Разделительный мягкий знак 2 класс правило

Разделительный мягкий знак

Роль мягкого знака в русском языке

Итак, мягкий знак не обозначает и не имеет абсолютно никакого звука. Роль этой буквы в русском языке заключается в другом: она является показателем мягкости согласных звуков на письме, а также выполняет разделительную функцию. Тему «Разделительный мягкий знак» проходят по предмету русский язык во 2 классе.

Мягкий знак — показатель мягкости и формы слова

Мягкий знак используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука. Если мы слышим мягкий согласный звук в середине или на конце слова, значит на письме в этом месте после мягкого согласного следует писать мягкий знак: сосулька, восемь, банька, мель.

Также мягкий знак пишется после шипящих на конце некоторых слов для указания на определённую словарную форму. Например, в слове мышь мягкий знак указывает на то, что это имя существительное, в форме женского рода, III склонения. А в слове стеречь мягкий знак указывает на неопределённую форму глагола.

Разделительный мягкий знак

В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.

Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.

Правила написания слов с мягким знаком

Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.

Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.

Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.

Игры с буквами и словами Купить

Правила написания слов с разделительным мягким знаком

  1. Разделительный мягкий знак пишется в середине слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я: вьюга, шью, братья.
  2. Разделительный Ь пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед буквой О: батальон, почтальон, павильон.
  3. Разделительный мягкий знак пишется после согласных в корнях слов: сентябрь, соловьи, дочь.

С темой орфографии удобно работать по учебнику «Русский язык. 4 класс».

Методические советы учителям

Для того чтобы учащиеся лучше запоминали новую информацию, рекомендуется использовать наглядный материал. Основные правила сформулированы сжато и логично, структуры в виде схем и таблиц позволяют быстрее ориентироваться в положениях и нормах.

В помощь учителю предлагаем две таблицы с правилами по русскому языку на темы:

  • «Роль мягкого языка»,
  • «Разделительный твёрдый и мягкий знаки».

Задания для закрепления темы

Для закрепления или повторения темы «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, можно использовать не только стандартные упражнения на пропущенную букву, но и добавить в практикум интересные задания-игры.

«Два столбца»

Задание: разделить слова на два столбика, в первый столбец записать слова, где Ь используется как показатель мягкости, во второй внести слова, где Ь является разделительным. Приведите свои примеры слова с разделительным мягким знаком.

Слова: друзья, лось, заячья, крестьянин, деревья, боль, семья, лягушачьи, серьёзный, букварь, вьюга, польза, лисья, клочья, лень.

Ответ:

Ь — мягкость

Разделительный Ь

лось

друзья

боль

заячья

букварь

крестьянин

польза

деревья

лень

семья

лягушачьи

серьёзный

вьюга

клочья

«Добавь слово»

Задание: дописать предложение, используя слова с мягким знаком; объяснить, в каких словах разделительный Ь, а в каких — показатель мягкости. Получившиеся слова можно записать в соответствующие столбцы в таблицу из предыдущего задания.

Предложения:
Ответы:
  1. Мама, папа, я — счастливая семья.
  2. После петушиной драки во дворе повсюду были перья.
  3. Сегодня на улице плохая погода — весь день идёт дождь.
  4. Ястреб расправил крылья.
  5. Охотник зарядил своё ружьё.
  6. Вчера наша кошка поймала мышь.
  7. Женя и Вова — закадычные друзья.
  8. Сова охотится ночью.
  9. Катя пошла в магазин, а деньги забыла дома.
  10. На улице громко чирикали воробьи.

Слова с разделительным мягким знаком: семья, перья, крылья, ружьё, друзья, ночью, воробьи.

Слова, где Ь — признак мягкости: день, дождь, мышь, деньги.

«Всем сестрам по серьгам»

Задание: преобразовать словосочетания по типу «шерсть кошки — кошачья шерсть». Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут данные словосочетания, а во втором — новые получившиеся .

Словосочетания:
  1. шубка лисы
  2. стая волка
  3. икра рыбы
  4. кваканье лягушек
  5. рога оленя
  6. берлога медведя
  7. шерсть овцы
  8. уши зайца
  9. молоко козы
  10. карканье вороны
  1. лисья шубка
  2. волчья стая
  3. рыбья икра
  4. лягушачье кваканье
  5. оленьи рога
  6. медвежья берлога
  7. овечья шерсть
  8. заячьи уши
  9. козье молоко
  10. воронье карканье

Наглядные материалы к уроку

«Создай фамилию»

Задание: образовать от данных имён фамилии. Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут записаны имена, а во втором — получившиеся фамилии.

Имена: Григорий. Евгений, Юрий, Василий, Арсений, Афанасий, Макарий, Аркадий, Анатолий.

Имена

Фамилии

Григорий

Григорьев

Евгений

Евгеньев

Юрий

Юрьев

Василий

Васильев

Арсений

Арсеньев

Афанасий

Афанасьев

Макарий

Макарьев

Аркадий

Аркадьев

Анатолий

Анатольев

Открытые уроки русского языка план-конспект по русскому языку на тему

Кружок «УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»

( РУССКИЙ ЯЗЫК )

1раз в неделю. Всего 35часов.

Введение.

Словотворчество – это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все усилия необходимо направить на создание атмосферы, в которой детям захочется писать, читать, рисовать, говорить, думать.

Какой “вклад” должен внести учитель начальных классов?

“Главным результатом учения в начальной школе должно быть их развитие: умение выражать свои мысли словесно, отчасти письменно, охота к учению и чистая детская нравственность” — говорил Ушинский, и нельзя с ним не согласиться.

От успешности развития речи зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Кружок “учение с увлечением” необходим в начальной школе, так как слово, особенно ритмованное и рифмованное, поддерживает, формирует, гармонизирует маленького человека.

“Отечественный язык есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи и знания, а потом передаем их. Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то для них гораздо труднее учится”. Можно носить в думе много форм народного языка и не иметь привычки употреблять их быстро и кстати, что развивается только от упражнений. Вот поэтому такой кружок актуален в начальной школе.

Основные цели кружка.

I. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
II. Развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений.
III. Развития мышления и формирование процессов мыслительной деятельности.
IV. Обучение навыкам культуры речи и речевого общения.
V. Развитие у детей эмоциональной выразительной речи.
VI. Развитие артистических данных.
VII. Расширение кругозора детей, развитие воображения, памятьи.

Способы усвоения знаний на кружке.

Способ не репродуктивный, а преимущественно эвристический, исследовательский.

Новое знание открывается ученику самостоятельно, в процессе наблюдений за речью. Наблюдение формирует обще-учебное умение анализировать, сравнивать, делать выводы и способствует развитию мышления

Упражнения представляют собой познавательные вопросы, преобладание упражнений поискового и творческого характера способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся. На кружке изменяется характер взаимодействия учителя и ученика. Роль учителя заключается в управлении познавательной речевой деятельности ребенка, в организации совместного поиска и решения познавательных задач. Ребенок – субъект разнообразных видов речевой деятельности.

Задачи кружка » Учение с увлечением «

I. Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе овладеть умением общаться.

II. Организовать активную речевую деятельность учеников, в которой они постоянно будут применять полученные знания. Дети будут учиться слушать, говорить, сочинять.

III. Развивать чувство уместности высказывания, воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.

IV. Разбудить творческое воображение учащихся. На кружке должно быть как можно меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии.

Основные педагогические идеи.

I. От практики к теории и опять к практике.

II. Развитие творческого воображения и литературно-творческих способностей.

Программа кружка рассчитана на детей от 8 – 9 лет и состоит из трех разделов.

  1. Речь и ее значение в жизни. (речь является важнейшим средством общения, средством обмена чувствами и мыслями меду людьми. Речь служит целям познания мира. Речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведения людей).
  2. Текст (научить детей выражать связно свои мысли, то есть научить создавать речевое произведение. Понятие о речевых произведениях малых форм: считалке, скороговорке, загадке).
  3. Культура общения. (формировать личность человека, который в общении способен правильно воспринимать информацию, осмыслить ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.)

Учебно-тематический план

Сентябрь

1 неделя

1. Для чего людям нужна речь: a) речь – средство общения, b) как узнать что-то новое, c) речь – средство познания.

2 неделя

Сюжетно ролевые игры.

Цепочка слов. Поезд. Играем в прятки.

3 неделя

На основе сказок, стихов – импровизация – придумывание своих историй.

Сложные слова.

4 неделя

Речевые упражнения.

Скороговорки. Чистоговорки. Кто внимательный. Остров попугаев.

Октябрь

1 н.

Речевое действие – слушание, говорение, чтение, письмо:

слушать и слышать, b) смотреть и видеть, c) сюжетно-ролевые игры.

2 н.

Правильная, точная и живая речь: a) говорим и пишем, b) умеем ли мы говорить.

3 н.

Говорим быстро – медленно.

“Сядем на пригорке да расскажем скороговорки” (игра).

4 н.

Говорим тихо – громко.

Как нужно вести себя во время разговора. (сюжетно – ролевая)

Ноябрь II ч.

1 н.

Сюжетно – ролевая игра “Книжный магазин”.

Различные формы приветствия и прощания. Магические буквы.

2 н

Слово – часть наше речи.

Простое слово “извините” (чтение стихов, сказок).

Утренник “Азбука вежливости”. Слова – коротышки.

Сложные слова.

4 н.

Превращение слов.

Слово веселит, огорчает, утешает. (Инсценирование стихов, сказок).

Декабрь.

Январь III ч.

1 н.

Знакомые незнакомцы.

Работа с толковым словарем (практическая работа).

Как составить толковый словарик.

3 н.

Как учится “вежливости”.

“У меня зазвонил телефон” (игра).

Ты и мой собеседник. Волшебные слова (сюжетно – ролевая игра).

Февраль

Март

1 н.

Утренник “У самовара” (дети выполняют различные задания, читают стихи, поют песни, играют в слова).

2 н.

Текст. Что это такое?

Тема и основная мысль текста (практическая работа).

3 н.

Построение текста (практическая работа).

Какие бывают тексты (описание, повествование, рассуждение). Игра “Найди место”.

4 н.

Как строится текст. Структурные части текста.

Заголовок и ключевые слова. (Составление рассказа о случае из собственной жизни по аналогии с прочитанным).

Апрель IV ч.

1 н.

Утренник “Гость в дом – радость в дом”.

2 н.

Что ты знаешь о пересказе. Краткий пересказ. Подробный пересказ.

3 н.

3. Составление пересказа по картинкам на тему “Новенькая” (автор серии В. Гербова).

4 н.

4. Главное в описании. Описание животного (экскурсия составление рассказа).

Для чего мы сравниваем. (практическая работа).

Май

1 н.

Учимся видеть цвета и краски (экскурсия).

Прослушивание пьес Чайковского из цикла “Времена года”, рассматривание репродукции картин.

Нарисуй картину весны (краски, создание словесной картины).

2 н.

Учимся писать письмо (практическая работа).

3 н

Описание внешности (практическая работа). Теория.

4 н.

Поздравление устное и письменное (конкурс на лучшее поздравление с окончанием года).

Заключение.

Кружок “Учение с увлечением” помогает развивать у ребенка речевой аппарат, а главное помогает ему почувствовать, что он умелый и талантливый. На кружке создается атмосфера доброжелательности, искренности, в которой ребенок сможет познать себя и других. “Лучшее начало учения состоит именно в том, чтобы привести в порядок, уяснить то, что уже собрано в детскую голову; превратить безотчетное знание в сознательное и тем самым пробудить деятельность сознания и придать ребенку ту самостоятельность, при которой только учение становится полезным”. Ведение кружка в начальной школе позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся.

Список используемой литературы

Авторская программа кружка детского творчества «Фантазия»

Пояснительная записка

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  1. быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  2. быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, мы видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями — активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. — все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.

Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления. Данная программа кружка художественного творчества «Фантазия» рассчитана на 4 года обучения детей в возрасте 6-11 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Цель программы

Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей к миру творчества, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество.

Задачи программы

  1. Приобщение учащихся к народному искусству и художественному творчеству.
  2. Формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, к искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.
  3. Развитие творческих способностей и навыков работы с различными материалами, формирование практических навыков работы с различными инструментами, расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения.
  4. Формирование “культуры творческой личности”, развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
  5. Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству, дизайну в разных формах, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности.

Учебно-тематический план

План

часы

всего

Теор.

Прак.

Введение. Вводное занятие в учебный курс

Поделки из природного материала

Проектная деятельность

Поделки из солёного теста

Поделки из бумаги и картона

Работа с пластилином

Ваяние из гипса

Работа с нитями пряжи

Работа с тканью

Аппликация из соломки

Поделки из спичек

Волшебная флористика

Экскурсии, спектакли

Выставки творческих работ

Праздники, чаепития

Игрушки из бросового материала.

Итого:

Организация образовательного процесса

Занятия кружка в творческой мастерской проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа. Таким образом, количество учебных часов составляет:

  1. 1 год обучения-34ч,
  2. 2 год обучения-34ч,
  3. 3 год обучения-34ч,
  4. 4 год обучения-34ч.

Учебная нагрузка планируется исходя из педагогической и психологической целесообразности с учётом психологических и физических особенностей детей младшего школьного возраста. Большая часть часов отводится на практические занятия, которые являются наиболее эффективной формой обучения в объединении.

Задача руководителя – постоянно поддерживать на занятиях творческий настрой, сохранить увлечённость ребят любимым делом. Поэтому очень важно подбирать задания в соответствии с возрастом. Выполнение работ только кажется простым, за этим кроется выработка твёрдых навыков. В повседневной жизни необходимо поддерживать у детей радость открытия, новизны, удивления собственным возможностям, чувство гордости за результаты своего труда и творчества своих товарищей.

Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, когда руководитель кружка вместе с ребятами делает и свою работу, на которую ориентируются дети. Метод личного показа приветствуется.

Задача педагога – следить за правильной организацией рабочего места учащихся, хранением инструментов, экономным и бережным расходованием материалов, аккуратным обращением с методическими материалами, журналами, книгами.

Эффективным средством обучения и воспитания , а также формирования и сплочения коллектива являются совместные посещения выставок прикладного и художественного творчества, проведения праздников в коллективе, чаепитий.

Младшие школьники быстро утомляются, поэтому через каждые 20-30 минут работы необходимо делать перерыв или физминутки, обязательно включая зрительные/

Методы обучения в начале учебного года с учётом знаний, практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приёмов, используемых в конце периода обучения.

В начале изучения любого изделия педагог даёт основы технологии, направляет деятельность учащегося на правильное выполнение различных операций, следит за их качеством.

Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленный опыт, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение. В работах должно ощущаться авторство ребёнка.

Содержание тематического планирования из года в год может частично меняться и корректироваться. В план могут вноситься изменения, отражающие реальные события, а также новые достижения в области декоративно- прикладного искусства.

Приложение 1.

Методические пояснения

Программа подчеркивает важность увлеченности школьников творчеством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические их художественные потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач — творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок. При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы.

На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.

В программе поднята важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло.

Главные принципы программы

  1. Непрерывность, систематичность и взаимосвязь школьного и дополнительного образования и воспитания.
  2. Гуманизм в межличностных отношениях.
  3. Связь с жизнью.
  4. Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  5. Применение принципов развивающего, проблемного обучения.
  6. Использование проектной технологии.
  7. Интеграция интеллектуального, художественного, эстетического и нравственного развития.

Ожидаемые результаты

Первый год обучения. Смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений — цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи.

Второй год обучении — это пространство и среда, выразительность разных сторон окружающей жизни и разных видов искусства, возможность передачи образными художественными средствами различных особенностей окружающего мира — “близкого” и “широкого”.

Третий год обучения. Осваиваются разнообразные ситуации жизненного окружения, как они предстают в творчестве, и то, как само творчество составляет неразрывную часть нашего окружения. Это проводится через сюжетные завязки, через характеры героев, через игры, движения и танец, изобразительную деятельность.

Четвертый год обучения. Опорным моментом выступает композиция окружающей действительности и произведений искусства как сочетание явлений, позволяющее говорить о композиции и ее замысле в фантазии автора. Коллективные занятия являются продолжением индивидуальной работы.

Формами подведения итогов реализации программы “Фантазия ” являются

  1. выставки: тематические, праздничные,
  2. творческие конкурсы: школьного, сельского, районного, федерального масштаба.

У нас на уроках трудового обучения существует заключительный этап – презентация своей работы, на котором каждый ребёнок по желанию представляет и демонстрирует в действии своё изделие, сопровождая это стихотворением или загадкой, и даёт возможность другим детям полюбоваться им, подержать в руках. Такой этап есть и на занятиях кружка.

Работа с родителями.

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.

Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении “Фантазия ”, помощь в организации экскурсий.

Организация тематических творческих выставок поделок на родительских собраниях и внеклассных мероприятиях, в сельском ДК.

Содержание дополнительной образовательной программы.

1. Правила техники безопасности.

Знакомство с правилами техники безопасности при работе с разными инструментами.

2. Лепка из соленого теста.

Учатся делать цветное тесто, окрашивать его, знакомятся с правилами хранения теста. Учитель подробно знакомит с набором инструментов и порядком работы. Дети учатся лепить простые элементы, создавать фактуры поверхности, скреплять детали между собой. Ученики делают изделия: «Подкова», «Фрукты», учатся сушить и окрашивать тесто, оформлять изделия и клеить изделия, делать композиции с использованием дополнительного материала.

Изделия из соленого теста.

Ученики делают изделия: » Змея», «Подкова», «Фрукты», учатся сушить и окрашивать тесто, оформлять изделия, составлять композиции с использованием дополнительного материала.

Учащиеся изготавливают более сложные картины: «Подсолнухи» » Розочки в корзине», оформляют изделие.

Изделия из соленого теста на тему: «Скоро Новый год»

Учащиеся изготавливают картины на тему: «Скоро Новый год» из цветного или простого теста, изделия: «Елочка». Сушат и окрашивают тесто, оформляют изделия.

3. Работа с пластилином.

Учатся подготавливать пластилин к работе, окрашивать его, знакомятся с правилами его хранения. Учитель подробно знакомит с набором инструментов и порядком работы, а также организацией рабочего места. Дети учатся делать простые элементыиз пластилина. Знакомятся с повадками и отличительными особенностями разных животных.

Изделия из пластилина.

Изготавливают изделия: «Весёлый зоопарк», «Букет роз».

4. Волшебная флористика.

Учатся собирать и сушить осенние листья, подготавливать их к работе. Учитель подробно знакомит детей с набором инструментов и технологией сушки листьев. Дети учатся составлять простые и сложные композиции из листьев.

Композиции из листьев.

«Заяц», «Слон», Рябина, «Лес», «Рыбка», «Осенний букет» и т. п.

5. Работа с пряжей.

Учащиеся учатся работать с лекалами из бумаги, переводить выкройку через кальку и самостоятельно готовить лекала по заданным размерам, работать с пряжей разного качества, выполнять работу по инструкции.

Изделия из пряжи.

«Весёлые куклы».

Поделки из помпончиков: «Пушистые бусы», «Гусеница», «Цыплёнок», «Грибы», «Чудо — ягодки», «Открытка», «Новогодняя ёлочка» и т.п.

6. Работа с бумагой и картоном. Аппликация.

Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Виды бумаги: чертёжно -рисовальная, писчая, обёрточная, обойная, гофрированная, цветная, промокательная, бархатная. Виды картона: цветной, тонкий, упаковочный; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.

Практическая работа: разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством, техникой выполнения работ по технологической карте, знакомство с разными видами аппликаций (плоских и объёмных): из ракушек, кусочков ваты, бумаги, из природных материалов, и их полезной значимостью. Ученики учатся не только изготавливать работы по образцу, но и составлять свои собственные композиции для украшения не только листов бумаги, но также пасхальных яиц, коробок, шкатулок, рамок для фотографий и т.п.

Изделия.

Разные виды аппликаций: «Волшебный цветок», «Московский Кремль», «Весёлый Дед Мороз», «Прощай, бабье лето!», «Весёлый дождик !», «Пушистые облака», панно «Цветы», аппликации на тему «Пасхальный благовест» и др.

7.Работа с разными материалами.

Знакомство с разными материалами, из которых можно сделать красивые и оригинальные поделки: скорлупа яиц, капсулы киндер-сюрпризов, цедра лимона и апельсина, фольга, скорлупа орехов, перья и пух и др. Подготовка различных материалов к работе, оформление к выставке.

8.Изделия из разных материалов.

Поделки

  1. из перьев и пуха: «Лебёдушка», «Цирковая собачка», «Птица счастья»;
  2. из цедры: «Мимоза», «Гроздья рябины»;
  3. из скорлупы орехов: композиция «Дружная семейка», «Черепаха», «Божья коровка», «Клубничка», «Божья коровка на листке» и др.

9.Проектная деятельность.

Объёмное «Чудо-дерево» из картона и бумаги.

Цветочная поляна, трава из бумаги.

Книжки-малышки в форме различных овощей, фруктов и т.п.

Приложение 2.

Материалы, инструменты, приспособления

Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:

  1. Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, скорлупа грецких орехов и т.д.
  2. Бумага: чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная.
  3. Картон : цветной, тонкий, упаковочный.
  4. Открытки, салфетки, фантики.
  5. Ткань, иголка, дырокол.
  6. Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.
  7. Цветная пряжа для изготовления поделок из помпончиков.
  8. Вата, поролон, капрон для набивки игрушек.
  9. Бросовый материал: коробка картонная, стеклянная бутылка оригинальной формы, капсулы киндер-сюрпризов, кусочки фетра, драпа, поролона, кожи, ткани, проволоки, спички т.п.
  10. Клей ПВА и «Момент».
  11. Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы

Разделительный мягкий и твердый знак

Разделительные Ь и Ъ отделяют согласные от гласных.

Разделительный твердый знак (Ъ) пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук перед корнем, начинающимся на гласный Е, Ё, Ю, Я:

Подъезд, съёжилась, предъюбилейный, объявить

Также разделительный Ъ пишется в слове съёмка, хотя находится в корне.

Разделительный мягкий знак (Ь) пишется:

  • В корне или на конце корня перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И:

Пьедестал, ружьё, пью, обезьяна, соловьи

  • В заимствованных словах перед –ОН:

Медальон, почтальон, бульон, каньон, шампиньоны

  • В слове бельэтаж

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И — Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание «не» с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 193, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 194, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 197, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 200, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 207, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 2, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 3, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 31, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 32, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 46, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

2 класс

Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 105, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 162, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 80, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 97, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 131, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 138, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 157, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 204, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 5, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 187, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 6, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 248, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 183, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 105, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 170, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 247, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 35, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 153, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 169, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

4 класс

Упражнение 262, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 236, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 141, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 150, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 22, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 46, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 6, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 389, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 583, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 601, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 55, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 186, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 235, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 240, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 244, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 322, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 370, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 88, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 92, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 369, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 30, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 261, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 264, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 348, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 366, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 455, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 470, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 600, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 312, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 419, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 91, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 160, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 198, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 210, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 351, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 441, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 470, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 501, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 86, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 90, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 7, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 20, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 58, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 160, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 164, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 167, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 196, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 206, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 258, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 266, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

В русском алфавите есть две удивительные буквы – Ь и Ъ – они не обозначают звуков! Зачем же они тогда нужны? О важности мягкого знака в русском языке, о его функции в речи – говорим сегодня.

Три роли одной буквы

Мягкий знак – одна из букв, функция которых изменилась в процессе развития языка. Когда-то эта буква называлась «ерь» и обозначала очень короткий гласный звук (редуцированный) – что-то среднее между Е и И.

В результате развития языка звук, обозначаемый буквой ерь, исчез. Если эта буква была под ударением, она превратилась в Е; если без ударения в середине слова – просто исчезла (именно этим объясняется чередование с нулем звука: пень – пня, например); на конце слова она стала обозначать мягкость согласного.

Итак, мягкий знак может быть показателем мягкости согласного (день). Может указывать на грамматический признак (например, на 3 склонение существительного: помощь, но плащ).

А может быть разделительным.

Что разделяет мягкий знак?

Разделительный мягкий знак называется так потому, что он словно бы разделяет слово на части: часть после знака произносится так, как будто с этого места начинается новое слово. Если после разделительного мягкого знака стоит, например, буква Я, она читается так же, как и в начале слова: . Эта тема изучается еще во 2 классе и обычно не вызывает сложностей в отношении правописания, но ошибки в фонетическом разборе не редкость. Давайте рассмотрим примеры:

Статья –

Пьёт –

Вьюга

Гласные Е, Ё, Ю, Я после разделительного мягкого знака обозначают по два звука: е – , ё – ]й’о], ю – , я – .

В каких же случаях употребляется разделительный мягкий знак? После любого согласного, кроме Й, перед Е, Ё, Ю, Я, И. При этом согласный звук вовсе необязательно будет звучать мягко, так как в данном случае мягкий знак выполняет другую задачу. Однако важно помнить, что это правило не действует после приставок. После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я ставится не мягкий, а твердый разделительный знак!

Итак, в соответствии с правилом разделительный мягкий знак пишется после согласного перед Е, Ё, Ю, Я, И в любом месте предложения, кроме позиции после приставки.

Особенности употребления мягкого знака в словах иноязычного происхождения

Посмотрим на слова, употребленные в предложении: «Почтальон ел бульон с шампиньонами».

Слова «почтальон», «бульон», «шампиньон» заимствованы из французского языка. Русская орфография пыталась следовать произношению этих и других аналогичных слов, этим и объясняется нетипичное для нашего языка написание мягкого знака перед О.

Приведем примеры таких слов:

  • Бульон.
  • Медальон.
  • Шампиньон.
  • Почтальон.
  • Каньон.
  • Котильон.
  • Батальон.
  • Павильон.

Как не ошибиться в слове с разделительным знаком?

Если после согласной следует гласная Е, Ё, Ю, Я, И, то необходимо определить, не находится ли эта буква на стыке между приставкой и корнем. Если перед нами приставка, оканчивающаяся на согласную, а за ней строит Е, Ё, Ю, или Я, то в этом месте надо писать не мягкий, а твердый знак. И после приставки на согласный переходит в Ы (исключение «взимать», слова с иноязычными и некоторыми другими приставками). Если же это не граница приставки и корня, то надо писать мягкий знак. Приведем примеры: вьюга, шьет, чья, птичьи, соловьи, колье.

Слова иноязычного происхождения лучше проверять с помощью словаря.

Что мы узнали?

Разделительный мягкий знак пишется после согласной (но не после приставки на согласную) перед Е, Ё, Ю, Я, И; буквы Е, Ё, Ю, Я в этом случае обозначают два звука. Мягкий знак пишется также в некоторых заимствованных словах перед О (медальон, почтальон и т.п.)

Тест по теме

Задания для учащихся 2 класса по теме «Мягкий знак разделительный и показатель мягкости».

Задания для проверки знаний учащихся 2 класса по теме «Мягкий знак разделительный и показатель мягкости».

Выборочные диктанты.

Записать слова с разделительным мягким знаком.

Проверочные диктанты.

Осенью в лесу.

Пришла осень. Часто льют дожди. Смолкли птичьи песни. Ушли в ульи пчёлы. Сильный ветер рвёт листья с деревьев. Под елью в траве уснул ёж. (27 слов)

Слова для справок: птичьи.

Зимой в лесу.

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В сучьях деревьев было жилье зверька. Над елью кружила стайка клестов. (28 слов)

Слова для справок: деревьев.

Зимний лес.

Зима. Мороз. На деревьях иней. Лед сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу. Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берёз. Пролетела синичка. Каркнул ворон. По тропе пробежал заяц. Лисий след ведет в чащу. Под елью сугроб. Там спит медведь. (40 слов)

Орфографические минутки.

1. Подчеркнуть в словах разделительный мягкий знак.

Братья, друзья, хлопья, деревья, ружьё, платье, счастье;

варенье, печенье, здоровье, копьё, осенью, ночью;

Татьяна Соловьёва, Дарья Васильевна, Илья Муравьёв;

лью, льет, льют, шью, шьет, шьют, пью, пьет, пьют;

птичьи, волчьи, заячьи, вороньи (следы).

2. Записать слова во множественном числе.

Воробей, кол, ручей, перо, крыло, дерево, муравей;

лист, брат, друг, прут, стул, сучок, звено.

3. Распределить слова в два столбика: в первый слова с разделительным мягким знаком, во второй — с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука.

Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учитель;

жилье, коньки, счастье, птичьи, крыльцо, Илья;

Кузьма, Дарья, сильный, платье, пальцы, копьё, хлопья.

4. Записать полные имена людей.

Уля (Ульяна), Таня, Даша, Наташа.

Работа над предложением и текстом.

1. Из слов каждой строчки составить предложение. Озаглавить получившийся текст.

Пушистый, накрыл, деревья, снег.

Снегу, много, следов, видно, на.

Ночью, вот, проскакал, хорёк.

Следы, медвежьи, к, ведут, берлоге.

Полянке, оставлены, на, следы, заячьи.

2. Указать порядок предложений в тексте. Озаглавить текст.

Они едят почки разных деревьев.

Бурундук любит ягоды и плоды шиповника.

Зимой бурундуки крепко спят в норе.

Этот зверёк может разорить гнездо.

Бурундуки — это лесные зверьки.

Задания.

1.Спишите. Вставьте ь, где это следует.

2.Прочитайте. Разделите слова на две группы. Напишите слова в столбик парами. Чем отличаются слова в левом столбике от слов в правом?

Мел, брать, есть, мель, ель, ест, ел, угол, хор, уголь, хорь, брат. Образец: мел – мель.

3.Составьте цепочку слов, в которой каждое последующее слово начинается с последней буквы, обозначающей звук предыдущего слова. Во всех словах звуков должно быть меньше, чем букв.

Подчеркните все буквы, обозначающие мягкость согласных. Исходные слова: октябрь, олень, тетрадь.

Образец: деталь – лебедь – день – ноль — лошадь – дельфин – нить — тюлень.

4.Прочитайте цепочки слов. Исключите в них лишнее. Ответ обоснуйте. Оставшиеся в цепочках слова напишите по памяти. Орфограммы подчеркните.

Дуб, дерево, ольха, тополь, берёза; дождь, снег, осадки, иней, град; секунда, час, год, день, неделя.

6.Прочитайте. Напишите предложения в порядке увеличения в них количества слов с мягким знаком в конце и в середине слова. Вставьте пропущенные буквы.

Мал..чики ск..л..зят по л..ду на к..н..ках. Белоч..ка скрылас.. в густом ел..нике. На сн..гу в..днелис.. сл..ды мален..кого звер..ка.

Тест «Проверь себя».

1.В какой строке все слова, в которых ь (мягкий знак) обозначает только мягкость согласных звуков:

а) пень, соловьи, метель, морковь;

б) угольки, зверь, коньки, фасоль;

в) вьюга, счастье, муравьи, жильё.

2. В какой строке все слова пишутся с разделительным мягким знаком:

а) деньки, крыльцо, брать, мельник;

б)воробьи, песня, здесь, ночью;

в) друзья, ручьи, лисья, варенье.

3. Измените слова по данному образцу. Соня – Софья.

Наташа — … , Даша — … , Таня — … , Луша — … , Илюша — … , Уля — … .

4. Поставьте слова во множественное число.

Друг — … , брат — … , звено — … .

Дерево — … , сук — … , перо — … .

Лист — … , колос — … , прут — … .

5. Измените выделенные слова так, чтобы они обозначали признак предмета.

рога оленя — …

шкурка белки — …

лапа зайца — …

берлога медведя — …

6. Составь и запиши пословицу из данных слов.

Без, учен…я, умен…я, нет.

7. Подбери к данным словам противоположные по значению.

Работа – безделье, болезнь — … , скука — … , враги — … , вред — … .

8. Подбери к данным словам близкие по значению.

Приятели – друзья, метель — …, дом — … , горе — … , вьюга — … .

Тест «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных».

Проверочная работа

по теме «Мягкие и твёрдые согласные».

2 класс

  1. Подчеркни буквы, которые могут обозначать мягкость согласного звука. Допиши недостающие буквы.

а, ы, ю, я, о, э, е, ё, у, ъ ______________________

  1. Подчеркни в словах мягкие согласные:

Пень, сито, ягода, малина.

  1. Подчеркни в словах твёрдые согласные:

Лист, гуси, поле, рис.

  1. Выбери из ряда и запиши в нужную строку:

щ, ш, ч, ж, ц, й

Всегда твёрдые согласные:_____________________________

Всегда мягкие согласные:_____________________________

  1. Прочитай слова. Подбери и запиши слово с таким же обозначением мягкости согласных, что и в данных словах.

Сила лось сел сяду сёла

__________________________________________________________________________

  1. Прочитай слова. Где надо, вставь ь.

Степ…, гус…, цирк…, огон…, ден…, цеп…, арбуз…, буквар…, сон…, лошад…, стон…, забор… .

  1. Прочитай слова и выпиши их номера в соответствующую строку:

  1. Спать, 2) свет, 3) корь, 4) корзина, 5) кошелёк, 6) царь.

Мягкость согласных обозначена гласными: _________________________

Мягкость согласных обозначена ь: _______________________________

  1. Проверь, правильно ли выполнено задание – подчеркнуть мягкие согласные. Обведи слова, в которых есть ошибки.

Крокодил, лыжи, пилот, цифры, шины, дядя.

  1. Проверь, правильно ли выполнено задание – подчеркнуть твёрдые согласные. Обведи слова, в которых есть ошибки.

Чашка, дом, борщ, случай, санки, стул.

  1. Прочитай предложения, исправь ошибки.

Йаша и Тола – шорошийэ друзьйа. Пэта нос портфэл. Вэтэр поднал снежнуйу пыл.

  1. Сделай транскрипцию слов:

салют ___________________ ель_____________________________

вьюга____________________ Юля____________________________

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *