Прямоугольник это квадрат

Квадрат (прямоугольник)

Смотреть что такое «Квадрат (прямоугольник)» в других словарях:

  • КВАДРАТ — • КВАДРАТ, в биологии квадратная рама, используемая для разметки участка поверхности с целью изучения растений, находящихся на нем. Квадратом называют также и сам этот участок почвы. Как правило, такой квадрат равен 0,5 или 1 м2. Пользуясь этим… … Научно-технический энциклопедический словарь

  • Прямоугольник — : Смотри также: прямоугольник квадрат прямоугольник гладкая бочка … Энциклопедический словарь по металлургии

  • КВАДРАТ — (лат. quadratum, от quadrare сделать четырехугольным). 1) прямоугольный, равносторонний четырехугольник. 2) такое число, которое, будучи умножено само на себя, дает данное число. 3) единица для измерения плоскостей; напр.: квадратн. фут, дюйм и… … Словарь иностранных слов русского языка

  • Прямоугольник — Прямоугольник параллелограмм, у которого все углы прямые (равны 90 градусам). Примечание. В евклидовой геометрии для того, чтобы четырёхугольник был прямоугольником, достаточно, чтобы хотя бы три его угла были прямые. Четвёртый угол (в силу … Википедия

  • прямоугольник — параллелограмм, четырехугольник, квадрат Словарь русских синонимов. прямоугольник сущ., кол во синонимов: 4 • квадрат (9) • … Словарь синонимов

  • квадрат — параллелограмм, клетка, материал, прямоугольник, степень, квадратик Словарь русских синонимов. квадрат сущ., кол во синонимов: 9 • гиперкуб (12) • … Словарь синонимов

  • КВАДРАТ — КВАДРАТ, квадрата, муж. (лат. quadratus четырехугольный). 1. Равносторонний прямоугольник (мат.). 2. Форма такого прямоугольника у какого нибудь предмета (книжн.). Ярко освещенный квадрат окна. 3. Четырехугольный гартовый брусок мера для… … Толковый словарь Ушакова

  • КВАДРАТ — (от латинского quadratus четырехугольный), 1) равносторонний прямоугольник. 2) Вторая степень a2 числа a (название связано с тем, что именно так выражается площадь квадрата со стороной a) … Современная энциклопедия

  • КВАДРАТ — (от лат. quadratus четырехугольный) 1) прямоугольник с равными сторонами.2) Вторая степень числа (а), то есть а?а = а2 … Большой Энциклопедический словарь

  • КВАДРАТ — КВАДРАТ, а, муж. 1. Равносторонний прямоугольник, а также предмет или участок такой формы. Квадраты на шахматной доске. Взлётный к. для вертолётов. 2. В математике: произведение числа на самого себя. Четыреэто к. двух. 3. В математике: показатель … Толковый словарь Ожегова

Урок во 2кл «Прямоугольник и квадрат»

2кл.

Тема: «Прямоугольник и квадрат»

Цели: Сформировать у детей представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознать эти фигуры;

Развивать умения наблюдать и сравнивать, математическую речь, логическое мышление и вычислительные навыки.

Воспитывать чувства дружелюбия, взаимопомощи.

Оборудование: комплекты геометрических фигур для всего класса, угольники

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мобилизирующий этап.

У. Посмотрите на чертёж на доске.

-Какие фигуры вы нашли?

Д. Треугольники, четырёхугольник. ( Дети показывают найденные фигуры на чертеже у доски)

У.Дайте определение треугольника.

Д. Геометрическая фигура,у которой 3 стороны, 3 угла, 3 вершины.

У.Сколько на чертеже треугольников?

Д. 8.

У, Молодцы! Сегодня на уроке нас ожидает встреча с удивительной наукой геометрией.

Но сначала настроимся на урок, т.к. задания, которые я вам предложу, требуют внимания, дисциплины, знания математической терминалогии, свойств и законов и быстрых вычислительных навыков.

  1. Арифметический диктант

(Дети записывают ответы в тетрадь Два ученика работают на индивидуальных досках)

У. Запишите число, которое на больше 36 и меньше 38.

Первое слагаемое 8, второе неизвестно. Сумма равна 15.

Уменьшаемое неизвестно, вычитаемое – 5, разность 65. Чему равно уменьшаемое?

Задуманное число увеличили на 13 и получили 36.

Это число, в котором 8 дес., а ед. на 4 меньше.

Число, предшествующее числу 60, уменьшили на 0. Какое это число?

Проверим, что у вас получилось. ( Дети открывают инд. доски)

— Какое число лишнее? Почему?

Д. 7 – однозначное.

. 70 – круглое.

У. На какие группы можно разбить эти числа?

Д .На однозначные и двузначные.

.На круглые и некруглые.

  1. Практическая работа.

У. Возьмите каждый фигуру, которая лежит на подносе. Что это за фигура?

Д. Треугольник.

У. Подумайте, как из него получить квадрат.

(Дети делят фигуру, как показано на рисунке, затем соединяют детали. Учитель повторяет правила безопасности при работе с ножницами.)

-Вы получили квадрат. Расскажите о нём.

Д. У квадрата 4 вершины, 4 стороны, 4 угла.

У.Что можно сказать об углах?

Д.Они прямые

У. Возьмите в руки линейки, измерьте стороны квадрата.

Д. Все стороны равны.

У. Сколько углов и сторон у квадрата.

Д. По 4.

У. Как можно назвать квадрат по другому?

Д. Четырёхугольник.(Учитель на доске фиксирует свойства квадрата.)

У, Рассмотрите рисунки на доске.

Из каких геометрических фигур составлен 1 рис.?

Д. Квадрат, 2 треугольника, круг.

У.Какая фигура лишняя?

Д.Круг. т. к. не имеет углов.

У.Из каких фигур состоит 2 рис.?

Д. Прямоугольник, 3 треугольника, круг.

У. Чем отличаются рисунки?

Д. Количеством треугольников, на 1 рисунке квадрат, а на 2- прямоугольник.

У. О какой фигуре мы еще будем говорить?

Д. О прямоугольнике.

5. Знакомство с новым материалом.

У. Я расскажу вам сказку. Она необычная, математическая и называется

» Родственники»

Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвасталась: » Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!»

( Учитель показывает рисунок.)

Назовите эту фигуру, ребята!

Д. Квадрат.

У. Как вы узнали?

Д. Стороны равны, углы прямые.

У. Ходил , ходил Квадрат по свету, стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей и дружной компании. Ведь весело и легко бывает только с друзьями. И решил квадрат поискать родственников… » Если встречу родственника, то сразу его узнаю,- думал Квадрат, — ведь он должен быть похож на меня.»

Однажды встречает он на пути такую фигуру:

Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. » Как тебя зовут?» — спрашивает.

Узнали, дети?

Д. Это прямоугольник.

У.Почему он так называется?

Д. У него все углы прямые.

( Осуществляется проверка у доски)

У. Давайте измерим длину сторон. Что вы о них скажите?

Д. Стороны, которые лежат одна против другой, равны.

.(Учитель на доске фиксирует свойства прямоугольника)

У. Называются эти стороны противоположными. Сформулируйте вывод о противоположных сторонах прямоугольника.

( У детей на партах по 2 прямоугольника разного цвета. Длина красного прямоугольника больше длины синего, а ширина одинаковая.)

У. В этом можно так же убедиться, не измеряя стороны по линейке. Предложите другой способ.

Д. Наложением.

У, Накладываем одну фигу на другую и замечаем, что противоположные стороны равны. В чём же отличие квадрата от прямоугольника?

Д. У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника – только противоположные.

У. У прямоугольника та сторона, которая короче, называется – длина, а сторона, которая короче, называется ширина.

Сравните красный и синий прямоугольники, используя понятия «длина и ширина » стороны.

Как определить, где у квадрата длина, а где ширина?

Д. У квадрата все стороны равны

6. Закрепление нового материала.

У. Давайте поучимся чертить прямоугольник. Используя свойства сторон. Начертите прямоугольник, длина которого 5см, а ширина 3см. Как можно их расположить?

Подумайте, можно ли из этого прямоугольника получить квадрат?

Д. Взять за одну сторону ширину или длину прямоугольника

У. Начертите в тетради квадрат любым способом.

Дети выполняют задание.

У. Кто начертил квадрат со стороной 3см, кто со стороной 5см?

А теперь послушайте продолжение сказки.

Квадрат спрашивает у прямоугольника:

— А мы не родственники с тобой?

-Я бы тоже был рад узнать об этом,- говорит Прямоугольник. – Если у нас найдётся 4 признака, по которым мы похожи, значит, мы близкие родственники и у нас может быть одна фамилия. Давайте поможем фигурам найти такие признаки и обобщим наши знания.

Д. У фигур 4 угла, все углы прямые, у них по4 стороны, противоположные стороны равны.

У. А какая же у них общая фамилия?

Д. Прямоугольники.

У. Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Отдыхают вместе, трудятся. Один раз гуляли на полянке, и прямо к ним направляется фигура, имеющая такой вид.

Вежливо поздоровавшись, говорит: » Долго я искал представителей нашего старинного рода. Наконец-то я нашёл своих близких родственников!»

-А как же тебя зовут?

-Четырёхугольник.

-Как же доказать, что мы твои родственники?

-Мы имеем 2 общих признака. Они были названы.

-У. А вы, дети сможете их назвать?

Д. ;4 угла, 4 стороны.

У. Так встретились и жили одной дружной семьёй 3 родственные фигуры, которые назывались четырёхугольники.

( На доске таблица)

7. Физминутка.

8. Повторение пройденного.

1. Черчение.

Ребята, в стране Геометрии есть школа.

— Посмотрите, как старательно чертит мальчик. Возьмите и вы линейку и карандаш. Начертим квадрат со стороной 2 см.

— Найдем периметр этой фигуры.

2. Решение примеров.

— А вот эти ребята пробуют решить примеры в столбик. Давайте им поможем решить и сделать проверку

Примеры трёх степеней сложности.

VI. Решение задач.

Составьте задачу по краткой записи.(Работа по учебнику.)

Запишите все решение задачи в тетрадь, а ответ допишите самостоятельно. Делать надо все быстро.

— Теперь самостоятельно проверьте свое решение, так ли у вас все записано как на доске?

9. Итог урока

У. Какие утверждения правильны?

Любой квадрат – прямоугольник.

Любой прямоугольник – это квадрат.

Любой четырёхугольник – это многоугольник.

Спасибо вам, ребята, за хорошую работу!

Выбери правильный ответ.

У квадрата все стороны равны.

У прямоугольника все стороны равны.

Длина прямоугольника — это….

сторона, которая длинее.

сторона, которая короче.

Что такое ширина прямоугольника?

Сторона, которая длинее.

Сторона, которая короче.

Какие утверждения правильны?

Любой квадрат — это прямоугольник.

Любой прямоугольник — это квадрат.

Любой четырёхугольник — это многоугольник.

Первая степень сложности

60+18 17-8

40+32 15-8

21+36 16-7

48-40 64-4

Вторая степень сложности

60+18 37-18

40+32 86-28

21+36 93-74

48-40 62-4

Прямоугольник, свойства, признаки и формулы.

Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые (каждый из углов равен 90 градусам).

Прямоугольник (понятие, определение)

Свойства прямоугольника

Признаки прямоугольника

Формулы прямоугольника


Прямоугольник (понятие, определение):

Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые (каждый из углов равен 90 градусам).

Прямоугольник – это четырехугольник, у которого каждый угол является прямым.

Прямоугольник – это четырехугольник, у которого две противоположные стороны равны между собой и все четыре угла равны между собой и каждый из них составляет 90 градусов.

Рис. 1. Прямоугольник

В свою очередь четырёхугольник (греч. τετραγωνον) – это геометрическая фигура (многоугольник), состоящая из четырёх точек (вершин), никакие три из которых не лежат на одной прямой, и четырёх отрезков (сторон), последовательно соединяющих эти точки.

Длинную сторону прямоугольника называют длиной прямоугольника, а короткую – шириной прямоугольника.


Свойства прямоугольника:

1. Прямоугольник является параллелограммом – его противоположные стороны попарно параллельны.

Рис. 2. Прямоугольник

AB || CD, BC || AD

2. Противоположные стороны прямоугольника равны.

Рис. 3. Прямоугольник

AB = CD, BC = AD

3. Стороны прямоугольника являются его высотами.

4. Прилегающие стороны прямоугольника всегда перпендикулярны.

Рис. 4. Прямоугольник

AB ┴ BC, BC ┴ CD, CD ┴ AD, AD ┴ AB

5. Каждый угол прямоугольника прямой и равен 90 градусам. Сумма всех углов прямоугольника составляет 360 градусов.

Рис. 5. Прямоугольник

∠ABC = ∠BCD = ∠CDA = ∠DAB = 90°,

∠ABC + ∠BCD + ∠CDA + ∠DAB = 360°

6. Диагонали прямоугольника равны.

Рис. 6. Прямоугольник

AC = BD

7. Каждая диагональ прямоугольника делит его на два одинаковых прямоугольных треугольника.

Рис. 7. Прямоугольник

△ABD = △BCD, △ABC = △ACD

8. Квадрат диагонали прямоугольника равен сумме квадратов двух его смежных сторон (что вытекает из теоремы Пифагора).

Рис. 8. Прямоугольник

AC2 ​= AD​2​​+ CD​2

9. Диагонали прямоугольника делятся точкой пересечения пополам.

Рис. 9. Прямоугольник

AO = BO = CO = DO = АС / 2 = BD / 2

10. Около любого прямоугольника можно описать окружность. Диагональ прямоугольника является диаметром описанной окружности.

Рис. 10. Прямоугольник

АС и BD – диаметр описанной окружности и диагональ прямоугольника

11. Точка пересечения диагоналей называется центром прямоугольника и является центром описанной окружности.

12. Прямоугольник может содержать вписанную окружность и только одну, если все его стороны равны, т.е. он является квадратом.

Рис. 11. Квадрат

AВ = ВC = AD = CD

Признаки прямоугольника:

– если диагонали параллелограмма равны, то он является прямоугольником;

– если квадрат диагонали параллелограмма равен сумме квадратов смежных сторон, то он (параллелограмм) является прямоугольником;

– если углы параллелограмма равны, то он является прямоугольником.

Формулы прямоугольника:

Пусть a – длина прямоугольника, b – ширина прямоугольника, d – диагональ и диаметр описанной окружности прямоугольника, R – радиус описанной окружности прямоугольника, P – периметр прямоугольника, S – площадь прямоугольника.

Формула стороны прямоугольника (длины и ширины прямоугольника):

,

,

,

Формула диагонали прямоугольника:

,

d = 2R.

Формулы периметра прямоугольника:

Геометрические фигуры. Квадрат.

Квадрат — правильный четырёхугольник. У квадрата все углы и стороны одинаковы.

Квадраты различаются лишь длиной стороны, а все 4 угла прямые и равны 90°.

Квадратом может стать параллелограмм, ромб либо прямоугольник, когда у них одинаковые длины диагоналей, сторон и равные углы.

Свойства квадрата.

— у всех 4-х сторон квадрата одинаковая длина, т.е. стороны квадрата равны:

AB = BC = CD = AD

— противолежащие стороны квадрата параллельны:

AB||CD, BC||AD

— каждый угол квадрата прямой:

∠ABC = ∠BCD = ∠CDA = ∠DAB = 90°

— сумма углов квадрата равна 360°:

∠ABC + ∠BCD + ∠CDA + ∠DAB = 360°

— каждая диагональ квадрата имеет такую же длину, как и другая:

AC = BD

— каждая из диагоналей квадрата делит квадрат на 2 одинаковые симметричные фигуры.

— угол пересечения диагоналей квадрата равен 90°, пересекая друг друга, диагонали делятся на две равные части:

AC┴BD;AO = BO = CO = DO = d/2

— точку пересечения диагоналей называют центр квадрата и она оказывается центром вписанной и описанной окружностей.

— все диагонали делят угол квадрата на две равные части, таким образом, они оказываются биссектрисами углов квадрата:

ΔABC = ΔADC = ΔBAD = ΔBCD

∠ACB = ∠ACD = ∠BDC = ∠BDA = ∠CAB = ∠CAD = ∠DBC = ∠DBA = 45°

— диагонали делят квадрат на 4 одинаковых треугольника, кроме того, полученные треугольники в одно время и равнобедренные и прямоугольные:

ΔAOB = ΔBOC = ΔCOD = ΔDOA

Диагональ квадрата.

Диагональю квадрата является всякий отрезок, который соединяет 2-е вершины противолежащих углов квадрата.

Диагональ всякого квадрата больше стороны этого квадрата в √2 раз.

Формулы для определения длины диагонали квадрата:

1. Формула диагонали квадрата через сторону квадрата:

2. Формула диагонали квадрата через площадь квадрата:

3. Формула диагонали квадрата через периметр квадрата:

4. Сумма углов квадрата = 360°:

5. Диагонали квадрата одной длины:

6. Все диагонали квадрата делят квадрат на 2-е одинаковые фигуры, которые симметричны:

7. Угол пересечения диагоналей квадрата равен 90°, пересекая друг друга, диагонали делятся на две равные части:

8. Формула диагонали квадрата через длину отрезка l:

9. Формула диагонали квадрата через радиус вписанной окружности:

R — радиус вписанной окружности;

D — диаметр вписанной окружности;

d — диагональ квадрата.

10. Формула диагонали квадрата через радиус описанной окружности:

R – радиус описанной окружности;

D – диаметр описанной окружности;

d – диагональ.

11. Формула диагонали квадрата через линию, которая выходит из угла на середину стороны квадрата:

C – линия, которая выходит из угла на середину стороны квадрата;

d – диагональ.

Периметр квадрата. Площадь квадрата.

Вписанный круг в квадрат – это круг, примыкающий к серединам сторон квадрата и имеющий центр на пересечении диагоналей квадрата.

Радиус вписанной окружности — сторона квадрата (половина).

Площадь круга вписанного в квадрат меньше площади квадрата в π/4 раза.

Круг, описанный вокруг квадрата — это круг, который проходит через 4-ре вершины квадрата и который имеет центр на пересечении диагоналей квадрата.

Радиус окружности описанной вокруг квадрата больше радиуса вписанной окружности в √2 раз.

Радиус окружности описанной вокруг квадрата равен 1/2 диагонали.

Площадь круга описанного вокруг квадрата большая площадь того же квадрата в π/2 раз.

Прямоугольникквадрат

Наталья ГРИГОРЬЕВА,
учитель ГОУ № 1674,
г. Москва

Урок математики

2-й класс

Тема. «Прямоугольник и квадрат».

Цели. Сформировать у детей представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознать эти фигуры; развивать умения наблюдать и сравнивать.

Оборудование. Индивидуальные доски для отвечающих у доски учеников; комплекты геометрических фигур для всего класса; угольники; рисунки геометрических фигур для иллюстрирования геометрической сказки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Посмотрите на чертеж на доске.

На доске:

– Какие фигуры вы нашли?

Дети. Треугольники и четырехугольник.

Дети выходят к доске и показывают найденные фигуры на чертеже.

У. Дайте определение треугольника.

Д. Геометрическая фигура, у которой три стороны, три угла, три вершины.

У. Сколько на чертеже треугольников?

Д. Восемь.

У. Молодцы. Сегодня на уроке нас ожидает встреча с удивительной наукой – геометрией.
Слово геометрия в переводе с греческого языка означает «измерение Земли» (geo – Земля, metrio – мерить).
Но сначала настроимся на урок, так как задания, которые я вам предложу, требуют внимания, дисциплины, знания математической терминологии, свойств и законов и быстрых вычислительных навыков.

III. Арифметический диктант

Дети записывают ответы в тетрадь. Два ученика работают на индивидуальных досках для дальнейшей проверки работы.

У. Запишите число, которое больше 36 и меньше 38.
Первое слагаемое – 8. Второе слагаемое неизвестно. Значение суммы равно 15.
Уменьшаемое неизвестно, вычитаемое – 5, значение разности – 65. Чему равно уменьшаемое?
Задуманное число увеличили на 13 и получили 36.
Это число, в котором 8 десятков, а единиц на 4 меньше.
Число, предшествующее числу 60, уменьшили на 0. Какое это число?
К сумме чисел 9 и 5 прибавили 30.
На сколько 80 больше 7?
Проверим, что у вас получилось.

Дети открывают ответы на досках.

– Какое из этих чисел лишнее? Почему?

Д. 7 – однозначное.
– 70 – круглое.

У. На какие группы можно разбить эти числа?

Д. На однозначные и двузначные.
– На круглые и некруглые.

IV. Практическая работа

У. Возьмите каждый фигуру, которая лежит на подносе. Что это за фигура?

Д. Треугольник.

У. Подумайте, как из него получить квадрат.

Дети делят фигуру, как показано на рисунке, затем соединяют детали. Учитель повторяет правила безопасности при работе с ножницами.

– Вы получили квадрат. Расскажите о нем.

Д. У квадрата четыре вершины, четыре стороны, четыре угла.

У. Что можно сказать об углах?

Д. Они прямые.

При помощи угольников или модели прямого угла выясняется, что углы у квадрата прямые.

У. Возьмите в руки линейки, измерьте стороны квадрата.

Д. Все стороны равны.

У. Сколько углов и сторон у квадрата?

Д. По четыре.

У. Четное количество углов, сторон. Как можно назвать квадрат по-другому?

Д. Четырехугольник.

Учитель на доске фиксирует свойства квадрата.

У. Рассмотрите рисунки на доске.

На доске:

– Из каких геометрических фигур составлен первый рисунок?

Д. Квадрат, два треугольника, круг.

У. Какая фигура лишняя?

Д. Круг, так как он не имеет углов.

У. Из каких геометрических фигур составлен второй рисунок?

Д. Прямоугольник, три треугольника, круг.

У. Чем отличаются рисунки?

Д. Количеством треугольников и тем, что на первом рисунке – квадрат, а на втором – прямоугольник.

У. О какой еще фигуре мы будем говорить?

Д. О прямоугольнике.

VI. Знакомство с новым материалом

У. Я расскажу вам сказку. Она необычная, математическая и называется «Родственники».

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!»

Учитель показывает рисунок.

– Назовите эту фигуру, ребята!

Д. Квадрат.

У. Как вы узнали?

Д. Стороны равны, углы прямые.

У. Ходил Квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей и дружной компании. Ведь весело и легко бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников… «Если встречу родственника, то сразу его узнаю, – думал Квадрат, – ведь он должен быть похож на меня».
Однажды встречает он на пути такую фигуру:

Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. «Как тебя зовут?» – спрашивает.
Узнали, дети?

Д. Это прямоугольник.

У. Почему он так называется?

Д. У него все углы прямые.

Осуществляется проверка у доски.

У. Давайте измерим длину сторон. Что вы о них скажете?

Д. Стороны, которые лежат одна против другой, равны.

Учитель на доске фиксирует свойства прямоугольника.

У. Называются эти стороны противоположными. Сформулируйте вывод о противоположных сторонах прямоугольника.

Д. Противоположные стороны прямоугольника равны.

У детей на партах по два прямоугольника разного цвета. Длина красного прямоугольника больше длины синего, а ширина одинакова.

У. В этом можно также убедиться, не измеряя стороны по линейке. Предложите такой способ.

Д. Наложением.

У. Накладываем одну фигуру на другую и замечаем, что противоположные стороны равны.

В чем же отличие квадрата от прямоугольника?

Д. У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника – только противоположные.

У. У прямоугольника та сторона, которая длиннее, называется «длина». Сторона, которая короче, называется «ширина».
Сравните красный и синий прямоугольники, используя понятия «длина стороны» и «ширина стороны».
Как определить, где у квадрата длина, а где ширина?

Д. У квадрата все стороны одинаковой длины.

VII. Закрепление нового материала

У. Давайте поучимся чертить прямоугольник, используя свойства сторон. Начертите прямоугольник, длина которого – 5 сантиметров, а ширина – 3 сантиметра. Как можно их расположить?

На доске:

– Подумайте, можно ли из этого прямоугольника получить квадрат?

Д. Взять за сторону квадрата ширину или длину прямоугольника.

У. Начертите в тетради квадрат любым способом.

Дети выполняют задание.

– Кто начертил квадрат со стороной 3 сантиметра, кто – со стороной 5 сантиметров?
А теперь послушайте продолжение сказки.
Квадрат спрашивает у Прямоугольника:
– А мы не родственники с тобой?
– Я бы тоже был рад узнать об этом, – говорит Прямоугольник. – Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия.
Давайте поможем фигурам найти такие признаки, обобщим полученные знания.

Д. У фигур четыре угла, все фигуры прямые, у них по четыре стороны, противоположные стороны равны.

У. А какая же у них общая фамилия?

Д. Прямоугольники.

У. Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Отдыхают вместе, трудятся. Один раз гуляли на полянке, и прямо к ним направляется фигура, имеющая такой вид:

Вежливо поздоровавшись, говорит: «Долго я искал представителей нашего старинного рода. Наконец-то я нашел своих близких родственников!»
– А как же тебя зовут?
– Четырехугольник.
– Как же доказать, что мы твои родственники?
– Мы имеем два общих признака.
Они были названы.
А вы, ребята, сможете их назвать?

Д. Четыре угла, четыре стороны.

У. Так встретились и жили одной дружной семьей три родственные фигуры, которые назывались четырехугольники.

К концу урока на доске появляется таблица:

4 угла
Все углы прямые
4 стороны
Противоположные стороны равны

4 угла
Все углы прямые
4 стороны
Все стороны равны

4 угла
4 стороны

VIII. Итог урока

У. Какие утверждения правильны?

На доске:

  • Любой квадрат – это прямоугольник.

  • Любой прямоугольник – это квадрат.

  • Любой четырехугольник – это многоугольник.

Д. Правильные – первое и третье утверждения.

У. Завтра, ребята, мы продолжим разговор о многоугольниках.
Спасибо за хорошую работу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *