Пути получения профессии воспитателя детского сада

Мой путь к профессии — воспитатель…

Жанара Саткеева
Мой путь к профессии — воспитатель…

Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. А иначе, зачем мы здесь?

Стив Джобс

Свое эссе я хотела начать со слов Стив Джобс: «Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. А иначе, зачем мы здесь?»

В наше время каждый человек ищет свой путь и задается вопросами «Как найти свой путь» и «Чем заниматься в жизни», «В чём его предназначение?». И порой мы всю жизнь ищем на него ответ. Как понять, нашёл ли ты своё место в жизни, выбрал ли ты правильно тот путь, по которому готов идти всю жизнь. Вот так мы и оказываешься в том или ином месте, сами того не ведая, а нужно ли тебе это, понимаешь только сердцем, что стучит в груди.

Можно сказать так сложились обстоятельства моей жизни, или пути поисков привели в профессию воспитателя, и хотя стаж моей работы в детском саду составляет всего несколько лет, я понимаю, что это именно та работа, ради которой следует жить!

Могу сказать с уверенностью – мои первые шаги к этому пути не были светлым и безоблачным. Да и, скорее всего, это был даже не путь, а нехоженая тропинка, которую пробивала я сама. Было трудно. Я не умела ничего. Я не знала детских игр и не представляла, чем можно заинтересовать детей; мои занятия были скучны и непрофессиональные. Но мои дети были великодушны. Они смотрели на меня и ждали — ждали радости, интересных занятий, веселых игр. Как я могла не оправдать их доверия? И я стала учиться. Я осторожно шла за интересами детей, а им интересно было все.Теперь я понимала нужно просто вместе с детьми проживать эти чудесные годы детства: наблюдать, удивляться и экспериментировать. А еще играть! Игра — совершенный метод воспитания. То, чего нельзя добиться с помощью нравоучений и нотаций, можно добиться в игре.

А как нелегко было начинать работать с родителями, а точнее найти к ним подход. Ведь сколько людей, столько разных характеров.Пришлось пройти через многое: подслушивали, подсматривали, но когда родители поняли, что их детей любят, (а это для родителей главное, все наладилось.Родители на собраниях шутили: «Плохо, что у вас не круглосуточный детский сад!». Мне важно, что родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей.Ведь основной принципом моей работы: «Относиться к своим воспитанникам так, как я хотела бы, что б относились к моим детям». Это стало моим девизом, и когда возникают проблемные ситуации в общении с детьми, я всегда вспоминаю свой девиз, и мое сердце мне подсказывает, как поступить в той или иной ситуации.

Сказать, что я стала профессионалом, я не могу. У. Ченинг писал, что «для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государства» И я понимаю, работая с детьми, мне придется учиться всю жизнь. Я глубоко убеждена, что педагог не имеет морального права останавливаться на достигнутом, какими бы впечатляющими не были полученные результаты. Он должен постоянно работать над собой, познавать что-то новое, расширять свой кругозор, ставить перед собой высокие цели и двигаться к ним. Только тогда он может быть интересен, и любим своими воспитанниками, профессионально выполнять своё дело.

Воспитатель должен быть интересным для своих детей,у него должен быть жизнерадостный и веселый характер: если сердиться, то не надолго, избегать монотонности, скуки; быть всегда «чуть-чуть» ребенком, уметь учиться у детей их видению мира. Ведь, недаром, говорят, что профессия воспитатель – творческая профессия. В ответ от детей получаю новый заряд позитива, творчества, массу положительных эмоций.

Повезло ли мне с выбором профессии? Самое главное, повезло ли детям и их родителям, что я выбрала профессию воспитателя? Счастлива ли я? Да я все больше убеждаюсь, что выбрала правильный профессиональный путь. Я могу назвать себя счастливым человеком, возможно, мне не суждено совершить подвиг или сделать великое открытие, но я отдаю свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Всё хорошее, доброе, светлое, что есть во мне, я дарю и просто отдаю детям.А взамен я получаю больше: их доверие, откровения, радость, маленькие тайны и хитрости, а самое главное любовь. Как это прекрасно – закладывать ростки будущих характеров, поддерживать их своей любовью, отдавать им, этим неугомонным созданиям, тепло своего сердца. Вспоминать эти бесконечные «Где? Когда? Почему?», энергию детей, бьющую через край! Это заставляет забыть все, дает ощущение вечной молодости! Дети – самая большая ценность на земле, это то, во имя кого мы живём.

Итоговая работа «Профессиограмма воспитателя»

Автономная некоммерческая организация

дополнительного профессионального образования

«Гуманитарная академия»

Итоговая выпускная работа

слушателя программы профессиональной переподготовки

«Образование и педагогика: педагогика и психология дошкольного образования»

Профессиограмма воспитателя

«МКДОУ Детский сад №5» ГО Староуткинск

(наименование образовательной организации)

Выполнил:

____Бойко Оксана Васильевна________

Ф.И.О.

________________________ ____02.08.2017______

подпись дата

г. Екатеринбург

2017 г.

Введение ……………………………………………………………………………….3

Суть профессии………………………………………………………………………..4

Деятельность воспитателя…………………………………………………………….4

Условия труда воспитателя…………………………………………………………..5

Требования к уровню подготовки……………………………………………………5

Способности для успешного овладения профессией………………………………..6

Трудоустройство профессии……………………………………………………………7

Заработная плата………………………………………………………………………..8

Возможности для карьерного роста…………………………………………………8

Вывод…………………………………………………………………………………..9

Введение

Профессия воспитателя или педагога является крайне почетной и уважаемой. Именно воспитатель ответственен за формирование личности воспитанников и развитие их дальнейшей судьбы. Проблема воспитания подрастающего поколения всегда была, есть и будет насущной проблемой. Ведь всё, что с самого раннего возраста закладывается в детские головы, потом даёт свои всходы — хорошие или не очень.

Важна и ответственна должность воспитателя детского сада. Ведь это фактически первый человек, который вводит ребёнка в социум, учит общению и даёт первоначальные знания и общие понятия, позволяющие малышу ориентироваться.

Именно воспитателем прочерчивается первая граница между «хочу» и «нельзя», между «не хочу» и «надо». И сделать это нужно максимально тактично и грамотно, чтобы ни в коем разе не покалечить подвижную психику ребёнка. От того, кто будет воспитывать ребёнка 3-7 лет, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь.

Воспитатель должен уметь ввести в коллектив малыша так, чтобы исключить малейший дискомфорт, который может в дальнейшем привести ребёнка к сложным психологическим травмам.

Работа воспитателя не просто труд, а это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, может быть пойти на мучение, но видеть в этом свет и благодать.

Социальная значимость профессии в обществе: жизненная позиция человека, его характер, моральные принципы и взгляды закладываются в детстве, и именно поэтому высокая компетентность, безупречное образованность и всестороннее развитие личности самого воспитателя, сопровождающего ребёнка в его ранние годы, приобретает особую социальную значимость. Воспитатель — это необыкновенный человек, в котором сочетаются доброта и строгость, мягкость и настойчивость, детская непосредственность и глубокая мудрость.

Суть профессии.

Воспитатель — это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели — люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Самое главное в нашей профессии — любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце. Суть профессии воспитателя – дарить, отдавать. Воспитатель – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой, научить.

Вся работа воспитателя с ребёнком ориентирована на формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иного государства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития.

Деятельность воспитателя.

Воспитатель занимается образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Проводит зарядки, занятия по развитию речи, навыков устного счета, чтению, рисованию, лепке, природоведению. Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей. Поддерживает спонтанную игру детей, обогащает ее, обеспечивает игровое время и пространство. Оценивает индивидуальное развитие детей. Организует ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д., обеспечивает развитие детей. Организует совместную и самостоятельную деятельность дошкольников. Создает условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. Развивает коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками. Развивает умения детей работать в группе сверстников.

Планирует, реализует и анализирует образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГОС). Планирует и корректирует образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Участвует в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Взаимодействует с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Условия труда воспитателя

Работает в помещениях детского сада: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории для прогулки. Возможны выезды в музеи, за город и т. д. Работа в одну смену, обычно время чередуется: один день с 8:00 до 14:00, другой с 14:00 до 19:00, поскольку на группу положено два воспитателя, которые меняют друг друга (утро—вечер). Рабочие места есть в детских дошкольных учреждениях, развивающих центрах, частных детских садах.

Требования к уровню подготовки

Требования, предъявляемые к нынешним воспитателям, очень высокие. Хотя данный вид деятельности обрел высокий уровень массовости и распространенности в современном обществе, получить почетное звание педагога не является возможным для каждого. Для воспитания ребёнка чрезвычайно важны дошкольные годы, поэтому профильное образование воспитателям просто необходимо. Получить профессию воспитателя можно в педагогических колледжах или педагогических и гуманитарных институтах, которые обучат будущих воспитателей педагогическим методам воздействия на воспитанников.

Свидетельства об окончании различных курсов повышения квалификации тоже не помешают. На эту должность работодатели предпочитают брать кандидатов с хорошими знаниями дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы, навыки проведения занятий по физической культуре.

Крайне важно, чтобы роль воспитателя занимала личность психически стабильная и не задействованная в коррупционных процессах.

Способности для успешного овладения профессией

Воспитатель должен иметь знания по педагогике, психологии, частным, основам безопасности жизнедеятельности, оказанию первой помощи, этике и эстетике, содержанию и принципам организации дошкольного воспитания. Знать методики обучения и развития детей, уметь организовывать их двигательную, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, игровую деятельности. Взаимодействовать с родителями и сотрудниками образовательного учреждения. Так же для успешного овладения профессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Нужны общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом.

Воспитатель должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

  • осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

  • использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

  • работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;

  • осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий;

  • разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

  • создавать в группе предметно-развивающую среду;

  • систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа других педагогов;

  • участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

Также необходимы стрессоустойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения.

Трудоустройство профессии

Спрос на воспитателей на рынке труда в целом имеется, хотя в некоторых регионах России трудоустройство может вызывать сложности (это напрямую зависит от демографической ситуации — воспитатели требуются там, где рождается много детей).

Смежные карьеры

Воспитатель в детских домах и общежитиях, инспектор по работе с трудными подростками, учитель младших классов в школе, воспитатель группы продленного дня, воспитатель школы-интерната.

Заработная плата

В эту непростую профессию чаще всего приходят по призванию. Ведь мало того, что она достаточно тяжёлая — отработав смену, приходится, как и учителю, готовиться к следующему дню — писать конспекты занятий и готовить дидактические материалы, так ещё и заработная плата воспитателя оставляет желать лучшего.

В муниципальных детских садах она совсем невысокая, чуть выше минимальной. Зарплата у начинающих работников небольшая, зависит от имеющегося образования (высшее или среднее специальное), стажа работы, дополнительных профессиональных навыков (скажем, умения преподавать детям иностранные языки). По мере накопления опыта работы и повышения профессионального статуса возрастает и доход, однако он все равно, за редкими исключениями, ниже средней платы в промышленности.

В частных садах может быть значительно выше — в два-три раза, но попасть туда даже высококвалифицированным профессионалам достаточно сложно. Вот и получается, что профессия воспитатель — героическая профессия.

Возможности для карьерного роста

Возможности для карьерного роста небольшие: повышение уровня образования, накопление стажа работы отражаются на уровне доходов, однако еще не обеспечивают продвижение по служебной лестнице. Есть шанс когда-либо занять место заведующего детским садом или стать чиновником органов управления образованием. Можно заняться предпринимательством, например, создав частный детский сад или развивающий центр (такой бизнес к высокодоходному не относится, зато обеспечивает стабильность)

Вывод.

К. Д. Ушинский писал: «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением». Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждения воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы». Направленность личности воспитателя включает интерес к своей профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Наличие или отсутствие призвания может выявиться только при включении будущего воспитателя в учебную или реальную профессионально ориентированную деятельность, ибо профессиональная предназначенность человека не обусловлена прямо и однозначно своеобразием его природных особенностей. Между тем субъективное переживание призвания к выполняемой или даже избранной деятельности может оказаться весьма значимым фактором развития личности: вызывать увлеченность деятельностью, убежденность в своей пригодности к ней. Таким образом, педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим педагогом теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Отсюда можно сделать вывод, что недостатки специальной (академической) подготовленности не могут служить поводом для признания полной профессиональной непригодности будущего воспитателя. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность воспитателя. Среди таких качеств — педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, педагог всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

На свете есть много профессий различных

И в каждой есть прелесть своя.

Но всех благородней, милее и краше

Есть та, кем буду я.

Ведь профессия не простая

Надо думать, петь, плясать.

Всех их надо приласкать, и общаться и играть.

Научить любить природу. Добрым быть, всех уважать.

Кто научит вышивать, строить, петь и рисовать ?

Это – воспитатель! Значит это – я!

Профессиограмма воспитателя

Автономная некоммерческая организация

дополнительного профессионального образования

«Гуманитарная академия»

Итоговая выпускная работа

слушателя программы профессиональной переподготовки

«Образование и педагогика: педагогика и психология дошкольного образования»

Профессиограмма воспитателя

МБДОУ детский сад №184

(наименование образовательной организации)

Выполнил:

Сосновских Д.С.

________________________ 28.10.18

подпись дата

г. Екатеринбург

2018 г.

Введение…………………………………………………………………..………..3

Глава 1. Общая характеристика профессии………………………………………5

Глава 2. Должностные обязанности воспитателя……………..…………….……6

Глава 3. Условия труда…………………….………………………………………8

Глава 4. Требования к уровню подготовки воспитателя..…….………….……10

Глава 5. Способности для успешного овладения профессией ……………….11

Глава 6. Востребованность профессии………………………………….………12

Глава 7. Средняя заработная плата воспитателя ………………………….……13

Глава 8. Карьерный рост…………………………………………..……….……14

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы и источников………………………………………………16

Введение

В современном обществе в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека. Эти знания наряду с информацией о профессии сосредоточены в специальных документах – профессиограммах .

Разработка профессиограммы сложный и трудоемкий процесс. Чтобы она отражала истинное положение дела, необходимо иметь как можно больше сведений о той или иной профессии. Источником может служить описание в различной литературе, экскурсии, беседы со специалистами, просмотр научно-популярных, документальных фильмов и конечно непосредственное изучение деятельности, наблюдение за процессом труда. Работа по составлению профессиограммы позволяет глубже узнать содержание профессии, оценить профпригодность к ней отдельных типов личности .

Актуальность работы обусловлена постоянным ростом требований организаций к профессиональным и личным качествам работников, необходимостью рационально подобрать профессию будущим работникам, возможностью проанализировать собственные профессиональные и личные качества как самостоятельно, так и с помощью профессиональных групп, занимающихся составлением профессиограмм, чтобы добиться максимальной эффективности собственного труда, быть востребованным и конкурентоспособным специалистом .

Объект исследования — профессиональная деятельность воспитателя детского сада.

Предмет исследования — профессиограмма воспитателя детского сада.

Целью данной работы является составление профессиограммы на примере профессии воспитателя детского сада.

Исходя из поставленной цели поставлены и раскрыты следующие задачи:

  • Рассмотреть общую характеристику профессии.
  • Изучить должностные обязанности воспитателя.
  • Описать условия труда.
  • Обосновать требования к уровню подготовки воспитателя.
  • Рассмотреть способности для успешного овладения профессией.
  • Выяснить востребованность профессии.
  • Изучить среднюю заработную плату и карьерный рост воспитателя.

Методологической и теоретической основой для работы послужили труды Блонского, П.П., Козловой, С.А., Куликовой Т.А., которые активно занимались изучением вопросов профессиограммы.

Глава 1. Общая характеристика профессии

Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ благодарных слов. Работа воспитателя не просто труд, а это, прежде всего, способность и умение отдать всего себя, без остатка и видеть в этом свет и благодать. Воспитатель становится для ребёнка «второй» мамой. Воспитатель знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе, организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня, несет ответственность за жизнь и здоровье детей .

Воспитатель детей дошкольного возраста должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию; методы и формы мониторинга деятельности воспитанников; педагогическую этику;основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности .

Глава 2. Должностные обязанности воспитателя

Воспитатель занимается образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Воспитатель детей дошкольного возраста содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника, способствует развитию общения, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, соблюдает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса, проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой воспитанников. Воспитатель работает в тесном контакте с другими педагогами, педагогом-психологом, другими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса, обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса .

Отсюда следуют трудовые функции воспитателя детей дошкольного возраста:

  • Общепедагогическая функция. Обучение
  • Воспитательная деятельность
  • Развивающая деятельность.

Трудовые функции — содержание объективных факторов труда как отражение требуемого от человека опыта, необходимого для их выполнения. Трудовые функции задаются условиями труда, предметом труда .

Глава 3. Условия труда

Воспитание наших детей первостепенная задача общества. Родители с малолетства закладывают в детей некий уровень мировоззрения, мировосприятия. При этом необходимо отметить и работников дошкольных учреждений, которые ежедневно, профессионально, работают над воспитанием личности будущего члена общества. Педагог передает ребенку знания, воспитатель – развивает умения. Чтобы развить ребенка в правильном направлении, нужно найти к нему индивидуальный подход, в этом огромная заслуга принадлежит воспитателям именно поэтому нужно особо отметить организацию труда воспитателя . Наши дошкольные учреждения всегда привлекали к себе большое внимание со стороны надзорных органов. Ибо эта ответственная область, и работа в ней должна быть организована очень слаженно, и, самое важное, безопасно как для детей так и для самих работников .

Организация труда воспитателя в случае отсутствии соответствия государственными нормативам в области труда пересекается с незащищенностью условий пребывания в детском саду, наших детей. Воспитатели тоже люди, только работа у них более ответственная и любое несовершенство организации их труда, отрицательно отражается на самочувствии и здоровье воспитанников. Одной из лучших форм охраны труда на рабочем месте воспитателя детского сада сегодня является проведение аттестации рабочих мест или специальная оценка условий труда. Ее цель — определить влияние негативных факторов в рабочей среде и устранить их. При проведении специальной оценки условий труда идет оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, травмоопасности и обеспеченности СИЗ .

При оценке гигиенических условий труда определяется допустимость влияния факторов рабочей среды в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05. К негативным факторам, которые могут быть на рабочем месте воспитателя, можно отнести: физические факторы и напряженность условий труда. Среди физических выделяют:

  • Микроклимат (повышенная или пониженная температура воздуха, влажность, скорость движения воздуха рабочей зоны).
  • Недостаточная освещенность.
  • Вибрация.
  • Шум.
  • Излучение .

Труд воспитателя работа нервная, поэтому класс условий труда при оценке тяжести и напряженности труда, чаще всего бывает вредным. В течение рабочего дня воспитателям приходится испытывать физические, сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные нагрузки при работе с детьми. Отдельных требований к СИЗ воспитателей нет. Единственным СИЗ является халат или иной специальный костюм и сменная обувь (СанПиН 2.4.1.2660-10). Если условия труда на рабочем месте при специальной оценке условий труда признаются вредными, воспитателям детского сада устанавливаются компенсации в виде увеличенной оплаты труда, дополнительного отпуска или сокращенной рабочей недели (Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870) .

Глава 4. Требования к уровню подготовки воспитателя

Требования, предъявляемые к современным воспитателям, очень высокие. Для воспитания ребёнка чрезвычайно важны дошкольные годы, поэтому профильное образование воспитателям просто необходимо. Получить профессию воспитателя можно в педагогических колледжах или педагогических университетах. На эту должность работодатели предпочитают брать кандидатов с хорошими знаниями дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы, навыки проведения занятий по физической культуре .

Рассмотрим профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику работы на уровне дошкольного образования:

  • Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
  • Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
  • Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
  • Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
  • Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ) .

Глава 5. Способности для успешного овладения профессией

Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности:

  • Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
  • Умение отслеживать динамику развития ребенка.
  • Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
  • Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
  • Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
  • Умение проектировать психологически безопасную и комфортную среду .

Конечно, главное в работе воспитателя и педагога – это любить детей. Но есть компетенции, которые необходимы будущему воспитателю и обязательно помогут ему в ежедневной работе:

  • Коммуникабельность.
  • Грамотная устная и письменная речь.
  • Эмоциональный интеллект.
  • Уверенность в себе.
  • Стрессоустойчивость.
  • Организованность.
  • Умение мотивировать.
  • Креативность .

Глава 6. Востребованность профессии

Работа воспитателя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам .

Глава 7. Средняя заработная плата воспитателя

Воспитатель – профессия не только интересная, но и высокооплачиваемая! Средний оклад составляет 17500 рублей плюс стимулирующие выплаты каждый месяц. Особенно хороша материальная поддержка молодого специалиста. Согласно правилам программы господдержки, молодой специалист — это человек, только что закончивший педагогический колледж, или человек, пришедший устраиваться на работу через год (не позже!) после получения диплома. Такие специалисты получают оклад наравне со стажистами (воспитателями, отработавшими от 10 лет и более) – 19000 рублей целых 3 года, после чего их зарплата немного падает, и они получают как обычные работники, не наработавшие стаж .

Заработная плата воспитателя всегда белая, никаких выплат «в конверте». Состоит она из оклада и стимулирующих выплат, и делится на аванс в размере 40% от оклада (7000 рублей фиксированно) и подрасчет (остаток подрасчета и стимуляция). Стимулирующие выплаты в каждом месяце разные, самые высокие, обычно, начиная с сентября и до НГ, доходят до 6-8 т, соответственно и зарплата «чистыми» доходит до 25 т.

Отпуск у педагога 42 календарных дня, который еще можно дробить, уйдя на две недели зимой, и на месяц летом. Очень удобно. Наиболее выгодно брать отпуск в подрасчет, то есть, когда отпускные выплаты приходят вместе с зарплатой, тогда сумма выплаты может быть около 50000 рублей. Согласитесь, для региона, для женщины, работающей в теплом, чистом помещении с предоставлением бесплатного питания зарплата более чем хорошая! Самые маленькие стимулирующие выплаты всегда летом, так как летом самое большое количество отпускников.

Глава 8. Карьерный рост

Допустим, Вы прирожденный карьерист, и Вам показалось, что как-то вы засиделись в воспитателях, надо двигаться вверх. Карьерный рост у воспитателя тоже возможен! Это методист (старший воспитатель), заведующий детским садом или специалист ГОРОНО. Здесь есть одно «но»: педагог обязательно должен иметь высшее образование, по специальности «Дошкольная педагогика».

Заключение

Профессиограмма — это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника . Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма — это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Она может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии.

Список литературы и источников

Воспитатель занимается образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Проводит зарядки, занятия по развитию речи, навыков устного счета, чтению, рисованию, лепке, природоведению. Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

Работает в помещениях детского сада: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории для прогулки. Возможны выезды в музеи, за город и т. д. Работа в одну смену, обычно время чередуется: один день с 8:00 до 14:00, другой с 14:00 до 19:00, поскольку на группу положено два воспитателя, которые меняют друг друга (утро—вечер). Рабочие места есть в детских дошкольных учреждениях, развивающих центрах, частных детских садах.

Специальность можно получить в педагогическом колледже, училище, вузе. Обычно за время учебы человек осваивает не только профессию воспитателя, но и одну дополнительную специализацию на выбор: руководителя изобразительной деятельности, физического воспитания, логопеда, детского психолога, преподавателя английского языка для дошкольников и т. д.

Воспитатель должен иметь знания по педагогике, психологии, основам безопасности жизнедеятельности, оказанию первой помощи, этике и эстетике, содержанию и принципам организации дошкольного воспитания. Знать методики обучения и развития детей, уметь организовывать их познавательную деятельность.

Для успешного овладения профессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Нужны общая культура. и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом.

Также необходимы стрессойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения. Медицинскими противопоказаниями являются нервные и психические заболевания, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, устойчивые нарушения зрения и слуха, хронические инфекционные кожно-венерические заболевания, вредные привычки.

Спрос на воспитателей на рынке труда в целом имеется, хотя в некоторых регионах России трудоустройство может вызывать сложности (это напрямую зависит от демографической ситуации — воспитатели требуются там, где рождается много детей). Зарплата у начинающих работников небольшая, зависит от имеющегося образования (высшее или среднее специальное), стажа работы, дополнительных профессиональных навыков (скажем, умения преподавать детям иностранные языки). По мере накопления опыта работы и повышения профессионального статуса возрастает и доход, однако он все равно, за редкими исключениями, ниже средней платы в промышленности.

Возможности для карьерного роста небольшие: повышение уровня образования, накопление стажа работы отражаются на уровне доходов, однако еще не обеспечивают продвижение по служебной лестнице. Есть шанс когда-либо занять место заведующего детским садом или стать чиновником органов управления образованием. Можно заняться предпринимательством, например, создав частный детский сад или развивающий центр (такой бизнес к высокодоходному не относится, зато обеспечивает стабильность).

ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА

1. Общая характеристика профессии

Содержание деятельности

Организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, готовит их к школе.

Обучает навыкам устного счета, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения. Развивает у детей речь и мышление, наблюдательность, самостоятельность, творческую инициативу, знакомит с произведениями искусства, этическими и эстетическими нормами и правилами.

Прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость и др.).

Способствует укреплению здоровья путем закаливания, физических упражнений, следит за строгим соблюдением режима занятий и отдыха.

Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает детям навыки личной гигиены.

Следит за своевременным и качественным питанием детей, поведением во время приема пищи.

Приобщает детей к труду, привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление помещения к праздникам, работа на клумбах и т.п.).

Консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей, укрепления их здоровья.

Воспитатель несет большую ответственность за жизнь и здоровье детей. Выдерживает большие физические и эмоциональные нагрузки.

Работает в помещении и на воздухе, в одну смену.

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Общительность, отзывчивость, тактичность, наблюдательность и внимательность, ответственность, склонность к работе с детьми, хорошая образная память, наглядно-действенный тип мышления.

Необходимы высокая общая культура, правильная, грамотная и внятная речь, умение контролировать свое поведение.

3. Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, страдающим:

  • нервно-психическими заболеваниями,
  • заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
  • опорно-двигательного аппарата,
  • органов зрения и слуха (устойчивые нарушения зрения и слуха),
  • хроническими инфекционными и кожно-венерическими заболеваниями;
  • людям, являющимся бактерио- и вирусоносителями, а также имеющим вредные привычки (курение, наркомания и т.п.).

4. Требования к профессиональной подготовке

Знания дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, этики и эстетики, организации и методики воспитательной работы, навыки проведения занятий по физической культуре.

Желателен опыт ухода за маленькими детьми (братьями, сестрами, собственным ребенком).

5.Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности

Возможно создание частного детского дома, работа в частных домах в качестве гувернера, а также на дому с группой приходящих детей.

6.Родственные профессии (специальности)

Воспитатель в детских домах и общежитиях, инспектор по работе с трудными подростками, учитель младших классов в школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *