Психолого педагогическая диагностика детей

Особенности метода наблюдения за психологическим состоянием детей дошкольного возраста



В данном материале даны некоторые рассуждения, касающиеся метода наблюдения в детской психологии.

Ключевые слова: исследование, психология, наблюдение, интерпретация, навыки, общение.

Дети дошкольного возраста — самые уязвимые в плане воздействия на психику. Путем многочисленных исследований было установлено, что в сознании детей до шести лет прочно отпечатывается всё то, что происходит вокруг них, весь его позитив, и, наоборот, негатив. Это возраст, когда ребёнок начинает осознавать в себе первые признаки будущей личности, когда начинается проглядывать сущность, из которой складывается в будущем тип его характера. Так как это ещё ранний возраст, имеется возможность для того, чтобы помочь ребёнку перебороть в себе негативные наклонности, которые в будущем могут создавать определённые трудности для становления его характера, в свете которой ребёнок мог бы вырасти во всесторонне развитую личность. Как известно, в современном обществе ребёнок имеет возможность посещать детские дошкольные учреждения, общаться со сверстниками и через игры с ними самовыражаться. Ребёнок в таких учреждениях чему-то учится у своих друзей и в свою очередь делится с ними своими сокровенными желаниями и мыслями.

В современных детских садах последнего поколения, в штате сотрудников обязательно присутствие детского психолога. Какие задачи перед собой ставит, работая с различными детьми, входящими в разные группы данного учреждения? Детский психолог ставит целью наблюдение за психологическим состоянием детей и замечать малейшие изменения или отклонения в его развитии. Для этого в его арсенале имеются много различных методов и подходов.

Одним из таких методов является метод наблюдения. Он имеет некоторые преимущества. Психика ребёнка, его изучение- всё это является сложной задачей для учёных, а также воспитателей. Средствами такого исследования выступают определённые пути отбора научных фактов, которые потом служат предметом теоретического анализа. Исследователь, который выбрал для своей деятельности метод наблюдения, должен меть охватывать своим изучением весь психический факт, раскрывая внутреннее «Я» наблюдаемого объекта. Наблюдатель может отметит вербальные и невербальные проявления поведения, действия, движения, мимические реакции ребёнка, в которых преимущественно и выявляются (уточняются) психические явления (процессы, состояния, свойства). Эти внешние проявления являются как бы показателями внутренних процессов, влияющих на психологическую составляющую наблюдаемого объекта, в данном случае воспитанника детского дошкольного учреждения.

Надо особо отметить, что метод наблюдения является ведущим в дошкольной психологии, он предусматривает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов.

Наблюдатель должен уметь тщательно планировать своё исследование: определяется его цель, гипотеза, схема проведения, критерии отбора фактов. Как показывают исследования, дети в возрасте с трёх до семи лет наиболее удобны в плане наблюдения, потому что они в это время доверчивы и открыты по отношению к исследователю, они не осознают своей роли как испытуемых. Они воспринимают исследование как обычное общение, беседы не обременительные для детского восприятия. Кроме всего этого, пока ещё не совершенное самосознание и жизненный опыт ребёнка отмечаются ограниченными возможностями, которые не позволяют полностью понять свою роль испытуемых.

Наблюдение может иметь несколько видов:

– полное и частичное;

– включенное и выключенное.

Полное наблюдение предполагает исследование всех психических проявлений характера испытуемого ребёнка. При полном наблюдении характер детей изучается всесторонне, и выводы делаются на основе обобщения всех полученных результатов. Частичное же наблюдение предполагает под собой исследование одного из психических проявлений, это может быть речь ребенка или его поведение во время игры. Наблюдатель может стать членом группы детей и взаимодействовать с ними, одновременно наблюдая, или находиться вне детской деятельности, наблюдая за ними извне. Исследователь фиксирует внешние проявления детской психики. Эти проявления отмечаются своим богатством и рискованностью. Важно, чтобы во время наблюдения ребёнок вёл себя свободно и непринужденно, занимался привычными для него делами, что облегчает для исследователя вопрос получения разносторонних и достоверных фактов для создания целостного представления о психологическом состоянии конкретного ребёнка или детской группы. Вместе с этим важно отметить, что на результаты и выводы исследования, на его объективность значительно влияет позиция самого исследования. Важно понять, что первое попавшее проявление не может быть интерпретировано как закономерное и устойчивое. Для того, чтобы не допускать такой ошибки, наблюдения нужно проводить систематически. Потому что в данном процессе перед наблюдателем встает много разнообразных фактов, в этом случае исследователь должен владеть навыками отделения характерного и существенного от случайного или второстепенного.

Систематичность наблюдения позволяет раскрыть истинные причины поведения испытуемого ребёнка. Важно отметить то условие, что для получения объективных результатов наблюдения важно, чтобы исследователь занимал непредвзятую позицию по отношению к испытуемому. Он должен по возможности максимально освободиться от социальных стереотипов, которые могут помешать ему правильно воспринимать и интерпретировать полученные психологические факты и положения. Очень важно также избавиться от лишнего эмоционального отношения к ребенку: положительного, или наоборот, отрицательного. Потому что, общеизвестен тот факт, что ребенок, который вызывает у взрослого в данном случае исследователя, симпатию, оценивается им более снисходительно, чем те дети, которые таким качеством не обладают. Чтобы избежать субъективизма, необходимо свои впечатления чётко разделять с фактами, выводы всегда подтверждать доказательствами. Объективность исследования можно повысить, применив приём, который называется «Стереоскопичностью взгляда» на ребенка, который предусматривает обращение к мнению родителей и других взрослых, работающих с детьми.

Процесс наблюдения за поведением дошкольника требует от исследователя достаточно сложных навыков, в частности, при выполнении задании фиксации проявлении детского поведения в различного вида протоколах. Одной из возможных форм ведения протокола является «Фотог8рафическая запись», которая дает возможность подробно описывать мимические, пантомимические проявления эмоции со стороны наблюдаемых детей; оно имеет возможность довольно, без изменений передавать речь ребенка в прямой форме, отличать паузы, интонации, силу голоса и его темп. Запись детально отражает все операции, из которых состоят действия ребенка. Данный метод раскрывает перед исследователем целостную картину ситуации, поэтому в данном случае возникает необходимость отмечать в протоколе реплики и действия взрослых, сверстников, направленных на наблюдаемого ребенка. Специальные навыки требуются и для обработки полученных сведений, отмеченных в протоколе наблюдения. При этом необходимо широко использовать математическую оставляющую обработки полученных результатов. Как видим, метод наблюдения имеет ряд преимуществ при изучении психического состояния ребенка. Известно очень много случаев, когда при использовании данного метода были обнаружены много психологических проблем, влияющих угнетающе на неокрепшую еще психику ребенка дошкольного возраста. Например, наблюдая за поведением ребенка в процессе общения с другими детьми можно многое узнать о психологическом климате, который царит у него дома, о нравственном или культурном воспитании людей его семьи, и прежде всего, его родителей. Ребенок старается копировать не только их привычки, движения, но даже его своеобразную технику речи и речевые обороты, применение которых в данной семье уже давно является чем то объединенным. Также наблюдатель может судить об насилии агрессии, которая была применима по отношению к наблюдаемому ребенку. Это, конечно же, вовремя выявленное явление, может существенно облегчить жизнь ребенку. Важно при этом помнить, что дети в таких случаях предпочитают, чтобы о проблемах, имеющих место быть в его семье, не знали другие. Значит, исследователь должен быть максимально осторожен в своих действиях, создать вокруг проблемы ребенку такую ситуацию, при которой ребенок не стал бы чувствовать себя виноватым в том негативном положении, в котором окажут все его близкие и родные люди после обнаружения и предания огласки семейных проблем.

Как было отмечено выше, метод наблюдения за детьми подразумевает проведение исследования в привычной для ребенка среде, когда ни что не может заставить покинуть зону душевного комфорта. Но, данный метод допускает создание искусственной ситуации, которая необходима для получения целостной картины характера испытуемого ребенка. Потому что, некоторые жизненные ситуации в жизни повторяются очень редко, и если его воспроизведение важно для исследования, то оно обязательно повторяется.

Конечно, метод наблюдения может иметь и некоторые недостатки. Он может замедлять отбор значительного по объему фактического материала, поскольку одновременно удается наблюдать только за одним ребенком или небольшой их группой (2–5 человек). При наблюдении исследователь занимает пассивную и выжидательную позицию, потому что данный метод не подразумевает вмешательство в детскую деятельность, не может вызвать нужное ему психическое явление, это также может замедлять динамику исследования. Именно в детской психологии наряду с методом наблюдения широко применяются и другие различные методы исследования. Все они направлены на то, чтобы максимально точно изучить детскую психику во всех его проявлениях с тем, чтобы в нужный момент помочь ребенку правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, которые могут возникнуть на заре его жизни.

Психологическая диагностика в детском саду

Большинство родителей задают вопрос: «Зачем проводится психологическая диагностика в детском саду и нужна ли она вообще»? Ответ- несомненно, необходима, она позволяет оценить творческие и интеллектуальные способности дошкольника и подобрать наиболее эффективные методы развития малыша. А также, благодаря диагностике, у ребенка можно своевременно выявить разного рода проблемы или даже отклонения в развитии, которые могут негативно повлиять на процесс развития и существенно осложнить обучение.

Виды психодиагностики детей В ДОУ

При поступлении в детский сад, дети обладают уже целым набором устоявшихся черт характера, набором привычек и предпочтений.Важно найти индивидуальный подход к каждому ребенку. В противном случае педагог столкнется с тем, что малыш замкнется в себе или, напротив, начнет проявлять беспричинную агрессию и упрямство, вряд ли пойдет на контакт. Когда проводится психологическая диагностика в ДОУ, удается выявить: особенности мышления и поведения, уровень кругозора и психоречевого развития, способность к адаптации в социуме и т. д.

На основе полученных данных психолог может подобрать оптимальную методику коррекции и развития ребенка. В психологии диагностика и коррекция – это два тесно взаимосвязанных процесса. При выявлении различных отклонений в развитии ребенка психолог подбирает способ устранения той или иной проблемы, но коррекции поддаются только те свойства и особенности личности, которые обусловлены воздействием среды или ближайшего окружения ребенка, а не заданы генетически, как например, скорость, подвижность протекания психических процессов или их устойчивость.

Большинство педагогов-психологов проводят психологические диагностики в ДОУ по определенному плану, который включает в себя несколько этапов.

  1. Скрининговое тестирование – проводится среди группы детей одной возрастной категории. Позволяет выделить малышей, обладающих различными творческими способностями. Кроме того, благодаря этому тестированию оценивается адаптация малыша в социуме.

  2. Углубленное или целевое тестирование – проводится среди детей, которые обладают определенными особенностями и отклонениями: творческие и интеллектуальные способности, различные отклонения при адаптации в социуме и т. д. Психологическая диагностика дошкольников путем углубленного тестирования подразумевает под собой разделение детей на группы: по возрасту и виду особенностей или отклонений.

  3. Динамическое тестирование – проводится для определения адаптации и развития дошкольника в динамике. При проведении подобных исследований психолог оценивает насколько малыш восприимчив к обучению.

  4. Итоговое тестирование – заключающий метод, в котором специалист подводит итоги о развитии и психологическом состоянии малыша. Заключающий метод состоит из нескольких этапов: наблюдательный, экспериментальный, тестовый. Стоит отметить, что особое значение при подведении итогов играет общение с дошкольником.

Благодаря этому тестированию педагог-психолог может составить объективное мнение о состоянии и развитии дошкольника.

Что оценивает психолог

При общении с дошкольником, психолог уделяет особое внимание тому, как ребенок идет на диалог. Если малыш угрюмый и зажатый, возбудимый и отвлекаемый или всячески избегающий любого контакта — это свидетельствует о каких-то сложностях в его развитии. Не менее важно и другое:

  • внешний вид малыша (чистота одежды, тела и лица);

  • инициативность в общении;

  • усидчивость в процессе диалога;

  • интерес к обсуждаемой теме;

  • общее самочувствие дошкольника;

  • умения и знания малыша с учетом его возрастной категории;

  • состояние основных физических функций;

  • подвижность;

Если присутствуют какие-либо отклонения педагог-психолог, скорее всего, назначит коррекционные занятия. Эффективность их оценивается в последующих психологических диагностиках в детском саду.

Методы проведения психодиагностики в зависимости от возраста

Когда проводится психологическая диагностика в детском саду, педагог-психолог должен быть объективным и учитывать возраст малыша. Именно поэтому детей делят на возрастные группы.

Тестирование детей в возрасте 3–4 лет

Для оценки развития детей от трех до четырех лет некоторые педагоги используют четыре метода тестирования. Все исследования проводятся в игровой форме и доставляют ребенку минимальные неудобства. Все действия оцениваются в баллах, которые после проведения исследования суммируются.

  1. «Коробка форм» – для определения уровня восприятия формы и размера предметов. Проводится подобное тестирование очень просто: перед малышом ставят коробку, в которой проделаны прорези под фигурки различной формы. Дошкольник должен складывать в ящик предметы через прорези, которые соответствуют форме фигуры. Если ребенок делает все правильно и опирается только на визуальное соотношение, то малыш получает 2 балла. Если примеривает фигурки к прорезям, то один.

  2. «Матрешка из трех частей» – позволяет определить степень развития процесса мышления. Взрослый разбирает матрешку и ставит перед малышом. Дошкольник должен собрать матрешку вновь и расположить фигурки по размеру.

  3. «Разрезные картинки» – для оценки качества восприятия, мышления и визуально-моторной координации. Проводится по методу мозаики. Большую картинку разрезают на несколько частей и выкладывают их перед малышом. Он должен собрать картинку.

  4. «Цветные кубики» – визуальное и слуховое восприятие цветовой гаммы. Педагог берет кубик одного цвета и предлагает малышу показать другой, но с таким же оттенком. Затем дошкольнику перечисляют цвета, и он должен указать их на кубиках нужного оттенка.

После того как психологическая диагностика в ДОУ подошла к концу, педагог суммирует все баллы, и если малыш не набрал необходимую сумму, то дошкольника и психолога ожидает совместная работа по коррекции психоэмоционального или интеллектуального развития.

Тестирование детей в возрасте 4–5 лет

Психологическая диагностика в детском саду для средней группы (4–5 лет) может включать в себя пять методов тестирования.

  1. «Покажи и назови» – дошкольнику задают загадки и предлагают найти ответ на расположенных перед ним картинках.

  2. «Восемь предметов» – перед малышом выкладывают различные картинки с изображением людей, животных и т. д. Дошкольник должен внимательно их изучить и запомнить, что изображено. После этого рисунки убирают, и дошкольник по памяти перечисляет, что он видел.

  3. «Лабиринт» – малышу показывают картинку с изображением лабиринта, он должен нарисовать на нем проход от одного предмету к другому.

  4. «Найти такую же картинку» – перед малышом выкладывают похожие картинки и показывают одну из них. Дошкольник должен найти такую же.

  5. «Найди домик» – выкладывают ячейки с изображением: животных, овощей, посуды и одежды, а также картинки, например, с изображением: тарелки, огурца, кошки, и свитера. Дошкольник должен распределить их по соответствующим ячейкам.

Подобные виды тестирования позволяют определить уровень: мышления, зрительного восприятия и памяти малыша.

Тестирование детей в возрасте 5–6 лет

К детям в этом возрасте требования становятся еще выше. Примерные задания выглядят следующим образом:

  1. «Несуразица» – малышу показывают картинку, на которой изображены различные нелепицы: кот летает, или рыбы сидят на дереве. Дошкольник должен определить, что на рисунке изображено неправильно.

  2. «Времена года» – малышу предъявляют картинки с изображением времен года, но в различной последовательности. Дошкольник должен показать их в правильной закономерности.

  3. «Рыбка» – выкладывают разноцветные треугольники и квадраты и выкладывают их форме рыбки. Дошкольник должен угадать, что изображено. После этого ее разбирают, и малыш собирает рисунок вновь.

  4. «Человек» – малышу дают чистый лист бумаги и простой карандаш с ластиком. Дошкольник должен изобразить фигуру человека, желательно с соблюдением всех пропорций.

  5. «Что нарисовано» – малышу показывают различные картинки с изображением: геометрических фигур, силуэтов людей и животных. Дошкольник определяет на что похожа, демонстрируемая ему картинка

Желательно, чтобы при этом тестировании малыш набрал как можно больше баллов, поскольку следующий год является подготовительным к школе.

Тестирование детей в возрасте 6–7 лет

В этом возрасте малышу предстоит подготовиться к школе и важно оценить все особенности его развития. Дошкольнику предстоит пройти тестирование не только по тем задачам, которые предлагались прежде. Будущему школьнику предлагается еще серия заданий для определения его личностной готовности, например, для определения ведущего типа мотивации или степени развития волевого процесса.Кроме того, важно учитывать, как ребенок адаптируется в коллективе.

Психологическое тестирование в центре Сократ

Благодаря психологической диагностике развития малыша в центре «Сократ», удается выявить различные отклонения в мышлении и развитии дошкольника и скорректировать их.

  • кризис переходного возраста, связанный с формированием у малыша характера в возрасте 3-4 лет;

  • капризность, агрессивность, задиристость, тревожность. Если малыш не слушается и часто капризничает, то благодаря коррекционно-развивающей программе, которую предлагает центр Сократ, можно в короткие сроки избавиться от негативных проявлений;

  • задержка умственного и речевого развития. При прохождении тестирования, в 98% случаев удается выявить отклонения в развитии личности дошкольника и его познавательной сферы. Кроме того, педагог-психолог может сразу же подобрать методику коррекции различных отставаний;

  • плохая адаптация в социуме (застенчивость, страх общения и т. д.) – с ребенком работают лучшие психологи, которые подберут оптимальную методику избавления от трудностей общения и нарушений поведения.

В онлайн-режиме можно пройти тест на выявление способностей ребенка http://cokrat.com/test. Он не заменяют консультацию специалистов, но помогает определить сильные стороны малыша.

В центре Сократ работают лучшие психологи, прошедшие обучение французской методике комплексного психологического обследования, широко применяемой и признанной в странах Европы. Они найдут подход к любому малышу. Благодаря тестированию специалисты выявляют не только отклонения в поведении и развитии, но и определяют способности ребенка, дают практические рекомендации по обучению и воспитанию. Педагоги-психологи подбирают и успешно реализуют индивидуальную программу коррекции выявленных отклонений. Пройдя процедуру комплексного психологического обследования в центре Сократ, родители доверяют своего малыша специалистам, которые полноценно подготовят его к поступлению в школу и дадут родителям перечень рекомендаций по успешному прохождению адаптационного периода, развитию учебных навыков и формированию у ребенка позиции ученика.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

(ПРАКТИКУМ) ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Понятие психолого-педагогической диагностики

Успешность обучения, воспитания и социализации ребенка зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого-педагогическая диагностика. Она помогает выявить особенности и нарушения развития, определить оптимальный педагогический и образовательный маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, в зависимости от типа его развития.

Психологическая диагностика

Предмет

Цель

Индивидуальные психологические особенности человека.

Распознание, оценка и измерение индивидуальных особенностей личности

Основные задачи

Этапы разработки и применения методов диагностики

Конструирование и апробация диагностических методик. Выработка правил проведения диагностического обследования. Разработка способов обработки и интерпретации диагностических данных.

Постановка проблемы. Формулировка гипотезы. Выбор методов для проверки гипотезы. Интепретация полученных данных и постановка психологического диагноза.

Психологическая диагностика — это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Целью психодиагностики является установление психологического диагноза как заключения об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития. Если рассматривать систему обучения детей, то психодиагностику следует считать важнейшим средством обеспечения «обратной связи», т.е. средством информационного обеспечения педагогического процесса. В этой логике любое педагогическое воздействие должно начинаться со сбора психодиагностичекой информации (для того, чтобы осуществить обоснованный выбор наиболее адекватного воздействия) и завершаться повторным психодиагностическим обследованием (для сравнения реального и желательного результата воздействия).

Психолого-педагогическая диагностика — это изучение личности школьника в процессе реализации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании с целью его оптимизации и создания наиболее эффективных условий развития ребенка.

Объектом психолого-педагогической диагностики являются все компоненты педагогического процесса: педагог, учащиеся, используемые педагогические средства, действенность форм организационного педагогического процесса.

Предметом психолого-педагогической диагностики выступают индивидуальные особенности развития и воспитания школьников.

Задачи психолого-педагогической диагностики .

Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические

Можно выделить следующие типовые задачи психолого-педагогической диагностики:

  1. выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;
  2. разработка индивидуальных развивающих и коррекционных программ развития и обучения;
  3. оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;
  4. определение условий воспитания ребенка и специфики внутрисемейных отношений;
  5. помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;
  6. профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;
  7. решение проблем социализации и личностного развития.

К основным принципам психолого-педагогической диагностики относят:

  • Принцип комплексного подхода к изучению человека;
  • Принцип единства диагностики и коррекции, учета зон актуального и ближайшего развития ребенка;
  • Принцип личностного подхода;
  • Принцип деятельностного подхода, учета ведущей деятельности ребенка;
  • Принцип динамического изучения ребенка, оценки динамики его развития;
  • Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных.

Основные этапы психолого-педагогической диагностики .

Этап 1. Изучение запроса (жалобы, вопроса, сомнения). Здесь же определяется создаются общие представления об объекте психодиагностики и типе психодиагностической задачи.

Этап 2. Формулирование психодиагностической проблемы (перевод запроса на психологический язык).

Этап 3. Выдвижение гипотез (как главного звена методологической части программы психолого-педагогического обcледования).

Этап 4. Сбор дополнительной информации (изучение специальной литературы, опрос экспертов по имеющейся проблеме, анамнеза, изучение личного дела, проведение предварительных наблюдений, бесед).

Этап 5. Постановка основной диагностической задачи (или задач).

Этап 6. Выбор методики (методик).

Этап 7. Разработка процедуры обследования (способа организации и последовательности применения различных психодиагностических приёмов, графика намеченных мероприятий).

Этап 8. Проведение психодиагностического обследования (обследование может разбиваться на скрининговую, дифференцирующую и углубленную части).

Этап 9. Оценка, интерпретация полученных результатов по отдельным методикам, соотнесение «сырых» данных с соответствующими нормами.

Этап 10. Интегральный анализ результатов по всем полученным данным (упорядочивание всех сведений в единую систему).

Этап 11. Постановка диагноза.

Этап 12. Перевод диагноза на язык «заказчика».

Этап 13. Построение общей формулы, структуры отчёта по результатам диагностического обследования.

Этап 14. Формулировка заключения, написание отчёта, психологического портрета.

Этап 15. Формулирование прогноза.

Этап 16. Рекомендации по дальнейшей работе с ребенком (определение комплекса причин и стратегий возможных психолого-педагогических воздействий).

Этап 17. Мониторинг изменений и диагностическое сопровождение психокоррекционной работы.

Центральным понятием для школьного психолога выступает — понятие социально-психологического статуса школьника. М.Р. Битянова определяет психолого-педагогический статус школьника (ППС) как систему психологических характеристик ребенка или подростка. В рамках данной практико-ориентированной модели автор разделяет параметры школьной среды на две группы:

  1. первую группу составляют психолого-педагогические требования, которые школьная среда предъявляет ребенку (ППТ);
  2. вторую группу составляют особенности самого школьника, которые существенно влияют на успешность обучения и развития (ППС).

Психолого-педагогический статус школьника включает два типа характеристик:

  1. критериальные — они позволяют соотнести развитие важнейших психических сфер ребенка с различными нормативными показателями. По результатам диагностики могут быть установлены определенные проблемы обучения, поведения и личностного развития;
  2. констатирующие — позволяют выявить психологические особенности школьника учет которых необходим для создания полноценных условий обучения и развития.

психолого-педагогической карты школьника. Она заполняется как минимум четыре раза на протяжении школьного обучения в критические периоды школьной жизни и личностного развития. Основные 4 показателя, вошедшие в карту, сохраняются в течение всех обследований школьников, однако, в зависимости от этапа возрастного развития, приобретают различный диагностический «вес».

Психолого-педагогическая карта школьника (М.Р. Битянова).

1. Особенности познавательной сферы.

1.1. Соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов педагогическим требованиям (на данном этапе обучения в школе).

  • произвольность психических процессов;
  • развитие мышления;
  • сформированность важнейших учебных действий;
  • развитие речи;
  • развитие тонкой моторики руки.

1.2. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности.

2. Особенности поведения и общения школьников.

2.1. Во взаимодействии со сверстниками.

2.2. Во взаимодействии с педагогами.

2.3. Соблюдение социальных, внутригрупповых и этических норм поведения.

2.4. Произвольная саморегуляция поведения.

2.5. Активность и автономность поведения.

3. Особенности мотивационно-личностной сферы.

3.1. Наличие и характер учебной мотивации.

3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень личностной тревожности).

4. Особенности системы отношений к миру и самому себе.

4.1. Отношения со сверстниками.

4.2. Отношения с педагогами.

4.3. Отношение к ведущей социальной деятельности (учебе).

4.4. Отношение к себе.

Система психолого-педагогической диагностики включает в себя три основные диагностические схемы:

  • диагностический минимум (скрининг);
  • первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития;
  • углубленное психодиагностическое обследование.

Вопросы для самопроверки

  • Какие типы задач стоят перед психолого-педагогической диагностикой?
  • Определите место психолого-педагогической диагностики в психолого-педагогическом сопровождении ребенка.
  • Каким образом реализуется принцип единства диагностики и коррекции в практической деятельности психолога?
  • Дайте характеристику психолого-педагогической диагностики как системы профессиональной деятельности психолога.
  • Определите основные показатели, входящие в характеристику психолого-педагогического статуса школьника (ППС).
  • В чем отличие диагностического минимума от углубленного психологического исследования. На каких этапах диагностической работы они используются?

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ.

Л.С. Выготский

ИСТОРИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ.

Психодиагностика как наука возникла недавно.

1921г. – появился термин (в работе Роршаха «Психодиагностика»), применялся лишь тогда, когда речь шла о патологии.

С проникновением ПД на предприятия, в школы и т.п. термин стали использовать более широко.

Первые методы дифференциального отбора описаны в библии (отбор по определенным психическим свойствам); много психодиагностических данных встречается в трудах Аристотеля, Гиппократа.

физиогномика – по выражению лица; графология – по почерку

Первым целенаправленным предметом диагностики являются умственные способности человека.

Средства диагностики были направлены на изучение психических способностей человека (умственно отсталого) – врач Бадедов, педагог Сиген, нем. психолог-психиатр Крипелин, швейцарец Юнн.

Гальтон, английский биолог, (в работе в 1883 г. в области прикладной психологии «Изучение способностей человека и их развитие» предложил психометрические опыты для изучения умственных способностей человека, показателем которых он считал состояние сенсорных функций человека.

Тест. Употребил американский психолог Джемс Кеттелл (интеллектуальный тест). Ему принадлежит идея стандартизации тестов.

1905 г. – развитие тестов интеллекта и способностей (после издания набора тестов Бине-Симона) для отбора детей в школы для умственно отсталых.

Проективные методики. Направлены на изучение глубинных структур личности.

Роршах – основоположник, в 1921 г. издал адаптированную для глубинных сторон личности тест «Техника чернильных пятен»

Конец 30-ых г.г. – тест Мюреля – состоит их сюжетных картинок (проективный)

Тест незаконченных предложений на основе словесно-ассоциативного эксперимента.

Личностные опросники — тесты, основанные на вопросах, касающихся самооценки личности и состояния, поведения испытуемых, их взглядов, установок (20-е г.г.).

1917 г. Опросник Вундта (для отбора новобранцев – психически здоровых от невротиков)


Развитие психодиагностики как науки происходит под влиянием общественных потребностей, практического отбора в школу, психоориентирования и т.д.

История развития психолого-педагогических методов исследования связана с требованиями практики – медицинской и педагогической. Объектами изучения были дети, подростки, взрослые, имевшие различные нарушения психического и умственного развития.

Первыми психофизическим недоразвитием детей начали заниматься врачи-психиатры.

Первые дифференциально-диагностические критерии были даны францезскими врачами Ж. Эскиролем (состояние речи как показатель интеллектуального развития – задания вербального характера) и Э. Сигеном (состояние сенсорных и волевых процессов). Направлены на отграничение психических заболеваний от умственной отсталости.

1866 г. «Доски форм» Сигена – тесты действия (невербальные тесты).

До середины XIX в. – установление умственной отсталости – преимущественно медицинская проблема.

60-е г.г. XIX в. – с введением всеобуча открываются вспомогательные классы и школы для умственно отсталых. Показатель «неуспеваемость» не удовлетворял учителей: не указывались причины, обуславливающие трудности обучения.

Возникла необходимость упорядочения системы отбора детей во вспомогательные школы. Установление умственной отсталости превратилось в психолого-педагогическую проблему.

С появлением в конце XIX — начале XX в. экспериментальных методов начались поиски наиболее объективных, универсальных путей обследования детей с целью диагностики способностей. Их методический подход заключался в измерении «количества ума» у обследуемого с помощью тестов.

Тест – испытание, включающее в себя выполнение определенной задачи, идентичной для всех обследуемых субъектов, с применением точной техники для оценки успеха или неудачи или же для числовой записи результатов (А. Перрон).

Ф. Гальтон

Дж.М. Кеттелл

Э. Крипелин – переходный этап на пути разработки психологических тестов.

Альфред Бине, французский психолог (психические процессы: мышление, память, воображение) – отец французской школьной психологической служб во Франции. А. Бине и Т. Симон – «Метрическая шкала умственных способностей», 1905 г. (30 тестов, расположенных в порядке возрастающей трудности, возрастные показатели не учитывались). 1908 г. – переработанный вариант, тесты сгруппированы по возрастным ступеням (с 3 до 15 лет).

1911 г. – 3-ий вариант (от 3 до 16 лет), 80 % тестов носило словесный характер.

Вторая редакция шкалы Бине послужила основой работы по проверке и стандартизации, проведенной в Стэнфордском университете (США, 1916). Этот вариант имел много изменений по сравнению с основным и был назван шкалой Стэнфорд-Бине.

Основных нововведений по сравнению с тестами Бине было два:

введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности (JQ), выводимого из отношения между умственным и хронологическим возрастами;

применение критерия оценки тестирования, для чего вводится понятие статистической норы.

Коэффициент JQ был предложен В. Штерном, считавшем существенным недостатком показателя умственного возраста то, что одна и та же разность между умственным и хронологическим возрастом для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение.

JQ = умственный возраст 100

хронологический возраст

Используя этот показатель, можно классифицировать нормальных детей по степени умственного развития.

Статистическая норма стала тем критерием, с которым можно было бы сравнивать индивидуальные тестовые показатели, и тем самым оценивать их, давать им психологическую интерпретацию.

Шкала Стэнфорд-Бине получила популярность во всем мире. Имела несколько редакций. В последней редакции (1986) она применяется и в настоящее время. Вновь создаваемые интеллектуальные тесты стали проверяться на валидность путем сопоставления с результатами шкалы Стэнфорд-Бине.

К началу XX в. Относятся первые попытки длительного изучения детей (Бельгия, «наблюдательные классы» при вспомогательных школах с целью уточнения диагноза отдельных учащихся).

В последующие годы разрабатываются различные психодиагностические технологии. Наряду с тестами интеллекта используются тесты, направленные на изучение личности.

Личностные опросники – большая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение некоторых сведений о себе в виде ответов.

Появление первых психодиагностических опросников связано с именем Френсиса Гальтона, который использовал их не для изучения личностных качеств, а для оценки познавательной сферы человека.

1917 г. – опросник Вундта для отбора новобранцев психически здоровых от невротиков.

Проективные методы – направлены на изучение глубинных структур личности.

Основоположник Роршах (проективная техника «пятна» Роршаха или техника чернильных пятен – 1921 г.)

1935 г. – тест Мюррея и Моргана (ТАТ – тест тематической апперцепции). Стимульный материал состоит из таблиц с изображениями неопределенных, допускающих неоднозначного толкования ситуаций. Испытуемому предлагается придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картинке, и как она будет дальше развиваться.

Понятие проекции для обозначения подобных методик было впервые использовано Л. Франком в 1939 г.

Фрустрационный тест Розенцвейга

40-50-е г.г. – тест Д. Векслера (шкала Векслера-Бельвью): шкалы для взрослых (WAIS), шкалы для детей (WISC). Включает вербальные и невербальные шкалы; предусматривает возможность определения характера отставания в интеллектуальном развитии. В нашей стране адаптирован А.Ю. Панасюком.

Тест Дж. Равена – матрицы Равенна (60 матриц, или композиций, с пропущенными элементами, которые должен восполнить испытуемый.

Развитие психодиагностики как науки происходит под влиянием общественных потребностей, практики отбора детей в школу, психоориентации и т.д. (разработка тестов для диагностики детей раннего возраста).

Бехтерев, сочетая в себе талант психолога, физиоло­га, психиатра и невролога-клинициста, был, вместе с тем, и выдающимся организатором психологической науки, одним из руководителей ее прогрессивного крыла. Воз­главив Психоневрологический институт в Петербурге, он собрал в нем значительный коллектив исследователей, выполнивших целый ряд работ экспериментального ха­рактера.

Во второй половине XIX века в отечественную психологию был введен эксперимент.

Первая в России экспериментальная психологичес­ кая лаборатория была открыта в 1885 году при клинике нервных и душевных болезней Казанского университета, были устроены лаборатории опытной психологии в Пе­тербурге, Дерпте. В 1895 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра С. С. Корсакова была создана пси­хологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. Заведовать ею стал ближай­ший помощник Корсакова — А. А. Токарокий. Во всех этих лабораториях работали врачи-невропатологи и психиатры, совмещавшие свои психологические иссле­дования с врачебиой практикой в клинике, а также студенты-медики.

Центральной в экспериментальных исследованиях, проводившихся в психологических лабораториях, была проблема зависимости психики от мозга и от внешнего мира. Исследовательская работа была тесно связана с медицинской практикой и служила целям диагностики психических и нервных заболеваний.

Но для возникно­вения психологической диагностики необходимо было, кроме того, чтобы практике потребовалось знание об индивидуально-психологических особенностях человека.

Первые отечественные работы по психологической диаг­ностике выполнялись в первые десятилетия XX столетия. Необходи­мость в разработке методов выявления умственной отсталости у детей возникла в начале XX в. в связи с открытием в 1908— 1910 гг. первых вспомогательных школ и вспомогательных классов.

1909 г . в Московском университете Г. И. Россолимо выполнена одна из первых значительных дореволюци­онных отечественных работ по психологическому тести­рованию.

Г. И. Россолимо — крупней­ший невропатолог и психиатр, поставил своей целью найти метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. По существу, этот метод, получивший широкую извест­ность как в России, так и за рубежом, был одной из ран­них оригинальных систем тестов для измерения умствен­ной одаренности.

Эта система обследования, названная методикой индивидуального психологического профиля, сводилась к определению 11 психических процессов, ко­торые оценивались по десятибалльной системе на осно­вании ответов на 10 достаточно произвольно подобран­ных вопросов. Устанавливалась сила прирожденного ума («первичного ума»), который, как некое устойчивое ка­чество, противопоставлялся «вторичному уму», непрерыв­но совершенствующемуся под влиянием внешних воздей­ствий. Психические процессы, измеряемые методикой Россолимо, в целом составляли три группы: внимание и воля, точность и прочность восприятия, ассоциативная деятельность. Он предложил графическую форму пред­ставления измерений психических процессов — вычерчи­вание «психологического профиля», который наглядно демонстрировал соотношение указанных процессов. От­личительная особенность метода психологического про­филя— его независимость от возраста испытуемого.

По сравнению с методикой Бине-Симона в методике Россолимо была сделана попытка ка­чественно-количественного подхода к оценке результатов работы ребенка. По мнению психолога и педагога П. П. Блонского, «про­фили» Г. И. Россолимо наиболее показательны для определения умственного развития. В отличие от зарубежных тестов в них про­является тенденция многоаспектной характеристики личности.

Фор­ма профиля казалась надежным критерием для диагно­стики умственной отсталости.

Труды Россолимо были с интересом встречены как психологами, так и психиатрами, специализирующими­ся по проблемам умственной отсталости. Подобные «про­фили» с того времени прочно вошли в психологическую диагностику.

Еще один русский психолог, придерживавшийся сход­ных взглядов на изучение личности, А. Ф. Лазурский, примерно в то же время создал новое направление в дифференциальной психологии — научную характероло­гию. Строго придерживаясь опыта и эксперимента как основных методов исследования, он, в то же время, сто­ял за создание научной теории индивидуальных разли­чий. Основной целью дифференциальной психологии он считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно полной естественной клас­сификации характеров.

Большой заслугой А.Ф.Лазурского стало изучение ребенка в деятельности в естественных условиях путем объективного наблю­дения и разработка так называемого естественного эксперимента, включающего в себя как элементы целенаправленного наблюде­ния, так и специальные задания.

С развитием дифференциально-психологических ис следований психология в целом обогатилась рядом но­вых методов и подходов.

Особая роль в разработке научных основ диагностики детей с отклонениями в развитии принадлежит Л.С. Выготскому, рас­ сматривавшему личность ребенка в развитии, в неразрывной связи с тем воздействием, которое оказывают на него воспита­ ние, обучение и среда. В отличие от тестологов, которые стати­чески констатировали лишь уровень развития ребенка в момент обследования, Л. С. Выготский отстаивал динамический подход к изучению детей, считая обязательным не только учитывать то, чего ребенок уже достиг в предшествующих жизненных цик­лах, но главным образом — установить ближайшие возможно­сти детей.

Позже, в 70-е гг. XX в., на основе положений Л.С. Выготского, был разработан чрезвычайно важный метод исследо­вания детей с отклонениями в развитии — «обучающий экспери­ мент» (А.Я.Иванова). Этот вид эксперимента позволяет оценить потенциальные возможности ребенка, перспективы его развития, определить рациональные пути последующей педагогической ра­боты. Кроме того, он чрезвычайно полезен при дифференциаль­ной диагностике.

Следует отметить, что в сложной социально-экономической обстановке в стране в 20 —ЗО-е гг. XX в. передовые педагоги, пси­хологи, врачи много внимания уделяли проблемам изучения де­тей. В Детском обследовательском институте (Петроград) под ру­ру­ководством А.С.Грибоедова, на Медико-педагогической опыт­ной станции (Москва), руководимой В.П.Кащенко, в ряде об­следовательских кабинетов и научно-практических учреждений среди различных исследований в области дефектологии большое место занимала разработка диагностических методик. Именно в этот период отмечалась активная деятельность педологов. Своей первоочередной задачей они считали помощь школе в изучении детей, избрав тесты в качестве инструмента в этой работе.

Вместе с тем психотехника подвергалась критике, в особенности за формальное использование некоторых теоретически необоснованных тестов. Результатом этого стало свертывание работ по психотехнике к середине 30-х годов (в 1936 г. закрываются почти все лаборато­рии по психотехнике и психофизиологии труда). Это яви­лось прямым следствием партийного постановления о ликвидации педологии в 1936 г.

Резкая критика педологии сопровождалась отрица­нием всего положительного, что было сделано учеными, так или иначе связанными с педологией, в области пси­хологии и психологической диагностики.

Постановлением был наложен запрет на применение тестов в школе. По-существу этим были прекращены все психодиагностические исследования. Понадобилось око­ло 40 лет, чтобы это направление исследований было полностью восстановлено в своих правах. Лишь в конце 60-х годов вновь начинают развиваться работы по пси­хологической диагностике.

Лишь в случаях явно выраженной умственной отсталости допускалось обследование в медико-педагогических комиссиях (МПК) детей без пробного обучения их в школе. Специалисты МПК стремились к тому, что­бы не допустить ошибочных заключений о состоянии ребенка и неверного выбора типа учреждения, в котором он должен про­должать обучение. Однако недостаточная разработанность методов и критериев дифференциальной психодиагностики, низкий уро­вень организации работы медико-педагогических комиссий отри­цательно сказывались на качестве обследования детей.

В 50 —70-е гг. XX в. внимание ученых и практических работни­ков к проблемам комплектования специальных учреждений для умственно отсталых, а значит, и к использованию психодиагно­стических методик, усилилось. В этот период велись интенсивные исследования в области патопсихологии под руководством Б. В. Зей гарник, разрабатывались нейропсихологические методы исследо­ вания детей под руководством А. Р. Лурия. Исследования этих уче­ных значительно обогатили теорию и практику эксперименталь­но-психологического изучения умственно отсталых детей.

В 80 —90-е гг. XX в. все более активизируются усилия специали­стов в деле разработки и совершенствования организационных форм и методов изучения детей с отклонениями в развитии, нуж­дающихся в специальном обучении и воспитании. Осуществляет­ся ранняя дифференциальная диагностика, разрабатываются пси­холого-диагностические методы исследования. На современном этапе большое значение для развития диагно­стики отклонений в развитии имеют исследования В.И.Лубов ского. В. И. Лубовский ука­зывает на перспективы развития дифференциальной диагности­ки,

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ.

Одно из значений термина «диагноз» в переводе с греческого языка – «распознание». Диагностика понимается как распознание чего-либо.

Психологическая диагностика – психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека.

Предмет ПД – установление индивидуальных психологических различий в норме и патологии.

Психолого-педагогическая диагностика направлена на:

— выявление детей с недостатками развития в популяции,

— определение оптимального педагогического марш­рута,

— обеспечение индивидуального психолого-педагогического со­провождения ребенка, соответствующего его психофизическим особенностям.

Задача ППД – правильная оценка возможностей и особенностей развития ре­бенка с нарушениями развития с целью успешности его воспитания, обучения, социальной адаптации.

Она является пер­вым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечи­вающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь.

Наблюдение — целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Особенности метода наблюдения:

  • непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;
  • данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;
  • целостное восприятие наблюдаемой ситуации;
  • зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;
  • влияние наблюдателя на объект наблюдения;
  • влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.

Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.

Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

Отличия научного наблюдения от обыденного:

  • четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;
  • осуществляется по заранее продуманному плану;
  • данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;
  • полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.

Преимущества метода наблюдения:

  • непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;
  • оперативность получения информации;
  • объективность, конкретность данных;
  • единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;
  • расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;
  • возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.
  • возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;
  • возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.

Недостатки метода наблюдения:

  • локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;
  • невозможность повторения событий ситуации;
  • трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;
  • искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;
  • пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.
  • ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;
  • субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.

Типичные ошибки наблюдения:

  • Гало-эффект — обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
  • Эффект снисхождения- тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
  • Ошибка центральной тенденции — наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
  • Ошибка корреляции- оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
  • Ошибка контраста- склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
  • Ошибка первого впечатления — первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Наблюдение незаменимо в случаях, когда:

  • необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию,
  • нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Классификация видов наблюдения

Виды наблюдения

Рисунок (откроется в новом окне)

Все разновидности наблюдения могут сочетаться различным образом. Рассмотрим их отдельные виды.

Контролируемое наблюдение

  • заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов,
  • применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда исследователь знаком с изучаемым явлением.

Неконтролируемое наблюдение

  • применяется в исследованиях разведывательного плана с целью предварительного знакомства с проблемой,
  • при проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации.

Применяется на практике на начальном этапе исследования, а также совместно с другими методами сбора данных, дополняя и контролируя полученную информацию.

Открытое наблюдение :

  • предполагает оповещение наблюдаемых о проводимом наблюдении,
  • осуществляется с целью изучения психологической совместимости группы, экипажа, а также выявления лиц, склонных к отклоняющемуся поведению.

Скрытое наблюдение — осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования,

Включенное наблюдение — наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует:

  • предполагает непосредственное участие наблюдателя в происходящих событиях,
  • исследователь может не выделяться как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение данной совокупности как бы изнутри.

Включенное наблюдение не всегда используется как скрытое. Возможны и варианты включенного открытого наблюдения.

Варианты включенного наблюдения:

  • наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки – фильм «72 метра»).
  • наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена которой — зеркало Гезелла; фокус-группы). Это позволяет фиксировать скрытые социальные явления в коллективах.

Невключенное наблюдение:

  • осуществляется со стороны,
  • наблюдатель не является участником происходящих событий.

Невключенное наблюдение может быть как скрытым, так и открытым.

Полевое наблюдение:

  • самый распространенный вид исследования,
  • протекает в естественных для наблюдаемых условиях;
  • реально отражает различные стороны жизни и деятельности объекта.

При полевых обследованиях следует различать наблюдение:

  • безучастное,
  • пассивное,
  • активно соучаствующее.

Пример безучастного наблюдения может служить наблюдение на стадионе во время футбольного матча за поведением фанатов. Естественно, никто из них не подозревает о том, что их «исследуют», следовательно, процедура никак не влияет на обычное самовыражение наблюдаемых людей.

О том, что ведется включенное пассивное наблюдение, догадаться не так уж просто, особенно в том случае, если исследователь ведет себя непринужденно и производит впечатление просто любознательного «чужака».

В случае активно соучаствующего наблюдения исследователь живет вместе с группой или сообществом, которые он изучает, принимая непосредственное участие в их деятельности.

Лабораторное наблюдение:

  • характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные,
  • исследователь сам определяет эти условия, место и время проведения наблюдения.

Преимущество лабораторного наблюдения – углубленное изучение отдельных сторон деятельности индивида.

При лабораторном наблюдении широко используются различные технические средства – фото – кино – видео – аппаратура, измерительные приборы.

Систематическое наблюдение:

  • проводится регулярно с заданной периодичностью,
  • осуществляется по достаточно структурированной методике с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя, по определенному плану,
  • выделяются регистрируемые особенности поведения (переменные),
  • классифицирует условия внешней среды.

Несистема тическое (с лучайное ) наблюдение:

  • обычно не планируется, является богатым источником информации,
  • трудность данной разновидности наблюдения состоит в непредсказуемости, случайности возникновения событий,
  • продуктивно в течение более или менее продолжительного промежутка времени.

Проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.

Важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

Эпизодическое наблюдение – это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.

Одномоментное наблюдение – фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое психологом невключенное наблюдение за поведением студентов на занятии.

Панельное наблюдение – процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, с целью выявить его изменения.

Нестандартизированное наблюдение – изучение психологических явлений и процессов, когда определен только объект наблюдения, но не определены элементы изучаемого процесса и события, которые будут наблюдаться.

Чаще всего применяется на начальной стадии психологического исследования с целью определения проблемной ситуации.

Стандартизированное наблюдение – способ сбора эмипирической психологической информации, когда заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса.

Стандартизированное наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их.

«Сплошное» наблюдение — исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения,

Выборочное наблюдение — исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.

Наблюдение может быть:

  • непосредственное;
  • с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов (аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.).

Самым лучшим способом исследования поведенческих проявлений -сплошное наблюдение.

Лучший способ фиксации — скрытая аудиовизуальная запись, которую можно было бы неоднократно анализировать. Для психологической диагностики интересны все поведенческие проявления больного (и вербальные, и невербальные), имеющие диагностическую значимость.

В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно:

  • стиль поведения,
  • жесты,
  • мимику,
  • движения индивидов и целых групп.

Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия.

Метод наблюдения — один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы наблюдения.

В программе прописываются этапы процедуры исследования методом наблюдения:

1) выявляется проблемная ситуация,

2) определяются цели и задачи,

3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;

4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);

6) выбирается метод обработки результатов;

7) осуществляется наблюдение согласно плана;

8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы :

а) карточка наблюдения – предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, в закодированном виде;

б) протокол наблюдения – предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Отражает алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;

в) дневник наблюдателя – предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *