Прыжок вверх с места со взмахом руками

Прыжок вверх с места со взмахом руками (высота подскока по Абалакову)

Используется для определения скоростно-силовых качеств. Обучающийся располагается под щитом на рисованном на полу квадрате 50 x 50 см. и, отталкиваясь двумя ногами, прыгает вверх, стремясь достать рукой как можно более высокую точку на ленте с сантиметровыми делениями, укреплённую на баскетбольном щите. В зачёт идёт лучший результат из трёх попыток. Показатель прыгучести рассчитывается по разнице между высотой доставания в прыжке и высотой доставания рукой, стоя на полу на носочках. Результат фиксируется (в сантиметрах).

Инвентарь: рулетка

Бег 20 метров

Используется для определения скоростных качеств. Из положения «высокого старта» по сигналу тренера-преподавателя испытуемый выполняет рывок от линии старта до преодоления полной

дистанции. Результат фиксируется в секундах.

Инвентарь: секундомер

Челночный бег 40 секунд на 28 м.

Используется для определения скоростной выносливости. Из положения «высокого старта» по сигналу тренера-преподавателя обучающийся выполняет рывки от лицевой до лицевой линии, в течение 40 секунд. По окончании времени фиксируется количество пройденных дистанций.

Результат фиксируется (в метрах).

Инвентарь: секундомер, рулетка

Бег 600 метров

Используется для определения скоростной выносливости. Тест проводится на ровной беговой поверхности. Из положения «высокого старта» по сигналу тренера- преподавателя обучающийся выполняет равноускоренный бег до преодоления полной дистанции.

Результат фиксируется (в секундах).

Инвентарь: секундомер

Скоростное ведение

Используется для определения скоростной техники владения мячом в движении. Обучающийся по сигналу тренера-преподавателя начинает ведение левой рукой в направлении первых ворот (две рядом стоящие стойки), выполняет перевод мяча на правую руку, проходит внутри ворот и т.д. Каждый раз, проходя ворота, игрок должен выполнить перевод мяча и менять ведущую руку. Преодолев последние, пятые ворота, обучающийся выполняет ведение правой рукой и бросок в движении на 2-х шагах (правой рукой). После броска обучающийся снимает мяч с кольца и начинает движение в обратном направлении, только ведёт мяч правой рукой, а в конце, преодолев последние ворота, выполняет ведение левой рукой и бросок в движении на 2-х шагах (левой рукой).

Инвентарь: 10 стоек, баскетбольные мячи № 5, 6, 7

Организационно-методические указания:

1)для обучающихся групп начальной подготовки (НП):

— перевод выполняется с руки на руку через пол


— задание выполняется 2 дистанции (4 броска)

2)для обучающихся тренировочных групп (Т):

— перевод выполняется с руки на руку под ногой или за спиной

— задание выполняется 3 дистанции (6 бросков)

Фиксируется общее время выполнения задания и общее количество заброшенных мячей.

В протокол записывается время, за каждый заброшенный мяч из общего времени отнимается 1 секунда. За выполнение неправильного перевода мяча, за каждую ошибку при обводке стоек, ошибках при ведении и т.д. к общему времени прибавляется 1 секунда.

Результат общего времени фиксируется в секундах.

Обязательная техническая программа:

Передвижение в защитной стойке

Используется для определения скоростной координации движений. Обучающийся находится за лицевой линией и по сигналу тренера-преподавателя перемещается спиной вперёд в «защитной стойке», после каждого ориентира изменяет направление. От центральной линии выполняет рывок лицом вперёд к лицевой линии на исходную позицию. Для обучающихся всех групп одинаковое задание. Результат общего времени фиксируется в секундах.

Инвентарь: 3 стойки

Передачи мяча

Используется для определения скоростной техники владения мячом в движении. Обучающийся стоит лицом к щиту. Выполняет передачу в щит, снимает мяч в высшей точке и передаёт его партнёру №1 левой рукой и начинает движение к противоположному щиту, получает обратно мяч и передаёт его партнёру №2 левой рукой и т.д. После передачи от партнёра №3, обучающийся выполняет атаку по кольцу. Снимает свой мяч и повторяет тот же путь к противоположной корзине, отдавая передачи правой рукой.

Организационно-методические указания:

1)для обучающихся НП

— передачи выполняются одной рукой от плеча

— задание выполняется 2 дистанции (4 броска)

2)для обучающихся Т (СС):

— передачи выполняются об пол

— задание выполняется 3 дистанции (6 бросков)


Фиксируется общее время выполнения задания и количество заброшенных мячей. В протокол записывается время, за каждый заброшенный мяч из общего времени отнимается 1 секунда.

За выполнение неправильной передачи мяча, пробежки и т.д., к общему времени прибавляется 1 секунда.

Результат общего времени фиксируется (в секундах).

Инвентарь: баскетбольные мячи № 5, 6, 7

Броски с дистанции

Используется для определения техники владения мячом при броске по кольцу.

Организационно-методические указания:

1)для обучающихся НП:

— обучающиеся выполняют 20 бросков.

— с каждой точки: первые два броска в 3-х очковой зоне, вторые два броска

— в 2-х очковой зоне. Фиксируется общее количество бросков и очков

(за 1 попадание из 3-х очковой зоны — 6 %; из 2-х очковой зоны — 4 %).

2)для обучающихся Т(СС) :

— обучающийся выполняет 40 бросков: по 2 броска с 10 указанных точек, туда и обратно. С каждой точки: первые два броска в 3-х очковой зоне, вторые два броска — в 2-х очковой зоне. Фиксируется общее количество бросков и очков (за 1 попадание из 3-х очковой зоны — 3 %; из 2-х очковой зоны — 2 %).

Инвентарь: баскетбольные мячи № 5, 6, 7

Штрафные броски

Используется для определения техники владения мячом при броске по кольцу.

Организационно-методические указания: обучающийся выполняет 20 бросков со «штрафной» линии 3-х секундной зоны.

для обучающихся НП:

— заступ за «штрафную» линию и вход в 3-х секундную зону при выполнении броска, пока мяч не преодолел верхнюю «мёртвую» точку — допускается.

2) для обучающихся Т(СС) :

— заступ за «штрафную» линию и вход в 3-х секундную зону при выполнении броска, пока мяч не преодолел верхнюю «мёртвую» точку — запрещён.

Фиксируется общее количество бросков и попаданий (за 1 попадание — 5 %).

Инвентарь: баскетбольные мячи № 5, 6, 7

Оценка умений и навыков
в области избранного вида спорта

Передвижение в стойке защитника 6 раз по 5 м в квадрате со стороной 5 м. На площадке чертится квадрат со стороной 5 м. Одна из сторон удлиняется на 50 см с обеих концов. Один из этих отрезков является местом старта и финиша, другой — отметкой, от которой движение начинается в обратном направлении. Передвижение осуществляется с наружной стороны ограничительных линий. Баскетболист становится лицом по ходу дви­жения у места старта (50-сантиметровый отрезок находится перед ним, квадрат впереди слева). По сигналу он передвигается лицом вперед (5 м), затем по другой стороне квадрата левым боком в защитной стойке (5 м) и спиной вперед (5 м), заступает одной ногой за ог­раничительную линию и проделывает весь путь в обратном направлении: лицом вперед, в защитной стойке вправо и спиной вперед. В момент пересечения игроком линии финиша секундомер останавливается.

Демонстрация техники бросков с ближайших дистанций одной рукой (правой, ле­вой) с места (для 3-го года обучения броски выполняются в прыжке). То же со средних дистанций.

Скоростная техника — на площадке находятся три стойки, каждая в центре круга. Игрок с мячом из-за лицевой линии начинает ведение, обводит первую стойку справа, вторую слева, третью справа и производит бросок в движении справа от кольца, подбира­ет мяч и выполняет ведение с обводкой первой стойки слева и т.д., производит атаку сле­ва. Время после касания мячом кольца. Попадания обязательны.

Штрафные броски выполняются сериями по три броска. После первого и второго бросков мяч попадает игроку, после третьего броска он подбирает мяч сам и ведением пе­реходит к противоположному щиту. Упражнение выполняется в течение 3 минут.

Дистанционные броски: игрок с мячом выполняет в течение 4 минут поочередно бросок со средней дистанции (4,5 — 5 м), затем с дальней дистанции (6,25 — 6,5 м), с угла площадки, под углом 45 , напротив щита, далее под углом 45 с противоположной сторо­ны и с угла площадки. Броски по указанной последовательности выполняются до истече­ния 4 минут.

Перемещения в стойке защитника — на площадке находятся 6 набивных мячей. Первый на лицевой линии в центре, второй на линии 6,25 под углом 450, третий на той же линии перпендикулярно щиту, четвертый под углом 45 , пятый на пересечении лицевой линии 6,25 справа, шестой в аналогичной точке слева. Игрок, находящийся у первого мя­ча, по сигналу выполняет рывок ко второму мячу, касается его, возвращается к первому мячу спиной вперед, аналогично выполняет перемещение к третьему и четвертому мячам; к пятому мячу игрок выполняет перемещение приставным шагом вправо, обратно при­ставным шагом влево, касается первого мяча, продолжает движение приставным шагом влево. После касания шестого мяча фиксируется время.

3.2.Требования к результатам освоения Программы по этапам подготовки

Обучающиеся, успешно выполнившие все требования, переводятся на следующий год обучения или зачисляются на следующий этап подготовки (при условии прохождения обучения на предыдущем этапе в полном объеме).

Обучающиеся, не выполнившие переводные требования, на следующий этап не пе­реводятся, продолжают повторное обучение в группе этого же года (но не более 1 раза). При повторном невыполнении норм, такие обучающиеся переводятся в группу спортивно­-оздоровительного этапа.

Требования к результатам реализации Программы:

• на этапе начальной подготовки:

— формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

— формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

— освоение основ техники по виду спорта баскетбол;

— всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

— укрепление здоровья спортсменов;

— отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта баскетбол.

• на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):

— повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;

— приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта баскетбол;

— формирование спортивной мотивации;

— укрепление здоровья спортсменов.

Один из критериев удобного города — легкость и простота перемещения. И речь идет не только о дорогах, удобном и быстром общественном транспорте или отсутствии пробок. Каждый из нас, астраханцев — прежде всего пешеход, но не всегда прогулки по городу бывают легки и безопасны.

Мы часто слышим о таких вещах как «безбарьерная среда» или «вход оборудован пандусом», мысленно связывая их с инвалидами-колясочниками, но в городской инфраструктуре есть незаметные и очень важные элементы, которые касаются всех.

ПЕШЕХОДНАЯ ЗОНА — ПОНИЖАЕМ БОРДЮРЫ

Попробуйте дойти от дома до работы и посчитать сколько раз вы что-то перешагиваете. На многих перекрестках вам приходится переступать бордюр или делать шаг выше/ниже из-за разницы высот дороги и тротуара?

Создание безопасных и безбарьерных тротуаров, их поддержание в хорошем состоянии (что обычно, к сожалению, у нас утрачивается) — это инвестиции в благополучие жителей. Подобно тому как модернизация и расширение дорог делают город удобнее для автомобилистов, так и правильное проектирование тротуаров способно сделать ходьбу более удобной и привлекательной для горожан.

Обратимся к руководствам. СНиП 35-01-2001 предусматривает зазор не более 1.5 см между дорожным покрытием и тротуаром на переходе. Это правило нарушается повсеместно.


Бордюр на ул. Володарского

Считаем, что этот СНиП необходимо скорректировать до 0.5-1 см, ведь разрешенные 1.5 см это все равно неудобный «скачок».


Переход на ул. Никольская

Многим из нас хочется просто идти по ровной поверхности, ни о чем не задумываясь. И это нормально!

Большую ошибку допускают проектировщики, забывая про «маломобильное население».

А ведь сюда входит практически 20% людей, которых можно встретить на улице:

1) Пожилые люди — вот кому действительно с трудом даются ступеньки и прочие препятствия.
2) Беременные женщины;
3) Люди с детскими колясками;
4) Люди с грузами, тележками, чемоданами и т.п.;
5) Дошкольники.

Новгородские активисты, например, устроили целый флеш-моб (на главном фото нашего материал), пытаясь привлечь внимание к проблеме.

А еще желательно подумать о самокатах, роликах и прочей экзотике вроде «гироскутеров».

Чтобы разом решить множество проблем с перемещением, в удобных городах применяются решения о понижениях бордюров и установок сходов с тротуара:

Удобное понижение тротуара. Москва. Фото — gre4ark.livejournal.com

Удобное понижение тротуара. Москва. Фото — gre4ark.livejournal.com

У нас подобные попытки тоже имеются, но почему-то эти «понижения» настолько узкие, что рассчитаны на небольшую коляску или самокат. Иногда можно наблюдать своеобразную дырку в бордюре:


«Бильярдная луза» на ул. Кирова

Со стороны ул. Урицкого очень узкое понижение тротуара, а по ул. Никольская его и вовсе нет.

Существуют и хорошие практики:

Широкое и плавное понижение на пл. Ленина

ПОПАСТЬ НА ТУ СТОРОНУ УЛИЦЫ. ПЕРЕХОДЫ НА УРОВНЕ ТРОТУАРА

Можно приподнимать пешеходные переходы до уровня тротуара, создавая искусственную неровность. Сейчас это активно применяется, но не всегда такие подъемы оказываются плавными. Чаще они напоминают растянутый «лежачий полицейский». Самая лучшая практика — применять разные материалы и пологие склоны:

Проект реконструкции ул. Живописная в Москве. Пешеходный переход. Фото — varlamov.ru

Водители, наезжая на такой переход, будут невольно запоминать дискомфорт не только от угла, но и от смены покрытия, что позволяет регулировать скорость движения транспорта, снижая ее таким образом для безопасности пешеходов.

А пока получается вот так:

Переход на ул. Никольская

Пытались приподнять переход, но не дотянули до уровня бордюра (снова перепады высот) и сделали огромные зазоры на стыках с тротуаром. К слову, край приподнятого пешеходного перехода не должен возвышаться над проезжей частью более чем на 0,6 см. И линейка не понадобится, чтобы уловить на астраханском перекрестке полное несоответствие со стандартами. Более того, места с искусственными дорожными неровностями необходимо снабжать соответствующими предупреждающими знаками. А мы здесь и этого также не наблюдаем. Возникает вопрос: «Как такую работу вообще приняли?».

БЕСПОЛЕЗНЫЕ СТУПЕНЬКИ В САМОМ ЦЕНТРЕ ГОРОДА

Иногда, чтобы сделать что-то удобное, нужно просто ничего не выдумывать. Мы живем посреди ровных степей, но сами себе создаем препятствия! Даже на больших, плоских площадях можно встретить совершенно неуместные ступени. А ведь это пешеходная «мекка» Астрахани:

Ступени на площади Ленина

Зачем тут ступени? Можно было сделать плавный подъем, если требовался перепад высот.

ЛИВНЕВКИ НА ТРОТУАРАХ

Если ливневая канализация вообще есть, это неплохо. Если она работает — отлично. А если она аккуратно скрыта за плоской решеткой с мелкими отверстиями — идеально.

И ведь у нас в городе такое тоже есть!

Решетка ливневки на ул. Никольская

ПРОСТО И УДОБНО

Как видите, удобство города создается из незаметных мелочей. Эти мелочи не требуют больших бюджетов и легки в реализации. Не так давно мы писали про ограждения и заборы.

Безответственность и нежелание/незнание современных требований благоустройства приводит к упадку пешеходной инфраструктуры и проблемам с передвижением по городу.

С нетерпением ждем завершения работ по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги» — посмотрим как будут учитываться новые СНиПы/европейские стандарты и как будут реализованы удобства для маломобильных групп населения.

Ведутся работы по федеральной программе. Что получим в итоге?

Текст написан в соавторстве с Ариной Емелина для центра прикладной урбанистики «ТАНДЕМ»

«Как правильно выполнять основные движения»

«Как правильно выполнять основные движения во время утренней гимнастики»

Ходьба — одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения. Ходьба расширяет возможности детей, обогащает их деятельность, стимулирует активность, способствует полноценному физическому развитию.
В ходьбе активно участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включается до 56% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы туловища, спины и живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется правильная осанка. Поэтому ходьба может широко использоваться в физическом развитии детей разных возрастов.

Основные виды ходьбы.
1. Обычная ходьба в умеренном темпе. При такой ходьбе нога ставится на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок переходит в отталкивание (по возможности выпрямленной в колене ногой). Движения рук спокойные — согнутые в локтях руки поочередно поднимаются вперед не выше уровня груди, затем отводятся назад локтями вверх, кисть примерно на уровне пояса. Голова приподнята, плечевой пояс не напряжен, живот подобран.
2. Ходьба на носках. Выполняется на более прямых ногах. Шаги короткие, туловище выпрямлено, подтянуто. Нога ставится на переднюю часть стопы (на полупальцы), пятка не касается поверхности. Движения рук незначительные, они несколько расслаблены. Их можно поставить на пояс, положить за голову. При этом плечи опущены, осанка непринужденная.
3. Ходьба на пятках. Этот вид ходьбы выполняется почти на прямых ногах. Шаги короткие, живот подтянут, спина выпрямлена. Нога ставится на пятку, носки подняты вверх, при этом не следует их сильно разворачивать в сторону. Движения рук незначительные (поставить на пояс, положить за голову).
4. Ходьба, высоко поднимая колени. Движения энергичные, четкие. Нога ставится сначала на переднюю часть, затем на всю стопу. Шаги короткие, но уверенные. Согнутая в колене нога поднимается вперед-вверх. Бедро принимает горизонтальное положение, голень образует с бедром прямой угол, носок оттянут вниз. Активные движения ног согласуются с движениями рук, кисти сжаты в кулаки. Продвижение вперед незначительное. Корпус прямой, голова приподнята.
5. Ходьба широким шагом. Движения несколько замедленные. Сохраняется обычная при ходьбе координация движений рук и ног. Нога ставится перекатом с пятки на носок. Примерная длина шага различна для детей разных возрастов (32—35 см в 2 года, 55—60 см к 7 годам). При выполнении этого вида ходьбы нельзя чрезмерно увеличивать длину шагов, так как это может привести к нарушению формирующейся у детей координации движений.
6. Ходьба перекатом с пятки на носок. Выполняется этот вид ходьбы ярко выраженной постановкой ноги на пятку, плавным и одновременно энергичным перекатом на носок, слегка пружиня при этом и стараясь приподняться повыше. Движения рук свободные, ненапряженные, с некоторым акцентом (остановкой) в момент перехода на носок.
7. Ходьба приставным шагом. Может выполняться вперед, назад, в правую и левую сторону. Шаг начинается с любой ноги: одна при этом выносится вперед, другая к ней приставляется. Обе ноги оказываются вместе, пятки их соединяются на каждом шаге. Не следует поворачивать ступню приставляемой ноги носком внутрь. Руки в движении участия не принимают — их целесообразнее поставить на пояс. Этот вид ходьбы особенно хорошо выполнять под музыку, учитывая различный ее характер: под марш — четко, без заметного сгибания ног в коленях; под танцевальную музыку — мягко, пружиня на одной или на обеих ногах и т. д.
8. Ходьба в полуприседе и приседе. Выполняется на полусогнутых или полностью согнутых в коленях ногах. При ходьбе в полуприседе нога ставится на переднюю часть стопы, а при ходьбе в приседе — на всю стопу. Спину надо стараться держать прямо. Руки двигаются свободно. При ходьбе в полуприседе их можно поставить на пояс, при ходьбе в приседе руки лучше держать на коленях.
9. Ходьба скрестным шагом. В этом виде ходьбы одна нога выносится вперед и ставится перед другой немного в сторону. Продвижение вперед незначительное. Ногу нужно ставить выпрямленной и на всю стопу. Руки целесообразно держать на поясе, так как их активные движения могут привести к чрезмерному повороту туловища и нарушить координацию движений.
10. Ходьба выпадами. Выносимая вперед нога ставится согнутой в колене на всю стопу. Остающаяся сзади нога стоит на носке (по возможности ее надо держать прямой). Толчок производится носком сзади стоящей ноги.
11. Ходьба с закрытыми глазами. Выполняется небольшими шагами, обычно наблюдаются отклонения от прямолинейного направления.
12. Ходьба спиной вперед. Одна нога ставится назад на переднюю часть стопы или сразу на всю стопу. Толчок производится пяткой другой ноги или всей стопой одновременно. Координированные движения рук и ног выполняются с трудом.
13. Гимнастическая ходьба. Выполняется постановкой ноги с носка более широким шагом, стопа ставится на опору полностью.
Бег.
Умение быстро и ловко бегать необходимо в основной деятельности ребенка — игре. Бег чаще других движений используется в повседневной жизни всеми детьми независимо от того, посещают ли они детское учреждение или играют на площадках во дворах. Бег входит в содержание многих видов движений: от умения правильно выполнять бег зависит, например, успешность прыжков в высоту и длину с разбега, выполнение спортивных упражнений, включающих элементы игр в бадминтон, волейбол, баскетбол.
Как и ходьба, бег является упражнением циклического типа, в котором отталкивание от опоры ногой (правой или левой) чередуется с полетом. Это является отличительным признаком бега в сравнении с ходьбой. В беге, как и в ходьбе, необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору. Многократное повторение отдельных циклов (толчка, полета и приземления) позволяет совершать бег длительное время, не испытывая перенапряжения, развивая выносливость. Детей дошкольного возраста нужно научить бегать быстро, легко и ритмично, с хорошей координацией движений рук и ног. Дети должны уметь использовать наиболее целесообразный вид и технику бега в зависимости от конкретных условий.
Виды бега.
Учитывая возрастные особенности, детям дошкольного возраста доступны следующие виды бега: обычный бег в спокойном темпе, бег на скорость, с препятствиями и включением других движений (подлезания, прыжков), бег с меняющимся темпом, медленный бег. Виды бега и беговых упражнений отличаются по технике выполнения. Воспитателю следует знать эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить, правильно определить задачи и методику обучения.
Обычный бег. Правильной техникой такого бега считается: умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад — в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. При более широких беговых шагах нога ставится с пятки с последующим эластичным опусканием на всю стопу. При отталкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки стоп в стороны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не поворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного поворота туловища.
Обычный бег в среднем темпе широко используется для обучения некоторым элементам техники, навыкам правильного координированного движения. При таком беге дети могут лучше сонтролировать свои движения, хорошо их чувствуют, могут вносить поправки в свои действия.,
Бег на носках. Ногу следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам, высоко их не поднимать, Можно поставить руки на пояс.
Бег с высоким подниманием колен. Бежать поднимая согнутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мягким, эластичным и в то же время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с незначительным продвижением вперед. Корпус прямой и слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс. Чередовать с обычным бегом или ходьбой.
Бег широким шагом. Делать широкие шаги, увеличивая толчок и время полета (как бы перепрыгивая через воображаемое препятствие). Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.
Бег с отведением назад согнутой в колене ноги. Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться пяткой достать ягодицу). Чередовать с обычным бегом, несколько больше расслабляя при этом ноги, давая им отдых. Бег скрестным шагом. Выполнять захлестом почти прямых ног: правой — влево, левой — вправо. Нога ставится на стопу.
Бег в быстром темпе. Выполняется на передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед-вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед. Быстрый бег применяется чаще всего в играх с элементами соревнования. Длительность такого бега невелика — 5—8 с. Однако, чередуясь с естественными остановками — отдыхом, он может повторяться 4—5 раз.
Медленный бег за последнее время завоевал большую популярность, в основном как средство развития общей выносливости, повышения функциональных возможностей организма. В этом беге надо уметь выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.
Бег в переменном темпе используется в сочетании с другими движениями. Главная задача при обучении этому виду бега — научить детей выбирать темп и вид бега, наиболее соответствующий содержанию задания. Так, если бег завершается подскоком или прыжком в длину, то не надо замедлять темп перед толчком, а переходить сразу от последнего шага разбега к энергичному отталкиванию вверх или вперед. Надо уметь быстро и ловко переключиться с бега на другой вид движения. Например, подлезть под обруч или веревку, пройти по бревну, а затем продолжить бег не останавливаясь, не меняя направления. В переменном темпе можно предлагать разные упражнения.
Челночный бег. Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп более частый, шаги короче, колени больше согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие движению по прямой и на поворотах.

Прыжки.
Прыжки находят широкое применение в двигательной деятельности человека. Упражнения в прыжках укрепляют костно-мышечный аппарат ног, туловища, тренируют глазомер, координацию движений.
Прыжок в отличие от ходьбы и бега не является циклическим движением, а состоит из нескольких последовательно и слитно выполняемых действий. В прыжках вверх и в длину с места начальное движение — это приседание и небольшое отведение рук назад; в прыжках с разбега — сам разбег, затем следует отталкивание одной или двумя ногами и момент полета.
Заканчивается прыжок мягким приземлением на носки, плавным переходом на всю стопу и выпрямлением. В старшем возрасте дети выполняют прыжок в длину на сравнительно большое расстояние и в этом случае приземляются на пятки.
Дети всех возрастов широко используют разнообразные прыжки в жизненных и игровых ситуациях, Они испытывают потребность прыгать. Малыши стремятся спрыгнуть с любой высоты, на которую им удалось взобраться (скамейку, ступеньку, пенек, стул), перепрыгивают камешки, палочки, лужи. В старшем дошкольном возрасте увлеченно и продолжительно прыгают через скакалку, овладевают прыжками с разбега, соревнуются в дальности прыжка.

Виды прыжков.
Подпрыгивание — одно из первых прыжковых упражнений, доступное маленькому ребенку. Выполняется оно как несколько ритмичных невысоких прыжков толчками носков обеих ног или одной ноги с незначительным сгибанием ног в коленях. Подскоки хорошо регулировать ударами в бубен, хлопками, музыкальным сопровождением, приучая детей подпрыгивать в ровном темпе или с ускорением и замедлением. Надо следить за тем, чтобы дети не задерживали дыхание, дышали Прыжок вверх с места хорошо тренирует силу толчка, развивает прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой. Выполняется он толчком упругих ног, незначительно сгибая их в коленях, отталкиваясь за счет активного разгибания стоп.
равновесие.
Прыжок в глубину (спрыгивание) укрепляет мышцы ног, особенно стопы, готовит детей к прыжкам с разбега. В прыжках в глубину закрепляется умение одновременно отталкиваться двумя ногами, активно разгибать стопы и правильно приземляться. Для дошкольников прыжок в глубину является самостоятельным видом прыжка. Кроме того, это умение необходимо и часто используется как заключительное движение после упражнений в равновесии, лазанье, в подвижных играх. Велико и его прикладное значение при преодолении естественных препятствий.
Вначале перед спрыгиванием ребенок стремится низко присесть, иногда даже наклоняется вперед, ему становится не так страшно, земля ближе. Однако выполнить так прыжок трудно, при глубоком приседании много сил требуется для отталкивания, поднятия центра тяжести тела. С появлением опыта дети выполняют соскок из положения стоя во весь рост.
Прыжок в длину с места включает последовательно несколько двигательных умений: приседание перед прыжком; энергичное и быстрое отталкивание одновременно обеими ногами, выпрямляя их; полет сначала в группировке, а затем выпрямляя ноги вперед; приземление, сгибая ноги в коленях, и выпрямление стоя на всей стопе.
Правильное исходное положение перед началом толчка: ноги расставлены на ширину стопы (примерно 10 см), ступни параллельны, колени согнуты на уровне с носками ног, составляя с ними одну вертикаль. Небольшой наклон корпуса вперед, тяжесть тела слегка перенесена на переднюю часть стоп, руки отведены назад. При отталкивании тяжесть тела переносится вперед, быстро разгибаются ноги, энергично выпрямляется туловище, руки поднимаются вперед-вверх. Стараться полностью выпрямить ноги в коленных и тазобедренных суставах.
В полете надо согнуть ноги, опустить руки, подать вперед туловище. В момент приземления мягко согнуть ноги, неглубоко присесть, руки вытянуть вперед-вверх. Закончив прыжок, выпрямиться, руки опустить..
Впрыгивание на возвышение попользуется для обучения детей разбегу и толчку. Наличие конкретного препятствия — широкая устойчивая скамейка, банкетка, бревно высотой 30 см, пень, плоский камень, бугорок — облегчает детям двигательную задачу. Им понятно и интересно задание — вскочить на возвышение.
Первые попытки выполняются с места толчком двух ног, приземление также на обе ноги. Затем предлагается наскочить с 3—4 шагов разбега. Ребенок, оттолкнувшись одной ногой, прыгает на препятствие высотой 10—15 см в положение выпада одной ногой вперед и затем присоединяет другую ногу.
Прыжок в высоту с разбега доступен детям 5 лет, однако и более младшие дети пытаются его выполнить. Наибольшую сложность при овладении прыжком вызывает сочетание разбега с отталкиванием ногой в установленном месте. Последующие полет и приземление знакомы детям по предыдущим упражнениям — прыжкам вверх и в длину с места. Весь прыжок с разбега должен выполняться единым слитным действием.
В начале обучения внимание детей фиксируется на умении выполнить небольшой разбег в 2—3 шага и сразу же, не останавливаясь, оттолкнуться одной ногой, согнуть обе ноги при переходе через препятствие. Закончить прыжок мягким приземлением на носки обеих ног, опускаясь на всю стопу.
Прыжок в длину с разбега отличается от прыжка в высоту направленностью отталкивания и способом приземления. Общее, что объединяет оба прыжка,— слитность всех движений, особенно разбега и отталкивания в определенном месте.
В начале овладения прыжком у детей наблюдаются существенные ошибки, которые исправляются подводящими и подготовительными упражнениями, помогающими овладеть правильной техникой прыжка. Ошибки эти следующие:
1. Неритмичный разбег, недостаточное движение рук, иногда в беге широко расставлены стопы, перед толчком бег замедляется.
2. Толчок выполняется слабо, вяло, толчковая нога не распрямляется полностью в коленном, тазобедренном и голеностопном суставах, руки плохо участвуют в движении, взмах ими слабый. После такого толчка при коротком прыжке ребенок даже может приземлиться на одну ногу.
3. В полете отсутствует или недостаточна группировка, маховая нога поздно подтягивается к толчковой.
4. Приземление совершается на носки, в полете нет выноса ног вперед.
Целенаправленные упражнения по обучению прыжку в длину с разбега должны облегчить детям период освоения этого довольно трудного движения, требующего хорошей координации, глазомера, быстрого и своевременного включения работы мышц. Начинать надо с 4—6 шагов разбега, обращая внимание на переход от разбега к толчку одной ногой. В случае удачного попадания в место отталкивания прыжок получается хорошим. На этом же этапе необходимо уделять внимание мягкому приземлению на пятки обеих ног.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *