Программа по логопедии

План индивидуальных логопедических занятий

План

индивидуальных

логопедических занятий

Методы логопедического воздействия

(упражнения, игры)

Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

«Сказка о весёлом язычке».

Подготовка к постановке звука .

развитие артикуляционной моторики.

развитие дыхания.

развитие ручной моторики.

развитие неречевых психических функций.

формирование фонематических процессов.

Игры и упражнения:

— «Улыбка», «Трубочка», «Наказать непослушный язычок», «Лопаточка», «Почистим зубки», «Горка», «Подуем с горки».

Игры и упражнения:

— игры с движением;

— игры со специальными игрушками;

— упражнения с предметами.

Игры и упражнения:

— упражнения на развитие силы, точности, координации, синхронности движений пальцев рук (мозаика, разрезные картинки, палочки, крупа, обводка и раскрашивание)

— пальчиковая гимнастика.

Игры и упражнения:

— игры, направленные на развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Игры и упражнения:

— игры и упражнения на уточнение слухового образа звука;

— упражнения на выделение звука на фоне слога, слова.

Постановка звука .

знакомство с артикуляционным укладом изучаемого звука.

постановка звука.

Упражнения:

— показ артикуляции перед зеркалом;

— показ профиля данного звука;

— показ положения языка кистью руки.

Автоматизация звука в речи.

введение звука в:

— слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных);

— слова (начало, середина, конец слова);

— словосочетания;

— предложения;

— связную речь.

развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

Упражнения:

— произнесение слогов, слов, предложений;

— работа с картинками;

— работа над сложным предложением;

— пересказ;

— составление рассказов с использованием лексического материала, насыщенного изучаемым звуком;

— заучивание и проговаривание чистоговорок, стихов и скороговорок;

Игры и упражнения:

— упражнения на определение первого и последнего звука, количества и последовательности звуков в слоге или слове, расположения заданного звука по отношению к другим звукам;

— упражнения на подбор слова на заданный звук или слог, придумывание слова по количеству звуков или слогов, подбор картинок на заданный звук, преобразование слов.

Подготовка и постановка звука .

развитие артикуляционной моторики.

развитие дыхания.

развитие ручной моторики.

развитии неречевых психических функций.

формирование фонематических процессов.

знакомство с артикуляционным укладом изучаемого звука.

постановка звука.

Игры и упражнения:

— «Улыбка», «Трубочка», «Наказать непослушный язычок», «Лопаточка», «Почистим зубки», «Горка», «Подуем с горки».

Игры и упражнения:

— игры с движением;

— игры со специальными игрушками;

— упражнения с предметами.

Игры и упражнения:

— упражнения на развитие силы, точности, координации, синхронности движений пальцев рук (мозаика, разрезные картинки, палочки, крупа, обводка и раскрашивание)

— пальчиковая гимнастика.

Игры и упражнения:

— игры, направленные на развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Игры и упражнения:

— игры и упражнения на уточнение слухового образа звука;

— упражнения на выделение звука на фоне слога, слова.

Упражнения:

— показ артикуляции перед зеркалом;

— показ профиля данного звука;

— показ положения языка кистью руки.

Автоматизация звука в речи.

введение звука в:

— слоги (открытые, со стечением согласных);

— слова (начало, середина слова);

— словосочетания;

— предложения;

— связную речь.

развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

Упражнения:

— произнесение слогов, слов, предложений;

— работа с картинками;

— работа над сложным предложением;

— пересказ;

— составление рассказов с использованием лексического материала, насыщенного изучаемым звуком;

— заучивание и проговаривание чистоговорок, стихов и скороговорок;

Игры и упражнения:

— упражнения на определение первого и последнего звука, количества и последовательности звуков в слоге или слове, расположения заданного звука по отношению к другим звукам;

— упражнения на подбор слова на заданный звук или слог, придумывание слова по количеству звуков или слогов, подбор картинок на заданный звук, преобразование слов.

Подготовка к постановке звука .

Постановка звука .

Сравнение смешиваемых звуков на материале:

— звуков;

— слогов;

— слов;

— словосочетаний;

— предложений;

— в связной речи.

Знакомство с артикуляционным укладом изучаемого звука.

— постановка звука.

Игры и упражнения:

— «Улыбка», «Трубочка», «Наказать непослушный язычок», «Лопаточка», «Почистим зубки», «Горка», «Подуем с горки».

Игры и упражнения:

— игры с движением;

— игры со специальными игрушками;

— упражнения с предметами.

Игры и упражнения:

— упражнения на развитие силы, точности, координации, синхронности движений пальцев рук (мозаика, разрезные картинки, палочки, крупа, обводка и раскрашивание)

— пальчиковая гимнастика.

Игры и упражнения:

— игры, направленные на развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Игры и упражнения:

— игры и упражнения на уточнение слухового образа звука;

— упражнения на выделение звука на фоне слога, слова.м. «I этап. Подготовка к постановке звука «.

Упражнения:

— показ артикуляции перед зеркалом;

— показ профиля данного звука;

— показ положения языка кистью руки.

Автоматизация звука в речи.

Введение звука в:

— слоги (закрытые, открытые, со стечением согласных);

— слова (начало, середина, конец слова);

— словосочетания;

— предложения;

— связную речь.

Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

Упражнения:

— произнесение слогов, слов, предложений;

— работа с картинками;

— работа над сложным предложением;

— пересказ;

— составление рассказов с использованием лексического материала, насыщенного изучаемым звуком;

— заучивание и проговаривание чистоговорок, стихов и скороговорок;

Игры и упражнения:

— упражнения на определение первого и последнего звука, количества и последовательности звуков в слоге или слове, расположения заданного звука по отношению к другим звукам;

— упражнения на подбор слова на заданный звук или слог, придумывание слова по количеству звуков или слогов, подбор картинок на заданный звук, преобразование слов.

Дифференциация звуков

– .

Сравнение смешиваемых звуков на материале:

— звуков;

— слогов;

— слов;

— словосочетаний;

— предложений;

— в связной речи.

Игры и упражнения:

— упражнения на уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков на речевом материале, насыщенном дифференцируемыми звуками.

Подготовка к постановке звука .

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие дыхания.

Развитие ручной моторики.

Развитие неречевых психических функций.

Формирование фонематических процессов.

Игры и упражнения:

— «Улыбка», «Трубочка», «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Качели», «Грибок», «Вкусное варенье», «Чашечка».

Игры и упражнения:

— игры с движением;

— игры со специальными игрушками;

— упражнения с предметами.

Игры и упражнения:

— упражнения на развитие силы, точности, координации, синхронности движений пальцев рук (мозаика, разрезные картинки, палочки, крупа, обводка и раскрашивание и т.д.);

— пальчиковая гимнастика.

Игры и упражнения:

— игры, направленные на развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Игры и упражнения:

— игры и упражнения на уточнение слухового образа звука;

— упражнения на выделение звука на фоне слога, слова.

Постановка звука .

Знакомство с артикуляционным укладом изучаемого звука.

Постановка звука.

Упражнения:

— показ артикуляции перед зеркалом;

— показ профиля данного звука;

— показ положения языка кистью руки.

Автоматизация звука в речи.

Введение звука в:

— слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных);

— слова (начало, середина, конец слова);

— словосочетания;

— предложения;

— связную речь.

Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

Упражнения:

— произнесение слогов, слов, предложений;

— работа с картинками;

— пересказ; составление рассказов с использованием лексического материала, насыщенного изучаемым звуком;

— заучивание и проговаривание чистоговорок, стихов и скороговорок;

Игры и упражнения:

— упражнения на определение первого и последнего звука, количества и последовательности звуков в слоге или слове, расположения заданного звука по отношению к другим звукам;

— упражнения на подбор слова на заданный звук или слог, придумывание слова по количеству звуков или слогов, подбор картинок на заданный звук, преобразование слов.

Дифференциация звуков

– .

Сравнение смешиваемых звуков на материале:

— звуков;

— слогов;

— слов;

— словосочетаний;

— предложений;

— в связной речи.

Игры и упражнения:

— упражнения на уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков на речевом материале, насыщенном дифференцируемыми звуками.

Подготовка и постановка звука .

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие дыхания.

Развитие ручной моторики.

Развитие неречевых психических функций.

Формирование фонематических процессов.

Знакомство с артикуляционным укладом изучаемого звука.

Постановка звука.

Игры и упражнения:

— «Улыбка», «Трубочка», «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Качели», «Грибок», «Вкусное варенье», «Чашечка».

Игры и упражнения:

— игры с движением;

— игры со специальными игрушками;

— упражнения с предметами.

Игры и упражнения:

— упражнения на развитие силы, точности, координации, синхронности движений пальцев рук (мозаика, разрезные картинки, палочки, крупа, обводка и раскрашивание и т.д.);

— пальчиковая гимнастика.

Игры и упражнения:

— игры, направленные на развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Игры и упражнения:

— игры и упражнения на уточнение слухового образа звука;

— упражнения на выделение звука на фоне слога, слова.

Упражнения:

— показ артикуляции перед зеркалом;

— показ профиля данного звука;

— показ положения языка кистью руки.

Автоматизация звука в речи.

Введение звука в:

— слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных);

— слова (начало, середина, конец слова);

— словосочетания;

— предложения;

— связную речь.

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Упражнения:

— произнесение слогов, слов, предложений;

— работа с картинками;

— пересказ; составление рассказов с использованием лексического материала, насыщенного изучаемым звуком;

— заучивание и проговаривание чистоговорок, стихов и скороговорок;

Игры и упражнения:

— упражнения на определение первого и последнего звука, количества и последовательности звуков в слоге или слове, расположения заданного звука по отношению к другим звукам;

— упражнения на подбор слова на заданный звук или слог, придумывание слова по количеству звуков или слогов, подбор картинок на заданный звук, преобразование слов.

Дифференциация звуков

– .

Сравнение смешиваемых звуков на материале:

— звуков;

— слогов;

— слов;

— словосочетаний;

— предложений;

— в связной речи.

Игры и упражнения:

— упражнения на уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков на речевом материале, насыщенном дифференцируемыми звуками.

Дифференциация звуков

– .

Сравнение смешиваемых звуков на материале:

— звуков;

— слогов;

— слов;

— словосочетаний;

— предложений;

— в связной речи.

Игры и упражнения:

— упражнения на уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков на речевом материале, насыщенном дифференцируемыми звуками.

Подготовка к постановке звука .

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие дыхания.

Развитие ручной моторики.

Развитие неречевых психических функций.

Формирование фонематических процессов.

Игры и упражнения:

— «Улыбка», «Трубочка», «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Качели», «Грибок», «Вкусное варенье», «Чашечка».

Игры и упражнения:

— игры с движением;

— игры со специальными игрушками;

— упражнения с предметами.

Игры и упражнения:

— упражнения на развитие силы, точности, координации, синхронности движений пальцев рук (мозаика, разрезные картинки, палочки, крупа, обводка и раскрашивание и т.д.);

— пальчиковая гимнастика.

Игры и упражнения:

— игры, направленные на развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Игры и упражнения:

— игры и упражнения на уточнение слухового образа звука;

— упражнения на выделение звука на фоне слога, слова.

Постановка звука .

Знакомство с артикуляционным укладом изучаемого звука.

Постановка звука.

Упражнения:

— показ артикуляции перед зеркалом;

— показ профиля данного звука;

— показ положения языка кистью руки.

Автоматизация звука в речи.

Введение звука в:

— слоги (закрытые, открытые, со стечением согласных);

— слова (начало, середина, конец слова);

— словосочетания;

— предложения;

— связную речь.

— развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Упражнения:

— произнесение слогов, слов, предложений;

— работа с картинками;

— пересказ; составление рассказов с использованием лексического материала, насыщенного изучаемым звуком;

— заучивание и проговаривание чистоговорок, стихов и скороговорок;

Игры и упражнения:

— упражнения на определение первого и последнего звука, количества и последовательности звуков в слоге или слове, расположения заданного звука по отношению к другим звукам;

— упражнения на подбор слова на заданный звук или слог, придумывание слова по количеству звуков или слогов, подбор картинок на заданный звук, преобразование слов.

Подготовка и постановка звука .

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие дыхания.

Развитие ручной моторики.

Развитие неречевых психических функций.

Формирование фонематических процессов.

Знакомство с артикуляционным укладом изучаемого звука.

Постановка звука.

Игры и упражнения:

— «Улыбка», «Трубочка», «Наказать непослушный язычок», «Лопаточка», «Почистим зубки», «Горка», «Подуем с горки».

Игры и упражнения:

— игры с движением;

— игры со специальными игрушками;

— упражнения с предметами.

Игры и упражнения:

— упражнения на развитие силы, точности, координации, синхронности движений пальцев рук (мозаика, разрезные картинки, палочки, крупа, обводка и раскрашивание)

— пальчиковая гимнастика.

Игры и упражнения:

— игры, направленные на развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Игры и упражнения:

— игры и упражнения на уточнение слухового образа звука;

— упражнения на выделение звука на фоне слога, слова.

Упражнения:

— показ артикуляции перед зеркалом;

— показ профиля данного звука;

— показ положения языка кистью руки.

Автоматизация звука в речи.

Введение звука в:

— слоги (закрытые, открытые, со стечением согласных);

— слова (начало, середина, конец слова);

— словосочетания;

— предложения;

— связную речь.

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Упражнения:

— произнесение слогов, слов, предложений;

— работа с картинками;

— пересказ; составление рассказов с использованием лексического материала, насыщенного изучаемым звуком;

— заучивание и проговаривание чистоговорок, стихов и скороговорок;

Игры и упражнения:

— упражнения на определение первого и последнего звука, количества и последовательности звуков в слоге или слове, расположения заданного звука по отношению к другим звукам;

— упражнения на подбор слова на заданный звук или слог, придумывание слова по количеству звуков или слогов, подбор картинок на заданный звук, преобразование слов.

Дифференциация звуков

– —

Сравнение смешиваемых звуков на материале:

— звуков;

— слогов;

— слов;

— словосочетаний;

— предложений;

— в связной речи.

Игры и упражнения:

— упражнения на уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков на речевом материале, насыщенном дифференцируемыми звуками.

Подготовка к постановке звука .

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие дыхания.

Развитие ручной моторики.

Развитие неречевых психических функций.

Формирование фонематических процессов.

Игры и упражнения:

Игры и упражнения:

— игры с движением;

— игры со специальными игрушками;

— упражнения с предметами.

Игры и упражнения:

— упражнения на развитие силы, точности, координации, синхронности движений пальцев рук (мозаика, разрезные картинки, палочки, крупа, обводка и раскрашивание и т.д.);

— пальчиковая гимнастика.

Игры и упражнения:

— игры, направленные на развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Игры и упражнения:

— игры и упражнения на уточнение слухового образа звука;

— упражнения на выделение звука на фоне слога, слова.

Постановка звука .

Знакомство с артикуляционным укладом изучаемого звука.

Постановка звука.

Упражнения:

— показ артикуляции перед зеркалом;

— показ профиля данного звука;

— показ положения языка кистью руки.

Автоматизация звука в речи.

Введение звука в:

— слоги (закрытые, открытые, со стечением согласных);

— слова (начало, середина, конец слова);

— словосочетания;

— предложения;

— связную речь.

Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

Упражнения:

— произнесение слогов, слов, предложений;

— работа с картинками;

— пересказ;

— составление рассказов с использованием лексического материала, насыщенного изучаемым звуком;

— заучивание и проговаривание чистоговорок, стихов и скороговорок;

— чтение.

Игры и упражнения:

— упражнения на определение первого и последнего звука, количества и последовательности звуков в слоге или слове, расположения заданного звука по отношению к другим звукам;

— упражнения на подбор слова на заданный звук или слог, придумывание слова по количеству звуков или слогов, подбор картинок на заданный звук, преобразование слов.

Подготовка и постановка звука .

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие дыхания.

Развитие ручной моторики.

Развитие неречевых психических функций.

Формирование фонематических процессов.

Знакомство с артикуляционным укладом изучаемого звука.

Постановка звука.

Игры и упражнения:

Игры и упражнения:

— игры с движением;

— игры со специальными игрушками;

— упражнения с предметами.

Игры и упражнения:

— упражнения на развитие силы, точности, координации, синхронности движений пальцев рук (мозаика, разрезные картинки, палочки, крупа, обводка и раскрашивание и т.д.);

— пальчиковая гимнастика.

Игры и упражнения:

— игры, направленные на развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Игры и упражнения:

— игры и упражнения на уточнение слухового образа звука;

— упражнения на выделение звука на фоне слога, слова.

Упражнения:

— показ артикуляции перед зеркалом;

— показ профиля данного звука;

— показ положения языка кистью руки.

Автоматизация звука в речи.

Введение звука в:

— слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных);

— слова (начало, середина, конец слова);

— словосочетания;

— предложения;

— связную речь.

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Упражнения:

— произнесение слогов, слов, предложений;

— работа с картинками;

— пересказ;

— составление рассказов с использованием лексического материала, насыщенного изучаемым звуком;

— заучивание и проговаривание чистоговорок, стихов и скороговорок;

— чтение.

Игры и упражнения:

— упражнения на определение первого и последнего звука, количества и последовательности звуков в слоге или слове, расположения заданного звука по отношению к другим звукам;

— упражнения на подбор слова на заданный звук или слог, придумывание слова по количеству звуков или слогов, подбор картинок на заданный звук, преобразование слов.

Дифференциация звуков

– .

Сравнение смешиваемых звуков на материале:

— звуков;

— слогов;

— слов;

— словосочетаний;

— предложений;

— в связной речи.

Игры и упражнения:

— упражнения на уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков на речевом материале, насыщенном дифференцируемыми звуками.

Дифференциация звуков

– .

Сравнение смешиваемых звуков на материале:

— звуков;

— слогов;

— слов;

— словосочетаний;

— предложений;

— в связной речи.

Игры и упражнения:

— упражнения на уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков на речевом материале, насыщенном дифференцируемыми звуками.

Подготовка к постановке звука .

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие дыхания.

Развитие ручной моторики.

Развитие неречевых психических функций.

Формирование фонематических процессов.

Игры и упражнения:

— «улыбка», «трубочка», «лопаточка», «качели», «почистим зубки», «лошадка», «грибок», «гармошка», «индюк», «барабанщик».

Игры и упражнения:

— игры с движением;

— игры со специальными игрушками;

— упражнения с предметами.

Игры и упражнения:

— упражнения на развитие силы, точности, координации, синхронности движений пальцев рук общего характера, включённые в различные виды деятельности (мозаика, разрезные картинки, палочки, крупа, обводка и раскрашивание и т.д.);

— пальчиковая гимнастика.

Игры и упражнения:

— игры, направленные на развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Игры и упражнения:

— игры и упражнения на уточнение слухового образа звука;

— упражнения на выделение звука на фоне слога, слова.

Постановка звука .

Знакомство с артикуляционным укладом изучаемого звука.

Постановка звука.

Упражнения:

— показ артикуляции перед зеркалом;

— показ профиля данного звука;

— показ положения языка кистью руки.

Автоматизация звука в речи.

Введение звука в:

— слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных);

— слова (начало, середина, конец слова);

— словосочетания;

— предложения;

— связную речь.

Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

Упражнения:

— произнесение слогов, слов, предложений;

— работа с картинками;

— пересказ;

— составление рассказов с использованием лексического материала, насыщенного изучаемым звуком;

— заучивание и проговаривание чистоговорок, стихов и скороговорок;

— чтение.

Игры и упражнения:

— упражнения на определение первого и последнего звука, количества и последовательности звуков в слоге или слове, расположения заданного звука по отношению к другим звукам;

— упражнения на подбор слова на заданный звук или слог, придумывание слова по количеству звуков или слогов, подбор картинок на заданный звук, преобразование слов.

Дифференциация звуков

– .

Сравнение смешиваемых звуков на материале:

— звуков;

— слогов;

— слов;

— словосочетаний;

— предложений;

— в связной речи.

Игры и упражнения:

— упражнения на уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков на речевом материале, насыщенном дифференцируемыми звуками.

Подготовка и постановка звука .

Сравнение смешиваемых звуков на материале:

— звуков;

— слогов;

— слов;

— словосочетаний;

— предложений;

— в связной речи.

Знакомство с артикуляционным укладом изучаемого звука.

— постановка звука.

Игры и упражнения:

— «улыбка», «трубочка», «лопаточка», «качели», «почистим зубки», «лошадка», «грибок», «гармошка», «индюк», «барабанщик».

Игры и упражнения:

— игры с движением;

— игры со специальными игрушками;

— упражнения с предметами.

Игры и упражнения:

— упражнения на развитие силы, точности, координации, синхронности движений пальцев рук общего характера, включённые в различные виды деятельности (мозаика, разрезные картинки, палочки, крупа, обводка и раскрашивание и т.д.);

— пальчиковая гимнастика.

Игры и упражнения:

— игры, направленные на развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Игры и упражнения:

— игры и упражнения на уточнение слухового образа звука;

— упражнения на выделение звука на фоне слога, слова

Упражнения:

— показ артикуляции перед зеркалом;

— показ профиля данного звука;

— показ положения языка кистью руки.

Автоматизация звука в речи.

Введение звука в:

— слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных);

— слова (начало, середина, конец слова);

— словосочетания;

— предложения;

— связную речь.

Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

Упражнения:

— произнесение слогов, слов, предложений;

— работа с картинками;

— пересказ;

— составление рассказов с использованием лексического материала, насыщенного изучаемым звуком;

— заучивание и проговаривание чистоговорок, стихов и скороговорок;

— чтение.

Игры и упражнения:

— упражнения на определение первого и последнего звука, количества и последовательности звуков в слоге или слове, расположения заданного звука по отношению к другим звукам;

— упражнения на подбор слова на заданный звук или слог, придумывание слова по количеству звуков или слогов, подбор картинок на заданный звук, преобразование слов.

Дифференциация звуков

– .

Сравнение смешиваемых звуков на материале:

— звуков;

— слогов;

— слов;

— словосочетаний;

— предложений;

— в связной речи.

Игры и упражнения:

— упражнения на уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков на речевом материале, насыщенном дифференцируемыми звуками.

Структура логопедического занятия при различных речевых патологиях

В статье представлены несколько вариантов структуры логопедических занятий при различных речевых патологиях.

Структура индивидуального логопедического занятия

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:

  • упражнения по тренировке губ;
  • упражнение по тренировке нижней челюсти;
  • упражнения для тренировки языка.

2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

3. Упражнения по развитию речевого дыхания.

4. Упражнения по развитию мимической выразительности.

5. Упражнения по формированию речевого голоса.

6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.

9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

10. Формирование лексико-грамматических представлений.

11. Обучение элементам грамоты.

12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

13. Коррекция нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников.

Структура логопедического занятия по постановке звука

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика:

  • общие артикуляционные упражнения;
  • специальные артикуляционные движения;
  • упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.

3. Объявление темы урока.

4. Постановка звука.

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).

7. Развитие фонематического слуха:

  • опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
  • опознание из слогов;
  • опознание из слов.

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление в словах.

10. Закрепление в предложениях.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия по автоматизации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука.

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой).

5. Анализ артикуляции по плану. Алгоритм:

  • губы,
  • зубы,
  • язык,
  • воздушная струя.

6. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости говорим только на фоне слова).

7. Связь звука с буквой.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

10. Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения.

12. Закрепление в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука.

3. Объявления темы занятия.

4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.).

5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков с буквами.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах.

10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов.

11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков.

12. Дифференциация звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при заикании

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общая моторная зарядка.

  • Для снятия мышечного напряжения;
  • Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;
  • Преодоление двигательных уловок.

3. Речевая зарядка:

4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный);

5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;

6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).

8. Работа по закреплению навыков правильной речи:

  • Сопряжённая фонема;
  • Отражённая фонема;
  • Вопросно-ответно форма.

9. Домашнее задание.

10. Подведение итогов.

Структура логопедического занятия при дизартриии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общее расслабление (по мере необходимости).

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Массаж лица.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений).

8. Работа над развитием дыхания и голоса (методика Стрельниковой).

9. Коррекция звукопроизношения.

10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при ринолалии

1. Оргмомент.

2. Нормализация моторики нижней челюсти.

3. Массаж твёрдого и мягкого нёба.

4. Гимнастика для мышц мягкого нёба и мышц задней стенки глотки.

5. Массаж лица.

6. Массаж губы (после хейлопластики).

7. Мимическая гимнастика.

8. Артикуляционная гимнастика: для губ, для языка с целью распластать язык, продвинуть вперёд, чтобы он был широким.

9. Дыхательная гимнастика.

10. Работа над голосом.

11. Объявление темы.

12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

14. Домашнее задание.

15. Итог логопедического занятия.

Структура логопедического занятия при дисграфии

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие зрительно-пространственной координации.

4. Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Коррекция нарушения письма (на материале программного раздела по русскому языку).

7. Домашнее задание.

8. Итог занятия.

Зотова Алевтина Геннадьевна,
учитель-логопед,
г. Москва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *