Решение проблемных ситуаций в старшей группе

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста. материал (старшая группа) по теме

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ВОСПИТАТЕЛЬ: КАПУСТА Л.Я.

МАДОУДСКВ №10

СТ. СТАРОМИНСКАЯ.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном).
1• Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?

2• Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?

Ситуация с огнём.
3• В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
4• Дым в соседней квартире. Твои действия?

Ситуация с водой.
5• Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

6• В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему

7• Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.

8• Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовывать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки.

9• Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

В уголке «Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка. Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?

10• Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».

11• В уголок «Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?

12• В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.

13• Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?)

14• Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).

15. Тема: «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

16. Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

17.Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

18.Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

19. Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

20. Тема: » Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

21. Тема: » Погодные условия»

Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.

22. Тема: » Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

23. Тема: «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

24. Тема: «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

25. Тема: «Погодные условия»

Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая — живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

26. Тема: » Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

27. Тема: » Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

28. Тема: «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

29. Тема: «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

30. Тема: » Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?

31. Тема: » Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

32. Тема: «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.

33. Тема: «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

34. Тема: «Средства связи»

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

35. Тема: «Свойства бумаги»

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

36. Тема: » Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

37. Тема: «Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

38. Тема: «Дружба красок»

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ
39. «Кот в одном сапоге»
Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?
40. «Вот так игра»
Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?
41. «Маша и медведь»
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?
«Помоги Золушке»
42. Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
43. «Подготовка к празднику»
Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?
44. «Рассеянный Петя»
Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?
СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ
45. «Открытки для Дины»
Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?
46. «Красная Шапочка»
У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?
47. «Помоги Оле»
У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент — так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.
48. «Молочные проблемы кота Матроскина»
Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?
49. «Корзинки для козлят»
Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
50. «Чудный лесник»
В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?
51. «Жители города Кисельска»
С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо — кисель. п его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.
52. «Варенье для Карлсона»
Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопи¬лось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?
Итак дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм (2-й этап). На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм.
53. Буратиио уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям.
Как Буратино достать ключ? В ситуации выделяется задача или вопрос.
Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.
Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат.
54. ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?

Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.

55. В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?

Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.

56. Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?

Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.

57. В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком?

Противоречие. Король должен достать молодильное яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СВЕРСТНИКОВ.

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их — важнейшая задача педагогов.

58. . -Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились?
— Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь?
-А я видела, как Рита сломала цветок. Что можно сказать о поступке Риты?
Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации?

59.У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу.
Никита закричал.- Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно.
Как бы вы поступили иначе ? Что вы скажете друг другу?

60. .Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала.
— Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила.
Права ли Наташа в такой ситуации?

61. .Саша до сих пор не научился завязывать шнурки.
Никита в раздевальной комнате кричит.
-Ха, посмотрите , скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать.
Катя молча подошла и помогла Саше.
Чей поступок верный?

62. Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись , ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит.
Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место.
Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея.
Почему ? Как бы ты поступил на месте Андрея.

63. Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.
Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?

64. Венера Рашитовна разговаривает с младшим воспитателем Валентиной Ивановной. Наташа кричит.
Венера Рашитовна, А Оля не отдает мою куклу.
Потом подходит и трогает воспитателя за руку.
-Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу.
Что сказала Венера Рашитовна Наташе ?
Группа мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху доску. Замок развалился.
Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил?

65. Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе.
-Ты предатель.
Рома обиделся.
Как ты думаешь, почему?

66. .Рита и Саша дежурные в уголке природы. Саша сказал.
-Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам , пусть они с ней поиграют.
Рита рассказала об этом Галине Анатольевне.
Права ли Рита? Как бы ты поступил?

67. В раздевальной Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит.
-А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается.
Галина Анатольевна сделала замечание Рите.
Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?

68. Света выходит в раздевальную и громко говорит.
— Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой- конфеткой. Почему обиделась Света

69. .Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку.
Витя говорит.
— Не нужна мне ваша добавка.
Что бы ты сказал Валентине Ивановне?

70. После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю.
-Поправьте мне одеяло.
-Я хочу в туалет.
— А Саша громко сопит, мне мешает.
Как бы поступили вы?

71. Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко.
Никита громко сказал.
-Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом.
Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ.

Цель: воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста,

личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков.

72. Ситуация.

В сказке «Золушка» мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них

служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?

а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;

б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;

в) взял бы с собой, потому что все люди равны.

73. Ситуация

Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: «Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу». Как бы ты поступил на месте детей?

а) Засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: «Они совсем черненькие!»;

б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;

в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.

74. Ситуация.

В группу пришел новенький — мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня

стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?

а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком;

б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;

в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.

75. Ситуация

Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они+

а) засмеялись, показывая пальцем на старика;

б) стали передразнивать;

в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.

Как поступил бы ты?

76. Ситуация.

В сказке «Сивка-Бурка» старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его

маленьким и глупым. Они так и сказали ему: » Сиди, дурачок, дома!» Как бы поступил ты?

а) Так же, как братья;

б) взял бы Иванушку с собой;

в) оставил бы дома, но сказал: «Ты останешься за хозяина».

77. Ситуация .

Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена » Гадкий утенок» обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как

поступил бы ты?

а) Правильно; я поступил бы так же;

б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;

в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы

СИТУАЦИИ НА ТЕМУ «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ…»

78. «…люди не знали об опасности»

Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление, внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.

79. «…в детском саду объявили тревогу»

Учить детей правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции, согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг другу.

80. «…съесть незнакомую ягоду»

Учить понимать, что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и опасно; познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; учить высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры.

81. «…собака напала на ребенка»

Учить детей действовать в различных ситуациях, связанных с домашними животными; закрепить знания детей о гигиенических навыках после игр с домашними питомцами; дать представление о заболеваниях, передаваемых животными; учить выражать свои мысли полными предложениями; воспитывать любовь к животным

82. «…взлететь высоко, как птица»

Познакомить детей с разнообразием птиц, учить понимать, что любые птицы могут быть источником заболеваний; дать представления о безопасном уходе за птицами, в том числе домашними питомцами; развивать мышление, связанную речь; воспитывать любовь к живому

83. «…питаться только сладостями

Дать представление о влиянии разнообразной пищи на детский организм; познакомить с некоторыми витаминами (А, В, С, Д) и их влиянии на здоровье; какие продукты приносят пользу, а какие вред; развивать связанную речь, активизировать словарный запас детей по теме; воспитывать культуру еды.

Разбор проблемных ситуаций

Проблемная ситуация №1.

Учитель первого класса пришла к психо­логу с жалобой на одного из своих учеников: «Игорь просто издевается и мной. Он настолько избалован, что совершенно не умеет вести себя в классе. Все ответы выкрикивает с места, перебивает, не дослушав вопрос до конца, постоянно роняет вещи со стола, успевает болтать чуть ли не со всеми одновременно вокруг, кривляется, смешит и отвлекает детей. А когда я делаю замечания, он или притворяется, что не слышит меня, или обижается и хамит. Я испробовала все способы воздействия на него: выгоняла из класса, делала замечания в присутствии родителей, оставляла во время перемены в классе стоять возле парты. Мама и бабушка, которые воспитывают Игоря, не в состоянии изменить что-либо. Игорь с каждым днем дерзит все больше, а однажды даже пытался уйти из дома. Что делать?».

Проблемы и причины ситуации №1:

отсутствие дисциплинированности, социальная неуклюжесть ;повышенная речевая и двигательная активность;вербальная агрессия.

Пути решения проблем и причин ситуации №1(через упражнения, приемы и т.д.):

  • Выявить наиболее сформированные способности, дарования ребенка.
  • Создать ситуацию успеха для ребенка, т.е. дать возможность почувствовать свою успешность. Так как гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Что дает возможность «раскрыться», обрести свое Я, и пусть не сразу, но и взрослые, и сверстники станут замечать происходящие в нем перемены.

Прогноз (результат): Количество окриков и замечаний снизится, что благотворно повлияет на поведение ребенка.

Проблемная ситуация №2.

Юле всего 5 лет. Но родители были вынуждены уже дважды переводить ее в другой детский сад, потому что ее присутствие в группе, по словам воспитателя, опасно для здоровья окружающих. Юля то носится по группе, как вихрь, то бросает в детей игрушки, когда они говорят что-нибудь неприятное для нее, то пытается выхватить у воспитателя тарелку с супом, проливая ее содержимое на детей. В тихий час она не спит, а громко поет песни. Появление Юли в новом детском саду в первый же день вызвало беспокойство родителей других детей. Заведующая и воспитатели обратились к психологу ДОУ. Оказалось, что дома с ее поведением проблем не возникало. Юля послушна и некапризна: папа держит ее в ежовых рукавицах. воспитатели пытались использовать в общении с Юлей только демократический стиль воздействия: долго объясняли ей, почему надо поступать тем или иным образом, пытались делать замечания в мягкой форме. Такой подход был противоположен домашнему воспитанию, где любое действие девочки сопровождалось окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!». Ее зачастую подвергали и физическим наказаниям. Эти подходы вступали в противоречие друг с другом, а непоследовательность взрослых порождала все новые и новые капризы ребенка.

Проблемы и причины ситуации №2:

  • повышенная двигательная активность, возбужденность, нарушение сна;
  • отсутствие единой и приемлемой стратегии между взрослыми.

Пути решения проблем и причин ситуации №2:

    Мягкая форма замечаний и запретов воспитателей была заменена категоричным, но кратким «нельзя», после чего ребенку предлагалась альтернативная форма поведения. Например: «Нельзя разрисовывать обои, но, если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги». Или: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик». Но, прежде чем вводить такие запреты, стоит подумать, насколько они обоснованны. И еще: если запретов будет очень много, они потеряют свою эффективность.Не использовать в общении с гиперактивными детьми только демократический стиль воздействия: долго объясняя им, почему надо поступать тем или иным образом, пытаться делать замечания в мягкой форме.Не использовать в общении с гиперактивными детьми авторитарный подход, где любое действие таких детей сопровождается окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!»; зачастую подвергается и физическим наказаниям. Выбрать единый подход к ребенку, который окажется приемлемым и для родителей и для педагогов.Использовать тактильный контакт, т.е. в детском саду укладывая ребенка спать в тихий час, педагог, садясь рядом с ребенком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова; или в школе можно посадить ребенка рядом с воспитателем (за первый стол), проходя по классу, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации.

Прогноз: Поведение ребенка, ощутившего единый стиль общения с ним родителей и педагогов, постепенно начнет изменяться. Ребенок станет меньше манипулировать взрослыми, почувствует в их действиях и уверенность, и внимание к своим желаниям и стремлениям. В результате целенаправленной работы удастся наладить взаимоотношения с ребенком. Снизится мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность ребенка. Засыпая, проснется отдохнувшим, станет менее импульсивным и предсказуемым.

Проблемная ситуация №3.

Денис воспитывается в подготовительной к школе группе. Он очень любит читать, на занятиях по развитию речи и обучению грамоте всегда много отвечает. Правда, при этом бесцеремонно перебивает воспитателя, вскакивает из-за стола и всегда хочет успеть первым. Однако в процессе занятия бывает очень невнимателен. Воспитатель и родители, обсудив проблемы ребенка, стараются совместными усилиями помочь ему. В медицинской карте Дениса стоит диагноз — «дефицит внимания с синдромом гиперактивности». Зная, что к проявлениям гиперактивности относятся импульсивность, дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, взрослые приняли решение бороться с недугом жестко и непреклонно. Но не учли того, что от ребенка нельзя требовать выполнения такой сложной комплексной задачи: быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным. Однако иногда, даже работая в едином ключе, взрослые не могут добиться желаемого результата.

Проблемы и причины ситуации №3:

  • импульсивность, двигательная расторможенность — отсутствие дисциплинированности;
  • дефицит активного внимания — рассеянное внимание;
  • использование взрослыми в единой стратегии неэффективного подхода к ребенку.

Пути решения проблем и причин ситуации №3:

1. Для того чтобы ребенок был внимательным, выполняя какое-либо задание, необходимо постараться не замечать, что он ерзает и вскакивает с места, так как, получив замечание, ребенок, конечно, постарается какое-то время вести себя хорошо, но уже не сможет сосредоточиться на задании.

2. Вначале желательно обеспечить тренировку только одной функции, так как гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы.

3. В подходящей ситуации педагог сможет тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.

4. Если потребность ребенка в двигательной активности высока, нет смысла подавлять ее, необходимо попытаться научить его выплескивать энергию приемлемыми способами: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, спортивными и подвижными играми.

5. Взрослые обязаны помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

6. Нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка. Например, обычные дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять «случайно» оброненный карандаш и т.д. Если ребенок в состоянии продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему.

7. Гиперактивному ребенку будет легче, если занятие разделить на части: например, после выполнения двух-трех заданий можно поиграть с детьми, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев, так как, к сожалению, такой ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени.

8.Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет, так как чем более драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое.

9. В начале работы педагог может снизить требовательность к аккуратности, для того чтобы позволить сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие, повысить учебную мотивацию), так как в процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. А таким детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

10. Необходимо договариваться с гиперактивным ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий, так как у них возникают трудности при переключении с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует взрослый.

11. На специальном стенде учреждения необходимо отметить основные моменты распорядка дня, очередность выполнения заданий, правила поведения. Причем и дошкольникам, и школьникам будет легче и удобнее воспринимать информацию, если для этой цели использовать не только слова, но и символы, понятные им.

12. Использовать сигнал таймера, заведенного на определенный отрезок времени или звон колокольчика, для того чтобы у ребенка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрывает его от интересного дела, использует словесные сигналы. Но через какое время прозвучит сигнал и что необходимо сделать после его сигнала, с ребенком тоже договариваются заранее, так как в этом случае у него не возникает агрессии по отношению к воспитателю, и он готов к перемене вида деятельности. Что поможет педагогу сохранить добрые отношения с ребенком.

13. Тренировка навыка следовать инструкции взрослого и соблюдать определенные правила и требования необходимо тренировать у таких детей еще в детском саду, так как с первых же дней обучения в школе ребенку необходимо перестраивать свою жизнь, менять привычки; на каждом уроке и даже на перемене он должен подчиняться новым требованиям и правилам, а гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют.

14. Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько се­кунд (например, сосчитайте до десяти), что даст возможность лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке, так как гиперактивный ребенок очень импуль­сивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный ха­рактер, может вызвать слишком эмоцио­нальную реакцию взрослого.

15. Для эффективности выполнения нового задания, можно использовать следующий прием: попросить именно гиперактивного ребенка «озвучить» правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать. А для получения более эффективного результата можно еще до начала работы обсудить с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания.

16. Педагог дол­жен четко установить правила и предупре­дить о последствиях их несоблюдения. Од­нако следует объяснить ребенку: если он «нечаянно» нарушит какое-либо правило, это не означает, что все для него потеряно и дальше уже незачем стараться. Конечно же, он может исправить свою ошибку. У него все получится.

17. Свод правил мо­жет иметь постоянное название, например «Советы самому себе», так как в процессе работы, если ребенок нарушит одно из правил, установленных им же са­мим, взрослый может без лишних слов ука­зать ему на список правил. В тех случаях, когда составление такого свода правил невозмож­но или нецелесообразно, педагог может ог­раничиться только словесной инструкцией. Но при этом важно иметь в виду: инструк­ция должна быть очень конкретной и содер­жать не более десяти слов. В противном слу­чае ребенок все равно не услышит взрослого и не запомнит инструкции, а, следовательно, не сможет выполнить задание.

18. Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной, так как, учитывая особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут. Один из вариантов поощрения – выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды. Какие? Воспитатели могут узнать о том, что любят дети, беседуя с ними или попросив их выполнить рисунки на тему «Когда я счастлив», «Я счастлив, я доволен…».

19. Работая с родителями: в обмене между педагогом и родителями «карточка­ми-переписками». Что способствует снятию напряжения у родителей и улучшению детско-родительских отношений. В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной картонной карточке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме.

Прогноз: выработка взрослыми единой стратегии эффективного подхода к ребенку и постоянно действующего свода правил, выраженность синдрома дефицита внимания и гиперактивности будет компенсироваться если придерживаться предложенных приемов.

Вывод: Таким образом, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого ребенка. И, уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную стратегию взаимодействия с ним. Это, конечно же, очень ответственный шаг. Ведь если выбор окажется неверным, положение ребенка в детском коллективе и дома может только ухудшиться. Поэтому возрастает необходимость совместной работы педагогов, психологов, медиков.

Некоторые люди не опускают руки даже в самой проигрышной ситуации, и у них есть чему поучиться

  • 89 3 56 18k

    15+ фактов о семье Ирвин, которой удалось спасти 90 000 животных

  • 46 14 44 23k

    14 моделей старше 50, из-за успехов которых молодые манекенщицы кусают локти

  • 204 13 104 39k

    18 примеров рекламы, создатели которой пошли вразнос

  • 183 9 100 74k

    10 комиксов о том, как выглядят отношения с котом в первые дни совместной жизни и через год

  • 155 3 107 39k

    25 фактов об Алане Рикмане, который попал в кино потому, что был «дешевым актером»

  • 48 6 43 50k

    19 дублеров-каскадеров, которые выглядят как 100-процентные копии известных актеров

  • 57 29 53 29k

    «Мне 30 лет, и я — седая». Текст психолога, который придаст сил любой женщине в борьбе с предрассудками окружающих

  • 220 16 149 156k

    20+ мужчин, у которых есть особый талант — нарываться на неприятности

  • 162 13 109 55k

    «Сына, ну как так-то?» Теплый рассказ о том, что, взрослея в заботе, мы учимся заботиться сами

  • 61 4 45 25k

    10 деталей из наших любимых мультфильмов, которые мы проглядели

  • 79 9 985 62k

    13 триллеров для тех, кто заскучал от этой жизни и нуждается в срочной дозе адреналина

  • 272 27 266 106k

    30+ случаев, когда чувство юмора преподавателей похлеще, чем шутки в КВН

  • 68 11 110 33k

    9 мистических полотен с историями, от которых по спине пробегают мурашки

  • 109 13 318 33k

    10 рождественских реклам, которые будто восклицают: «Праздник к нам приходит!»

  • 340 55 181 184k

    «Встреча с бывшей. 30 лет спустя». Жизненный рассказ о мести и несбывшихся мечтах молодости

  • 97 6 54 36k

    19 примеров блестящего городского дизайна, авторам которых хочется пожать руку

Использование игровых коммуникативных ситуаций в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование игровых коммуникативных ситуаций в развитии речи детей дошкольного возраста. Игровые коммуникативные ситуации в обучении речи в детском саду. Коммуникативный подход к развитию речи детей. Компоненты коммуникативной ситуации. Виды коммуникативных игровых ситуаций.

На современном этапе в педагогической науке и практике активно идут поиски путей совершенствования обучения речи детей дошкольного возраста.
Общепризнанно, что ведущим направлением повышения эффективности процесса обучения речевым умениям должен быть коммуникативный подход. Коммуникативный подход рассматривает речь как частный случай речевого общения и приближает ситуацию обучения речи к жизненной ситуации общения людей, давая возможность сформировать у ребенка важные в повседневной речевой практике коммуникативные умения. Он позволяет преодолеть существующий разрыв между «хорошей» речью ребенка в обучении и низким уровнем его речевых высказываний в повседневном общении. Коммуникативный подход также позволяет избавиться от ситуации «говорения ради говорения», которая часто встречается в практике работы детских садов и ведет к снижению интереса детей к обучению родной речи.

Опросы детей показывают, что речевые упражнения, игры, занятия с детьми чаще всего, к сожалению, не являются любимыми у детей дошкольного возраста. Современные дошкольники предпочитают речевому общению другие виды деятельности – компьютерные игры, конструирование, изобразительную деятельность, настольные игры (паззлы, многочисленные развивающие игры и игрушки, которые очень быстро и легко собирают по образцу). По нашим данным бесед с современными дошкольниками, 88,5% детей равнодушно относятся к речевым играм, упражнениям, речевым занятиям в детском саду. Дети объясняют свое отношение так: «Я делать что-то люблю — лепить, рисовать, а на развитии речи надо долго сидеть и слушать воспитательницу. Я этого не люблю. А если ее не слушаешь, то наказывают» или «Картинки старые и неинтересные. Красивые картинки нам только показывают, а в руки не дают» или «Там скучно, а я люблю, когда весело и интересно». Можно по-разному относиться к высказываниям детей, но не учитывать такую ситуацию нельзя! Ведь эти высказывания дают нам возможность увидеть ситуацию обучения речи глазами детей, проникнуть в их мысли, желания, потребности, которые мы не всегда учитываем в обучении речи.
Основоположница отечественной методики развития речи Е.И. Тихеева в начале 20 века писала: «Что такое родной язык? Это — наше мышление, воплощающееся в словах, это – нечто, на чем сходятся все интересы, это путь к самостоятельной творческой работе, это духовная обстановка, в которой мы живем, это наше духовное содержание». И спрашивала своих читателей: «Почему же дети в школе не любят уроки родного языка?» Этот вопрос задавали многие педагоги прошлого и настоящего времени, пытаясь найти пути повышения интереса детей к обучению речи, развития у них стремления к овладению речевыми умениями, внимания к звучащему родному слову. В работах исследователей детской речи предлагались разные пути решения проблемы (А. Г. Арушанова, Л. В. Ворошнина, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, Г.М. Лямина, Е.А. Флерина, В. И. Яшина и другие)

Одним из эффективных способов решения проблемы является использование в обучении речи детей дошкольного возраста игровых коммуникативных ситуаций. Любая игровая коммуникативная ситуация включает в себя несколько компонентов:
• Место речевого общения (официальность или неофициальность обстановки, привычность или новизна места общения, реальное это или сказочное место общения, особенности социальной среды — где происходит общение: во дворе, в деревне, в гостях, дома, в волшебном лесу или в школе т.д.),
• Адресат речи (человек или сказочный герой), его возраст, характер, возможности и особенности, осведомленность или неосведомленность адресата в теме разговора.
• Цель коммуникации (речевая задача, которую надо решить – проинформировать, утешить, успокоить, порадовать, помочь, предупредить об опасности, отвлечь и т.д.)
• Предмет коммуникации (тема).
• Система речевых средств (этот компонент зависит от всех предыдущих компонентов ситуации и определяется ими).
Если коммуникативная игровая ситуация актуализирует ведущие мотивы ребенка, интересна ему, принимается им, то это ведет к значительному повышению уровня не только речевой активности детей в обучении и их интереса к овладению новыми речевыми умениями, но и к улучшению качества речевых высказываний дошкольников и повышению эффективности обучения речи.

Для сравнения приведу пример высказываний одного и того же ребенка в один и тот же день. Первый монолог был получен в ответ на просьбу «Придумай рассказ по этой картинке. Скажи, с чего всё началось, что случилось и чем закончилось». Второй монолог был создан ребенком в игровой ситуации «Придумай рассказ для сказочного букваря», в которой были подробно описаны для ребенка все компоненты игровой коммуникативной ситуации:

  • «Давай представим, что мы с тобой оказались в сказочной стране. В ней случилась беда. Злой колдун Буквоед украл все буквари и оставил в них только картинки. Первоклассники пришли в школу, хотят научиться читать и писать, а у них в букварях нет ни одного рассказа или сказки. Как же они будут учиться? Они очень расстроились! Может быть, ты сможешь сочинить рассказ по этой картинке из сказочного букваря? Придумай, с чего всё началось, что случилось и чем закончилось. Придумай такой рассказ, чтобы всем первоклассникам было интересно его читать».

Тексты ребенка приведены без редакции. Были использованы картинки В. Сутеева из цикла «Времена года».

  1. Маша и Ваня построили себе елку и сделали Новый год… И пришел Дед Мороз… Подарил им подарки… И всё.
  2. Однажды они вышли из дома, чтобы пустить кораблики на речке. Самая первая, кто пустил кораблик, была девочка… Девочка… У девочки был кораблик на веревочке, а у мальчика – нет. И мальчикин кораблик стал плыть всё дальше и дальше… а девочкин никуда не уплыл. А у него кораблик – раз! – и уплыл! А они не знают, где кораблик… Девочка… Девочка сказала: «Возьми мой кораблик!», и он взял ее кораблик за веревочку, и он никуда не утонул».

Как мы видим, когда у ребенка появляется смысл речевого действия и уходит ситуация «говорения ради говорения», то происходят качественные изменения и в его речи: резко увеличивается объем текста, усложняется синтаксический строй, появляется интерес к рассказыванию. Дети начинают употреблять эпитеты, сравнения, предложения с прямой речью.

Экспериментальное изучение влияния использования разных видов ситуаций на речь детей показало, что наиболее эффективными в обучении дошкольников являются игровые коммуникативные ситуации, характеризующиеся следующими особенностями:

• Наглядной представленностью результатов речевых действий, причем результат речи должен быть близким по времени и значимым для ребенка.
• Личностно-значимым эмоционально-окрашенным содержанием речи из личного опыта детей.
• Хорошо знакомым адресатом речи, который не был участником описываемых событий, привлекателен для детей и наглядно представлен им (картинка, игрушка, фотография)
• Направленностью речевых действий на решение конкретной жизненной задачи (утешить, порадовать, предупредить об опасности, успокоить и так далее).

Очень часто в практике современных детских садов встречаются случаи, когда одни и те же игровые коммуникативные ситуации используются в обучении речи детей во всех возрастных группах детского сада. Однако это необоснованно, так как:
1) Применение одних и тех же видов игровых ситуаций в обучении задерживает развитие познавательной и социальной мотивации учебно-речевой деятельности детей.
2) Многим детям старшего дошкольного возраста становится просто неинтересна повторяющаяся из раза в раз ситуация появления сказочного героя, получения волшебной посылки или письма и подобные им игровые ситуации. (Очень точно по этому поводу выразилась одна девочка из подготовительной к школе группы, видя как воспитатель стучит рукой куклы по ширме: «Опять эта гостья пришла! Надоела уже!»)

Поэтому важно соблюдать целесообразную последовательность в использовании разных видов игровых коммуникативных ситуаций и применять их с учетом возрастных особенностей и интересов детей.

На начальных этапах обучения речи наиболее результативны сказочные коммуникативные ситуации, актуализирующие игровую и социальную мотивацию речи детей (помоги сказочному герою, научи героя, игра в путешествие в волшебный лес или сказочный город и другие). В дальнейшем более значимыми должны стать уже жизненные игровые коммуникативные ситуации (игра в писателей-сказочников, составление загадок – сюрпризов для мам, сочинение рассказов в букварь для первоклассников, составление книги небылиц для детей младшей группы, составление письма о родном городе своим сверстникам, живущим в другом городе или в другой стране и другие).

Также очень важно учитывать, что речь ребенка, ориентированная на группу людей (группу сверстников) всегда для него более сложна, чем речь, ориентированная одному человеку (ребенку, взрослому или сказочному герою). Поэтому в первых игровых коммуникативных ситуациях ребенок обращается обычно непосредственно к одному сказочному герою, помогая ему решить проблему.

  • Так, например, в пересказе рассказа К.Д. Ушинского «Кот и мыши» ребенок обращается к мышке, пересказывая рассказ и предупреждая этим мышку о том, что рядом находится кот, что нужно убегать и прятаться. Причем ребенок видит наглядный результат своей речи – мышка «узнала» новость о коте Ваське и спряталась, мы ей помогли. Но вот прибежала еще одна мышка. Нужно и ее предупредить об опасности! И следующий ребенок пересказывает текст о коте Васе следующей мышке. При этом все дети группы вовлечены в игровую сказочную коммуникативную ситуацию, эмоционально проживают ее, готовы помочь и рассказать мышкам об их коварном враге, радуются за спасение мышек. Пересказ для них не является просто говорением с неясной целью, а является средством достижения игровой цели – спасти мышек. При этом каждый пересказ направлен одному конкретному адресату – игрушке – мышке.

В дальнейшем в старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к публичной речи, т.е. к речи, ориентированной на группу сверстников. Поэтому должен измениться и характер используемых в обучении игровых коммуникативных ситуаций: тот же пересказ может быть адресован группе сверстников и являться либо выступлением в телеперадаче «Спокойной ночи, малыши», либо речью автора в инсценировании сказки в театре или речью сказочника – волшебника или творческой презентацией — защитой своего проекта. В этом случае работа над речевыми умениями также не является самоцелью, а является средством решить жизненную задачу – сделать интересный спектакль или мультфильм; исполнить свою роль выразительно, без запинок; придумать необычную сказку и порадовать этим маму.

Приведу пример жизненной игровой коммуникативной ситуации в обучении рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.

  • Скоро 8 Марта, и очень хочется подарить мамам интересный подарок. Группа детей решает подарить мамам сюрприз – загадки о них. Каждая загадка – описание мамы строится по заданному плану. В загадке – описании нужно описать внешность мамы, ее любимые занятия, профессию, сказать, как она заботится о близких. Чтобы мама узнала себя в загадке, нужно описать ее максимально подробно. Но нельзя в описании повторять то, что сказали сверстники о своих мамах, ведь одинаковых загадок не может быть. Их будет невозможно отгадать. В результате дети очень внимательно слушают речь сверстников, участвуют в обсуждении, стараются подобрать наиболее точные слова, сделать описание своей мамы наиболее развернутым.

Каждая загадка – описание ребенка выписывается на лист цветной бумаги в форме цветка. Все цветки – загадки детей прикрепляются на общее панно «Наш подарок мамам». После праздничного утренника каждая мама читает все загадки-сюрпризы и пытается отгадать, где же ее подарок – цветочек от ее малыша.
Данная ситуация многократно апробировалась в разных группах детского сада и неизменно вызвала интерес у детей и родителей и дальнейшее желание дошкольников к освоению речевых умений, сочинению новых сказок, загадок, рассказов.

Таким образом, наиболее целесообразная последовательность применения игровых коммуникативных ситуаций в обучении дошкольников речи такова: от сказочных игровых ситуаций к жизненным игровым ситуациям; от речи, обращенной к одному персонажу, к речи, ориентированной на группу слушателей.

Применение игровых коммуникативных ситуаций в образовательном процессе детского сада значительно повышает эффективность обучения детей речи, обеспечивает устойчивый интерес детей к овладению речевыми умениями и высокую речевую активность детей в обучении.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Метод воспитывающих ситуаций статья по теме

Метод воспитывающих ситуаций.

Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методам воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и другие. Классный руководитель специально создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка, и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации.

Внутренняя позиция личности обнажается в поведении. Как человек воспитан, так он и действует.

В педагогике метод воспитывающих ситуаций является одним из методов диагностики, он позволяет одновременно решать две задачи:

1) диагностировать уровень развития требуемых качеств и 2) воспитывать эти качества. Воспитывающая ситуация, как уже отмечалось, это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник вынужден действовать и в своих действиях обнаружить уровень сформированности у него определенных качеств. Естественными ситуациями полна повседневная жизнь на уроках, в столовой, общественном транспорте и т. д. Преднамеренно созданные ситуации обычно затрагивают очень важные для воспитанников стороны их жизни. Это, например, ситуация распределения обязанностей, поручений, подарков и наград, выбора между личным и общественным и т. п. В таких ситуациях поведение человека обычно адекватно его внутренней позиции. Эти ситуации могут стать остроконфликтными и даже неуправляемыми, а поэтому требуют пристального внимания и очень тонкого педагогического руководства.

В последнее десятилетие педагогическая практика тяготеет к созданию проблемных воспитывающих ситуаций. Искусственно создаются ситуации, когда ребята вынуждены решать поставленные проблемы, а воспитатель может оценить, в каком состоянии находится коллектив и каждый из его членов на данном этапе, а следовательно, правильно построить воспитательный процесс. Выделяются такие виды ситуаций: 1) проверочная; 2) воспитывающая; 3) контролирующая; 4) закрепляющая; 5) не предусмотренная воспитателем, но помогающая; 6) не предусмотренная воспитателем, мешающая или вредная. Пример. Перед девятиклассниками была поставлена задача: чтобы интересно провести летние каникулы, нужно своими руками построить так называемую «водную дачу» (плот с домиком). Описание и рисунок были даны в журнале. Строительные материалы отпускались школой. Постановка именно такой задачи была обусловлена причинами: 1) возрастными особенностями — тягой к романтике; 2) девятый класс должен был изучать столярное и слесарное дело; 3) низкой успеваемостью класса. Ребятам поставили условие: даже при благополучном завершении строительства поездка невозможна без полной успеваемости класса. Такая задача создала проблемную ситуацию, у школьников ярко проявились их положительные и отрицательные качества, что помогло воспитателю полнее представить себе состояние классного коллектива и каждого из его членов.

Таким образом, метод воспитывающих ситуаций является одним из видов диагностики и применяется как для целого коллектива, так и для отдельной личности.

В технологии воспитывающих ситуаций выделяют несколько направлений, например —

— игровое взаимодействие (способствует активному самовыражению учащегося, «проживанию» в игровом образе и приобретению им определенного нравственного опыта, созданию ценностных отношений в коллективе в процессе взаимодействия.;

— тренинговые упражнения (во время их выполнения учащийся имеет возможность активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные навыки и умения, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность). В процессе выполнения тренинговых упражнений подростками приобретаются умения встать на точку зрения другого, умение видеть положительное в человеке, умение осознать собственные достоинства и недостатки, умение сдерживать свои эмоциональные порывы.

К воспитывающим ситуациям можно отнести:

  1. Дети должны выбрать себе команду, с которой нужно выполнить какое-либо задание преподавателя;
  2. Ситуация, в которой подросток вынужден сотрудничать со всеми детьми, в том числе и с теми, нормальным отношениям с которыми мешали определенные предрассудки.

Выделяют следующие приемы организации деятельности:

  1. «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся разных групп.
  2. «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
  3. «Акцент на лучшее». Преподаватель в разговоре с учащимися старается подчеркнуть лучшие черты каждого, при этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
  4. «Обмен ролями» — учащиеся обмениваются ролями или функциями, которые получили при выполнении заданий.
  5. «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка, и т.п.)
  6. «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать опровергать мнение своих товарищей. В американских школах на специальных стендах можно увидеть много таких правил. Например, так выглядят «Правила для Круга уважения и власти» (своеобразного часа общения):
  1. Говори только тогда, когда наступает твое время говорить.
  2. Уважай других и себя.
  3. Слушай, когда говорят другие.

Таким образом, метод воспитывающих ситуаций является широко распространенным методом диагностики и воспитания учащихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *