Растворяется ли в воде

Конспект занятия «Вода — растворитель. Очищение воды»

Маргарита Халисова
Конспект занятия «Вода — растворитель. Очищение воды»

Тема: Вода – растворитель. Очищение воды.

Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.

Задачи:

1. Выявить вещества, которые растворяются в воде и которые не растворяются в воде.

2. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.

3. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

4. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

5. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.

6. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.

7. Воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию.

Образовательные области:

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное развитие

Физическое развитие

Словарная работа:

обогащение: фильтр, фильтрование

активизация: воронка

Предварительная работа: беседы о воде, её роли в жизни человека; проводили наблюдения за водой в детском саду, дома; опыты с водой; рассматривали иллюстрации на тему «Вода»; знакомились с правилами безопасности во время исследования и экспериментирования; загадывание загадок о воде; чтение художественной литературы, экологические сказки; игры о воде.

Демонстрационно-наглядный материал: кукла в синем костюме «Капелька».

Раздаточный материал: стаканы пустые, с водой; растворители: сахар, соль, мука, песок, пищевой краситель, растительное масло; пластмассовые ложечки, воронки, марлевые салфетки, ватные диски, фартуки клеёнчатые, кружки с чаем, лимон, варенье, одноразовые тарелки, клеёнка на столы.

Ход НОД

Воспитатель: — Ребята, прежде чем начать с вами беседу,я хочу загадать вам загадку:

В морях и реках обитает

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять. (вода)

— Догадались, о чём будет беседа? Правильно, о воде. Мы уже знаем, что вода – это жидкость.

-Давайте вспомним какие свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на других занятиях. Перечислите.

Дети:

1. У воды нет запаха.

2. Нет вкуса.

3. Она прозрачная.

4. Бесцветная.

5. Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают.

6. Имеет вес.

Воспитатель: — Правильно. А хотите опять поэкспериментировать с водой. Для этого нужно нам ненадолго превратиться в учёных и заглянуть в нашу лабораторию экспериментирования:

Вправо, влево повернись,

В лаборатории окажись.

(дети подходят к мини-лаборатории).

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, кто опять у нас в гостях? И что нового появилось в лаборатории?

Дети: — «Капелька», внучка деда Зная и красивая коробка.

Хотите узнать что лежит в этой коробке?Отгадайте загадки:

1. Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище – каждому нужна (соль)

2. Я бел как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал. (сахар)

3. Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны (мука)

4. Жёлтое, а не солнце,

Льётся, а не вода,

На сковороде пенится,

Брызгается и шипит (масло)

Пищевой краситель – применяется в кулинарии для украшения тортов, покраски яиц.

Песок – для строительства, играть с ним в песочнице.

Дети рассматривают пробирки с веществами.

Воспитатель: — Все эти вещества принесла «Капелька» для того, чтобы мы помогли ей разобраться в том, что произойдёт с водой при взаимодействии с ними.

Воспитатель: — Что нам нужно для того, чтобы начать нашу работу с водой?

Дети: — Фартуки.

(дети надевают клеёнчатые фартуки и подходят к столу, где на подносе стоят стаканы с чистой водой).

Воспитатель: — Давайте вспомним правила,перед тем как начать работу с этими веществами:

Дети:

1. Нельзя пробовать вещества на вкус – есть возможность отравиться.

2. Нюхать надо осторожно, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.

Воспитатель: — Данил покажет, как правильно это делать (направляя запах от стакана ладошкой).

I.Исследовательская работа:

Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, что изменится, если растворить эти вещества в воде?

Выслушиваю предполагаемый результат детей до смешивания веществ с водой.

Воспитатель: — Давайте проверим.

Предлагаю детям взять каждому стакан с водой.

Воспитатель: — Посмотрите и определите, какая там вода?

Дети: — Вода прозрачная, бесцветная, без запаха, холодная.

Воспитатель: — Возьмите пробирку с веществом, которое вы выбрали и растворите в стакане с водой, помешивая ложечкой.

Рассматриваем. Выслушиваю ответы детей. Правильно ли они предполагали.

Воспитатель: — Что произошло с сахаром, солью?

Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной, бесцветной.

Мука тоже растворяются в воде, но вода становится мутной.

Но после того как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным.

Вода с песком стала грязной, мутной, если больше не мешать, то песок опустился на дно стакана, его видно, т. е. он не растворился.

Порошок пищевого растворителя быстро изменил цвет воды, значит, растворяется хорошо.

Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по её поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капелек.

Вода – растворитель! Но не все вещества растворяются в ней.

Воспитатель: — Ребята, мы с вами поработали и «Капелька» предлагает нам отдохнуть.

(Дети садятся за другой стол и проводится игра.

Игра: «Угадай напиток на вкус (чай)».

Чаепитие с разными вкусами: сахаром, вареньем, лимоном.

II Экспериментальная работа.

Подходим к 1 столу.

Воспитатель: — Ребята, а можно ли воду очистить от этих веществ, которые мы растворяли? Вернуть ей прежнее состояние прозрачности, без осадка. Как это сделать?

Предлагаю взять свои стаканы с растворами и подойти ко 2 столу.

Воспитатель: — Можно её профильтровать. Для этого нужен фильтр. Из чего можно сделать фильтр? Мы сделаем его с помощью марлевой салфетки и ватного диска. Показываю (в воронку вкладываю марлевую салфетку, сложенную в несколько слоёв, ватный диск и ставлю её в пустой стакан).

Делаем фильтры с детьми.

Показываю способ фильтрования, а затем дети сами фильтруют воду с веществом, который они выбрали.

Напоминаю, чтобы дети не торопились, вливали маленькой струйкой раствор в воронку с фильтром.Говорю пословицу: «Поспешишь – людей насмешишь».

Рассматриваем, что же произошло после фильтрования воды с разными веществами.

Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла. Так же произошло с песком. Практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль.

Вода с мукой после фильтрования стала более прозрачной. Большая часть муки осела на фильтре, только совсем маленькие частицы проскользнули сквозь фильтр и оказались в стакане, поэтому вода не совсем прозрачная.

После фильтрования красителя цвет фильтра изменился, но отфильтрованный раствор тоже остался цветным.

Итог НОД:

1. Какие вещества растворяются в воде? – сахар, соль, краситель, мука.

2. Какие вещества не растворяются в воде – песок, масло.

3. С каким способом очистки воды мы познакомились? – фильтрование.

4. С помощью чего? – фильтра.

5. Все ли соблюдали правила безопасности? (один пример).

6. Что интересного (нового) вы сегодня узнали?

Воспитатель: — Вы сегодня узнали что вода – растворитель, проверили какие вещества растворяются в воде и как можно очистить воду от разных веществ.

«Капелька» благодарит вас за оказанную помощь и дарит вам альбом для зарисовки опытов. На этом наши исследования закончены,возвращаемся из лаборатории в группу:

Вправо, влево повернись.

В группе снова очутись.

Литература:

1. А. И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду

2. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста СПб: Детство-Пресс 2010.

3. Познавательно исследовательская деятельность старших дошкольников — Ребёнок в детском саду №3,4,5 2003год.

4. Исследовательская деятельность дошкольника — Д/в №7 2001год.

5. Экспериментирование с водой и воздухом – Д/В №6 2008год.

6. Экспериментальная деятельность в детском саду – Воспитатель ДОУ №9 2009год.

7. Игры – экспериментирования младшего дошкольника – Дошкольная педагогика №5 2010год.

Растворение в воде: что, как и при каких условиях

Вода — универсальный растворитель, приспособленный к любому виду жизнедеятельности. Она растворяет почти любые вещества, в частности ионные и полярные соединения. Уникальные свойства воздействия характеризуются высокой диэлектрической проницаемостью. В природе вода содержит массу веществ и соединений, попавших в неё так или иначе.

Процесс растворения

На первый взгляд, процесс распада прост, но его суть гораздо сложнее, чем выглядит. Именно поэтому существуют вещества, растворимые в воде и нерастворимые в других жидкостях. Создание раствора связано с физическими процессами: диффузия описывает само разжижение частиц в результате размешивания. Гидратация является процессом, при котором образуются химические связи воды с добавленным веществом.

Растворение веществ характеризуется:

  • произошедшей гидратацией;
  • изменением цвета раствора;
  • тепловыми эффектами (при некоторых условиях) и пр. факторами.

Доказательством произошедшего смешивания выступает изменение цвета раствора. Например, примесь сульфата меди (которая изначально белого цвета) окрашивает воду в интенсивный голубой цвет. Если за окраску отвечают химические свойства оснований, то выделение теплоты происходит из-за физических причин. Таким образом, это полностью физико-химический процесс.

Что такое раствор

Раствор — однородная смесь веществ с растворителем. Растворимые вещества распадаются под действием полярных молекул воды на мелкие частицы, в результате смешиваясь до полной однородности. Водные растворы бывают бесцветными и окрашенными, но неизменно одно — они прозрачные вне зависимости от цвета.

Не имеет значения, добавлять воду в какое-то вещество или сыпать его. Также процесс постепенно произойдет и без вмешательства (размешивания), в некоторых случаях образуется видимый осадок. В других случаях, раствор окрашивается в цвет добавленного вещества, но обязательно остается прозрачным на просвет.

Не растворившиеся вещества оседают на дно плотным слоем под давлением воды. Либо могут оставаться на поверхности в виде неравномерных частиц. Жидкости образуют слои, поскольку имеют разную плотность с водой. Например, растительное масло образует пленку на поверхности.

Какие вещества растворяются в воде, а какие — нет

Вода действительно универсальна и уникальна по своим свойствам. Иногда требуется сильнее перемешать, чтобы добиться полного разрушения частиц, но в большинстве своем вода размывает любые соединения. Однако есть вещества, которые не подвластны даже ей.

Существует условие, по которому количество воды должно быть превышающим, чтобы вещества именно разошлись, а не осели на дно. На примере пищевой соли: при добавлении большого количества, она перестает растворяется и образует плотный, напоминающий камень, слой.

Кроме того, от некоторых веществ жидкость можно очистить, от других — нет. Так, например, ртуть в воде растворяется и процесс очищения невозможен. Другие похожие вещества из встречаемых в быту: поваренная и морская соль, сахар любого типа, пищевая сода, крахмал. Они невидимые и склоны к окрашиванию воды, но частицы настолько мелкие, что они попросту проходят фильтрацию вместе с раствором. Сыпучие вещества вроде песка или глины не растворяются, потому воду можно отфильтровать.

Классификация способности по веществам:

  1. Хорошо растворимые (спирт, сахар, соль (она же натрий), большинство щелочей и нитратов металлов).
  2. Мало растворимые (гипс, бертолетова соль, бензол, метан, азот и кислород).
  3. Практически нерастворимые (драгоценные и полудрагоценные металлы, керосин, ряд масел, инертные газы, сульфид меди).

Отдельная группа — жирорастворимые и водорастворимые витамины. Они необходимы для здоровья человека, а за счет собственной способности растворяться, накапливаются в организме из-за содержания воды. К водорастворимому типу относятся витамины С, В1, В2, В3 (РР), В6, В12, фолиевая кислота, пантотеновая кислота и биотин.

Таким образом, вода как растворитель весьма уникальна. Список сложно и нерастворимых веществ достаточно короткий, чтобы говорить об универсальности воды в качестве растворителя.

Какие вещества растворяются в воде, а какие нет Вы узнаете в этой статье.

Какие вещества растворяются в воде?

Для многих веществ вода – хороший растворитель.

Растворимые вещества: поваренная соль, сахар, сода, вишневый сок, крахмал. В воде становятся невидимыми и вместе с ней проходят через фильтр. Очистить воду от таких веществ с помощью фильтра, не удается.

Некоторые вещества: речной песок и глина в воде не растворяются. С помощью фильтра такую воду
можно очистить.

В воде могут растворяться твердые вещества (сахар, поваренная соль), жидкости (спирт) и газообразные вещества (аммиак, хлористый водород). По способности растворяться в воде вещества делят на

1) хорошо растворимые (едкий натр, сахар). Большинство солей щелочных металлов хорошо растворимы в воде (исключение некоторые соли линя). Хлориды, бромиды, нитраты щелочноземельных металлов также хорошо растворяются в воде.

3) практически нерастворимые (сульфид меди). Стекло, серебро, золото — это практически нерастворимые в воде вещества (твердые вещества). К ним также относят керосин, растительное масло (жидкие вещества), инертные газы (газообразные вещества).

Урок-исследование по окружающему миру по теме: «Вода — растворитель»

Инюткина Светлана Ивановна

Организация: МБОУ СОШ №2

Населенный пункт: г. Батайск

Цель урока: познакомить со свойством воды растворять в себе вещества.

Дидактические задачи урока: дать представление о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах; познакомить с понятием «фильтр», с простейшими способами определения растворимых и нерастворимых веществ;

Педагогические задачи урока:

  • познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности;
  • научить различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы;
  • заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.

Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование.

Формы работы учащихся: работа в группах (мини-лабораториях).

Оборудование и наглядные пособия:

Для ученика: хрестоматии, мини –лаборатории наборы(поддоны ) : стаканы пустые; стаканы с поваренной солью, сахаром, содой, речным песком, глиной, мелом, чайные ложки, воронки, фильтры из бумажных салфеток, стеклянные палочки для размешивания; гуашь (акварельные краски), кисти, карты для исследований на каждого ученика;

для учителя: стакан, воронка, фильтры, кофе растворимый, мыло жидкое, таблетки; презентация, выполненная в Power Point, мультимедийный проектор, экран.

Предметные результаты:

Обучающие научатся: проводить опыты, опытным путем установить свойство воды – растворять вещества, ознакомятся с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Познавательные УУД:

Общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в тексте, логические: устанавливают причинно – следственные связи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков, приводят доказательства

Регулятивные УУД: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке,

Коммуникативные УУД: оформляют диалогическое высказывание, в соответствии с требованиями речевого этикета, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Используемые технологии, активные формы обучения: развивающее обучение, использование современных информационных технологий (программа – презентация), развитие исследовательских навыков.

Ход урока

  1. Организационный момент

Готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!

Взгляните на своего соседа, улыбнитесь.

Сегодня у нас гости, учителя из других школ, которые тоже пришли на заседание клуба. Поздоровайтесь! Начинаем урок.

Приглашаю вас на третье заседание школьного научного клуба «Мы и окружающий мир». Слайд 1.

-Почему школьный клуб назвали научным? (получим научные знания)

-А кем вы сегодня будете работать в научном клубе? (исследователями)

-А кто такие исследователи?

Давайте обратимся к Толковому словарю.

II.Актуализация и постановка проблемы

Слайд 2. Прочитайте высказывание.

  • Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире.

Антуан де Сент-Экзюпери

— французский лётчик, писатель, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды, написал «вода – сама жизнь, самое большое богатство в мире»? Почему Антуан де Сент-Экзюпери такие строки о воде?

— Жизнь зародилась в воде.

— Вода необходима для организма человека, для растений и животных. — Без воды невозможна жизнь на Земле.

— Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода — это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

— О чем пойдет речь на уроке? (о воде)

— Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды.

-Давайте вспомним, в каких состояниях встречается вода? (тв., жид., газообр.)

— Назовите свойства, которыми обладает вода в жидком состоянии?

Слайд 3

Определите свойства воды:

  • не имеет формы
  • имеет форму
  • белая
  • прозрачная
  • текучая
  • без запаха
  • без вкуса
  • имеет запах
  • растворитель

Докажите, что вода не имеет формы?

Докажите, что вода прозрачная?

Докажите, что вода текучая?

Докажите, что вода не имеет вкуса и запаха? (Мы знаем, что вода не имеет вкуса и запаха. А незнакомую жидкость нельзя пробовать на вкус и нюхать, т.к. она может быть ядовитой, опасной для здоровья.)

Докажите, что вода-растворитель?

Растворитель – это свойство воды или нет?

Возникает проблема – кто-то согласен, а кто-то нет.

Надеюсь, что в конце урока мы придем к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске, рядом поставим знак вопроса.

РАСТВОРИТЕЛЬ?

Объект — вода. Предметом исследования будет свойство – растворитель.

IV. Построение проекта выхода из проблемной ситуации

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Тема: Вода – растворитель?

Назовите цель урока?

Предлагаю наш класс превратить на время в научную лабораторию, а работать будут шесть исследовательских групп. В каждой группе 4 человека: руководитель и лаборанты.

Господа ученые, перед нашей научной лабораторией стоит важная цель. Назовите ее.

Опытным путем доказать, обладает ли вода свойством «растворитель».

Каждая группа будет работать с 4-мя веществами. После, мы обобщим опыт всех групп. Посмотрит и скажите, что у вас лежит на столах? Что необходимо для проведения исследования? (в стаканах с цифрами лежат вещества для проведения опытов) Для чего нужна стеклянная палочка?

На столах находятся с необходимые приборы, для проведения опытов. Чтобы провести опыт вам понадобится план проведения опыта и карта ведения опыта. Давайте познакомимся с планом проведения опыта и рассмотрим карту.

Слайд 4

План.

  1. Определите вещество, которое находится в стакане с цифрой 1.
  2. Запишите его название в карту.
  3. Возьмите стакан, налейте воды, добавьте вещество, размешайте.
  4. Отметьте в карте, что произошло с водой.
  5. Возьмите пустой стеклянный стакан, вставьте воронку с фильтром.
  6. Налейте в стакан с фильтром вещество.
  7. Наблюдайте, что происходит.
  8. Запишите результат опыта в карту.

Что такое фильтр? Для чего предназначен? Давайте обратимся к Толковому словарю.

Рассмотрим карту проведения опытов.

Демонстрация порядка проведения опыта учителем с веществом №1.

Господа ученые, ждём результатов ваших исследований, выступает руководитель.

Докладчик группы №1:

— После того, как насыпали в воду соль и размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вода осталась прозрачной. Вывод: соль растворилась. Мы профильтровали воду и сделали вывод: солёная вода прошла через фильтр. Соль растворяется в воде.

Докладчик группы №2:

— После того, как насыпали в воду сахар, размешали, мы увидели, что сахар стал незаметным. Вывод: сахар растворяется в воде и проходит через фильтр. Сахар растворяется в воде.

— Какой вывод вы сделали?

Доказали мы что вода-растворитель?

Докладчик группы №3:

Мы насыпали в воду глину. Она опустилась на дно. Вывод: глина не растворяется в воде и через фильтр выходит мутной. Глина не растворяется в воде.

Докладчик группы №4:

Мы положили в воду мел. Со временем он опустился на дно. Мел в воде не растворился и делает воду мутной. Мел не растворяется в воде.

Докладчик группы №5:

Мы положили в воду песок. Со временем он опустился на дно. Песок в воде не растворился и делает воду мутной. Песок не растворяется в воде.

Докладчик группы №6

Мы положили в воду сода. Она растворилась. Сода растворяется в воде.

Какой вывод сделаем?

(Вода растворяет не все вещества.)

— Вспомните вопрос, который стоял перед научной лабораторией.

(Вода – растворитель?)

— Как вы сейчас ответите на него?

Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества.

(на доске прикрепляем табличку)

— Достигла ли цели ваша лаборатория?

Физминутка

VII. Закрепление

С каким новым свойством воды мы познакомились?

Я называю объект исследования. Ваша задача – доказать опытным путем вода — «растворитель» для этого вещества или нет.

Сначала предположить, а потом показать опытным путем на демонстрационном столе.

1. мыло жидкое «Мыло растворяется в воде» Вода –растворитель для этого вещества.

2. пакетик растворимого кофе «Кофе растворяется в воде» Вода –растворитель для этого вещества.

3. Лекарственные вещества в виде таблеток.

-Когда вы пьете таблетки? (по назначению врача, когда болеем)

А чем вы запиваете их?

А почему водой?

Давайте посмотрим фильм о том, как лекарственные вещества в виде таблеток растворяются.

Фильм

Вода растворяет таблетки?

Для чего нужно знать свойства воды? Слайд 5.

(Слайд ) Безвкусная вода становится сладкой или соленой благодаря сахару или соли, так как вода растворяет и приобретает их вкус. Это свойство человек использует, когда готовит пищу: заваривает чай, варит компот, супы, солит и консервирует овощи, заготавливает варенье.
(Слайд ) Когда мы моем руки, умываемся или купаемся, когда стираем одежду, то используем жидкую воду и ее свойство – растворителя.
(Слайд ) В воде также растворяются газы, в частности кислород. Благодаря этому в реках, озерах, морях живут рыбы и другие. Соприкасаясь с воздухом, вода растворяет кислород, углекислый газ и другие газы, которые находятся в нем. Для живых организмов, обитающих в воде, например, рыб, очень важен кислород, растворенный в воде. Он им нужен для дыхания. Если бы кислород не растворялся в воде, то водоемы были бы безжизненными. Зная это, люди не забывают насыщать кислородом воду в аквариуме, где живут рыбки, или прорубают зимой проруби в водоемах для улучшения жизни подо льдом.
(Слайд ) (Очень важно помнить о том, что вода – растворитель. Вода растворяет соли, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные.

— Вода может растворять полезные вещества. Такая вода называется целебная.

— Вода растворяет соли, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные. Вода может содержать болезнетворные палочки. Через воду могут передаваться многие опасные для человека болезни: холера, брюшной тиф, дизентерия, желтуха, гельминтоз и др. Поэтому пить воду из источника, если вы не знаете, чист ли он, нельзя. Не зря в народе есть пословица: «Не всякая водица для питья годится».

Работа с научно-популярным текстом. Хрестоматия. Окружающий мир.

Я предлагаю вам прочитать научно -популярный текст, который называется «Вода-растворитель» и подумать что нового вы узнали?

Вопросы:

Существует ли в природе абсолютно чистая вода?

Какие газы встречаются в воде?

Над какой проблемой работают ученые?

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Кем вы были на уроке?

Какое свойство воды исследовали?

К какому выводу пришли?

(Вода – растворитель)

— Как вы доказали, что вода – растворитель? (Ставили опыты.)

— Все ли вещества растворяются в воде?

— Какое устройство помогает очистить воду от вредных примесей?

-Оценивание.

Домашнее задание: провести опыты с веществами. Раздать карты для исследований, в которых написаны вещества (с этими веществами дети на уроке не работали). Раздать по группам в конвертах.

Какое свойство воды мы используем на уроках изобразительного искусства, рисуя красками? (растворитель)
Предлагаю вам, используя это свойство воды, раскрасить воду в стакане в такой цвет, который наиболее полно соответствует вашему настроению. (Слайд 6 )
«Желтый цвет» – радостное, светлое, хорошее настроение.
«Зеленый цвет» – спокойное, уравновешенное.
«Синий цвет» – грустное, печальное, тоскливое настроение.
Покажите свои стаканы с раскрашенной водой в стакане.

Спасибо за урок! Вы молодцы!

Используемая литература:

Интернет-ресурсы:

  1. Фильм «Как растворяются таблетки» https://vk.com/video-87654738_456239023

Картинки:

— Готовясь, к уроку я натолкнулась на такую сказку. Послушайте:

Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый ослик едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шел весело и легко.

Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, то ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее тяжелее?

Что произошло бы, если б второй осел нес не вату, а сахар?

— Так как вы думаете, какое свойство воды нам будет важно узнать сегодня на уроке?

становилась навьюченная на него вата.

Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?

3. Работа с информацией

— Об интересных фактах о воде мы прочитаем в детской энциклопедии. Перед нами электронный вариант некоторых страниц энциклопедии.

— Что интересного для себя вы узнали?

— Представьте, что на Земле пропала вся вода. Как бы выглядела наша планета? Слайд 7

Слайд 8

— Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений.

— В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

— Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды.

— Много ли воды в нашем теле?

— Мы можем сосчитать: массу своего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.

Например. Мой вес 33кг, делю на 3 и умножаю на 2, получаю 22кг. Значит, в моем теле примерно 22кг воды.

Слайды 9-10

4.Работа с таблицей и диаграммой.

— Зачем в организме человека содержится вода?

— В каком органе воды содержится больше?

— В какому возрасту содержание воды в организме уменьшается?

— Основные пути поступления воды в организм

Почему же ученым пока не удалось получить абсолютно чистую воду?(Потому что в воде растворены сотни, а может и тысячи разных веществ)

Список использованной литературы:

Приложения:

Какие есть примеры 2-3 веществ растворяющихся и Не растворяющихся в воде?

Вода называется универсальным растворителем, потому что практически все вещества в ней растворяются. Просто одни вещества в воде растворяются быстро и легко, а другие очень медленно, почти незначительно. Такие вещества условно можно назвать нерастворимыми в воде.

Приведем примеры веществ, которые хорошо растворяются в воде.

Сахар. Каждый раз, добавляя ложку сахара в горячий чай мы видим как быстро он растворяется и исчезает без следа, а чай становится сладким.

Соль. Каждый раз, когда мама готовит обед, она добавляет в суп соль и она также легко растворяется без следа, а суп становится соленым.

Марганцовка. Если бросить крупинки этого порошка в воду, они стремительно растворяются, а вода становится красноватого цвета.

Теперь приведем примеры веществ, которые не растворяются в воде:

Песок и глина. Сколько бы мы не размешивали песок в емкости с водой, он все равно окажется на дне, также как и глина.

Масло также не растворяется в воде, хотя тает и образует масляную пленку на поверхности воды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *