Ребенок рисует красным цветом что это значит

Детская психология: что значит, если ребенок рисует красным цветом?

Любовь к тому или иному цвету у ребенка обычно зарождается внезапно, но сделав свой выбор, он может годами не отступать от подобранной палитры. Почему ребенок рисует красным цветом, и может ли склонность к алым оттенкам сказать что-то о психологических проблемах крохи?

Что означает красный цвет в рисунках

Когда ребенок рисует красным цветом, отдавая предпочтение исключительно этому оттенку, многие родители начинают беспокоиться, отождествляя склонность малыша со скрытой агрессией. На самом деле, выбор в пользу красного цвета может свидетельствовать о лидерских качествах крохи. Обычно такой малыш бывает крайне эмоциональным и целеустремленным, порой ему бывает сложно усидеть на одной месте.

Ребенок, обожающий красный цвет, может страдать из-за внезапных вспышек гнева или необоснованной агрессии, но это никак не влияет на его личные качества или уровень развития. Скорее наоборот, детки, симпатизирующие столь ярким оттенкам, порой отличаются приличным интеллектуальным развитием, и на голову превосходят остальных малышей по уровню знаний. Такой малыш не умеет делиться, он часто ломает игрушки и постоянно ставит взрослым условия.

Также родителям стоит обратить внимание, с какими цветами ребенок комбинирует красный, выполняя свои рисунки. Если малыш предпочитает яркие цвета, значит он обладает приличной харизмой, что помогает ему в любой компании заводить друзей. Если же кроха предпочитает комбинировать красный цвет с черным, значит недавно ему пришлось пережить приличный стресс, столкнуться с серьезной проблемой. Выбор оттенков для рисунка может свидетельствовать и о внутренней замкнутости ребенка.

Если ребенок рисует красным цветом все время, игнорируя новые фломастеры других оттенков, бить тревогу не стоит. Возможно, этот сильный и глубокий цвет наилучшим образом отражает его волевую натуру, характер, который поможет крохе стать лидером по жизни.

Многие психологи считают, что выбор красного цвета никак не влияет на эмоциональное развитие малыша или на его характер. Любовь к такому к такому оттенку объясняется элементарной симпатией ко всему яркому и оригинальному при создании рисунка.

Стоит ли бороться с симпатией ребенка к красному цвету

Когда ребенок рисует только красным цветом, отдавая предпочтение этому оттенку и при выборе одежды, родители начинают беспокоиться об эмоциональном состоянии крохи. Плохо ли, что малышу так симпатичен красный? На самом деле, в этом нет ничего плохого или пугающего. Симпатия к определенным цветам обнаруживается у всех детишек, особенно в раннем, дошкольном возрасте. Обычно в этот период детки не ассоциируют определенные цвета с конкретными предметами (небо — синее, трава — зеленая). Скорее наоборот, дети экспериментируют с цветами и могут выполнить всю картинку в одном оттенке.

Родительские запреты на использование красного цвета вряд ли возымеют воздействие. Дело в том, что малыши с сильным, лидерским характером ненавидят, когда им запрещают что-то делать. Обычно у таких крох запреты вызывают прямо противоположную реакцию. Отняв у младшего члена семьи красный фломастер, родитель может столкнуться с приличным конфликтом.

Если с течением времени симпатия ребенка к красному не проходит, значит речь идет о по-настоящему сильной личности. Такой человек с каждым годом будет становиться все активнее и амбициознее. Более того, его школьные успехи вызовут восторг и у преподавателей, и у родителей. Такому ученику интересны все предметы, но особенно его влекут те, что несут определенную практическую помощь и могут пригодиться ему в будущем при выполнении конкретных задач. Вот только неизменной чертой такой личности считается крайний эгоизм и эгоцентризм. С этими недостатками ребенку придется бороться, воспользовавшись посильной помощью родителей.

Многие взрослые уверены, что если ребенок рисует все красным цветом, значит он имеет природную склонность к агрессии и насилию. На самом деле, психологические исследования не выявили приверженность преступников к определенному цвету.

Симпатия ребенка к тому или иному цвету вряд ли может стать показателем его психологических проблем или возможных недостатков характера. Иногда детки выбирают красный в качестве основы для рисунка лишь из-за того, что этот цвет яркий, а не из-за своих тайных мотивов.

Визуальная психология: подсказка по детским цветопредпочтениям

Значение цвета сложно переоценить. И в вопросе воспитания он может стать вам надежным помощником и другом. Маленькие дети еще не могут выразить словами всю гамму чувств, переживаний, которые они испытывают. А те цвета, которые они выбирают, скажут о малышах гораздо больше.

Цвет – это отличное средство, с помощью которого человек может выразить свои эмоции. Замечали ли вы за своим ребенком то, что он отдает предпочтение какому-то одному цвету при рисовании, лепке, выборе игрушек или одежды (если ребенок уже самостоятелен)? Если нет, то пора обратить на это внимание!

Графологический анализ проводится только после 14 лет. Об этом уже неоднократно сказано на сайте. А анализ определенных черт личности по цветопредпочтению можно делать уже с 5 летнего возраста. Дело в том, что в этом возрасте ребенок уже становится самостоятельным, независимым от взрослого, это время, когда усложняются отношения ребенка с окружающими и когда он учится брать на себя ответственность за различные сферы своей жизни, когда его выбор уже можно считать осознанным, а не только подсознательным. А выбор цвета напрямую отражает тип темперамента человека, влияние его социальной среды, культуры, религии, национальности и других факторов. В корреляции все эти особенности представляют целостную картину личности с ее возможностями и страхами. Уже в этом возрасте по выбору цвета ребенком можно судить о его интересах, талантах в определенных областях, о его способностях.

Чтобы помочь вам понять своего ребенка, сначала объясним психологическое значение самых распространенных цветов из коробки с карандашами.

Итак, те дети, которые выбирают красный цвет, очень активны. Родителям таких малышей не позавидуешь: они постоянно в движении, эдакие непоседы, легко возбудимые, непослушные, ломающие свои и чужие игрушки. От таких сразу подальше нужно убирать все бьющееся и дорогостоящее.)))Они хотят все и немедленно. Таким малышам жизненно необходима похвала. (Если вы хотите немного сбавить их энергии, добавьте синего в их комнату или покупайте игрушки синего цвета).

Оранжевые дети, как и красные очень «заметны»: постоянно кричат, визжат, шалят, и часто без всякой причины. Попробуйте направить их «громкую» энергию в спорт, предложите ребенку спортивные секции, или просто поиграйте с ним в футбол, например.

«Желтый» — это веселый, жизнерадостный ребенок, который много фантазирует, мечтает. С ним легко, потому что даже в простой палочке или платочке он увидит человека, машинку или чудесного зверька и будет играть с ними. Часто таким детям для игр даже компания не нужна. Он найдет себе развлечение везде сам. Радуйтесь такому малышу!

«Зеленому» необходимо чувство защищенности, надежности. Он чувствует себя заброшенным и нуждается в материнской любви, как в основе основ. В таком ребенке необходимо развивать творческие способности, интерес к окружающему миру. В противном случае, он может вырасти в консерватора, боящегося перемен.

Ребенок, который выбирает голубой цвет – самый беззаботный из всех. Ему постоянно необходима смена деятельности. Он может одновременно браться за несколько «дел»: рисовать, играть в машинки, песни петь. Обычно этот цвет предпочитают мальчики.

«Синий» ребенок спокоен, уравновешен, все делает обстоятельно. Хотя такие дети не очень общительны и на детской площадке не побегут сразу, как красные, в толпу ребятишек знакомиться, зато если они находят себе друга, то будут верны ему. Надо сказать, что для ребенка дошкольного возраста выбор синего нетипичен. Поэтому обратите внимание, если раньше ваш малыш отдавал предпочтение другому цвету, а теперь выбирает синий, то это говорит о переутомлении, острой потребности в покое. Постарайтесь не нагружать вашего ребенка массой «кружков», секций и т.п. Дайте ему возможность отдохнуть.

Дети, отдающие предпочтение фиолетовому, чувствительные, артистичные натуры. У них богатый внутренний мир, при этом они очень легко ранимы и более других нуждаются в поддержке и поощрении. Только в этих условиях их талант может развиться. Присмотритесь, возможно, рядом с вами живет маленький Моцарт.

Особое внимание нужно обратить на ребенка, который выбирает коричневый цвет. Это всегда говорит о неблагополучии психического состояния. Таким образом малыш пытается отгородится от внешнего мира, создавая свой собственный, отстраненный. Причины этого могут быть различны: от слабого здоровья, семейных неурядиц, пережитых трагических событий до умственной неполноценности.

Черный цвет критичен. Он абсолютно противопоказан детям. Но предпочтение ребенком черного свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике, о пережитом глубочайшем стрессе. В подростковом же возрасте предпочтение черного — это всего лишь желание отгородится от «страшного взрослого мира». Неспроста многие молодежные неформальные общества облачаются в черные цвета («готы», «панки», «эмо»).

Серые дети встречаются довольно редко. Но в силу обстоятельств «серыми» могут становиться особо тихие, несмелые, замкнутые; при попадании в новую среду (школу), при бойкоте, во время экзаменов.

Теперь – о связи цветовых предпочтений и склонностях Вашего ребенка

Так, если ребенок отдает предпочтение зелёному, салатному, изумрудному и прочим оттенкам зелёного, то можно говорить о его желании и способностях заниматься такими видами деятельности, как рисование, конструирование, моделирование, художественная гимнастика и т.п. Поэтому смело отдавайте ребенка в подобные кружки и секции. Если вовремя дать малышу возможность развить свои способности, то из него может вырасти первоклассный художник, сценарист, режиссер, поэт, дизайнер, модельер, фотограф, скульптор по дереву, конструктор, повар, учитель младших классов, врач, ресторатор, ветеринар.

Выбор красного, бордового, ярко-оранжевого, алого говорит о том, что ребенку необходимо развиваться в области, где всё непосредственно связано с работой мысли, генерацией идей и юмором (радиолюбительство, компьютеры). Ваш ребенок – это будущий программист, инженер, учёный, исследователь, аналитик, лётчик, химик, а так же представитель профессий, непосредственно связанных с огнём.

Коричневый, желтый, бежевый, песочный хочет что-либо собирать, складировать, то есть это любая кропотливая работа, требующая усидчивости, а так же сельское хозяйство, работа с глиной, керамикой, камнем. В будущем его областями могут стать сельское хозяйство, страхование, деятельность, связанная с хранением, складированием чего-либо.

Если он любит белые, серебристые, серые тона, то это будущий милиционер, судья, адвокат; все силовые, властные и административные структуры, финансист, банковский служащий, кассир, а так же любые профессии в которых есть непосредственный контакт с металлом, например, автомеханик. Подойдут кружки фигурного катания, авто- и мототехники, военно-исторические кружки, а так же все занятия, где требуется дисциплина и слаженность действий, проявление организаторских способностей.

Если ребенок выбирает голубые, сиреневые, бирюзовые, синие тона, то ему подойдут танцевальная студия, хор, музыкальная школа, театральная студия. Это взрослеющий специалист по рекламе, коммуникациям, связям с общественностью, туристическому бизнесу, теле или радио ведущий, актёр, музыкант, переводчик, гид, биржевой брокер.

Не упустите момент взросления малыша, будьте с ним, помогите развить его таланты. И это внимание и помощь обязательно дадут свои плоды очень скоро!

Цвет вам в помощь!

Анна Печкина
Графологическое агентство Инессы Гольдберг

О чем говорит детский рисунок

Когда ребенок начинает удерживать пишущий предмет в руке, он всегда стремится оставить после себя след. Любая поверхность может стать холстом для юного художника: и новые обои, и мебель, и пол. Желание изрисовать все и вся – нормальный этап развития ребенка, поэтому родителям придется набраться терпения и наблюдать за тем, как меняются образы и сюжеты детских рисунков. В определенный момент ребенок начинает не просто марать бумагу, а изображать всяких неведомых существ. Такие рисунки отражают внутренний мир маленького человечка, и сегодня мы будем разбираться, как «читать» детский рисунок.

Как рисунок расположен на листе

Все пространство листа можно представить как известную со школы систему координат с двумя осями. Точка их пересечения – это центр листа. Самый благоприятный вариант – когда рисунок находится именно в центре.

Вертикальная ось – самооценка ребенка и его ощущение своего положения в коллективе.

  • Рисунок смещен по вертикали вверх – высокая самооценка, желание завоевать высокое положение в коллективе (иногда такие детки страдают как раз от того, что их собственное высокое мнение о себе не разделяется окружающими).
  • Рисунок смещен по вертикали вниз – заниженная самооценка, робость, низкая уверенность в себе, шаткое положение в коллективе (ребенка не признают в коллективе.

Горизонтальная ось – ось времени. Левая часть оси ассоциируется с прошлым, а правая – с будущим.

  • Рисунок расположен левее от центра – ребенок больше устремлен в прошлое. Такие дети больше «в себе», строят мало планов и мало мечтают, проявляют мало активности.
  • Рисунок расположен правее от центра – ребенок устремлен в будущее, он часто на позитивной волне, очень деятельный и активный.

Анализируем элементы образа

Голова

Значение имеет положение головы и лица.

  • Если голова повернута вправо – ребенок нацелен на осуществление своих замыслов и планов. Если он что-то задумал – он это пробует реализовать, даже несмотря на то, что некоторые затеи он бросает на полпути.
  • Если голова повернута влево – планы и задумки в основном остаются в голове, ребенок не предпринимает попыток осуществить свои идеи из-за нерешительности.
  • Если голова расположена прямо – ребенок сосредоточен на себе, эгоистичен, имеет высокую самооценку.

Уши

Если к голове пририсованы уши – это означает, что ребенок готов слушать. Это может проявляться как познавательный интерес (слушает информацию), а может – как интерес к мнению других людей (во всем слушает других).

Глаза

В рисунке глаза – символ страха, особенно если они большого размера, четко прорисованы, много раз обведены. Заметные и большие глаза – символ сильного страха. Прорисованные ресницы говорят о некотором кокетстве, внимании к собственной внешности, желании понравиться.

Рот

Рот может быть нарисован по-разному: открытым, закрытым, просто линией или настоящими губами.

  • Четко нарисованные губы говорят о чувственности ребенка.
  • Если акцент сделан на язык – ребенок очень разговорчив.
  • Иногда нарисованы и губы, и язык. Это указывает на выраженность обоих качеств.
  • Если рот открыт, но ни языка, ни губ нет, особенно, если есть штриховка – ребенок очень боязливый, легко может испугаться, постоянно сомневается и не доверяет. Особенно это характерно подросткам.
  • Прорисованные зубы указывают на словесную агрессию. Эта агрессия обычно защитного характера, то есть ребенок может в случае чего ответить.

Лоб

Большой и высокий лоб – признак преобладания рационального начала, эрудированности.

Необычные детали на голове

Иногда дети рисуют на голове разные детали, которые тоже можно расшифровать.

  • Рога – агрессивность или желание защищаться, умение «пободаться» при надобности.
  • Перья – желание привлечь внимание, выделиться, стремление украсить себя.
  • Прическа, грива или шерсть – ребенок стремится обозначить, какого он пола, подчеркнуть это.

Конечности

Нарисованное существо может стоять на ногах или лапах. Их вид тоже говорит о внутреннем состоянии ребенка.

  • Массивные, крепкие конечности указывают на то, что ребенок по жизни крепко стоит на ногах. Ему есть на что опереться, он взвешенно принимает решения, обдумывает свои действия.
  • Слабые, тонкие ноги или их отсутствие, указывают на хлипкость внутренних позиций, убеждений. Решения ребенок принимает скорее импульсивно, его суждения не глубокие.

Отдельное внимание нужно обратить на то, как конечности соединяются с туловищем.

  • Если соединения прорисованы хорошо – ребенок тщательно контролирует свои рассуждения, мыслит логично и последовательно.
  • Если соединения прорисованы небрежно или вообще отсутствуют – ребенок слегка как бы оторван от реальности, его размышления хаотичны.

Кроме ног или лап ребенок может рисовать и другие конечности. Они могут служить украшением, а могут нести какую-то функцию.

  • Крылья, панцирь, дополнительные конечности указывают на то, что ребенка привлекают разнообразные сферы деятельности, он всесторонне развит, многим интересуется, легко заводит знакомства. Такие дети уверены в себе и легко занимают свое место в жизни.
  • Нарисованные щупальца указывают на то, что ребенок почти всегда действует смело.
  • Различные бантики, украшения на рисунке выявляют в ребенке желание привлечь к себе внимание, демонстративность и манерность.

Интересным элементом в образе является хвост:

  • Если хвост нарисован справа – у ребенка высокая самооценка, он положительно воспринимает себя и свои действия. Если слева – ребенок склонен к самокритике.
  • Если хвост смотрит вверх – ребенок активен и уверен в себе, если вниз – ребенок подавлен, недоволен собой.

«Три дерева»

Изучая детские рисунки, можно не только анализировать то, что ребенок рисует спонтанно, но и давать задание. Очень простым и информативным является рисуночный тест «Три дерева».

Предложите ребенку нарисовать на листе три дерева, а потом назвать, кто из деревьев папа, кто мама, а кто – сам малыш (деревьев может быть больше, по количеству членов семьи). В этом рисунке нас будет интересовать размер деревьев. Ключ к разгадке кроется в том, что ребенок соотносит деревья с членами семьи не по физическому росту/размеру, а по той доле влияния, которую этот член семьи. Так, например, если ребенок ассоциирует себя с самым маленьким деревом – радоваться не чему, ведь это говорит о том, что мнение ребенка в семье не значимо. Родителям стоит давать ребенку больше самостоятельности в принятии решений и прислушиваться к его желаниям. Самой гармоничной будет картинка, когда все деревья равны. Да, конечно, ребенок может сравнить себя с маленьким деревом т.к. сам маленький, но смысл заложен глубже. Вот тут об этом написано немного подробнее – http://grigorieva-elena.ru/metodika-test-tri-dereva/

Тайна цвета

Расшифровка цвета – одно из самых сложных. Каждый цвет имеет неоднозначное психологическое значение, а кроме этого, для каждого ребенка смысл цвета может быть своим. Именно поэтому расшифровывать значение цвета нужно опираясь на уже полученные из рисунка сведения: цвет может подчеркивать выраженность выявленных качеств или придавать им особый психологический смысл.

Психологически цвета обычно трактуются так:

  • Красный цвет – символ страсти, любви, но в некоторых случаях символизирует тревогу, агрессию, сильный негатив и ощущение опасности.
  • Синий цвет – цвет разума, логики, порядка. Другой его полюс – фантазии, безумство.
  • Желтый цвет – цвет жизнелюбия, символ открытости и свободы. Иногда олицетворяет ревность, лживость, зависть.
  • Оранжевый цвет очень энергичный, знак силы и личностной зрелости. Его обратная сторона – воинственность и стремление к борьбе.
  • Зеленый цвет роста, взросления, надежды на лучшее. Иногда обозначает незрелость или болезненность.
  • Фиолетовый – загадочный цвет, символ гармонии и тайного знания. Может обозначать тревогу, депрессию, уход в себя.
  • Черный может быть солидным и торжественным, а может быть траурным.
  • Белый цвет – цвет чистоты, но иногда это знак внутренней опустошенности и траура.
  • Серый цвет в целом нейтральный, его негативная трактовка – запутанность, меланхоличность.

Сопоставляя результаты всех методик работы с детским рисунком, можно узнать о ребенке то, что скрыто глубоко и невооруженным глазом не видно. Любые выявленные переживания и проблемы нужно обязательно прорабатывать. Первое лекарство – мамина любовь, забота и внимание. Более глубокие проблемы лучше решать со специалистом. Проводите со своим малышом как можно больше времени, вместе играйте и рисуйте – это поможет лучше разглядеть проблемы и даст понимание, как можно помочь ребенку.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Как научить ребенка различать цвета – 5 методик

Психология детского рисунка

Тайны детского рисунка

Читаем также:

  • 25 советов как воспитать ребенка в любви и спокойствии;
  • Топ из 10 ошибок родителей в воспитании детей;
  • Воспитание ребенка до года: советы родителям;
  • 10 советов как перестать кричать на своих детей;
  • 10 ошибок родителей в воспитании детей;
  • Как правильно говорить ребенку “НЕЛЬЗЯ” и “НЕТ”;
  • Вопрос от мамочек: “Что мне делать, если я постоянно кричу на своего ребенка?” – https://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/chto-mne-delat-esli-ya-postoyanno-krichu-na-svoego-rebenka.html.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Почему ребенок рисует черным цветом: ответы психолога

О взаимосвязи цветовых предпочтений и чувств известно давно. Считается, что розовый романтичен, фиолетовый – загадочен, ну а тоска, конечно, зеленая. Черный цвет неоднозначен. В интерпретации психологов его часто выбирают люди, испытывающие страх, подавленность или стресс.

Так как детский рисунок – один из способов выразить свои чувства, внимание к работам, которые ребенок рисует черным цветом, у родителей и психологов повышенное.

Значение цветов

Специалисту о многом может рассказать изображение, выполненное малышом, даже если оно представляет собой хаотичные линии и пятна. Цвет – ключевой инструмент, определяющий внутреннее состояние ребенка. Вот как интерпретируются различные оттенки спектра.

  • О хорошем настроении, уравновешенности и спокойствии говорит стремление разукрашивать свой рисунок, используя сочетания желтого, розового, голубого, зеленого.
  • Красный предпочитают дети активные, с лидерскими качествами, но если его слишком много, возможно, ребенок испытывает агрессию, гнев или обиду. Есть и еще одна причина: малышу не дают высказать свое мнение. С другой стороны, оттенки алого и пурпурного дают заряд бодрости и энергии, могут обозначать горячую любовь и страсть. К тому же слова «красный» и «красивый» имеют общее происхождение.
  • Чистый яркий желтый цвет символизирует солнце, свободу и радость. Но даже его избыток может быть связан с негативом. У взрослых есть и отрицательные ассоциации, связанные с ним: желтый дом, желтая пресса.
  • Коричневый дети выбирают редко. Его много в рисунках маленьких художников, предпочитающих уединение обществу. Эти детки не по годам серьезны, обычно замкнуты и неразговорчивы. Выбор коричневого может означать дискомфорт при общении с другими.
  • Зеленый ассоциируется с природой: травой, деревьями, водой, дарит покой и безопасность. Его предпочитают спокойные, настойчивые люди.
  • Черный – цвет страха, неизвестности и тайны. Обычно малыши любят выделять, обводить им нечто значимое в работе или используют для того, чтобы спрятать под ним нарисованный предмет от посторонних глаз. Преобладание черного в рисунке, особенно в сочетании с красным, серым, коричневым, свидетельствует о том, что крохе пришлось пережить какую-то неприятность.

Получается, что в диагностике детского рисунка главное – не столько выбор цвета, сколько его сочетание с другими, насыщенность, чистота и концентрация.

4 распространенных мифа

Использование мрачной палитры в рисунке может свидетельствовать о проблемах, а может быть абсолютно нормальным явлением. С черным цветом связано много предубеждений, которые часто не подтверждаются на практике.

Этот цвет мрачный и трагичный

Вовсе нет. Это цвет ночи и покоя, элегантности и изысканности. Его могут обожать люди, стремящиеся обрести индивидуальность, анархисты, бунтующие против устоев общества, а также те, кто стремится к уединению. В живописи черный фон прекрасно подчеркивает яркость остальных оттенков.

Черный цвет в рисунке всегда свидетельствует о проблемах в душе

Нет, часто дети выбирают его как наиболее контрастный по отношению к белому. Малышу лучше видно этот цвет на листе бумаги, а изображение становится выразительнее.

Лучше убрать черные карандаши или краску совсем

Наоборот, ребенок должен иметь под рукой всю палитру цветов для возможности самовыражения. Насильно навязывать определенные тона тоже не стоит: можно отбить желание рисовать совсем.

Пора бить тревогу, если малыш полюбил черный цвет

Нет ничего необычного в том, что малыш испытал страх, обиделся или расстроился и нарисовал в темных тонах испугавшее его существо. Таким образом он попытался выплеснуть свои чувства. Отнестись к ситуации серьезно и посоветоваться со специалистом желательно, если ребенок выбирает черный цвет для рисования постоянно, в период длительностью от трех месяцев. Это свидетельствует о неблагоприятном психологическом настрое.

Совет. Родителям, впервые увидевшим раскраску или рисунок своего чада, заполненные черным цветом, не стоит придавать этому большого значения. Еще хуже проявить недовольство или беспокойство. Малыш огорчится, увидев, что его творчество вызвало негативные чувства у близких.

Основные причины

Факторы, влияющие на выбор черного цвета, могут быть как связаны с психологией, так и не иметь к ней отношения, например:

  • Нужный карандаш или краска отсутствуют. В этом случае коричневый или синий цвета малыш может заменить на другой, если нужно нарисовать землю или тучи.
  • Часто малыши выбирают черный цвет, т.к. он им кажется самым контрастным, самым ярким, т.к. его лучше всего заметно на белом листе бумаги.
  • Черный цвет необходим для определенной техники рисования или замысла. Монохромность характерна для многих видов графики, вероятно, начинающий художник пытается воспроизвести понравившееся изображение.
  • Мама из соображений практичности покупает себе и малышу одежду темных тонов. Или в доме есть красивые вещи черного цвета. Тогда ребенок просто рисует то, что ему нравится.

Очень хорошо о причинах выбора ребенком черного цвета и не только рассказывает Юлия Елистратова:

К психофизиологическим факторам относятся:

  • Присутствие человека или животного, которых малыш считает опасными. Эта причина проявится в рисунке, если маленький художник изобразит ее черным карандашом или краской.
  • В семье не оказывают должного внимания ребенку. В этом случае он попытается подчеркнуть свою значимость рисунками, в которых доминируют оттенки угля и смолы.
  • Конфликты и напряженные отношения между членами семьи.
  • Смена погоды или усиливающееся недомогание. Чувствительные дети в этот период часто используют грязноватые оттенки в рисунках.

Неопределенность с выбором цвета может быть связана с возрастными особенностями. Когда ребенок любит черный цвет в определенном периоде, о чем это говорит:

До пяти лет

От рождения ребенок не может видеть оттенки окружающей обстановки. В два месяца младенец начинает фокусировать взгляд, в три – различает желтый и красный. И годовалый, и двухлетний человечек буквально пробует все на вкус и цвет.

Он с готовностью будет рисовать любой краской, оказавшейся у него под рукой. В 2 года малышу можно дать понятие о многообразии оттенков, но осознанность при выборе тона появится ближе к 4–5 годам. Тогда и можно будет говорить о взаимосвязи рисунка и психологического состояния.

Если ребенок в 3 года проявляет любовь к черному цвету и стремится раскрашивать им все подряд, возможно, у него первый серьезный возрастной кризис. Как правило, каждый трехлетний бутуз отличается упрямством, желанием настоять на своем. Нужно немного подождать, со временем выбор мрачных оттенков изменится в пользу чистых и ярких тонов.

От 5 до 8 лет

При условии, что цветовые предпочтения не связаны с тематикой работы или техникой выполнения, желательно насторожиться, если малыш любит черный цвет в рисунке. Пятилетний ребенок уже может рассказать о том, что его тревожит или беспокоит.

Если же сын или дочь от разговора уходят, это свидетельствует о недоверии и психологических проблемах. В таких случаях можно обратиться за помощью к персоналу школы или детского сада, возможно, у ребенка неприятности, о которых родители не знают.

От 8 лет и старше

Ребенок, находящийся в возрасте 8–14 лет, впервые становится самостоятельным. Отсутствие родителей, способных защитить в любой момент, вынуждает школьника самому устанавливать границы общения и отстаивать свои интересы.

Этот путь не обходится без психологических травм. Подобные возрастные изменения часто связаны с падением родительского авторитета. Поэтому взрослым рекомендуется задуматься об укреплении семейных отношений и способах поддержки, если подросток видит все в мрачном свете.

Это интересно. Для взрослых людей и подростков старше 12 лет определить настроение можно по тесту Люшера. Если серый, коричневый и черный цвет выбираются первыми из основных восьми тонов, имеет место негативное восприятие действительности, потребность в покое, подавленный гнев. Для дошкольников подобная методика не подходит.

Расположение цвета на рисунке

Во время интерпретации детского рисунка важно обратить внимание на локализацию и количество черного цвета в работе. К основным вариантам изображения относятся:

  • Выделение определенного мрачного объекта на красочном фоне или без него. Такой сюжет говорит о том, что малыш ощущает проблему и старается отделить ее от себя. Если предмет расположен не в центре, а сбоку, значит маленький творец успешен в своем начинании и в силах справиться со страхом, неуверенностью или угрозой.
  • Рисунок, выполненный полностью в смоляных и угольных оттенках, занимающих все пространство листа – показатель того, что ребенок охвачен состоянием страха, депрессии и отчаяния. Малышу трудно самостоятельно справиться с ситуацией и требуется помощь близких людей.
  • Черным закрашена часть рисунка, с нанесенным ранее другим цветом. Есть три причины, почему художник так поступил:
  1. ребенок хочет спрятать нарисованное;
  2. он устал и хочет поскорее завершить работу;
  3. ему не нравится то, что у него получилось.

Когда нужно бить тревогу

Специалистами рекомендуется обратить особое внимание на ребенка в следующих случаях:

  • Ранее его любимыми цветами были чистые, яркие или пастельные оттенки цвета. Их сменил черный, которому малыш внезапно начал отдавать предпочтение. Резкая смена пристрастий может указывать на негативный опыт, полученный малышом, или возникшую угрозу.
  • Помимо мрачных рисунков, в поведении сына или дочери наблюдаются агрессия, чрезмерная раздражительность, нежелание общаться с другими детьми и другие странности.
  • Ребеночек плохо спит, потому что его мучают кошмары.
  • Ребенок рисует только страшные, агрессивные или грустные сюжеты: войну, монстров, которых предпочитает закрашивать серыми и черными цветами в сочетании с багровым, бледно-желтым и прочими грязными оттенками.

Главное, о чем нужно знать родителям, – нельзя обосновывать диагностику психического состояния, опираясь только на детские рисунки. Нет плохих цветов или чувств, каждое имеет право на проявление.

Что делать, если взрослые обнаружили нечто странное в картинке, изображенной малышом? Ответ прост: достаточно спросить, что он хотел нарисовать. Возможно, есть самое простое объяснение и выбранной цветовой палитре, и сюжету.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/pochemu_rebenok_risuet_chernym-tsvetom.html

В детском рисунке, как в зеркале отражается внутренний мир ребенка. Детский психолог, рассматривая рисунок ребенка, получает представление об его индивидуальности, уровне развития, его переживаниях. Уровень речевого развития не позволяет малышам поделиться с родителями разнообразными мыслями и волнениями, а изодеятельность дает возможность ребенку выразить себя, свои ощущения и чувства. Наиболее информативными и выразительными становятся рисунки детей с 4,5-5 лет. Картины ребенка несут смысловую нагрузку, в них появляется завершенность. Цвет в детском творчестве служит не изобразительным, а выразительным средством.

Часто ребенку сложно рассказать прямо о своих переживаниях. Зато беседа о персонажах рисунка и их проблемах – это отличный способ для любящих родителей разобраться во внутреннем мире своего ребенка. Общаясь с вами, он развивает свою речь, учится излагать свои мысли и чувства, что, само по себе очень полезно. В своем рассказе дети делятся самым сокровенным, а взрослым нужно только внимательно прислушаться, чтобы узнать о том, как ребята воспринимают мир, людей, сверстников. Рисунки детей достойны самого пристального внимания родителей, в них ребенок раскрывает свое «Я».

Педагог-психолог Ирина Уточкина

Существует немало рисуночных тестов для изучения особенностей развития личности ребенка, которые применяются дополнительно к другим диагностическим методикам. Такие тесты психолог использует для углубленного исследования эмоционального мира ребенка, чтобы определить проблемные ситуации. Детский рисунок поможет специалисту оценить уровень психического развития ребенка, его эмоциональное состояние. По рисунку психолог определяет уровень развития мышления, моторики и речи ребенка.

Описывать подробную интерпретацию рисуночных тестов мы не будем. Глубокий психологический анализ рисунка может сделать только специалист. Для родителей важнее обратить внимание на оттенки, которые использует ребенок. А еще на энергию, которая исходит от рисунка, какие эмоции он вызывает. Пpeoблaдaниe в детском рисунке cвeтлыx и паcтeльныx тoнoв говорит o xopoшeм pacпoлoжeнии дуxa, o позитивном нacтpoeнии юного художника. Ecли в картинах малыша доминируют тeмныe тoнa, много штриховки и cильный нaжим, тo этo свидетельствует o высокой тревожности ребенка.

Через рисунок вы можете уловить, что в данный момент его беспокоит. Кроме того apт-тepaпeвтичecкиe мeтoды, доступные родителям позволят своевременно cкoppeктиpoвaть эмоциональное состояние малыша.

Анализ cюжeта pиcункa и его завершенности

В этом пункте есть немало нюансов, которые нельзя упускать из вида. Если ребенок младше 4-5 лет, то его рисунки часто схематичны и хаотичны в силу возрастных особенностей. Ребенок постарше может рисовать схематично, если сейчас у него нет интереса к этой деятельности. Он может изображать вымышленных героев, погружаясь в свой внутренний мир. Если в рисунке отражаются оригинальные сюжеты, то это свидетельствует о богатой фантазии ребенка. Но если большинство рисунков абстрактны и не связаны с реальностью, то можно сделать вывод, что ребенок испытывает проблемы в общении, у него нет близких друзей, он не удовлетворен своим положением в реальной жизни.

То, что для ребёнка является наиболее значимым и важным изображается значительно крупнее, а все, что нарисовано маленьким, не имеет большого значения.

О сюжете и персонажах, которых изобразил ребенок надо судить очень осторожно. Здесь легко допустить ошибку и неверно интерпретировать эмоциональное состояние ребенка. Монстр с забавной рожицей может отражать игривое настроение «художника».

Гендерные различия тоже откладывают свой отпечаток на тематику рисунка. Мальчики чаще рисуют войну, солдат, а девочки с большим удовольствием изображают принцесс, бабочек и цветы. Нужно поговорить с ребенком, что он изобразил, о чем думают его герои, в каком они настроении. О душевном балансе «художника» говорят рисунки природы, где есть солнышко, деревья, речка и трава.

Анализ расположения рисунка на листе бумаги

Очень важно, какое пространство занимает детский рисунок на листе бумаги. Ребенок, удовлетворенный своим положением, располагает рисунок в центре листа. Он чувствует себя комфортно и гармонично. Ребёнок робкий и неуверенный в себе изображает детали рисунка мелкими. Маленький рисунок соответственно говорит о заниженной самооценке ребенка. Если рисунок расположен в центре листа, но по размеру занимает почти все пространство, то можно говорить о завышенной самооценке ребенка, о его желании занимать еще большее место.

Еще обратите внимание на размещение рисунка по вертикали от центра. Смещение вверх говорит о стремлении доминировать и контролировать ситуацию. Если рисунок смещен вниз, ребенок пассивен, зависим от окружения и неуверен в себе.

Смещение рисунка вправо свидетельствует о стремлении ребенка в будущее. Такой рисунок характерен для экстравертов, которые активны, решительны, у них преобладает интеллект над эмоциональной сферой. Интроверты больше живут прошлым, поэтому чаще рисуют слева. Такой ребенок очень эмоционален, он по натуре мечтатель, хочет остаться маленьким.

Aнaлиз линий и цветовых предпочтений

Анализируя характеристики линий, можно понять особенности нервной системы ребенка. Сильный нажим и уверенные линии говорят о его активности, динамичности и бодром состоянии. Cлaбый нaжим свидетельстует o нeувepeннocти в своих силах, скованности ребенка. Возможно, он уcтaл физически или эмоционально. У импульсивных детей нажим меняется, он то сильный, то слабый.

Интересно, что если весь рисунок выполнен с одинаковым нажимом, а какая-то деталь выделяется более сильным нажимом, то это говорит о сильных эмоциях, связанных с ней. Например, ребенок может сильно заштриховать рот маме или воспитательнице, потому, что часто слышит от них упреки и окрики в свой адрес.

Знаменитый психолог Макс Люшер доказал, что выбор цветовой гаммы выражает психическое и физическое состояние человека. По мнению Люшера по цветовым предпочтениям можно определить характер, эмоциональное состояние и особенности человека.

Хотя в психологии существует четкая характеристика каждого цвета, но и тут есть исключения. Помните, что восприятие оттенка может отличаться у разных людей. Важно уточнить у ребенка о том, какой это цвет – веселый или грустный, какие мысли он вызывает.

Даже в paзныx странах и культуpax цвeтa интepпpeтиpуютcя неодинаково. В Kитae, например, бeлый цвeт — это цвет тpaуpа, а для психологов бeлый — этo чиcтoта и cвoбoда. Если ребёнок предпочитает белую краску, значит он эмоционально и духовно развит, чувствителен, замкнут.

Жeлтый цвeт — цвeт coлнца и тeплa, подчеркивает oткpытocть человека и его любoзнaтeльнocть. Желтый заряжает положительными эмоциями. Любитель желтого по натуре — оптимист, фантазёр. Ребёнок чувствует себя комфортно, способен бороться за свою индивидуальность. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, однако часто не хватает ответственности.

Зелёный цвет — цвет уравновешенности, благородства символ настойчивости, независимости, любознательности. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия. Детям, предпочитающим в своих рисунках зелёный цвет, не хватает внимания и любви. В будущем, если ситуация не поменяется, то человек становится апатичным и замкнутым.

Kpacный цвeт — цвeт aктивнocти и энepгии. В pиcовании oн выражает aгpeccию и нaпpяжeниe.. Его предпочитают общительные, открытые дети с задатками лидера, энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые. Такие люди часто бывают эгоистичны. Интересно, что резкое изменение отношения к цвету тоже показательно. Внезапная любовь к красному у спокойного, робкого ребёнка говорит о том, что он переутомлен и ему необходим физический и эмоциональный отдых.

Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Такие дети открыты и общительны, они непостоянны, очень эмоциональны и импульсивны.

Cиний цвeт — цвeт гapмoнии и cпoкoйcтвия, это противоположность красному. Он помогает избавиться от тревоги. Ребёнок, который предпочитает синие оттенки, спокоен, склонен к размышлениям, неторопливый, любит порядок и последовательность. Часто дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда нуждаются в покое.

Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности.

Коричневый цвет вызывает чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Любители этого цвета стремятся отдалиться от реальности, создают вокруг себя собственный мир, эмоциональность таким людям не свойственна.

Лиловый цвет чаще выбирают девочки. Это символ нежности, чувственности, слабости и одиночества. Поклонники лилового живут в собственном мире.

Розовый передает нежность, женственность и эмоциональность. Мальчики редко выбирают розовый цвет, если это происходит, то они замкнуты и слабые по натуре, их не принимают сверстники. Девочкам, которые предпочитают розовый, нужно повышенное внимание, им необходимо чувство безопасности.

Серый – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Любитель серого — это тихий, незаметный ребёнок, который не хочет общаться. Он зависим от взрослых и несамостоятелен.

Фиолетовый цвет тайны выбирают эмоциональные, ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение. Его очень любят творческие люди с развитой интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям.

Чёрный означает депрессию, враждебность, чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным длительный период времени, переживают стресс, им необходима помощь психолога.

Анализируя детский рисунок, ПОМНИТЕ:

  • О цветовой гамме рисунка судить нужно, учитывая, какие материалы предлагались ребенку. Уточните, все ли цвета были доступны для рисования. Возможно, рядом с ним были только темные карандаши, поэтому он ими и воспользовался. Если выбора не было, а был дан только простой карандаш, то не надо переживать о мрачности рисунка.
  • Не стоит анализировать рисунки, которые выполнялись на занятиях в детском саду, в таких работах ребенок не достаточно свободен в самовыражении.
  • Помните, что рисунок отражает душевное состояние ребенка на момент создания работы. Если ребенок перед рисованием с кем-то конфликтовал или просто утомился, то в рисунке он может «выплеснуть» обиду, агрессию или грусть, освобождаясь от неприятных переживаний. Кстати это очень эффективный способ снятия нервного напряжения, негативных эмоций, который используют арт-терапевты.
  • Только обсуждая с ребенком его рисунок, уточняя, о чем думают герои, что с ними происходит и чем все закончится, вы можете правильно его истолковать.
  • Избегайте вопросов: «Что ты нарисовал?» Это может обидеть ребенка. Не делайте поспешные выводы, т.к одна и та же картинка по-разному воспринимается людьми и вызывает свои ассоциации. Лучше предложите ребенку рассказать о своей картине, а сами аккуратно задавайте уточняющие вопросы открытого типа.
  • Не высказывайте свои версии (Как похоже на птицу!), вероятнее всего вы ошибетесь, воздержитесь от критики и общих похвал. (Красота, ты настоящий художник!)
  • Для ребенка интересен сам процесс использования материалов, поэтому полезнее просто комментировать его действия. (В этой работе ты использовал оригинальные сочетания! Что ты хочешь нарисовать?)

Рисунок ребенка – это результат детского творчества. В нем проявляются впечатления и представления малыша об окружающем мире, а также его настроения и переживания. Взрослые в основном обращают внимание на качество рисунка, упуская из вида, что и каким образом изображает ребенок. Родителям полезно научиться «разгадывать секреты» детского рисунка, чтобы лучше чувствовать и понимать душевный мир собственного ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *