Психология ребенка 4 лет

Советы психолога родителям пятилетних малышей

В возрасте четырех лет малыши становятся более понятливыми, уступчивыми, более мягкими, их чувства – более глубокими, а мысли – более сложными. У детей в этом возрасте обнаруживаются устойчивые симпатии и, соответственно, антипатии.

Они дорожат вниманием и любовью своих родителей и близких им людей. Однако все это может заметить не каждый родитель. Поэтому следует поинтересоваться темой развития карапуза в информационных источниках. Мы предлагаем прямо сейчас поговорить про воспитание детей 4-5 лет.

Детские инициативы

Детки очень стараются быть «хорошими», и в возрасте 4-5 лет особенно важно эти старания использовать и закреплять, чтобы они превратились в привычку делать добро. Очень важно в этот период научить детей делать хорошие поступки правильно, то есть советуясь с родителями. Это необходимо, чтобы детские инициативы вызывали положительные эмоции у окружающих людей, а значит, были радостны и для самого малыша.

Плохо, когда ребенок, на его взгляд, сделал что-то хорошее, а родители за это ругают. При частом повторении подобных ситуаций можно совершенно отбить у детей желание помогать или радовать ближних. Для того чтобы поддержать и развить в крошках желание заботиться, делать добро, родителям необходимо ненавязчиво советовать, правильно направлять их инициативы, рассказывать детям разные истории с правильными и поучительными примерами. А для этого необходимо общаться с собственным чадом, находить время на совместные прогулки и беседы, получать удовольствие от общества маленького человека с богатым внутренним миром и неограниченными возможностями. Ведь вы их еще не ограничили своей категоричностью и запретами?

Запасаемся терпением

Чем еще отличается психология ребенка 4-5 лет от психологии детей более раннего возраста? Какие советы родителям по воспитанию их малышей могут дать специалисты, чтобы помочь вырастить людей, здоровых и морально, и физически? Кроме любви и мудрости, для этого потребуется огромное терпение! Вот ключевое качество, которое необходимо мамам и папам в воспитании деток.

В первую очередь терпение понадобится в отношении засыпания малышей четвертого года жизни, вернее их нежелания засыпать в одиночестве. Дело в том, что в этом возрасте у детей появляется обостренное чувство любви к родителям. Они хотят находиться рядом с мамой, играть возле нее же или в шаговой доступности от нее, даже если она в настоящий момент времени не взаимодействует с ними.

Попробуйте выйти из комнаты, где находится ребенок, даже если он занят и, похоже, не обращает на вас никакого внимания. Карапуз тут же оставит игру и пойдет вас искать. По этой причине малыши 4-5 лет начинают бояться темноты. И если вы не хотите подвергнуть риску нервную систему любимого чада и не хотите превратить боязнь в болезнь, не уходите от него, пока он не уснет. А если ребенок проснулся посреди ночи и заплакал или пришел к вам, не ругайте, а успокойте и примите в свою постель или отведите назад в детскую и дождитесь, когда ребенок заснет. Детская комната – мир малыша. Попробуйте сделать его максимально безопасным и привлекательным.

Помните: так будет не всегда, этот период закончится. Ваш любимый бутуз повзрослеет и уже не будет бояться темноты. Все, что необходимо, – проявить терпение, любовь, понимание и помочь пережить этот непростой промежуток жизни.

Хочу все знать

Чем еще отличается психология детей возраста 4-5 лет? Активным развитием сферы познания. Этот факт нужно использовать как можно полнее для развития мышления. Именно сейчас малыши задают множество вопросов об окружающих их предметах и явлениях. В их сознании начинают появляться и развиваться причинно-следственные связи, которые следует правильно и вовремя направлять. Так что поторопитесь ответить на все вопросы как можно точнее и полнее. Не отмахивайтесь от своего «почемучки».

Дети учатся делать выводы о проявлении различных положительных и отрицательных поступков, которые они наблюдают в своем окружении. Это период, когда мама и папа могут стать для ребенка «учителями жизни», если они, конечно, не переадресуют свое любимое чадо к бабушке или дедушке, тете или дяде, а еще печальнее – если к улице.

Малыши четвертого-пятого года жизни задают много вопросов. Иногда они задают один и тот же вопрос несколько раз в день. Не уставайте отвечать детям. Ваше долготерпение вкупе с любовью воспитает и в ребенке соответствующие качества характера, которые вернутся вам в умноженном виде, когда уже вы будете задавать ему одни и те же вопросы по несколько раз, но значительно позже.

Вопросы, которые карапуз повторяет раз за разом, и полученные на них убедительные ответы позволят ему лучше понять и усвоить услышанное. Ответы нужно давать правдивые и развернутые. Если же вы достоверно не знаете того, о чем крошка вас спрашивает, не бойтесь признаться в этом и пообещайте, что обязательно поищете ответ на его вопрос в книгах или спросите у знающих людей, а потом обязательно расскажете.

Осознание себя в обществе

Воспитание ребенка 4-5 лет – очень важный и ответственный период жизни для родителей и для самого малыша. Психология детская уделяет большое внимание этому этапу развития личности, прежде всего потому, что именно в этом возрасте дети начинают осознавать свое социальное положение в этом мире. Они понимают, что не являются центром вселенной и их желания не являются первоочередными. Они впервые сталкиваются с размышлениями о том, что нужно уступить, пожертвовать своим благополучием ради ближнего.

В этом возрасте у деток активно начинают формироваться такие важные качества характера, как доброта и чуткость, отзывчивость и великодушие, чувство дружбы и чувство долга. Поэтому важно уделить внимание воспитанию адекватного отношения к обществу и окружающему миру. Оптимистичное восприятие жизни характерно для этого периода жизни детей. Во все усложняющейся окружающей обстановке его необходимо поддерживать его и научить малыша в любых трудных ситуациях искать выходы. Таким образом можно заложить основы социально устойчивой ко всяким передрягам в обществе личности.

Хорошо рассказывать крохе о правилах поведения в обществе, в детских коллективах, в садике, в семье, на прогулке во дворе, в гостях, в общественных местах, в транспорте. Но еще лучше, если вы будете подкреплять свои слова личным примером: дети впитывают его гораздо быстрее, чем слова.

В это время ребенок очень податлив, он может быть хорошим учеником, следовательно, его можно быстро научить уступать место в транспорте старшим людям, терпеливо ожидать своей очереди в играх или в магазине с мамой, делиться игрушками или вкусной едой, отстаивать свои интересы и прислушиваться к желаниям ближнего.

Как стать другом своему чаду

Воспитание у ребенка 4-5 года жизни дружелюбия – несложная задача, потому что дети очень расположены дружить. Со всеми. Особенно – с родителями. Их психология позволяет с радостью выслушивать советы старших и стараться следовать им. Этот период жизни важно использовать для закладки основ долгосрочной дружбы со своим крохой. Помните, что друзья не пугают, а любят, поэтому старайтесь наставлять свое чадо через любовь. Даже если малыш не слушается вас, он все равно должен чувствовать, что горячо любим родителями, вне зависимости от поведения и того, сколько ему лет. Не допускайте в разговоре с ним раздражения. Совет Карлсона очень уместен в этом отношении: «Спокойствие! Только спокойствие!». Только так можно заложить фундамент доверия ребенка к родителям.

Не нужно впадать и в другую крайность, стараясь исполнить все желания детей. Так можно превратить чадо в маленького тирана. Если мама с папой по каким-то причинам не могут выполнить желание чада, то обязательно должны постараться объяснить ему, по какой именно причине: заняты, или не имеют достаточно финансов, или считают, что выполнение его просьбы не принесет ему блага или повредит другим. Детки в таком возрасте уже в состоянии понять объяснения, поэтому не стоит лениться объяснять свои действия и поступки.

Помните: дети учатся понимать все то, что делают взрослые. И от того, насколько умело малышу объясняется отказ, зависит формирование правильного мышления ребенка. Обязательно покажите крохе лучший выход или замену его желанию. А когда дитя согласится уступить, обязательно похвалите его. Но не всегда стремитесь настаивать на своем. Когда это возможно, исполните просьбу или желание малыша даже с избытком – так вы научите его делать сюрпризы и дарить любовь другим людям.

Семь методов сотрудничества с ребенком по Джону Грею родителям

В книге Джона Грэя «Дети с небес» автор перечисляет семь правил установления сотрудничества родителей со своими детьми. Вот они:

  1. Лучше просить, а не приказывать или требовать. Стоит использовать следующие фразы: «Принеси (сделай, скажи…), пожалуйста…»; «Будь добр, …» и т.д.
  2. Не задавайте вопросов, в которых уже звучит рекомендация к плохому поведению: «Почему ты бьешь Петю?», «Зачем ты разбросал по квартире игрушки?» и т.д.
  3. Выражая свои просьбы к ребенку, говорите конкретно, употребляя позитивные слова. Например: «Дети, пожалуйста, ведите себя потише» вместо «Вы слишком шумите»; «Умей подождать с ответом» вместо «Ты опять меня перебил».
  4. Чтобы кроха не сопротивлялся вашим разумным доводам, старайтесь не напоминать и не повторять ему истины, которые он уже хорошо знает. Например, вместо объяснения важности чистки зубов ненавязчиво предложите малышу: «Не почистишь ли ты зубы?».
  5. Пусть ваши объяснения не станут лекциями: дети их плохо воспринимают и теряют желание сотрудничать со взрослыми. Гораздо лучше, если вы будете побуждать свое чадо задавать вам вопросы, прежде чем что-то сделать.
  6. Не делитесь с детьми своими негативными переживаниями, потому что они начинают чувствовать свою ответственность за ваше настроение, которую еще не могут понести в полной мере. Избегайте фраз типа: «Мне не нравится…» или «Ты очень огорчил меня…».
  7. Самое лучшее слово для сотрудничества в этом возрасте – это слово «давай». Оно укрепляет естественные связи между родителями и их детьми.

Любите, цените и понимайте своего ребенка. Ведь вы уже были детьми, а они взрослыми – еще нет. То есть у них нет вашего опыта. Позвольте им приобрести его по мере взросления, а не с ваших слов, да еще в 4 или 5 лет. Для ребенка это непосильная ноша.

Психология ребенка 4 5 лет – советы родителям о правильном подходе к воспитанию

Развитие детей среднего возраста, проявляются особой любовью и привязанностью к свои родным.

Ребята уже умеет воспринимать эмоции окружающих, обижаться, стыдиться и разочаровываться в людях – такова психология ребенка 4 5 лет.

Советы родителям, у которых растут дети такого возраста, могут очень пригодиться для грамотной коррекции воспитательного процесса

Физические особенности развития

Возраст 4 5 лет, это новый и важный переходной этап ребенка, который можно обозначить, как период интенсивного роста и развития. Он приводит к смене характера, совершенствованию познавательных и коммуникативных способностей.

Физическое становление, формируется гармонично и выражено быстрым ростом и развитием:

  • Детям любого возраста свойственно и необходимо движение.
  • Физические возможности малышей возрастают. Причем, существенно. В частности, заметно улучшение координации. И в целом их движения выглядят увереннее. Эти два фактора заметны даже со стороны.
  • Наблюдается развитие навыка моторики.
  • Ловкости и быстроте основной части детишек в этом возрасте можно позавидовать.
  • В норме прибавка в росте должна быть от 5 до 7 см. В весе же – до 2 кг.
  • Скелет очень гибкий, потому что процесс окостенения еще не окончен. Поэтому и речи быть не может о каких бы то ни было силовых упражнениях.
  • Особенность деятельности сердца заключается в том, что его ритм быстро нарушается. Внешне это можно увидеть по покраснению либо побледнению лица, учащенному дыханию, движениям со слабой координацией, и т.д.
  • Мозг ребенка очень быстро устанавливает условно – рефлекторные связи.
  • Малыш в этом возрасте особенно чувствителен к шуму. Причина в том, что барабанная перепонка очень нежна и ее легко поранить.
  • Возраст 4-5 лет – это по-настоящему «золотая пора» развития сенсорных способностей.
  • Воспитательные меры, направленные на нервные процессы, становятся более эффективными.
  • Такая вещь, как условное торможение, формируется с трудом. То есть, в случае запрета на какое-нибудь действие, ребенок не сможет уяснить это сразу. Нужно постоянно в этом возрасте закреплять это с ним.

Именно с этого возраста можно объяснять малышу, что такое здоровый образ жизни и понемногу приучать его к нему. Это не так сложно. Начать можно с режима дня.

То есть, просто будить малыша и отправлять спать в одно и то же время каждый день. А потом перейти к другим полезным действиям.

Психическое развитие ребенка

Малыш этого возраста отличается неплохим развитием психомоторных навыков. Он может длительно гулять, познавать мир. Его способность что-то делать руками всё более совершенствуется.

Дети проявляют удивительную ловкость при выполнении, каких бы то ни было задач и интересуются всем, что их окружает:

  • стремятся быть самостоятельными;
  • проявляют чуткость к окружающим, применяют этические навыки;
  • активно демонстрируют свое богатое воображение и творческие способности (такая неограниченная фантазия, может порождать и детские страхи);
  • социально ориентируются на семью и сверстников;
  • усложняют процесс игровой деятельности;
  • любознательны ко всему, что окружает;
  • эмоционально восприимчивы и ранимы;
  • испытывают интерес к гендерной принадлежности.

Родители, имеющие представления о возрастных психологических особенностях детей, должны помочь им верно ориентироваться и контролировать все моменты, которые могут негативно сказаться на их развитии и воспитании. Например, держать под контролем разыгравшуюся фантазию, или блокировать возникающие страхи или тревоги.

Игры

В играх развивается детская фантазия. Игры становятся уже сюжетно-ролевые, моделирующие, групповые.

Теперь малыши могут развлекаться без помощи взрослых, самостоятельно.

Они обычно заранее придумывают довольно сложные сюжеты, распределяют роли, определяются с правилами, и жестко следят за их выполнением.

То есть, малыш получает много навыков через игру. Он учится общению со сверстниками, стремится держать эмоции под контролем, следовать правилам (в данном случае – правилам игры, потом это пригодится и в жизни).

Часто дети копируют взрослых в своих играх. Дети открывают для себя мир человеческих отношений, общественных функций людей, различных видов их деятельности.

Очень важно относиться к детской игре как к чему-то очень серьезному. Родителям следует всячески поддерживать своих детей в желании поиграть.

Творческие способности

Каждому родителю хочется видеть своего малыша в том числе и с высоко развитым эстетическим чувством.

Человеком с независимым, открытым умом, всегда добивается тех целей, которые он для себя поставил.

Это невозможно без развития у него способностей к творчеству. Заниматься этим нужно так рано, как только возможно.

Малыш в этом возрасте постепенно становится способным овладевать (не сразу, а понемногу) координацией мелких движений рук, зрительного контроля. Это дает ему возможность совершенствовать свои способности в изобразительной деятельности. Например, основная часть малышей рисует с большой охотой, т.к. координация между зрительным и моторным восприятием является огромным достижением для человека столь юного возраста.

С точки зрения психологии, рисунок – это важная подготовительная часть письменной речи и может много сказать о том, как малыш воспринимает окружающий мир.

Ребенок может иметь склонности к пению, танцам, влечению к нестандартным видам творческой деятельности (например, к кулинарии или точным наукам).

Развитие речи

Такой скачок в развитии, который есть у детей этого возраста, был бы мало возможен без постепенного овладения искусством речи.

И он не только активно учит новые слова, но и сам их придумывает.

В этом возрасте подавляющее количество детей используют практически все части речи, соответственно его словарный запас значительно увеличивается.

Благодаря этому он воспринимает этот мир более осмысленно, целенаправленно анализируя.

Общение

Как общаются малыши? Иначе, чем со взрослыми. Первое, что бросается в глаза, повышенная эмоциональность. Они редко могут разговаривать нормально. Они кричат, хохочут, визжат, носятся, и при этом захлебываются от восторга. Взрослым нередко такие реакции непонятны.

Оттого основная часть детей, особенно этого возрастного периода, ведут себя раскованней и свободней со сверстниками. В общении сверстников можно наблюдать больше чувств, экспрессивно-мимических проявлений, чем при обращении к взрослым людям.

Показывайте малышу, как инициировать общение

В общении с взрослыми детки стараются придерживаться хотя бы относительных норм, приличий. В общении друг с другом они, например, часто используют порой совершенно неожиданные звуки, небылицы, слова.

Иногда дети стесняются общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Что бы это явление не переросло в психологическую проблему, взрослым надо нивелировать такое явление и искать выход из такой ситуации.

Например, помочь ребенку и ввести его в круг общения других детей словами: “Привет ребята! Нас зовут Катя и Маша, давайте играть вместе”. В дальнейшем ребенок научиться сам знакомиться и общаться.

Эмоциональные особенности

Ребёнок в этом возрасте – маленький человек, который обладает достаточно развитым и разнообразным спектром эмоций. Его чувства в большей степени связаны с тем, какая атмосфера у него в семье. Его эмоции и потребности постепенно осложняются с появлением новых навыков. Дошкольник может выражать чувства с разной интонацией и мимикой.

Воспитание

К этому возрасту дети чаще всего становятся мягче, часто уступают. Их чувства становятся глубже.

В это время у малыша развивается познавательная сфера.

Необходимо как можно чаще общаться с ребенком, особенно в этом возрасте. Нужно рассказывать ему об окружающем мире, о явлениях, происходящих в нем.

В этом возрасте с малышом можно договариваться.

Но важно помнить, что позитивное воспитание должно быть основано на любви, а не на устрашении. Для малыша очень важно знать, что взрослые будут любить его всегда, даже если он проявляет непослушание.

Обучение детей 4-5 лет

Мнение о том, каким образом и где обучать и развивать 4-5 летних детей разительно отличаются друг от друга.

Одни пребывают в уверенности, что малыша надо развивать чуть ли не с первых дней после того, как он родился, другие же думают, что детство – на то и детство, и не требуют от своих детей практически ничего.

И лишь родителям решать, на чью сторону в данном споре встать.

4-5 лет – очень интересный возраст. И это не только положительное качество этого периода жизни. Например, у детей появляются страхи. Один из них – страх темноты или одиночества. Родители должны всегда чутко и внимательно анализировать поведение и развитие ребенка, чтобы в сложный момент помочь ему преодолеть все сложности и вовремя вернуть его развитие в нужное направление.

Психология воспитания мальчика в 4 года

Когда игрушка исчерпывает свой интерес, мальчик ставит ее на полку. Он идет дальше в своем развитии. В его жизни появляются разные конструкторы. Пытливый ум ищет что – то новое.

Правильно воспитывать мальчика 4 лет означает:

  • не устраивать ему необоснованных запретов;
  • участвовать вместе с ним в выборе игрушек;
  • незаметно подсказывать, не навязывая своего мнения.

Основная задача родителей в воспитании четырехлетнего сына заключается в расширении его кругозора. Не препятствуйте познанию нового. Учите общению с детьми, благодарению за помощь, подарки.

Помогайте развитию артистических способностей. Малыши в этом возрасте с удовольствием поют песни, танцуют, читают стихи на публику. Воспитание мальчика 4-х лет предполагает большее участие папы в этом процессе, однако, маме не надо самоустраняться.

Советы психологов

Психологи отмечают в этом возрасте рост желания познать все. У детей расширяется воображение, коммуникация становится активнее. Развитие малыша происходит быстро, и задачей родителей считается придать ему правильное направление.

Психологи выделяют 10 рекомендаций:

  1. развивайте ребенка, как личность. Объясняйте ему, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, можно и нельзя;
  2. поощряйте проявление эмоций, объясните, как правильно их выражать;
  3. имейте терпение и снисходительность к шумным поступкам. Не стоит сдерживать поведение ребенка (в границах разумного), но и учить быть сдержанным;
  4. воспитание ребенка в 4 года предполагает обучение его сочувствию. Малыш должен понимать чувства других детей, правильно на них реагировать;
  5. соблюдайте последовательность. Когда сказали «нет», придерживайтесь этого запрета, не меняйте его быстро на согласие. В противном случае попадете под влияние малыша;
  6. повторяйте наставления по несколько раз. Дети в этом возрасте не отличаются внимательностью. Они могут услышать, тут же забыть. В таких случаях нужны многократные повторения;
  7. ограничивать воображение нельзя. Малыш придумывает разные истории, фантазирует. Порой его выдумки кажутся глупыми. Можете вносить свои коррективы, но не убивайте просыпающееся воображение;
  8. чаще смейтесь вместе. Читайте малышу смешные истории, сказки;
  9. учите ребенка быть общительным. Знакомьте его со сверстниками. Организовывайте их совместные игры. В процессе игры они удовлетворяют жажду познания, растут их коммуникативные навыки;
  10. не настаивайте на длительном выполнении чего – либо. Ребенок не обладает в этом возрасте большой усидчивостью.

Истерики. Проявляйте правильную реакцию на истерику малыша. Воспитывать мальчика 4 лет трудно, он начинает экспериментировать над родителями, закатывая ложные истерики. Малыш наблюдает за реакцией взрослых. Подождите, пока он успокоится, затем побеседуйте с ним.

Развитие детей 4-5 лет: рекомендации психолога

Психологи и педагоги описывают период с 4 до 5 лет, как один из самых благоприятных для освоения полезных навыков и знакомства с окружающим миром. Станьте помощником вашему ребенку на этом интересном пути. А как это сделать и как избежать трудностей, присущих детям среднего дошкольного возраста, читайте в нашей статье.

Что знает и умеет ребенок в 4-5 лет?

Несмотря на то, что развитие детей происходит индивидуально и под влиянием многих факторов (способности, социальная среда, вовлеченность родителей), к 4-5-летнему возрасту ребенок уже умеет довольно многое. А именно:

  • проявляет ролевые взаимодействия. Он четко разделяет собственную роль от игровой. С удовольствием меняет их, примеряя на себя новые образы. Игры в профессии, подражание взрослым, имитация повадок животных выходят на новый уровень: ребенок демонстрирует понимание нюансов поведения, может смешно скопировать другого человека или пение любимого артиста;
  • рисует картинки с мелкими деталями. Если раньше изображение человечка напоминало огурец с четырьмя палками, то сейчас рисунок приобретает техническое совершенство. Помимо физиологических деталей (носа, рта, ушей) у нарисованного человечка есть эмоции, четкий и разнообразный фон, аксессуары;

Раннее развитие ребенка: преимущества и недостатки

  • вырезает мелкие детали из бумаги, делает аппликации, собирает гербарии. Такое занятие не просто развивает творческое начало, но и тренирует мелкую моторику — задел для каллиграфического почерка и активизации умственного потенциала в будущем;
  • собирает сложные конструкции. Например, из деталей «Лего». Причем занятие одинаково увлекает как мальчиков, так и девочек. В этом возрасте уже неинтересно играть с наборами крупных деталей. Появляется желание создавать новые конструкции, придумывать игровые ситуации по собственному замыслу;
  • хорошо и слаженно двигается, танцует, проявляет интерес к спорту. Как раз к 4-5 годам детей отводят на всевозможные кружки — балет, танцы, единоборства, командные спортивные игры. Это оптимальное время для старта: мелкая и крупная моторика тела уже готова для выполнения действий со сложной координацией, запоминанию комплексных движений, активным физическим нагрузкам;
  • проявляет фантазию, легко справляясь с заданиями вроде придумать сказку или описать, на что похож тот или иной предмет. Достаточно развитое воображение позволяет детям расширять спектр игр, мечтать, воспринимать мир сквозь призму своих фантазий, быть интересными собеседниками;
  • упорядочивает предметы по сенсорному признаку. Ребенок легко раскладывает одежду по размеру (мамина, папина, его), сортирует банки с разным литражом, раскладывает прищепки по цвету, а мелкие предметы на туалетном столике — по высоте. Становится настоящим помощником по хозяйству, осознавая полезность своего труда;
  • использует произвольное запоминание наряду с осмысленным. Дети 4-5 лет прекрасно ориентируются в сюжетных линиях любимых мультфильмов, запоминают яркие моменты и фразы, имена персонажей. Отлично играют в настольные игры, в которых требуется задействовать навык быстрого запоминания;
  • строит, лепит, конструирует по простым схемам. Начинает развиваться пространственное воображение — способность предугадать расположение объектов, что помогает в строительстве различных конструкций из деталей «Лего», кубиков, песка, глины;
  • демонстрирует устойчивое внимание. Если раньше просмотр получасового видео или мультфильма утомлял ребенка, то сейчас он со стабильным интересом досматривает до конца полнометражные картины на 60-90 минут;
  • разговаривает все лучше и лучше. Речь становится предметом активности ребенка: он умеет управлять голосом, привлекать к себе внимание, выражать эмоции интонацией. С каждым днем словарный запас обогащается новыми терминами и словесными конструкциями. Впрочем, нередки и лексические ошибки, которые иногда забавляют взрослых;
  • выстраивает общение без привязки к текущей ситуации. Обсуждает события, которые произошли в прошлом, говорит о будущем, вспоминает людей, которых когда-то видел.

Интересный факт: четырехлеткам характерен так называемый феномен Пиаже. Он заключается в том, что дети данного возраста не способны оценивать предметы по двум и более характеристикам. К примеру, если вырезать из бумаги три желтых кружка и пять синих, показать их ребенку и спросить, сколько желтых кружков, он ответит «три». Но если вопрос сформулировать по двум критериям («Каких кружков больше — желтых или бумажных?»), ответ не изменится — «три».

Острые углы в воспитании ребенка 4-5 лет

Чтобы выстроить линию воспитания и успешно справиться с трудностями данного возрастного периода, учитывайте некоторые психологические особенности:

  1. Уважайте права ребенка, не препятствуйте его естественной сепарации от родителей и желанию выразить собственное мнение.
  2. Давайте хороший пример поведения в различных жизненных ситуациях, демонстрируйте этичный подход к решению конфликтов. Помните, в 4-5 лет дети учатся сопереживанию, поддержке и взаимопомощи. И учатся они на примере ближайшего окружения.
  3. Не осуждайте за излишнее воображение и некоторую отрешенность от реального мира. То, что ребенок живет в своих фантазиях, — совершенно нормально.
  4. Излишняя эмоциональность и развитое воображение могут спровоцировать страхи. Будьте рядом и постарайтесь окружить ребенка заботой, объяснить ему, что его страхи лишь в голове, а в реальности — он в полной безопасности.
  5. Ребенок нуждается в общении со сверстниками, не лишайте его этой возможности. Но это не значит, что вам придется по полдня проводить на детских площадках. Социализировать ребенка можно и с помощью продуктивной деятельности. Запишите его на кружки, занятия по подготовке к школе, в спортивную секцию.
  6. Не осуждайте ребенка за потерянный интерес к определенным играм или игрушкам. Снижение заинтересованности привычными предметами — побочный продукт развития любознательности.
  7. Не тушуйтесь, когда услышите вопросы вроде «Откуда я появилась?» или «Что такое секс?». Рано или поздно вам придется объяснить это ребенку. Лучше подготовьтесь к разговору «про это» заранее. В помощь — познавательная литература, составленная психологами. В ней грамотно и правильными словами описаны эти физиологические процессы.
  8. Учитывайте ранимость и чувствительность ребенка. Подбирайте слова, учитесь самоконтролю. Поймите, что ваш ребенок уже вышел из возраста «он все равно ничего не понимает». Понимает, впечатляется и порою делает неправильные выводы.

Рекомендации по развитию детей в 4-5 лет

Основной рекомендацией по развитию ребенка в данном возрасте считается его активное вовлечение в игровую деятельность. Но она должна быть не бессистемной, а осмысленной, подчиненной определенным правилам.

В своей книге «Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет» кандидат психологических наук И. Ю. Кулагина пишет:

«Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем появляется в других видах деятельности».

Поэтому мы советуем родителям как можно больше уделять внимания именно играм. Рассмотрим несколько игровых занятий с позиции их влияния на отдельные аспекты развития.

Слуховая память

Назовите ребенку цифровой ряд из 6-8 цифр и попросите повторить его, не меняя порядок цифр.

Критичность мышления

Прочитайте текст с некоторыми нелепицами (можно придумать самим непосредственно в ходе чтения). К примеру, «по улице бежала собака с мокрыми лапами крыльями» или «Сережа положил в портфель книгу солнце и ушел в школу». Пусть малыш найдет нелепицы и постарается угадать, какое слово вы заменили.

Произвольное внимание

Называйте часть своего тела и показывайте на нее пальцем. Пусть ребенок повторяет за вами. Через 3-5 названий приложите палец к носу и скажите «глаз», запутывая таким образом ребенка. Его задача — правильно называть части тела, на которые вы указываете пальцем, несмотря на словесную путаницу.

Увеличение объема внимания

Подходит для детского коллектива. Один ребенок — ведущий — садится в круг и закрывает глаза. Другие дети должны поменяться местами, а ведущий угадывает, кто куда пересел.

Слуховое восприятие

Старый добрый «Испорченный телефон», когда ведущий загадывает слово, говорит его на ухо первому игроку, а тот передает услышанное по цепочке. Команда побеждает, если слово, озвученное последним игроком, совпадает с тем, которое сказал ведущий.

Активное внимание

Один игрок рисует фигуру и все закрывают глаза. Второй игрок дорисовывает к ней какую-то деталь. Все открывают глаза и угадывают, что изменилось. После задействования всех игроков и приобретения рисунком множества деталей находить каждый раз новую все труднее.

Наблюдательность

Попросите ребенка в течение нескольких секунд найти определенное количество предметов в комнате (например, вещи синего цвета), а потом закрыть глаза и перечислить их.

Концентрация внимания

Сравнивание двух картинок (поиск отличий) можно усложнить, установив время на выполнение задания и штрафы за неправильное указание деталей.

Реакция

Ведущий хлопает в ладоши один раз, а игроки должны принять, к примеру, позу лягушки. Хлопает два раза — стойку аиста. Хлопает три раза — сделать «ласточку». Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.

Регулярные игры и развивающие занятия вскоре принесут плоды.

Ваш ребенок с каждым днем будет демонстрировать все больше освоенных навыков и хорошо подготовится к школе, где очень важны усидчивость, внимание и способность следовать установленным правилам.

Развитие ребенка в 4 года: что он должен уметь и как себя вести

Многие родители волнуются по поводу развития чада. Ознакомьтесь с минимальными требованиями к физическому, социальному, речевому и когнитивному развитию ребёнка 4 лет.

Физическое развитие

К четырем годам ребёнок должен уметь стоять и скакать на одной ноге как минимум 3 секунды, ходить по канату. Четырёхлетки уже умеют рисовать квадраты, а также узнаваемых человечков. Им уже не нужна помощь с пуговицами и молниями.

Если ваше чадо к этому возрасту все еще не умеет подниматься или спускаться по лестнице без чужой помощи, то вам нужно поговорить об этом с педиатром. Это необязательно говорит о том, что ваш малыш отстаёт в развитии. В случае если его речевое развитие, мелкая моторика или социальные навыки в несколько раз выше, чем принятые нормы, то это может свидетельствовать об отсутствии должной мотивации со стороны ребёнка. Посмотрите свежим взглядом на его окружение: возможно у него слишком много игрушек, он не проводит достаточно времени с другими детьми или редко бывает на улице и ведет слабо активный образ жизни. В этом возрасте достижения это уже не просто умение, это умение в гармонии с мотивацией.

Поведение

Все еще актуальны тесты на определение границ дозволенного. Ребёнок продолжает устанавливать собственную независимость, поэтому часто ваши указания, просьбы или требования выполняться не будут или будут подвергаться массе сомнений. Независимость — это хорошая черта, её следует поощрять, однако, если она остается в пределах установленных правил. Заметили, что назревает истерика? Объясните ребёнку как вы понимаете что он чувствует, но не сдавайтесь и придерживаетесь своей линии. Постоянство в дисциплине это один из самых важных компонентов: кроха знает чего ожидать и это предотвращает назревающую истерику.

В 4 года большинство детей ходят в детский сад и тут появляется нечто, что волнует и печалит многих родителей. Вот вы слышите от воспитателей, что ваш чудный сын или дивная дочурка обижает других детей. Именно поэтому так важно, чтобы ребёнок как можно больше времени проводил с себе подобными. Следите за тем, как они общаются между собой и будьте готовы пресечь плохое поведение, лишив ребенка привилегий в качестве наказания. Не забывайте поощрять и хорошее поведение — пусть ребёнок видит, что это быстрее приведет его к желанной цели.

Речевое развитие

В 4 года речевое развитие продолжает идти колоссальными темпами и около 90% детей произносят все слова правильно, их речь понятна незнакомцам. Некоторые звуки все еще могут вызывать определенные сложности (например, «р», «с», «л»). Обычно эта проблема исчезает сама по себе к шести годам. Если вас сильно беспокоит это, вы можете обратиться к логопеду или заниматься с ребенком самостоятельно.

Продолжайте мотивировать кроху учить новые слова, расширять его словарный запас и улучшать произношение. Посещение детского сада значительно ускоряет речевое развитие у ребенка, поэтому, если ваш отпрыск еще не посещает это заведение, вам следует рассмотреть такую опцию. Там дети учат новые песенки и стишки, вынуждены общаться в теми, кто их (в отличие от родителей) не всегда понимает.

Сон

Четырёхлетнему ребёнку требуется около 11 часов сна в сутки. Большинство детей уже отказываются от дневного сна окончательно. Если ваш ребёнок не хочет идти спать днём, пусть он займется спокойной деятельностью в послеобеденное время: чтение книг, пазлы, Лего, рисование. Если вы видите признаки усталости (ребёнок зевает, трёт глаза), попробуйте уговорить кроху поспать.

Социальное развитие

Большинство детей посещают детский сад и уже начали знакомиться с обществом и правилами общения. Если ваш ребёнок испытывает некоторые сложности или нежелание общаться с себе подобными, то ни в коем случае не называйте его «стеснительным». Тем более в присутствии самого ребёнка. Замечания подобного рода могут зародить в его маленькой головке мысль о том, что с ним что-то не так. Показывайте позитивные примеры в семье — если родители часто заводят новые знакомства и общительны, то и ребёнок с большой вероятностью будет менее скован в общении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *