Психологическая безопасность образовательной среды

Концепция психологической безопасности образовательной среды

Уровни психологической безопасности

Остановимся подробнее на аспекте обеспечения психологической безопасности образовательной среды как значимого компонента комплексного феномена экологической безопасности.

Целесообразно рассматривать понятие психологической безопасности на разных уровнях. М.Ю. Михайлина выделяет:

– уровень общества – психологическая безопасность как характеристика национальной безопасности, в структуре которой присутствует социальная безопасность, что означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны, фактически обеспечивая качество жизни;

– уровень локальной среды обитания – это семья, ближайшее окружение, референтные группы, учебные группы;

– уровень личности, в которой возникает аспект переживания своей защищенности – незащищенности, когда возможно говорить о понимании и представлении о психологическом насилии и когда конкретные поведенческие акты способствуют нарушению безопасности другого или саморазрушению .

Психологическая безопасность личности проявляется в ее способности сохранять сопротивляемость в среде с определенными параметрами, в том числе, и с психотравмирующими воздействиями, сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям и отражается в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации.

Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия.

Понятие психологической безопасности неоднородно. Оно определяется как:

1) состояние сохранности психики человека;

2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;

3) устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

4) возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;

5) состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников .

Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как важнейшее условие, позволяющее придать ей развивающий характер.

Отсюда важно сформулировать концептуальные положения, цели и принципы создания психологической безопасности образовательной среды.

Концепция психологической безопасности образовательной среды – это система взглядов на обеспечение защищённости учеников от угроз, позитивного развития и психического здоровья в процессе педагогического взаимодействия.

В качестве основных положений концепции психологической безопасности образовательной среды И.А. Баева выделяет следующие:

1. Образование есть отрасль человекопроизводства. Это означает, что школа как социальный институт должна создать стабильные условия его производства и использовать технологии, которые содержат минимальный риск по нанесению вреда процессу формирования и развития личности.

2. Образовательная среда как часть образовательного пространства. Образовательное пространство имеет территориальную обозначенность и другие качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребность развития, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. В качестве организационной структуры, обеспечивающей решение этих задач, выступает образовательная система, включающая в себя отдельные образовательные учреждения, психологической сутью которых является создание условий и возможностей для поддержания психологической безопасности образовательной среды. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне школы это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности.

3. Угрозы психологической безопасности образовательной среды. Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, отсутствует базовое удовлетворение основных потребностей, то есть возникает препятствие на пути самоактуализации. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Наглядным отображением концепции является модель психологической безопасности образовательной среды.

К психологическим характеристикам образовательной среды школы, способствующим сохранению и обеспечению психологической безопасности, относят доброжелательную атмосферу, высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, высокий уровень вовлеченности в школьную среду и обучение социальным навыкам взаимодействия, повышение родительского и общественного участия, поддержка учащихся в период возрастных кризисов, удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды школы, уважительное отношение, возможность обратиться за помощью, внимание к просьбам и предложениям и др.

Определены критерии и показатели психологической безопасности образовательной среды (таблица 7).

Критерии психологической безопасности Показатели психологической безопасности
– референтная значимость образовательной среды; – удовлетворенность основными аспектами взаимодействия; – отсутствие психологического насилия во взаимодействии субъектов учебно-воспитательного процесса – интегральный показатель отношения к среде; – индекс психологической безопасности; – индекс удовлетворенности взаимодействием в образовательной среде

Таблица 7. Критерии и показатели психологической безопасности образовательной среды.

Характеризуя критерии психологической безопасности образовательной среды, Р.Р. Зинатуллина отмечает: «Идея референтности кажется дос­таточно конструктивной для обоснова­ния важности психологической безо­пасности параметров образовательной среды. Референтность среды может рассматриваться как значимость в плане влияния на установки личности. Окру­жение, будучи референтным, выполняет по крайней мере две функции: 1) нор­мативную, проявляющуюся в том слу­чае, когда группа рассматривается в каче­стве носителя норм, стандартов поведе­ния, устанавливающих и усиливающих нормы и стандарты поведения лично­сти; 2) сравнительную, проявляющуюся тогда, когда группа служит объектом сравнения, по отношению к которому личность оценивает себя и других.

… Можно предполагать, что личность, оценочно взаимодействуя со средой, формирует свою значимую систему отношений (референтную сферу), при необходимости определяя положительно-отрицательные референты, создает зна­чимые модели социальных процессов и явлений, позволяющие ей достаточно адекватно реализовать себя в процессе жизнедеятельности. Таким образом до­полнительно акцентируется психологи­ческое качество среды, в которой осу­ществляется актуализация личности, ее развитие, так как она активно влияет на выбор линии поведения.

… Удовлетворенность образовательной средой влияет на принятие решения о продолжении образовательной деятельности (учителями, родителями), учебной деятельности (учащимися), организаторской деятельности (администрацией) – той деятельности, которая составляет основу образовательной среды и определяет ее эффективность «.

Наиболее важными условиями образовательной среды, создающими и обеспечивающими психологическую безопасность, являются:

1) доброжелательные взаимоотношения (включают в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.);

2) дисциплина .

Если учебное заведение придерживается строгой дисциплины, оно начинает рассматриваться учащимися как тюрьма, а педагоги как охрана и начальники. Учащиеся начинают себя вести подобно заключенным, и насилие является для них способом самовыражения и привлечения внимания. Дисциплина преподавателями и администрацией часто приравнивается к наказанию. Однако дисциплина состоит из профилактических и превентивных мер и направлена на организацию поведения учащихся, а не только на управление и наказание.

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы сопровождения в системе образования. Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде необходимо опираться на следующие принципы:

♦ принцип опоры на развивающее образование,главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия;

♦ принцип психологической защиты личностикаждого субъекта учебно–воспитательного процесса. Реализацией данного принципа является устранение психологического насилия во взаимодействии. Незащищенный должен получить ресурс, психологическую поддержку и защиту прав на безопасное взаимодействие.

Одной из характеристик образовательной среды, как было подчеркнуто в ее определении, является наличие специально организованных условий для формирования личности, включенных в социальное окружение. Эта характеристика послужила основанием для формулировки третьего принципа, основываясь на котором возможно моделировать психологическую безопасность образовательной среды школы – помощь в формировании социально–психологической умелости.

Социально–психологическая умелость – это набор умений, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности.

Принцип социально–психологической умелости должен обеспечить поддержку и помощь в развитии как ученику, так и учителю.

Его реализация позволяет осуществить психологическую профилактику и коррекцию состояния выученной беспомощности. Специалисты считают, что в современном быстро меняющемся обществе «часто встречаются люди, имеющие существенные трудности в выборе своего поведения, отношений, способов реагирования. Их ответом на вызовы реальности является капитуляция, отказ изменить себя». Одной из причин беспомощности является репрессивное обучение, в структуре которого можно выделить психологическое насилие. Было доказано, что защитой от обученной беспомощности «служит опыт побед, то есть опыт состояний и поведения в случаях, когда удается контролировать ситуацию» (Лихтарников А. Л., 2001, с. 53).

Отметим, что внутренняя беспомощность является еще одной угрозой в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности.

Концептуальные положения по созданию психологической безопасности образовательной среды, критерии и принципы ее моделирования дают нам основания для создания структурной модели образовательной среды школы в ее психологическом аспекте (рис. 1.1).

Рис. 1.1.Структурная модель образовательной среды школы (психологическая характеристика)

Данная структурная модель может служить основанием для разработки программ и технологий психологического сопровождения участников учебно–воспитательного процесса по созданию психологической безопасности в образовательной среде школы. Горизонтальное направление может быть соотнесено с задачей формирования личности, а вертикальное – с ее развитием. Насыщение того и другого направления психологическими ресурсами, позволяющими создать психологическую безопасность образовательной среды, является центральной задачей службы сопровождения.

Для реализации психологической безопасности образовательной среды, как отмечают Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров, необходимо:

▪ изучение образовательной среды образовательного учреждения и выявление оценки со стороны педагогов, учащихся и их родителей состояния ее психологической безопасности;

▪ выявление состояния психического здоровья учащихся и учителей путем диагностики их личностных, эмоциональных и коммуникативных состояний;

▪ установление взаимосвязи между показателями психологической безопасности образовательной среды и характеристиками психического здоровья ее участников;

▪ оценка эффективности деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения по реализации программы создания психологической безопасности образовательной среды и обеспечения ее оптимального функционирования;

▪ обоснование технологии и организация мониторинга психологической безопасности образовательной среды в образовательном учреждении;

▪ создание технологий сопровождения субъектов образовательного процесса, снижающих риски психологической безопасности и проявления психологического насилия в образовательной среде .

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

Библиографическое описание:



Что такое психологически безопасная образовательная среда, что к ней относится?

Чтобы раскрыть это понятие, сначала дадим определение понятию «безопасность личности». Для личности безопасность определяют три фактора: человеческий фактор, фактор среды и фактор защищенности. Человеческий фактор — реакции человека на опасность. Среда — это воздействующие на человека демографический, экономический факторы, семья, референтная, профессиональная группа и т. д. Фактор защищенности — это физические и психологические средства, используемые человеком для защиты от тревожных и опасных ситуаций. Понятие «безопасность личности» включает в себя психологическую и физическую составляющие. Мы рассмотрим психологическую составляющую безопасности личности. Психологическую безопасность определяют следующим образом:

‒ целостность личности, ее адаптивность;

‒ сохранность психики человека; среда, создающая защищенность для личности, свободная от проявлений психологического насилия, способствующая удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, обеспечивающая психическое здоровье включенных в нее участников;

‒ нормальное функционирование и устойчивое развитие человека во взаимодействии со средой (умение создавать психологически безопасные отношения и умение защититься от угроз).

Таким образом, психологически безопасная среда дошкольного образовательного учреждения — это важнейшая составляющая полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

В федеральном законе «Об образовании» «Дошкольное образование» в пунктах 1, 2 статьи 64 прописаны пункты, которые связаны с созданием психологически безопасной образовательной среды для дошкольников:

‒ формирование общей культуры;

‒ развитие нравственных, эстетических и личностных качеств;

‒ разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

‒ организация деятельности на основе индивидуального подхода;

‒ применение специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности;

‒ сохранение и укрепление здоровья.

В пункте 1 статьи 48 ФЗ «Об образовании» прописаны обязанности педагогов, выполнение которых способствует созданию психологически безопасной образовательной среды в ДОО:

‒ соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

‒ уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

‒ развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

‒ применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

‒ учитывать особенности психофизического развития обучающихся.

Еще один документ, который регулирует дошкольное образование — ФГОС ДО, также ставит перед педагогами одну из задач — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Поэтому важно в образовательном учреждении организовать такую образовательную среду, которая будет способствовать созданию благоприятных условий для воспитания, обучения, позитивного развития личности обучающихся и развитию профессионального потенциала педагогов.

Важной составляющей этого является развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

Психологическая компетентность — это психологический инструмент специалиста, который обеспечивает эффективное выполнение его профессиональной деятельности. Высокий уровень психологической компетентности позволяет воспитателю правильно использовать личностные ресурсы, анализировать результаты своей деятельности, актуализировать скрытые возможности детей, оптимизировать профессиональную активность, прогнозировать развитие личности, эффективно моделировать педагогическую ситуацию.

Для успешной, эффективной работы в дошкольном учреждении должен быть положительный психологический климат — эмоциональный настрой. Он является устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям, душевными переживаниями и волнениями. Такой климат должен быть сформирован и в коллективе, и в группах дошкольного учреждения.

Признаки благоприятного климата в группе:

‒ в течение всего дня хорошее настроение детей;

‒ свободное отправление детьми всех естественных потребностей;

‒ доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам;

‒ умение детей занять себя делом;

‒ возможность уединиться;

‒ со стороны взрослых отсутствие давления;

‒ знание детей о том, как будет проходить их день и что каждый из них может сделать интересного;

‒ высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях, взаимопомощи;

‒ желание участвовать в деятельности коллектива;

‒ удовлетворенность детей тем, что они принадлежат к группе сверстников (5).

Для того, что ребенок успешно развивался ему необходимо создавать благоприятный климат и психологически безопасную образовательную среду. Они играют важное значение и для полноценного развития дошкольника, сохранения и поддержки психического здоровья, а также для предупреждения психологических травм маленького человека. Ранний возраст характеризуется быстрыми темпами развития, а это, в свою очередь, сопряжено с повышенной чувствительностью ко всем воздействиям окружающей среды. Чем комфортнее, спокойнее и безопаснее будет чувствовать себя ребенок, тем легче пройдет адаптация при поступлении в дошкольное учреждение. Если потребности маленького человека поняты неправильно или нецелесообразно удовлетворены взрослыми, то атмосфера, в которой растёт ребенок, становится психологически небезопасной для его развития. В раннем возрасте от того, какую позицию примет взрослый, зависит, насколько малыш в своём развитии будет благополучен.

Период адаптации — важный момент у ребенка для формирования чувства доверия и защищенности в новой среде. Отказ от равнодушия и жестокости на данном этапе подразумевает полное принятие ребенка с его индивидуальными особенностями и потребностями.

Также важную роль в создании психологически безопасной образовательной среды играет эмоционально-личностное развитие маленького человека. Взрослые должны понять внутренний мир малыша, его психическое состояние, его возможные перспективы. И конечно же, дать ребенку такую подготовку к школе, что он не будет испытывать дискомфортного состояния в новых для него условиях, не будет бояться перемен в своей жизни, будет уверен в своих силах и возможностях, сумеет контролировать себя и свое поведение в изменяющихся ситуациях, у него будет сформирована высокая мотивация и развиты коммуникативные навыки.

Поэтому важно обеспечить специально организованное воздействие на дошкольников, создать соответствующие условия и психологическое просвещение педагогов и родителей.

Психологическая безопасность в образовательной среде позволяет создать эти условия для благоприятного эмоционального взаимодействия, открытых доверительных отношений, личностного развития и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса.

Педагоги в дошкольном учреждении способствуют формированию успешных, счастливых и здоровых детей.

Роль педагога в создании психологически безопасной образовательной среды ДОУ:

‒ знают общие закономерности развития детей;

‒ организуют гибкий и эффективный режим дня, где чередуются различные виды деятельности;

‒ создают предметно-развивающую среду, которая способствует всестороннему развитию детей;

‒ организуют образовательный процесс, создавая условия для приобретения новых знаний и умений;

‒ умеют планировать и корректировать образовательные задачи с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;

‒ владеют методами и средствами психолого-педагогического просвещения детей, родителей.

Одним из условий психологического комфорта и эмоционального благополучия является то, что педагоги всегда встречают детей с улыбкой на лице, располагая к себе и настраивая их на положительный и доброжелательный контакт, учитывают интересы каждого ребенка, а также создают в группе уголки психологической разгрузки, которые помогают снять эмоциональное напряжение и восполнить энергию детей.

Самым важным фактором психологической безопасности ребенка является отношение педагогов и родителей к нему. Взрослые должны понимать, что маленький человек полностью зависит от них. Не только педагоги, но и родители должны быть компетентны в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Педагоги помогают родителям, дают им советы как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:

‒ доверие к ребенку, уважительное отношение к нему;

‒ в случае неудачи необходимо вселить в ребенка чувство уверенности в том, что все должно получиться;

‒ ребенок должен быть уверен в чувствах родителей, в том, что его любят и понимают;

‒ ребенок должен видеть, что он нужен своим родителям; ему должно быть комфортно с окружающими его людьми;

‒ детей нельзя обманывать, т. к. дети очень чувствительны к фальши;

‒ меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;

‒ чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);

‒ похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;

‒ помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

Взрослые должны понимать, что если ребенок растет в безопасности, он:

‒ чувствует поддержку и потребность в общении;

‒ становится успешным и уверенным в своих силах;

‒ проявляет активность в познавательной деятельности;

‒ открыт для общения и доверяет окружающим;

‒ стремится к достижениям;

‒ понимает, что он не одинок.

Взрослые должны быть внимательны, осторожны и терпеливы в общении с детьми.

На этапе завершения дошкольного образования, ребенок должен создавать психологически безопасную среду для себя и других участников образовательно — воспитательного процесса:

‒ ребенок способен договариваться, учитывает интересы и чувства других, развивает толерантность;

‒ способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

‒ старается разрешать конфликты;

‒ умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

‒ умеет выражать свои эмоции, чувства, мысли и желания;

‒ может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;

‒ умеет строить партнерские взаимоотношения со сверстниками;

‒ пытается дать оценку поступкам других людей.

Психологически безопасная образовательная среда образовательного учреждения — это такая среда, в которой большинство родителей и воспитанников положительно относятся к ней, удовлетворены характеристиками среды дошкольного образовательного учреждения, находятся с ней в постоянном взаимодействии и между ними существуют отношения взаимозависимости и взаимовлияния. Она удовлетворяет основные потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивает психологическую защищенность включенных в нее субъектов, создается через психологические технологии, построенные на диалогических основаниях, обучении сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии.

Психологическая безопасность образовательной среды — это взаимоотношения в этой среде, желание быть в ней и испытывать чувство защищённости.

Перед дошкольными учреждениями стоит задача — повысить уровень психологического здоровья ребёнка дошкольного возраста и создать предпосылки для его благополучного развития в период старшего дошкольного и школьного детства. Безопасность является психологическим ресурсом образовательной среды, что, в свою очередь, обеспечивает ресурс безопасности в обществе.

Литература:

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, безопасная образовательная среда, дошкольное учреждение, образовательная среда, психологическая безопасность, образовательный процесс, маленький человек, безопасная среда, благоприятный климат, дошкольное образование.

Психологическая безопасность образовательной среды в ДОУ

ФГОС дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, и в частности критерии развивающей предметно-пространственной среды.

Согласно положениям Стандарта развивающая предметно- пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должны соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.

Но, насыщенность образовательной среды — характеристика двойственная. С одной стороны, она может оказать благоприятное воздействие, стимулируя активность, самоизменения ребёнка и творческий характер его деятельности, а с другой — может вызывать напряжённость, тревогу, дестабилизировать эмоциональное состояние ребёнка и препятствовать реализации его интеллектуального и личностного потенциала. Соответственно насыщенность образовательной среды может играть как стимулирующую, так и ограничивающую и даже сдерживающую развитие роль.

Потому одно из требований в отношении образовательной среды — психологическая безопасность. Нельзя забывать, что важными положениями ФГОС дошкольного образования являются обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое взаимодействие, учёт индивидуальных потребностей детей.

Компоненты психологической безопасности образовательной среды:

  • Продуманное пространственное, световое и цветовое оформление среды.
  • Свободный доступ к игрушкам и игровым материалам.
  • Реализация потребностей ребёнка, в том числе в игре, движении, познавательной активности, общении.
  • Ориентация на возрастные физиологические особенности детей, сензитивные периоды развития и возрастные задачи развития.
  • Компоненты, стимулирующие интересы и деятельность, собственную активность ребёнка.
  • Компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального потенциала, творческого, продуктивного мышления ребёнка.
  • Поощрительное воздействие (эффективное воздействие педагогами всего спектра поощрения).

Психологическая безопасности среды обеспечивается путём формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребёнок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия.

Социальные отношения как компонент образовательной среды строятся на следующих способах взаимодействия: сотрудничество, признание прав ребёнка и его свобод, обсуждение, сопереживание, поддержка, гибкое введение ограничений, стимулирующая система требований. В условиях такой системы социальных отношений ребёнок испытывает чувства психологической защищённости, принятия своей индивидуальности, веры в справедливый мир. Во взаимодействии с социальными взрослыми (воспитателями, помощниками воспитателя, педагогами) психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны следующие параметры:

  • Отсутствие необоснованных запретов:
  • Продуманная, последовательная система требований и правил взаимодействия.
  • Отсутствие психологической манипуляций со стороны взрослых.
  • Субъективно-личностное общение с ребёнком.
  • Представление ребёнку возможностей для самостоятельной деятельности, проявление инициативы и принятия решений (в рамках возраста).
  • Возможности выбора деятельности, формы активности, продолжительности занятий на основе поддержания интереса.
  • Возможности завершать начатое дело, реализовать замысел, цель, игровое намерение и т.д. (среда должна обеспечивать благополучие и комфорт в ощущении времени — отсутствие спешки, дефицита времени, невозможности завершить начатое дело).
  • Открытое, позитивное информирование ребёнка о разных сторонах жизни в соответствии с возрастным уровнем понимания, создание отношений доверия.
  • Поощрение собственной активности ребёнка, самостоятельности и напряжения сил при сохранении взрослым функции поддержки и регуляции.
  • Наличие адаптивных ритуалов, вплетённых в ежедневное взаимодействие с окружающими.
  • Удовлетворённость всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействия в среде.

Чувство небезопасности, эмоционального неблагополучия и психологического дискомфорта возникает у ребёнка по следующим причинам:

  • Сверхсильная стимуляция.
  • Принятие за ребёнка решений и выполнение за него действий.
  • Манипуляции ребёнком, использование его в качестве инструмента для достижения других целей.
  • Ограничение детской инициативы и активности.
  • Неудовлетворение потребностей, в том числе движении, общении.
  • Формирование у ребёнка неадекватных представлений о себе и мире, введение его в заблуждение, обман.
  • Использование неадекватной системы поощрений и наказаний.
  • Не предъявление ребёнку позитивных ожиданий в отношении его развития.
  • Не предсказуемость шума (неожиданные не понятные ребёнку шумы), отсутствие минимально необходимой информации о происходящих вокруг него событий.
  • Не предсказуемость жизнедеятельности во времени.

Образовательная среда должна создавать у ребёнка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что в свою очередь, расширяет границы личности и стимулирует активность ребёнка. Негативные социальные переживания упрощают картину «Я» и создают отрицательный фон отношения к миру.

Образовательная среда — это совокупность педагогических условий направленная на воспитание, обучение, развития личности, которая характеризуется:

a) взаимодействием ребёнка со взрослыми и детьми;

b) взаимопониманием, коммуникацией, рефлексией.

Предложенная модель — это психологически безопасная образовательная среда:

  • имеет референтную значимость;
  • удовлетворяет основные потребности в личностно — доверительном общении;
  • обеспечивает психологическую защищённость включенных в неё субъектов;
  • создаётся через психологические технологии, построенные на диалогических основаниях, обучение сотрудничеству и отказ от психологического насилия во взаимодействии.

Человек может быть психически здоровым только в определённых условиях. Таким условием является безопасная образовательная среда.

Т.В. Тупахина считает, что психологический комфорт для ребёнка в детском саду определяется положительным эмоциональным фоном, удобным развивающим пространством и отсутствием психического и физиологического напряжения для организма.

Автор выделяет следующие критерии, составляющие психологический комфорт ребёнка в ДОУ.

  1. 1. Спокойная эмоциональная обстановка. Отсутствие психологического напряжения в семье, оказывает значительное влияние на психологический комфорт ребёнка в ДОУ. Любовь, уважение и понимание родных настраивает ребёнка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Задача педагога — изучить психологическую обстановку в семье через анкетирование, мониторинги; необходимо также учитывать индивидуальные особенности каждой семьи.
  2. 2. Распорядок дня. Распорядок дня должен быть стабильным. Ребёнок, привыкший к определённому порядку, более уравновешен. Имеет представление о последовательности занятий, смену видов деятельности в течении дня и заранее настраивается на них. Спокойная обстановка жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых — необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течении дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что то не успевают.
  3. 3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда должна соответствовать возрасту и особенностям группы.
  4. 4. Стиль поведения воспитателя. Воспитатель должен быть спокоен и доброжелателен. Проявлять равное отношение ко все детям. Педагогу необходимо следить за своим психологическим состоянием для того, чтобы предотвратить возможность агрессивных вспышек и усталости.
  5. 5. Добрые традиции. Чтобы донести до каждого ребёнка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции. Такие как дни рождения, «круг хороших воспоминаний», хорошая традиция «вопросительное место» — это стул, на котором наклеен знак вопроса, ребёнок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребёнку, находящемуся на «вопросительном месте».

По мнению Т.В.Тупахиной атмосфера психологического комфорта для ребёнка создаётся психологическим пространством безопасной среды, которая является одновременно развивающей, психотерапевтической и психокоррекционной.

В статье «Насилие в дошкольном учебном заведении» акцентируется внимание на буллинге. В переводе с английского — агрессивное преследование, травля, запугивание, третирование, задирание. Отмечается, что буллинг, распространён и среди детей дошкольного возраста.

В статье отмечают, что буллинг проявляется через:

  • Физическую агрессию (ситаутивные удары, щипание);
  • Социальное давление, когда группа детей неоднократно и демонстративно отказывается играть с одним из воспитанников;
  • Словесные нападки (непрекращающиеся насмешки и высмеивание).

В статье обращается внимание на то, что буллинг может вызвать у «жертв» большой стресс, страх и тревогу. Кроме того даются результаты исследования, свидетельствующие о том, что проявление агрессивного поведения в детском возрасте приводит нередко в будущим к употреблению наркотиков, алкоголя, к совершению преступлений.

Родителям дошкольников предлагается перечень признаков, по которым можно определить подвергается ли ребёнок буллингу:

  1. 1. Ребёнку вдруг страшно идти в детский сад;
  2. 2. Жалобы на головные боли или боли в животе без какой-либо причины;
  3. 3. Не отпускает родителей, проявляет плаксивость;
  4. 4. Приходит домой с необъяснимыми травмами;
  5. 5. Уединяется или впадает в состояние депрессии;
  6. 6. Рассказывает об одном каком-то ребёнке, который делает ему всякие гадости;
  7. 7. Имеет трудности с концентрацией внимания;
  8. 8. Избегает зрительного контакта, когда вы спрашиваете его о детском саде.

3. Конфликтные ситуации в педагогическом коллективе ДОУ // Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №3 2009

Практикум для педагогов «Психологически безопасная образовательная среда»

Глухина Наталья Владимировна

Организация: МБДОУ ЦРР Д/С №6 первой категории

Населенный пункт: Челябинская область, г. Чебаркуль

Цель: создать условия для практической работы по определению деятельности педагогов ДОО в соответствии с критериями психологической безопасности.

Одна из главных ценностей жизни — это ЗДОРОВЬЕ. В понимании ВОЗ здоровье человека — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Значимость физического здоровья мы признаем и реализуем в процессе решения учебных задач (мы проводим для детей утреннюю зарядку, занятия по физической культуре, прогулки, физминутки, кто – то проводит закаливание), но о состоянии душевного и социального здоровья принято говорить реже.

Я не открою вам ничего нового, сказав, что без психологического и социального благополучия не будет здоровья физического. Три составляющих здоровья человека неотделимы друг от друга.

Сегодня мы поговорим о психологически безопасной образовательной среде, потому что именно психологическая безопасность дошкольника имеет большое значение для сохранения психического здоровья детей.

? — Какие ассоциации у вас возникают на слова — психологическая безопасность образовательной среды.

(Ответы участников)

Психологическая безопасность является такой характеристикой образовательной среды, которая придает ей развивающий характер и способствует сохранению психологического и социального здоровья ее участников, исключая психологическое насилие.

Сейчас мы поделимся на команды и совместно разберем что же такое «Психологически безопасная образовательная среда».

Упражнение «Дерево». Я назову 4 человека, каждый из них выбирает по-одному человеку в свою команду. Те, кого выбрали, в свою очередь, выбирают следующих. Так, по цепочке, продолжается до тех пор, пока не выберут всех участников.

1. Задание. «Устами младенца»

Нам нужно выбрать название команд, в этом вам помогут дети. Ребята расскажут о загаданном слове, которое созвучно с нашей темой встречи, ваша задача догадаться, о чем идет речь (заранее записать аудио или видео файл). Отгадка и будет названием команды (комфорт, добро, радость).

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» определены основные принципы государственной политики в сфере образования. Одна из них – гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры.

1 команда

Прочитайте пункт 1 статьи 48 Закона «Об образовании в Российской Федерации» — «Обязанность и ответственность педагогических работников». Отметьте те обязанности педагогов, выполнение которых позволяет создаватьпсихологически безопасную среду в ДОО.

2 команда

Прочитайте пункт 1,2 статьи 64 Закона «Об образовании в Российской Федерации» — «Дошкольное образование». Выпишите фразы, которые связаны с созданием психологически безопасной образовательной среды для дошкольников.

3 команда

Прочитайте задачи ФГОС ДО (п.1.6 раздела І). Выберите те из них, решение которых создает психологически безопасную образовательную среду.

(Команды выполняют задание)

Структурные компоненты психологической безопасности делятся на две системы:

• систему организации режима жизнедеятельности воспитанников;

• систему организации межличностных отношений в ДОО.

Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:

• установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузки; организация полноценного питания, сна и двигательного режима);

• создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении, развитии и т.д.;

• организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей;
проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые и интересные для них виды деятельности).

Система организации межличностных отношений в ДОО:
• влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений,
личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство);
• психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников);
• психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу,
стиль руководства, традиции, атмосфера).

В ФГОС ДО п. 2.8.указаны аспекты образовательной среды, которые необходимо учитывать при создании психологически безопасной образовательной среды:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия с другими детьми;

3) характер взаимодействия со взрослыми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Рассмотрим подробнее.

Компоненты психологической безопасности предметно-пространственной развивающей образовательной среды:

  • Продуманное пространственное, световое и цветовое оформление среды.
  • Свободный доступ к игрушкам и игровым материалам.
  • Реализация потребностей ребёнка, в том числе в игре, движении, познавательной активности, общении.
  • Ориентация на возрастные физиологические особенности детей, сензитивные периоды развития и возрастные задачи развития.
  • Компоненты, стимулирующие интересы и деятельность, собственную активность ребёнка.
  • Компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального потенциала, творческого, продуктивного мышления ребёнка.
  • Поощрительное воздействие (эффективное воздействие педагогами всего спектра поощрения).
  • Создание условий дляразвития личностного, эмоционального благополучия ребенка.

Задания командам: «Аукцион». Вспомните, какие специальные уголки и зоны, способствуют сохранению у детей эмоционального благополучия и психологического комфорта. Перечисляем в назывательном порядке, по-очереди.

(Примерный перечень РППС см. в приложении 1).

Второй аспект-характер взаимодействия с другими детьми.

Для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками. В зону риска попадают конфликтные дети, дети с низкой потребностью к общению и непопулярные дети. Неудовлетворенность общения ребенка со сверстником является главной причиной эмоционального неблагополучия и, поэтому задача взрослых помочь дошколятам развитию полноценных отношений со сверстниками.

Какие методы, приемы, мероприятия можно использовать для предотвращения дисбаланса в данном аспекте?

    1. Команда – мероприятия для агрессивных детей
    2. Команда – мероприятия для детей, не пользующихся популярностью в группе сверстников
    3. Команда – мероприятия для детей с низкой коммуникативной потребностью

Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

В стандарте по-новому решается вопрос формирования образа Я дошкольника. Акцент делается на «положительное отношение», которое формируется с учётом таких духовно-нравственных качеств, как толерантность, милосердие, взаимопонимание и взаимопомощь.

Формирование положительного отношения к миру, другим людям и самому себе у ребёнка дошкольного возраста – это процесс сознательного изменения своего Я под влиянием значимого взрослого и сверстников. В целом развитие личности дошкольника связано с целенаправленной педагогической деятельностью, ориентированной на постижение ребёнком личностных смыслов своей активности. Негативные социальные переживания упрощают картину «Я» и создают отрицательный фон отношения к миру.

Образовательная среда должна быть референтной (значимой для ребенка) создавать у ребёнка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что в свою очередь, расширяет границы личности и стимулирует активность ребёнка. Особую роль в данном аспекте отводится также технологиям, направленных на развитие мотивации к учению.

Задания командам

  1. Приведите примеры как можно в игровой форме организовать детей на занятие.
  2. Какие приемы можно использовать для развития положительной самооценки дошкольника во время НОД.

Четвертый аспект образовательной среды – это характер взаимодействия со взрослыми.

По данным исследования воспитатель оказывает сильное воздействие на ребенка и, что характерно, не только его знания, его кругозор, направленность интересов, но и его внешний вид, манеры, поведение, выражение лица, его настроение, тон голоса, жесты. Это объясняется, прежде всего, тем, что для ребенка взрослый очень рано выделяется из всего окружающего. Особую роль личности педагога в жизни ребенка подчеркивал К. Д. Ушинский, утверждая, что влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными нравоучениями, ни системой наказаний и поощрений.

Во взаимодействии с социальными взрослыми (воспитателями, помощниками воспитателя, педагогами) психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются при условиях:

  • Отсутствие необоснованных запретов.
  • Продуманная, последовательная система требований и правил взаимодействия.
  • Отсутствие психологической манипуляций со стороны взрослых.
  • Субъективно-личностное общение с ребёнком.
  • Представление ребёнку возможностей для самостоятельной деятельности, проявление инициативы и принятия решений (в рамках возраста).
  • Возможности выбора деятельности, формы активности, продолжительности занятий на основе поддержания интереса.
  • Возможности завершать начатое дело, реализовать замысел, цель, игровое намерение и т.д. (среда должна обеспечивать благополучие и комфорт в ощущении времени — отсутствие спешки, дефицита времени, невозможности завершить начатое дело).
  • Открытое, позитивное информирование ребёнка о разных сторонах жизни в соответствии с возрастным уровнем понимания, создание отношений доверия.
  • Поощрение собственной активности ребёнка, самостоятельности и напряжения сил при сохранении взрослым функции поддержки и регуляции.
  • Наличие адаптивных ритуалов, вплетённых в ежедневное взаимодействие с окружающими.
  • Удовлетворённость всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействия в среде.

Чувство небезопасности, эмоционального неблагополучия и психологического дискомфорта возникает у ребёнка по следующим причинам:

  • Сверхсильная стимуляция.
  • Манипуляции ребёнком, использование его в качестве инструмента для достижения других целей.
  • Ограничение детской инициативы и активности.
  • Неудовлетворение потребностей, в том числе движении, общении.
  • Формирование у ребёнка неадекватных представлений о себе и мире, введение его в заблуждение, обман.
  • Использование неадекватной системы поощрений и наказаний.
  • Не предъявление ребёнку позитивных ожиданий в отношении его развития.
  • Не предсказуемость шума (неожиданные не понятные ребёнку шумы), отсутствие минимально необходимой информации о происходящих вокруг него событий.
  • Не предсказуемость жизнедеятельности во времени.

Манипулирование детьми, угрозы, недоброжелательное отношение, игнорирование, принуждение, отрицательные оценки – все это можно назвать психологическим насилием. Которое так же, наряду с физическим насилием не приемлемо в детском саду, однако некоторые педагоги этим пользуются, не отдавая отчет себе, насколько пагубно это действует на ребенка.

Упражнение «Словарь отрицательных оценок»

— В работе М.В. Старикова и А.В. Полищук «Насилие в образовании» отмечается, что элемент речевого насилия глубоко проник в образование, насилие представляется фактом нежелательным, но неизбежным. Следовательно, грамотная организация образовательного процесса предполагает сведение к минимуму, а в перспективе — исключение самого факта насилия в образовании. Сейчас мы с вами попробуем создать один большой словарь отрицательных оценок. Для этого вспомните слова и выражения педагогов, в которых содержится отрицательная оценка деятельности детей, и запишите их.

(Педагоги заполняют таблицу, см. приложение 2)

? — Что делать воспитателю, чтобы ситуаций речевого насилия не возникало? Необходимость негативной оценки педагогами поведения детей отпадет, если в группе есть дисциплина и выполняются правила поведения.

Продолжим нашу работу в подгруппах. Запишите на листах бумаги ответ на вопрос: «Какие запреты для детей можно услышать в группах детских садов?».

В списках зачеркните те запреты, без которых можно обойтись, а также противоречащие естественным потребностям детей в движении и познании окружающего мира. Из оставшихся запретов составьте список рациональных и необходимых правил.

А сейчас, я предлагаю определить факторы, из-за которых может возникнуть негативное психическое состояние любого участника педагогического процесса.

Задания для команд.

    1. Определите риски психологической безопасности образовательной среды, связанные с индивидуальными и личностными особенностями дошкольника, а также в диаде «ребенок-ребенок»
    2. Определите риски психологической безопасности образовательной среды, связанные с отношениями «ребенок — воспитатель».
    3. Определите риски психологической безопасности образовательной среды, связанные с отношениями «ребенок — семья».

(Педагоги выполняют задание, затем совместно обсуждают)

Правильный ответ см. в приложении 3

К рискам психологически безопасной среды можно отнести и межличностные отношения педагогов. Педагогический коллектив ДОУ дает детям первоначальное представление о коллективе взрослых, о системе взаимоотношений в нем, о совместной деятельности. Поэтому на педагоге лежит большая ответственность перед детьми.

Давайте вместе подумаем, каковы риски психологической безопасности образовательной среды, связанные с педагогом и отношениями «взрослый -взрослый»

Упражнение «Дерево». Я предлагаю вам на желтых листочках написать ответ на вопрос «В чем причина неблагоприятного психологического климата в детском саду, по Вашему мнению?».

(Педагоги выполняют задание, обсуждение)

Упражнение «Я могу». Мне бы хотелось, чтобы те причины неблагоприятного психологического климата, написанные на осенних желтых листочках, исчезли под покровом зимы, а весной наше дерево озеленилось, наполняя коллектив новыми эмоциями, взаимовыручкой, доверием. Согласны? Напишите, пожалуйста на зеленых листочках, а что каждый из вас может сделать для создания благоприятного психологического климата.

Спасибо вам за продуктивное общение. И помните, в осуществление работы по созданию безопасной и психологически комфортной среды в ДОУ, должны быть вовлечены все сотрудники учреждения. Только при таком подходе это среда будет отвечать всем требованиям ФГОС ДОО.

Литература

1. Архипова А.А. Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО // Справочник педагога-психолога. №3, 2015

2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: СОЮЗ. 2002. — 271 с.1. Исследование ориентации на личностную модель взаимодействия с детьми как структурного компонента готовности педагогов к инклюзивному образованию Т. В. Сафонова, А. С. Сунцова, Р. Г. Аслаева. ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва.

4.Формирование положительного отношения к миру, другим людям и самому себе у ребёнка дошкольного возраста Л.В. Трубайчук // Начальная школа плюс до и после. 2014

Приложение 1

Примерный перечень уголков и зон в группах

Название

Направленность зоны

Структура

Методы

Уголок приветствия

создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, сплочение детского коллектива.

Стенд «Здравствуйте, я пришел!»

Утро добрых встреч

Игры: «Я рад тебя видеть», «Я дарю тебе свою улыбку», «Прошепчи имя», «Паровозик с именем», «Необычное приветствие», «Поздоровайся по разному», «Ласковое объятие», «Назови ласково», «Комплименты», «Журналист», «Мы тебя любим», «Аплодисменты», «Я хотел бы быть таким же как ты», «Мне нравится в тебе», «Радио», «Ветер дует на того, кто..», «Узнай по голосу», «Пошли письмо», «Волшебник», «Опиши друга», «Я очень хороший».

Стенд «Мое настроение»

Настольные игры: «Путешествие в мир эмоций», «Зоопарк настроений», «Собери лицо».

Игры: «Раз, два, три, настроение замри», «Я радуюсь (грущу, злюсь, удивляюсь, мне страшно, ), когда…», «Какое у меня настроение», «Какого цвета(запаха, вкуса) настроение», «Цветок настроений», «Кубик эмоций», «Угадай эмоцию»

Уголок достижений

повышение самооценки, уверенности детей в себе; предоставление родителям позитивной информации, способствующей установлению взаимопонимания между ними; обучение детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

«Копилка добрых дел», «Дерево добрых дел» (панно с индивидуальными кармашками, куда вкладываются фишки за каждый совершенный ребенком добрый и полезный поступок).

Рефлексивный круг

Беседы: «Что хорошего мы сделали», «Правила в группе»

Игры: «Расскажи о себе что- нибудь хорошее», «Эстафета хороших известий», «Я могу защитить», «Похвалилки», «За что меня любит мама», «Чем мы гордимся»

Чтение

Зона уединения

предоставление ребенку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать.

Оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. Создание тематических альбомов: «Моя визитка», «Семейный альбом», «Мы в детском саду».

Игрушки: мяч-антистресс, «Волшебные бутылочки», «Волшебная свеча»

Уголок поздравлений

формирование позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе; сплочение детского коллектива.

В группах оборудованы стенды, на которых в дни рождений детей вывешиваются плакаты с фотографией именинника и поздравлениями остальных детей. Персональная именинная посуда, стульчик, волшебный мешок для подарков.

Игра – путешествие по станциям «Именинная»

Уголок гнева

предоставление детям возможности в приемлемой форме освободиться от переполняющего их чувства гнева,
враждебности и напряженности; развитие положительных чувств
и эмоций; обучение самообладанию и приемам саморегуляции

«Коврик злости» (резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться);»коробочка гнева и раздражения» (коробочка, в которую ребенок может «выбросить» свою злость и обиду, сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету);
«Подушка-колотушка», «Мешочек для крика», гибкая набивная «змея», «ковердружбы»,»Мирилки», «Стаканчик для криков», Коврик дружбы, «Волшебная труба»

Настольные игры: «Можно — нельзя», «Хорошо-плохо», «Что такое хорошо? Что такое плохо», «Твистер»

Чтение терапевтических сказок

Решение проблемных ситуаций

Игры: «Фу», «Жужа»

Игры на развитие общения: «Зеркало», «Нос к носу», «Моргалки», «Клубочек», «Путанка».

Игры на развитие произвольности

Уголок сенсорного развития

развитие всех видов восприятия; создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей; речевого и психического развития детей; выработки эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.

В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов.

Приложение 2

Словарь отрицательных оценок:

Действие

Слова

Открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку

Негативная характеристика ребенка

Отождествление ребенка с конфликтующим или неприятным для воспитателя родителем

Отказ в утешении, когда дошкольник действительно испуган или подавлен

Некорректное указание по поводу внешнего вида

Наказание за неправильный ответ

Обвинение в адрес ребенка

Подавление инициативы

Постоянная критика в адрес ребенка

Принижение его успехов

Замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка

Угрозы в адрес ребенка

Приложение 3

Риски психологической безопасности образовательной среды, могут быть связанны с семьей и отношениями «ребенок — родитель, семья»

Риски, связанные с особенностями взаимоотношений в диаде: ребенок — ребенок

  • нарушение межличностных отношений насилие,
  • нетерпимость
  • низкая коммуникативная компетентность
  • деление на лидеров и изгоев
  • соперничество
  • неформальные группировки (асоциальные и антисоциальные)
  • плохие отношения между микрогруппами
  • конфликты: грубые выходки и проступки детей, угрозы и запугивания, слухи, оскорбления и прозвища
  • отклоняющееся поведение: агрессивность, вспыльчивость.

Риски психологической безопасности образовательной среды, связанные с педагогом и отношениями «педагог — ребенок»:

  • отсутствие доверительных отношений
  • отсутствие психологической поддержки
  • авторитарность
  • незащищенность ребенка
  • жестокость, безразличие
  • самоутверждение за счет ребенка
  • предвзятость, субъективизм
  • некомпетентность во взаимодействии с проблемными детьми

Риски психологической безопасности образовательной среды, связанные с семьей и отношениями «детский сад- семья», «ребенок — родитель»

  • Изменение состава семьи
  • Патологии личности родителей
  • Развод
  • Завышенные требования к ребенку
  • Пьянство
  • Невнимание к ребенку
  • Смерть одного из родителей
  • Плохая забота о ребенке Семейные конфликты
  • Педагогическая некомпетентность
  • Неполная семья
  • Изменение социального и материального статуса семьи
  • Жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни

Риски психологической безопасности образовательной среды, связанные с отношениями «педагог-педагог».

  • последствия эмоционального выгорания
  • соперничество
  • несогласованность педагогических позиций
  • недоверие друг к другу
  • неумение сотрудничать
  • психические и психологические болезни
  • взаимные претензии, перекладывание ответственности
  • некомпетентность
  • низкий уровень мотивации
  • низкий уровень профессионального саморазвития
  • большая учебно-воспитательная нагрузка
  • большая наполняемость групп
  • повышенная ответственность, тревожность
  • пожилой возраст, соматические заболевания
  • негативные стереотипы, связанные с неуспевающими детьми
  • завышенная требовательность
  • грубость, безразличие
  • неудовлетворенность социальным статусом
  • негибкость, ригидность мышления, авторитарность.

Приложения:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *