Работа с неуспевающими учащимися

Справка «Работа со слабоуспевающими учащимися»

Справка

о работе со слабоуспевающими учащимися

18.03.2015г.

В соответствии с планом внутришкольного контроля в марте 2015 года зам. директора Л.А.Шульгиной проводилась проверка организации работы учителей со слабоуспевающими учащимися.

Из анализа посещённых уроков, проверки классных журналов и индивидуальных бесед было выявлено, что учителя-предметники с целью ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих школьников планируют урочную и внеурочную работу с учащимися. Организуют индивидуальные дополнительные занятия после уроков, поддерживают связь с родителями, привлекая их к занятиям с ребёнком дома.

Так, учитель русского языка и литературы Бухалина З. Б. использует в работе со слабоуспевающими учениками приемы дифференциации при коррекции знаний:

  • работа над ошибками: надо выписать в исправленном виде слово, квалифицировать тип орфограммы или пунктограммы, графическим обозначением показать, что исправление сделано осознанно, а не наугад, что определены все ориентиры, влияющие на выбор написания.

  • домашняя работа включает более лёгкое задание, но никогда не запрещено трудиться дома наравне с сильными учащимися, что позволяет ученику ощущать себя полноправным участником учебного процесса.

  • после уроков занятия со слабыми учащимися тогда, когда такому ученику временного урочного пространства недостаточно, на эти занятия выносятся вопросы практического характера.

На уроке Зоя Борисовна ведёт индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися. Практикует карточки-задания на дом. На консультации учащиеся приходят с заранее подготовленными вопросами или с невыполненным классным или домашним заданием.

Учитель математики Пенькова О. В. на уроках выделяет слабоуспевающих учащихся в отдельную группу, с которой работа проводится следующим образом: после объяснения учителя вызываются более подготовленные учащиеся, затем идет фронтальная групповая работа, потом самостоятельная работа, проверяемая и корректируемая учителем. На дом предлагаются задания минимального обязательного уровня. От родителей учитель требует контроля за выполнением письменной части задания и выучиванием наизусть правил, определений и формулировок теорем.

Проверка журналов показывает, что Ольгой Викторовной планируется опрос слабоуспевающих учащихся, накопляемость оценок хорошая.

Учитель истории и обществознания Косенко П. И. для ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих школьников в системе использует:

  • индивидуальные, дифференцированные задания на уроке.

  • дополнительные занятия.

  • консультации сильных учащихся.

  • творческие задания для создания ситуации успеха.

Накопляемость оценок в журнале по предметам хорошая.

Учитель биологии Каблучко И. В. организует работу со слабоуспевающими учениками на уроке следующим образом:

  • при проверке домашнего задания: устный опрос, работа с таблицами, тестовые задания базового уровня.

  • во время изучения нового материала: составление плана-конспекта по заданию учителя, индивидуальные задания.

  • домашнее задание: чтение и воспроизведение материала, сообщения, рисунки.

Учитель математики Шевченко Е. Н. для работы со слабоуспевающими школьниками использует индивидуальные карточки, работу в группах, взаимопроверку выполненного задания. Однако следует использовать разноуровневую дифференциацию в системе и на всех этапах урока.

Родители этих учащихся предупреждены об ответственности за воспитание своих детей.

Классные руководители этих учащихся Каблучко И.В., Фомина Н.В., Линникова Н.С., Косенко П. И. ежедневно ведут учет успеваемости и посещаемости уроков, поддерживают связь с родителями. Ведется работа психологом школы Сивовой А.Г. с данной категорией учащихся.

Положительный результат работы педагогического коллектива школы по данной проблеме отражается в отсутствии неуспевающих учащихся по результатам четверти.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Учителям-предметникам для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися рекомендуется:

  • при опросе слабоуспевающим школьникам давать примерный план ответа, разрешать пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

  • ученикам задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

  • при опросе создавать специальные ситуации успеха.

  • в системе и регулярно использовать карточки-подсказки,

разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

  • планировать и систематически проводить индивидуальную работу со слабыми учащимися во внеурочное время, строго вести учёт пробелов в знаниях каждого слабого ученика.

2. Психологу школы Сивовой А.Г., социальному педагогу Шевченко Е.Н.

продолжить целенаправленную работу с учащимися по профилактике неуспеваемости.

3. Классным руководителям 1 – 11 классов поддерживать связь с родителями

учащихся слабомотивированных на учебу.

Зам. директора Шульгина Л. А.

Ознакомлены:

Огиенко Е. В.

Кузнецова И.А

Щербинина Н. А.

Попова М. Д.

Марач Л. И.

Кузнецова Ю.В

Новикова А.И.

Исаева Л. Е.

Сивова А.Г.

Фомина Н.В.

Каблучко И. В.

Линникова Н. С.

Шевченко Е. Н.

Косенко П. И.

Пенькова О. В.

Отчет о работе с неуспевающими материал на тему

Отчет учителя русского языка Гончар Т.А.

о работе с неуспевающими учащимися

за 3 четверть 2014 – 2015 учебный год

Для выявления слабоуспевающих учащихся в начале года мною была проведена входная контрольная работа, которая показала уровень обученности учащихся. Для объективности результата на уроках русского языка использовались различные виды опроса: устный, письменный, индивидуальный, фронтальный. Регулярно и систематически учащиеся опрашивались, своевременно выставлялись оценки в журнал, дневники, тетради.

После того, как были определены пробелы в знаниях, я составила

1. список учащихся с низкой мотивацией,

2. индивидуальные планы работы с Земсковой О., Корсаковой А., Цулейскири М.,

3. график дополнительных занятий,

4. тематический план работы с неуспевающими по русскому языку.

Далее через беседы с учащимися, их родителями, психологом школы, учителями начальных классов, классным руководителем, изучением документации по состоянию здоровья детей были выявлены причины низкой мотивации учащихся 5 – х классов Цулейскири М.(5-А), Земсковой О., Корсаковой А.(5-Г):

1. низкое качество мыслительной деятельности учащихся (слабое развитие познавательных процессов — внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.);

2. неправильно сформировавшееся отношение (отрицательное) к учебному труду;

3. отсутствие контроля за обучением своих детей со стороны родителей.

Работа с неуспевающими учащимися Земсковой О., Корсаковой А., Цулейскири М. на уроках русского языка

Этапы урока

Содержание работы с неуспевающими

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при объяснении новой темы.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления.

Организация работы сильных учеников- консультантов по предмету.

Использование индивидуальных заданий пониженной сложности.

Организация групповой работы с целью создания на уроке для неуспевающих учащихся ситуации успеха.

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

  1. По каждой изучаемой теме производился учет умений и навыков, которыми должен овладевать учащийся.
  2. После проведения самостоятельных, контрольных, зачетных работ проводился анализ с классификаций ошибок, допущенных каждым учеником в разных видах работ, проводилась работа над ошибками.
  3. Перед проведением диагностических работ с целью предупреждения ошибок тщательно планировалось повторение ранее изученного материала.
  4. Систематически велась дифференцированная работа, учащимся предлагались индивидуальные задания, которые своевременно оценивались.
  5. Была организована взаимная помощь среди учащихся.
  6. Результаты текущей, предварительной успеваемости систематически фиксировался в тетрадях и дневниках учащихся.

Работа с неуспевающими учащимися

Земсковой О., Корсаковой А., Цулейскири М.

во внеурочное время

  1. предоставляется возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;
  2. школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах;
  3. отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
  4. выполняются задания по образцу;
  5. предлагаются разноуровневые задания, в т.ч. творческого характера (на дополнительную оценку).

Корсакова присутствовала на 1-м (12.03), Цулейскири на 1-м (12.03), Земскова не посещала занятия.

  1. для школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок;
  2. проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях,
  3. предлагаются карточки-консультации,
  4. даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы.
  5. указываются алгоритм, правила, на основании которых выполняется задание;
  6. выполняются аналогичные задания;
  7. называются ответы заданий.

Данные учащиеся не посещали индивидуальные занятия.

Учет посещаемости учащимися дополнительных групповых и индивидуальных занятий велся систематически и доводился до сведения родителей через дневники и докладные классному руководителю.

3. Учащимся предлагались для выполнения дополнительные индивидуальные задания, которые

1.обеспечивают повторение пройденного;

2. концентрируют внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения;

3.помогают исправить и предупредить типичные ошибки.

Дополнительные ндивидуальные задания по русскому языку

Ф.И. обучающегося

Тема задания

Дата

Отметка о выполнении

Земскова Ольга

1.Правописание корней с чередованием

2. Правописание приставок

3.Орфографический разбор

4.Синтаксический и пунктуационный разборы

5.Текст-повествование с творческим заданием.

6.Работа над ошибками самостоятельной работы

Корсакова Ангелина

1.Правописание корней кас-кос, лаг-лож

2.Правописание приставок пре-при

3.Правописание приставок, заканчивающихся на з, с

4.Пунктуационный разбор простого и сложного предложений

5.Текст-описание с творческим заданием

6.Текст-повествование с грамматическим заданием

7.Работа над ошибками самостоятельной работы

+

Цулейскири Михаил

1.Правописание безударных проверяемых гласных в корне

2.Правописание неизменяющихся приставок

3.Правописание о, е после шипящих

4.Правописание и, ы после ц

5.Синтаксический и пунктуационный разборы

6.Текст-повествование с творческим заданием

7.Работа над ошибками самостоятельной работы

+

4. В 3 четверти с обучающимися, которые не успевают по русскому языку, были проведены индивидуальные беседы

Беседы с неуспевающими

Ф.И. обучающегося

Цель

Дата

Решение

Земскова Ольга

1.Выяснение причин невыполнения учащейся требований учителя русского языка

2.Определение сроков сдачи задолженности по предмету

3.Выяснение причин неготовности к урокам русского языка

4. Определение сроков сдачи задолженности по предмету

(беседа в присутствии родителей и классного руководителя)

Выполнять требования учителя по подготовке к урокам рус.яз.

Сдать задолженность по д.з, индивид. заданиям.

Посещать учащ. дополн. занятия по рус.яз.

Сдать задолженность по темам «Морфемика», «Словообразование», «Работа над ошибками с.р.»

Корсакова Ангелина

1.Выяснение причин невыполнения учащейся требований учителя русского языка

2. Определение сроков сдачи задолженности по предмету

3. Выяснение причин неготовности к урокам русского языка

4.Определение сроков сдачи задолженности по предмету (беседа в присутствии родителей учащейся)

Выполнять требования учителя по подготовке к урокам рус.яз.

Сдать задолженность по д.з, индив. задания

Посещать учащ. дополн. занятия по рус.яз.

Сдать задолженность по темам «Правописание приставок», «Правописание корней с чередованием», «Работа над ошибками с.р.», «Орфографический разбор»

Цулейскири Михаил

1.Выяснение причин невыполнения учащейся требований учителя русского языка

2. Определение сроков сдачи задолженности по предмету

3. Выяснение причин неготовности к урокам русского языка (беседа при курир. завуче)

4. Определение сроков сдачи задолженности по предмету (беседа при курир. завуче)

Выполнять требования учителя по подготовке к урокам рус.яз.

Сдать задолженность по д.з, индив. задания

Посещать учащ. дополн. занятия по рус.яз. , индив. занятия

Сдать задолженность по темам «И, ы после ц», «Правописание чередующихся корней», «Правописание приставок пре, при», «Работа над ошибками с.д.», «Синтаксический разбор простого предложения», «Пунктуационный разбор сложного предложения2

Программа работы со слабоуспевающими детьми по предмету биология

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 104»

«Согласовано»

Руководитель ШМО

ФИО

Протокол №__ от ___201__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР МБОУ «ООШ № 104»

ФИО

от «___» ______ 201___ г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ»ООШ № 104″

____________Артюшина Е.И.

ФИО

Приказ № __от «__ » ____ 201_г.

ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

для работы со слабоуспевющими детьми

Дмитриевой Галины Александровны

Ф.И.О., категория

По БИОЛОГИИ, 8-9 КЛАССы

Предмет, класс и т.п.

Рассмотрено на педагогическом совете протокол № ___

«__»_______________2019г.

2019 – 2020 учебный год

Цель:

-ликвидация пробелов у учащихся в обучении биологии;

-создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Основные направления работы:

  • создание благоприятной атмосферы на уроке;

  • своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и консультациях;

  • изменить формы и методы учебной работы на уроках , чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

  • освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

  • ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

  • культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

Пояснительная записка

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:

  • неблагоприятная наследственность;

  • нарушения нервной деятельности;

  • общая неспособность к интеллектуальному труду;

  • физическая ослабленность;

  • школьная незрелость;

  • педагогическая запущенность;

  • недостаточное развитие речи;

  • боязнь школы, учителей;

  • инфантилизм (т. е. детскость)

  • астеническое состояние;

  • снижение зрения;

  • гиподинамия;

  • социум;

  • миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);

  • социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой — ребёнок предоставлен сам себе

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Мероприятие

Сроки

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года обучения.

Цель: Определение фактического уровня знаний детей; Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

сентябрь

Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, с самим ребенком;

сентябрь

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика и корректирование по мере необходимости;

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.

в течение учебного года.

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса.

в течение учебного года.

Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

в течение учебного года.

Использование разноуровневых тестов, различных форм работы на уроке.

в течение учебного года.

Беседа с родителями учащихся с целью организации индивидуальной помощи.

в течение учебного года.

Координация работы с учителями предметниками, работающих в этих классах.

в течение учебного года.

Типы слабоуспевающих учащихся:

1 тип. Низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению.

Подтипы:

А). Стремление компенсировать неуспех в учебе какой-нибудь деятельностью; направленность на определенный вид деятельности в будущем.

Б). Стремление избежать трудностей в учебной работе, поиск обходных путей — списать, обмануть…; отсутствует направленность на определенный вид деятельности в будущем.

Пути решения проблемы: изменить установку, связанную на простое воспроизведение, на стремление искать способы решения. Надо учить жесткой регламентацией каждого шага с добыванием знаний, постоянно учить их рассуждать.

2 тип. Неплохая интеллектуальная подготовка, но отрицательное отношение к учению.

Подтипы:

А). Стремление компенсировать неуспех в учебе другой деятельностью; в будущем хотели бы заниматься чем-то романтическим.

Б). Компенсируют популярностью вне школы; о будущем не думают.

Пути решения проблемы: включение в коллектив, формирование положительных мотивов учения и иных видов деятельности.

3 тип. Слабое развитие мыслительных процессов в сочетании с нежеланием учиться.

Подтипы:

А). Компенсируют практической деятельностью, с целью избежать учебы, работы; профессиональные интересы неустойчивы и слабы.

Б). Поиск обходных путей любой работы ради корыстных целей, примитивные потребности.

Пути решения проблемы: проведение индивидуальной кропотливой и систематической работы, «потерянные дети».

Работа учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к организации следующих мер: проведение индивидуальных и дополнительных занятий, которые отнимают много времени у учителя и создают дополнительную нагрузку на учащихся; оказание давления на ученика, что порождает у него чувство неполноценности, неверие в свои силы, неуравновешенность, а порой озлобленность и враждебное отношение к школе. Но эти действия не позволяют в должной степени осуществлять эффективную работу с учащимися по предупреждению слабой успеваемости.

1. Слабая успеваемость как явление имеет сложную природу, формируясь в определенных условиях, при определенных причинах, под влиянием множества факторов. Причины слабой успеваемости делятся на типы в зависимости от их источника и содержания: личностные психические и медицинские, семейные педагогические и бытовые, школьные педагогические, социальные педагогические и бытовые. Ведущую роль играют личностные психические факторы, причины и условия.
2. Формы слабой успеваемости различаются, в частности, по глубине и по устойчивости.
3. Важным фактором успеваемости в начальный период обучения является уровень школьной готовности, имеющей три основные составляющие: интеллектуальную, мотивационную и волевую. В свою очередь, готовность во многом определяет успешность адаптации к школе.

Действие факторов, причин, условий преломляется в системе других факторов и в первую очередь — в психике ребенка. В результате этого взаимодействия реализуется тот или иной вариант развития процесса. Так, следствием влияния неблагоприятных семейных условий в одних случаях может быть снижение успеваемости, в других — воспитание положительных качеств характера, устойчивой учебной мотивации с тем, чтобы в дальнейшем избежать сложной семейной обстановки.

Для получения информации о состоянии слабой успеваемости учеными было проведено анкетирование. Анализ данных позволил, с одной стороны, определить мнение педагогов о проблеме отставания детей в учении, с другой стороны — обстоятельства, сопутствующие слабой успеваемости. Учителям было предложено указать главные причины неуспеваемости. Более 80% среди них отметили личностные особенности ученика и его бытовые условия. Педагогические причины указали всего 28% учителей.
По ответам родителей установили зависимость успеваемости от различных обстоятельств. Доля детей, отстающих в обучении, высока среди школьников, живущих в плохих бытовых условиях (50%), в семьях которых отсутствует контроль со стороны родителей (63%) или они отрицательно относятся к данной школе (63%). Анкетирование свидетельствует о том, что условия для успешного обучения наиболее благоприятны в больших городах (где более доступно дополнительное образование детей в центрах детского творчества, кружках и т.п.), а также в небольших поселениях (где выше занятость школьников в домашнем хозяйстве).

Одним из неотъемлемых свойств слабой успеваемости является динамичность. Динамика слабой успеваемости зависит от наличия и организации соответствующей педагогической работы с учащимися, при адекватной постановке которой можно добиться хороших результатов. Наибольшие сложности в работе педагога возникают во втором полугодии, когда у детей теряется чувство новизны по отношению к школе, и соответствующие мотивы учения перестают действовать.

Исходя из вышеизложенного даются рекомендации для последующей работы с учащимися:

  • в работе со слабоуспевающими школьниками использовать методику педагогического исследования причин слабой успеваемости;

  • учитывать конкретные индивидуальные причины слабой успеваемости, факторы и условия учебного процесса;

  • активно и систематически вести разнообразную работу с отстающими и школьниками «группы риска» — индивидуальную, групповую, общеклассную;

  • при опросе слабоуспевающим школьникам даётся примерный план

ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями;

  • ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал;

  • при опросе создаются специальные ситуации успеха;

  • периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал;

  • входе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности;

  • концентрировать внимание на наиболее важных и сложных

разделах изучаемой темы;

  • даются упражнения, направленные на устранение ошибок,

допускаемых ими при ответах или в письменных работах;

  • домашняя работа для слабоуспевающих школьников подбирается на осознание и исправление ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания; дается задания на поиск в Интернете;

  • контрольные работы проводить в трех уровнях сложности;

  • каждому предметнику вести индивидуальный журнал слабоуспевающих учащихся.

Десять правил работы со «слабоуспевающими»

  1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

  1. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

  1. Каждый урок — продолжение предыдущего, многократное повторение основного материала — один из приемов работы со слабыми.

  1. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

  1. Работy со «слабоуспевающими » не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

  1. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

  1. Общение — главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе — не получите и результатов обучения.

  2. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход — займутся своими делами.

9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и… «слабоуспевающих».

10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных — посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.

Отчет о работе со слабоуспевающими детьми за 1 четверть 2019-2020 уч.года

№ п.п.

ФИО

Класс

Причины неуспеваемости

Формы ликвидации пробелов

Использованные виды опроса

Результат работы

Рожкова Дарья

Пропуск занятий из-за участия в соревнованиях

Внеурочные дополнительные занятия, помощь перед уроком

Устный

Повышение уровня знаний с хорошего до отличного

Толчева Ирина

Пропуск занятий из-за участия в соревнованиях

Внеурочные дополнительные занятия, помощь перед уроком

Устный

Повышение уровня знаний с хорошего до отличного

Бобанова Диана

Пропуск занятий из-за участия в соревнованиях

Индивидуальные консультации

Устный

Повышение уровня знаний с низкого до среднего

Щербаков Николай

Слабая домашняя подготовка, отсутствие интереса к учебе

Индивидуальные консультации

Письменный

Повышение уровня знаний с низкого до среднего

Соловьев Александр

Низкая активность во время уроков, слабая домашняя подготовка, отсутствие интереса к учебе

Индивидуальные домашние задания, решение аналогичных заданий на карточках во время урока

Устный

Повышение уровня знаний с низкого до среднего

Отчет о работе со слабоуспевающими детьми за 2 четверть 2019-2020 уч.года (биология)

№ п.п.

ФИО

Класс

Причины неуспеваемости

Формы ликвидации пробелов

Использованные виды опроса

Результат работы

Фирсова Александра

Пропуск занятий из-за перелома ноги

Внеурочные дополнительные занятия, помощь перед уроком

Устный

Повышение уровня знаний до удовлетворительного

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися материал по русскому языку ( класс) на тему

МБОУ Казановская СОШ

Программа работы

со слабоуспевающими

и неуспевающими детьми

учителя русского языка и литературы

Ворониной А.С.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении — единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении таких трудных предметов, как русский язык и литература. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

  • пропуски занятий по болезни;
  • слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
  • задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
  • педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
  • неблагополучная семья;
  • проблема «улицы»;
  • прогулы.

Учителя должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

Цели программы:

— ликвидация пробелов у учащихся в обучении русскому языку и литературы;

— создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Первоочередные меры в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися:

  • создать благоприятную атмосферу на уроке;
  • своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
  • изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;
  • освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
  • ориентировать детей на ценности: человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими

учащимися на учебный год

Мероприятия

Срок

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через: беседы с классным руководителем, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, индивидуальные домашние задания

В течение учебного года.

5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

6. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

7. Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

Система работы с неуспевающими детьми

Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы

Этапы формирования положительного отношения к учению

1-й этап

2-й этап

3-й этап

К содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но не привлекательный материал

К процессу учения (усвоения знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

К себе, своим силам

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий

Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий

К учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Оказание своевременной помощи неуспевающему ученику

на определенном этапе урока

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.

Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.

В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков,

выявить причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.

Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала.

Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы.

Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.

Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

Итогом такого комплексного подхода к отстающему учащемуся является:

  • нормализация учебной деятельности;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие темповых показателей учащихся;
  • обогащение знаниями и представлениями об окружающей действительности;
  • направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Список используемой литературы

  1. Шевченко С.Г. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений//Начальная школа, 1997, №10
  2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей коррекционно-развивающего обучения/Под ред. С.Г.Шевченко. М: АРКТИ, 2001
  3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – М: издательство НЦ ЭНАС, 2002
  4. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития./Составители: В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе.- СПб: Питер, 2001

График проведения дополнительных занятий с отстающими и слабоуспевающими учащимися

по русскому языку и литературе

на декабрь 2013 г. – январь 2014 г.

Дорожная карта по работе со слабоуспевающими учащимися

работе с учащимися «группы риска», имеющими

Цель: организовать работу, направив её на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.

К «группе риска» стоит отнести категории тех учащихся, которые имеют низкий уровень мотивации к учебной деятельности, отклонения от норм поведения, социально опасную ситуацию дома.

Педагогам все труднее и труднее противостоять негативному влиянию, оказываемому на учащихся из внешней среды школы.

Цели, которые должна реализовать школа в ходе выполнения образовательной программы по отношению к детям, (в порядке их приоритетности): воспитать физически здорового человека; сформировать у ребенка высокий уровень духовности, интеллекта; сформировать у него способность адаптироваться к меняющимся социальным условиям; научить находить свою социальную нишу.

Задачи:

  • Выявить группу учащихся, составляющих «группу риска» на текущий учебный год.

  • Создать банк данных учащихся, имеющих низкий уровень учебной мотивации.

  • Создать комфортные условия для работы учащихся, имеющих низкую мотивацию к обучению.

  • Произвести отбор педагогических технологий для организации учебного процесса с учащимися «группы риска».

  • Организовать работу, направив её на обеспечение усвоения базового уровня образования учащимися «группы риска».

Ожидаемые результаты:

  • Выявление основных причин неуспеваемости учащихся.

  • Удовлетворение потребностей ребенка в обучении и общении.

  • Получение каждым ребенком базового уровня образования.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2. Формирование познавательного интереса учению и положительных мотивов.

3. Индивидуальный подход к учащемуся.

4. Специальная система домашних заданий.

5. Усиление работы с родителями.

6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке к уроку.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Профилактика неуспеваемости

1. В процессе контроля за подготовленностью учащегося

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения

Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.

Контролировать усвоение материала ученика ми, пропустившими предыдущие уроки.

По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков уч-ся, выявлять причины отставания

2. При изложении нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания уч-ся основных элементов излагаемого материала

Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении учебного материала

Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний

Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем уч-ся активно усваивать материал

3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь больше го эффекта.

Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в сам. работе.

Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность.

Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль

4. При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения.

Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.

Четко инструктировать уч-ся о порядке выполнения домашней работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими уч-ся.

Согласовывать объем дом. заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Список слабоуспевающих и неуспевающих

Фамилия, имя ученика

Класс

По каким предметам не успевает

Причины, которые привели к плохой успеваемости

Какие средства используют в работе с учеником

Результаты работы

План работы

со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Сентябрь

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть, обновлять по мере необходимости.

Сентябрь

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

В течение учебного года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *