Пушкин вот север тучи

Урок чтения «»А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с отрывком из 7 главы романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина, совершенствовать навыки чтения, приобретённые во 2-м классе.
  • Развивать умение искать ответы на возникшие вопросы с помощью учебника, память, творческие способности, деловое сотрудничество. Добиться яркости и целостности художественных образов, созданных с помощью слова.

Воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. — Тема нашего урока: отрывок из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” — “Вот север, тучи нагоняя…”. Сегодня на уроке ваша задача – быть внимательными, активными, уметь слушать и дополнять друг друга, давать полные ответы на поставленные вопросы.

  3. Подготовка к чтению.
  4. — Прежде чем приступить к изучению нового произведения, давайте подготовим свой артикуляционный аппарат к чтению.

    1. Чтение чисто говорок.
    2. Ло-ло-ло — на улице тепло.
      Ать-ать-ать — мы пойдём гулять.
      Ащ-ащ-ащ — мы наденем плащ.
      Су-су-су – было холодно в лесу.

    3. Чтение скороговорки.
    4. На дворе дрова топорами рубят.
      На дворе дрова, у дров детвора.

    5. Пятиминутка чтения.

    — А сейчас несколько минут вы почитаете свою книгу. (Жужжащее чтение).

  5. Работа по теме урока.
  1. Введение в тему.
  2. — Пушкин входит в жизнь каждого человека с детских лет и становится надёжным другом, интересным собеседником, верным советчиком и мудрым учителем на протяжении всей нашей жизни. Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни.

    — Вспомните, какие из произведений Александра Сергеевича вы уже читали?

    — Произведения, которые мы с вами сегодня вспомнили, знакомы мне с детских лет. Но и сейчас они воспринимаются мною, как будто я читаю их впервые, они волнуют меня, я радуюсь и печалюсь вместе с поэтом, как будто говорю с близким другом.

  3. Художественная зарисовка.
  4. — Давайте, ребята, совершим медленное путешествие в далёкое, далёкое прошлое, в то время, когда жил Пушкин…

    — Приготовились слушать? Очень хорошо. Будьте внимательны, представьте себе, о чём я буду рассказывать. Итак, начинаем…

    (Звучат “Времена года” П.И.Чайковского).

    — Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно-красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Заснул поэт поздно…

    В комнату вливался яркий свет, Александр Сергеевич подошёл к окну…

    Представьте себе, ребята, какую он увидел картину… Всё белым-бело, нарядно, празднично… Что же сделал Александр Сергеевич? Он выбежал на улицу. На улице ещё ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками… Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу.

    Настала осень золотая,
    Природа трепетна, бледна,
    Как жертва пышно убрана…
    Вот север, тучи нагоняя,
    Дохнул, завыл – и вот сама
    Идёт волшебница зима.
    Пришла, рассыпалась; клоками
    Повисла на суках дубов;
    Легла волнистыми коврами
    Среди полей, вокруг холмов;
    Брега с недвижною рекою
    Сравняла пухлой пеленою;
    Блеснул мороз. И рады мы
    Проказам матушки – зимы.

    — Какая картина вам больше всего понравилась?

    — А в жизни, какое время года больше нравится?

    — Я сейчас читала вам о зиме. Вам понравилась эта картина? А почему?

  5. Самостоятельное чтение отрывка.
  6. — Какие картины представлялись во время чтения?

    — Попробуйте рассказать, что вы видели, когда читали слова: “Дохнул, завыл…”

    — А как вы представляете картину: “Блеснул мороз”?

    — Разве мороз может блестеть?

    — Для того, чтобы нам с вами ярче представить картину зимы, поэт использует образные выражения, слова с переносным значением.

    Метафора – в переводе с греческого означает “перенесение”.

    — Когда мы говорим “блеснул мороз”, то переносим действие одного предмета на другой.

    — А какой снег: первый или нет?

    — Как у Пушкина сказано про первый снег?

    — А когда он блестит?

    — Как вы понимаете выражение “брега с недвижною рекою”, “пухлая пелена”?

    — Что сравнивается с пеленой?

    — Для того, чтобы сделать стихотворение выразительнее Александр Сергеевич использует сравнение.

    — А теперь скажите, Пушкин в этом отрывке показал один день зимы или несколько?

    — Почему так думаете?

    — Прочитайте стихотворение и скажите, как поэт называет зиму?

    — Почему поэт называет зиму “волшебницей”?

    — Подберите синонимы к слову волшебница.

    — Какие чудеса творит волшебница-зима?

    — Александр Сергеевич использует в стихотворении глаголы. И как бы даёт нам ярче представить наступление зимы. Он показывает, что зима действует как живое существо.

    — Прочитайте стихотворение ещё раз, и найдите каким, словом называет поэт чудеса зимы?

    — Какие приметы русской зимы вы видите в этом стихотворении?

    — Какой ритм этого стихотворения? Какого он вам напоминает? (Идущего человека)

    — Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение? (Восторга, радости…)

    — На что похоже это стихотворение? (Сказку)

  7. Физминутка
  8. Выразительное чтение стихотворения (работа в группах).

— Подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение?

— Прочитайте первую часть. О чём говориться в этой части? Кто, кроме зимы, действует как живой? Почему вы так думаете?

— После слова завыл надо остановиться, сделать паузу (I), так как дальше говориться не о севере, а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза (II), так как заканчивается первая часть стихотворения.

Вот север ¦, тучи нагоняя, ¦

Дохнул, завыл ¦ – и вот сама¦

Идёт волшебница зима. ¦¦

— Как вы думаете, какие слова в этой части должны выделяться, произноситься с большей силой?

Разбор II части в группах.

Пришла, рассыпалась; ¦ клоками
Повисла на суках дубов; ¦
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов; ¦
Брега с недвижною рекою ¦
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз ¦¦. И рады мы ¦¦
Проказам матушки – зимы.

(Проверка по две строки. Выразительное чтение в группах, готовят одного чтеца. Одна группа эксперты, они оценивают чтецов, готовят свою версию прочтения стихотворения. Задача экспертной группы, определить, правильно ли читающий расставил в стихотворении паузы и выделил логическое ударение).

— Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками!

— Можно по-разному увидеть и услышать зиму. Поэт создаёт образ зимы с помощью слова. И чтобы получился не бездушный пейзаж, а живое существо, использует метафоры, сравнение.

— Композитор создаёт картину зимы с помощью звуков. В самом начале урока я вас просила представить картину прихода зимы под музыку П.И.Чайковского. У Чайковского есть цикл “Времена года”.

— Посмотрите на доску, обратите внимание на фотоработы. Какие из них могут служить иллюстрациями к стихотворению? Подберите строчки из стихотворения, которые подойдут к фотографиям.

— Сейчас попробуйте нарисовать свои этюды к отрывку из романа “Евгений Онегин”. (Ребята рисуют на цветной бумаге чёрного или тёмно-синего цвета белым мелом. См.рис.1)

  1. Итог урока.
  2. Проводиться проверка работ, созданных учениками, лучшие работы вывешиваются на доску, подписываются строками из стихотворения.

  3. Домашнее задание.
  4. Выучить стихотворение наизусть.

Русские писатели. А. С. Пушкин. “Вот север, тучи нагоняя…”

Ответы к стр. 35 — 36

  • Тема выставки «Русские писатели». Какие книги на выставке соответствуют этой теме?

V V
  • Какими другими книгами ты мог бы дополнить выставку?

М. Пришвин «Лисичкин хлеб», В. Драгунский «Денискины рассказы», А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

  • Запиши название твоей любимой сказки Пушкина.

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

  • Прочитай стихотворение ещё раз. Выпиши слова, которые рассказывают о зиме.

***

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.

(Из романа «Евгений Онегин)

Идёт волшебница зима, пришла, рассыпалась; клоками повисла на суках дубов; легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов; брега с недвижною рекою сровняла пухлой пеленою; рады мы проказам матушки-зимы…

  • Какие чудеса творит волшебница-зима?

Пришла, заколдовала всё живое, сровняла берега с недвижною рекою, легла волнистыми коврами, клоками повисла на суках дубов, радует проказами.

  • Подчеркни олицетворения.

Летят снежинки, кружатся в воздухе снежинки, воет ветер, скребётся под крышей ветер, завывает вьюга, наступила зима.

  • Используя выбранные слова, придумай рассказ «А вот и зима…»

А вот и зима-царица

Похолодало. Скребётся ветер под крышей, нагоняет тучи с севера. Стелется туман по земле. Расступаются деревья в лесу перед царицей-зимой. Снится подо льдом озёрам и рекам, как кружатся в воздухе снежинки. Уверенно вступает зима в свои владения. Трещат деревья, завывает вьюга, воет ветер, приветствуя Снежную королеву.

Ответы по литературному чтению. 2 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

Русские писатели. А. С. Пушкин. “Вот север, тучи нагоняя…” 4.7 (93.79%) от 29 голосующих

«Вот север, тучи нагоняя» — отрывок из «Евгения Онегина»

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.

История возникновения стихотворения «Вот север тучи нагоняя» неразрывно связана с историей написания самого романа, в нем отразились настроения, чаяния поэта испытываемые в момент написания «Евгения Онегина». Этот отрывок о зиме – один из них.

Стихотворение «Вот север тучи нагоняя» — это отрывок из 7-й главы «Евгения Онегина», написанной в 1928-29 годах. В композиции романа это пейзаж, изображающий время года. В произведении есть немало очаровательных зарисовок-пейзажей, ставших самостоятельными лирическими произведениями, которые вошли в различные поэтические сборники. Эти стихотворения-картинки изучаются в школе.

Картине осени поэт посвятил в 7-й главе всего три строки, подчеркивая тем самым стремительно пролетевшее золотое время года. В тот год, когда поэт писал эти строки, зима была ранняя. Северный ветер всегда приносит за собой похолодание. Еще не все листья облетели, и малейшее дуновение ветерка вызывало листопад. Выпавший первый снег ложился на золото листьев. Пушкин подсмотрел эту картинку, гуляя однажды по московскому парку.

Русские поэты о Зимушке-Зиме

АЛЕКСАНДР ПУШКИН
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска……
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег…. На встречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…
ВОТ СЕВЕР, ТУЧИ НАГОНЯЯ (отрывок из поэмы «Евгений Онегин»)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
СНЕЖОК
НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! —
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
ОПЯТЬ ЗИМА
АЛЕКСАНДР ТВАРДОВСКИЙ
Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шел ночью снег густой и белый —
От снега в комнате светло.
Чуть порошит пушок летучий,
И солнце зимнее встает.
Как каждый день, полней и лучше,
Полней и лучше новый год…
ЗИМНИЕ КАРТИНКИ
Щенка прогуливает тетя.
Щенок расстался с поводком.
И вот на бреющем полете
Летят вороны за щенком.
Сверкает снег…
Какая малость!
Печаль, куда же ты девалась?
ВЕЧЕР ТИХИЙ И МОРОЗНЫЙ
АЛЕКСАНДР БЛОК
Вечер тихий и морозный.
Только снега нет и нет.
За окном включили звезды,
В доме выключили свет.
Из-за леса туча вышла
Дом притих и замолчал
Ночью кто-то еле слышно
В окна лапками стучал,
А под утро в серебристой
Белоснежной тишине
Кто-то чистый и пушистый
На моем лежал окне.
ПОРОША
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
Еду. Тихо. Слышны звоны.
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
МИХАИЛ ИСАКОВСКИЙ
За окошком в белом поле –
Сумрак, ветер, снеговей…
Ты сидишь, наверно, в школе,
В светлой комнатке своей.
Зимний вечер коротая,
Наклонилась над столом:
То ли пишешь, то ль читаешь,
То ли думаешь о чем.
Кончен день – и в классах пусто,
В старом доме тишина,
И тебе немножко грустно,
Что сегодня ты одна.
Из-за ветра, из-за вьюги
Опустели все пути,
Не придут к тебе подруги
Вместе вечер провести.
Замела метель дорожки, –
Пробираться нелегко.
Но огонь в твоем окошке
Виден очень далеко.
ДЕКАБРЬСКОЕ УТРО
ФЁДОР ТЮТЧЕВ
На небе месяц — и ночная
Еше не тронулася тень,
Царит себе, не сознавая,
Что вот уж встрепенулся день,-
Что хоть лениво и несмело
Луч возникает за лучом,
А небо так еще всецело
Ночным сияет торжеством.
Но не пройдет двух-трех мгновений,
Ночь испарится над землей,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной…
ЧУДНАЯ КАРТИНА
АФАНАСИЙ ФЕТ
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
БЕРЁЗА
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ
ФЁДОР ТЮТЧЕВ
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой —
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
«ЗИМА. Огромная, просторная зима…»
НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ
Зима. Огромная, просторная зима.
Деревьев громкий треск звучит, как канонада.
Глубокий мрак ночей выводит терема
Сверкающих снегов над выступами сада.
В одежде кристаллической своей
Стоят деревья.
Тёмные вороны,
Сшибая снег с опущенных ветвей,
Шарахаются, немощны и сонны.
В оттенках грифеля клубится ворох туч,
И звёзды, пробиваясь посредине,
Свой синеватый движущийся луч
Едва влачат по ледяной пустыне.
Но лишь заря прорежет небосклон
И встанет солнце, как, подобно чуду,
Свет тысячи огней возникнет отовсюду,
Частицами снегов в пространство отражён.
И девственный пожар январского огня
Вдруг упадёт на школьный палисадник,
И хоры петухов сведут с ума курятник,
И зимний день всплывёт, ликуя и звеня.
В такое утро русский человек,
Какое б с ним ни приключилось горе,
Не может тосковать.
Когда на косогоре
Вдруг заскрипел под валенками снег
И большеглазых розовых детей
Опять мелькнули радостные лица…
ПЕРВЫЙ СНЕГ
ВЛАДИМИР ЛУГОВСКОЙ
Вот и выпал первый снег,
первый снег,
Он покрыл долины рек —
первый снег.
А река течёт черна,
первый снег,
Вся жива ещё до дна,
первый снег.
Вся любовь моя черна,
первый снег,
Вся жива ещё до дна,
первый снег.
Льдом покроется она,
первый снег,
Но на свете есть весна,
первый снег!
Я приветствую тебя,
первый снег,
Не жалея, не скорбя,
первый снег.
Хоть невесело идти,
первый снег,
На седом твоём пути,
первый снег.
ЩЕНОК И СНЕГ
ЛЕОНИД ДЬЯКОНОВ
На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог.
— Откуда столько белых мух
Набилось к нам на двор?
А может это птичий пух
Летит через забор?..
Он пасть раскрыл — и снегу хвать —
И стал задумчиво жевать.
Жует, жует, но вот беда!
На языке одна вода.
Совсем сконфузился щенок
И в конуру обратно лег.
Он был не глуп, а просто мал
И снег впервые увидал…
ПОД УТРО
ВЛАДИМИР ОРЛОВ
Вечер тихий
И морозный,
Только снега
Нет и нет.
За окном
Включили звёзды,
В доме
Выключили свет.
Из-за леса
Туча вышла.
Дом притих
И замолчал.
Ночью кто-то
Еле слышно
В окна лапками
Стучал.
А под утро
В серебристой,
В белоснежной
Тишине
Кто-то чистый
И пушистый
На моём лежал
Окне.
***
ПЕРВЫЙ СНЕГ
Николай Рубцов
Ах, кто не любит первый снег
В замёрзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!
В деревне празднуют дожинки,
И на гармонь летят снежинки.
И весь в светящемся снегу,
Лось замирает на бегу
На отдаленном берегу.
***
ВСЮДУ СНЕГ
А. Бродский
Всюду снег, в снегу дома —
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.
От зари и до зари
Славят зиму снегири.
Дед Мороз, как маленький,
Пляшет у завалинки.
А я тоже могу
Так плясать на снегу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *