Расстановка фигур шахматы

На шахматной доске всего 64 клетки, но на них могут проходить настоящие шахматные баталии. Одна половина клеток чёрная, вторая белая — 32 былых и 32 чёрных. По шахматным правилам, клетка называется полем.

Черные и белые — это условные цвета. На фото, часть фигур и доска изготовлены с использованием малахита. Тем не менее, зелёные фигуры и поля, условно являются чёрными

Содержание

Правильное положение шахматной доски

Перед тем, как расставлять шахматные фигуры, необходимо правильно поставить шахматную доску.

С левой стороны доска установлена правильно, с правой — неправильно

С неправильно поставленной шахматной доской, связан забавный случай, которой произошел в давние времена где-то на границе. Именно на границе, периодически встречались два джентльмена, которые между собой играли в шахматы. В один прекрасный день, игрой заинтересовался служащий таможни, который обратил внимание, что доска расположена неправильно. Т.е. «шахматисты» даже не знали шахматных правил, а просто изображали игру. Как оказалось в последствии, мнимые шахматисты были контрабандистами — в шахматных фигурах они прятали контрабандный товар (золото, брильянты :)).

Именование шахматных полей (клеток)

Если среди наших читателей есть поклонники игры «Морской бой», то они наверняка провели аналогию с шахматами — у каждого поля есть свой адрес. Например, a1, b7, e4 и т.д.

У каждого шахматного поля есть свой уникальный адрес. Крайне желательно, чтобы вы зрительно запомнили, где какое поле находится. В дальней это пригодится при изучении записи шахматных ходов. Обратите внимание, что поля d4,e4,d5,e5 образуют так называемый центр доски. Именно за цент ведется борьба в начале шахматной партии (дебюте).

Чтобы быстрей запомнить имена (адреса) шахматных полей, имеет смысл распечатать рисунок (формат A4) и повесить его на стену.

Названия и обозначения шахматных фигур

В арсенале противников 6 видов фигур:

  • Пешка — солдат его величества.
  • Конь — стоимость коня эквивалентна 3 пешкам;
  • Слон — его стоимость, как и у коня, 3 пешки;
  • Ладья — тяжелая артиллерия (5 пешек);
  • Ферзь — 9 пешек;
  • Король — бесценен, так как без него игра невозможна.

Слева на право: король, ферзь, слон, конь, ладья, пешка

Любому начинающему шахматисту, желательно, как можно раньше, научиться записывать шахматные ходы, для этого необходимо знать шахматную нотацию. Шахматная нотация — это система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске. Уже сейчас вы можете ознакомиться с обозначениями шахматных фигур.

Фигура Внешний вид Русское сокращение Английское сокращение
Король ♔ или ♚ Кр K (king)
Ферзь ♕ или ♛ Ф Q (queen)
Ладья ♖ или ♜ Л R (rook)
Слон ♗ или ♝ С B (bishop)
Конь ♘ или ♞ К N (kNight)
Пешка ♙ или ♟ п или ничего p (pawn) или ничего

При изучении шахматной нотации, мы еще вернемся к этой таблице, а теперь разберемся как расставлять фигуры.

Расстановка шахматных фигур

Теперь давайте посмотрим, как выглядит начальная расстановка шахматных фигур на доске.

Именно таким образом должны быть расставлены фигуры, если речь идет о шахматах в классическом понимании. Однако возможны и другие варианты фигур, если речь идет о шахматах Фишера — по другому их называют «случайные шахматы». Пока нас интересуют классическая расстановка, поэтому необходимо её запомнить. В противном случае, может возникнуть путаница, как в шахматной игре для детей Глупый бык.

Чтобы вам было проще запомнить расстановку фигур, можно их расставлять в определенной последовательности. Об одном из вариантов смотрите в видео.

В начале шахматной партии, на доске находятся 32 фигуры — 16 белых и 16 чёрных. В конце партии, минимальное количество фигур может быть две — это белый и чёрный король. Короли — две самые главные фигуры на шахматной доске. Пришла пора разобраться в том, что они умеют — вся правда о шахматном короле.

Шахматы, Шахматная доска, название фигур и их растановка

Шахматная доска разделена на 64 клетки или поля темного и светлого цвета.

Правая сторона доски (от играющего светлыми — белыми — фигурами) называется королевским флангом, левая — ферзевым.

Диагр.1


Рис.1. Расстановка шахматных фигур на шахматной доске

Четыре поля в середине доски называются центром шахматной доски.

К центру доски относят и поля, очерченные на доске красным цветом.

В распоряжении каждого играющего имеется по 16 фигур (белых или черных): король, ферзь, два слона, два коня, две ладьи и восемь пешек, которые в определенном порядке располагаются на шахматной доске.

Расстановка шахматных фигур.

Расстановку шахматных фигур на доске запомнить нетрудно:

  • ладьи — ставятся по углам;
  • кони — расстановка коней рядом с ладьями;
  • слоны — место слонов рядом с конями;
  • ферзи — в середине, на соответствующие им по цвету поля;
  • короли — располагаются рядом с ферзями;
  • пешки — эти фигуры выставляются вторым рядом перед другими фигурами.

    Расстановка шахмат на шахматной доске показана на рис. 1.

  • Расположение шахматных фигур

    Первое, чему учат начинающих шахматистов-новичков — это правильное расположение шахматных фигур на доске. В шахматах всего 6 видов фигур, отличающихся между собой различной функциональностью и правилами хода. В начале партии у каждой из них на доске свое место. Смотрите фото ниже:

    Король один, в атаке против него направляются все силы противника. После мата ему игра завершается. Ферзь является наиболее сильным, он может перемещаться как пешка, слон и ладья. Но он не может ходить как очень подвижный скачущий буквой «Г» конь.

    Из 16 фигур у каждой стороны шахматного противостояния имеется по паре слонов (С), ладей (Л) и коней (К), по 8 пешек, по одному королю (Кр) и королеве (ферзю (Ф). Все 16 белых и 16 черных элементов борьбы (в сумме 32) занимают в начале партии половину количества всех клеток игрового пространства. Белые в 2 ряда размещаются с одной стороны доски, черные также в 2 ряда располагаются напротив. 2-й и 7-й ряды доски полностью заполнены пешками.

    В 1-м и 8-м рядах размещаются фигуры в следующем порядке: Л-К-С-Кр-Ф-С-К-Л. Белую королеву (Ф) в начальном раскладе всегда ставят на белое поле, черную – на черную клетку. Белый король (Кр) будет размещаться на черной клетке, черный – на белом игровом поле.

    При игре следует придерживаться следующего правила: сбившая фигура должна встать на поле сбитой. Исключением является ситуация с сбиванием пешки, которая своим первым ходом переступила вперед через 1 клетку.

    Расстановка шахмат запоминается после небольшой тренировки. Для запоминания порядка требуется расставить их 2-3 раза.

    В данной статье мы рассмотрим, как научиться играть новичку в шахматы, разобрав все ходы и обходы для достижения победы.

    Игра безумно интересная и интеллектуально развивающая, но в нее нужно уметь играть. Поэтому мы хотим подробно разобрать основные азы, ходы и секреты этой потрясающей игры.

    • Шахматы предназначены для игры двух соперников. Кстати, это всегда была и остается элитная аркада, в которую могут играть только образованные и интеллигентные люди.
    • Игра происходит на квадрате, который называется шахматной доской. Она размечена сеткой на 64 ровные и равносторонние квадраты. Методом умножения/деления понимаем, что поле идет 8 на 8 квадратиков. Между прочим, черный и белый цет чередуются между собой в шахматном порядке. То есть, цвета располагаются через один.
    • О самих фигурах мы поговорим более подробно, но пока напомним, что у каждого участника будет по 16 статуэток. То есть, всего на доске будет 32 фигуры. Очень важно – игра имеет разделение благодаря черному и белому колориту. Да, сейчас уже придумали множество интерпретаций такой забавы, но мы говорим о классическом варианте.
    • Своеобразный ход каждой фигуры мы также немного ниже подробно разберем, но ни одна статуэтка не повторяет траекторию своего напарника по полю.

    Как научиться играть в шахматы с живыми игроками: изучаем как ходят фигуры

    Открывающий этап в процессе обучения этой игры – изучение особенностей передвижения фигур по игральной доске. Да, о правильной расстановке мы поговорим позже, когда вы поймете своеобразность каждой статуэтки.

    Пешки составляют основную часть «войска» в игре

    • Всего их восемь единиц. Передвигать пешку на два свободных квадрата можно при первом ходе игрока. При последующих ходах она передвигается вперед только на одно свободное место.
    • Пешки не могут двигаться вперед, если они заблокированы другой фигурой. Но они способны захватить те фигуры оппонента, которые располагаются спереди по диагонали с размахом в одну клеточку.
    • Пешка – это сингулярная фигура, которая не может двигаться назад. Но зато она является статуэткой, которая захватывает вражеские фигуры уникальным образом. Ведь ее нападение отличается от ее обычного способа перемещения.

    Ладья – это фигура, которая похожа на башню замка

    • Благодаря этой ассоциации ее можно легко запомнить. Она перемещается на доске только или по горизонтали, или по вертикали. Но на любое количество квадратов, хоть до самого конца поля.
    • Только это в том случае, если дорога не преграждена собственной фигурой. А вот врагов она просто сбивает, передвигаясь настырно вперед. Вот поэтому она и схожа с колесницей, что едет напролом.

    Ладья очень похожа на башню

    Конь – заметная фигура, которая имеет единородный метод переброса

    • Она представлена лошадью и выступает самой сложной единицей из-за своего способа перемещения. Конь перемещается в форме буквы «Г». Хотя, по статистике, быстрее запоминается как раз таки более сложная и необычная траектория.
    • Ее именно переброс – это настоящий прыжок, ведь конь не скользит по доске. И этот прыжок сформирован из трех клеток, что направлены вперед, и одной перпендикулярной клетки в любую сторону. Кстати, «слон» может отсчитывать эти клетки от своего места в любом направлении, просто «вперед» означает по ходу движения статуэтки.
    • Также эта фигура выделяется еще и тем, что у нее практически нет преград в виде других игроков на поле. Повторимся, она прыгает и перемещается по воздуху. А вот если кто-то оказался на выбранной клетке, того конь «задавит своими копытами».
    • Вспомните мультик про Машу и медведя. В такой забаве конь — действительной сильный игрок, ход которого не всегда можно вовремя просчитать. А нападет он, как настоящий десантник, с воздуха.

    Знаменитый Г-образный ход конем

    Слон – это и индийский кавалерист, и стройный офицер

    • Названия немного могут отличаться скорее по той причине, что данная фигура ну вовсе не похожа на слона. Кстати, в древних шахматах это были кавалеристы. Возможно, поэтому некоторые увидели в нем еще и красивого офицера.
    • Он может двигаться только по диагонали, но в любом направлении. Кстати, некая ассоциация такой дороги проходит с его шапочкой. Она длинная и остроконечная.
    • А это подсказывает, что офицер может перемещаться на неограниченное количество клеток – хоть на один, хоть на пять квадратов. При этом, своим «острым оружием» сбивает всех стоящих на его пути.
    • Также весьма сильная и ходовая фигура. Но у нее есть одна особенность — белый кавалерист не может стать на черные клетки. И, соответственно, наоборот состоит ситуация с черным офицером.

    Раньше слон назывался кавалеристом

    Ферзь обошел всех остальных по своей мощности

    • Хоть он и не относится к женскому роду, но его чаще именуют королевой. Даже сама статуэтка имеет очень красивое и стройное очертание. Поэтому ассоциация вполне оправдана.
    • Да и ход ее также соответствует статусу – она вобрала ходы всех фигур вместе. Да, королева может пойти в любом направлении, в любую сторону и на любое количество клеток. Правда, ход коня продублировать ферзь не может.
    • При этом, все неправильно стоящие фигуры будут убраны с поля. Поэтому такая статуэтка самая ценная на поле. Да, без короля не будет игры, но основная стратегия и атака лежит на плечах королевы!

    Король – самая важная и слабая статуэтка

    • Вообще, вся игра вращается возле короля, который может ходить только на одну клетку. Направление, правда, может выбрать любое, чем показал, что сильнее пешек. Так, кстати, король и защищается, убивая приближающихся противников.

    Король — самая важная, но слабая фигура

    Начало игры в шахматы: расстановка фигур

    После знакомства с правилами и особенностями перемещения каждой статуэтки нужно научиться расставлять их на доске.

    • Первым делом, ее нужно правильно еще поставить. Обратите внимание, где расположены цифры и буквы на крайней окантовке. Как правило, английские символы должны быть внизу и вверху, а цифры по бокам.
      • Кстати, это упростит объяснение позиции каждой статуэтки. Например, вы походили пешкой и поставили ее на клеточку, что имеет описание 4С или С4. Чем-то напоминает игру детства – морской бой. Поэтому суть понятна – это упрощает понимание расположение фигур.
      • Также еще одна особенность, что выступает подтверждением правильной позиции поля – это клеточки. Белый или просто светлый квадратик будет у каждого игрока с правой позиции.

    Светлый квадратик должен быть справа от вас

    • Всех пешек нужно поместить на вторую линию от игрока, чтобы была стена «главного войска». Они находятся ближе всего к противнику и, в принципе, этих статуэток не так жалко, как остальных «главных нападающих».
    • Теперь можно ставить башни. Они находятся с обеих сторон на крайних позициях в первом ряду.
    • Теперь пришел черед коня. Он также располагается рядом с каждой стороны от башни, двигаясь к центру по линии.
    • Ну а стройного слона или офицера выставляете на соответствующие клеточки светлого и темного оттенка. Если быть точнее, то их место расположения – это третья позиция от края в этом же ряду.
    • Теперь пришел черед короля с королевой. Задает цвет ферзя. Если вы играете за «белую команду», тогда дамка (еще одно ее название) должна быть на светлой клеточке из двух оставшихся мест. Черная дамка выбирает аналогичный колорит квадратика.
    • Король же становится справа от белой дамки или слева от черной королевы.

    Важно: Все фигуры должны иметь зеркальные позиции. То есть, стоять друг против друга в соответствие с видом статуэтки.

    Расстановка шахмат

    Как научиться играть в шахматы: правила игры для начинающих

    Теперь нужно выбрать цвет каждого играющего человека. Хотите, можете вспомнить еще некие игры из детства и выбрать колорит с помощью бросания кубиков. А по количеству очков найти выбирающего игрока. Или же воспользуйтесь методом «боя на кулаках» или, более распространенное название, «камень-ножницы-бумага». Сможете, придите к словесному заключению.

    • Игрок, которому достался светлый оттенок фигур, начинает ход первым. Это правило действует еще с исконных дней появления данной игры. Он выбирает любую фигуру, которую хотел бы перенести.
      • Кстати, он может начать первую атаку или открыть путь для других фигур. Первый ход – одна из самых важных частей игры. Нет никакого строгого правила, как сделать его правильно. Здесь некой фишкой выступает – собственный стиль игры.
    • Со временем новичку удается найти свой метод, который значительно увеличивает шансы на выигрыш. Но нужно иметь в виду несколько фактов:
      • на данном этапе не стоит атаковать. Вначале нужно разместить свои фигуры на самые выгодные позиции. Нужно обеспечить статуэткам безопасные и эффективные для атаки позиции. Это поможет в дальнейших ходах;
      • ну и необходимо сделать один или два хода пешками. Они дадут возможность выйти для атаки остальным фигурам. Затем начинается концентрация на более мощных статуэтках;
      • по сути, вы только пешками и сможете походить. Выпускать на поле коня – это бессмысленно и опасно быстрой его потерей. Но учтите, что короля сразу открывать нельзя!

    Первый ход пешки может быть на две клеточки

    • Много передвижений фигур игрока зависит от действий оппонента — просто нужно почувствовать игру. Важно наблюдать и смотреть, чтобы разгадать план противника. Эта игра больше связана с ожиданием угроз и предвидением последующих действий, чем с любыми другими мозговыми действиями.
    • Никогда не забывайте, что первый ход для пешки дает возможность в перемещении на две клеточки. При первом ходе никакой опасности нет, ни для какой фигуры. Запомните это!
      • Пешки – это самые уязвимые статуэтки, но и их миссия прикрывать тыл «главного войска». Нападает же пешка вперед, но по диагонали. В любую сторону. Она не двинется вперед, если перед ней уже есть фигура. Поскольку имеет только прямое перемещение, но атака идет в косом направлении.

    Важно: Пешка не может бить назад! Напомним, что это сингулярная статуэтка, что не имеет возможности вернуться. Даже, если появился за спиной противник, или игрок вспомнил о пропущенной фигуре. В противном случае, игра заканчивается.

    Пешка не ходит и не бьет назад

    • Игра идет очень простым образом — по очереди. Причем после одного хода каждого оппонента. При этом нужно не просто не подставлять свои фигуры, но и стараться «уничтожить» как можно больше вражеских статуэток. И, конечно же, быстрее противника подойти к самой слабой фигуре, которую все и защищают. То есть, к королю.
      • Этот поединок исключает произвольное и необдуманное перемещение статуэток по полю. Каждый ход должен быть не просто продуманным, а рассчитанным на несколько перемещений противника.
    • Никогда не забывайте, что все фигуры взаимосвязаны между собой. Да, как и в нашей природе, каждый элемент играет свою роль и несет важность для целой системы. В такой интеллектуальной забаве ход одной статуэтки откроет доступ к другой фигуре.
      • Поэтому всегда думайте о последствиях перемещения любой фигуры. И никогда не забывайте, что будет еще и ход противника. А он может внести некие поправки в ваши планы.
    • И еще один совет – не бойтесь жертвовать слабыми «войсками», защищая более сильные фигуры. Не нужно бросаться в бой офицером, если есть возможность подставить «по огонь» пешку. Но, если идет угроза дамке или королю, тогда уж лучше потерять одну ценную статуэтку.
      • Но в разумных пределах. Терять фигуры можно только тогда, когда это нужно для спасения короля. Просто пытаясь дойти до края линии оппонента, подставляя всех своих «помощников», не стоит.

    Не бойтесь терять фигуры, но не бросайтесь слепо в бой

    • Защита короля требует просто острого к себе внимания. Игрок, который теряет короля, бесповоротно проигрывает. Чтобы спасти фигуру, ее можно передвинуть в угол, путем рокировки, создав при этом вокруг него крепость из фигур. Но об этом более подробно мы поговорим позже. Также не забывайте давать ему запасной квадрат, чтобы бежать на случай «шаха».
    • Не нужно перемещать своего ферзя просто потому, что он может захватить много вражеских статуэток. Использовать всю армию – девиз при построении победной тактики.
    • Одна из самых больших ошибок новичков заключается в том, чтобы использовать только несколько фигур. Когда это происходит, остальные статуэтки просто не передвигаются и становятся легкой добычей для противника. Поэтому нужно держать «доску живой», а противника – «на носках».
    • Опытные игроки знают, что управление центром считается более выгодным, чем управление боками. Если игрок доминирует в центре, его фигуры имеют большую мобильность.
      • В качестве примера: у ладьи есть только два варианта перемещения из угла, но у нее есть восемь вариантов перехода с центрального квадрата. Занимать центр нужно быстрее. Именно по этой причине у многих людей стартовые пешки начинают игру.
    • Не стоит отдавать свои фигуры без нужды. Это довольно очевидно, но многие игроки раскидаются своими пешками. Подобные ошибки порой допускают даже гроссмейстеры. Если нужно отдать их, то сначала нужно обязательно поторговаться.

    Не разбрасывайтесь пешками

    Какова же цель игры в шахматы?

    Любая игра имеет свою миссию. Если игрок поймет несущую концепцию такой интеллектуальной забавы, то это поможет ему не только научиться играть и ходить, но и обеспечит высокие шансы на победу.

    • В шахматном развлечении каждый игрок пытается захватить короля своего оппонента. Если игроку это удается, то партия заканчивается его победой. В то время как поставить «мат» противнику – это основная цель шахмат, существует и вспомогательная миссия.
      • Это защита каждым из игроков собственного короля от получения «мата». Осуществить ее возможно двумя путями. Первый вариант – это захватить наибольшего количества фигур оппонента. Второй метод – избежание захвата собственных фигур.
    • Стоит выделить еще, что не зря такую игру называют интеллектуальной аркадой. Ведь очень важно продумывать каждый ход наперед, причем не только своего «войска», но и вражеских фигур.
      • Да, новичкам порой бывает тяжело продумать каждый свой ход, да еще и одновременно предвидеть перемещение вражеских статуэток. Тем более что интуитивно этого сделать нельзя. Только мозговое мышление поможет одержать победу.
    • В этом случае важно терпение. Интерес к шахматам, как и навыки для игры в них, будет расти после каждой сыгранной партии.

    Нужно защищать свои фигуры и атаковать противника

    Что значат ключевые слова «шаг» и «мат»?

    Кстати, это выражение часто используют и в повседневной жизни. Относится оно к поражению в любом аспекте. Но можно еще сказать, что это важнейшая миссия всей игры.

    • Также необходимо помнить, что подразумевают под понятием «шаг». Если королю объявляется «шаг», значит, он подвергается нападению одной из фигур противника. В таком случае, нужно выйти из-под удара. Чтобы сделать это существует 3 способа:
      • подвинуть короля на безопасный квадрат. Безопасный квадрат — это клеточка, где король не будет под ударом;
      • захватить вражескую фигуру, которая угрожает королю;
      • блокировать угрозу при помощи одной из фигур. Но этот способ не сработает против пешек и коней.
    • Если невозможно сохранить короля — это «мат». Партия заканчивается проигрышем игрока.

    Главное — это защита короля

    Как узнать победителя или система подсчета баллов?

    Если человек хочет больше узнать об игре в шахматы, нужно ознакомиться с системой баллов. Каждая фигура ценная для игрока, будь то пешка или ферзь.

    • Чем ценнее фигуры, тем больше очков они стоят:
      • пешки эквивалентны 1 баллу;
      • кони же ценятся в 3 очка;
      • слоны стоят также 3 балла;
      • ладьи выросли до 5 очков;
      • а вот ферзь приравнивается к 9 баллам;
      • короли, конечно же, бесценны. Ведь если потерять своего короля, то игра оканчивается проигрышем.

    Как сделать рокировку во время игры в шахматы?

    Новичку необходимо знать, как можно сделать рокировку. Есть особый ход с участием ладьи и короля. Это единственный раз, когда можно переместить две фигуры в один и тот же ход.

    • Когда ладья и король меняются местами, этот ход укрывает короля и открывает вашу ладью. Теперь она готова присоединиться к атаке. Как правило, это полезно, чтобы король попал под защиту.
    • Использовать рокировку получится только при таких условиях:
      • ни король, ни ладья не были перемещены до этого момента;
      • королю не объявлялся «шаг»;
      • между необходимыми статуэтками нет других фигур;
      • также вспомогательное условие — это стоящие впереди пешки. Ведь без них не будет той должной защиты.
    • В один ход нужно переместить своего короля и башню. Не пугайтесь, это сделать просто. Первым делом перемещаете короля на две клетки к крайней фигуре.
    • Для черных статуэток это положение будет слева, а для светлых фигур – справа. Затем перебрасываете ладью в квадрат рядом с королем, но уже на другой стороне. Это вариант простой рокировки. В таком случае башня также передвигается на две клеточки.
    • Но есть еще и «длинная рокировка». Она дает возможность передвинуть короля также только на две клеточки. Но башня идет со стороны ферзя, поэтому может перепрыгнуть на 3 позиции. Логично, что движение короля направлено в противоположную первому методу сторону.

    Если убрать коня, можно сделать рокировку

    Можно ли превратить пешку в другую фигуру во время игры в шахматы?

    Шахматисты если и не сильны, разбираются и в пешках. В принципе, есть у них один схожий момент. Кстати, пешки считаются более легким видом забавы. Но сейчас не об этом.

    • Мы просто проведем аналогию с ними. Когда противник доходит до первой линии своего оппонента, то пешка переворачивается и становится дамкой. Скорее всего, от этого и пошло искажение.
    • Дело в том, что бытует мнение, что пешка может стать любой выбранной фигурой. Это не так! Она может превратиться только в королеву!
    • Хотя смысл остался неизменным, пешку нужно довести на ту сторону поля, до самой первой линии.

    Пешка может превратиться только в королеву

    Как научиться играть в шахматы новичку: советы и нестандартные случаи

    • Всегда нужно помнить о сильных и слабых сторонах каждой фигуры.
    • Король очень ценен и должен быть защищен любым способом.
    • Ферзь — наиболее универсальная и полезная фигура для поддержания эффективной стратегии игры. Она часто используется для сокращения количества вражеских фигур на игральной доске.
    • Также дамка сочетает в себе силу слона и ладьи. По своей ценности для игрока он уступает место только королю.
    • Конь отлично подходит для неожиданных атак. Его характер движения часто упускают и путают начинающие игроки. Эту проблему новичков можно легко использовать в свою пользу.
    • Слоны, как правило, подходят для открытой атаки. Однако многие начинающие игроки часто недооценивают эти фигуры и не в полной мере используют их.
    • Ладьи сильны и имеют большой диапазон движения. Они лучше всего работают с открытыми флангами.
    • Пешки могут показаться незначительными, но они могут быть полезны для захвата противника. Если ее принести в жертву, можно захватить более ценную фигуру. Если играть правильно, пешка может даже стать угрозой для короля.

    Королева — самая сильная фигура

    Как быть во время нестандартных случаев или когда бывает ничья?

    Порой случаются тупики – это ситуации, когда игрок, чей ход должен переместить фигуру, не имеет возможности действовать. Тогда игра заканчивается ничьей.

    • Существуют еще несколько вариантов, когда игра может закончиться вничью. Первый — по соглашению. Если оба игрока согласны с тем, что они не смогут выиграть или не видят способа одержать победу. Тогда они могут согласиться на ничью.
      • Второй – это повторение. Например, если оба игрока просто продолжают перемещать своих коней туда и обратно на одни и те же квадраты, будет объявлена ничья.
    • Если ни один из игроков не совершает ход пешкой или не захватывает фигуру за 50 последовательных ходов, будет объявлена ничья. Это не позволяет игроку играть бесконечно или утомлять своего противника.
    • Недостаточное количество фигур. Если у одного из игроков нет достаточно количества фигур, чтобы захватить короля, объявляется ничья.

    Человеку несведущему правила игры в шахматы могут показаться достаточно простыми, однако на практике обстоит все иначе.

    Для начала стоит сказать, что шахматы представляют собой игру с участием двух человек. Фигуры, которыми они ходят, располагаются на разных сторонах доски, которая содержит 64 поля черного и белого цветов.

    По 64 квадратам доски поочередно двигаются разные фигуры. Начинается игра с правильной установки доски. Необходимо, чтобы нижнем углу с правой стороны у каждого из игроков был квадрат белого цвета, соответственно, с левой – черного цвета.

    Шахматная доска по горизонтали помечена буквами от a до h, в вертикальном направлении – цифрами от 1 до 8. Именно с их помощью осуществляется запись текущей партии.

    Т.к. статья довольно большая – мы сделали удобную навигацию.

    Навигация по статье:

    • Смысл игры в шахматы
    • Правила расстановки шахматных фигур
    • Правила шахмат: ходы фигур
    • Превращение и взятие на проходе
    • Рокировка в шахматах
    • Шахматы: правила игры. Шах и мат
    • Правила игры в блиц шахматы

    Смысл игры в шахматы

    Когда имеет место начало партии, на обеих сторонах стоит по 16 фигур. Основной целью игры является мат короля противника. Мат в данном случае представляет собой ситуацию, при которой король противника не может уйти от шаха. Такая ситуация имеет место быть лишь тогда, когда вокруг все клетки заняты своими фигурами, либо они расположены под ударом соперника. Также мат возможен, если невозможно закрыться от шаха другой фигурой либо вы сами не можете взять фигуру, которая объявила шах.

    Расстановка фигур в шахматах

    Если вы не знаете как расставить шахматы на доске, то почитайте этот абзац. Соперники играют по разные стороны доски, один из них ходит белыми фигурами, второй – черными. Фигуры в каждой партии расставляются одинаково следующим образом:

    • Линии номер 2 и 7 – пешки;
    • Углы доски – ладьи;
    • Рядом с ладьями – кони;
    • Рядом с конями – слоны;
    • Посередине – ферзь (должен стоять на клетке идентичного с ним цвета: белый – на белой, черный – на черной);
    • Рядом с ферзем стоит король.

    Первый ход в партии достается игроку с белыми фигурами (решение о том, кто какими фигурами играет, принимается с помощью жребия). Итак, вначале ходят белые фигуры, потом черные, затем снова белые, потом черные и т.д.

    На изображении ниже Вы сможете увидеть как правильно делать расстановку шахматных фигур.

    Как ходят шахматные фигуры

    Самой весомой и значимой шахматной фигурой является король. Возможные ходы фигуры: по диагонали, горизонтали, вертикали на соседнее поле. Король не имеет права делать ходы на соседнее поле в том случае, если оно атакуется одной из фигур соперника, либо если на этом поле находится другая фигура одинакового с королем цвета.

    Ферзь является самой мощной фигурой в шахматах. Его условная стоимость – 8 пешек. В нем сочетается сила одновременно ладьи и слона, так как может ходить по вертикали, диагонали и вертикали (в том случае, если на пути нет других фигур).

    Ладья имеет право делать ходы в вертикальном и горизонтальном направлении, если на ее пути нет иных фигур. Условная стоимость ладьи – 5 пешек.

    Слон может ходить по диагонали на любую клетку, если там нет других фигур. Бывают чернополые и белополые слоны (первые ходят по полям черного цвета, вторые – белого).

    Конь – условная стоимость – 3 пешки. Возможный год – в форме буквы «Г». Это означает, что в начале хода он может перемешаться на две клетки в вертикальном направлении, после чего – на одну клетку в горизонтальном направлении. Также возможный ход коня – одно поле в вертикальном направлении и два – в боковом горизонтальном. Фигура коня имеет право «перепрыгивать» через другие фигуры.

    Пешки имеют право ходить в вертикальном направлении, однако также могут бить по диагонали и становиться на место той фигуры, которую побили. В ситуации, когда пешка расположена в первоначальной позиции, она может ходить через одну клетку либо пойти только на следующую клетку вперед. В том случае, когда она уже находится в игре (то есть, делала ходы), то она может двигаться лишь на один квадрат вперед.

    Превращение и взятие на проходе

    Отличительная особенность пешек заключается в том, что они имеют право становится другими фигурами (кроме короля). Для этого пешка должна достичь последней линии доски (первая – для черных и восьмая – для белых). Выбор фигуры осуществляется тем игроком, который делает ход. Как правило, пешку превращают в ферзя.

    Также пешка может осуществлять взятие на проходе, то есть брать фигуру пешки другого игрока, которая была перемещена одновременно на две клетки доски.

    Рокировка в шахматах

    Особое место среди всех правил игры в шахматы занимает рокировка. О том, как делать рокировку в шахматах, рассказано ниже. Данный ход дает возможность одновременно вывести ладью из угла шахматной доски, чтобы та заняла более выгодную позицию, а также обезопасить короля. Суть рокировки заключается в том, что фигура короля меняет положение в сторону своей ладьи на два квадрата, после чего ладья делает переход на соседний квадрат по другую сторону от фигуры короля. Однако просто так длинную рокировку в шахматах сделать невозможно, для этого должен соблюдаться ряд немаловажных условий:

    • Король в текущей партии ходит первый раз;
    • Передвигаемая ладья в этой партии ходит первый раз;
    • На полях между фигурами короля и ладьи нет других фигур, они свободны;
    • Король не находится в ситуации шаха, а клетки, которые он собирается занять или пересечь, не должны быть заняты и атакованы фигурами противника.

    Ниже картинка, которая покажет – как правильно делать рокировку. На картинке указана короткая и длинная рокировки.

    Более подробно про рокировку можете почитать в отдельной статье – Рокировка основы.

    Шахматы: правила игры. Шах и мат

    В начале статьи было сказано, что главная цель шахматной игры состоит в том, чтобы поставить королю соперника по игре мат. Для этого король должен попасть в шах, однако он может выбраться из него при помощи одного из трех способов:

    • Обеспечить безопасность, уйдя на другой квадрат доски (рокировка в этом случае не допускается);
    • Самому взять фигуру, при помощи которой соперник собирается сделать шах (если это возможно);
    • Защититься от атакующей фигуры другой, своей фигурой.

    При невозможности избежать мата, игра подходит к концу. В этом случае король остается на доске, но партия считается оконченной.

    Также, если вы хотите узнать, как играть в шахматы, изучить основные правила, понадобиться знать, в каких случаях объявляется ничья. Существует 5 правил:

    • Если игрок должен ходить следующим, но не может сделать этого из-за положения фигур;
    • Согласие со стороны обоих игроков;
    • Отсутствие достаточного количество фигур на доске, позволяющего поставить противнику мат;
    • Было осуществлено 50 последовательных ходов, однако ни одним из соперников не было сделано ходов пешками, а также взятие пешки либо фигуры противника;
    • Игрок может объявить ничью в том случае, если был трехразовый повтор одинаковых позиций.

    Правила игры в блиц шахматы

    Блиц-шахматы представляют собой разновидность игры в шахматы, при которой на все ходы обеим участникам дается по 5 минут. Правила для шахмат блиц действуют те же, что и для обычных шахмат, единственное отличие – все ходы должны делаться очень быстро.

    В данном случае от игроков требуется предельное внимание, собранность. Самое важное правило: ходы должны осуществляться очень быстро, больше всего времени может потребоваться в начале игры, поэтому рекомендуется много тренироваться и хорошо выучить все возможные варианты разных этапов шахматной игры.

    Также неплохо, если вы научитесь, играя в обычные шахматы, ставить различные виды матов, за короткое время проводить быстрый размер фигур, чтобы получить перевес над противником.

    Ознакомившись с правилами, описанными выше, уже можно попробовать сыграть в первую шахматную партию. Однако для того чтобы научиться по-настоящему хорошо играть, нужно время, длительные тренировки, обучение, изучение различных позиций, ходов, нюансов игр и, конечно, постоянная практика.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *