Простые вытынанки для детей

Методическая разработка в технике ажурного вырезания

Методическая разработка : Вытынанка — ажурное вырезание из бумаги.

Выплонила: Недвижаева Н. Р.

Педагог доп.образования

МБОУ ИЕГЛ » Школа№ 30″

2013 год

Введение

История возникновения вытынанки

Актуальность в современном искусстве

Использование ажурного вырезания с детьми на уроках ( Цели и задачи)

Способы вырезания ажурных композиций

Мастер класс

Вывод

Введение

Я видела чудо! Я чудо видала!

В руках у ребят оживала бумага.

А если возьмём этот лист мы с тобой,

Сюжет из бумаги получим иной.

Кто-то любит мудрёным зигзагом

Вышивать по журналам старинным.

Я ж люблю из обычной бумаги

Создавать кружевные картины!

Вытынанками их называют

Так народно и просто, и нежно.

Незаметно они возникают,

Как рисунок затейливо снежный!

Считается, что вытынанка – это вид украинского народного декоративного искусства. Название происходит от слова — «вытынать», т.е. «вырезать». Это орнаментальные украшения жилья, ажурные или силуэтные композиции, вырезанные ножницами либо ножом из белой или цветной бумаги. В древности такие изделия использовали для отделки стен, окон, полок, печей. Как правило, традиционная вытынанка содержит сюжет — по ней можно было прочитать, что происходит в деревне, кто родился, где свадьба, какие были праздники. Вытынанка то же что и киригами — складывание бумаги и вырезание фигурок из нее.

Известно, что первые вытынанки появились в VII-XII веке в Китае, на родине бумаги. Накануне праздника весны китайские женщины наклеивали на окна традиционные бумажные узоры, сюжеты в виде драконов, цветов, различных символов. В Китае называется этот вид творчества «цзяньчжи». Первоначально, из-за дорогой бумаги, вырезание было привилегией состоятельных людей. Использовались вырезанные узоры и в религиозных странах Западной Европы. Вытынанки были подобны графическим изображениям, это были аппликации на одном целом листе бумаги. Встречаются вытынанки в истории кочевых народов Алтая, Балканах, и у многих славянских народов.

Славянские народы вырезали символы-обереги из бумаги, декорировали аппликациями из кожи одежду. Украшали деревянными резными вытынанками фасады домов, предметы быта или кухонную утварь. Простейшей вытынанкой являются снежинки, вырезанные из бумаги.

В Украине предшественниками этого вида искусства были вытынанки из кожи и ткани. Известный всем кептарь (безрукавка) и доныне, кроме обильной вышивки, щедро обшивается разными вырезанными из кожи деталями. На Полтавщине до середины ХХ века верхняя женская одежда-юпка декорировалась аппликациями из бархата или другой ткани. Часто это были изображения дерева жизни, симметричных стилизованных ветвей, декоративных элементов. Первые бумажные вытынанки появились в Украине в XVII — XVIII веке. Это были подкладки для печатей, так называемые «кустодии». Когда в середине XIX века бумага дешевеет, украшения-вытынанки надолго входят в быт горожан и крестьян. Ее можно было видеть в домах на окнах, стенах, балках, на печи. Иногда она заменяла собой настенные рисунки. Вытынанка стала популярным украшением украинского жилья и вышивок. Вытынанки Днепропетровщины перекликаются с петриковской росписью, и в каждой бумажной украшении просматривается лицо отдельного мастера как творческой личности.

Известно, на праздники украинцы делали особенные вытынанки: в виде снежинок-звездочек, креста, барвинка или фигур ангелов. Вытынанка- крест был оберегом, ее цепляли на балку, где висела детская люлька. Бумажными салфетками с ажурно вырезанными краями украшали полки буфетов и тумбочек, они служили вместо занавесок на окнах даже в городах в трудные

послевоенные годы.

На простенках между окнами в украинских домах вешали вытынанки с изображением «древа жизни». На ветвях этих деревьев «садили» птиц, внизу у дерева размещали человеческие фигуры или силуэты зверей. Этот символ семьи, рода являлся типичным для всех регионов Украины. С конца XVIII века в связи с появлением большого количества бумажных фабрик и широким распространением бумаги в быту, вырезание из бумаги стало популярным средством оформления местечковых и сельских домов белорусов, поляков, литовцев, украинцев, жителей западных областей России.

Бумажные вырезки в разных странах стали называться по-разному. В России, Белоруссии и на Украине оно получило название «вытынанка», от украинского «вытынать» — вырезать. Вытынанка или ажурное вырезание — одно из популярных техник украинского декоративно-прикладного искусства.

Чем же привлекательна в данное время старинная техника ажурного вырезания из бумаги?

Самым простым и всем знакомым примером вытынанки является новогодняя снежинка. Мы все с детства помним, как на уроках труда

вырезали необыкновенные, сказочные снежинки и украшали ими окна и стены.

В чем же состоит ее особенность? Изготовить «вытынанку» очень просто, ее может сделать даже ребенок в детском саду. Это сложенный определенным образом лист белой или цветной бумаги (вдвое, вчетверо, или в восемь раз) с надрезами в определенных местах. При разворачивании листа перед нами предстает ажурный узор из звездочек, человеческих фигурок, крестиков, цветов, бабочек, животных и других изображений. Принцип вырезания несложен. Интересны более сложные способы, когда рисунок вырезается канцелярским ножом и отгибается в нужном направлении.

Актуальность в современном искусстве

Вытынанки — искусство вырезания из бумаги. Это удивительные картины, вырезанные из тонкой бумаги, вызывают интерес у современных мастеров.

Вытынанка или ажурное вырезание — увлекательное занятие для взрослых и детей в предновогодние праздники. Украшенные окна узорным бумажным кружевом смотрятся необычно красиво, настраивая на праздник.

Сегодня вытинанка становится все более популярной, однако возникает много вопросов, которые следует озвучить:

— поблема поиска художниками и мастерами своего стиля (несознательное копирование известных образцов, тиражирование удачных приемов и образов особенно в среде начинающих);

— проблема соотношения декоративности и изобразительности в вытинанке;

— проблема интегрирования вытинанки в современную художественную (и жилую) среду.

Проблематика постоянно обсуждается мастерами, вырабатываются определенные способы решения. Данная методическая разработка направлена на знакомство с техникой ажурного вырезания и использование в работе с детьми на уроках ИЗО и в дополнительном образовании.

Виды вытынанок.

Вытынанки бывают разных видов: сложные и простые. К простым относятся плоские вырезанные ажурные картинки. Сложные состоят из замысловатого сюжета с более изящным бумаж канцелярским ножом.ным кружевом, могут быть объемными. Композиции вырезаются острым

канцелярским ножом.

Сложные вытынанки.

Сложные вытынанки новичок выполнить не сможет. В данной технологии ажурного вырезания нужно набить руку, иметь опыт работы с бумагой. Рассматривая произведения настоящих мастеров ажурного вырезания, не устаешь удивляться тонкости и изяществу бумажных работ.

Использование ажурного вырезания с детьми на уроках.

Цель: познакомить учащихся со старинным видом работы ажурного вырезания из бумаги, через изготовление, украшений к новогодним праздникам.

Задачи :

Показать разнообразие бумажных композиций.

Научить способам ажурного, симметричного вырезания.

Изготовить и украсить бумажными, ажурными фигурами интерьер класса и окна.

Способ изготовления вытынанки.

Этим видом декоративно-прикладного творчества занимались и занимаются люди самых разных профессий и социального статуса, различного возраста и пола. Главное – уметь пользоваться ножницами, острым канцелярским ножом и слушать свой внутренний мир.

Для работы над вытынанкой мастера чаще всего используют медицинский скальпель, в отличии от канцелярских ножей им проще сделать закругленные детали и особенно мелкие детали. В работе с детьми использование острого скальпеля не допустимо, как и канцелярский нож. Дети работают обычными и маникюрными ножницами. Бумага для работы берется тонкая. Для вырезания подойдет офисная и пергаментная бумага, можно использовать и однотонные салфетки.

Вытынанки имеет важную особенность – симметричность. Вырезая вытынанку, складываю бумагу пополам (можно гармошкой) и рисую несложный сюжет. Это могут быть цветы, деревья, фрукты, птицы, звери, люди и здания, а может это будет абстрактный узор. Принцип вырезания несложен. Надо проколоть осторожно бумагу в одном месте и отсюда начать резать.

Готовую вытынанку лучше всего подклеить на плотную бумагу или картон, а потом можно вставить в рамку.

Дети на занятиях легко осваивают технику вырезания. Учить вырезанию нужно с простых, несложных сюжетов. Многие умеют вырезать снежинки, салфетки, но не предполагают, что из бумаги можно вырезать целые сюжетные узорные композиции. Ученики при подробном объяснении легко справляются с заданием. Технологию ажурного вырезания использовала в работе с детьми. Познакомила со старинной техникой и способом изготовления новогодних вытынанок.

На занятии дала задание придумать украшение для новогоднего окна, способом ажурного вырезания.

ттттт

Вырезание силуэта елочки.

Для начала дети вырезали симметричную елочку и украсили вырезанными треугольными и ромбовидными узорами. Края елки украсили ажурными зубчиками. Второе задание было сложнее. Из согнутого листа бумаги дети вырезали сказочную птицу или рождественского ангела. Согнув лист, они карандашом рисовали половинчатое изображение птицы или ангела, придумывая размах крыльев и украшение. В рисунке соблюдали пропорции фигур.

Симметричное вырезание силуэта ангел

Учащиеся за работой: создание новогодней композиции в технике вытынанка.

Нарисовав половинки фигур, они с легкостью вырезали обычными ножницами. Ажурными вырезками в виде зубчиков, кругов, диагональных разрезов украсили фигуры.

Ажурные фигуры можно приклеить на плотную цветную бумагу или картон. Выполнить панно к новогодним праздникам.

Ангелочки и сказочные птицы получились у всех разные, но узорчатые, легкие, необычно красивые. Ажурными силуэтами ученики украсили окна к новогодним и рождественским праздникам.

Украшение окон в технике ажурного вырезания.

В процессе выполнения работы дети познакомились не только с вырезанием, но и со старинной техникой работы с бумагой – вытынанкой. Проводя занятие мне было интересно понаблюдать, как дети воспринимают старинную технологию, справляются с заданием. Ученики активно работали, воспринимали материал, предлагали интересные идеи. Из своих наблюдений могу сделать вывод: старинная технология и современный взгляд дает огромный потенциал для творческий деятельности учеников. Необычные задания воспитывают фантазию и любовь к художественному развитию.

Детская работы.

Лавка бумажных чудес

Вытынанка (от — «вытинати» — «витинати» — «выцінаць» — «вырезать») это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства. Это ажурное вырезание из бумаги, бересты, ткани, кожи, даже дерева. Каждому народу присущи свои мотивы, но в основном это сюжетные и орнаментальные композиции. Вырезались с помощью ножниц, ножа иногда резака или топора.
В Беларуси — выцiнанка (чит. выцинанка), на Украине — витинанка (чит. вытынанка), в Польше — wycinanka (выцинанка), в России — вырезка.
Но вырезание присуще не только славянской культуре, на родине бумаги Китае, это искусство называется «цзяньчжи», в Европе — силуэтное вырезание. Вырезание можно встретить всюду: Литва, Финляндия, Мексика, Израиль и многие многие другие. Но это уже другая история…
По праву можно сказать что это искусство одно из древних. Конечно в каждой культуре свои мотивы и символы. Мне, более остальных, интересна славянская символика, поэтому я собираю информацию именно о белорусской, украинской, русской и польской вытынанке.
Именно на них я и хочу остановиться 🙂
Еще перед отпуском обещала дать ссылочку на прекрасную статью о белорусской вытынанке, но решила перепостить ее к себе в журнал, надеюсь вам будет интересно.
Белорусская вытинанка. История и современность
Статья была подготовлена для Международного симпозиума «Проблемы сохранения и развития художественной вырезки» (г.Домодедово, 2006)
Вытинанка (“выцінанка”, “выразанка”, “выразка”, “выстрыганка”, “выбіванка”) – вид народного декоративно-прикладного искусства, ажурный узор, вырезанный из чёрной, белой или цветной бумаги; а также техника традиционного вырезания из бумаги.
Термин распространен на территории Беларуси, Польши, Украины. В белорусской искусствоведческой науке используется с 80-х годов ХХ века. Первой публикацией, упоминающей это явление белорусской культуры, стала статья Е. Сахуты, которая вышла в 1988 году в журнале «Мастацтва»
О происхождении этого явления традиционного искусства в нашей стране однозначно сказать можно немного. Силуэтное вырезание, распространившееся в кругах европейской знати с конца ХV века, в наименьшей степени повлияло на народные вырезки. Вытинанка развивалась самостоятельно как один из видов декоративно-прикладного искусства . Об этом свидетельствуют общие для всех других видов народного творчества образы и мотивы, которые закрепились и в вытинанке.
Чтобы точно описать историю возникновения и развития белорусской народной вырезки необходимо проследить историю развития бумажного производства и историю ажурного вырезания из более древних материалов (кожи, войлока, ткани). Своеобразным прототипом народных вырезок, по мнению украинского исследователя М.Станкевича, стали кустодии – бумажные (ранее кожаные и металлические) накладки с ажурными вырезанными краями под канцелярские печати, распространенные в середине ХVIII века .
Возникновение и распространение вытинанки в белорусской деревне связано с развитием промышленного производства бумаги и переходом от «курных» крестьянских домов к печному отоплению. Самая древняя бумага, которая известна на территории Беларуси датируется ХIV веком – это письма Витовта Великого, князя древне белорусской державы. Первое предприятие по производству бумаги (паперня) появилось в ХVI веке в Вильно, тогдашней столице Великого княжества. В ХVII – ХVIII веках паперни были почти в каждом большом городе государства . В конце ХIХ – начале ХХ века вплоть до событий 1917 года бумажная промышленность Северо-Западного края была одной из самых динамично развивающихся отраслей местной экономики. Быстрое и эффективное внедрение технических новинок, системы организации бизнеса и труда сделало эту отрасль одной из самых привлекательных сфер для инвестиций местных и пришлых капиталистов. Бумажные фабрики Беларуси в этот период достаточно успешно конкурировали с аналогичными производствами в России, Украине, Польше и даже Финляндии. И не только практически полностью закрывали потребность внутреннего рынка, но и продавали значительные объемы продукции в другие регионы Российской империи.
Вытинанка получает широкое распространение в оформлении крестьянского интерьера с середины ХIХ века. Наибольший ее расцвет приходится на конец ХIХ – начало ХХ века, определенный всплеск популярности наблюдался в послевоенные 40 – 50-е годы ХХ века. В Любанском районе Минской области (согласно современным этнографическим данным) наряду с бумажными вырезками употреблялись изделия из дешевой ткани (белого ситца) с аналогичной композицией. Часто как бумажные, так и тканевые вырезки окрашивались цветными красителями по краям прорезанных отверстий. Интересно, что каждый фрагмент узора имел своё название: “сухарыкі”, “лялечкі”, “зоркі” и т.д. Распространены были и вырезки, имитирующие узоры гардинных тканей. Для их изготовления пользовались как ножницами, так и ножами, резцами («Галубы», д. Маршалки Воложинского района Минской обл.; «фіранкі», г. Новогрудок Гродненской обл.). Изделия, выполненные при помощи резца или ножа, являются технологической разновидностью вытинанки и часто в народе носят название «выбіванка» (д. Болота Кобринского района Брестской обл.).
Основные черты народной вырезки — симметрия и декоративность образов (непременно высокая степень стилизации, склонность к геометризации прорезей и т.п.). В белорусской вытинанке применяются осевой (зеркальный), радиальный и раппортный виды симметрии, а также сочетание нескольких ее видов. Ассортимент ажурных изделий из бумаги составляют оконные занавески (“фiранкі”, “кветкi”), кружева (“карункi”) для украшения полок, потолочных балок, рамок с фотографиями, икон, дверных косяков; салфетки (“сурвэткi”, “рагавiчкi”, “вугольнiкi”) и др. По установившемуся обычаю вытинанками украшали интерьер жилища каждый год к наиболее важным праздникам Коляд (Рождества) и Великодня (Пасхи) . На Западе Беларуси черными или полихромными вытинанками украшали побеленные стены жилищ . Наряду с изделиями утилитарного характера встречались самостоятельные сюжетные композиции для декорирования стен жилья, потолочных балок, дверных косяков и окон. Среди сюжетов наиболее популярны Древо жизни (“Дрэва жыцця”), композиции с букетами и вазонами (“Жаночая доля”), вероятно встречались и фигуративные композиции с сюжетами изобразительного характера.
Поскольку бумага была дешевым и доступным материалом, изделиями из нее не дорожили. По прошествии определенного времени старые вытинанки выбрасывали или сжигали. Этнографы достаточно поздно обратили внимание на этот вид народного искусства. В 1928 году работниками Гродненского музея была проведена экспедиция по территории современного Гродненского района. Среди приобретений были и местные бумажные вытинанки, которые «использовались местными крестьянами для украшения хат». В 20-е годы эти произведения среди прочих изделий демонстрировались на выставках в Соколке, Белостоке, Вильно.
Постепенно вытинанка вытесняется из крестьянского интерьера текстильными изделиями. До наших дней в быту белоруссов как на селе, так и в городе сохранилось вырезание снежинок из бумаги для украшения окон к новогоднему празднику.
В 70 — 80-е годы ХХ века произошло возвращение традиционного искусства вытинанки в культуру нашей страны. Произошло это благодаря росту интереса в среде творческой интеллигенции к традиционному наследию. Тогда вырезанием из бумаги увлеклись профессиональный фотограф и журналист В.Дубинка, художники Н. и Г. Соколовы-Кубай, А. Лось, М.Воронецкий, Ю.Малышевский и др. Вырезанием вытинанок увлекался и известный деятель национального культурного возрождения ксендз В.Чернявский (д.Вишнево Воложинского района Минской обл.).
В 1995 году на III Международном фестивале кукольных театров Могилевский областной кукольный театр показал спектакль «Піліпка і ведзьма» (реж. А.Жюгжда, худ.Л.Микина), основу художественного решения которого составили вытинанки. Актриса-рассказчица с ножницами в руках как будто вырезает героев спектакля из бумаги, открывая окошки с сюжетами сказки. Спектакль отмечен искусствоведами как пример чистоты стиля и открытие совсем новой ветви в развитии белорусского кукольного театра. Отмечена так же и образовательная роль спектакля: «(зрителю) … открывается незнакомый “культурный слой”» (перевод с бел. Н.С.). Вытинанка называется «совсем неожиданной, забытой ветвью». Однако, использование силуэтного вырезания в театральном творчестве не ново. Известен вид традиционного народного кукольного представления «батлейка», который основывался на принципе театра теней. Внутри бумажного короба зажигалась свеча, на фоне которой происходило действие с рождественскими сюжетами. Этот же принцип использован молодым творческим коллективом для создания спектакля о происхождении города Крево и его знаменитых правителях (худ. Л.Скитович).
Действительно, еще лет 10 назад вытинанка в Беларуси была не так известна как сегодня. Об этом свидетельствует такой факт: І Республиканская выставка, организованная искусствоведом и мастером Т.Марковец при поддержке Министерства культуры Беларуси, собрала небольшое количество произведений и не получила достойного резонанса даже в среде искусствоведов и мастеров народного творчества. Поэтому выставка вытинанки «Папяровы сусвет» 2005 года ошибочно названа первой Республиканской. На ней наряду с коллекцией вытинанок народной умелицы Н.Одинец (д.Засмужье Любанского района Минской обл.) было представлено около 150 произведений современных мастеров вытинанки различных стилистических направлений. Тут можно было увидеть и графические работы в технике вытинанки (Н.Соколова-Кубай, Н.Гамаюнова, Е.Шалимо), и работы в объемно-пространственном решении (птицы А. Талерчик, ангелы Т. Лобуновой), и светильники, декорированные при помощи бумажных композиций (Ю.Веремей), макеты оформления сцены (И. Забело), вытинанки философского содержания (Н.Червонцева), и, конечно, традиционные композиции с мотивами деревьев и птиц (Л. Казаченок, Л. Горовая, Н. Сухая и др.)
В настоящее время вытинанка широко применяется в школе и внешкольных учреждениях образования и культуры для детского творчества. Популярна как техника графического искусства для оформления книг, плакатов, открыток, календарей (В.Дубинко, Н.Соколова-Кубай, Н.Гамаюнова).
Дизайнеры и оформители оценили выразительные художественные особенности вытинанки и используют ее в своем творчестве. Так, традиционные мотивы вытинанок использованы для оформления главной сценической площадки Международного фестиваля «Славянский базар» в Витебске в 2002 году.
Более 10 лет существует единственная в Беларуси Молодечненская школа вытинанки. Создателем ее является известный мастер и глава творческой династии Червонцева В.Н. Две ее дочери Наталья и Елизавета, известные мастера с выразительным творческим почерком, сегодня преподают вытинанку на отделении декоративно-прикладного искусства Молодечненского музыкального училища им. М.К. Огинского. Из стен училища вышло несколько поколений вытинанщиков, которые работают в Гродно, Минске и других городах и регионах страны.
Сегодня сложно говорить об узко региональных особенностях традиционной вытинанки. Однако, живы еще носители этой традиции, детство которых захватило период активного бытования бумажной вырезки в крестьянской среде. Этот материал и подвергается сегодня активному изучению. Своеобразный эксперимент проводился Поставским Домом ремесел Витебской области. Найти аутентичные экземпляры начала прошлого века в районе охвата работы не удалось. Специалисты этого учреждения стимулировали лучших мастериц воссоздать по памяти старинные узоры.
Коллекция этнографических и современных вытинанок сохраняется в Музее древнебелорусской культуры института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К.Крапивы НАН Беларуси, Гродненском государственном историко-археологическом музее. Активная работа по обобщению материала по вытинанке ведется Витебской, Гродненской областными методическими службами отрасли культуры, районными Домами ремесел городов Браслав, Городок, Поставы Витебской области, Любанским районным Центром культуры Минской области и др.
В составе Белорусского союза мастеров народного творчества около 40 мастеров вытинанки. Наиболее известные: О. Бабурина, Н. Гамаюнова, Л. Горовая, О. Денисевич, В. Дубинко, Т. Лабунова, О. Маслова, С. Мулица, А. Овчинников, Г. Рудницкая, Н. Соколова-Кубай, А. Талерчик, Е. Червонцева, Н. Червонцева, Е. Шалимо.
Большинство мастеров не только творчески работают, но и преподают традиционное вырезание из бумаги в кружках и студиях.
Для организации преемственности и стимулирования мастеров к творчеству существует система конкурсных мероприятий как республиканского так и регионального уровня. Так, в году прошел І Республиканский праздник-конкурс мастеров вытинанки «Ажуныя фантазіі».
Сегодня вытинанка становится все более популярной, однако возникает много вопросов, которые следует озвучить:
— поблема поиска художниками и мастерами своего стиля (несознательное копирование известных образцов, тиражирование удачных приемов и образов особенно в среде начинающих);
— проблема соотношения декоративности и изобразительности в вытинанке;
— проблема интегрирования вытинанки в современную художественную (и жилую) среду.
Проблематика постоянно обсуждается мастерами секции вытинанки БСМНТ, вырабатываются определенные способы решения, высказываются позиции относительно данных вопросов. 60 % мастеров является «пишущими» популяризаторами этого искусства.
Работы иллюстрирующие статью двух мастеров vycinanka (Наталья Сухая) и palunisa (Ольга Бабурина)
Больше работ этих мастериц можно посмотреть в их журналах.
Автор статьи vycinanka (Сухая Н.А., председатель секции вытинанки Белорусского Союза мастеров народного творчества (БСМНТ)
Девочки, Оля и Наташа, спасибо Вам огромное!Метки: копилка

Краткая история вырезания из бумаги.

История вырезания из бумаги насчитывает много столетий и началась она с момента изобретения бумаги в Китае во II веке н.э. Первоначально, из-за дороговизны бумаги, вырезание было прерогативой состоятельных людей и занимались им в домах знати. Использовались вырезанные узоры в религиозных ритуалах (без них не обходились ни свадьбы, ни похороны) и для украшения интерьера (особенно часто вырезались рыбки – знак богатства).

С развитием технологии производства и удешевления бумаги, вырезание из нее распространилось среди всех слоев населения Китая и стало настоящим национальным видом искусства со своей особой стилистикой, сохранившейся до настоящего времени. Оно называется «Цзяньчжи». Основные сюжеты этого ажурного вырезания — растительно-животный мир и изображения богов и духов.

По мере распространения технологии изготовления бумаги по миру, искусство вырезания из нее покоряло другие страны. Первыми были Япония и Корея (VII век). В XIII веке бумажные орнаменты появились в Персии, а в XV веке через Турцию, по шелковому пути они попали в Европу. В конце XVI веке в Германии их использовали для украшения книжных обложек. Бумажные вырезки быстро распространились во Франции, Португалии, Дании, Швейцарии, а к середине XIX века в восточной Европе (Польше, Литве, России). Вместе с испанскими миссионерами искусство бумажного вырезания проникло и развилось в латинской Америке (в Мексике). И в каждой из стран единой осталась только идея использования бумаги для получения резных изделий, а вот художественные особенности, символика, типы узоров везде уникальны. Так, для западно-европейских стран характерны сюжетно-силуэтные и портретные вырезки из бумаги. В XVIII веке искусство вырезания было завезено во Францию и получило название «силуэт» — по имени Этьена де Силуэта, королевского финансиста при дворе Людовика XV, который не только умело перекраивал и урезал бюджет, но и увлекался вырезанием фигурок из черной бумаги.

Мода на миниатюрные силуэты и сюжетные композиции и коллекционирование ажурной вырезки попала в Россию в эпоху увлечения русского дворянства французской культурой. Сохранилось историческое свидетельство о первых работах в жанре силуэт в России: в Петербург из Парижа приехал знаменитый силуэтист Ф.Сидо. Здесь он создал портретные силуэты императрицы Екатерины II и царской семьи. Своим искусством он увлек аристократов. Силуэтное вырезание было очень популярно в конце XVIII — начале XIX веков. В богатых усадьбах того времени нередко можно было встретить силуэтные портреты на стенах или же силуэтные картинки в альбомах.

Ф.Сидо, Императрица Екатерина II

С середины XIX века популярность силуэта заметно снижается, и связывают это с изобретением фотографии. Но с конца XIX века интерес к вырезанию из бумаги в России возрождается. Большую роль в этом сыграли художники объединения «Мир искусства» — они активно использовали силуэт в книжной графике. Среди них Г.Нарбут и его знаменитое оформление книги басен Крылова.

Г.Нарбут, Басни Крылова

Искусство вырезания из бумаги развивалось и в Европе: известным мастером вырезания многофигурных силуэтов был немецкий художник Пауль Коневка.

П.Коневка, Пасхальное шествие

Таким же умением славился и знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен.

Г.Х.Андерсен

Но вырезанием из бумаги занимались не только художники и дворяне. С конца XVIII века в связи с появлением большого количества бумажных фабрик и широким распространением бумаги в быту, вырезание из бумаги стало популярным средством оформления местечковых и сельских домов белорусов, поляков, литовцев, украинцев, жителей западных областей России. И в каждой области складывались свои художественные особенности этого вида творчества. Именовались бумажные вырезки в разных странах так же по-разному: в Росиии, Белоруссии и на Украине их называли выстрыганками, выципянками, вырезанками, вытинанками, в Литве — popieriaus karpiniai, Польше — wycinanka. Восточноевропейские евреи позаимствовали мастерство вырезания из бумаги у своих соседей и любовно назвали эти свои произведения прикладного искусства – рэйзэлэ.

Рэйзэлэ

Принцип создания вытинанки прост: он основан на многократном складывании листа бумаги и прорезывании в нём ножницами фигурных отверстий. Нужно отметить, что в большинстве случаев узоры вырезались большими ножницами для стрижки овец, т.е. тем, что было в хозяйстве. Этими ажурными узорами украшались жилища, особенно перед Рождеством и Пасхой, вытинанки наклеивали на стены свежевыбеленных изб, занавешивали окна, украшали углы с иконами.

Польская вытинанка

Золотое время развития этого вида народного творчества приходится на вторую половину XIX – начало XX веков. К сожалению, под влиянием урбанизации к середине XX века, в большинстве районов вытинанка практически исчезла (единственный вид ажурных симметричных узоров, который никогда не выходил из народного быта – новогодняя снежинка). И только в 80-х годах XX века искусство начало возрождаться, но не как прикладной вид творчества, а как исключительно декоративный.

Ольга Бабурина, Мандала

В настоящее время большое количество художников, среди них такие Мастера как Кэлвин Николлс, Эмма Ван Лист, Хелен Масселвайт, Сью Блэквелл, Карэн Бит Вайле (о многих из них вы можете найти публикации на «Ярмарке Мастеров»); и просто любители во всем мире занимаются вырезанием из бумаги, ведь бумага, по-прежнему, самый доступный и очень податливый материал.

Вытынанки. Ажурное вырезание из бумаги, шаблоны

Вытынанки — одно из самых изящных направлений декоративного прикладного искусства. Традиции украшать окна красивыми ажурными композициями из бумаги и тонкого картона уже много лет. Вытынанки появляются на окнах по разным поводам, а под Новый год их делают практически все.

Портал МААМ накопил, с помощью коллег-педагогов, немалый опыт в данном творческом направлении. Теперь весь этот опыт — к Вашим услугам, в данном разделе. Полезные советы, изложенных в его публикациях, а также готовые шаблоны для ажурного вырезания помогут создать настоящую волшебную сказку на Ваших окнах.

Превращайте обычную бумагу в кружевное волшебство!

Содержится в разделах:

  • Поделки из бумаги
  • Оформление окон к праздникам

Включает в себя разделы:

  • Новогодние вытынанки. Вырезаем по шаблонам и украшаем окна к Новому Году

Показаны публикации 1-10 из 278.
Все разделы | Вытынанки. Ажурное вырезание из бумаги, шаблоны

Новое

Открытки и вытынанки к 23 февраля и открытки к 8 Марта 23 февраля и 8 Марта Наступил февраль. И не за горами очередной праздник — День защитника Отечества! Опять в помощь интернет, поиск и свои придумки. Понравились цветы из фоамирана, а как их сделать? Где купить фоамиран? Какой выбрать фон для открыток? Просмотрела мастер — класс…

Украшения окон вытынанками в зимние праздники Цель: — поделиться с коллегами опытом украшения окон в зимние праздники. Задачи: — познакомить коллег с техникой вырезания вытынанок; — закрепить умение преобразовывать один предмет в другой, изменяя его функцию; — воспитывать у воспитателей желание своими руками создавать яркие…

Вытынанки. Ажурное вырезание из бумаги, шаблоны — Украшение окон зимними вытынанками

Публикация «Украшение окон зимними…» Зима – прекрасное время года:чудесная природа и главный праздник, которые мы все ждем — Новый год! Вместе с детьми готовим украшения к долгожданному празднику. Оформление окон в квартирах, домах, магазинах, витрин торговых центров, различных учреждениях подручными средствами…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Фотоотчет «Оформление оконных витражей в технике «вытынанка» в старшей группе «Зима» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20 комбинированного вида» Оформление оконных витражей в технике «Вытынанка» в старшей группе № 8 – «Зима» Подгтовила: воспитатель Е. Н. Аброськина Саранск 2020 Вытынанка (от — «вытинати» — «витинати» — «выцінаць»…

Моя творческая работа в технике вытынанка «Зимние чудеса» Добрый день, уважаемые коллеги! Зима — это время года, которое очень любят и взрослые и дети. Зимние пейзажи, заснеженные деревья и поля, затейливые узоры на окнах, замысловатые и не похожие друг на друга снежинки, огромные сугробы снега, бури и вьюги, бураны и метели. Но как же…

Фотоотчет «Что такое вытынанка, или Фантазируйте на бумаге!» Вы когда-нибудь себе представляли, что из обыкновенного листа бумаги можно сотворить целый мир? Впечатляющий, волшебный, очаровательный… Искусство вырезания из бумаги, или вытынанка, — это очень старый вид рукоделия. Почти такой же древний, как бумага, из которой мастера творят…

Вытынанки. Ажурное вырезание из бумаги, шаблоны — Вытынанки к Новому году. Оформление окон

Статья «Вытынанки к Новому году. Оформление…» Вытынанки — это разновидность рукоделия, которая основывается на вырезание узоров из обычной бумаги. Получаются очень красивые рисунки, трафареты и шаблоны к новому году . Сам процесс очень увлекает и дарит море счастья и веселья. Можно создать невероятную сказку и оформить окна…

Зимние вытынанки на окошках Зимушку-зиму ждали все, в эту пору года один из самых любимых праздников детей — Новый Год. Декабрь-самый суматошный месяц в учреждении дошкольного образования: подготовка к новогоднему празднику, оформление подарков, украшение группы, но как это быстро делается в ожидании…

Симметричное вырезание из бумаги в старшей группе Что же такое симметрия и каковы ее основные типы? С понятием симметрии связывается определенный порядок, характеризующийся принципом не только целесообразности, но и эстетической значимости внешнего облика предмета во взаимодействии с другими предметами. Следовательно, симметрия…

Украшение вытынанками «Новогоднее оконце» В работе использованы новогодние вытанки. К украшению окон с удовольствием присоединились родители, старшие дети, а малыши с удовольствием рассматривают теперь эту красоту каждый день. в ожидании Дедушки Мороза. в ожидании предновогоднего чуда. Воспитатель: –Уважаемые родители,…

Страницы: 2 3 4 … 28

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *