Речь в онтогенезе

Консультация на тему «Условия формирования произносительной речи в норме» консультация по логопедии по теме

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ В НОРМЕ

Сушкова В. Б.

учитель — логопед

Формирование произносительной речи у детей – задача большой значимости для родителей и педагогов. Конечно, для развития произносительных навыков, как и для речевого развития в целом необходимо, чтобы ребенок был психически и соматически здоровым, имел нормальные умственные способности, слух и зрение. Для произносительной стороны речи наиболее значимыми являются: хорошо развитое физиологическое и фонационное дыхание, гортань, система резонаторов, полноценное анатомическое строение и функционирование органов носовой и ротовой полостей.

Но этот процесс развития не происходит сам по себе. Очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была полноценной. Ребенок должен слышать нормальную речь, получать от взрослых указания, как следует говорить, чтобы в результате он мог начинать испытывать интерес к правильной речи. Нельзя, подлаживаясь к языку малыша, сюсюкать с ним. Это надолго закрепляет речевые недостатки ребенка. Необходимо, чтобы речь окружающих была неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Ребенок должен говорить, достаточно широко открывая рот, не очень громко, не крикливо, не спеша. Нельзя перегружать речь ребенка, заставляя произносить сложные фразы, незнакомые непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сказок, сложных по содержанию и форме. Следует учитывать возрастные особенности звукопроизношения и не заставлять ребенка говорить отдельные слова и фразы, трудные и в звуковом и в смысловом отношении.

В наше время не менее вредна другая крайность, когда взрослые не общаются с ребенком, не читают ему, очень мало разговаривают с ним, не поправляют неправильную речь. Родители предпочитают предложить своему ребенку планшет, игры в интернете, лишая его тем самым живого эмоционального общения.

Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. Необходимо оберегать малыша от психических и физических травм. Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребенка, побои, чрезмерно строгие наказания, частые одергивания у нервных и впечатлительных детей могут вызывать заикание. В общей системе работы по развитию речи значительное место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей правильного дыхания, темпа и ритма речи, силы голоса, четкой дикции и звукопроизношения, развитию у детей слухового внимания и фонематического восприятия.

В основе работы по усвоению детьми фонематической системы языка должна быть отработка в определенной последовательности гласных и согласных звуков и развитие умения дифференцировать звуки по их признакам. Особое внимание уделять развитию общей и мелкой моторики у детей. Актуальным является использование пальчиковой гимнастики, речи с движением, логоритмики. Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи для более успешного осуществления комплексной медико-педагогической помощи. Необходимо тесное сотрудничество медиков, психологов, педагогов с семьями (организация мастер-классов, открытых собраний с привлечением специалистов). Выявление детей с отклонениями в развитии в первую очередь нужно проводить в семьях с «повышенным риском». К ним относятся семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом; семьи с умственной отсталостью; семьи, где имеются дети, перенесшие родовую травму. Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильную произносительную сторону речи, но и предупреждает возникновение речевых нарушений.

Развитие голоса в онтогенезе

Нейрохроноксическая (или нейроматорная)

Миоэластическая

Начала развиваться с момента изобретения Мануэлем Гарсия методом ларингоскопии (зеркальце в гортани).

Согласно данной теории голосовые связки колеблются в результате прохождения между их сомкнутыми краями тока воздуха, создаваемого дыхательными аппаратом. Частота колебаний складок определяется их эластическими свойствами, таким образом действующие силой в процессе голосообразования является выдыхаемая воздушная струя, а голосовые связки пассивно колеблются под её напором.

Данная теория не объясняет некоторых явлений, наблюдаемых при патологии голоса, в частности при психогенной афонии голосовые связки могут смыкаться достаточно хорошо, а звук при этом не образуется.

Начала развиваться с момента изобретения Мануэлем Гарсия методом ларингоскопии (зеркальце в гортани).

Была предложена французским физиологом Юссоном (Юссен) в 50х годах XlX века. Согласно ей голосовые складки колеблются не пассивно, под действием импульсов биотоков поступающих из ЦНС. Таким образом, действующей силой считается не выдыхаемая воздушная струя, а голосовые складки.

Обобщение: вопрос о механизме голосообразования объединяет в себе обе теории.

Данный процесс предполагающий формирование различных органов голосового аппарата и развитие голосовой функции осуществляется в соответствии с рядом закономерностей:

1. Диспропорция в развитии отдельных органов голосового аппарата.

2. Асинхронность и скачкообразность в развитии органов голосового аппарата.

3. Наличие периодов, во время которых развитие отелов голосового аппарата может происходить как практически незаметно, так и с высокой интенсивностью.

В частности легкие более интенсивно развиваются в течении первых 2х месяцев после рождения, в дальнейшем, до периода полового созревания их рост протекает в обычном темпе. Гортань новорожденных обоего пола характеризуется бурным ростом в первый год жизни, при чем у мальчиков это период первых 3х месяцев, а потом 8-9 месяцев, а у девочек 1 месяц, а затем 4-7 месяцев. Носовая полость, придаточные пазухи и носоглотка активно растут в первые 6 месяцев жизни, затем они развиваются в обычном темпе. Придаточные пазухи до 3х лет, а носоглотка до 6 лет. Бронхи и трахея активно растут в течении всего первого года жизни. Гортань увеличивается только первые 6 месяцев, а голосовые складки интенсивно растут в течении всего первого года жизни.

Значительные различия в формировании гортани у мальчиков и девочек начинают проявляться по достижении 3х летнего возраста. У мальчиков после 3х лет голосовые связки несколько длиннее, чем у девочек. В целом отмечается, что до 7 лет глубина детской гортани превышает ширину, а после 7 лет — наоборот. У тетей раннего возраста гортань имеет воронкообразную форму, которая с течением времени переходит в цилиндрическую. На ряду со строение голосового аппарата изменяется и механизм голосообразования, от рождения до 7ми лет преобладает фальцетный механизм голосообразования, который характеризуется доминирующим участием перстнещитовидной мышцы, которая суживает голосовою щель и одновременно натягивает голосовые связки. Эти мышцы играют главную роль в регуляции натяжения голосовых связок, так как вокальная мышца еще не сформирована, она формируется в возрасте от 7 до 12 лет, а затем продолжает свое развитие до 19 — 20 лет.

В развитии голоса выделяются периоды называемые мутацией (у девочек — эволюцией) голоса. Мутация отмечается в возрасте 13 — 15 лет и длится от нескольких месяцев до 2х лет. Мутация осуществляется на протяжении 3х стадий:

1. предмутационная – характеризуется тем, что все органы голосового аппарата увеличиваются в размере. Голосовые связки гиперемированы, на них может скапливаться избыточная слизь, при этом самой «ломки» голоса пока не происходит.

2. мутация – происходит заметное увеличение гортани, а так же голосовых связок по длине и толщине, увеличиваются хрящи гортани, особенно щитовидный (адамово яблоко). В размерах увеличивается язык, объем глотки, а так же повышается напряжение артикуляторной и мимической мускулатуры (данный период является наиболее тяжелым для детей с заиканием). Отмечается повышенная утомляемость голоса, осиплость, охриплость. Фальцетный механизм голосообразования (?) и голос приобретает взрослое звучание.

3. постмутационная – характерно дальнейшее развитие гортани и всего голосового аппарата. Еще сохраняется остаточные явления мутации, однако устанавливается диапазон голоса. Данный период особенно важен для вокалистов и требует соблюдения гигиены голоса.

Глина голосовых складок у мужчин составляет:

24 — 25 мм – бас

22 — 24 мм – баритон

18 — 22 мм – тенор

У женщин:

18 — 21 мм – контральто

18 — 19 мм – меццо-сопрано

14 — 17 мм – сопрано

Онтогенез развития звукопроизношения

Формирование звукопроизношения в онтогенезе человека

Во всех видах деятельности присутствует общение. Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского развитие и перестройка психических процессов ребенка происходит в форме присвоения общественно-исторического опыта человечества на основании общения.
Практически в любой жизненной ситуации успешность человека во многом связана с развитием у него коммуникационных навыков. Этими навыками обуславливается эффективность деятельности и личные взаимоотношения.
В своей психолингвистической концепции «речевого онтогенеза» А.А. Леонтьев опирается на методологические подходы выдающихся лингвистов и психологов XIX-XX столетия В. Гумбольдта, Р.О. Якобсона, Л.С. Выготского, В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева и др..
Т.А. Гарева описывает то, что усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Формирование речи ребенка происходит под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, речевого окружения, воспитания и обучения ребенка с первых дней его жизни.
Ребенок овладевает речью постепенно, переходя от более простых структур к более сложным. Овладение речью — активный процесс поисков, наблюдений и сравнений а также, установления отношений и обобщений, нуждающийся в использовании ребенком всех анализаторов (речедвигательного, речеслухового, зрения, вкуса, слуха, обоняния, осязания).
Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) в онтогенезе в концепции «речевого онтогенеза» А.А. Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов или стадий. Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком, который служит основой для последующего развития звукопроизносительной стороны речи и представляет собой, безусловно-рефлекторную реакцию на воздействие сильных раздражителей, как правило отрицательного характера. Крик — первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.
Первые месяцы рождения ребенка — это время интенсивного развития слухового, зрительного, двигательно-кинестетического анализаторов. Ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции, но прежде чем он сможет произносить членораздельные звуки ему необходимо пройти длительный подготовительный период (доречевой).
Доречевой период является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности. Ребенок не осознанно упражняется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатывается интонационная структура родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха, без которого невозможно произнесение самого простого слова. Огромное значение имеет гармоничное развитие фонематической стороны речи, двигательной сферы, в совершенствовании работы периферического речевого аппарата.
Восприятие звуков речи и их воспроизведение — это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса (В.И. Бельтюков, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Н.Х. Швачкин и др.). Звуковые единицы рассматриваются в трех аспектах: перцептивном, акустическом, артикуляторном. Для овладения правильным произношением, ребенку необходимо правильно и четко и воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат, в результате правильной работы которого образуются единицы данной языковой системы.
А.Н. Гвоздев описывал крики новорожденных как звук гласного типа разной степени открытости, крик невозможно развить на отдельные составляющие его элементы и выделить в нем те или иные звуки. Автор отмечает, что в онтогенезе речевой деятельности определяющей является артикуляционная сложность звуков.
Артикуляторно-сложные — это звуки с более сложным составом артикуляторных движений и поэтому они позже формируются в онтогенезе и замещаются простыми. Согласно этим представлениям, порядок усвоения звуков в онтогенезе и последовательность формирования звуковых дифференцировок при речепроизводстве обусловлены постепенностью созревания речедвигательного анализатора.
К 2-3-м месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции — гуление — звуки, которые напоминают гласные (, , , ), наиболее легкие для артикулирования; губные согласные (, , ), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (, , ), связанные с физиологическим актом глотания.
Между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка — лепет. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования.
К 5-6-ти месяцам жизни ребенок несколько минут подряд ритмически повторяет слоги: та-та-та, га-га-га и т.д.
В 10-12 месяцев эти цепочки слогов становятся всё короче ребенок начинает произносить «слова», образованные повторением одного и того же слога по типу: ба-ба, ма-ма.
К концу 2-го года жизни ребенка формируется элементарная фразовая речь это 2-3 слова, (мама дай, папа иди, Лиле пить дать). В стечении согласных не произносит или вставляет гласную (мошка – моша — мошака). Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, это уже считается отставанием речевого развития от нормы.
На 3-ем году жизни ребенку доступно произношение всех гласных кроме . Допустимы дефекты смягчения, оглушения. Не умение произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, -, — эти звуки заменяются, либо пропускаются.
Л.А. Аксенова, Л.В. Лисеев, Н.Ш. Тюрина, Е.В. Шкадаревич говорят о том, что впервые годы жизни ребенок проходит путь от существа беспомощного к человеку мобильному, социально активному. Именно в раннем детстве происходит усвоение важнейших компонентов общечеловеческого опыта, являющимся фундаментом дальнейшего развития: закладываются основы психической деятельности, эмоции, мотивационно-потребностная сфера, идет подготовка к самостоятельному хождению, к речевой деятельности. Дефицит контактов с окружающим миром в этот период развития пагубно отражается на дальнейшем развитии речевой и психической деятельности.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей, они становятся более самостоятельными и выходят за рамки узкосемейных связей, начинают общаться с более широким кругом людей особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
В 3 года появляется умение произносить в стечении согласные. Появляются свистящие, дефекты смягчения и оглушения ещё остаются (зонтик — сёнтик).
В 4 года должны появиться шипящие, уйти дефекты оглушения и смягчения.
В начале 5-го года жизни у ребенка появляется умение произносить звуки , . Также на 5-м году появляются звуки позднего генеза , и аффрикаты , .
В первую очередь у детей в онтогенезе формируются звуки, определяющие ядро русской фонологической системы: , , , , , , , , . Позднее появляются звуки , , , , , , , , , .
Таким образом, формирование звукопроизношения в онтогенезе человека осуществляется последовательно, со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. В онтогенезе звукопроизношения встречаются замены, смешения, исключением являются искажения, пропуски.
Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат. Артикуляционная база, звуковая структура речи в онтогенезе постепенно формируется, нормализуется к пяти годам при нормальном психоречевом развитии ребенка.
Учитель-логопед: Латыпова Евгения Александровна

Развитие речевой функции в онтогенезе

В современной логопедии под термином «онтогенез развития речи» понимают закономерности овладения всеми ее компонентами, особенности формирования языковой системы у человека. Начало – это появление первых слов, но некоторые специалисты включают и проявление речевых реакций (гуление, лепет). Понимать эти особенности важно для составления коррекционной логопедической работы и выявления дизонтогенеза у ребенка.

Существует несколько классификаций, предложенных известными логопедами и лингвистами. Самая популярная периодизация была составлена А. Н. Гвоздевым, который подробно описал усвоение ребенком частей речи. Также часто ссылаются на закономерности, выявленные А. Н. Леонтьевым. На основе знаний о нормальном речевом онтогенезе, логопеды могут определить его нарушение у детей.

Периодизация по А. Н. Леонтьеву

А. Н. Леонтьев выделил 4 основных этапа развития речи в онтогенезе, которые начинаются с рождения и охватывают школьные годы. Их краткое описание представлено ниже.

Подготовительный этап

В промежуток времени с рождения до года создаются предпосылки для овладения компонентами языковой системы. Первые голосовые реакции – крик и плач, способствующие развитию дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.

В возрасте нескольких недель малыш начинает прислушиваться к голосам окружающих людей и реагировать на них. К концу 1-го месяца он уже успокаивается, когда слышит колыбельную. В первые месяцы появляется комплекс оживления: это улыбка, двигательные движения конечностями на появление родных. Появляется реакция на интонацию взрослого.

В 2 месяца появляется гуление, а к 3-4-м месяцам начинается стадия лепета. С 5 месяцев ребенок пытается повторять артикуляцию за взрослыми. С 6 месяцев в речи появляются слоги. Подражая, малыш осваивает все основные элементы просодической стороны речи.

В период с 6 месяцев до года ребенок различает определенные звуковые сочетание и сопоставляет их с предметами или действиями. Постепенно малыш повторяет за окружающими все более сложные сочетания звуков. Конец периода отмечается появлением первых слов и активизацией коммуникативной функции речи. Родителям в это время очень важно создать благоприятные условия для усвоения ребенком языковой системы.

Этап развития до трех лет

В период от года до трех дети обращают особое внимание на артикуляцию окружающих. Ребенок повторяет за взрослыми, пытается произносить все более сложные слова. В его речи возникают смешения фонем, замены, искажение из-за несформированных в силу возраста правильных артикуляционных укладов.

С года до 1,5 лет детская речь носит ситуационный (контекстный) характер. Понять, что хочет ребенок, получается лишь с учетом ситуации. Малыш активно использует невербальные средства общения. Начиная с 1,5 лет речь приобретает более обобщающую направленность. Он начинает понимать инструкции взрослых. С 2-х до 3-х происходит активное накопление словарного запаса.

К началу 3-го года жизни осваиваются простые грамматические категории. Возникает переход от односложных высказываний к простым фразам с нарушенными нормами согласования. Постепенно ребенок осваивает навык грамматической связи слов в предложении. К двум годам им практически полностью усвоена категория единственного и множественного числа; появляются падежные окончания. Понимание речи опережает произносительные возможности ребенка.

Период дошкольного развития

У многих детей звукопроизношение искажено, потому что органы артикуляции еще не готовы к сложным укладам. Совершенствуется навык самоконтроля за своей речью и окружающих; формируются фонетико-фонематические процессы.

Словарный запас продолжает расти, к 4-6 годам дети используют примерно 3 000–4 000 слов. Происходит уточнение значения слов, но иногда их употребляют в несоответствии со значением. В 4-5 лет возникает явление словотворчества, во время которого происходит формирование языкового чутья.

Развивается грамматический строй и связная речь. Предложения усложняются, становятся более распространенными. В 4 года в детской речи преобладают сложные конструкции предложений. В возрасте 5 лет предложения составляются с учетом грамматической связи слов. Детские ответы похожи на короткий рассказ. Начинается овладение монологической формой речи, дошкольник может пересказывать короткие сказки без помощи взрослых.

К концу дошкольного периода оказываются полностью сформированными правильное звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы и контекстная речь.

Школьный период

Его продолжительность с 7 до 17 лет. Отличительная особенность – сознательное усвоение речи. Происходит овладение навыком звукового анализа, усвоение грамматических правил родного языка. Главная роль отводится письменной речи. Ребенок учится сознательно использовать приобретенные речевые навыки.

Закономерности нормального речевого развития по А. Н. Гвоздеву

В основе предложенной схемы – особенности появления у детей частей речи и грамматических категорий. А. Н. Гвоздев выделяет два этапа:

  • использование аморфных слов;
  • овладение грамматическими категориями.

Логопеды при построении коррекционной работы опираются на данные закономерности онтогенетического развития речи.

Аморфные слова-корни

А. Н. Гвоздев начинает рассматривать усвоение родной языковой системы с года и 8 мес., когда у малыша уже есть первые слова. Данный этап делится на два подпериода, в каждом из которых имеются свои особенности.

  • Однословный – малыш использует только отдельные слова, которые выступают в качестве предложений. Некоторые из них служат для выражения его желаний, ощущений. В это время он активно использует мимику и жесты. Первые слова не имеют четкой грамматической формы: он использует их в одном звуковом образе в разном контексте («би» − автомобиль, едем и т. д.).

Большую часть составляют имена существительные, звукоподражательные комплексы и лепет. Всего в словаре ребенка в этот период около 29 подобных аморфных слов. Он четко произносит гласные, губно-губные, переднеязычные, заднеязычные, СЬ, ЛЬ. Слоговая структура состоит из одного ударного слога или двух одинаковых.

  • Второй подпериод характеризуется объединением слов в одну фразу, но она аграмматична. Появляются несклоняемые существительные и глаголы в форме повелительного наклонения («пей», «дай» и т. д.). Слоговая структура усложняется: малыш усваивает произношение двусложных слов. Появляется Хь, Ц, Й, иногда он может опустить звук в начале или конце слова. Также малыш осваивает произношение стечения согласных, которые появляются в середине некоторых слов.

В этот возрастной период формируются предпосылки для успешного овладения ребенком составляющих языковой системы. Он начинает употреблять самые простые формы частей речи и звуки с несложными артикуляционными укладами.

Усвоение грамматической структуры предложения

Этот большой период начинается с 1 г. 8 мес. и длится до 6 лет. Ребенок усваивает все грамматические навыки; слоговая структура и звукопроизношения к 5-6 годам оказываются полностью сформированными. Дети активно занимаются словотворчеством. Данное явление обусловлено попытками овладеть нормами родного языка, не зная грамматических правил.

Первый период

Первые формы слов (1 г. 8 мес. – 2 г.). Малыш соединяет 3-4 слова в предложение. Он овладевает навыком согласования существительного в именительном падеже с глаголом, появляются начальные признаки прилагательного подчинения. Сама фразовая речь характеризуется аграмматичностью.

Начинает склонять слова по падежам (именительный, винительный, предложный); добавляет уменьшительно-ласкательные суффиксы; появляются новые наклонения глаголов; часто опускает приставки.

В этот период появляются первые прилагательные, но ребенок их использует без согласования с существительным. Появляются наречия, местоимения (о себе говорит в 3-м лице); частицы. В трехсложных словах ребенок опускает предударный слог, а в четырехсложных слоговая структура чаще всего сохраняется.

Появляются артикуляционные уклады Н, Т, Д. Большая часть стечений согласных замещается одной фонемой.

Второй период

С 2-х лет до 2 г. 6 мес. происходит усвоение окончаний, в состав предложений добавляются союзы. Из распространенных ошибок – замена окончаний и их употребление в рамках одного значения. Появляются суффиксы, дательный, творительный падежи. Начинает склонять глаголы по лицам, временам, но может смешивать род.

Увеличивается количество прилагательных, но при их использовании ребенок нарушает нормы согласования. Форму множественного числа использует только в именительном падеже. Происходит усвоение личных местоимений; наречий, которые используют для сравнения. Появляется больше предлогов и сложных союзов.

В сложных словах чаще всего встречается опускание предударных слогов и приставок. Ребенок часто смешивает в речи схожие фонемы. Стечение согласных остается неусвоенным, но некоторые группы он произносит правильно.

Третий период

От 2,6 мес. до 3-х лет малыш усваивает служебные части речи. Структура предложения усложняется, появляется навык подчинения слов. Но ребенком еще не освоена категория рода. Практически освоены все основные падежные окончания, но в них чаще встречается влияние О. Усваиваются суффиксы, обозначающие увеличение.

Ребенок свободно пользуется всеми формами возвратных глаголов, приставок. Но иногда он их может смешивать. Начинает применять навыки согласования при построении предложений. Появляются формы кратких причастий. Ребенок путает притяжательные местоимения. Верно употребляет предлоги и большую часть союзов.

Редко встречается искажение слоговой структуры, чаще всего в незнакомых словах. Формируются артикуляционные уклады шипящих звуков; усваивается произношение стечения согласных.

Четвертый период

В 3-4 года в детской речи все реже встречаются аграмматичные предложения. Ребенок активно занимается словотворчеством. Окончание -ОВ продолжает влиять на склонение. Возникают затруднения в согласовании прилагательных среднего рода. Появляется сравнительная степень у прилагательных и наречий, частица БЫ. Произносительная сторона сформирована полностью.

Пятый период

Период от 4-х до 6-ти лет характеризуется усвоением практически всех грамматических форм частей речи. Ребенок испытывает затруднения в составлении предложений со словом «который».

Границы всех перечисленных этапов – примерные, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от условий речевой среды, в которой он растет. Благодаря знанию этапов онтогенетического развития речи можно определить, как идет процесс усвоения компонентов языка. Учитывая онтогенетические, психические особенности, логопеды составляют коррекционную работу.

Педразвитие

Салангина Елена Адамовна

Методическая разработка:

«Формирование звукопроизношения у детей дошкольного возраста в

онтогенезе» (консультация для воспитателей)

Знание

закономерностей

нормального развития

детской речи

дает

возможность своевременно заметить отклонения в ее формировании и вовремя

принять р я д

н е о б х о д и м ы х

п р о ф и л а к т и ч е с к и х

м е р о п р и я т и й .

В логопедии термином «онтогенез речи» принято обозначать весь период

формирования

речи

человека

от

первых

его

речевых

актов

до

того

совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным

средством мышления и общения.

Рассмотрение разных аспектов овладения родным языком (его фонетикой,

лексикой,

грамматикой)

проводится

обычно

в

соответствии

с

условными

усредненными периодами детского развития: 1) младенческий возраст (до года);

2) ранний (преддошкольный) возраст (от 1 года до 3 лет); 3) дошкольный

возраст (3 года – 6–7 лет); 4) младший школьный возраст (6–7 лет – 10–11 лет).

Рассмотрим особенности формирования звукопроизношения в каждом

из названных возрастных периодов.

Звукопроизношение

проце сс

производства

звуков

р еч и ,

осуществляемый

согласованной

работой

трех

отделов

периферического

речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного)

при регуляции со стороны центральной нервной системы.

Усвоение ребенком родного языка проходит по мере созревания нервно-

мышечного аппарата. В первые месяцы после рождения у ребенка интенсивно

развиваются слуховой, зрительный, двигательно-кинестетический анализаторы.

В настоящее время доказано, что процесс сенсорного развития, в том числе и

восприятия

речи,

осуществляется

с

необходимым

участием

двигательных

импульсов.

Развитие

движений

у

ребенка

рассматривается

как

фактор

стимуляции и подкрепления его лепета

Ребенок

при нормальном

развитии

учится

артикулированию на

основе

слухового восприятия речи окружающих.

Зрительно ребенок воспринимает

некоторые

движения

речевого

аппарата

окружающих,

и

это

играет

роль

в

построении им артикуляционного процесса.

В младенческом возрасте ребенок еще не использует собственно языковых

средств для выражения своих состояний и потребностей, поэтому данный этап

в

развитии

речи

ребенка

принято

называть

доречевым

или

дословесным

Первые безусловно-рефлекторные голосовые реакции ребенка

на действие

сильных внешних и внутренних раздражителей — это крики.

Крик, и плач

ребенка

активизируют

деятельность

артикуляционного,

голосового,

дыхательного отделов речевого аппарата.

Предшественники

фонем

появляются

на

стадии

гуления,

примерно

с

полуторамесячного возраста. Гуление — это непроизвольные, возникающие в

процессе движения голосовые реакции. Гуление является первичной формой

гол о с о в о й

а кт и в н о с т и

ма л ы ш а .

Ре бе н о к начинает

произносить

звуки с участием губ и языка, на этой стадии можно выделить гласноподобные

звуки: и согласноподобные: .

От

трех

до

шести

месяцев

гуление

преобразуется

в

«свирель»,

т.е.

произнесение

цепочки

звуков

каскадом: .

Ребенок

перенимает

по

подражанию

темп,

ритм,

тон

речи

(«гуления»)

взрослых,

реагирует на громкость речи и интонацию.

Период гуления совпадает с активизацией у ребенка общей моторики:

появляются ощупывающие движения, он оказывается в состоянии отводить

большой палец, направлять руки к объекту и осуществлять его произвольный

захват под контролем зрения. В это время у ребенка появляется «комплекс

оживления» — эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого.

На пятом – восьмом месяце в голосовых проявлениях ребенка сохраняется

крик

и

плач,

и

гуление

переходит

в

лепет,

который

представляет

собой слогоподобные вокализации типа и т. п.

Лепет

в

жизни

ребенка

играет

огромнейшую

роль.

Звуки

лепета

постепенно

приобретают

акустико-артикуляторную

определенность

и

приближаются к фонетическому строю родного языка.

Период

лепета

характеризуется

дальнейшим

совершенствованием

моторики

ребенка:

формируются

функции

сидения,

ползания,

захвата

предметов и манипулирования ими.

К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка

появляются первые лепетные слова. Обычно они состоят из двух одинаковых

слогов: мама, папа, баба, дядя.

Данный этап рассматривается как сензитивный

(наиболее благоприятный) период для развития речи. Принципиальное отличие

первых

слов

от

лепета

заключается

в

их

осмысленности,

отмечаемой

окружающими.

Для

этого

периода

характерно

интенсивное

ф о рм и р о ва н и е

артикуляционной

моторики

и

тонких

дифференцированных

движений

рук.

Появляется

активная

манипулятивная

деятельность.

Ребенок

овладевает

умением самостоятельно принимать вертикальную позу, постепенно начинает

ходить без посторонней поддержки.

Таким

образом,

доречевой

период

является

подготовительным

по

отношению к собственно речевой деятельности.

Переход к словесной речи знаменует новый этап в развитии фонетической

стороны речи, так как звуки начинают функционировать в составе слов, а

значит, их произнесение должно соответствовать определенному эталону.

В возрасте 1 год 3 месяца –1 год 8 месяцев у детей появляются ударные

гласные звуки: ; согласные звуки: ;

стечения согласных звуков нет.

В возрасте 1 год 8 месяцев – 1год 10 месяцев у детей появляются согласные

звуки

часто

в

слове

опускается

начальный

звук

или

конечный

согласный звук; появляются стечения согласных в середине некоторых слов.

К 2 годам появляются твердые ; большинство стечений согласных

замещаются одним звуком.

В 2 года 1 месяц – 2 года 3 месяца появляются твердые , затем звуки

; отмечаются смешения артикуляционно близких звуков; стечения

согласных все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся

правильно.

В 2 года 3 месяца – 3 года появляются звуки , твердый ;

заканчивается усвоение групп согласных.

В 3 – 4 года звуковая сторона речи усвоена.

В

года

лет

звуковая

сторона

речи

усвоена

полностью,

дифференцируют на слух и в произношении.

Характерной

особенностью

становления з в у к о в

в начальном

периоде является

неустойчивость

артикуляции

п р и их

произношении.

Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно,

ч е р е з

п р о м е ж у т о ч н ы е ,

п е р е х о д н ы е

з в у к и .

Отсутствующие в произношении звуки в процессе развития речи замещаются

другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка.

Так

как

нас

в

большей

степени

интересует

речевое

развитие

ребенка

дошкольного возраста, рассмотрим подробнее этот период речевого развития.

Особенности произношения детей на третьем и четвертом году жизни

характеризуется

как

период

усвоения

звуков,

когда

наряду

с

правильным

произношением

наблюдаются

пропуски,

замены,

уподобление

звуков,

смягчение их.

Ребенок

младшего

дошкольного

возраста

(от

до

лет)

уже

в

значительной

мере

овладевает

речью,

но

речь

еще

недостаточно

чиста

по

звучанию. Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста

смягчение речи. Многие трехлетние дети не произносят шипящих звуков , заменяя их свистящими. Трехлетние часто не произносят звуки ,

заменяя их. Отмечается замена заднеязычных звуков переднеязычными: , а также оглушение звонких звуков.

В русском языке малышам с трудом дается произношение двух-трех рядом

стоящих

согласных

звуков,

и,

как

правило,

один

из

этих

звуков

или

пропускается,

или

искажается,

хотя

изолированно

ребенок

эти

звуки

произносит правильно. Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов

в словах.

У

большинства

детей

трех

лет

встречаются

физиологические,

не

патологические недостатки звукопроизношения, которые имеют непостоянный,

временный

характер.

Они

обусловлены

тем,

что

у

ребенка

трех

лет

еще

несовершенно

функционируют

центральный

слуховой

и

речевой

аппараты.

Связь

между

ними

недостаточно

выработана

и

прочна,

мышцы

периферического

речевого

аппарата

еще

слабо

натренированы.

Все

это

приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно

четкие

и

согласованные,

звуки

не

всегда

точно

различаются

на

слух.

Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность

органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть ими.

В среднем дошкольном возрасте (4 — 4, 5 года) в речи почти исчезает

смягчение, оно наблюдается лишь у немногих. У большинства уже появляются

шипящие звуки , сначала они звучат нечисто, но постепенно дети

овладевают ими вполне, хотя для этого возраста характерна неустойчивость

произношения. Многие дети среднего дошкольного возраста уже произносят

звук , но он еще недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук

в словах редко, чаще он заменяется другими звуками: . Интересно, что

у некоторых детей этого возраста наблюдается непомерно частое использование

звуков , когда они переходят к их правильному произношению. Ребенок

заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями.

В

возрасте

пяти-шести

лет ребенок способен

замечать

особенности

произношения

у других

детей и

некоторые

недостатки

в

своей

речи.

Речедвигательный

и

речеслуховой

аппараты

детей

обычно

уже

готовы

к

правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако

еще

встречаются

отдельные

недостатки

произношения

звуков:

не

всегда

шипящие произносятся четко; заменяется или ; заменяется ;

характерна еще некоторая неустойчивость уже имеющихся в речи звуков.

Т а к и м

о б р а з о м , в условиях

правильного речевого

воспитания

и при отсутствии

органических

недостатков речи

ребенок

к

шести

годам

овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

Иногда у детей подготовительной к школе группы еще остается некоторая

нечеткость речи, небрежное произношение звуков, слов, недостаточно четкая

дифференциация

звуков,

т.

е.

они

смешивают

их

при

произношении

и

восприятии на слух.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *