Ребенок приходит из садика и закатывает истерики

Когда ребенок приходит из садика и закатывает истерики, то следует разобраться в этой проблеме, чтобы успешно побороть ее. Рано или поздно молодой родитель сталкивается с проблемой, когда своего маленького ребенка необходимо определить в детский сад. Естественно, основная проблема будет заключаться в том, как приучить его к совершенно новому месту в его окружении и каким образом сделать так, чтобы процесс адаптации в новой социальной среде прошел достаточно успешно.

Одна из проблем, с которой очень часто встречаются родители, является то, что после посещения детского сада ребенок в домашних условиях устраивает настоящие истерики, которые остановить практически невозможно.

Из-за чего у дитя может возникать истерическое состояние после садика?

Относительно наличия чрезмерной эмоциональности и агрессивности у детей дошкольного возраста можно говорить на протяжении самого первого года, когда дитя систематически ходит в садик. В первую очередь такое плохое поведение у ребенка после детского сада может наблюдаться из-за того, что у вашего дитя не выходит наладить отношения ни с ровесниками, ни с воспитателями. Исходя из результатов проведенных исследований опытными психологами можно сказать, что детям до трех лет не рекомендуется посещать дошкольное учреждение, так как это негативно сказывается на его состоянии. При этом его постоянно будут сопровождать только негативные переживания. И этому есть свои причины.

С учетом всех психологических и физиологических особенностей маленького ребенка, можно с уверенностью сказать, что он еще не готов на достаточно длительный промежуток времени расставаться со своей мамой. На подобную ситуацию ребенок как раз и реагирует некой невротической реакцией, в качестве которой выступает самая обыкновенная истерика.

В том случае, если ваше дитя большую часть времен проводит именно в садике, а не в теплом семейном кругу, то у него достаточно быстро меняется восприятие семьи, и, соответственно, никакого взаимодействия с родителями практически не происходит. Естественно, такие детки практически не идут на контакт даже со своими родителями. В таких ситуациях выходит так, что даже при возникновении проблемы дитя попросту ее скроет от близких людей, что в дальнейшем будет сопровождаться этой неприятной реакцией.

Нередко истерики после детского сада у детей связаны с тем, что на данном этапе происходит навязывание так называемой вынужденной разлуки с родителями. В такой ситуации подобный поступок маленький ребенок попросту расценивает как обычное предательство со стороны близких людей. Поэтому подобная истерическая реакция может наблюдаться и в подобных ситуациях.

Очень часто подобное поведение наблюдается из-за того, что примерно в возрасте 3 лет каждый ребенок сталкивается с кризисом развития, который связан со становлением собственной персоны в конкретном социальном обществе. Именно в этот период чувствительность дитя обостряется, поэтому не удивительно то, что наблюдается подобная реакция. Естественно, для того чтобы выяснить истинную причину, необходимо прийти в дошкольное учреждение и по возможности поговорить с воспитателями. Возможно, именно они знают, какие проблемы беспокоят вашего малыша и помогут вам справиться со сложившейся ситуацией.

Каким образом действовать родителям для преодоления подобных ситуаций?

Для того чтобы адаптация малыша прошла как можно быстрее и незаметнее, готовиться к этому процессу нужно как можно раньше, по крайней мере за несколько месяцев до первого посещения садика. Для этого следует:

  • Заблаговременно ознакомить вашего малыша с информацией о дошкольном учреждении, в которое он попадет.
  • Постарайтесь объяснить ему то, что посещение садика является необходимостью, а не просто тем, что родителям надоело заниматься воспитанием дитя.
  • Постарайтесь никаким образом не показать свое сомнение по поводу посещения дошкольного учреждения.
  • Отнеситесь к поступлению вашего дитя в сад, как к обычной процедуре. При этом не следует каждый день повторять эту ситуацию.
  • Постарайтесь составить распорядок вашего ребенка таким образом, чтобы он практически полностью совпадал с режимом дошкольного учреждения. Подобная смена обстановки не будет так заметна и болезненна для ребенка.
  • До поступления в детский сад серьезно займитесь прививанием вашему малышу всех гигиенических навыков.
  • Постарайтесь как можно чаще создавать такие ситуации, в которых ваше дитя на определенное количество времени остается без родительского внимания.
  • Постарайтесь максимально расширить круг общения вашего ребенка. Чем больше будет у него друзей, тем проще будет ему адаптироваться в совершенно новой среде.

Руководствуясь этими несложными советами, у вас получится слегка подготовить ваше дитя к совершенно новой обстановке. При этом период адаптации пройдет на порядок быстрее, нежели это могло бы быть.

Как сгладить неприятные моменты после посещения садика?

В том случае, если ваш малыш пошел в детский сад, и вы начали замечать за ним некоторые истерические припадки, то в таких ситуациях вы должны предпринять все меры, которые будут направлены на сглаживание неприятных последствий после посещения детского сада. В таких ситуациях:

  • Постарайтесь создать в домашних условиях очень щадящую обстановку, которая будет бережно воздействовать на нервную систему ребенка.
  • Постарайтесь лояльно относиться к всевозможным капризам, так как нервная система и так напряжена. В таких ситуациях вы должны приобнять и пожалеть своего кроху.
  • Если у ребенка имеются какие-то вредные привычки, то отучать от них в адаптационный период не стоит, так как нервная система перегружена по полной.
  • Если вы говорите о садике с родными и знакомыми в присутствии своего чада, то отзывы об этом учреждении и всех воспитателях должны быть только положительными и хорошими. Ребенок должен понимать, что место, в которое он ходит, очень нравится его родителям. В таких ситуациях он немного успокаивается.
  • С самого утра перед походом в садик постарайтесь организовать малышу только самые положительные эмоции.
  • Заранее постарайтесь продумать весь ваш ритуал прощания, перед тем как отпустить малыша в группу. Прощание должно быть радостным и достаточно теплым.

  • Если несколько первых недель ваше дитя начинает плакать, ни в коем случае не пугайтесь таких слез. И никогда не злитесь на то, что он плачет. Слезы являются некой защитой нервной системы, поэтому такая реакция вполне целесообразна.
  • Постарайтесь по максимуму облегчить момент вашего расставания. Желательно, чтобы в садик ребенка отводил тот человек, с которым малышу прощаться легче всего.
  • Перед уходом напомните ребенку о том, что вы обязательно вернетесь и заберете его. Он не должен думать о том, что его все бросили на произвол судьбы. При этом старайтесь все время вовремя забирать его домой.
  • Как только вы заберете вечером его из дошкольного учреждения, выделите хотя бы небольшой промежуток времени, который вы сможете посвятить конкретно ему, а не домашнему хозяйству. Он должен знать, что нужен вам, и вы его любите.

Соблюдая все эти несложные условия, у вас выйдет сделать процесс адаптации безболезненным для дитя и очень быстрым.

Метки:Детский сад, Истерика

Как бороться с детской истерикой при помощи одного простого вопроса?

Истерики могут быть разными. При этом многие родители довольно смутно понимают, как вести себя в той или иной ситуации. Поэтому нелишним будет знать, как успокоить ребенка при истерике.

У большинства малышей истерические приступы возникают только в раннем детстве. В более старшем возрасте проявления эмоций наблюдаются крайне редко. Это объясняется тем, что в этот период у детей намного лучше развиты языковые навыки и ребенок уже может внятно объяснить, чего хочет, или что его беспокоит.

Основные причины детской истерики

Возникновение приступов истерики может быть спровоцировано поступлением в дошкольное учреждение, рождением в семье второго ребёнка, неожиданным разводом родителей. Чтобы уменьшить возникшее напряжение, ребёнок начинает проявлять излишнюю эмоциональность, порой даже агрессивность. Он громко кричит, негодующе разбрасывает свои игрушки, резко стучит ногами.

Ещё одной распространённой причиной возникновения истерики у детей является излишняя строгость родителей. В такой ситуации истерические приступы являются способом малыша показать свою самостоятельность, желанием противиться такому способу воспитания.

Активное проявление эмоций

Истерика у ребенка представляет собой неотъемлемую часть его нормального развития. Для детей они являются своеобразным способом общения.

Истерики помогают детям выражать эмоции в том момент, когда они чувствуют себя расстроенными и подавленными. Ведь словами объяснить переполняющую их гамму чувств малыши не могут.

Истерика в 2 года

Двухлетние малыши довольно часто прибегают к громким истерикам. Таким образом они пытаются привлечь к себе дополнительное внимание.

В арсенале двухлетнего малыша множество эффективных «методов»:

  • упрямое нежелание что-то делать;
  • громкие крики;
  • катание по полу в общественных местах.

Истеричное поведение двухлетнего ребёнка спровоцировано несовершенством его эмоциональной системы. Малыш ещё не в состоянии выражать своё возмущение запретом или отказом взрослого словами.

Истерика маленького ребёнка может быть следствием недостатка сна, физической усталости, проявлением голода.

Иногда негативное воздействие на эмоциональную сферу крохи оказывает избыток новых впечатлений. В таком случае, чтобы успокоить ребёнка, стоит просто погладить его по голове или взять на руки. Это поможет отвлечь внимания ребёнка от неприятной ему ситуации, вызвавшей истеричное поведение.

Кризис трехлеток

Особенно «яркие» истерики демонстрируют родителям трёхлетние малыши. В психологии даже есть такой термин, как «кризис трёх лет». Он может выражаться по-разному.

Но основными проявлениями «кризиса трёх лет» являются:

  • излишнее упрямство;
  • склонность к частым истерикам;
  • своеволие.

Истерика трёхлетнего ребёнка объясняются не желанием позлить родителей, а простым неумением малыша идти на компромисс.

К достижению четырёхлетнего возраста истерические приступы, как правило, исчезают. В этот период ребёнок уже может осознанно и внятно выражать собственные чувства словами.

Истерика у старших дошколят

В 6-7 лет у ребёнка начинается новый этап во взрослении. Малышу, ещё недавно посещавшему садик, в ближайшем времени придётся отправиться в школу. Поэтому от него начинают требовать больше, чем прежде.

Некоторые дети испытывают страх из-за того, что их успехи в школе могут не соответствовать ожиданиям родителей.

Поэтому стресс, вызванный предстоящим посещением школы, постепенно начинает накапливаться. В последующем он выливается наружу в форме активного проявления эмоций — детской истерики.

Для родителей и окружающих людей, которые попали в «эпицентр» истерики, такое поведение ребёнка может быть невыносимым. Поэтому специалистами был придуман довольно действенный метод. Он помогает предотвратить детские истерики.

Описание методики

Если ребенок истерит, справиться с неконтролируемой вспышкой гнева поможет следующий вопрос: «Это большая, средняя или маленькая проблема?» После того как малыш даст ответ, нужно вместе подумать над решением возникшей проблемы, предложив разнообразные варианты.

Такой простой вопрос окажется очень кстати. Он привлечёт внимание ребёнка и даст ему немного времени, чтобы успокоиться.

Многие родители недоумевают, как остановить истерику при помощи такого простого вопроса.

Но он действительно оказывает сильное действие на ребёнка:

  1. Малыш чувствует, что взрослый уважает его эмоции.
  2. Вопрос отвлекает ребёнка и заставляет его оценить ситуацию. Он даёт возможность малышу самостоятельно решить некоторые небольшие проблемы.

Как предотвратить возникновение истерики?

Существуют разнообразные советы психолога, помогающие уменьшить частоту эмоциональных вспышек у ребёнка:

  1. Нужно придерживаться чётко установленного режима дня.
  2. К предстоящим изменениям (к примеру, к первому дню в детском саду) ребёнка надо готовить заранее.
  3. Нужно проявлять твёрдость. Ребёнок не должен чувствовать, что с помощью истерики он сможет манипулировать вами и добиться желаемого. Необходимо, чтобы малыш был уверен в твёрдости ваших взглядов.
  4. В отдельных случаях родителям стоит пересмотреть свои запреты. Перед тем как отказать малышу в его просьбе, нужно чётко осознать, что это необходимо.
  5. Чаще предлагайте малышу сделать простой выбор. В таком случае он начнёт чувствовать себя самостоятельной личностью.

В каких случаях стоит насторожиться?

Капризы у детей от 4 лет и старше могут быть отражением воспитательных промахов взрослых. Такой малыш о существовании слова «нет» знает только понаслышке. Избалованный ребёнок привык к тому, что ему постоянно всё разрешают. Поэтому если что-то запрещает мама, можно начать «капать на нервы» бабушке или дедушке.

Частые истерики у детей старше 4 лет могут свидетельствовать о наличии серьёзных проблем с нервной системой.

За консультацией к неврологу стоит обратиться, если:

  • малыш ведёт себя агрессивно в момент истерики;
  • ребёнок наносит повреждения окружающим или себе при проявлении эмоций;
  • кроха задерживает дыхание;
  • ребёнок теряет сознание во время истерического приступа;
  • после истерики возникают такие симптомы, как усталость, рвота.

Родителям стоит обратить внимание на те внешние проявления истерики, как судороги, полуобморочное состояние, нарушение дыхания, выгибание спины дугой («истерический мост»).

Подобные явления специалистами были названы аффективно-респираторными расстройствами. Они особенно свойственны детям, не достигшим трёхлетнего возраста.

Сильный плач ребёнка во время истерики может привести к задержке дыхания, побледнению лица. Родителям стоит быть внимательными, если малыш сублимирует эмоции в движение, вымещая своё разочарование или гнев. В момент истерики ребёнок бьётся головой о стены, пол, окружающие их предметы.

При тяжёлом аффективно-респираторном истерическом приступе наблюдаются непроизвольные судороги. После их прекращения дыхание малыша восстанавливается, исчезает синюшность кожных покровов, ребёнок успокаивается.

При наличии таких тяжёлых истерических приступов справиться с проблемой без помощи невролога довольно затруднительно. Такие симптомы встречаются и при серьёзных нервных расстройствах, что нужно помнить родителям.

Мнение доктора Комаровского

Если у ребёнка часто бывает истерика, что делать для улучшения ситуации?

Немалую пользу могут оказать и советы известного педиатра доктора Комаровского:

  1. Нужно учить малыша чётко выражать свои эмоции словами. Это позволит уменьшить подступающий гнев и быстро подкрадывающееся к ребёнку раздражение.
  2. Если малыш склонен к истерикам, не проявлять чрезмерную опеку. Вместо того чтобы холить и лелеять ребёнка, как домашнюю розу, лучше пораньше отдать его в детский сад. Из-за отсутствия в группе впечатлительных и чутких к проявлению детских эмоций родителей истерики будут происходить значительно реже.
  3. Истерические приступы стоит предвидеть. Это поможет родителям их контролировать. Если ребёнок выглядит не выспавшимся, уставшим или раздражённым, стоит пытаться избежать потенциальных конфликтных ситуаций заранее.

Довольно часто единственным «зрителем» детских концертов становится именно бабушка. Она пытается проявлять мягкость, жалеть обиженного отказом мамы или папы внука. По мнению доктора Комаровского, всем членам семьи стоит придерживаться одной тактики поведения.

Папино категоричное «нет» никогда не должно превращаться в мамино «может быть» или бабушкино «да».

В таком случае ребёнок перестанет испытывать на прочность родительские нервы. Он поймёт, что ничего не добьётся при помощи истерики.

Итог

Причины истерики у детей разного возраста и разные, и похожие. Детское негодование, в равной степени, могут вызвать, как психологические (ревность, разочарование), так и физиологические (усталость, голод), факторы.

Проблемы:

  1. Дети младшего возраста не могут озвучить проблему, старшего – не хотят.
  2. Одни проявляют истерику громко, другие – тихо и незаметно, но проблема от этого не исчезает.
  3. Родители становятся свидетелями уже взорвавшихся эмоций, не успевают предотвратить истерику.

Если ребенок истерит, остановить это можно одним простым, но эффективным вопросом. Он отвлечет малыша от его «горя», заставит размышлять и делать выводы, поможет почувствовать, что взрослые с ним считаются.

Детские истерики: как реагировать и как бороться?

Вероника Воронкова
Детские истерики: как реагировать и как бороться?

(консультация для родителей, воспитателей и других взрослых).

Наверное, нет таких родителей, которые бы не столкнулись с проблемой детских истерик. Сегодня я предлагаю нам разобраться в причине их появления и нашей реакции на них.

Многие малыши, даже очень спокойные, могут устроить взрослым истерику. У детей дошкольного возраста истерика обычно возникает из-за запрета взрослого или невозможности получить то, что он хочет. Проявляя истерику, малыш кричит, топает ногами, плачет, может, даже кусаться и кататься по полу размахивая руками и ногами, иногда причиняет вред своему здоровью.

Истерика – это очень эффективный способ добиться своего, манипулируя взрослыми.

Ребенок довольно быстро понимает, что своим неадекватным поведением он ставит нас в неудобное положение и получает желаемое. Но если взрослые будут достаточно терпеливы, спокойны и последовательны в своих действиях, то могут успешно пресечь или даже предотвратить подобное поведение малыша. Главное не поддаваться и понять, для чего малышу нужна истерика!

Давайте разберемся и поймем для чего же на самом деле ребенку истерика.

1. Почему малыш устраивает истерику?

Истерическое состояние для ребенка это состояние стресса. Такое же, как и у его родителей во время его истерики. И это, не потому что ребенку нравится так себя вести, и уж точно не назло родителям. Своим поведением малыш пытается добиться своего. Но это только сначала! И если взрослые,не выдерживая идут на поводу у ребенка: «На! Только не плачь!» он обязательно начнет этим пользоваться.

Вывод: не упустить! Не идти на поводу! НЕТ – значит — НЕТ!

2. Как пресечь истерику ребенка?

Если вы, все таки упустили этот момент и ваш малыш уже «пользуется» Вами, запаситесь терпением и научитесь правильно себя вести с ребенком во время его истерик.

Что же вы должны сделать, чтобы истерика больше не повторялась?

-помните о причинах первых истерик и постарайтесь предугадать капризы своего малыша. Согласна, сделать это не просто, но если малыш каждый раз видя ваш телефон (другой предмет) требует его со слезами…во избежание истерик просто уберите его из зоны видимости малыша.

— не пускать развитие истерики на самотек, когда ребенка уже невозможно будет контролировать.

— следить за состоянием ребенка и постараться отвлечь его уже на стадии беспокойства и раздражения, переключив внимание малыша на что-то другое. Постарайтесь успокоить малыша, взяв его на руки, обнимите, поцелуйте и т. д.

— говорите с ребенком присев на колени, что бы он чувствовал,что вы с ним на одном уровне. Не ругайте его и, не в коем случае не кричите. Говорите спокойно и тихо.

3. Истерика – недопустимое поведение.

Ребенку с самого начала надо дать понять, что вы не будут терпеть подобное поведение. Лучший способ – прекратить общение с малышом до тех пор, пока он не успокоится, демонстративно не реагируя на его поведение, чтобы он не делал. Физическое наказание и крики только усугубят ситуацию. Как только ребенок поймет, что ни кто не реагирует на него, малыш сам прекратит истерику.

4. Нет зрителей – нет истерики

Начавшего истерику ребенка, желательно сразу увести в место, где можно изолировать его от взрослых и случайных зрителей. Если истерика в магазине или в другом людном месте, то нужно постараться увести его от игрушек, сладостей, от других детей до полного его успокоения – он быстрее поймет, что такое поведение недопустимо.И главное: взрослый сам должен быть спокоен и не возмутим!

Однако нельзя оставлять ребенка одного в темной комнате или чулане, чтобы у него не появились различные фобии. Оставайтесь с малышом, постарайтесь его приласкать и успокоить.

5. Реакция взрослых на истерику должна быть постоянной

Взрослым надо сразу выбрать, как они будут вести себя с ребенком в случае истерики и не менять свое поведение. Малыш должен понять, что его поведение бесполезно, а капризы и истерики ни к чему не приведут. Бывает, что ребенок, кроме родителей, устраивает истерики другим взрослым – няне, бабушке или воспитателям. В этих случаях нужно заранее договориться, как они должны себя вести при истерике, чтобы они не потакали капризам, а помогли вместе исправить поведение ребенка.

6. Научите ребенка выражать свое недовольство.

Взрослые должны помочь ребенку научиться выражать свое состояние словами. Маленькие дети еще плохо управляют своими эмоциями и часто бурно проявляют свое недовольство, если их не понимают взрослые или у них что-то не получается. Став союзниками малыша в проявлении своих чувств, взрослые начнут лучше его понимать, а малыш будет больше им доверять.

Почти все родители сталкиваются с детскими истериками, но не все знают, как правильно реагировать на них. Постоянство поведения и терпение – главное оружие в борьбе с истериками. Лучше сразу отучить малыша от подобных манипуляций, чем трепать потом нервы себе и ребенку.

Удачи вам в воспитании ваших малышей и терпения!

Какие бывают формы истерики? История и терминология

Под понятием «истерика» мы обычно имеем в виду неадекватное и излишне эмоциональное поведение человека. С медицинской точки зрения такого понятия, конечно, не существует.

Что касается термина «истерия», или «бешенство матки», это определение давно устарело. Этот диагноз использовался для описания эмоциональных и поведенческих расстройств у женщин. В древние времена считали, что матка («гистер») могла перемещаться внутри организма, вызывать судороги, слёзы, параличи и парезы, слепоту и глухоту, и т.д.

Гиппократ и Платон считали, что данное состояние могло быть связано с невозможностью наступления беременности у женщины из-за спазмирования матки. В Древнем мире женские болезни были связаны только с патологией матки, поэтому истерия, как заболевание, являлась прерогативой прекрасной половины человечества.

Бум истерических припадков в медицине приходится на конец 19 – начало 20 века. С этого момента началось активное изучение этого феномена врачами. Так, под термином «истерия» понималось большое количество психических нарушений и расстройств, как кратковременных, так и затяжных.

Если говорить о нашем времени, в международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) существуют следующие диагнозы, которые соответствуют понятию истерии: уточнённое тревожное расстройство, в т.ч. тревожная истерия, диссоциативное расстройство (истерический психоз, конверсионная истерическая реакция), соматоформное нарушение, диссоциативное двигательное расстройство (психогенные парезы, параличи, афония, глухота, слепота) – F 41 – 45. А также отдельно выделяется истерическое расстройство личности – F 60.4.

Итак, данные нарушения психической сферы встречаются и у женщин, и у мужчин, и у детей.

Причины истерических припадков

Истерические припадки могут быть вызваны проблемами различного плана. Если рассматривать данное нарушение психики с точки зрения невротических расстройств и патологического склада личности, причины комплексны и многогранны.

Симптоматика по большей части начинает проявляться уже с раннего детского возраста или дебютирует у подростков.

Предрасполагающие факторы

Фактор, который способен привести к такому типу эмоционального реагирования индивидуума – наследственность или генетическая предрасположенность. Наш геном — плодотворная среда, которая вбирает в себя все качества предыдущих поколений.

Ранее истерические расстройства связывались с нарушениями сексуальной сферы. З. Фрейд придавал значение эротическим конфликтам, возникающим в детском возрасте, на формирование конверсионных расстройств. Проблемы в периоды перехода от одной фазы психического развития в другую (оральную, фекальную, генитальную) глубоко откладываются на подсознании человека. И в моменты чрезмерного стресса или психотравмирующих обстоятельств они дают о себе знать, переходя в сознание.

Предрасполагающим фактором является особый склад личности – психопатия. Данная нозология находится на грани между психическим здоровьем и болезнью. Не только истероидная психопатия при декомпенсации может проявляться яркой истерической симптоматикой. Шизоидные психопаты, нарциссы и лица возбудимого круга также могут клинически проявляться таким образом. Общие черты, присущие всем этим людям: инфантильность, эмоциональная неустойчивость, внушаемость, излишняя впечатлительность, эгоизм.

Неустойчивость нервной системы также может быть фактором, влияющим на возникновение истероидных реакций. Вегетативная нервная система отличается незрелостью у детей и подростков. При чрезмерном её напряжении эмоции могут пагубно влиять на соматическое звено и формировать неверные телесные ощущения.

Пусковой механизм

Истерический невроз возникает при чрезмерном воздействии на нервную систему экзогенного фактора. Симптоматика невротического расстройства чаще имеет связь с психотравмирующей ситуацией. При разрешении конфликта она уменьшается или проходит бесследно.

Конверсионные истерические расстройства (сомнамбулизм, фуга, пуэрилизм и т.д.) наступают резко в ответ на психогенный триггер. Сильное эмоциональное переживание как бы замещается и преобразуется психикой. Включаются особые защитные психопатологические механизмы. Так разрешение конфликта происходит своим методом – в виде соматических или аффективных сенсомоторных расстройств.

Самые частые причины истерик у детей

Дети, как известно, в младенчестве не видят разницы между собой и матерью. Ещё с внутриутробного периода маленький человечек не разграничивает пространство – своё и чужое. Уже родившись, малыш только требует тепла, ласки, еды, присутствия взрослых.

Этот эгоистичный период длится чуть больше года. Затем маленький человек понимает, что есть и другие люди – мама, папа, бабушка и т.д. В возрасте 1,5 лет ребёнок может начать делиться с другими едой, кормить из ложки свои игрушки, предлагать еду маме. Он растёт и находит в себе силы не только брать блага от других, но и делиться своими.

К 2 годам начинается первый кризисный период.

Именно в этом возрасте ребёнок учится воспринимать запреты родителей, ограниченность своего тела, проверяет границы терпения и дозволенного мамы и папы. Психика малыша только формируется и не способна адекватно реагировать на обычные ситуации. На этом этапе могут возникать истерики у детей. Обычно в людном месте, в магазине или автобусе, ребёнок неистово кричит, катается по полу, плачет и настойчиво требует.

В этот момент родителю крайне необходимо сразу разъяснять, что так себя вести неприемлемо, и строго придерживаться данной позиции в будущем. Это не истинный истерический припадок, а лишь его эквивалент.

Как проявляется истерика?

Рассмотрим различные нозологические единицы, имеющие в клинической картине истерический симптомокомплекс.

Истерическое расстройство личности начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Основными ключевыми качествами особенностей личности являются чрезмерная эмоциональность, сенситивность, ранимость, эгоцентричность, отмечается склонность к драматизации и желание быть в центре всеобщего внимания. Поведение носит демонстративный характер. Такие люди не прячут свои эмоции в глубине, а ярко и театрально заявляют о своём недовольстве.

Эмоциональный фон крайне неустойчив, смех быстро сменяет слёзы. При декомпенсации расстройства личности все черты характера становятся более явными. Человек может вживаться в различные роли и преподносить себя как значимую персону, при этом ничего из себя не представляя. Невозможность быть самим собой – бич таких людей. Окружающие чувствуют неискренность и фальшь в общении. Люди с истерическим складом личности склонны к получению новых ощущений, быстро меняют виды деятельности, не доводят до конца начатые дела из-за отсутствия интереса к ним.

Все мысли людей с истерией о собственном удовольствии и комфорте. Они подчиняют своим желаниям окружающих людей, требуют не только внимания, но и выполнения своих прихотей.

Это может проявляться в демонстративно-шантажном поведении, сценах агрессии и горя, демонстративных попытках суицида. Такое неприемлемое поведение трудно переносится окружающими, эмоционально опустошает и выматывает.

Симптомы истерики у женщин

Женское население в несколько раз чаще подвержено развитию истерических неврозов. Причём такая симптоматика комбинируется с различными невротическими нарушениями: тревогой, страхами, компульсиями, обсессиями, сенестопатией и патологией эмоций. Симптомы истерии могут маскироваться под разнообразные телесные заболевания.

Манифестация истерических припадков начинается со стойких демонстративных черт, экспрессии, неадекватности реакции происходящему. По мере прогрессирования, симптоматика может дополняться и расширяться. Болезненные проявления становятся лишь способом в манипуляциях и шантаже окружающих для достижения желаемого: привлечения внимания к своей персоне и подчинения близких сиюминутным прихотям.

Конверсионные истерические нарушения могут выглядеть как нарушения движения, вегетативные кризы, сенсорные расстройства. Таким образом, эти проявления могут имитировать какое-либо соматическое заболевание. Двигательные нарушения возможны разного плана – от параличей и парезов до тиков и других непроизвольных двигательных актов (блефароспазм, тремор головы, конечностей и т.д.).

Отличие такого состояния от истинных неврологических расстройств при органическом поражении нервной системы в зависимости выраженности проявлений от эмоционального фона. Здесь речь идёт о так называемых истерических стигмах. Они вычурны, необычно проявляются, временны, исчезают при решении проблем.

Часто мелкий и незначительный повод – ссора, грубость, бытовые и семейные неприятности, — может вызвать истерический припадок: бурную вегетативную реакцию с судорогами, обмороком и потерей сознания. Важно разграничивать тяжёлый истерический припадок с проявлениями эпилепсии. Главное отличие – сознание при истерии не выключается полностью, больной не наносит себе повреждений при падении, как это происходит при эпилепсии.

При конверсионном расстройстве истерическому припадку обычно предшествуют разнообразные неврологические эквиваленты в виде гиперкинезов и псевдопараличей. Наиболее частый вариант – нарушение походки, затруднения при движении, при отсутствии расстройства чувствительности и мышечного тонуса конечностей. Движения в конечностях не ограничены и совершаются в полном объёме.

С неврологической точки зрения, параличи при истерическом расстройстве не соответствуют топографически точкам проекции основных нервных стволов и сплетений. Более редкий вариант заболевания выражен афонией – невозможностью говорить при целостном голосовом аппарате и его иннервации. Возможны также истерические контрактуры, которые нарушают движения суставов и позвоночника.

Сенсорные проявления при истерии выражены патологией чувствительности, в виде сниженной, повышенной чувствительности или полного отсутствия ощущений конечностей или определённой области тела. Также характерны истерические боли — неприятные ощущения в органах или частях организма.

Течение психогенных истерических невротических реакций может в разных случаях отличаться. Они могут быть непродолжительными или появляться на фоне соматического здоровья эпизодически. Исчезать преходящие нарушения могут самопроизвольно без лечения, либо после разрешения конфликтной психотравмирующей обстановки. В неблагоприятных условиях больной может фиксироваться на своих неприятных ощущениях. В этом случае симптомокомплекс может просуществовать неопределённое количество времени.

Истерика у мужчин

Для мужского контингента более характерны конверсионные истерические реакции как ответ организма на тяжёлый стресс.

Это остро возникающие преходящие психические нарушения. Истерические психозы, как группа психических расстройств, крайне неоднородны. В них входят и сумеречные помрачения сознания, псевдодеменция, пуэрилизм, ступор, регресс личности. Клиника определяется тяжестью состояния и длительностью патологической реакции. Проявления могут сочетаться друг с другом или переходить из одного в другое.

Как правило, данные нарушения возникают, когда человек попадает в тюрьму или находится под следствием («тюремный психоз»), либо в морально тяжёлых ситуациях утраты (потеря близких родственников, супружеских связей). Таким образом из сознания вытесняются чрезмерно сильные и эмоционально значимые переживания.

Суженное состояние сознания (сумеречное расстройство) и шоковые реакции часто являются спутниками военных действий. При синдроме Ганзера (психогенные сумерки) происходит сужение сознания, нарушается ориентировка в окружающем, возникают галлюцинации с тематикой психотравмирующего объекта. При выходе из этого состояния наступает полная амнезия.

Истерические сумеречные расстройства демонстративны, наблюдается быстрая смена эмоциональных реакций, неадекватных происходящему, двигательное возбуждение с яркими образными галлюцинациями. Данное состояние может длиться до нескольких недель.

Псевдодеменция характеризуется резкой кажущейся потерей памяти. При этом сознание сужается, пациент не может ответить на простейшие вопросы, отвечает невпопад. Так, человек не знает своего имени и фамилии, свой возраст, не узнаёт близких. В данном состоянии человек порой совершает нелепые действия – надевает штаны на руки, не понимает, как пользоваться простыми предметами.

Пуэрилизм проявляется в детском поведении, дурашливости, сужении сознания. Человек в таком состоянии становится маленьким ребёнком – говорит детским голосом, двигается как маленький мальчик, рисует красочные картинки, просит взрослых взять на ручки и т.д. Проявления очень красочны и своеобразны, сочетаются с сильными эмоциональными переживаниями.

Регресс личности выглядит как утрата человеком высших психических функций. Человек, можно сказать, становится подобным животным: не говорит, ест руками, ходит на четвереньках, лишается навыков самообслуживания.

Проявления у детей

Такие качества, присущие истерической личности, как желание смены деятельности, эмоциональная лабильность (быстрая смена настроения от весёлого до слезливого), удовольствие от игры, любовь и жажда внимания к себе, характерны для детей.

Это абсолютно нормальные проявления, ведь психические функции как у малышей, так и у подростков не до конца сформировались. Конечно, проявления у детей не имеют ничего общего со взрослыми нарушениями психических функций и рассматриваются с позиций нарушений поведения, которые можно скорректировать. Также истерические припадки у детей могут возникать в неблагополучных семьях при алкоголизме или наркомании родителей, нежелательном схожем поведении взрослых.

Ещё в дошкольный период дети с истерическими чертами личности склонны к фантазированию, выдумкам, подражанию, привлекают к себе внимание взрослых как положительными чертами, такими как артистичность и эмоциональность, так и девиантным поведением в виде драк со сверстниками и всевозможных протестов.

В подростковом возрасте такие молодые люди не организованы, не собраны, расточительны и склонны к легкомысленным, порой даже опасным, поступкам. Основная цель такого поведения – выделиться среди других, быть не как все. Монотонная деятельность быстро становится не интересной. В основном, время проводят праздно, нет стойких увлечений и интересов. Истероидные психопаты любят авантюры, экстремальные развлечения, частые праздники без повода.

Куда обратиться, если у ребёнка частые истерические припадки?

В первую очередь, не стоит заниматься самолечением. Конечно, как родитель вы лучше знаете, что необходимо вашему ребёнку. Но порой истерики и капризы переходят все дозволенные границы и их частота нарастает изо дня в день. Конфликты и обиды копятся, продолжают порождать новые волны агрессии и негодования как родителей, так и детей.

Обратитесь к детскому психологу в детском саду, школе. Вместе вы сможете выяснить причины нежелательного поведения ребёнка и выработать тактику действий при надвигающейся истерике вашего чада.

Детский психиатр сможет помочь при запущенных нарушениях поведения, требующих не только психотерапевтической работы с маленьким человеком и его семьёй, но и подключения медикаментозной терапии, препаратов, влияющих на поведение.

Как установить истинную причину? Диагностика

Истерические реакции, в том числе и истерические припадки, нужно тщательно разграничивать с другими соматическими и неврологическими заболеваниями.

При двигательных нарушениях в виде парезов, параличей и др. важно не пропустить такие грозные заболевания, как нарушение мозгового кровообращения, опухоль головного мозга, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона.

Невротические расстройства следует отличать от вялотекущей шизофрении. Врач-психиатр, наблюдая динамику состояния, обязательно увидит присоединение к клинической картине новой психопатологической симптоматики и нарастающие изменения личности больного.

При судебных разбирательствах возможна симуляция психических нарушений то тому или иному типу истерической реакции. В таких случаях симптомы тщательно контролируются самим человеком в рамках получения собственной выгоды или избежания наказания путём обмана.

При медицинском осмотре истерическая симптоматика, как правило, усиливается. При истерической афонии (потере голоса) возможно нарочито громкое покашливание. При параличе или парезе психогенного генеза никогда не возникнет мышечной атрофии, ведь питание тканей конечности не нарушается. Сенсорные нарушения чувствительности не совпадают с зонами иннервации, они чаще ограничены анатомическими областями в виде носков, чулок и т.д.

Болевые ощущения или сенестопатии могут мигрировать из одной части тела в другую и носить вычурный характер. Вегетативные кризы по симптоматике разнообразны и могут маскироваться под любое соматическое заболевание. Одышка, боли в области сердца, головокружение, тошнота – эти симптомы не имеют морфологической основы и не указывают на функциональные нарушения в организме.

Не пропустить действительно неотложное и опасное состояние, которое может привести к гибели человека при неоказании специализированной помощи. Инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения нуждаются в срочной дифференцировке грамотным специалистом и проведении необходимых инструментальных исследований.

Истерические припадки действительно очень похожи на приступы, возникающие при эпилепсии. Специалист без труда может отличить театрализованный припадок от истинного. При истерическом припадке в основе поведения – психологический конфликт, нежелание окружающих исполнять то, что нужно больному, ссора с близкими. Соответственно, и спектакль разыгрывается для окружающих, напоказ.

Больной изгибает тело в дугу, падает на пол, размахивая руками и ногами. Но, нужно отметить, падает человек без повреждений, ведь процесс падения контролируется сознанием. Эмоции резко сменяются, такой человек обычно изображает невыносимые страдания и боль. Истерические припадки происходят только в дневное время при наличии зрителей, в отличие от эпилептических.

Что касается диагностики данного состояния, люди с истерическими симптомами в первую очередь обращаются к врачам общесоматического профиля: к терапевту, неврологу, кардиологу и т.д. Больные при беседе с упоением ярко демонстрируют свои симптомы, предъявляют многочисленные и особенные жалобы, требуя к своей персоне повышенного внимания.

Для дифференцировки с соматическими заболеваниями необходимо пройти ряд инструментальных исследований. КТ и МРТ показаны при двигательных и сенсорных нарушениях для исключения органического субстрата.

Чтобы удостовериться в отсутствии сосудистых нарушений, назначают УЗДГ сосудов шеи и головы, реоэнцефалографию, ангиографию. ЭЭГ (электроэнцефалография) поможет подтвердить диагноз эпилепсии. Также консультации узких специалистов, таких как эпилептолог, нейрохирург, сосудистый хирург, помогут в сложных диагностических случаях.

Диагноз невротического нарушения или истероидного склада личности выставляет врач-психиатр после очной беседы с пациентом и его родственниками, ознакомления с сопутствующей медицинской документацией.

Коррекция поведения у детей, склонных к истерическим припадкам

Истерические припадки в детском возрасте происходят из-за невозможности разрешить конфликт и получить желаемое иным путём. До 4 – 5 лет в большинстве случаев эмоциональные реакции истерического плана проходят самостоятельно. Для этого необходимо соблюдать ряд условий.

  1. Правильно организованное время. Это не только последовательная смена учёбы и физической активности, режима сна и бодрствования. Это увлечение малыша чем-то новым, необходимо поддерживать формирования стойкого интереса к деятельности.
  2. Совместное время: важно не то, сколько у малыша новых игрушек, а как он может себя ими занять. Показывайте, читайте книги, проводите свободное время радостно, без конфликтов. Вы – пример для подражания.
  3. Свобода творчества и самовыражения. Если вашему чаду необходима публика – запишите его на танцы, в музыкальный кружок, театральную студию.
  4. Выход свободной энергии: физические упражнения, спортивные секции отвлекут от истерик и направят лишнюю энергию в нужное русло.
  5. Спокойная обстановка: обеспечьте доверительную среду в вашей семье. Это снизит уровень стресса и успокоит всех членов семьи, ведь всегда приятно возвращаться в дом, где тебя любят, ценят и ждут.
  6. Ответственность: не бойтесь давать малышу «важные» поручения. Он научится брать на себя ответственность за свои действия и своё поведение, будет видеть, что вы ему доверяете и цените его.
  7. Проговаривайте чувства: проблема маленького человека заключается в том, что внутри него буря эмоций, но он не знает, как их назвать и как их выразить словами. Помогите ему – проявляйте эмпатию, сочувствуйте. Вы можете вслух проговорить беспокоящие чувства: «Я вижу, ты расстроен… Я понимаю, что тебе больно…» Ребёнок воспринимает мир на эмоциональном уровне. Если он будет видеть, что вы с ним заодно, вы понимаете его переживания и ощущения, то конфликты прекратятся.

В подростковом возрасте при декомпенсации истерической симптоматики и возникновении стойкого отклоняющегося асоциального поведения возможно применение корректоров поведения в качестве медикаментозной терапии.

Помощь взрослым при припадке

Что делать, если вы стали свидетелем истерического припадка?

  1. При отсутствии внимания и интереса окружающих к происходящему истерический припадок самостоятельно прекращается. Создайте спокойную обстановку вокруг.
  2. Обезопасьте помещение – уберите опасные и острые предметы.
  3. Громко окрикните человека с целью отвлечь его.
  4. Облейте лицо холодной водой.
  5. Установите контакт с человеком, слушайте, поддерживайте, озвучивайте переполняющие собеседника чувства.
  6. Не проявляйте жалости, состояние может усилиться.
  7. Уложите человека в кровать, дайте успокоиться.
  8. Вызовите скорую помощь для исключения соматических острых состояний.

Лечение

Лечение истерических реакций – крайне непростой комплекс разносторонних мероприятий. При истерическом расстройстве личности пациент различными способами пытается воздействовать на врача и манипулировать его действиями. Поведение истерических личностей выходит за рамки приличного, тут и угрозы самоубийства, и отказ от приёма препаратов, самолечение и т.д.

Психопатии, в том числе и истерическая психопатия, лечатся в первую очередь путём психотерапии. Методики психотерапии разнообразны и в каждом случае подбираются индивидуально. С помощью них к пациенту приходит осознание причин данного поведения, разрабатываются новые более продуктивные способы реагирования на происходящее.

При необходимости врач прибегает к назначению медикаментозной терапии. При стойком нарушении сна применяют снотворные препараты, успокоительные травяные сборы. В случаях со стойкой тревогой и невротической симптоматикой возможно назначение транквилизаторов (Феназепам, Диазепам, Грандаксин). Приём осуществляется короткими курсами, продолжительностью 2 – 3 недели.

При присоединении депрессивных проявлений целесообразно назначение антидепрессантов. Предпочтение отдаётся, как правило, селективным ингибиторам обратного захвата серотонина. Например, Сертралину, Пароксетину, Эсциталопраму.

При нарушениях поведения при декомпенсации истерической психопатии и стойком нарушении качества жизни, необходимо назначение корректоров поведения – Неулептила, Тиоридазина. Данные препараты принимаются длительно, привыкания к ним не наблюдается. Плюс – данные препараты используются в жидких формах (капли). Их удобно принять, просто запив водой. Это очень удобно при частых истерических припадках и приступах агрессии.

Выводы

Истерика является лишь способом получения желаемого. С самого детства родители хотят видеть в поведении своих детей лишь положительные стороны. Это и стремление к успеху, умение добиваться своих целей, эмоциональность, отзывчивость. Дети с истероидными чертами готовы отдать всё за похвалу и оценку своих способностей родителями. Но при отсутствии таковых, поведение становится крайне требовательным и истерическим.

Даже не верится, что этот малыш в слезах, катающийся по полу в супермаркете с просьбой купить именно эту конфету, ваш ребёнок. В голову приходят мысли о том, как могло такое случиться, и является ли это отклонением от нормы. К возрасту около 5 лет истерики самостоятельно, как правило, прекращаются.

Истероидный склад личности относится к промежуточному звену в классификации психических болезней. При декомпенсации симптомы выходят за грань допустимого и уже не являются нормой. Более того, истерия нарушает повседневную активность, учёбу, работу и личные взаимоотношения.

Истерический симптомокомплекс, возникший в результате психотравмирующих обстоятельств, относится к разряду невротических нарушений. Клинически он может проявляться двигательными, сенсорными или эмоциональными расстройствами. Несмотря на длительность и стойкость проявлений, эти изменения обратимы. При разрешении конфликта или работе с психотравмой путём прохождения психотерапии состояние нормализуется. Острые формы реакции на стресс истерического характера (психозы, ступор и т.д.) возникают чаще у мужчин при чрезмерно сильном стрессовом воздействии. Это может происходить в военное время, при тюремном заключении или смерти близких людей.

Важно качественно и своевременно дифференцировать истерию с другими серьёзными соматическими расстройствами. При остром состоянии, например инфаркте миокарда или инсульте, необходимо проводить инструментальные обследования, чтобы исключить возможность осложнений и вероятности летального исхода. Истерию можно называть «обезьяной всех болезней». Она может маскироваться под различные кардиологические, неврологические, психические, гастроэнтерологические и др. проблемы. Главное отличие от соматической патологии – при истерии нет морфологического субстрата, клинической патологии.

Для дифференцировки, кроме обследований узких специалистов, используются современные диагностические мероприятия: КТ, МРТ, ЭЭГ, РЭГ, УЗДГ, УЗИ и т.д. Диагноз истерической психопатии или истерического невротического нарушения выставляет врач-психиатр. Основным методом лечения является психотерапия с её разнообразными методиками.

Медикаментозная терапия дополняет лечение при необходимости и при строгом контроле врача. Используются антидепрессанты, транквилизаторы, нормотимики, корректоры поведения. Психотерапия должна проводиться длительно. Пациент в ходе работы находит связь между причинами данного состояния и внутренней психотравмой, находит в себе ресурсы для преодоления неприятностей, учится по-иному реагировать на стрессовую окружающую обстановку.

В целом, можно отметить, что истерический симптомокомплекс прогностически благоприятен. Это значит, что при своевременном обращении за квалифицированной помощью состояние можно компенсировать и добиться полной свободы от истерической симптоматики.

8 советов, как бороться с детскими истериками

Практически всем родителям знакомо чувство беспомощности и даже отчаяния, когда во время детской истерики они вдруг понимают, что не могут контролировать процесс. Оставаться спокойным, разумным, принимающим и ответственным взрослым в такой ситуации не очень просто. Но можно этому научиться.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Истерики и просто вызывающее поведение может быть у людей любого пола и возраста. Да, чаще всего малоконтролируемые приступы гнева характерны для детей от полутора до трёх лет, просто потому что речь ещё недостаточно развита и ребёнок, отчаявшись быть понятым окружающим миром, пытается выразить себя посредством валяния на полу супермаркета. Но можно столкнуться с детской агрессией и истерикой и в пять, и в 10, и в 13 лет. Реже, зато последствия гораздо более серьёзны и справиться труднее.

С трёх лет поведение ребёнка должно постепенно выравниваться за счёт того, что он учится узнавать свои импульсы и желания и контролировать их. Постепенно, правда, не так быстро, как нам хотелось бы, рождается волевая сфера. И пресловутая свобода воли. Когда я, каждый раз, как только красная пелена начинает застилать глаза, могу сказать: «Стоп. Не сегодня». И спокойно выдохнув, уйти от раздражающего меня явления или предмета. Или, напротив, решить, что «сегодня — хорошее время для драки, я выбираю действие», и использовать всю силу своей агрессии для достижения цели.

Но здорово, если мы управляем нашими состояниями и используем их энергию, а не они нами. Для этого необходимо учиться узнавать эти самые состояния, разобраться в их механизмах и начать управлять собой. Разговор даже не о тайной науке джедая, а о том, как не дать машинкой по голове дорогому другу в песочнице и не разбить свой новенький айфон об стену в припадке гнева на маму. Как же мы, родители, можем помочь себе и детям в непростой, но столь важной науке саморегуляции?

1. Продолжаем говорить о чувствах

Все мы помним советы психологов о том, что чувства нужно называть и проговаривать. И это — правда. Есть три небольших аспекта, о которых я хочу сказать подробнее.

А сколько названий чувств и эмоций вы обычно употребляете в таких разговорах? 10? 20? Говорят, их более 500. Все дети к трём годам различают гнев, грусть и радость. Но если они не различают гнев, растерянность, замешательство, смущение, усталость, обиду, разочарование, то все ситуации, перечисленные выше, будут записаны в «гнев» с соответствующей агрессивной реакцией тела и мозга.

Исследование, проведённое Вашингтонским университетом (Сиэтл), показало, что проблем с поведением меньше у тех детей, чей словарный запас по теме эмоций богаче. Нужно учесть, что слово, обозначающее, например, «разочарование», в голове ребёнка стоит связать с картинкой, личным опытом, рассказанной историей и ситуацией. Подобная наука кажется сложной лишь на первый взгляд. Для начала выпишите себе на листик 10-15 различных слов, обозначающих чувства, и сочините историю для каждого из них. Или купите книжку, в которой всё уже придумали до вас.

Ещё одна ловушка — нас научили «проговаривать эмоции», но забыли сказать, что положительных эмоций в мире тоже немало. В итоге часто мама старательно рассказывает сыну, что он расстроился, разозлился, разочаровался… Но почему-то не говорит: «О! Похоже, ты так горд тем, что смог прибежать первым! Я знаю это чувство! Оно живёт у меня где-то в районе солнечного сплетения! Дай пять!» или «Да ты весь светишься от радости встречи с любимым другом», «Ты так широко улыбаешься, придя из школы, наверняка вы придумали новую шалость, которая вас так позабавила! Поделишься?».

Говорите и о хорошем, добром, светлом. Неестественно? Нет, просто слегка непривычно. Но привычки можно менять

И третье, что стоит рассказать ребёнку про эмоции: они меняются. Не значит, что человеку, потерявшему свой любимый ножик, на который он копил последние три года, стоит говорить: «Пустяки, дело житейское!». Мы обязательно разделим его чувства: станем жилеткой, контейнером, тем, чем и положено становиться маме и папе. Но если с утра всё было ужасно — хотелось спать, шёл дождь и потерялись сокровища из кармана, — а днём кто-то вприпрыжку бежит вам навстречу, можно напомнить: «О! Ты утром был таким грустным, потому что шёл дождь, и ты выяснил, что потерял свою тетрадку по математике, а единственный друг в классе заболел, это очень неприятное состояние, но смотри — сейчас тебе весело!».

Следующим шагом, вы поможете ребёнку понять, а благодаря чему меняются эмоции и чувства именно у него. Что помогает ему? Побыть одному? Почитать? Обняться с мамой? Нужно говорить об эмоциях, используя как можно больше разных слов, говорить и о положительных переживаниях, помнить заветы царя Соломона («всё проходит») и пытаться показать, как же чувства сменяют друг друга.

2. Всему своё время и место

Обычная картина на детской площадке: светит солнце, мальчик строит город из песка, мама наслаждается тёплым днём и благостной картинкой. И неожиданно в песочнице появляется другой ребёнок, который без какой-либо нехорошей мысли, задевает только что построенную башню ногой, она рушится — и ваш такой спокойный мальчик с яростным криком бросается на обидчика.

Почему-то многие взрослые считают подобный момент хорошим поводом для уроков вежливости. Да, вмешиваться нужно, но не воспитывать! Все эти правильные слова, про «нужно делиться», «мы люди — мы не дерёмся, а говорим», «извинись перед мальчиком, ты его ударил» сейчас не работают. И даже вредят. Всё, что вы можете: физически остановить, озвучить эмоции, назвать состояние, извиниться перед пострадавшими (самостоятельно), если таковые имеются, и выйти из ситуации.

Можно остановиться на пресечении конфликта. Все обсуждения после и желательно наедине. Используйте активное слушание

«Что происходило с тобой? Мне кажется, ты разозлился? Ох, я представляю, как бы я разозлилась, если бы кто-то уничтожил результаты моей работы! А где родилась эта злость? В груди? В животе?». Посочувствовать: «Это было ужасно, даже не представляю, как бы я расстроилась». А потом попытаться выработать стратегии поведения. Как не позволить злости управлять тобой? А что можно было сделать? Что вообще люди делают в таких ситуациях? Точно не бьют, мы разговариваем. Важно запомнить: допустимы любые чувства и мысли, но не любое поведение.

3. Заняться собой

Топливо для пожара истерики — эмоции. Потому очень важно определить, где ваш триггер, ваша красная кнопка. Дети очень талантливо определяют, что именно выводит из себя маму-воспитателя-учителя больше всего. Может быть, вас раздражает крик или нытье, или нецензурная брань из уст пятилетнего ангелочка, вы не переносите, когда плюются или кусаются, убегают в другую сторону или ломают всё подряд? На какие действия ребёнка в вашем мозгу вдруг загорается красными буквами: «Вот это я точно позволить не могу никогда. Потому что!».

Наша задача — погасить эти буквы и понять, что такое поведение — вызов, но не борьба. Это просто родительская, человеческая задача — не отреагировать, не потерять контроль, не впасть в состояние ребёнка. Остаться взрослым и ответственным. Стоит сначала понять, что включает лично вашу реакцию, назвать это поведение, ждать его и в следующий раз воспринимать как сигнал, чтобы про себя улыбнуться и сказать: «Ну нет, брат, сегодня меня не возьмёшь какими-то оскорблениями всех наших предков до пятого колена». Как это сделать? Вдохнуть-выдохнуть три раза (вдыхаем — нюхаем цветы, выдыхаем — задуваем свечку), расслабить плечи и губы, произнести про себя: «Это мой сын. Ему сейчас плохо. Я люблю его. Я могу остаться спокойной и помочь». И если всё получилось, очень сильно похвалить себя.

Это не так-то просто — сделать по-другому, не пойти на поводу у чувств. Но остаться спокойным не всегда достаточно.

Мы не можем «просто игнорировать нежелательное поведение ребёнка»

А если он бежит под машину или пытается разбить головой витрину магазина, или просто лупит всех окружающих его детей? Конечно, мы не игнорируем. Мы пресекаем действия, которые могут быть опасными для здоровья, если нужно, выводим ребёнка из ситуации. Но при этом остаёмся спокойными и готовыми прийти на помощь — им правда очень плохо. Мы готовы обнять, дать платок, воды, поговорить. И нам всё равно, что вокруг много укоряющих взглядов. Ведь мы помним, истерика — знак, что ребёнку нужна наша помощь. Например, научить новой модели поведения.

4. Предупрежден — значит вооружён

Советовать «оставаться спокойным» легко, реализовать этот совет иногда практически невозможно. Но готовность к вызову делает нас сильнее. Наблюдайте за ребёнком. В среднем у детей до трёх лет истерики (иногда кратковременные, как летний дождь) случаются один-два раза в неделю. Достаточно, чтобы накопить материал для анализа.

Что является спусковым крючком для истерики у вашего ребёнка? Ищите триггер

Он не выносит, когда говорят «нет», или болезненно относится к своим вещам и ненавидит, если их трогают? Ему нужно особенно большое личное пространство, он чувствителен к громким звукам? Боится собак? Обсудите эту особенность со всеми, кто общается с ребёнком, возможно их наблюдения помогут вам узнать что-то новое. И будьте готовы к встрече со штормом каждый раз, когда этот триггер запускает механизм истерики у вашего сына и дочки. Помните — это просто задача. И да, всё — пройдёт.

5. У всего есть цель — и у детской истерики тоже

Полезно понимать, какая это цель. Все цели можно разбить на два типа: избежать что-либо (действия, человека, события, пространства, процесса) или получить что-либо (вещь, помощь, внимание, власть, общение). Важно, чтобы истерика не стала действительно работающим инструментом, чтобы последствием её не было достижение цели. К тому же иногда можно избежать рыданий и ссор, просто не делая того, что вызывает такую реакцию.

Лучше всего работает методика «естественных последствий», не наказание мамой или папой, так как у них есть авторитет и право «выданное свыше», а вполне закономерные и не вполне приятные последствия. Рыдал в магазине — не смогли что-то купить. Подрался на площадке — пришлось уйти оттуда, бросался книжкой — не получилось почитать на ночь. Плохое настроение мамы тоже относится к «естественным последствиям».

6. Быть всегда на стороне ребёнка

Против кого? Против истерик. К сожалению, они не всегда заканчиваются в четыре года. В какой-то момент ребёнок сам понимает, что подобное поведение не приводит ни к чему хорошему для него. Оно ему мешает. Как? Например, делает печальными семейные вечера, портит отношения с папой, не позволяет завести друзей. Примеров может быть много.

Есть стратегия поведения по отношению к неприемлемому поведению детей. Да, ты бываешь невыносим, но я всё равно тебя люблю и принимаю даже такого. В такой позиции вы — благородная страдающая мама, а он — маленький мучитель. Быть мучителем такой прекраснодушной личности тяжко, так легко добраться и до чувства вины, а потом и до агрессии, спасаясь от вины.

Лучше выбирать схему, в которой вы — вместе. Сказать сыну, смотри, что-то нападает на тебя и серьёзно портит нам жизнь. Согласен?

Как ты думаешь, что это? Как его зовут? Что он хочет? А как с ним бороться? Заодно вы сможете проанализировать, как возникают вспышки гнева и что действительно помогает их купировать. Подробнее о подобном подходе можно прочесть в книге Майкла Уайта «Карты нарративной практики».

7. Искать компромиссы

Очень многие люди плохо переносят категоричные запреты и требования. Часто бывает так, что дети растут, а мы не успеваем перестраиваться, и всё ещё обсуждаем вопрос шапки или первого на обед с 15-летней дочерью. Стратегия «предложить выбор» работает во многих случаях. С трёхлетними даже работает выбор на уровне, что ты будешь на обед: гречку или рис. Но ближе к первому юбилею иногда приходится совместно договариваться о том, как провести выходные, или о количестве времени, отданного компьютерным играм.

Есть три типа поведения. Можно настаивать на своём. От «так будет, потому что я так сказал» до «ну ты же сам понимаешь, что это правильное решение, потому что…». Можно сдаться под лавиной детских слёз и криков, признать, что давно не способен управлять процессами, и отдать все на волю ребёнка. Сейчас такие родители встречаются всё чаще. Можно же предпочесть путь договоров и компромиссов — он дольше и сложнее, зато на выходе делает сильнее всех участников переговоров. Что это значит? Пытаться вместе искать выход, приемлемый для всех сторон. В этом плане легко напороться на подводные камни.

Иногда попытка «договориться» становится манипуляцией по плану «я так сказал» — цель убедить, что я предлагаю правильное решение

Тогда уже честнее и правильнее сказать «я решила» и дальше сидеть под дверью, слушая, как ваш дорогой ребёнок крушит стены в своей детской. Или же честно искать выход.

Как проверить себя? Очень просто — если вы, начиная поиск компромисса, уже знаете «правильный ответ» — это не компромисс. Идеи должны рождаться и обсуждаться по ходу беседы. Подробнее о том, как учиться искать компромиссы в своей семье, можно прочитать в книге «Взрывной ребёнок» Грин Росса.

8. Технологии по контролю своих эмоций

Даже простое правило трёх вдохов-выдохов иногда работает. Главное помнить: учим не в момент истерики и повторяем сами и с ребёнком. Задачи всего три:

  • остановиться в момент гнева;
  • успокоиться;
  • принять решение.

Важно изменить своё отношение к детским истерикам: они могут быть тем, что сводит вас с ума и выматывает, но также и тем, что учит вас лучше понимать себя, детей и окружающих людей, даёт возможность приобрести новые навыки и умения. Это наш выбор — страдать или учиться и становиться сильнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *