Развитие коммуникативных навыков

Доброго всем времени суток! В статье «Что такое коммуникационные навыки человека и почему они жизненно важны» я рассказал о том, что такое общение и его значимость для каждого человека. Ведь основа закладывается в детстве, в зависимости от обстановки в семье и условий жизни, которые ребёнок не способен контролировать и регулировать. Поэтому уже во взрослом возрасте он вполне способен самостоятельно заполнить пробелы с помощью саморазвития. И сегодня я решил поделиться рекомендациями, как развить коммуникативные навыки у взрослого, который осознанно принял решение улучшить качество своей жизни.

Топ 10 методик

1.Научитесь замечать реальность и того, с кем общаетесь

Бывали ведь в ситуациях, когда вам уже неинтересно, а человек всё говорит и говорит, не обращая внимания на то, что вы уже даже не смотрите на него? Ведь после такого нет желания снова с ним встречаться, правда? И важно учитывать не только обратную реакцию собеседника, но и обстановку, в которой находитесь. Развить в себе внимательность можно постепенно, выполняя каждый день такое упражнение:

  • Сядьте удобно и попробуйте сконцентрироваться только на том, что вы слышите. Достаточно будет и пары минут для выполнения. Сначала будет слышен просто шум, а потом вы начнёте выделять отдельные звуки и понимать, откуда они доносятся.
  • Следующий шаг состоит в том, чтобы всё внимание направить на то, что вы видите. Мысленно отмечайте каждый предмет, будь то стул или завалявшийся гвоздик.
  • Теперь пару минут концентрируйтесь на своих ощущениях и мыслях. Прочувствуйте каждую часть тела, обратите внимание на каждую возникающую в голове мысль.

Это упражнение вырабатывает умение замечать детали, другого человека и себя в контакте с ним. Ведь формирование близких и доверительных отношений невозможно, когда толком не слышишь и не замечаешь партнёра. А так неосознанно будет ощущаться та невидимая грань, когда понимаешь, что нужно промолчать или взять паузу, или наоборот, что пора вступать активно в разговор.

2.Читайте книги для расширения кругозора

Это, помимо новых знаний, поспособствует запоминанию новых слов и умению строить грамматически правильные предложения. Вы сможете поддержать любую беседу, или, в крайнем случае, перевести на тему, в которой хорошо ориентируетесь. Прочитав какую-либо книгу, попробуйте пересказать её вкратце, записывая себя на диктофон. Во время прослушивания обратите внимание, каким образом делаете паузы, какие слова-паразиты наиболее часто встречаются и как вообще звучит ваша речь. Что хотелось бы изменить, чтобы слушать было интереснее и приятнее?

Учитывая все нюансы, попрактикуйтесь и сделайте ещё попытку, до тех пор, пока результат не удовлетворит вас. Таким образом, будет происходить формирование грамотной и чистой речи, что играет огромную роль в процессе общения.

3.Язык тела

Если вы читали мою статью «Что такое невербальное общение и как распознать эмоциональное состояние человека» то знаете, что язык тела отображает порой до 90% информации о нашем состоянии и отношении к другому человеку. Поэтому, помимо качества речи, следует научиться отслеживать свои позы и жесты, чтобы они неосознанно не отталкивали других людей. А для этого, в тот момент, когда записываете свой пересказ прочитанной книги на диктофон, сядьте напротив зеркала и внимательно наблюдайте за своими жестами.

Попробуйте ощутить, комфортно ли в вашей позе и попробуйте её сменить на другую, прислушиваясь к внутренним изменениям. Изучите, какие жесты располагают к себе и говорят об открытости и старайтесь как можно чаще их использовать. Попрактикуйте улыбку перед зеркалом, чтобы она не выглядела искусственной или оскалом, а чтобы была приятна. Старайтесь как можно чаще улыбаться, и со временем вы заметите, как меняется внутренний настрой и ваше отношение к жизни.

4.Упражнение «Перевоплощение»

Подумайте о своём любимом герое, из сказки, мультика, фильма, или просто человеке, на которого хочется быть похожим. Вспомните в деталях всё, что вас так в нём привлекает, и войдите в образ, пробуя воспроизвести его характер. Пройдитесь по комнате, что-то рассказывая с его интонацией и манерой поведения, используя такие же жесты, взгляд, слова. Прочувствуйте себя совсем в другой роли, и затем выпишите на листе свои мысли и ощущения. В будущем вы вполне можете опираться на них, вспоминая прожитую роль.

5. Фантазирование о не знакомом человеке

Когда вы находитесь в общественном месте, выберите одного человека, и попробуйте придумать его историю жизни. Какой он по характеру, как живёт, как смеётся, кем работает и каким образом строит отношения? Отвернитесь и вспомните его черты лица, во что одет, а потом посмотрите и проверьте, что упустили в образе.

6.Посещайте выставки, какие-либо культурные мероприятия, ходите в музеи

Находясь в таких местах, просто невозможно будет не завязать с кем-то даже самый непринуждённый разговор. Просто попробуйте спросить у кого-то мнение об экспозиции, либо поделитесь своим восхищением или другой реакцией на картину. И так с каждым разом будет всё больше опыта в построении разговора, своих ощущениях.

Помимо того, что это поможет расширить ваш кругозор и поднять самооценку, так ещё и повысит интерес к жизни, ведь творчество вдохновляет и помогает раскрыть потенциал. Если выставки и музеи не интересны, займитесь каким-то видом спорта. Это очень сближает и помогает найти единомышленников, с которыми намного проще начать беседу.

7.Практиковать и не оттачивать свои навыки

К примеру, поставьте перед собой задачу, каждый день знакомиться с новым человеком. Поначалу может быть много страха и тревоги, это нормально. Но день за днём, выполняя это правило, вы начнёте замечать, что уже по-другому начинаете реагировать, что волнение перекрывает заинтересованность в другом человеке, искренний интерес к нему. Так что не бойтесь рисковать, действуйте.

8.Ощущение уверенности в себе

Ведь если в разговоре вы замолкаете, не осмеливаясь высказать свою точку зрения – вряд ли будете считаться компанейским и интересным человеком. Развивайте свою самооценку, открывайте в себе свои сильные стороны, которые можете предъявить окружающим, уважайте себя, своё мнение и цените собственное время, тогда и окружающие будут это чувствовать, не игнорируя вас. Можете почитать мою статью, в которой я изложил подробные техники для повышения самооценки «Лучшие методы достижения успеха которые помогут наконец поверить в себя».

9.Научитесь слушать собеседника, не перебивая его

Таким образом, вы сможете расположить его к себе, давая пространство высказаться, получите больше информации о нём, а также отследите, какие ошибки он допускает в разговоре, чтобы не повторять их с другими людьми. Отслеживая свою реакцию на его поведение, вы поймёте, как выглядите сами в глазах других, возможно, возьмёте на вооружение какие-либо жесты или слова, которые вас заинтересуют.

10.Отмечайте общие черты характера с собеседником и ваши различия

Это поспособствует принятию и уважению чужой точки зрения, иначе конфликты, чувство раздражения и нежелания общаться будут вашими постоянными спутниками. Мы все разные, с разным опытом, мыслями, и необходимо уметь быть в контакте с другим человеком, несмотря на разность взглядов. Учитесь уважать не только себя, но и остальных людей, давая им право думать не так, как вы, но при этом оставаться рядом. Если вы с чем-то не согласны, не обязательно говорить собеседнику, что он не прав или в чём-то не разбирается, а просто скажите, что у вас немного другое по этому поводу мнение, в силу того, что прожили другой опыт. Ваша задача – найти точки соприкосновения, а не наоборот, доказать своё превосходство.

На этом всё, уважаемые читатели моего блога! Самое главное – наличие мотивации и желания, тогда не возникнет сложностей с освоением науки общения и поисков ответов на вопрос, как стать коммуникабельным. Рискуйте, пробуйте, боритесь со своими страхами, и тогда перед вами откроются совсем новые горизонты возможностей.

Не забывайте подписываться на обновления блога. До скорых встреч.

Развитие коммуникативных навыков

Синдром табуретки

Человек включен в общение с себе подобными с момента рождения. Поэтому все базовые навыки общения у нас формируются еще в «досознательном» возрасте. Привычные нам способы общения очень быстро автоматизируются, становятся шаблонными. И с годами может получиться так, что сформированные в детстве навыки «отстают», не соответствуют новым коммуникативным задачам и ситуациям взрослой жизни.

Вот простой пример. Одним из базовых навыков общения является самопрезентация – представление себя партнеру (партнерам) по общению. Самопрезентация предполагает дозированное и избирательное самораскрытие

То есть важно не вываливать на собеседников все шокирующие подробности о «себе любимом», а предоставлять ровно столько информации, сколько необходимо для формирования позитивного впечатления о вас и (главное!) для достижения цели общения

А теперь представьте себе, скажем, мальчика Васю, выросшего с «синдромом табуретки». «Синдром табуретки» (это шуточное название, не научный термин) возникает у детей, родители которых всячески культивируют их одаренность (даже если таковая на самом деле отсутствует) и демонстрируют ее окружающим. Если в такую семью приходят гости, то родители тут же громко объявляют: «А сейчас наш Васенька прочитает стишок / сыграет на скрипке / споет!» После чего Васенька оказывается в центре всеобщего внимания (встает на реальную или гипотетическую табуретку) и демонстрирует всем свои таланты.

Постепенно у ребенка формируется установка: «Я должен начать общение с демонстрации своих талантов, должен восхитить всех и оказаться в центре общего внимания». Как вам кажется, насколько полезен будет такой навык общения, скажем, во время важных деловых переговоров? Наверняка вам знакомы подобные персонажи, которые вместо того, чтобы сосредоточиться на деле, «тянут одеяло на себя»

Они готовы пойти на все, даже сорвать переговоры, лишь бы привлечь внимание к своей персоне. Такие люди не владеют на осознанном уровне навыком самопрезентации, шаблонно воспроизводя сформированный в детстве «синдром табуретки»

8 базовых навыков общения:

  1. Ориентировка в ситуации общения (включая понимание целей, ролей, мотивации участников).
  2. Установление контакта, начало общения (и симметричный навык – завершение общения).
  3. Самопрезентация.
  4. Получение информации от собеседника (активное и пассивное слушание, использование вопросов, чтение «языка тела» и др.).
  5. Предоставление информации (презентационные).
  6. Эмоциональная регуляция и саморегуляция.
  7. Психологическое воздействие (убеждение, внушение) и противостояние воздействию.
  8. Предоставление обратной связи.

Разумеется, есть и более сложные навыки общения – например, связанные с ведением переговоров или публичными выступлениями перед большой аудиторией. Но без достаточного овладения базовыми навыками общения освоить навыки/умения более высокого уровня будет проблематично.

Улучшаем свои навыки общения

Если раньше вы думали, что войти в число тех, кто отличается блестящими навыками общения, трудно, то вы очень и очень ошибались. На самом деле любая проблема имеет своё решение, зачастую достаточно простое, было бы только желание его искать.

Умейте поставить конкретные коммуникативные задачи по отношению к партнёрам

Стремитесь к осознанному и эффективному общению? Выбирайте подходящие эмоционально-мотивирующие задачи. Дело в том, что воздействовать на любого человека гораздо проще через его эмоциональную сферу.

Конечно, чересчур бурно проявлять свои эмоции не стоит, это может показать вас не с лучшей стороны, но умение установить эмоциональный контакт всегда было главной характеристикой лучших коммуникаторов. Поэтому определите, какой именно результат вы хотите получить от разговора и определитесь с нужными эмоциями.

Умейте не обращать внимания на психологические барьеры

Внутренние барьеры возникают в процессе общения достаточно часто, и все бы ничего, но они выступают одним из главных препятствий плодотворного общения

Но чтобы вам ничего не мешало, концентрируйте внимание на том, что для вас важно именно в процессе общения

Умейте руководить процессом общения

Забудьте на время о логических шагах в общении – если вы будете постоянно заняты просчётом необходимости того или иного действия, то у вас просто не останется времени на то чтобы добиться той цели, которую вы перед собой поставили.

Конечно же, с первого раза вы вряд ли сумеете «прочувствовать» общение, поначалу вам просто не обойтись без тренировок. Но зато потом вы сможете без особых проблем понимать настрой своего собеседника и разбираться, идёт ли он с вами на контакт.

Умейте быть обаятельным

Конечно же, вы не раз сталкивались с людьми, которые без особых проблем получают от общения все, что им нужно, а все благодаря харизме. Не нужно думать, что харизма – исключительно врождённое качество, его вполне можно и развить, для этого стоит позволить своё воображению пуститься в свободный полёт и освободить свою внутреннюю жизнь.

Умейте убирать психофизические зажимы

Скованные или чересчур развязные телодвижения немедленно просигнализируют вашему собеседнику о наличии и у вас психофизических зажимов. Возможно, он не сумеет чётко идентифицировать природу вашего состояния, однако сразу поймёт, что с вами что-то не так. Соответственно, успешность вашего общения окажется под большим вопросом. Поэтому расслабьтесь и, конечно же, тренируйтесь.

Книги по развитию коммуникативных навыков

Патрик Кинг «Как улучшить навыки общения» – это книга-бестселлер от американского режиссера и сценариста поможет прокачать коммуникативные умения и навыки, изменить токсичные деструктивные установки и привычки при общении с другими людьми. Другие полезные книги по развитию навыков общения:

«Как разговаривать с кем угодно» М. Роудс. У многих людей существуют сложности при общении: страх начать беседу, отсутствие уверенности и низкая самооценка
Автор уделяет большое внимание по преодолению всех этих психологических барьеров в себе.
«Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров» М
Гоулстон. Красиво и убедительно говорить, чтобы привлечь к себе внимание собеседника – это искусство, а умение слушать – высший пилотаж. Люди любят, когда их слушают, и благодарны, когда их собеседник искренне и с интересом их слушает, и в ответ они будут слушать вас с превеликим удовольствием.
«Секреты общения. Магия слов» Дж. Борг. Очень часто человек в своей речи использует слова, которые «прилипли» к нему и кочуют из разговора в разговор, по этим словам можно определить, что за личность перед тобой

Важно начать отслеживать свою речь и подбирать правильные слова для общения. В книге много практических упражнений.
«Разговор по существу

Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего» С. Скотт. Автор учит конструктивным навыкам общения и призывает отказываться от пустой болтовни, во время которой теряются время и энергия.
«Никогда не ешьте в одиночку. И другие правила нетворкинга» К. Феррацци, Т. Рэз. Книга написана для бизнесменов, но будет полезна к прочтению и широкой публике. Автор учит, как развить коммуникативные навыки у взрослого и выстроить конструктивные отношения с окружающими людьми с помощью проверенной пошаговой стратегии.

Игры, развивающие общительность.

соместные игры детейРазвивать коммуникабельность в детях, можно начать с самого раннего возраста, когда малыш уже способен выражать ответную реакцию происходящему. В этом могут помочь самые простые игры, а любимые игрушки: мишки, зайчики – станут отличными помощниками в развитии коммуникабельности у ребенка. Самое простое это беседовать с ребенком от имени куклы. Привыкнув к таким разговорам, малыш не будет сторониться общения.Если есть возможность поиграть в коллективные игры, то это будет отличным стимулом развить раскрепощенность и как следствие коммуникабельность. На таких занятиях у детей есть возможность общаться друг с другом в игровой форме. Игра «Знакомство»Участники садятся в круг и по очереди начинают представлять себя, при этом каждый следующий сначала повторяет то, что сказал предыдущий, добавляя следом собственное представление.Например:– Я Катя, у меня есть любимая кошка Муся, мне нравится с ней играть.– У Кати есть любимая кошка Муся, она любит с ней играть. А меня зовут Дима, мне нравятся машинки и трансформеры, мы с папой играем вместе.– У Кати живет кошка Муся, и она с ней играет. Дима любит играть в машинки и с папой. Я Аня, мы с мамой ходили в зоопарк, больше всего мне понравился бегемот.Такая игра способствует развитию не только коммуникабельности, но и тренирует память.

игры с ребенком

Как улучшить свои навыки

Развить свои коммуникативные навыки поможет прохождение специализированного тренинга, где отработка моделей жизненных ситуаций, даже в случае ошибки, не повлечет за собой непоправимых последствий, как это бывает в жизни. Профессиональные наставники помогут научиться сглаживать конфликты, развить убедительную речь, приобрести навыки эффективной самопрезентации и повысить доверие к вашим словам.

В группе единомышленников есть возможность творчески подходить к решению коммуникативных задач, апробировать различные способы влияния на собеседника, использовать различные роли и проигрывать необходимые ситуации. Обучающий курс дает спектр методик и упражнений, которые можно применять в конкретных ситуациях.

Когда вы получите первые результаты от методов в реальной жизни, переходите к более сложным и изощренным вариантам коммуникаций. Для достижения большей эффективности, упражняться в умении строить коммуникацию можно в компании друзей и близких.

5 эффективных методов, как развить коммуникативные навыки

Умение быть общительным, это не только правильно и четко испускать слова из себя. Иначе, освоение коммуникабельности не являлось настолько серьезным мероприятием.

Нужно еще и уметь правильно преподнести себя, чтобы вас слушали, отстаивать свою точку зрения, добиваться желаемых результатов и оставлять наилучшее мнение о себе.

1. Ищите возможность поговорить

Вовсе необязательно говорить без умолка и прославиться «трещоткой» в своем кругу общения. Нет! Достаточно просто не избегать диалога. Не бойтесь разговаривать!

Справедливо предположить, что вы неоднократно избегали контакта со знакомыми вам людьми. К примеру, в автобусе или метро вам попадается человек с работы или тренировки, с которым вы только здороваетесь, но ни разу не общались, сталкиваясь в четырех стенах.

Или, возвращаясь домой, замечаете, как к вам навстречу идет ваш сосед по площадке. Наверняка, в перечисленных (или подобных) случаях вы стараетесь сделать вид, будто не замечаете их, либо сворачиваете на другую тропинку (дожидаетесь другой автобус и т.п.). Впредь зарекайтесь так поступать.

Не стесняйтесь подходить первым и здороваться. Еще лучше – заведите разговор с человеком, поинтересуйтесь, как у него дела. Это станет благотворным началом в мероприятии «Как развить навыки коммуникации».

2. Получайте удовольствие

Мало толка начинать общение с человеком, если на вашем лице преобладает хмурая гримаса. Собеседник, в таком случае, будет смотреть на вас недоуменно, тем самым, напрочь отбивая желание общаться с кем-либо, в этот день.

Заранее настраивайте себя на приятные мысли. Сделайте себе установку, что общение позволяет вам зарядиться позитивным настроением. Поначалу это может происходить фальшиво, но со временем вы заметите, как станете жизнерадостным и приветливым человеком.

Как развить навыки коммуникации, и при этом получать наслаждение от своих стараний? Больше практикуйтесь! И сотни нудней и зануд, которые окружают вас, вам в помощь.

Коллеги по работе начинают рабочий день с испускаемых монотонным голосом жалоб на зарплату, рабочий график и произвол руководства. Больше не уходите от них. Переведите все в шутку. Заговорите о чем-то новом. Найдите тему, которая будет интересна для всех.

Встречаете друга по школе, который постоянно начинает вспоминать одни и те же случаи из прошлого. Вспомните другие, не менее забавные. Учитесь получать удовольствие от общения, и с самого утра ставьте себе установку, что никто и ничто в этот день, не сможет испортить вам настроение.

3. Меньше формальности

Перестаньте отвечать на монотонные вопросы, которые пачками адресуются вам в течение дня, аналогичными ответами. Больше энтузиазма. Постарайтесь включить чувство юмора. Добавьте больше деталей. На вопрос «Как дела», ответьте «В норме», но не ограничивайтесь этим. Аргументируйте, что именно поспособствовало этому «В норме».

4. Больше артистизма

Коммуникабельный человек – счастливый человек. Его тело не скованно, голос полон бодрости. Он не стесняется испускать телодвижения и менять интонацию. Он вполне может кого-то изобразить, спародировать. Учитесь быть таким. Не обязательно косить под Джека Воробья, но и деревом-Грутом быть не нужно.

5. Прочь пессимизм!

Эффективным методом, как развить коммуникативные навыки, является жизнерадостность. Гоните прочь грустные, негативные мысли. Перестаньте все воспринимать близко к сердцу.

Вы хозяин своей жизни, и вы будете получать то, что захотите. Хватит видеть в пятне на пиджаке конец света, и уж тем более, не нужно впадать в депрессию, если в новостях показали разбившийся самолет.

Весь окружающий вас мир имеет одну цель – дать вам все то, что сделает вашу жизнь счастливой. Помните это, и не забывайте. Больше общайтесь, заводите новых друзей и не бойтесь завести разговор с проходящей мимо красавицей. Будьте счастливы!

Поделись статьей с другом:

Здоровый образ жизни

Все хотят быть здоровыми. Правильно? Для меня, например, цель — не просто быть здоровым, но и иметь достаточно энергии. Плюс хорошо выглядеть.

Пример. В течение 11 лет я занимался футболом, а потом забросил это дело. Мой вес вырос с 65 до 86 килограмм меньше чем за 9 месяцев. Я стал толстяком. Для любого, кто когда-то мог похвастаться отличным прессом, это неприятно. Поэтому я решил сделать две вещи:

  • найти подходящий рацион питания, который помог бы мне вернуться к нормальному весу, и придерживаться его;
  • в дополнение к питанию регулярно заниматься спортом.

Около пары лет ушло у меня на то, чтобы найти подходящий рацион и спортивные занятия по душе. Зато сейчас я доволен своим телом, здоров и энергичен в течение дня.

Поддерживайте визуальный контакт

Общение глазами прописано глубоко в наших генах. Двухдневные новорождённые предпочитают смотреть на лица, а не на игрушки или потолок . Мозг 4-месячных детей работает активней, если ребёнок смотрит кому-то в глаза .

Когда собеседник избегает визуального контакта, люди думают что он неискренний и менее сознательный . И наоборот, мы больше верим тому, кто смотрит в глаза .

Но не перегните палку. Люди считают слишком длительный взгляд признаком агрессивности и даже психопатии. Учёные определили, что смотреть в глаза нужно не больше трёх секунд.

А ещё на доверие влияет степень расширения зрачков – чем они шире, тем больше близости вы чувствуете с собеседником. Вы не способны управлять глазными мышцами сознательно. Но вы можете назначить встречу в затемнённом помещении, и тогда зрачки расширятся автоматически.

Информация о статье

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

Категории: Общение

На других языках:

Эту страницу просматривали 70 939 раз.

Была ли эта статья полезной?

Да
Нет

Три инструмента для развития навыков общения

1. Рефлексия

Это способность взглянуть на то, как вы общаетесь, как бы со стороны и проанализировать это. Выработайте привычку задавать себе вопросы (до, во время и после общения): «Насколько сейчас уместно начать данный разговор? Подходящее ли сейчас время/место для разговора? В каком настроении/состоянии находится мой собеседник, готов ли он к данному разговору эмоционально/морально? Кто мой собеседник? Что ему нужно от данного разговора со мной?» (и т. п.). Здесь приведены рефлексивные вопросы для навыка ориентировки в ситуации общения, но аналогичным образом их можно сформулировать и для прокачки других навыков общения.

2. Обратная связь

Народная мудрость справедливо гласит: «В чужом глазу соломинку видно, в своем бревна не увидать». В нашей рефлексии действительно могут быть «слепые пятна», мы можем не замечать какие-то слабые стороны нашего общения. Поэтому хорошим решением может быть помощь со стороны внешних наблюдателей, которых можно спросить: «Какие мои реплики/действия/поведение в данной ситуации общения были неудачными? Что я делал не так?» Если вы доверяете наблюдателю, то у него же можно попросить совета о том, как улучшить свои навыки общения в подобных ситуациях.

3. Эксперименты

Попробуйте хотя бы немного изменить свое привычное (шаблонное) поведение в общении и посмотрите, что получится. Не пытайтесь менять сразу все, попробуйте хотя бы одно простое изменение. Например, в приведенном выше примере с «пробегающим мимо» руководителем мы договорились, что он будет делать не менее трех остановок, во время которых и будет общаться с сотрудниками.

Подросткам (которым, как мы помним, трудно ориентироваться в ситуациях общения в силу их маленького опыта) очень помогло изучение одного простого приема «вопрос плюс анонс». Суть его в том, что перед началом любого разговора надо просто спросить собеседника: «Удобно ли вам здесь и сейчас обсудить?» – после чего кратко обозначить (анонсировать) тему и цель разговора.

Если вы уверены, что ваши навыки развиты недостаточно, поможет посещение тренинга, который обычно так и называется («базовые навыки общения», «развитие коммуникативных умений» и т. п.). Но даже если нет возможности посетить такой тренинг, подходите к любому разговору осознанно, используйте три описанных выше инструмента (рефлексию, обратную связь, эксперименты), и вы наверняка сможете общаться лучше.

Как развить организаторские способности

Раз организатором может стать каждый человек, то актуален вопрос о том, как это сделать. Предлагаю несколько простых правил:

  • Организация начинается с самого себя (самоорганизация). Научитесь организовывать собственную деятельность, быт и всю жизнь. Возьмите за правило составлять план дня, вести ежедневник, распределять время, ставить цели, задачи и всегда их выполнять. Прямо сейчас сделайте что-то, до чего руки не доходили.
  • Развивайте эмпатию, умение понять другого человека, уважение к интересам других людей, здоровый альтруизм.
  • Осваивайте и практикуйте позитивное мышление.
  • Регулярно самосовершенствуйтесь. Скорректируйте самооценку, избавьтесь от неуверенности, страха общения и других проблем, которые у вас есть. Все внутренние барьеры должны быть уничтожены.
  • Развивайте творческий потенциал.
  • Расширяйте кругозор.
  • Тренируйте практическое мышление, то есть реально смотрите на мир. Ставьте реальные цели, не увлекайтесь мечтами.
  • Будьте амбициозны.

Важно хорошо знать не только свои особенности, но и разбираться в психологии других людей. Верно распределить обязанности, учитывать потребности, интересы, темперамент, характер и другие особенности участников – основная задача организатора

Причины возникновения коммуникативных трудностей у ребенка:

замкнутость ребенка

Ограничение свободы, контроль и гипертрофированная помощь, лишает ребенка индивидуальности и решимости самому находить общение.
Частая смена обстановки, переезды заставляют ребенка каждый раз заново налаживать контакты. Создается в некоторой степени стрессовая ситуация, что так же может снизить уровень коммуникабельности.
Дети моделируют поведение взрослых людей, и вполне вероятно, что среди круга друзей появятся те, кто будет негативно влиять на поведение ребенка

В такой ситуации важно быть корректным и мягко донести ребенку что хорошо, а что плохо.
Большое количество запретов, тоже не на пользу коммуникабельности и в целом отношениям между родителем и ребенком, по возможности необходимо снизить уровень запретов и расширить ребенку границы свободы.
Замкнутость на собственных недостатках делает ребенка закрытым для общения, стоит помочь ему проще относиться к себе.

Ситуативная слепота

Автор этих строк сравнительно недавно проводил семинар для школьных психологов, где попросил специалистов оценить, какие коммуникативные навыки хуже всего сформированы у современных подростков. Разброс оценок получился довольно большой, но психологи сошлись во мнении, что хуже всего развит навык ориентировки в ситуации общения. Дефицит данного навыка проявляется в неумении выбрать подходящее время и место общения. Разговор получается неуместным, малоэффективным (цели участников не достигаются) и малоприятным (провоцирует негативные эмоции).

Неспособность подростков сориентироваться в ситуации общения в первую очередь связана с их малым социальным опытом. У них действительно не хватает знаний, чтобы понять мотивы и цели других участников общения, прогнозировать длительность разговора, оценить уместность обсуждаемой темы в данное время и в данном месте. Но подобная «ситуативная слепота» характерна не только для подростков.

Мне довелось консультировать руководителя, столкнувшегося с упорным сопротивлением со стороны коллектива («Я им даю поручения, ставлю задачи, а они постоянно срывают их выполнение!»). У него была привычка стремительно пробегать по офису, на ходу выкрикивая распоряжения. Ему казалось, что этого достаточно и что сотрудники должны в буквальном смысле слова «ловить на лету» его указания.

На самом же деле он просто неверно воспринимал ситуацию

Многие сотрудники просто не успевали переключить внимание со своих дел на стремительную пробежку шефа, и в буквальном смысле слова не слышали, что он им говорил. Во-вторых, многие сотрудники просто не понимали, кому именно была адресована брошенная в воздух фраза

В-третьих, у людей уже были ранее поставленные трудовые задачи, и приоритет новой «вводной» был им неясен (а возможностей задать уточняющий вопрос в спину убегающему начальнику не было).

Постановка задачи – это не просто брошенная на бегу фраза, это довольно сложный управленческий и коммуникативный навык. И первое правило для данного навыка: создайте или выберите подходящую для постановки задачи ситуацию

«Подходящая» ситуация – это такая, где ничто не отвлекает внимание участников от обсуждения задачи и они могут полностью сосредоточить свое внимание на диалоге. Ситуация должна создавать возможность для качественного контакта между участниками общения

Кроме того, чтобы задача была принята к исполнению (а не просто поставлена), ситуация должна давать возможность получения обратной связи от исполнителя. А как можно сосредоточить внимание, что-то обсудить, дать обратную связь (и т. п.), если руководитель пулей пролетает мимо?

Развитие коммуникабельности, социализации и познания дошкольников

С раннего возраста социализация, коммуникативные навыки развиваются с помощью игровой деятельности. Это обусловлено тем, что игра – основной метод детского познания.

Самой простой игрой для развития коммуникативных навыков является беседа от имени куклы или игрушки, можно домашнего животного. Такая методика позволяет привыкнуть к разговорам, что в дальнейшем поспособствует более свободному общению с людьми. Можно включить в диалог домашнее животное. Начать игру можно с вопроса, например, какой возраст котят, щенка или попугая.

Развитию коммуникабельности способствуют и коллективные игры. В процессе такой коллективной деятельности у крох появляется возможность живого общения друг с другом в игровой деятельности.

Развитие коммуникативных навыков может происходить в комплексе с тренировкой и других способностей, например, памяти. Для этого разработана игра «Знакомство». Для организации такой игровой деятельности всех участвующих необходимо посадить в круг. Затем каждый по очереди начинает представляться и коротко рассказывать о своих интересах. Каждый следующий игрок должен сначала повторить речь предыдущего малыша, а затем произнести свою собственную. Подобные игры развивают коммуникативные навыки за счет организации пространства, в котором каждый может в спокойной обстановке рассказать о себе, а также выслушать других ребят.

Детская коммуникабельность: как определить?

В определенном возрастном периоде кроха должен владеть определенными коммуникабельными навыками. Поэтому для определения степени коммуникабельности, родителям требуется сравнить свое дитя и представленные ниже обобщенные характеристики.В возрасте от 2 до 3 лет коммуникабельные признаки появляются в следующем:

  1. способность привлечения внимания людей;
  2. инициирование социального взаимодействия со сверстниками в устной и физической форме;
  3. способность выслушивания речи другого человека;
  4. ведение беседы при наступлении своей очереди;
  5. реагирование смехом на нелепые объекты или явления.
  6. 3-4-хгодовалые ребята должны:
  7. четко соблюдать очередность в процессе игры;
  8. воспринимать игрушки или куклы как живое существо;
  9. быть инициаторами вербального взаимодействия.
  10. В возрасте 4-5 лет крохи чаще всего:
  11. умеют контактировать с другими ребятами;
  12. применяют прямые требования в общении, к примеру, «Перестань»;
  13. подают себя в роли родителей в ходе игровой деятельности;
  14. начинают сплетничать и ябедничать.

Признаки коммуникабельности у детей старше 5 лет

В возрасте 5-6 лет коммуникабельные личности проявляются с помощью:

  1. способности развития стратегического подхода к разговорам;
  2. участия в соревновательных играх, основанных на конкуренции;
  3. введения в игровую деятельность понятия «честная игра»;
  4. осознания собственного поведения, применения слов «извините», «спасибо», «пожалуйста»;
  5. доставления радости собственным друзьям.

Ребята, возрастом от 6 до 7 лет:

  1. учатся сочувствовать и сопереживать окружающим людям;
  2. чаще делятся с окружающими своими переживаниями, при этом они используют не только слова, но и жесты, позы;
  3. четко ожидают своей очереди;
  4. прислушиваются к чужому мнению, а затем анализирует свою солидарность с ним;
  5. умеют заканчивать разговор;
  6. больше шутят, учатся проигрывать и радоваться за победителя.

Стоит учесть, что до возраста 7 лет малыши плохо различают разницу между хорошим и плохим, вследствие чего они зачастую не способны определить самостоятельно правильное направление или принять правильное решение. Поэтому родители обязаны не только развивать коммуникативные навыки в своем чаде, но и объяснять ему, как поступать хорошо, а как плохо. Только при таком комплексном подходе ребенок сможет вырасти социализированной коммуникабельной личностью.

В этом видео приведены рассуждения о том, как развивать ребенка с рождения и нужно ли? Обязательно оставляйте свои вопросы, пожелания и комментарии к статье.

Игры

Хорошим способом добиться высоких коммуникативных навыков являются тренировки в игровой форме. Они помогают каждому участнику открыться для других людей, почувствовать себя свободно и полностью расслабиться. В таких условиях развивать коммуникабельность проще всего. Некоторые игры можно применять даже в домашних условиях для совместных тренировок родителей с детьми.

Как играть:

  1. Повторения. В игре участвуют от 5 человек. Один из них становится ведущим и показывает остальным определенные движения (хлопки ладонями, движения руками и т.п.), озвучивая каждое из них. Все должны повторять. Для усложнения ведущий может называть не то действие, что выполняет, а участники должны правильно сориентироваться и повторить именно сказанное.
  2. Угадывание эмоций. Для игры нужно разделиться на 2 команды. Все участники первой группы поочередно показывают разные эмоции, которые нужно вытянуть из колоды специальных карточек, а вторая должна их угадывать. Затем команды меняются ролями.
  3. Театральные сценки. Играть можно вдвоем, а целью станет разыгрывание какой-либо ситуации. Можно придумать абсолютно любые события, но они должны устраивать обоих участников. Желательно разыгрывать сцены различных конфликтов, пока они не будут полностью решены.
  4. Оригами. В игре нужно присутствие нескольких участников. Все они закрывают глаза, взяв в руки лист A4. Ведущий дает инструкции, как именно складывать лист, при этом ему следует несколько раз попросить разорвать его. В конце нужно сравнить результат у всех присутствующих.

Такие простые игры отлично помогут в достижении цели. Однако не стоит рассчитывать, что только их применения будет достаточно. Использовать их лучше всего в качестве дополнительной меры или первой ступени развития навыков.

Основы эффективной коммуникации

Общение как банальный обмен информацией присутствует уже у простейших животных. Человек в процессе эволюции довел коммуникацию до совершенства. Разговорная и жестовая речь развивалась и постепенно расширилась до письменной, символьной и образной. Однако этот процесс усложнил понимание, и эффективная коммуникация становится отдельным объектом изучения.

Коммуникативный процесс включает в себя пять элементов:

  1. Коммуникатор – тот, кто передает информацию.

Коммуникативные способности как фактор успешного общения



В статье рассматриваются разные подходы к пониманию коммуникативных способностей в современной психологии. Описывается структура данного конструкта, его компоненты и детерминанты успешной коммуникации.

Ключевые слова:процесс общения, коммуникативные способности, комплексный подход к изучению коммуникативных способностей

Гармоничное и успешное общение является основным условием для развития и совершенствования коммуникативных способностей личности в любом возрасте. Процесс общения является сложным процессом, который включает в себя множество условий и факторов. Е. А. Смирнова отмечает, что от условий, необходимых для развития речевой коммуникации, напрямую зависит успешность или не успешность общения . В современной педагогике и психологии понятие коммуникативных способностей рассматривается с разных точек зрения. В. Н. Мясищев уделяет особое внимание именно речевым способностям человека, используя которые он устанавливает коммуникативные связи с окружающими . Е. А. Смирнова, А. Г. Самохвалова, Я. М. Колкер, Л. А. Дубинина, Е. А. Быстрова склонны рассматривать коммуникативные способности с психологических аспектов, определяя не инструментарий, а общую способность, готовность человека вступить в акт коммуникации и с успехом достигнуть поставленных целей в общении ввиду каких-либо индивидуальных особенностей личности . Так, исследования Е. А. Смирновой показывают, насколько велико значение возможности и условий общения для развития коммуникативных способностей ребенка. Дети, испытывавшие стеснение при вступлении в акт общения, еще в дошкольном возрасте, могут стать впоследствии агрессивными, равнодушными к чувствам других людей, неуспешными при разрешении конфликтов . При установлении контактов с незнакомыми людьми, они с трудом достигают равноправного общения, занимая либо превосходящую позицию, либо позицию ниже партнера. Такие дети не способны адекватно оценивать себя и других, а при построении дружеских отношений данные качества необходимы. При депривации общения со сверстниками, ребенок так и не научается выстраивать дружественные, партнерские отношения с незнакомыми людьми. При дефиците общения со взрослым, он склонен впоследствии вырабатывать зависимость от мнения вышестоящих лиц, более взрослых людей, родителей, руководителей и т. д. Тем не менее, одной из особенностей коммуникативных способностей выступает индивидуально-личностный аспект, который основывается на том или ином типе темперамента и характера ребенка, а также на внешних условиях и особенностях общения, с которыми ребенок сталкивался по мере взросления.

Исследователь А. Г. Самохвалова пишет о том, что тот или иной тип темперамента закладывает основную базу для развития коммуникативных способностей. Но следует отметить, что на конечный результат их формирования, по её мнению, влияют стиль воспитания родителей, качество установленных связей с близкими и друзьями ребенка еще в период дошкольного детства .

Я. М. Колкер выделяет следующие показатели высокоразвитых коммуникативных способностей: высокая интенсивность общения личности, активность личности при установлении, поддержании, завершении акта коммуникации, характер длительности и включенности личности в процесс коммуникации, общий размер круга общения, успешность личности при разрешении конфликтных ситуаций в общении .

Л. А. Дубинина характеризует коммуникативные способности с точки зрения динамики общения, которая проявляется в виде легкости и скорости вхождения личности в новый круг общения, успешности в формировании новых качеств в процессе общения, умения управлять вербальными и невербальными средствами общения, степенью эмоциональной выразительности . Наличие коммуникативных способностей подразумевает склонность личности стратегически и тактически мыслить, определяя предстоящий характер общения и конкретные методы, которыми следует руководствоваться для достижения максимально положительного результата. В связи с этим Е. А. Быстрова выделяет стратегические и тактические способности, входящие в комплекс коммуникативных способностей личности . Стратегические способности подразумевают, что личность может распознать характер и специфику ситуации общения, а также сориентироваться в ней таким образом, чтобы выбранная поведенческая стратегия позволяла достигнуть максимально положительного результата в общении. По своей сути, стратегические способности — это предварительное планирование коммуникативной тактики, которую личность будет применять в процессе общения. Тактические же способности представляют собой более конкретные подходы и методы, которые личность предпринимает в процессе общения. Правильно отобранные тактические коммуникативные способности позволяют включить личность в процесс общения и удержаться в коммуникации. В свою очередь, они включают в себя две группы методов — личностно-ориентированные и технические. Личностно-ориентированные методы в общении учитывают личностные и индивидуальные особенности собеседника, собственные интеллектуальные, эмоциональные и другие черты, которые позволят достигнуть необходимого результата в коммуникации. Технические методы общения в большей мере практико-ориентированы. Личность также использует их в процессе коммуникации: это способности к саморегуляции, перцепции, эмпатии, поддержании и регулировании процесса коммуникации, владение собственным речевым аппаратом для производства развернутых и понятных предложений .

Асриян О. Б. и соавторы рассматривают коммуникативные способности в рамках коммуникативной профессиональной компетентности, представленной когнитивными, эмоциональными и поведенческими особенностями личности .

Также в рамках комплексного подхода изучения способностей Э. А. Голубева выделяет когнитивный, эмоциональный, самооценочный, коммуникативно-деятельностный компоненты коммуникативных способностей. Эти компоненты тесно связаны между собой, и взаимодействуя, образуют коммуникативные способности .

  1. Когнитивный компонент представлен психическими процессами, а именно, познавательными функциями. Он участвует в том, чтобы индивид замечал, все социальные события, происходящие вокруг него, чтобы в дальнейшем интерпретировать и сохранять в своей памяти эти события. То есть в больше мер данный компонент представлен восприятием, вниманием и памятью.
  2. Самооценочный компонент отвечает за умение человека адекватно оценивать свои качества и качества личности партнера в процессе коммуникации.
  3. Деятельностный компонент связан с приобретенными ранее знаниями и умениями в коммуникативной сфере. К таким умениям можно отнести самостоятельность в конструировании социально одобряемых форм общения, стремление регулировать свои эмоциональные проявления, умения проявлять инициативу в общении с взрослыми и сверстниками и конструктивно действовать в конфликтных ситуациях. Данный компонент представлен вербальными и невербальными средствами коммуникации.
  4. Эмоциональный компонент представлен умением создавать и поддерживать эмоциональный контакт со своим собеседником, навыками саморегуляции, умением не только контролировать себя, но и реагировать на эмоциональное состояние собеседника. Этот компонент позволяет создавать эмоциональный фон, который благоприятно или неблагоприятно влияет на ощущение комфортного или дискомфортного общения.

Таким образом, мы видим, что для формирования коммуникативных способностей требуется, во-первых, умение воспроизводить понятную для окружающих речь, отвечающую внешним условиям общения, во-вторых, реагировать на эмоциональные связи и особенности поведения, самочувствия собеседника, и, в-третьих, умение управлять процессом общения с таким расчетом, чтобы возникающие конфликты были улажены мирным способом. Это означает, что коммуникативные способности включают в себя комплекс компетенций или умений, необходимых для формирования и развития уже в начальный период развития личности ребенка. Как и любое другое необходимое новообразование в структуре личности, коммуникативные способности характеризуются определенными чертами, изучив специфику которых возможно диагностировать тот или иной уровень развитости коммуникативных способностей.

А. А. Леонтьев, в свою очередь, выделяет три компонента коммуникативных способностей. Первый компонент является информационно-коммуникативным. Он содержит в себе основные умения начала, поддержания и заключения беседы, обмен высказываниями, определенный опыт и знание собеседника об окружающем мире и о самом себе, на основе которых будет строиться высказывание с использованием основных средств вербального и невербального общения. Второй компонент представлен аффективно-коммуникативной составляющей. Автор сюда относит умение личности распознать эмоциональное состояние партнера по общению и применить те образцы поведения, которые будут подчиняться заданным условиям общения. Они выделяет такие черты как отзывчивость, внимательность, уважительное отношение к личности собеседника, склонность к эмпатии. И третий компонент — регулятивно-коммуникативный. Данная составляющая характеризует умение личности устанавливать отношения сотрудничества во время общения, принимать и просить помощь, применять те адекватные методы урегулирования конфликта через компромисс .

Таким образом, рассматривая разные подходы к пониманию коммуникативных способностей, можно сделать вывод, что успешность процесса общения в полной мере зависит от уровня их развития. То есть умение воспроизводить понятную для окружающих речь, отвечающую внешним условиям общения, реагировать на эмоциональные связи и особенности поведения, самочувствие собеседника, умение управлять процессом общения с таким расчетом, чтобы возникающие конфликты были улажены мирным способом. Понимание сути, как процесса общения, так и понятия коммуникативных способностей, может благотворно повлиять на успешность коммуникации с окружающими людьми.

Литература:

Социальные сети, компьютерные игры, интерактивные чаты и самые разные мессенджеры, позволяющие людям общаться, просто кликая по сенсорам своих гаджетов, – еще несколько десятилетий назад все это могло бы показаться фантастикой. Но сегодня это наша с вами реальность, и такими вещами уже никого не удивишь. Бесспорно, развитие технологий существенно и многократно улучшает жизнь человека, делает ее комфортнее, удобнее, проще. Но в то же время у этой медали есть и обратная сторона.

Все наши знакомые, друзья и коллеги запросто помещаются в небольшое окошко контактов, диалоги, деловые и задушевные беседы принимают форму чатов, а эмоции выражаются красочными смайлами. И вместе с этим для нас, и в особенности для молодого поколения все актуальнее становится проблема социализации, а если конкретнее – проблема развития коммуникативных навыков, т.е. развития навыков общения – реального взаимодействия с другими людьми.

Важность навыков общения и особенности их развития

Несмотря на то, что разговор о важности умения общаться может показаться банальным, мы все же хотим уделить ему некоторое внимание. Это поспособствует наилучшему пониманию необходимости грамотно взаимодействовать с другими людьми в реальном мире и поможет лучше понять, что влияет на развитие способностей к общению.

Коммуникативные навыки крайне важны для формирования круга общения, знакомства, обретения друзей и ведения переговоров, покупки товаров и услуг, заключения контрактов и ведения бизнеса, выстраивания продуктивных взаимоотношений, разрешения конфликтов и поиска взаимопонимания с окружающими. И если человек не умеет общаться, на своем пути он встретит немало проблем и трудностей, как в личной жизни, так и в профессиональной сфере.

Говоря проще, коммуникативные навыки составляют особый поведенческий комплекс, позволяющий каждому из нас:

  • устанавливать контакты;
  • заинтересовывать собеседника;
  • поддерживать общение;
  • сохранять отношения;
  • аргументировать свои мысли;
  • отстаивать свои интересы;
  • разрешать конфликты;
  • пользоваться невербальными средствами общения;
  • защищаться от манипуляций;
  • понимать окружающих, мотивы их действий и реакции.

А вот что говорит о важности в жизни умения общаться известный писатель, бизнес-тренер Ицхак Пинтосевич (кстати, уже из этого видео вы сможете взять на заметку несколько советов по развитию навыков общения).

Больше практических рекомендаций ждут вас ниже по тексту, а пока давайте продолжим разговор. Как известно, коммуникативные способности существуют нескольких видов:

  • информационно-коммуникативная способность, отвечающая за начало, поддержание и завершение беседы, а также привлечение внимания собеседника и применение вербальных и невербальных средств общения;
  • аффективно-коммуникативная способность, помогающая замечать эмоциональное состояние собеседника и грамотно на него реагировать, а также проявлять по отношению к партнеру отзывчивость и уважение;
  • регуляционно-коммуникативная способность, позволяющая помогать собеседнику в ходе общения и использовать оптимальные способы разрешения конфликтных ситуаций; эта же способность позволяет человеку принимать помощь со стороны окружающих.

Что же касается структуры коммуникативных способностей, то она включает в себя множество компонентов, среди которых:

  • социальная перцепция (связана с восприятием, пониманием и оценкой самого себя, других людей и социальных групп);
  • гностические умения и рефлексия (связаны с осознанием, систематизацией и переносом информации);
  • познавательные умения (связаны с особенностями памяти, мышления и внимания);
  • интеракционные умения (связаны с «подачей себя» и умением «настраиваться» на собеседника);
  • волевые качества;
  • восприятие и интерпретация вербальных и невербальных сигналов;
  • способность к пониманию подтекста и контекста;
  • способность к применению знаковых систем для решения разных коммуникативных задач и т.д.

Определить, насколько развиты социально-коммуникативные навыки у человека, можно по тому, как активно, интенсивно и продолжительно он поддерживает контакт с другими людьми, насколько широк круг его общения, насколько эффективно он решает коммуникативные задачи и некоторым другим показателям.

Развитие коммуникативных умений и навыков начинается еще в детском возрасте и на это влияет множество факторов, таких как особенности воспитания, микроклимат в семье, образ жизни и другие немаловажные вещи. В случае когда человек не получает определенного коммуникативного опыта, во взрослом возрасте он может быть замкнутым и неуверенным.

Но даже для людей с проблемами в общении всегда есть выход из ситуации, ведь развитие социально-коммуникативных навыков доступно в любом возрасте. И здесь самое время поговорить о том, какие же есть средства развития коммуникативных навыков.

Ниже мы предложим несколько методов развития умения общаться. По большей части они относятся, конечно, к уже взрослым людям, но и о том, что нужно для развития коммуникативных навыков у детей (дошкольников, школьников и т.д.) мы тоже обязательно скажем.

Предлагаемые методики – это отличные средства развития коммуникативных навыков. По сути, если использовать их вместе, они могут послужить самым настоящим тренингом мастерства общения. С помощью него вы сможете без помощи специалистов, самостоятельно устранить пробелы, имеющиеся у вас в области межличностного взаимодействия.

Проявляйте инициативу

Первое правило коммуникабельного человека – побороть страх общения. Не нужно стесняться идти на контакт первым. Если хотите общения – просто начинайте его. Но не забывайте, что есть ситуации, когда потенциальный собеседник не желает общаться, поэтому не стоит на него давить и принуждать. В остальных же случаях нужно учиться переступать через свои комплексы и неуверенность.

Будьте открыты

Во многих ситуациях люди замкнуты и не уверены в себе из-за того, что слишком много думают об уместности своих эмоций и чувств. Но прямой путь к общению – это открытость. Никто не запрещает вам смеяться, грустить, признаваться в любви, высказывать опасения делиться своими наблюдениями и идеями. Пусть понять вас сможет далеко не каждый, зато с помощью открытости и искренности вы с большей долей вероятности сможете найти единомышленников и друзей. В дополнение к этому открытость способствует повышению самооценки и формированию положительного взгляда на мир.

Слушайте, не перебивая

Умение слушать – один из лучших способов услышать, понять и расположить к себе собеседника. Слушая, не перебивая, вы не только дадите партнеру пространство для выражения своих мыслей, но и сами получите о нем массу информации, а также сможете увидеть, какие ошибки в общении допускает он, чтобы не повторять их в собственном общении. Также в процессе активного слушания вы сможете отслеживать свои реакции на поведение человека, а значит, научитесь видеть себя со стороны.

Определяйте общее и индивидуальное

В любой ситуации, когда вам приходится с кем-то беседовать, обращайте внимание на то, что вас объединяет, и на то, что отличает друг от друга. Этот прием помогает находить общий язык и точки соприкосновения, принимать и уважать чужую позицию, избегать и на корню устранять конфликты. Кстати, один из ключевых моментов в искусстве общения – уметь принимать чужую точку зрения. Другому человеку далеко не всегда следует говорить, что он не прав. Достаточно просто сказать, что у вас есть свое мнение по спорному вопросу.

Будьте уверены в себе

Развитие навыков общения – это еще и развитие уверенности в себе. Боязнь высказаться, страх показаться смешным, неуверенность в своих мыслях, словах и убеждениях – эти и другие подобные вещи всегда отталкивают окружающих. И напротив – человек с адекватной самооценкой, знающий свои сильные стороны и ценящий себя, привлекает к себе других. Уверенность чувствуется, вызывает уважение и делает так, что люди сами идут на контакт с таким человеком.

Думайте о собеседнике

Одна из самых грубых коммуникативных ошибок – забывать о собеседнике. Представьте, что человек что-то вам рассказывает, а вам это совсем неинтересно, либо вы сами хотите поговорить, но собеседник продолжает рассказывать о своем. Наверняка такая ситуация вам знакома, и, скорее всего, не очень приятна. С другими людьми точно так же – никому не нравятся люди, занятые только своими интересами, и забывающие обо всем остальном. Общаясь, постоянно отслеживайте состояние партнера: не устал ли он, интересно ли ему, хочет ли он вас слушать и т.д. Чем внимательнее вы будете к окружающим, тем выше станет ваш коммуникативный уровень, тем проще вам станет находить общий язык с людьми, тем приятнее с вами будет общаться.

Читайте книги

Чтение книг расширяет кругозор человека, увеличивает его словарный запас, способствует запоминанию новых терминов и развивает умение выстраивать грамматически правильные предложения. Обладая таким коммуникативным арсеналом, вы всегда сможете найти, о чем поговорить с другим человеком, поддержать разговор или же перевести его в более комфортное для вас русло. А вот хорошее упражнение: прочтите интересную книгу и коротко перескажите ее, записывая себя на диктофон. Когда будете прослушивать запись, обращайте внимание на недочеты в своей речи: перебивки дыхания, неправильные паузы, слова-паразиты; оценивайте общее качество своей речи. Отмечайте ошибки и запоминайте их, чтобы не совершать в будущем.

Посещайте культурные мероприятия

Бывать на выставках, в музеях и на интересных праздниках полезно не только для общего развития, но и для получения навыков общения. В таких местах редко обходится без знакомств и разговоров, даже если это трехминутная болтовня ни-о-чем или выражение эмоций от увиденного. Главное – это получение коммуникативного опыта. Ко всему прочему соприкосновение с творчеством поднимает самооценку и повышает интерес к жизни, раскрывает внутренний потенциал и дарит вдохновение.

Общайтесь на языке тела

В некоторых ситуациях невербальное общение способно передать до 90% информации о состоянии человека, его настроении и отношении к происходящему. Если вы хотите стать мастером общения, учитесь распознавать позы, жесты и другие невербальные проявления собеседника, а также обязательно обращайте внимание на собственные невербальные сигналы. Научившись это делать, вы сможете доносить до других людей все, что пожелаете, не сказав ни единого слова, и лучше их понимать.

Концентрируйтесь на позитиве

Всегда старайтесь искать положительные моменты в любом разговоре, даже в неудавшемся. Неприятный осадок от беседы, неловкие моменты, неудачные фразы – все это часть общения, и к этому нужно быть готовым. Однако фокусироваться нужно на плюсах коммуникации, поэтому в процессе концентрируйтесь на получении информации, попытках найти общий язык и понять собеседника, обратной связи. Если что-то вдруг пошло не так, не придавайте этому значения, а ищите ловкий выход из ситуации.

Тренируйтесь

Как и в развитии любого важного навыка, в развитии навыков общения особое место занимает практика. Находиться в процессе общения желательно постоянно. Помните, что разовые «вылазки» и попытки инициативы не позволят вам избавиться от зажатости, скованности или каких-то других проблем с общением. Стремиться к общению нужно постоянно: знакомьтесь, сами звоните друзьям и близким, занимайтесь в одиночестве и т.д. Лишь в этом случае общение с окружающими станет полноценной частью жизни и перестанет вызывать неуверенность и робость.

Кстати, насчет занятий в одиночестве – здесь мы можем посоветовать вам интересное упражнение на развитие социально-коммуникативных навыков. Выполняется оно очень просто и не требует много времени.

Упражнение «Перевоплощение»

Суть упражнения в следующем: подумайте о человеке, который вызывает у вас уважение и на которого вы хотели бы быть похожи. Это может быть, например, герой какого-нибудь фильма. Как можно детальнее представьте все те его качества, которые вас привлекают, и опишите их. Затем примерьте на себя все эти качества, стараясь войти в образ этого человека. «Возьмите» его походку, осанку, манеру держаться и разговаривать, взгляд, тембр голоса и темп речи. Побыв немного в этой роли, еще раз вспомните все ощущения, которые вам удалось прочувствовать, и запишите их на лист бумаги. В будущем при общении с другими людьми снова перевоплощайтесь, чтобы общаться так, как вам хочется. Чем чаще вы будете практиковать данное упражнение, тем раскрепощеннее вы будете становиться, и тем легче и приятнее вам будет общаться.

Несложно заметить, что развитие коммуникативных навыков не требует титанических усилий или каких-то специфических способностей. Самостоятельно научиться общаться вполне под силу любому психически здоровому человеку. Нужно лишь применять вышеназванные рекомендации. Однако средства развития коммуникативных навыков ими не исчерпываются. Сегодня можно найти даже специальные мастер-классы и тренинги, на которых мастера коммуникации учат людей взаимодействовать друг с другом. Так что если вы хотите прокачаться по полной программе, то можете поискать такие мероприятия.

Теперь же мы хотим уделить немного внимания еще одному вопросу, касающемуся развития навыков общения – развитию коммуникативных навыков у детей. Возможно, эта информация тоже будет вам полезна.

Развитие коммуникативных навыков у детей

Развитие навыков общения у детей – одна из важнейших задач, стоящих перед родителями. Общение является главным условием и способом жизни человека в обществе, и с помощью него человек может понять самого себя, отыскать свое место в мире. Детское коммуникативное развитие требует пристального внимания, а сегодня, когда дети стали намного меньше взаимодействовать как со взрослыми, так и друг с другом, эта тема становится еще актуальнее.

Если ребенок будет мало общаться с окружающими людьми, он попросту не научится организовывать коммуникацию в будущем. А это может стать причиной ощущения уязвленности и отвергнутости, привести к агрессивности, тревожности, замкнутости, сниженной самооценке и другим проявлениям эмоционального неблагополучия. Чтобы избежать таких проблем, родители должны оказывать всяческую помощь своим детям в социальной адаптации.

В наших статья мы уже не раз говорили о том, что лучшей формой обучения детей чему-либо вообще является форма игровая, и формирование коммуникативных навыков тоже подчиняется этому правилу. Конечно же, чтобы в подробностях изучить все особенности развития навыков общения у детей, лучше обратиться к работам признанных специалистов в этой области, таких как И. А. Кумова, Л.В Чернецкая, М. Г. Елагина, Г. М. Андреева, И. И. Иванец и другие. Мы же хотим дать лишь несколько советов и указать верное направление тем, кого касается рассматриваемая тема.

Развитие навыков общения у детей, как мы и сказали, лучше всего выстраивать в игровой форме. Игры на развитие коммуникативных навыков отличаются тем, что предлагают ребенку возможность развития и взаимодействия с другими людьми и окружающим миром вообще. При этом в них нет соревновательного начала, благодаря чему создается атмосфера близости и единства со сверстниками, а это как нельзя лучше влияет на формирование умения общаться и выстраивать межличностные отношения.

Игры на развитие коммуникативных навыков могут различаться по направленности. Так, существуют:

  • игры на установление контакта;
  • игры на общение без слов;
  • игры на выразительность речи;
  • игры на поведение в конфликтных ситуациях;
  • игры на эмпатийное поведение и другие.

В таких играх часто используются наиболее эффективные обучающие методы и приемы:

  • практические упражнения;
  • игры со словами;
  • беседы и обсуждения;
  • моделирование ситуаций;
  • спортивные задания;
  • обыгрывания эмоциональных состояний;
  • чтение художественных произведений;
  • инсценировки, танцы, хороводы;
  • праздники и вечера отдыха.

Чаще всего обучающие мероприятия для детей организуются профессиональными специалистами. К деятельности по развитию навыков общения у детей привлекаются не только сами дети и педагоги, но и родители – дети учатся общаться, а родители совершенствуются в умении находить с ними общий язык, получают бесценный педагогический опыт от профессионалов и ответы на всевозможные вопросы о воспитании.

Услуги педагогов – это, пожалуй, лучший вариант, ведь эти люди обладают соответствующими знаниями, навыками и инструментами. Если же родители сами решают учить своих детей общаться, на них ложится еще большая ответственность за формирование в ребенке здоровой личности, готовой к жизни в обществе. При этом в любом случае будет необходимо обращаться к специализированным источникам, таким как книги, пособия или видеоматериалы. Кстати, вот пример хорошего обучающего видео:

Подводя итог нашей статье, хочется сказать, что развитие и совершенствование навыков общения происходит на протяжении всей жизни человека, и чем лучше он их освоит, тем большие жизненные перспективы будут перед ним открываться.

Коммуникабельным людям больше доверяют, их с большей охотой принимают в обществе; они более уверены в себе и имеют намного больше шансов добиться в жизни успеха, нежели те, кто не умеет общаться.

Умение общаться можно смело назвать талантом и даже некой формой творчества. Так что если вам хочется научиться лучше взаимодействовать с окружающими или научить этому своих детей, знайте, что это достойная цель, достижение которой способно полностью изменить качество вашей жизни и жизни дорогих вам людей.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:1Коммуникации

Что такое коммуникативные навыки? Почему сейчас как никогда важно умение общаться с людьми? Какие приемы эффективного общения существуют?

В современном технократичном мире, где знания упакованы в цифры, и любую информацию можно легко получить, задав вопрос мировой сети, умение общаться становится всё более ценным навыком. Давайте же посмотрим, что можно сделать со своими навыками, чтобы их развить, но для начала изучим немного теорию.

Коммуникативные навыки: это

Коммуникативные навыки — это способность человека правильно взаимодействовать с окружающими. То есть, понятно выражать свои мысли и интерпретировать полученную информацию от других. Простыми словами, это наша способность общаться.

Развитая коммуникабельность – это эффективный инструмент, помогающий успешно решать текущие задачи: продавать товары, вести переговоры, выступать перед публикой, понимать собеседника и быть понятым им. Плюс, это полезный навык, важный для личностного развития, так как он определяет успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми и самим собой. В частности, от того, насколько развиты наши коммуникативные способности, зависит успешность в социальной, профессиональной, личностной и других областях жизни.

Коммуникативные навыки: откуда они берутся

Коммуникативные способности каждого человека формируются индивидуально и в течении всей жизни. Влияющими факторами здесь являются взаимоотношения с родителями, сверстниками, позже с руководством и коллегами по работе. В целом наше осознание собственной социальной роли диктует нам «правила» поведения и общения в окружающей среде.

Во многих ситуациях мы поддаёмся наработанным нами в течение жизни стереотипам поведения, и продолжаем за них держаться, даже когда они перестают работать. Потому что когда-то, в аналогичной ситуации это сработало. Мы уверены в собственной правоте. Нам так комфортно — думать, что мы правы, делать, что умеем, отстаивать то, в чем уверены. И это действительно срабатывает…, но не всегда. Частота побед в общении напрямую зависит от коммуникативных возможностей, которыми мы располагаем. В случаях отсутствия нужного знания или опыта мы получаем недоверие и конфликты, а наши коммуникации становятся неэффективными.

Что с этим делать

Итак, если мы придерживаемся мнения, что в любом направлении человеческого развития всегда есть место для совершенствования, давайте попробуем, хотя бы на секунду отказаться от мысли, что мы правы. Этот критический взгляд на самих себя позволит расширить количество вариантов сказанного и интерпретаций услышанного. И как бы нам не хотелось переложить всю ответственность на собеседника, попробуем дать оценку собственным коммуникативным навыкам и пересмотреть свой арсенал приемов общения.

Удивительно, что при всем богатстве выбора известных человечеству коммуникативных навыков, в большинстве своем мы используем лишь их треть, отдавая предпочтение все тем же «старым трюкам». А что с остальными «полезными ископаемыми» наших возможностей, где они, почему не работают?

Трудности в общении возникают потому что эти самые возможности еще не раскрыты. Но хорошая новость заключается в том, что их можно развивать в любом возрасте. Если мы используем только треть наших возможностей, то представьте, как повысится наша эффективность, если мы начнем использовать половину или больше.

Для практики

А пока прохождение тренинга в планах, вот несколько приемов эффективного общения для повседневной практики:

  1. Правило трех «да». Постарайтесь в начале беседы выстроить свои фразы или вопросы таким образом, чтобы собеседник трижды согласился с вами или ответил «да». В этом случае, вам будет легче переубедить его или склонить в нужную сторону.
  2. Не используйте в своей речи негативные и агрессивные слова, которые подсознательно оттолкнут от вас собеседника: должен, нужно, ужасно, страшно, неудача, провал, задавить и т.д. Используйте более мягкие их формы: хотел бы, небольшие трудности, немного тревожно, предпочел бы, сдержать.
  3. Старайтесь не говорить громко и эмоционально, если это связано с негативным описанием ситуации. Обращайте внимание на реакцию собеседника вызванную вашими жестами и движениями. И наоборот, не скупитесь на проявление эмоций в позитивных рассказах.
  4. Следите за тоном голоса. Понимание станет затруднительным, если любое объяснение будет проводиться на повышенных тонах. Научитесь правильно расставлять акценты во время разговора.
  5. Во время общения с агрессивными или негативно настроенными людьми, представьте вокруг себя стеклянную стену, которая не пропускает давление и пессимизм собеседника.
  6. Чтобы вам было легче настроиться на позитивное общение или удержаться от ответных выпадов, представьте своего собеседника, тем человеком, которого вы безгранично уважаете или любите. Вы захотите его понять и сделаете все, чтобы он понял вас.
  7. В спорах задействуйте сравнения, если уверены, что сможем отстоять свою точку зрения. Этот прием так же придаст беседе насыщенность.
  8. Обратите внимание на главное «орудие нападения» вашего собеседника. Отзеркальте его поведение или фразеологию и используйте против него самого.
  9. Чтобы быть убедительным, используйте цифровые примеры, статистические данные, опирайтесь на общеизвестные факты и авторитетные источники.
  10. Во все времена самым сильным приемом как зарождения симпатии, так и выхода из конфликта было и остается чувство юмора. Прокомментировав шуткой заявление или выпад собеседника, сделайте разговор приятным и эмоционально ярким, и вас не забудут.

Итого

Осознавая и меняя привычные реакции, мы учимся смотреть на ситуацию под другим углом, даем себе свободу выбора ответного действия. Отточенные практикой и доведенные до автоматизма новые схемы поведения принесут желаемые результаты успешного общения. Совершенствуйте свои коммуникативные навыки и помните, общение — это инструмент достижения целей. Владеющий словом владеет ситуацией!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *