Работа психолога с подростками

Основные направления работы психолога с подростками и старшеклассниками

Продолжение. Начало: Психологическая работа в школе

Опираясь на поставленные задачи психологической службы в школе, можно выделить основные направления психологической работы с подростками и старшеклассниками:

Психопрофилактическая работа.

Известно, что болезнь лучше предотвратить, чем лечить, поэтому профилактическая работа должна быть приоритетной в деятельности педагога-психолога. Учитывая, что подростковый возраст и ранняя юность являются кризисными периодами развития, профилактика возможных нарушений — это приоритетная задача в работе школьного психолога.

Принципы профилактической работы

Профилактическая работа должна основываться на следующих принципах (Коновалова, 2000):

  • Раннее вмешательство, подразумевающее выявление потенциально проблемных для школьного обучения сторон психического развития школьника или имеющихся минимальных отклонений так называемой первичной природы, когда дезадаптивные механизмы еще не сформированы.
  • Преемственность в организационной системе психолого-педагогического сопровождения, соответствующая этапам психического развития ребенка. В этом случае процесс возрастного развития оказывается не только под контролем специалиста, но и включается в систему последовательных взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование адаптационного потенциала при прохождении через кризисные периоды.
  • Приоритетность психопрофилактических мероприятий для подростков с имеющимися минимальными нарушениями. Такие дети должны стать в первую очередь объектами психологического сопровождения.
  • Компетентность специалиста, осуществляющего психологическое сопровождение. Важно, чтобы специалист ориентировался во всех направлениях возможных нарушений развития ученика, в общей, специальной и педагогической психологии, в детской невропатологии и психиатрии, а также владел знаниями по психической адаптации и дезадаптации школьника.

Реализация основных принципов профилактической работы возможна только при создании целостной системы изучения ребенка как развивающейся личности, т. е. через создание комплексной профилактической диагностической программы. Такая программа, основной целью которой является сохранение психологического здоровья детей и обеспечение благоприятных условий их развития, определяет стратегическую линию формирования личности в течение всего процесса обучения. С одной стороны, она демонстрирует индивидуальные особенности каждого школьника, а с другой — дает возможность своевременно ему помочь (провести коррекционную работу), как в случае, когда она основана на запросе преподавателей, родителей, администрации, так и н случае, если ее необходимость выявлена в результате диагностического обследования (Психология подростка, 2003).

Виды деятельности педагога-психолога на примере школьного психолога. Психопросвещение. Профориентация. Психопрофилактика. Экспериментальная работа. Организационно-методическая работа.

Диагностическая работа.

Важность диагностической работы бесспорна, но не стоит злоупотреблять этим направлением в ущерб остальным, что, как правило, характерно для начинающих специалистов. Диагностика не должна становиться самоцелью д ля психолога, так как любое обследование бессмысленно без дальнейшего создания комплекса рекомендаций, развивающих и коррекционных мероприятий. Как уже отмечалось выше, психопрофилактическая работа весьма значима, однако она неотделима от диагностического обследования, основными мишенями которого являются:

  • интеллектуальное развитие учащегося;
  • личностное развитие, характерологические особенности;
  • межличностное общение;
  • адаптационный потенциал;
  • профессиональная направленность.

Методы исследования могут быть выбраны психологом самостоятельно. Ниже приведен примерный план диагностического обследования (табл. 5).

Таблица 5
Примерный план диагностического обследования

Класс

Интеллектуальное развитие

Личностное развитие,
Характерологические особенности

Адаптационный потенциал

Межличностное
общение

Мотивационная сфера, профессиональная направленность

5 класс

1. Уровень розетт вербального интеллекта (методика Векслера)
2. Уровень развития невербального интеллекта (методика Векслера)

1. Определение личностных особенностей (опросник Кеттелла, детский вариант)

1. Диагностика уровня тревожности (тест школьной тревожности Филипса)

1. Определение социометрического статуса в классе (опросник «Социометрия»)

1. Субъективная оценка познавательной мотивации (анкета для определения познавательной мотивации).

6-7 класс

1. Исследование особенностей умственного развития (школьный тест умственного развития — ШТУР)

2. Методика «Интеллектуальная лабильность» в модификации С. Н. Костроминой

1. Определение индивидуально- типологических особенностей (опросник Айзенка)
2. Тип акцентуации характера (опросник «Чертова дюжина»)

1. Диагностика уровня тревожности (тест школьной тревожности Филипса)
2. Диагностика уровня агрессии (опросник Басса-Дарки)

3. Выявление склонности к различным девиациям (методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (форма 1)

4. Уровень работоспособности (адаптированный вариант теппинг-теста Ильина)

1. Определение социометрического статуса в классе (опросник «Социометрия»)

1. Субъективная оценка познавательной мотивации (анкета для определения познавательной мотивации).
2. Определение сферы познавательных интересов (опросник ДДО)

8-9 класс

1. Уровень развития вербального интеллекта (методика Векслера. ШТУР)

2. Уровень развития невербального интеллекта (методика Векслера, ШТУР)

3. Методика » Интеллектуальная лабильность» в модификации С. Н. Костроминой

4 Уровень развития творческого мышления (краткий тест творческого мышления
КПК)

1. Определение индивидуально-типологических особенностей (опросник Айзенка)

2. Тип акцентуации характера (опросник «Чертова дюжина»)

1. Выявление склонности к различным девиациям (методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (форма 1)

2. Диагностика уровня агрессии (опросник Басса-Дарки)

3. Уровень работоспособности (адаптированный вариант темпинг-теста Ильина)

1. Определение социометрического статуса в классе (опросник «Социометрия»)

2. Изучение коммуникативных и организаторских склонностей (методика изучения способностей учащихся)

1. Изучение мотивации к учению (методика изучена мотивации учебной деятельности по Г. Н. Казанцевой)

2. Дифференцированная диагностика профессиональной направленности (методика Голланда, ДДО, «Карта интересов»)

10-11
класс

1. Методика «Интеллектуальная лабильность»

2. Тест интеллекта Амтхауэра

3. Уровень развития мышления (тест «Логически- понятийное мышление Образование сложных аналогий»; «Логичность умозаключений»).

1. Определение личностных особенностей (опросим Кеттелла, юношеский вариант)

2. Исследование структуры темперамента (тест «Формула темперамента», А. Белов)

3. Тип акцентуации характера (опросник Чертова дюжина»)

1. Выявление уровня адаптационного потенциала (многоуровневый опросник «Адаптивность»

2. Выявление уровня тревожности (тест Спилберга-Ханина)

3. Выявление склонности к различным девиациям (методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (форма 2) или методика «ДАП-П»

1. Изучение коммуникативных и организаторских склонностей (методика изучения
способностей учащихся).

1. Дифференцированная диагностика профессиональной направленности (методика Голланда, ДДО, «Карта интересов»)

ФОРМЫ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ статья по теме

ФОРМЫ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Трудного подростка мы так называем потому, что с ним трудно работать. Здесь нет простых решений. Нельзя просто наказать, отругать или провести воспитательную беседу с таким ребёнком. В его отношении всё будет гораздо сложнее, ещё и потому, что в основе его трудности целый комплекс проблем. Это могут быть:

Проблемы в семье: неполная семья; алкоголизм родителей; эмоциональная отчужденность; низкая культура родителей; чрезмерная занятость родителей работой или своими проблемами; установившееся отношения конкуренции между близкими (эдипов комплекс сына к отцу, дочери к матери; соперничество между братьями и сёстрами за внимание родителей) и т.д. и т.п..

Проблемы со здоровьем ребёнка: хронические заболевания снижающие или влияющие на умственную работоспособность; хронические заболевания затрудняющие социальные контакты (энурез; болезни пищеварительной системы; простудные заболевания) инвалидность и т.п..

Взросление в социальной среде с низкой культурой и неблагоприятной криминогенной ситуацией: жильё ребёнка находится в «плохом» районе; социальное окружение ребёнка- сверстники ничем полезным не интересуются не занимаются и сами зачастую являются «трудными».

Работа с трудными подростками часто воспринимается нами как нечто непосильное, неблагодарное, обязательное, но обречённое на неуспех. И часто получается так, что она развивается по следующим сценариям:

Педагог берётся за задачу «исправить прогульщика» с пониманием того, что за прогулами стоит нечто большее. Изначально формируется не мотив, а установка: «…я обязана это сделать, но если занятия в школе ему- прогульщику не нужны и его семье тоже, то у меня ничего не получится…». Очень часто, кстати, такая или подобная ей установка формируется у большинства людей, когда они собираются сделать что-либо. То есть, они предвосхищают неудачу, программируют себя на провал справедливо полагая, что задача непростая.

На следующем этапе педагог обходит, обзванивает, обращается, приглашает, беседует, назидает и в конце концов убеждаясь в том, что всё же продолжаются «машет рукой».

Резюмируя сказанное, можно перечислить распространённые ошибки в работе с трудными подростками и дать соответствующие советы:

Ошибки

Почему неэффективно воспитательное воздействие

Советы

Педагог надеется решить проблему одним разом (беседой, посещением семьи, приглашением родителей и т.п.)

Педагог обращает внимание исключительно на негатив в облике, поведении, учёбе подростка- резонируя и усиливая его

Педагог излишне надеется на стандартные «проверенные» схемы в работе с подростком

Решая проблемы возникшие с трудными подростками, их выделяют из коллектива

Часто разговор взрослого с ребёнком происходит на «разных языках» из-за: разницы в возрасте; развитии; статусе

Трудный подросток находится в состоянии постоянного конфликта с окружающими, обиды на свою судьбу

Ребёнок находится в необычной ситуации, в униженном, скованном с его точки зрения, состоянии- т.е. здесь можно говорить о барьерах восприятия

Негативное поведение подкрепляется постоянным вниманием со стороны окружающих

Не затевать беседу, если нет уверенности, что сможешь перейти на язык собеседника- говорить понятно, на одном уровне с собеседником

Учитывать особенности возраста и психического развития подопечного. Предвидеть его реакции в разговоре на неприятные для него темы

Замотивировать, заинтересовать беседой подростка. Нарисовать перспективы в случае успешного исхода беседы, т.е. сформировать ресурсное состояние школа изначально неинтересна почти для любого ребёнка, она испытание, в ней надо работать, подчиняться дисциплине, она забирает физические силы. И поэтому не заинтересовывая детей в трудного можно превратить практически любого

Относиться терпимо к ребёнку, к его внешнему виду и интеллектуальным возможностям

В разговоре с ребёнком нельзя подчёркивать своё превосходство, превосходящее положение, свою роль наставника, чтобы избежать различных форм отказных реакций, протестов

Необходимо замечать любые положительные действия подростка, превращая их в ресурсные состояния (любые достижения)

Нельзя изолировать трудного подростка, выделять его из социального окружения превращая таким образом в изгоя

Таким образом, основываясь на собственном опыте работы с такими детьми могу сказать, что, следуя данным советам, можно очень эффективно применять следующие формы работы с трудными подростками, сочетая их с проведением классных часов или игровых практикумов:

Дискуссионный клуб, где обсуждаются реальные, часто происходящие в школе, негативные события. Всё происходит, конечно, отстранённо, т.е. реальные персонажи заменяются вымышленными, место и время действия слегка изменяются.

Задачи преподавателя сводятся к :

Организации обсуждения ситуации. Необходимо вызвать интерес к обсуждаемой теме, ситуации, проблеме.

Дирежированию процессом обсуждения, направляя его ход вопросами.

Закончить процесс обсуждения и перейти к другой теме в кульминационной- горячей точке дискуссии, когда мнений очень много, они активно высказываются, прозвучали самые разные мнения- это делается для того, чтобы по окончании занятия продолжалась мыслительная деятельность- осмысление, закреплялся бы опыт полученный в ходе работы группы.

Требования и правила ведения дискуссии:

Ведущий как бы находится в стороне от происходящего, в позиции наблюдателя и аналитика, лишь изредка вмешиваясь для оживления дискуссии новым вопросом- раскрывающим новую сторону ситуации (это право ведущего оговаривается в начале, иначе просто не услашат…). Аналогом такого поведения является подбрасывание дров в костёр.

Вопросы ведущего не должны носить провокационный и оценочный характеры типа: «а мне кажется Вова правильно сказал?» или «А кто прав в этой ситуации?». Всегда ошибочно выяснять в конфликте правую сторону.

Категорически нельзя оценивать работу участников дискуссии их активность или правоту, даже если они допускают полное внешнее безучастие или наоборот (вмешательство уместно в случи назревания потасовки) позволяют себе ошибочные (с точки зрения ведущего) высказывания.

Категорически нельзя подводить итоги обсуждению, резюмировать его. Заканчивать беседу можно только поблагодарив за участие, работу или началом новой беседы, на новую тему.

Такая форма занятий подходит для классного часа. С участием в дискуссионном клубе справятся учащиеся, начиная с 7 класса. Помимо проблем, для обсуждения могут подниматься и абсолютно любые другие темы интересующие подростков, ведь часто отсутствие информированности и попытки самостоятельно найти недостающие знания могут привести к неприятному опыту.

Беседа- игра «Незавершённое предложение», «Что было бы, если бы…?», «Потому- что….»- аналог дискуссионного клуба для младших школьников. Здесь, учащимся можно предложить беседу в форме игры в «Незавершённые предложения», где по сути, одноимённая психологическая методика превращается в увлекательную игру и ненавязчивый диагностический инструмент для классного руководителя, который по ответам учащихся может понять степень внутренней агрессии детей и её причины, наиболее интересующие их темы и т.д..

Предложения может заготовить сам классный руководитель, или с помощью школьного психолога. Список предложений должен отвечать следующим требованиям:

Первая группа: предложения фантастические (в зависимости от общей тематики настраивающие на весёлую или деловую нотку) Например: «С первого апреля в школах разрешили….» (весёлая нотка) или «с первого сентября во всех школах России….» (деловая); «Учёные вывели новую породу кошек и собак, которые….» (весёлая) или «Ученики нашего лицея изобрели….» (деловая)

Вторая группа: предложения реальные, проблемные, частично описывающие типичные ситуации: «Рома очень торопился, но всё равно…» или «Петя побежал по лестнице вниз и ….» или «Аня проснулась с плохим настроением и решила….» или «Света не подготовила домашнее задание и ….» или «Федя повернулся к соседу по парте и ….»

Правила проведения игры- беседы сродни правилам дискуссионного клуба, но отстранённость здесь выходит на первый план, т.е. предложения продолжаются не от первого лица («я проснулся в плохом настроении….» или «я не хочу идти в школу….»), а обязательно все манипуляции совершаются с вымышленными персонажами. Желательно, чтобы имена, встречающиеся в предложениях, не совпадали с именами учащихся.

Принципы организации игр- бесед «Что было бы, если бы…?» и «Потому- что» совпадают с описанными выше. Для ведущего подобных мероприятий предъявляются те же требования:

Не оценивать высказывания учащихся

Не провоцировать и не подсказывать ответы

Не резюмировать высказываний, услышанного в ходе игры

В заключении можно сказать, что главным в работе с трудными подросткам, на мой взгляд, является наличие соответствующей заинтересованности. Необходимо запрограммировать себя на успех. Мотивами могут быть: желание получить новый опыт в разрешении проблемных ситуаций, так как в подобных случаях повторений не бывает; желание профессионально вырасти, находя новые формы работы с детьми этой категории; желание понять и помочь маленькому человеку, которого большинство окружающих воспринимает не иначе как пугало, и этот мотив должен стоять на первом месте.

Индивидуальная программа работы психолога с подростком с девиантным поведением.

Утверждаю

Директор ГБУ РО «Касимовский

комплексный центр

социального обслуживания населения»

________________/О.А. Шибаева/

“___”_________________2019г.

План работы психолога

Январь

март

психолог

Изучение психологических особенностей

Январь

март

психолог

Изучение потребностно-мотивационной и волевой сфер

Январь февраль

психолог

Изучение самооценки

Январь февраль

психолог

Изучение агрессивности

Январь февраль

психолог

Изучение тревожности

Январь февраль

психолог

Изучение межличностных отношений

В течение года

психолог

Выявление детей, склонных к употреблению ПАВ

В течение года

психолог

Диагностическое обследование детей

В течение года

психолог

Психологическое консультирование

Консультирование подростков (в том

числе «Группы риска»), родителей (по запросам)

По рабочему графику

(в зависимости от проблемы)

психолог

Консультирование родителей по итогам диагностики и коррекционной работы и “на запрос”

В течение года

психолог

Семейное консультирование.

В течение года

психолог

Коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающая работа в соответствии с индивидуальными планами

В течение года

психолог

Коррекция агрессивного поведения

По запросу

психолог

Коррекция эмоционально-волевой сферы

По запросу

психолог

Коррекция познавательных процессов учащихся с ОВЗ

В течение года

психолог

Коррекционно-профилактическая работа с

детьми «Группы риска» (групповая, индивидуальная по необходимости)

В течение года

психолог

Игротерапия

В течение года

психолог

Профилактическая работа

Беседы по планам индивидуальной работы

В течение года

психолог

Оформление информационного стенда, подготовка

наглядных материалов для детей и их родителей

В течение года

психолог

Разработка рекомендаций, памяток для детей, родителей

В течение года

психолог

Просмотр фильмов

В течение года

психолог

Профилактика правонарушений среди учащихся.

В течение года

психолог

Профилактика суицидального поведения среди учащихся.

В течение года

психолог

Профилактика употребления ПАВ и зависимого поведения среди учащихся.

В течение года

психолог

Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия

В течение года

психолог

Утверждаю

Директор ГБУ РО «Касимовский

комплексный центр

социального обслуживания населения»

________________/О.А. Шибаева/

“___”_________________2019г.

План консультаций

«Касимовский комплексный центр социального обслуживания населения»

Индивидуальная программа работы психолога с подростком с девиантным поведением.

Разработал: Викторов Александр Игоревич

(психолог)

  1. Пояснительная записка.

  2. Основные принципы построения и реализации программы.

  3. Формы организации работы с подростком.

  4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА:

— 1. Диагностические процедуры в программе.

— 2. Коррекционно-развивающая работа с подростком.

— 3.Формирование положительной нравственной направленности.

— 4.Содержание индивидуальной работы с подростком.

— 5.Работа с родителями.

5. Список литературы.

Пояснительная записка

Ключевым вопросом проблематики социально-психологической адаптации подростков остается профилактика и коррекция их девиантного и делинквентного поведения.

Под девиантным поведением понимают устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. К основным видам девиантного поведения относятся агрессивное, делинквентное, зависимое и суицидальное поведение. Форма проявления девиантного поведения зависит от индивидуальных особенностей, внешнего физического и социальных условий, а главное от возраста человека. Достаточно часто детей данной группы определяют как трудновоспитуемых, или трудных детей. Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на его неспособность или нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Трудновоспитуемый ребенок – это прежде всего тот, кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие к людям, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций. Трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризиса развития ребенка, неумения найти индивидуальный подход к нему или как следствие дефекта психического и социального развития, а также педагогических ошибок, особенно при проявлении самостоятельности ребенка.

Психолого-педагогические исследования позволили выявить ряд специфических эмоционально-личностных особенностей подростков: несформированность основных коммуникативных умений и навыков, неумение соблюдать социальную дистанцию в общении со взрослым, эмоциональная неустойчивость, неумение распознавать эмоциональные состояния окружающих людей, острая потребность в защите значимого взрослого человека, отсутствие системы ценностно-нравственных представлений, повышенная враждебность к окружающим взрослым, ярко выраженные реакции протеста в сложившихся условиях, отсутствие самоанализа, рефлексии, трудности в выражении собственных чувств.

Основной особенностью данного возрастного периода является появление «чувства взрослости» у подростка, желание автономности и независимости, противопоставлению себя миру взрослых, что выражается в нарушении правил, требований и запретов, вербальной агрессии по отношению к взрослым. Бурный физический рост и гормональное развитие обуславливает эмоциональную неустойчивость большинства подростков. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, авторитетами для подростков являются ровесники или старшие дети. Но в то же время для подростков очень значимо одобрение или порицание старших, в этом возрасте формируется устойчивый образ «Я», самооценка, которая во многом зависит от окружающих, как взрослых, так и сверстников.

Проведенное психологическое обследование подростков с девиантным поведением позволили определить следующие особенности их эмоционально-личностной сферы: заниженная самооценка, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, несформированность нравственных представлений, высокий уровень тревожности, наличие демонстративных и возбудимых акцентуаций характера, наличие внутреннего напряжения, эмоциональная неустойчивость, отсутствие чувства защищённости, «психологической безопасности», доминирование отрицательных эмоций: грусти, подавленности, обиды, гнева.

Выявленные особенности отражаются в поведении подростка, являясь своеобразным механизмом психологической защиты в сложившейся жизненной ситуации. Они негативно влияют на формирование личности подростка, что препятствует его дальнейшей благоприятной социальной адаптации.

В связи с этим необходимо создание и реализация программы работы с трудным подростком по профилактике и коррекции девиантного и делинквентного поведения, а также пропаганды здорового образа жизни, что в дальнейшем, поможет ему успешно интегрироваться в социум.

Цель программы: содействие социально-психологической адаптации подростка.

Задачи:

  1. Коррекция агрессивного поведения;

  2. Формирование положительной нравственной направленности личности;

  3. Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения;

  4. Формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я-Концепции», уверенности в себе;

  5. Обучение способам саморегуляции, релаксации;

  6. Обучение способам выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах.

Реализация перечисленных задач предполагает овладение подростком следующими знаниями:

  • о методах и приёмах самоанализа, самопознания, самосовершенствования;

  • о приёмах саморегуляции, релаксации;

  • об индивидуально-личностных особенностях;

  • о способах поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях;

  • о навыках эффективного взаимодействия с окружающими.

и умениями:

  • применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации; овладеть способами выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально приемлемых формах;

  • осознавать, принимать и понимать чувства, эмоции, настроения свои и окружающих людей, проявлять сочувствие, сострадание, эмпатию;

  • овладеть навыками уверенного поведения, бесконфликтного общения;

  • уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях нравственного выбора;

  • правильно реагировать в трудных жизненных ситуациях;

  • применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.

Основные принципы построения и реализации программы.

Методологической основой программы стали принципы структурного, когнитивного, личностно-ориентированного подходов.

К принципам построения содержания программы относятся:

  • единство диагностических и коррекционных мероприятий;

  • учёт психологических и возрастных особенностей ребенка, его социальной ситуации развития;

  • взаимосвязь этапов реализации работы;

  • комплексность и системность коррекционно-развивающей и профилактической работы.

Реализация содержания программы основывается на следующих положениях:

  • гуманизма – утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к ребенку, исключение принуждения и насилия над его личностью;

  • конфиденциальности – информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению;

  • компетентности – психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;

  • ответственности – психолог заботится, прежде всего, о благополучии ребенка и не использует результаты работы ему во вред.

Формы организации работы с подростком:

1. Индивидуальная коррекционная работа с подростком – личные беседы, игры и упражнения, обучающая психодиагностика. Потребность в одиночестве присуща всем подросткам и необходима для развития личности, самосознания в этом возрасте.

2. Консультативная работа с родителями с целью оптимизации взаимодействий в системе «родитель-ребенок».

Основные направления работы.

  • Диагностические мероприятия с подростком;

  • Коррекционно-развивающие занятия с подростком;

  • Профилактическая работа;

  • Взаимосвязанная деятельность с родителями.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

1. Диагностические процедуры в программе:

Важным аспектом реализации программы сопровождения детей «группы риска» является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития воспитанников и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации воспитательного процесса, оценки эффективности развивающей работы.

Программа диагностики личности подростка

2. Коррекционно-развивающая работа с подростком:

Цель: формирование навыков социально-психологической адаптации у подростка.

Развитие когнитивных способностей; внимания, памяти, мыслительных операций.

«Планета Земля. Мир без людей». Научно-документальный фильм. Анализ данных и обсуждение.

Формирование положительной нравственной направленности.

Психологические занятия: «Позитивный взгляд на будущее», «Вопросы взросления», «Школа доброты».

Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения.

Тренинги «Мы уже не дети, но еще не взрослые». «Взросление – ответственность», «Влюбленность в подростковом возрасте». «Что плохо, а что хорошо».

Формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я — концепции», уверенности в себе.

Психологические занятия и тренинги: «Я – полноценная личность», «Одиночество: за и против», «Мечта и страх», «Когда я один».

Развитие коммуникативных и социальных навыков.

Тренинг «Мы вместе», «Есть хорошие друзья!».

Обучение способам саморегуляции и релаксации, снятия негативных эмоций.

Тренинги с элементами арт-терапии и сказкотерапии.»Изобрази свое «Я»; «Инь — Янь: добро и зло во мне»; «Умей управлять собой».

3.Формирование положительной нравственной направленности:

Нравственность (мораль) – одна из важнейших сфер человеческих отношений, полных страстей, внутренней борьбы, взлетов и падений. Моральные проблемы проходят через сердце каждого ребенка, касаются самых сокровенных желаний, стремлений, чаяний. Мораль – это единственное знание, которое лежит в основе оценки всех действий и деяний людей и, разумеется, всех направлений их общественной деятельности.

Задачи:

  • создание собственного отношения к жизни;

  • формирование нравственных основ личности;

  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру;

  • изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей подростка;

  • формирование внутренней потребности к самосовершенствованию;

  • расширение культурного кругозора;

  • развитие культуры этического мышления;

  • развитие способности морального суждения и оценки;

  • развитие умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора;

  • обучение подростка сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует его личному развитию.

Тематический план занятий-бесед с подростком

4.Содержание индивидуальной работы с подростком:

«Мой портрет в лучах солнца»;

«Я-реальное и я-идеальное». Самоанализ.

«Автобиография». Самоанализ

«Мой темперамент». Диагностика.

«Мой характер». Тест Айзенка.

«Тип личности». Тест «Шесть рек»

«Мои чувства, мысли и желания»»;

«Хочу стать личностью. Мои цели, ценности и установки. Планирование жизни»

«Хочу, могу, надо». Самовоспитание

«Как стать лучше. Приёмы самовоспитания»

«Мои способности, интересы, достижения и успехи» и др.

Обучение способам выплёскивание гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах.

«Копилка обид»; «Грустные мысли»;

«Лист гнева»; метание дротиков в мишень;

«Подушка-колотушка».»Воздушный шар»

Обучение способам релаксации и саморегуляции.

«Розовый куст»; «Камень у ручья»;

Аутогенная тренировка; «Маяк»,

«Поплавок»; «Передача энергии»

«Ритмичное дыхание», «плавное дыхание».

Самовнушение. Позитивные установки и др.

5.Работа с родителями:

Цель: оптимизация взаимодействия в системе «родитель-ученик».

Задачи:

  1. Информирование родителей об индивидуально-психологических особенностях подростка по результатам психологических исследований.

  2. Обучение родителей навыкам конструктивного, эффективного общения с подростками.

Рекомендации по конструктивному общению с подростком.

1. Применение приемов ненасильственного общения: активное слушание, Я-сообщение, отказ от речевой агрессии.

  • Обращайтесь к ребенку по поводу нарушения им правил поведения с помощью речевого сообщения – «Я-высказывания» («Я узнала», «Мне сообщили, что ты был наказан…»). Дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.

  • Выразите свои чувства по этому поводу («Я чувствую, что…», «Я огорчена, обеспокоена» и т.д.).

  • Укажите на возможные последствия такого поведения, как вы их видите («Это, на мой взгляд, может привести…»)

  • Выскажите свои мысли по данному поводу («Я думаю…», «Я считаю…»; «Мне кажется…»; «По-моему…»; «На мой взгляд…»).

  • Дождитесь обратной связи, дайте опровергнуть или подтвердить ваши мысли. Будьте готовы к различным реакциям подростка: кричит, молчит, опровергает, обвиняет. Работайте с ним!

  • Выставите требования «конституции»: «Я собираюсь предпринять меры» (указать, какие).

  • Выразите желание, что следовало бы сделать («Я хочу, чтобы ты бросил нарушать дисциплину, но решение за тебя принимать не могу»). Таким образом, вы передаете ответственность за его поведение ему самому.

  • Напомните, что вы готовы помочь, если он захочет этого («Чем я могу помочь тебе?»). Предоставьте инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте всей ситуацией.

  • Выразите свою уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни, сохраняющее ее («Я верю, что в следующий раз ты поступишь по-другому»).

2. Выработка единых правил и требований к ребёнку.

  • В разговоре с ребенком выразите свои чувства по поводу этого разговора, подчеркните важность таких моментов для вас («Я рада, что мы с тобой поговорили»; «Спасибо, что ты меня выслушал»; «Мне было очень важно (трудно) поговорить с тобой на эту тему»).

  • Не стоит ругать, обвинять, задавать вопросы «почему», игнорировать, делать так, чтобы подросток испытывал чувство вины, выяснять причину, уличать. Это не будет способствовать налаживанию конструктивных отношений с подростком.

3. Включение подростка в работу секций, кружков.

4. Применение необходимых психолого-педагогических мер в воспитании личности подростка:

Нарушение взаимодействия с педагогами

Научить устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне их, проявлять уважение к учителю

Различные ролевые отношения со взрослыми: позиция ведомого, ведущего, контролирующего; принятие помощи взрослого и оказание помощи взрослому; переживание общих чувств

Несоблюдение социальных и этических норм

Подвести к осознанию необходимости принятия и соблюдения классных и школьных социальных и этических норм

Разработка и обязательное выполнение игровых норм поведения и взаимодействия, контроль за исполнением определенных правил другими участниками группы, в том числе взрослыми, проживание различных ситуаций в условиях соблюдения и несоблюдения необходимых норм

Неадекватное отношение к себе

Формировать адекватную позитивную «Я-концепцию» и устойчивую самооценку

Создание ситуации успеха, создание условий для осмысления подростком себя, своих поступков и социальных отношений, организация ситуативной позитивной обратной связи и продуктивной критики

Список литературы

1.Бадмаев, С. А.

Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С. А. Бадмаева. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 1997. – 240 с.

2. Белкин, А. С.

3. Бодалёв, А. А., Столин, В. В.

Общая психодиагностика / А. А. Бодалёва, В. В. Столина. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 440 стр.

4. Личко, А. Е.

5. Мадорский, Л. Р., Зак, А. З.

Глазами подростков : кн. для учителя / Л. Р. Мадорского, А. З. Зак. – М.: Просвещение, 1991. – 95 с.

6. Немов, Р. С.

7. Психологические тесты /Под ред. А. А. Карелина: В 2т. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – т.1. – 312 с.: ил.

8. Психолоигчксие тесты / Под ред. А. А.Карелина: В 2т. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – т.2. – 248 с.: ил.

9. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 128 с.

10. Семенюк, Л. М.

Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции : учебное пособие / Л. М.Семенюк. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 96 с.

Программы работы с трудными детьми в школе.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Программа работы с трудными

детьми на 2017-2018 учебный год

г. Кириши

2018

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….. . 3.
  2. Цель программы…………………………………………………..………… 4

3 Задачи программы…………………………………………………………… 4

4 Основные направления реализации программы «Трудные дети»……… ..4

5. Планирование работы классного руководителя c «трудными детьми»…. 6

6. Организация помощи трудным детям………………………………………7

  1. Организационно-методическое обеспечение……………………………….8
  2. Предполагаемые результаты………………………………………………..10
  3. План работы с трудными детьми……………………………………………11
    • План индивидуальной работы …………………………………………. 12
    • План индивидуальной работы с учащимися, состоящими на внутри -школьном

контроле………………………………………………………………………15.

10 Лист коррекции программы……………………………………………………16

1.Пояснительная записка

Воспитание детей, которых мы называем трудными – это одна из главных воспитательных задач современной школы. С такими детьми мы имеем дело каждый день. Трудности, которые возникают с классом, почти всегда определяются такими детьми.

Трудные подростки – это широкое и неоднородное понятие. Такие дети, без должного внимания к ним, обещают нам деградацию общества, признаки которой уже имеют место быть. Статистика сегодняшнего дня показывает, что количество подростков, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной, компенсирующей, реабилитационной работе постоянно растет, достигая 45 – 50% от общего контингента (по данным Н.П. Вайзмана).

Термин «трудный подросток» чаще всего употребляется в качестве синонимов терминов «педагогически запущенный» или «ученик с отклонениями в обучении и воспитании».

Понятие «педагогически запущенный» характеризует историю воспитания, «трудный» — говорит о результатах такого воспитания: учащийся труден для педагогов, по отношению к нему мало- или совсем неэффективны общепринятые формы и методы педагогического воздействия. Педагогически запущенный ребенок рано или поздно становится трудным. Трудности же не всегда следствие педагогической запущенности.

В категорию «трудных» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Фрустрация, которая рассматривается как одна из форм психологического стресса, может сопровождаться у подростков различными негативными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины, страхом, агрессией и т. п. Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков среди наркоманов. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками.

Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными в сознании, они переходят в собственное отношение человека к действительности, становятся составной частью его самосознания.

Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Обще социальные умения и навыки переносятся в учение.

Внешними причинами социально-педагогической запущенности являются дефекты семейного воспитания, а также просчеты в воспитательно-образовательной работе в школе. Внутренними причинами – могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка.

Все вышесказанное подтверждает актуальность системы целенаправленных действий по психолого-педагогической поддержке «трудных» подростков.

О сложности и значимости данного периода детства, и связанных с ним трудностей, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе достаточно (список литературы представлен в приложении). Сегодня предлагается масса профилактических, коррекционных, развивающих программ, использующих традиционные и нетрадиционные методы в работе с детьми. Педагоги-психологи нашего региона в своей работе в основном опираются на рекомендации М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой, Л.С. Выготского и др., которые даны в справочной психологической литературе.

Тем не менее, непосредственная практическая работа в образовательном учреждении с «трудными» подростками выявила необходимость в разработке программы, на которую педагоги-психологи могли бы опираться в своей практической деятельности. В практической направленности настоящей программы заключается ее актуальность и новизна.

Программа «Трудные дети» направлена на определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон качеств и свойств личности «трудного» ребенка, выявление путей и способов их профилактики и коррекции, создание комфортных социально-психологических условий для развития личности подростка. Работа по данной программе, при взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса дает положительные результаты: у детей восстанавливается доверие к миру, снимается тревожность, напряженность, представляется возможность осознать собственные проблемы и улучшается процесс школьной и социальной адаптации.

2.Цель программы:

Формирование сообщества участников образовательного процесса (родители, педагоги, психологи), координация их совместной деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи «трудным» подросткам, реализации идей гуманистической педагогики, принципов толерантности, способствующих развитию личности подростка, формированию доверия к окружающим через принятие себя.

3.Задачи программы:

  1. Вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность.
  2. Профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни.
  3. Содействие социальной адаптации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  4. Формирование творческих способностей, создание условий для самореализации личности через организацию досуга участников программы.
  5. Повышение уровня самооценки подростков, помощь в формировании ценностных ориентаций.

4.Основные направления работы с «трудными» учащимися

I. Изучение «трудных»

1. Выявление «трудных» школьников составление характеристик и индивидуальной рабочей тетради(запись тем разговоров) на каждого из них с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.

2. Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.

4. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона.

5. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений.

II. Реализация личностного подхода.

1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

— Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;

— Говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно.

— Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.

2. Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.

— Предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон;

— организовать переубеждение на его собственном опыте.

3. Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка;

-Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.

— Предъявляя требования к трудному . нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;

— Быть искренним, не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его.

4. Организовать атмосферу «успеха», помогать детям учиться «победно», обретать уверенность в своих силах и способностях.

-Вызывать, искать все положительное в трудном , опираться, делать ставку на его проявление;

— Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.

5. Учить школьника видеть личность , как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

— Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;

— вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.

6. Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников.

— Влиять на трудного подростка, прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям;

— Беречь ребячьи тайны, не предавать их;

— Требовать от себя больше, чем от окружающих.

5.Планирование работы классного руководителя c «трудными» учащимися:

Задачи воспитательной работы:

Воспитание у «трудных» подростков наблюдательности, добросовестности, бодрости, способности к сотрудничеству, бережливости, трудолюбия, отзывчивости на добро, вежливости, исполнительности, эмоциональной сдержанности.

С «трудными» детьми вести индивидуальную работу, оказывая помощь в учении, преодолении неумелости, укрепляя интерес к познавательной

деятельности, дружбе с одноклассниками.

Осуществление взаимосвязи воспитания «трудных» в коллективе и самовоспитания. Организация самопознания и индивидуальной работы. Организация психолого-педагогического просвещения, работа с картами воспитанности «трудных

Обучение их культуре поведения на основе управления собой.

Знакомство с правовыми нормами поведения. Воспитание ответственности за поступок, уважения к взрослым, родителям, младшим. Формирование нравственно-ориентированных взаимоотношений полов. Борьба с вредными привычками —

Разделы плана:

Работа с коллективом учащихся по реализации Программы воспитания (по Кочетову); направление коллективного воздействия на детей, имеющих девиантное поведение; опора на ведущие виды деятельности: познавательную, игровую, общественно полезную; коррекция форм общения, поведения, формирования культуры поведения, культуры чувств; борьба с вредными привычками.

Деятельность детей, направленная на вовлечение «трудных» в КТД, классное самоуправление и т. д.

Индивидуальная работа со слабоуспевающими, «трудными» учащимися и их семьями. Оказание педагогической помощи родителям, их детям учебной помощи, контроль за поведением детей в школе и вне ее, вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу класса» школы. Темы бесед и консультаций: «Помощь детям в учении», «Роль мамы (папы) в создании положительного микроклимата в семье», «Дети и деньги», «Детская ложь» , «Конфликтное поведение к чему оно ведет?», «Я ответственен за свои поступки» и др.

  1. Организация помощи «трудным».

Организация личности «трудного» ребенка.

  1. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.

  1. Снятие «синдрома неудачника».

  1. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе,организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений.

  1. Формирование положительной Я — концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики — к педагогике сотрудничества и заботы.

  1. Оказание педагогической помощи родителям «трудного» школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Организация медицинской помощи

1. Проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами «трудных» школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т.д.

3. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.

4. Половое просвещение «трудных» детей. Решение проблем половой идентификации.

Организация психологической помощи

1. Изучение психологического своеобразия «трудных» детей, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

2. Выявление проблем семейного воспитания: не отреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.

3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

4. Индивидуальные беседы с «трудными» детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

Организация свободного времени «трудных» школьников

Свободное время — умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг — острая проблема «трудных» детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений д. Количество свободного времени у «трудного» вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день — до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение «трудного» рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.

1. Изучение интересов и способностей детей.

2. Вовлечение «трудных» в кружки, секции, общественно-полезную деятельность, движение милосердия.

3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

4. Изучение участия «трудных» в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.

5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества «трудных» и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

  1. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей

7. Организационно-методическое обеспечение

Основной акцент в работе следует делать на выборе психологических средств для решения поставленных задач, связанных с диагностико-коррекционной работой педагога-психолога.

Методики, разработанные в научной психологии, при использовании педагогом требуют особой модификации, глубокого психологического анализа и грамотной интерпретации комплекса разных показателей в их динамике..

Для оценки эффективности работы можно использовать специально разработанные анкеты. После опроса, проводимого регулярно по окончанию цикла коррекционных занятий, необходимо проанализировать адекватность подбора методических средств и содержания программы.

Социально-реабилитационные технологии:

Исследование микросоциума ребенка.

Установление доверительных отношений.

Методы обучения и воспитания:

Рассказ, беседа, разъяснение, инструктаж, пример.

Дискуссия, упражнения, ситуационный метод, воспитывающие ситуации, соревнование, поощрение.

Демонстрация слайдов, компьютерных дисков, видеофильмов.

Использование компьютерных технологий, фото и видео – техники.

Диагностика ребенка:

Исследование интересов подростков.

Исследование ценностных ориентаций участников программы.

Работа в группах, проведение групповых тренингов на следующие темы:

на формирование позитивных дружеских отношений.

групповую сплоченность.

на формирование доверия друг к другу.

Организация и проведение конкурсно — познавательных игр, спортивных мероприятий:

«Безопасное колесо» направлена на активизацию знаний по правилам дорожного движения, «Огонь наш друг и наш враг»конкурс по противопожарной безопасности и охране здоровья у учащихся «группы риска» , «Правила поведения в общественных местах» и т.д.

Гражданско-патриотическая игра «Юная Россия» — направлена на воспитание чувства патриотизма, расширение кругозора у детей. (+проектная деятельность)

Познавательная игра «В мире профессий». Цель: профессиональная ориентация трудных детей

Спортивные мероприятия: «Веселые старты», соревнования в школе и вне, по настольному теннису, настольным играм (шахматам, шашкам) и т.д

Кадровое обеспечение программы

К реализации программы привлекаются:

сотрудники социально-психологической службы: реализация программы индивидуального сопровождения обучающихся

руководители творческих объединений (педагоги дополнительного образования), в которых занимаются дети «группы риска»

социальный педагог: проведение конкурсно- познавательных игр

учитель по физкультуре: проведение спортивных мероприятий

Материально-техническое обеспечение

спортивный инвентарь и оборудование

медицинский кабинет

спортивный зал

спортивная площадка

библиотека

школьная столовая

компьютерный класс

8.Предполагемые результаты

Определяется уровень:

1. Развития навыка адекватного и равноправного общения, негативного отношения к вредным для здоровья занятиям;

2. Овладения необходимыми приемами и способами умственной деятельности;

3. Самооценки, сглаживания акцентуированных черт личности;

4. Сформированности положительных этических и правовых ориентиров;

5. Средовой адаптации «трудного» подростка;

6. Сформированности активной социальной позиции подростка и развитие его способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;

  1. Эффективности проводимой системы профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий.

Выполнение мероприятий программы позволит:

использовать существующие возможности и объединить разрозненные усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности.

повысить количество обучающихся с девиантным поведением, вовлеченных в дополнительное образование;

осуществлять конкретную адресную помощь подросткам в профилактике безнадзорности и правонарушений;

создать оптимальные условия для организации отдыха подростков, используя возможности дополнительного образования;

совершенствовать правовую подготовку учащихся, родителей, педагогов.

статья Приемы и методики, используемые в индивидуальной работе психолога с подростками группы риска

Приемы и методики, используемые в индивидуальной работе психолога с подростками «группы риска»

С каждым годом увеличивается количество подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблема организации работы с трудными подростками является одной из сложнейших направлений в профессиональной деятельности школьного психолога и в тоже время актуальной.

В категорию «трудных» попадают самые разные школьники: подростки из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, и подростки неуверенные в себе, замкнутые, агрессивные и др.

Индивидуальная работа предполагает выявление как слабых, так и сильных сторон личности «трудного» подростка, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой – составляют потенциал личности, на который можно опираться в процессе работы, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации.

Трудный подросток напоминает ежика. Активно пытаясь помочь ему, натыкаешься на колючки. В ответ на предложение о помощи встречаешь сопротивление, злость, молчание.

Специфика коррекционно-развивающий работы с подростками «группы риска» заключается в том, что это подростки, контакт с которыми вызывает особые трудности. Особенно часто свое сопротивление подростки выражают молчанием. Враждебность может выражаться и прямо. Например, подросток говорит: «Я не хочу с вами разговаривать. Приходить сюда — ваша идея», «Да не знаю я», «Скорее бы все это кон­чилось». Успешность деятельности психолога во многом зависит от того, насколько подросток ориентирован на изменение сложившихся неблагоприятных жизненных обстоятельств, сознательно предпринимает те или иные действия в процессе оказания ему индивидуальной помощи, понимает их последствия и осознает свой вклад в достижение цели. Доверительные отношения и доброжелательная обстановка на индивидуальных занятиях создают благоприятные условия для личностного роста подростка, самопознания, самораскрытия, повышения самооценки, а также условия для принятия подростком ответственности на себя за принятие решений и свое поведение в различных жиз­ненных ситуациях.

Исходя из запроса и, учитывая отсутствие мотивации, пассивности и незаинтересованности подростка, строится индивидуальная работа. Прежде всего, четкое формулирование целей коррекционной работы, а также определение круга задач, конкретизирующих данные цели, выбор формы и методов коррекционной работы, а также определение её продолжительности. Далее разработка конкретного содержания программы в целом и каждого занятия отдельно. Иногда бывает сложно подобрать эффективные упражнения для конкретного подростка, учитывая его личностные особенности. Предлагаем ряд рекомендаций по организации такой работы (рекомендации составлены на основе обобщения опыта применения различных методик и упражнений, которые вы сможете включать в свою программу).

Как начать беседу с подростком? У психолога в арсенале должно быть много методик, которые помогут установить контакт с подростком, преодолеть внутренние барьеры. Предлагаем несколько методических приемов.

Упражнение «Силуэт»

Психолог подростку: «Конечно, я понимаю, как трудно вообще-то говорить о… Давай не будем говорить именно о твоих делах. Вот смотри, я нарисовал на листке человека. Этот парень — твой ровесник. Давай поговорим о нем. Что бы ты мог о нем рассказать? Какие у него проблемы? Что у него получается и что не получается? Есть у него друзья? Что ему нравится в его жизни и что не нравится? И вообще чего он хочет?»

Упражнение «Зеркало»

Основываясь на некоторой информации, психолог начинает рассказывать историю о другом школьнике, чья ситуация в главных чертах совпадает с ситуацией подростка. При этом важно, чтобы пол, возраст и основные индивидуально-психологические особенности выдуманного персонажа действительно совпадали с характеристикой подростка. Важно, чтобы подросток, незаметно для себя, подключился к рассказываемой истории: что-то начал дополнять, с чем-то согласился, а что-то поставил бы под сомнение. Такое «отзеркаливание» поможет подростку лучше понять самого себя. На повторной встрече можно предложить школьнику самому придумать историю о своем ровеснике и рассказать ее. Можно попросить подростка более подробно охарактеризовать ситуацию в семье персонажа, его успехи в школе, описать взаимоотношения с друзьями, родителями.

Можно придумать и рассказать ситуацию, близкую к ситуации, в которой оказался подросток.

Лаконичность и краткость притчи, наряду с её образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю подростка. В нашей практике отлично зарекомендовали себя следующие притчи: «Притча о Кофе», «Притча о волках», «Эхо жизни», «Притча о преодолении трудностей», метафорическая сказка «Камин», «Всё в твоих руках», «Успех не бывает быстрым», «Притча для тех, кому трудно», Притчи о дружбе – «Песок и камень» и «Испытание», «Заповедь» Р. КИПЛИНГА и др.

Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Повышенная эмоциональная возбуди­мость подростков нередко является причиной различного рода конфликтов в отношениях с окружающими. Задачей индивидуальной работы встающей перед психологом является развитие эмоциональной устойчивости подростка, обучение отреагированию (выражению) собственного гнева и негативных эмоций, и всей негативной ситуации приемлемым способом, обучение навыкам саморегуляции. Здесь можно порекомендовать такие упражнения, как «Копилка обид», «Лист гнева», «Письмо обидчику», методы визуализации и релаксации «Вверх по радуге», упражнение «Пресс», «Воздушный шар», «Маяк», аутогенная тренировка, позитивные установки и др.

Упражнение «Десять комнат»

Цель: осознание собственной модели поведения при проявлении различных эмоций.

Инструкция: Представь, что ты живешь в доме, в котором 10 комнат: радости, страха, печали, плача, злости, обиды, одиночества, надежда и еще две. Какие? Решать и называть тебе. Нарисуй в каждой комнате ее символы.

Обсуждение: как часто ты бываешь там, что делаешь? В каких комнатах тебе нравиться находиться, в каких – нет? В какой комнате черпаешь силы, а в какой, наоборот, теряешь?

Названия двух комнат, которые подросток придумал сам, говорят об его ценностях на данный момент и актуальных потребностях.

Рецепт «Как сделать подростка агрессивным»?

  1. Обсуждение вопросов:

В каких ситуациях люди чаще всего злятся?

Почему человек бывает агрессивным?

  1. Изобрази злого шофера, учителя, ученика, маму…
  2. Нарисовать портрет агрессивного подростка

Что не нравиться в агрессивном подростке, что нравиться?

  1. Бумага пополам – слева – как окружающие в течение учебного дня проявили агрессию по отношению к нему, справа – как сам подросток проявил агрессию по отношению к другим.
  2. Придумать рецепт «Как сделать подростка агрессивным»?

Основной особенностью данного возраста является появление «чувства взрослости», желание автономности и независимости, противопоставление себя миру взрослых, что выражается в нарушении правил, требований и запретов. Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний стимулируют подростков к размышлению о себе, к осознанию сво­его собственного «Я». Задачами работы являются развитие рефлексии, активизация «внутренних возможностей (ресурсов)» самого подростка, создание условий для по­вышения адекватности самооценки и уверенности в себе, развитие позитивного самоотношения и отношения к другим, оказание психологической поддержки. Предлагаемые упражнения достаточно известны — «Мой портрет в лучах солнца», «Мой щит (герб)», «Я-реальное и я-идеальное», «Моя Вселенная», самоанализ, «Автобиография».

Упражнение «Проволочный человечек»

Подростку предлагается из проволоки сделать фигуру человека.

Затем проводится обсуждение:

– Что отражает мой проволочный человек?

– Что я чувствовал, когда мной манипулировали?

– Что мне больше всего хотелось сделать в этот момент?

– Что такое самоуправление и самоконтроль? Что необходимо человеку, чтобы управлять собой?

Хорошо известно, что обращенность в будущее является главной чертой подростка, при этом он испытывает огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив. Задачами работы являются помощь в профессиональном самоопределении подростка, анализ возможностей и способностей, развитие временной перспективы и способности к целеполаганию, помощь в формировании жизненных планов и корректировка ценностных ориентаций. Хорошо зарекомендовали себя следующие методики: «Мои способности и интересы», «Как правильно формулировать свои цели?», «Чему я хочу научиться», «Планирование жизни», «Ситуационный анализ», «Четыре желания», «Колесо жизни», проективный тест «Морские сокровища», методика «Эти волшебные 16 слов», методика «Карта желаний» и др.

Упражнение «Хочу, могу, умею»

Многие люди, ставя перед собой какие-то цели, переоценивают или недооценива­ют свои способности. Это мешает им идти к на­меченному, приносит множество разочарований. Сейчас мы с вами попробуем потренироваться в постановке простейших целей и определять свои способности к их достижению.

Хочу

Могу

Умею

В колонке «Хочу» нужно написать свое же­лание. Рядом в колон­ке «Могу» напишите свое личное мнение по по­воду того, возможно ли достижение намеченно­го. Здесь же отметьте, насколько осуществимо задуманное, в процентах или одним из трех ва­риантов: «уверен», «несколько неуверен», «не уве­рен». В колонке «Умею» напишите свои качества, которые необходимы для достижения поставлен­ной цели и которые у вас уже есть.

В последнее время всё чаще отмечается значительный рост числа подростков, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум». Подростки «группы риска» не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, имеют низкий уровень познавательной активности и учебной мотивации. Развитие позитивного отношения к школе, повышение мотивации, формирование личностного смысла учения, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли – вот те задачи, которые ставит психолог в работе с подростками «группы риска». Применяемые игры и упражнения — «Ваши мотиваторы», «Позитивный коллаж», «Найди жемчужину», Упражнение «Мои ожидания», «Незаконченные предложения» и т.д.

Упражнение «Школьные дела»

Цель: развивать позитивное отношение к школьной жизни.

Подростка просят высказаться по поводу, каких-либо конкретных фактов из их школьной жизни. Можно задать вопрос типа: «Я бы хотела, чтобы ты рассказал о тех своих школьных делах, которыми ты доволен. Пожалуйста, начни свой ответ так: «Я доволен тем, что…».

Трудно переоценить значимость семьи в жизни подростка. В жизни каждого человека семья занимает особое место. Ведущей остается роль семьи в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации. Нарушения взаимоотношений в семье приводят к сложностям и трудностям социализации подростков, способствуют негативным взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Важной задачей индивидуальной работы с подростком является гармонизация взаимоотношений с родителями.

Упражнение «Я горжусь»

Психолог просит подростка закрыть глаза и представить большой лист бумаги, на котором красивыми большими буквам написано: «Я горжусь тем, что в моей семье…». После того как участники внимательно рассмотрят красивые буквы, ведущий предлагает им мысленно дописать это предложение, а затем рассказать, что удалось дописать.

Используя в своей работе различные методики и упражнения (в зависимости от целей и задач работы, от категории «группы риска» и т.д.) с подростками, психолог формирует у них понимание того, что в любой жизненной ситуации есть альтернативные способы решения проблемы, учит видеть и просчитывать последствия. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа ставит подростка «группы риска» в субъектную позицию, которая ориентирует его на принятие ответственности за свою жизнь, на позитивные изменения. Это важно, т.к. источник преобразования находится внутри и двигает подростка к дальнейшему самосовершенствованию и самостоятельному решению актуальных для него проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *