «Экоград», виды резервных материалов и способы их обработки, резервы в рукоделии и их применение. Инструменты и приспособления. Изучение эскизов и технологий. Идеи для поделок.

Практическая работа

Выполнение панно из компакт – дисков. Веер из одноразовых вилок. Подставка под горячее из прищепок.

    1. Итоговое занятие (1 час)

Подведение итогов за прошедший учебный год, анализ выполненных работ. «Креативное рукоделие в моем понимании».
Мониторинг качества знаний воспитанников.

Методическое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение
— мастерская по обработке ткани и волокнистых материалов;
— телевизор, компьютер, принтер;
— дидактические материалы, наглядные пособия;

Материалы:
— ткани;
— нитки: катушечные, мулине, ирис, тесьма, шерстяная пряжа;

Литература и интернет ресурсы

Литература, рекомендуемая детям

Книга для девочек / сост. О. Н. Кагановская. – М., 1995.

Моя первая книга по рукоделию. – М., 1995.

Верхола А. Елочные игрушки из фетра. – СПб; «Питер», 2016г

Молли Годдард Вязаные игрушки. – Издательская группа «Контэнт», 2003

Николь Боттон Мягкие игрушки своими руками. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007

Рукоделие / сост. С. Рожков. – М., 1994.

Рукоделие для детей / сост. М. Калинич, Л. Павловская, В. Савиных. – Минск, 1997.

Ханашевич, Д. Р. Подружки-рукодельницы: альбом по вязанию спицами и крючком. – М., 1984.

Энциклопедия рукоделия.- М.: Ниола-Пресс, 1997

Тематический план

Факт-и

Вводное занятие

Лоскутное царство

Вводное занятие

Шитьё брелка «Слоник»

Шитьё игрушки «Медвежонок»

Шитьё игрушки «Совёнок»

Шитьё брелка «Щенок»

Изготовление различных игольниц

Изготовление прихватки из лоскутов

Шитьё игрушки-сплюшки «Зайка»

Шитье подушки-игрушки

Шитьё объемной «Лошадки»

Предновогодние хлопоты

Вводное занятие

Шитьё интерьерной игрушки «Ёлочка»

Шитьё символа года «Собачка»

Изготовление новогодних сувениров

Изготовление текстильных ёлочных игрушек

Открытки по поводу и без

Вводное занятие

Изготовление заготовок и цветов

Сборка и оформление открыток

Фантазии из фетра

Вводное занятие

Изготовление брелков

Изготовление закладок для книг

Изготовление брошей

Изготовление украшений для волос

Чудесная ниточка

Вводное занятие

Изготовление декоративного панно

Обереговая кукла

Вводное занятие

Изготовление куклы «Кубышка-травница»
Изготовление куклы «Хозяйка-рукодельница»

Не спешите выбрасывать!

Вводное занятие

Выполнение панно из компакт – дисков

Изготовление веера из одноразовых вилок.

Изготовление подставки под горячее из прищепок.

Итоговое занятие

Итого

Фотографии работ по плану (примерные).

Брелок -игрушка «Слоник»

    1. Игрушка «Медвежонок»

    1. Игрушка «Совенок»

2.4 Брелок «Щенок»

2.5 Игольницы

2.6 Прихватка

2.7 Игрушка-сплюшка «Зайка»

2.8 Подушки-игрушки

2.9 Игрушка «Лошадка»

  1. Предновогодние хлопоты.

3.1 Интерьерная игрушка «Ёлочка»

3.2 Символа года «Собачка»

3.3 Новогодние сувениры

3.4 Новогодние игрушки

  1. Открытки по поводу и без.

  1. Открытки

  1. Фантазии из фетра.

5.1 Брелки из фетра

5.2 Закладки для книг из фетра

5.3 Броши из фетра

5.4 Украшения для волос из фетра

  1. Чудесная ниточка.

  1. Обереговая кукла.

Объемная вышивка

Обереговая кукла

  1. Не спешите выбрасовать!

8.1 Панно из компакт-дисков

8.2 Веер из одноразовых вилок

8.3 Подставки под горячее из прищепок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *