Развитие познавательных процессов

Особенности развития познавательных процессов подростков

| Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержа­тельно, последовательно, планомер­но. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов (6,17).

Вниманиеподростка характеризу­ется не только объемом, но и специ-

Делинквентнов поведение-

разновидность отклоняющегося поведения; противоправное, преступное поведение.

фической избирательностью. Оно становится все более про­извольным и может быть преднамеренным. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интен­сивность внимания. У него вырабатывается умение быстро концентрировать и четко распределять свое внимание. Вни­мание подростка становится хорошо управляемым, контро­лируемым процессом и увлекательной деятельностью (в слу­чае послепроизвольного внимания) (6,9).

Память приобретает избирательный характер. Память полностью интеллектуализируется: объем памяти увеличи­вается в основном за счет логического осмысливания мате­риала. Наблюдается увеличение объема памяти, нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого мате­риала, запоминание и воспроизведение опирается на смы­словые связи. Становится доступным запоминание абст­рактного материала (6,9).

Мышление. Существенные сдвиги происходят в интеллек­туальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 10-15 лет является нарастающая с каждым годом способ­ность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста — фор­мирование активного, самостоятельного мышления (6).

Мышление в подростковом возрасте характеризуется за­вершением развития (Ж.Пиаже). Проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток с равным успехом опе­рирует как с объектами, так и с высказываниями. Одновре­менно у него формируется способность к любого рода комби­наторным операциям, широкому варьированию пропорция­ми, что указывает на сформированность логического мышле­ния.

Подросток становится способным не только представить себе различные возможные пути преобразования данных для эмпирического их испытания, но может и логически истолко­вать результаты этих проб. Помимо того что подросток спо­собен «парить» над действительностью посредством планиро­вания и контроля своих свободных фантастических построе­ний, он научается прекрасно рефлексировать свои умствен­ные действия и операции и получать от этого интеллектуаль­ные эмоции (9).

Изменение характера и форм учебной деятельности требу­ет от подростков более высокого уровня организации умст­венной деятельности. Подросток становится способным к сложному аналитико-синтетическому восприятию предме­тов и явлений действительности. Содержание и логика изу­чаемых предметов, характер усвоения знаний развивают у подростков способность самостоятельно и творчески мыс­лить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения. Под влиянием обучения мышление, внимание и память постепенно обретают характер организованных, ре­гулируемых и управляемых процессов (17).

С возрастом меняются и отношения между памятью и мышлением. Бели в раннем детском возрасте память являет­ся одной из основных психических функций и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы ребен­ка, то в процессе его развития память постепенно теряет свою доминирующую роль. Так, мышление ребенка в раннем детском возрасте во многом определяется его памятью, а про­цесс мышления в значительной степени является процессом воспроизведения (11).

При достижении ребенком младшего школьного возраста между мышлением и памятью сохраняется тесная взаимо­связь. Более того, мышление развивается в непосредствен­ной зависимости от памяти. Однако в подростковом возрас­те происходит существенный сдвиг в отношениях между па­мятью и другими психическими функциями. Исследования особенности мнемических процессов подростков показали, что в этом возрасте уже мышление определяет особенности , функционирования памяти. Например, процесс воспроизве-| дения информации в значительной степени определяется [ особенностями функционирования мыслительных процес-[ сов, так же как процесс запоминания, который сводится у подростка к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала. Поэтому воспроизведение ин­формации заключается в восстановлении материала по этим отношениям (11).

Воображение подростка. Параллельно с развитием мыш­ления, восприятия и памяти у подростка развивается вооб­ражение. Это прежде всего проявляется в том, что ребенок

все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые под­ростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисова­нием и другими видами творчества (11).

Следует подчеркнуть, что воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека. Однако воображение подростка не только существенно богаче фан­тазии ребенка более младшего возраста, но и является неотъ­емлемой частью его психической жизни. Это позволило Л.С.Выготскому высказать предположение о том, что фанта­зия подростка — это игра ребенка, переросшая в фантазию.

Вместе с тем фантазии ребенка выполняют еще одну зна­чимую функцию — регуляторную. Неудовлетворенность по­требностей и желаний подростка в реальной жизни легко во­площается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая на­пряженность и устраняя внутренний конфликт (11).

Согласно Л.С.Выготскому, под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подростка, Л.С.Выготский отмечал, что «она обра­щается у него в интимную сферу, которая скрывается обыч­но от людей, которая становится исключительно субъектив­ной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровеннейшую тай­ну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаружи­вает свои фантазии» (цит. по (10)).

icscal Литература по теме:

1. Бодалев А.А. Психология общения. М.- Воронеж: МПСИ, 1996.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.­Воронеж: МПСИ, 1995.

3. Возрастная и педагогическая психология./Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1973.

4. Выготский Л.С. Педология подростка //Психология под­ростка. Под ред. Ю.И.Фролова. М.: «Роспедагентство», 1997, с. 232-286.

5. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по-разному. // Хресто­матия по возрастной психологии. М.:МПСИ, 1996, с. 237-239.

7. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.-Воронеж: МПСИ, 1997.

8. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М.: ИПП, 1997.

9. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. М.: ИПП, 1998.

10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: «Роспедагент­ство», 1996.

11. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А.Реана. СПб.: «Прайм — Еврознак», 2001.

12. Рабочая книга школьного психолога.//Под ред. И.В. Дуб­ровиной. М.:МПА, 1995.

13. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возрас­та. СПб.: «Питер», 2000.

14. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.-Воронеж: МПСИ, 1996.

17. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М.:МПСИ, из-во «Флинта», 1999.

19. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М.- Воро­неж: МПСИ, 1998.

J ■ Вопросы контрольной работы:

1. Почему подростковый возраст называют переходным и кризисным? {2,5,6,8,9.14,17)

2. В чем состоят основные проблемы подросткового возрас­та? (6,9.14,17,19)

3. Каковы основные новообразования подросткового воз­раста? Укажите, существует ли различие точек зрения по этому поводу в отечественной и зарубежной психологии (2,5,6.9,14,17,19),

4. Каковы причины конфликтов в общении подростка со взрослыми и сверстниками? (6.8,9,11,12,13,17,19)

5. Каковы условия возникновения и признаки подростко­вых объединений? (8,13,17)

6. Каковы основные характеристики развития самосозна­ния в подростковом возрасте? (2,4.13,14,19)

7. Каково влияние стиля общения педагога с подростками на формирование их эмоционального опыта? (1)

8. В чем проявляется потребность «быть личностью» в под­ростковом возрасте?(7)

Тесты для самоконтроля:

Вопрос 1

• По Л.С.Выготскому, кризис под-‘ росткового возраста связан с:

1. Пубертатностью

2. Маргинальным статусом подро­стка

3. Претензией подростка на равно­правие со взрослыми

4. Нарушением отношений подро­стка с родителями

5. Возникновением новообразова­ний в области сознания и пере­стройкой отношений мезкду ре­бенком и средой

Номер правильного ответа — ?

Вопрос 2

• Основными новообразованиями подросткового возраста явля­ются:

1. Развитие способности к труду и умения трудиться

2. Развитие потребности в меж­личностном общении и комму­никативной компетенции

3. Развитие самосознания и «чув­ства взрослости»

4. Психическая пубертатность

5. Трудолюбие и инициативность Номер правильного ответа — ?

Вопрос 3

• Ведущей деятельностью в под­ростковом возрасте является:

1. Учебная деятельность

2. Профессиональное самоопреде­ление

3. Самостоятельное обретение зна­ний и навыков вне школы

4. Интимно-личностное общение со сверстниками

5. Подражание взрослым Номер правильного ответа — ?

Вопрос 4

• Характеристика подростково­го возраста как периода «бури и натиска» принадлежит:

1. Э.Шпрангеру

2. СХоллу

3. Ш.Бюлер

4. В.Штерну

5. Л.С.Выготскому

Номер правильного ответа — ?

Вопрос 5

• По мнению Д.И.Фельдштейна, в подростковом возрасте:

1. Индивид выходит на качест­венно новую социальную пози­цию, формируется его созна­тельное отношение к себе как к члену общества

2. Происходит срыв адаптации под влиянием изменения груп­повой принадлежности

3. Индивид освобождается от дет­ской зависимости

4. Формируется ответственное отношение к учебной деятель­ности

5. Формируется и проявляется подлинная взрослость подро­стка

Номер правильного ответа — ?

Вопрос 6

• Центральным моментом кри­зиса подросткового возраста, по мнению Л.И.Божович, явля­ется:

1. Развитие инициативы

2. Развитие мировоззрения

3. Всплеск познавательной ак­тивности

4. Желание стать похожим на взрослого

5. Развитие самосознания Номер правильного ответа — ?

Вопрос 7

• Основная причина конфликтов подростков с родителями за­ключается в:

1. Неразвитости у подростков чув­ства эмпатии по отношению к родителям

2. Неудовлетворенности родителей инфантилизмом подростков

3. Неудовлетворенном желании ро­дителей видеть подростка рав­ноправным партнером по обще­нию

4. Игнорировании родителями «чувства взрослости» у подрост­ков, сохранении ими «детских форм контроля»

5. Преодолении подростком зави­симости от взрослых

Номер правильного ответа — ?

Вопрос 8

• Для начала подросткового воз­раста характерна следующая тенденция в общении со свер­стниками:

1. Стремление подростка к авто­номии в группе сверстников

2. Индивидуализм, предпочтение интересных занятий общению со сверстниками

3. Превалирование коллективно-групповых форм общения со сверстниками

4. Предпочтение общению со сверстниками общения со взрослыми

5. Общая тенденция не выявлена Номер правильного ответа — ?

Вопрос 9

• По мнению Э.Эриксона, в подро­стковом возрасте может сформироваться:

1. Автономия ‘2. Первая цельная форма эго-идентичности

3. Инициативность

4. Целеустремленность

5. Компетентность

Номер правильного ответа — ?

Возрастные особенности учащихся старших классов

Учащиеся 15—16 лет вступают в пору юности. Существует ли психологическая специфика усвоения иностранного языка старшими школьниками, отличающая этот процесс от предыдущего и последующего этапов обучения? Вопрос этот далеко не праздный. Дело в том, что после бурных, скачкообразных моментов интенсивного физического и психического развития в подростковом возрасте учащиеся вступили в более плавную и «спокойную» его фазу. Типично возрастные характеристики развития здесь не выступают так выпукло и ярко, как прежде, во многом затушевываясь типологическими свойствами и индивидуальными особенностями личности.

Между тем возрастное своеобразие этого периода развития отличается большой определенностью. Оно сказывается на всех сторонах учения и школьной жизни старшеклассников. Что касается усвоения иностранного языка, то это своеобразие влияет, и в частности, на их отношение к нему как учебному предмету, предопределяя их возможности, в усвоении различных его аспектов, склонности, избирательные интересы, оценку организации учебной деятельности на уроке. .

Для того чтобы в каждый момент работы точно знать, на какие силы учащегося можно смело опираться, на что не стоит рассчитывать, а что и вовсе желательно нейтрализовать, необходимо отдавать себе полный отчет в психологическом содержании данного периода развития. Без этого мы существенно ослабим свое влияние на школьников, лишим себя мощных рычагов воздействия на их деятельность и личность. Что же необходимо особо выделять учителю иностранного языка в возрастных особенностях старшеклассников для правильной ориентации своей педагогической деятельности? Современный старшеклассник — продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида .В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника. Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер . Как пишет Л. И. Божович, интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление (а не интеллектуальные операции сами по себе) создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте. .

Изучая особенности творческого мышления старшеклассников, мы придерживались теории мышления выдвинутой и обоснованной О.К. Тихомировым. Он отмечал, что главная особенность творческого мышления состоит в уровне обобщения, характере используемых средств, их новизне для субъекта, степени активности самого субъекта мышления .

М.В. Глебова отмечает, что в старшем школьном возрасте «уровень продуктивной умственной деятельности ниже среднего». Согласно ее исследованиям, исключением является только показатель гибкости, который развит достаточно сильно. Для старшего школьника характерна высокая степень адаптивности интеллекта и способность к изменению личностных установок, принципов, способов мышления учащихся старших классов. При сравнении средних показателей невербальной стороны творческого мышления выявлено, что наивысшее значение имеет среднее арифметическое оригинальности , затем следуют показатели уникальности , беглости и напротив самый низкий показатель обнаруживается по гибкости. Анализируя и сопоставляя показатели характеристик вербальной и невербальной сторон творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности и уникальности) испытуемых, можно сделать вывод, что показатели характеристик вербальной стороны выше характеристик невербальной стороны творческого мышления. Следовательно, общий показатель результатов вербальной стороны творческого мышления выше показателя его невербальной стороны.

Старший школьный возраст (16-18 лет) характеризует новый этап в развитии подростка, его стремление к автономии, право быть самим собой. Психологи разграничивают поведенческую автономию подростка (потребность и право самостоятельно решать лично его касающиеся проблемы) , эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды, фактическое наличие таковых).Потребность в самоопределении не только влияет на характер учебной деятельности старшеклассников, но часто и определяет ее. Это относится прежде всего к выбору учебного заведения, класса для дальнейшего обучения — гуманитарного или естественнонаучного направления, игнорированию отдельных дисциплин, не отвечающих интересам и научным пристрастиям школьника.

Основным внутренним мотивом учебной деятельности для большинства учащихся становится ориентация на практически значимый результат, а не на освоение суммы знаний. Таким образом, развитие самостоятельности, творческий подход к приобретаемым знаниям, подчинение учебной деятельности будущей профессиональной деятельности составляют содержание учебной работы старшеклассников. Это проявляется и в отношении учащихся к иностранному языку как учебному предмету. Отсутствие мотивации в овладении языком или ее нечеткая выраженность отрицательно сказываются на уровне владения им. Внутренняя мотивация зависит от осознания учащимся важности иностранного языка для его будущей профессии, значимости информации, которая может быть получена через иностранный язык. Не меньшее значение имеет и внешняя мотивация, которая зависит от преподавателя, его способности заинтересовать учащихся на уроке, от учебных материалов, которые используются на занятиях, от учебной группы, окружения, родителей..

У учащихся старшего школьного возраста еще больше, чем у подростков, развито логическое мышление, и они могут овладевать системами предметных и отвлеченных понятий, а также делать обобщения; поэтому им необходимы теоретические сведения для осмысления явлений. Такие сведения могут быть даны учителем или почерпнуты учащимися в процессе самостоятельной работы над справочником или словарем.

На этой ступени очень важно усовершенствование навыков самостоятельной работы, для тог чтобы учащийся впоследствии, став специалистом, мог бы доучиваться языку. Работа по аналогии и случайные грамматические выводы вне системы не могут помочь учащимся овладеть способами самостоятельного приобретения знаний. Поэтому весь материал, сообщаемый на этой ступени, должен осмысляться и приводиться в систему.

Учащиеся этого возраста уже имеют некоторый опыт, благодаря чему, основываясь на своем прошлом опыте чтеца, они могут предвосхищать содержание, что значительно облегчает понимание текста во время самостоятельной работы. В этом возрасте учащиеся уже могут доказать правоту своих суждений, спорить и опровергать доводы других. Это позволяет проводить обсуждение отдельных вопросов, явлений или же прочитанных книг, организовывать нечто вроде дискуссий на ИЯ.

Обучение иностранному языку на старшем этапе 10-11 классы определяют как надбазовое и соотносят с пороговым уровнем, принятым в зарубежной школе. В этом случае подготовка учащихся полной средней школы по иностранному языку может соответствовать общеевропейскому стандарту, сформулированному в документе «Общеевропейская компетенция владения иностранным языком». При этом выпускники школы могут пользоваться языком при непосредственном общении с носителями языка в элементарных стандартных ситуациях повседневной жизни и при опосредствованном общении (чтение, письмо); уровень их социокультурной компетенции обеспечивает знание страны изучаемого языка, особенностей речевого поведения и этикета в установленных программой обучения пределах, а приобретенные ими знания, навыки и умения создают прочную базу для дальнейшей учебы в вузе и других учебных заведениях с целью использования языка для удовлетворения личных потребностей и в профессиональной деятельности .

Развитие психических познавательных процессов в подростковом возрасте. Развитие самосознания в подростковом возрасте

Развитие психических познавательных процессов в подростковом возрасте. Рассуждая о формировании познавательных психических процессов в подростковом возрасте, следует отметить, что в этом возрасте завершается становление психических познавательных процессов как сознательных и произвольных, т.е. как высших, культурных форм познания. Интеллектуализация восприятия, памяти, внимания обусловлена не только их усиливающейся связью с мышлением, но и все более обобщенным и абстрактным характером опосредующих знаков, применяемых формирующимся сознанием подростка.

Не менее значимым, чем развитие формальной логики, является становление рефлексии, умения осознать ход своих мыслей, понять причины своих поступков, своего эмоционального состояния. Рефлексия стимулирует формирование не только когнитивной сферы, но и активизирует формирование личности, творческой активности подростков.

Восприятие. Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно, чем восприятие младшего школьника. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов.

Восприятие в подростковом возрасте характеризуется избирательностью и целенаправленностью, внимание — устойчивостью. Сам процесс восприятия, сохранения и обобщения материала становится единым целым, при этом моментальные умозаключения присутствуют уже на этапе восприятия, помогая отсеивать ненужную информацию, помогая не переводить не значимую информацию в долговременную память.

Внимание. Внимание подростка характеризуется не только объемом, но и специфической избирательностью. Оно становится все более произвольным и может быть преднамеренным. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. У него вырабатывается умение быстро концентрировать и четко распределять свое внимание. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью (в случае послепроизвольного внимания).

Память. Память приобретает избирательный характер. Память полностью интеллектуализируется: объем памяти увеличивается в основном за счет логического осмысливания материала. Наблюдается увеличение объема памяти, нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала, запоминание и воспроизведение опирается на смысловые связи. Становится доступным запоминание абстрактного материала.

Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысловое, а механическое запоминание.

Воображение. Параллельно с развитием мышления, восприятия и памяти у подростка развивается воображение. Это, прежде всего, проявляется в том, что подросток все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества.

Следует подчеркнуть, что воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека. Однако воображение подростка не только существенно богаче фантазии ребенка младшего школьного возраста, но и является неотъемлемой частью его психической жизни. Это позволило Л.С. Выготскому высказать предположение о том, что фантазия подростка — это игра ребенка, переросшая в фантазию.

Вместе с тем, фантазии подростка выполняют еще одну значимую функцию — регуляторную. Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни, — легко воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.

Согласно Л.С. Выготскому, под влиянием активного развития абстрактного мышления, в подростковом возрасте воображение «… уходит в сферу фантазии». Л.С. Выготский отмечал о фантазии подростка, что «… она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». По Л.С. Выготскому, подросток скрывает свои фантазии: «… как сокровенную тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии».

Мышление. Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в период 11 — 17 лет, — является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу абстрактно-обобщенного мышления. Важная особенность подросткового возраста — формирование активного, самостоятельного мышления.

Изменение характера и форм учебной деятельности требует от подростков более высокого уровня организации умственной деятельности. Подросток становится способным к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности. Сложные содержание и логика изучаемых предметов, новый характер усвоения знаний развивают у подростков способность самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения. Под влиянием процесса обучения, мышление, внимание и память постепенно обретают характер организованных, регулируемых и управляемых познавательных процессов.

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие мыслительные операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток постепенно приобретает логику мышления, похожую на взрослую логику мышления.

Речь. В подростковом возрасте развитие речи идут, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой стороны — за счет усвоения множества значений слов, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир, — полагает Валерия Сергеевна Мухина.

Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи от своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Некоторые подростки обращаются к словарям и справочникам, чтобы уточнить значение слова. Подросток, в силу социально-психологических возрастных особенностей (ориентировка на группы сверстников, конформизм и т.п.), способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника.

Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития самосознания подростков.

Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг. Сленг в подростковых групповых объединениях — языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению. Здесь вырабатываются особые формы сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.

Развитие самосознания в подростковом возрасте. Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять сущностные качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и как качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста.

«Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка», — считал Л.С. Выготский.

Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство: «Какой я?» вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Психологи связывают это со становлением «Я-идентичности». В подростковый период «…как бы перерабатываются все детские идентификации, включаясь в новую структуру идентичности, позволяющую решать взрослые задачи. «Я-идентичность» обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство личности, обеспечивает связь внешних и внутренних событий и позволяет солидаризироваться с социальными идеалами и групповыми стремлениями», — писал Л.С. Выготский.

Ocoбенноcти развития и воспитания старших школьников.

Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.

Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Увеличивается относительный объем груди. Выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системе. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. Все это сказывается на поведении старшеклассников. Они отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям.

На более высокую ступень поднимается развитие нервной системы, обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. abstraction — мысленная отвлеченность) мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.

Старшие школьники осознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь как материал для размышлений, для теоретических обобщений. Вот почему в их мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятельность, стремление к сравнениям, а присущая подросткам категоричность суждений уступает место гипотетическим предположениям, необходимости понять диалектическую сущность изучаемых явлений, видеть их противоречивость, а также те взаимосвязи, которые существуют между количественными и качественными изменениями. Но все эти особенности мышления и познавательной деятельности формируются под определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляют должной заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старшеклассников может сохраняться тенденция к полумеханическому запоминанию изучаемого материала.

В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеет устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается понимание их роли и значения в научно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов. Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познавательных интересов, а отдельные нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной и действенной помощи в учебе и повышении качества успеваемости.

Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать для этой цели афоризмы, выдержки из научных трудов и художественных произведений. Некоторые ведут в специальных тетрадях и блокнотах записи новых слов, терминов и интересных высказываний выдающихся людей. Все это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, подробно разъяснять научные термины, иностранные слова и т.д. Особенно большую роль играет в этом организация внеклассного чтения, работало воспитанию культуры речи, оказание помощи учащимся в преодолении речевых дефектов.

На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные с общественно-политическими событиями.

Общественные переживания и чувства оказывают сильное воздействие на нравственное формирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении. Вот почему так важно, чтобы в школе содержательно осуществлялось гражданское и моральное воспитание, проводились дискусcии, а учащиеся систематически вовлекались в общественную работу. Исследования показывают, что слабая постановка гражданского и морального воспитания оборачивается существенными издержками в развитии старшеклассников. Отдельные из них могут проявлять общественную пассивность, вовлекаться в различные внешкольные объединения с негативной направленностью.

Годы ранней юности для многих учащихся характеризуются Ильными интимными переживаниями, первой любовью, нередко оставляющей след на всю жизнь. Задача учителей и всех тех, кто соприкасается с учащимися этого возраста, — бережно относиться к их интимным переживаниям, не вторгаться в эти чувства, понимать и всячески щадить их. Однако, проявляя понятную в этих случаях осторожность и деликатность, необходимо ставить перед учащимися вопросы дружбы и любви, а также взаимоотношений между полами, с помощью медицинских работников осуществлять соответствующее гигиеническое просвещение, причем в ряде случаев целесообразно проводить работу отдельно с юношами и девушками.

Развитие чувственной сферы и сознательности старшеклассников оказывает большое влияние на волевые процессы, причем в протекании волевых актов решающее значение принадлежит обдумыванию своих намерений и поведения. Замечено, что, если учащийся поставил перед собой определенную цель в учебной или общественной работе или же четко определил свои жизненные планы с учетом имеющихся интересов и склонностей, он, как правило, проявляет высокую целеустремленность и энергию в работе, а также настойчивость в преодолении встречающихся трудностей. С этим связана и другая особенность старшеклассников, относящаяся к работе над своим самовоспитанием. Если подростки в большинстве своем отличаются повышенной требовательностью к другим и недостаточно требовательны к себе, то в юношеском возрасте положение изменяется. Они становятся более требовательными к себе и своей работе, стремятся вырабатывать у себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере способствуют осуществлению намеченных планов. Все это показывает, какое большое значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, установки и идеалы) в развитии личностных качеств старшеклассников.

Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором, профессии. Вопрос, кем быть, для них уже не является отвлеченным, и решается он не без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школьное обучение так или иначе делает для них более привычным умственный труд, и под влиянием этого многие юноши и девушки мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью. Общественные же потребности таковы, что подавляющее большинство старшеклассников после окончания школы должно вливаться в сферу материального производства. В результате этого у отдельных юношей и девушек, особенно из числа слабоуспевающих, складывается ложное мнение о том, что учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким и средним бизнесом, дескать, можно и без среднего образования… Это отрицательного сказывается на их отношении к овладению знаниями. Указанные трудности требуют оказания действенной помощи учащимся в формировании их жизненных планов и проведения содержательной профориентации, основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть учащимся красоту человека труда, творческий характер работы на современном производстве.

В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляется и такая трудность. Стремление многих родителей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей приводит к тому, что последние привыкают к удовлетворению всех своих запросов, вследствие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность же практического опыта порождает отставание их общего социального развития и некоторую инфантильность (от лат. infantilis — детский) в суждениях, что в свою очередь не дает им возможности понять неумеренность многих их потребностей и нецелесообразность их удовлетворения. Преодоление указанных недочетов обусловливает необходимость расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к сие тематическому труду как в школе, так и дома.

Наконец, нельзя не отметить того, что на развитие и поведении старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная ре активность (чувствительность) ко всему новому, что происходит и жизни, в литературе, искусстве и музыке, а также в моде. Они чутко и быстро улавливают это и стремятся копировать все ультрасовременное: длину волос, расцветку и необычный покрой одежды, «музыкальные» произведения… На этом фоне у них нередко обнаруживается неверное отношение к классике в искусстве и литературе непонимание важной роли положительных культурных и трудовых традиций. Это также создает определенные проблемы в воспитании. Но при правильном подходе к делу эти проблемы решаются успешно. Главное здесь не борьба со стремлением юношей и девушек ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание культуры восприятия этого нового, преодоление тех крайностей, которые иногда наблюдаются в следовании моде.

Таковы важнейшие особенности развития и организации учебно-воспитательной работы в старших классах.

Ведущая деятельность

Материалы » Новообразования старшего школьного возраста » Ведущая деятельность

Страница 1

Ведущая деятельность в юношеском возрасте — познавательная.

В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.

Изменяется отношение и к отметке. Отметка как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу — старший школьник перестает учиться “за отметку”, ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее. Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. Поэтому учащиеся этого возраста редко слушают учителя равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если не интересно, либо слушают эмоционально, напряженно. Таким образом, в старших классах мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер. Не случайно в этом возрасте повышается интерес к художественной и философской литературе. Личностный характер мышления старшего школьника связан с тем, что в этот период формируется обобщение представление о самом себе, понимание и переживание своего “Я”, своей индивидуальности, своей личности. В 16 лет уже определяется свой собственный (далекий от идеала, но реально действующий) стиль учебной работы. Поэтому учителю не следует строго регламентировать процесс учения, напротив — целесообразно предоставит большую самостоятельность. Формирование учебных умений и навыков должно быть ориентировано на личность ученика.

Учебная деятельность старшеклассников определяете сложным комплексом мотивов:

· мотивы широкого общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих, подготовиться к будущей профессии);

· мотивы, идущие от самой учебной деятельности (интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы интеллектуального труда);

· мотивы, прямо не связанные с учением, но имеющие к нему некоторое отношение (награда, наказание, конкурирующие потребности и желания);

· мотивы отрицательного порядка (утомление, скука, трудность материала, отсутствие комфорта в отношениях с учителем или учениками).

В старших классах отношения между учителями и учениками положительны и продуктивны тогда, когда они строятся на основе уважения друг к другу. Во взаимоотношениях с учителем ценится адекватность и соблюдение ролевых позиций: панибратство, так же как и авторитарность, неприемлемо, старшеклассники ищут в учителе старшего друга и наставника.

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний. Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление только нового интеллектуального качества и соответствующей потребности в познании. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают.

Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение.

Выбор профессии — это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого (Л.С. Выготский). В старших классах существует тесная взаимосвязь профессиональных намерений школьников и их межличностных взаимоотношений: переформировываются подгруппы среди учащихся класса по принципу одинаковой или сходней будущей профессии (Психология развивающейся личности /Под редакцией А.В. Петровского, М., 1987).

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Психофизиологические основы обучения
Проблема оптимизации обучения – центральная для педагогики. Многочисленные школы и концепции обучения отражают непрерывный поиск и усилия, предпринимаемые педагогами и психологами в этом направлении. Однако существует чисто психофизиологи …

Гендерные особенности уровня и проявлений агрессивности личности
Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX в., но вплоть до 1970–х гг. они по большей части занимались тем, что демонстрировали различия полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и к женщинам. Проблема, связан …

Понятие «направленность личности»
В изучении направленности личности в отечественной психологии сложились различные научные школы и направления: теория установки (Д.Н. Узнадзе), отношений личности (В.Л. Мясищев, Б.Ф. Ломов), теория значимости (Л.Ф. Добрынин), потребностей …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *