Рисование нитью в детском саду

Мастер-класс «Рисование нитью»

Мастер-класс «9 мая. Рисование нитками» К юбилею Великой Победы я решила выполнить композицию, которую потом можно сделать вместе с детьми. А еще освоить новую технику — рисование.

Мастер-класс «Пасха. Рисование пластилином» В этой работе я выступаю не как воспитатель, а как мама. Задание: сделать пасхальную открытку для детей-инвалидов к Пасхе (акция благотворительного.

Мастер-класс «Рисование мыльными пузырями» Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Рисование мыльными пузырями». Я воспитатель деского сада №2 г. Белореченска и мне очень.

Мастер-класс «Рисование на камнях» В нашем саду проходил мастер класс и я представила МАСТЕР – КЛАСС «Рисование на камнях» Рисование на камнях является удивительным и интересным.

Мастер-Класс: рисование нитками Одним из важных этапов развития и воспитания личности является дошкольный возраст. Это период, когда ребенок приобщается к познанию окружающего.

Мастер-класс «Рисование по-сырому» Намочить лист водой, лучше всего в тазике это удобнее всего положить его по возможности на стекло закрашиваем фон, любой на ваш выбор,.

Мастер-класс «Рисование снежинок мылом» Для рисования снежинок мылом нам понадобится: 1. брусок хозяйственного мыла(200гр.); 2. мелкая тёрка; 3.1 стакан холодной воды; 4. глубокая.

Мастер-класс с родителями «Рисование манкой» Я очень рада видеть здесь неравнодушных, заботливых, любящих своих детей родителей! На прошлой нашей встрече вы заполняли анкеты. И итоги.

Детский мастер-класс «Серебряное копытце» — рисование в нетрадиционной технике (гуашь и соль) сегодня хочу представить вашему вниманию картину «Серебряное копытце», которорую мы с сыном нарисовали в преддверии Нового года! Выполненна.

Занятие в нетрадиционной технике рисование нитью «Причудливые узоры» Тема: «Причудливые узоры». Цели: Научить детей новой нетрадиционной технике рисования – ниточкой. Развивать любознательность, мышление.

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования – ниткография

Конспект занятия в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования – ниткография.

Тема: » Цветы для мамы».

Цель:

  • Научить детей новой нетрадиционной технике рисования – ниточкой;

  • Развивать любознательность, мышление и речь детей. Расширить активный словарь детей словами: шов, стежок, шить, вышивать;

  • Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию;

  • Воспитывать интерес к занятию, самостоятельность и стремление к достижению результата;

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал: шерстяные нитки, альбомный лист, акварельные краски или гуашь, кисточки, по одному карандашу на каждого ребенка, емкости с водой на каждый стол, мокрые тканевые салфетки для рук.
Предварительная работа: Спираль, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий, цветы волшебные, шуршит (карандаш).

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, какого цвета весна? (Дети перечисляют яркие краски, присущие теплой, радостной, звонкой весне)

  • Весна – это время ярких красок, журчания ручьев, щебетания птичек.

  • Весна – это сезон пробуждения красоты, она дарит нам яркие краски мимоз и тюльпанов. Весна хороша еще тем, что все мамы, бабушки отмечают красивый женский праздник «День 8марта». В этот день принято дарить цветы, но они не всегда бывают рядом с нами.
    — А каких вы знаете цветы? (Ромашка, подснежник, одуванчик, розы и т.д. )

Воспитатель: Я думаю, что каждый из вас хочет подарить своему самому дорогому и близкому человеку необычный цветок, которого нет в природе. И создадите вы его сами, своими руками. А я вам помогу. Давайте и мы сегодня с вами создадим самые необычные цветы, которых мы видели на нашем участке.

Воспитатель: Вы хотите их нарисовать? Тогда занимайте места за столами и отгадайте, пожалуйста, загадку:
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь;
Солнце, горы, сосны, пляж,
Что же это? (карандаш).
Воспитатель: Правильно, ребята! А чем еще можно рисовать? (Фломастерами, мелом, кисточками и красками).
Воспитатель: А что помогает нам рисовать всеми этими и другими предметами? (С помощью наводящих вопросов, если дети не ответят сразу, добиться правильного ответа – рука и пальцы).
Воспитатель: Скажите, а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой).
Воспитатель: Правильно! Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.
Пальчиковая игра «Пять и пять»:
Пять и пять пошли гулять,( Руки перед собой, ладошки широко раскрыты).
Вместе весело играть, (Затем пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются).
Повернулись, ( Вращение кистей рук).
Улыбнулись, (Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук растягиваются в улыбке, показывая ее).
В кулачек вот так свернулись. (Пальцы рук сжаты несильно в кулачки).
Вот такие молодцы! ( Стучат кулачок о кулачок).
(Упражнение повторить 2 раза)
Воспитатель: Молодцы! А теперь возьмите карандаш в обе руки между ладонями, зажмите его и покатайте. Поднесите к правому уху (к левому уху).
Воспитатель: Что вы слышите?
Воспитатель: Какой звук издает карандаш? (Он шуршит)
Воспитатель: Правильно он шуршит. Потрите еще карандаш между ладонями и послушайте.
Воспитатель: А теперь положите карандаш и потрогайте свои ладошки. Какими они стали? Приложите их к щекам, ко лбу. Что вы чувствуете? (Ладошки стали теплыми)
Воспитатель: Правильно! Вот теперь ваши руки и пальцы готовы к рисованию. Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Хотите попробовать и научиться? Он называется «ниткография».
(Показывается прием рисования)
Воспитатель: Берем нитку, а теперь круговыми движениями от центра по спирали выкладываем нить на лист бумаги. Теперь нитку нужно окунуть в выбранную краску, держась за конец нитки аккуратно помогая кисточкой, сворачиваем нить на листок по спирали , как это делали сухой ниткой. Конец сухой нити направляем вниз, держа ее в правой руке, а ладошкой левой руки, слегка придавливая, медленно вытягиваем нить из -под ладошки. Происходит волшебство!
Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши краски, но не все, а лишь те из них, которые подходят для вашего необычного цветка.
Воспитатель: Пробуйте, и посмотрим, получится ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу)
В ходе выполнения детьми задания восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения, а пока они подсыхают, самим превратиться в цветы и немножко поиграть.
Физкультминутка «Цветы»:
Наши алые цветки
Распускают лепестки. (Плавно раскрывают пальцы).
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Помахивают руками перед собой).
Наши алые цветки
Закрывают лепестки. ( Плотно закрывают пальцы).
Тихо засыпают.( Плавно опускают их на стол).
Головой качают.
(Упражнение повторить 2 раза)
Воспитатель: Ребята, пока мы отдыхали, наши разрисованные необычным способом цветы подсохли, и мы можем их дорисовать, нарисуйте к ним листочки (Дети доводят работу до конца, а пока подсыхают работы, с помощью влажных салфеток протираем руки и столы, наводим порядок на рабочем месте)
Воспитатель: Ну вот, ваши цветы совсем готовы и можно их подарить вашим мамам!

Ниткография . Нетрадиционное рисование для детей.

Ниткография или рисуем нитками с детьми.

Ниткография- это такой вид нетрадиционного рисования, когда вместо кисточек мы рисуем нитками.

Для работы нам понадобится белая гладкая или мелованная бумага, гуашь или акриловые краски и нитки.

Призыв к творчеству.

Итоговый рисунок будет зависеть от толщины нитки и способе рисования, а способов может быть несколько видов.

Первый способ рисования нитками.

Небольшую по длине нитку (примерно 30-40 см.) хорошо прокрашиваем краской. Затем укладываем её на лист бумаги. Получаются необычные завитушки. Если взять длинную нитку, то её можно ещё затейливей уложить кольцами и узорами. Попробуйте разную длину.

Второй способ рисования нитью.

Этот способ придумал мой сын. Он крутил нитку и в момент вращения хлопал ею по листу. Так получаются совсем другие узоры.

Третий способ рисования ниткой. Классический.

Для этого способа укладываем нитку, смоченную краской, на половину листа так, что бы чистые кончики торчали вне поля бумаги. Сгибаем лист. Одной рукой прижимаем сложенный лист к столу, другой-вытягиваем из него нитку. Можно не складывать лист пополам, а прижимать нитку другим листом бумаги.

А можно вытягивать нитку за один конец, другой оставляя в сложенном листе.

Четвёртый способ рисования ниткой и красками.

Этот способ я предложу придумать вам самим. Дети очень изобретательны, если их не ограничивать рамками.

Я только хочу ещё написать о своих наблюдениях при занятиях ниткографией.

Получившийся рисунок будет зависеть:

  • От длины нити. От короткой нити узор чётче и предсказуемей, от длинной более причудливый.
  • От толщины нитки. Тонкая нить даёт более изящное изображение, чем шерстяная. (Но мои дети полюбили именно шерстяную нитку)
  • От степени прокрашивания нити. Более мокрая нитка дольше оставляет след.
  • От качества бумаги. Самые чёткие и контрастные рисунки получаются на мелованной бумаге.

Получившиеся узоры и завитушки можно попробовать дорисовать до узнаваемых персонажей , но это так, по желанию.

Буду рада, если вам будет полезная моя статья. Посмотрите ещё Кучу идей нетрадиционного рисования для детей. Может быть вы захотите что-то из этого попробовать.

Желаю вам развязать все ваши Гордиевы узлы вашей судьбы. Пусть детки вас радуют. Будьте счастливы! Рисуйте.

Система современного дошкольного образования особое внимание уделяет реализации задач, которые сформулированы в образовательной области «Художественное творчество», а именно составной его частью — изобразительное искусство. Но часто традиционных способов и средств для этого вида деятельности оказывается недостаточно, чтобы малыш смог в полной мере проявить свою фантазию. Тогда в дело вступают нетрадиционные техники, например, ниткография. Рассмотрим все нюансы этого вида творчества, а также методические особенности проведения занятия рисунком с помощью ниток в старшей группе.

Что это такое

Ниткография (сочетание слов «нитка» и «grafo» – пишу, то есть «пишу ниткой» или «рисую ниткой») – это создание картин с помощью ниток.

Ниткография — это вид изобразительного искусства, позволяющий создавать яркие и выразительные образы

Основной целью художественно-эстетического образования дошкольников является пробуждение интереса у детей к изобразительной деятельности. Что касается целей использования нетрадиционных техник рисования, в частности, ниткографии в старшей группе, то к ним можно отнести

  • формирование умения подбирать цветовую палитру для раскрытия смысла сюжета рисунка;
  • развивать способность видеть цельный образ по отдельным его элементам;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • воспитывать положительное восприятие процесса творчества.

Виды и приёмы ниткографии, применяемые в детском саду

Есть 4 разновидности изобразительной деятельности с использованием ниток.

Вариант №1 — собственно ниткография

Разновидность техники, с которой начинается знакомство малышей с изобразительными возможностями ниток. Обычно это происходит в средней группе.

Что нужно:

  • шерстяные нитки (чем более ворсистой она будет, тем замысловатее получится изображение);
  • краска (гуашь или акварель);
  • 2 листа плотной бумаги (акварельные листы подходят идеально, но можно и обычные).

Инструкция:

  1. Берём шерстяную нитку длиной 40–60 см.
  2. Окунаем её в краску (гуашь удобнее использовать, чем акварель), оставляя чистый хвостик.
  3. Выкладываем на листе бумаги (лучше брать плотные).
  4. Прикладываем чистый лист, прижимаем.
  5. Не открывая верхний лист, за хвостик водим нить влево-вправо.
  6. Снимаем верхний лист, убираем нить.
  7. Дорисовываем узоры, которые оставила нитка, придумывая образы.

Это интересно. Лист основы можно сложить пополам и накрывать нить половинкой, тогда рисунок получится симметричным.

Постепенно технику можно усложнять несколькими нитями, окрашенными в разные цвета.

Видео: как работать в технике ниткография

Вариант № 2 — ниткопись

В этом случае необходимы нити разных цветов, фактур, клей (ПВА или силикатный) и лист для основы.

Это интересно. Ниткопись можно выполнять на ткани, тогда нитки просто выкладываются на основу. Клей использовать не нужно. Только вот картинки получатся временные — пока ниточки не осыпятся.

Инструкция:

  1. На листе рисуем контур сюжета картинки (можно свой, а можно взять шаблон обычной раскраски).
  2. Наносим клей по контуру.
  3. Пока он не застыл, выкладываем нить и слегка прижимаем, чтобы она приклеилась.
  4. Теперь по элементам заполняем рисунок нитками подходящих цветов.

Технику можно усложнять способом выкладывания ниток:

  • по спирали;
  • по кругу;
  • ровными линиями;
  • зигзагообразными линиями и т.д.

Видео: учимся рисовать нитками по ткани

Вариант №3 — аппликация нитками

Как разновидность ниткописи вместо цельных ниток используются кусочки, то есть нити нарезаются небольшими отрезками, которыми засыпается пространство рисунка. Такой способ считается более удобным в работе с детками помладше. К тому же он не требует много времени на выполнение задания.

Это интересно. Знакомство с ниткописью цельной ниткой обычно происходит в старшей группе, в то время как освоение техники из кусочков применяется в средней, а иногда и во второй младшей (только в качестве 1–2 дополнительных элемента композиции).

Вариант №4 — изонить

Эта техника ниткографии применяется не во всех детских садах в виду того, что малышам приходится работать с острыми предметами. Обычно изонить — прерогатива дошкольных учреждений с художественно-эстетической направленностью. Освоение этого вида техники ниткографии начинается в старшей группе.

Для основы рисунка в технике изонить нужно брать картон средней плотности

Что нужно:

  • нитки;
  • кнопки в виде гвоздиков;
  • дощечка;
  • рисунок на бумаге;
  • ножницы.

Инструкция:

  1. На дощечки прикладываем рисунок (можно из раскраски).
  2. По контурам всех элементов вставляем кнопки-гвоздики или булавки.
  3. Аккуратно, чтобы не вытащить гвоздики, вынимаем бумажный образец.
  4. Обматываем гвоздики нитками, делая по два оборота вокруг каждого, хорошо натягиваем ниточки.

Это интересно. Как более простой вариант, по контуру рисунка прокалываются дырочки, в которые малыши пропускают ниточки с помощью иголки.

Схема составления конспекта занятия для старшей группы

Удачный план занятия — это залог успешной деятельности малышей. Начинать работу над конспектом нужно с описания целей и задач урока. Кроме общих целей использования данной техники в старшей группе можно выделить

  • систематизацию знаний о получении оттенков путём смешения красок;
  • воспитание терпимого отношения к процессу творчества.

Задачи формулируются на основании темы занятия. В целом же «скелет» выглядит так:

  • развивать память, мышление, креативность;
  • расширять представления об окружающем мире;
  • работать над развитием фантазии.

После того, как обозначены цели и задачи, необходимо чётко распределить время между всеми этапами работы над темой.

Важно, чтобы у детей было достаточно времени на выполнение рисунка нитью

Занятие в детском саду длится 30 минут. За этот промежуток воспитатель должен отработать с малышами 3 этапа.

  • Введение (около 5 минут). Включает мотивационные приёмы: чтение сказок, показ отрывка инсценировки, разучивание песен/стихотворений и пр. в зависимости от темы занятия.
  • Основная часть (около 20 минут) – работа над рисунком, физкультминутка и пальчиковая гимнастика.
  • Заключение (около 5 минут). Предполагает одобрение взрослым результатов работы малышей, а также рефлексию детей, можно в форме ответов на вопросы: «Тебе понравилось рисовать ниточками?», «Ты думаешь, твой рисунок удался?», «Чья картинка тебе нравится больше других?» и пр.

Пример конспекта

Муравлёва Дарья «Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему «Цветы для мамы» (техника «Ниткография»)» (фрагмент)

<…Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Хотите попробовать и научиться? Он называется “ниткография”.
(Показывается прием рисования)
– Берём нитку, а теперь круговыми движениями от центра по спирали выкладываем нить на лист бумаги. Теперь нитку нужно окунуть в выбранную краску, держась за конец нитки аккуратно помогая кисточкой, сворачиваем нить на листок по спирали , как это делали сухой ниткой. Конец сухой нити направляем вниз, держа ее в правой руке, а ладошкой левой руки, слегка придавливая, медленно вытягиваем нить из -под ладошки. Происходит волшебство!
Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши краски, но не все, а лишь те из них, которые подходят для вашего необычного цветка.
– Пробуйте, и посмотрим, получится ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу)
В ходе выполнения детьми задания восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения, а пока они подсыхают, самим превратиться в цветы и немножко поиграть…>

Перспективный план по ниткографии и ниткописи

Перспективный план по нетрадиционным техникам рисования помогает организовать работу детей, скомбинировав тематику занятия с подходящей техникой для её изображения. Форма составления плана является стандартной. Обычно указывается

  • месяц работы;
  • темы занятий и техники выполнения рисунка;
  • цели использования методики;
  • источники, где подробно описан ход работы над данной техникой.

Отдельно выделяется графа для примечаний, в которой воспитатель делает пометки, касающиеся работы с конкретной группой.

Поскольку при работе в технике ниткографии сюжет рисунка выявляется уже после того, как изображение получено, то и методику сложно встроить в общую тематику занятий. В средней группе ниткография и ниткопись применяютя на тех занятиях, в которых в графе «техника» стоит пометка «различные». Как правило, это темы, связанные с природными явлениями (дождь, снег), созданием узоров, например, для вазы и пр.

В старшей группе нетрадиционной технике с нитками обычно посвящены занятия на свободную тему или уроки, посвященные разговорам о мечтах, фантазиях, другими словами, абстрактные темы.

Елизарова Ольга «Перспективное планирование по рисованию (старшая группа)» (фрагмент)

<…МАЙ
«Страна цветных снов».
Цель: закреплять умение использовать нетрадиционные техники – рисование «нитками»…>

Что касается ниткописи, то её используют в тех темах, где возможно применение готовых шаблонов для раскрашивания или абстрактных рисунков.

Алексеева Надежда «Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в старшей группе» (фрагмент)

Рисование цветными ниточками

  1. Угадай, что это?
  2. Угадай, что это?

Цель: познакомить детей с техникой рисования цветными нитками, развивать фантазию и воображение, воспитывать аккуратность.

Этапы работы над рисунком в технике ниткографии

«Козлик»

Для этого рисунка дети должны поворачивать нить по определённой схеме

Необычность этого рисунка в том, что дети заранее получают задание: им необходимо нарисовать дымковскую игрушку — козлика.

Инструкция:

  1. «Рассмотрите внимательно дымковского козлика, определите, в какую сторону нить нужно поворачивать за верхний хвостик, а в какую за нижний (верх — вправо, низ — влево)».
  2. «Отрезаем нить около 40 см».
  3. «В тарелочку наливаем немного гуаши, разводим её водой».
  4. «Окунаем ниточку, держа её за верхний и нижний хвостики».
  5. «Прикладываем нить на лист, расположенный горизонтально перед вами».
  6. «Накрываем чистым листом и, придерживая его левой рукой, правой водим верхний хвостик нити вправо, а затем левый хвостик — влево».
  7. «Снимаем верхний лист».
  8. «Карандашом чёрного цвета дорисовываем контуры козлика, очертания мордочки, носик, рот».
  9. «Обводим контуры коричневым карандашом».

Это интересно. Приведённый пример можно прорабатывать с детьми, которые уже хорошо знакомы с техникой выполнения рисунков ниткографией, так как по заданию дети рисуют сюжет как бы «вслепую». Более лёгкие варианты — создание цветов, бабочек и пр., то есть тех сюжетов, которые придумываются на основе готовых узоров, сделанными нитками случайно.

Фотогалерея рисунков в технике ниткографии

Очень интересно, когда дети сами придумывают названия своим картинкамДля выполнения бабочки можно взять 1–2 цвета для окрашивания ниток, а остальные оттенки дорисовать вместе с туловищемС помощью ниткографии дети получают представления о различных сочетаниях цветов

Этапы работы над рисунком в технике ниткописи

Приведём пример работы в технике ниткописи с применением цельной нити и кусочков.

«Цветы»

Для рисунков нитками на цветной бумаге лучше использовать силикатный клей, чтобы не оставалось следов после высыхания

Инструкция:

  1. «Располагаем лист бумаги зелёного цвета вертикально, клеем делаем «дорожку» для стебля цветка».
  2. «Берём нитку зелёного цвета и выкладываем ею стебель».
  3. «Делаем клеем большие капли и выкладываем на них листья, располагая нитки по кругу, как бы заматывая клубок».
  4. «Снова делаем большие капли клея, распределяя его равномерно по всей области бутона будущего цветка».
  5. «Заполняем элемент кусочками ниток, выкладывая сначала один слой, а затем второй в другом направлении».
  6. «Добавляем пару зелёных ниточек для чашечки цветка».

Фотогалерея рисунков цельной ниткой

Домик и дерево можно выполнить без предварительно нанесённых контуров В этом рисунке отрабатывается складывание ниток по спирали и по кругу Такие сюжеты не требуют мелких складок на нитках

Фотогалерея рисунков кусочками ниток

Бутон получается двухцветным, если сначала его засыпать тонким слоем ниток одного оттенка, а затем другого Чтобы ёлочки получились пушистыми, их делают из кусочков ниток Для этого рисунка цветы создаются по модели помпонов, а кот листья засыпаются кусочками ниток

Ниткография, а также её разновидность ниткопись относятся к нетрадиционным техникам рисования, которые помогают малышам более полно выразить себя, показать свою индивидуальность. Главная ценность этой техники в том, что для её освоения вовсе не нужно обладать талантом художника, достаточно усидчивости, внимательности и аккуратности. Такая доступность позволяет включать ниткографию в перспективное планирование работы старшей группы детского сада любого типа: от обычных до учреждений, работающих с детьми с особыми потребностями.

Педагогика

В последнее время всё более популярными на занятиях по рисованию в детском саду становятся разнообразные техники рисования нитками. Нестандартные приёмы рисования помогают раскрытию в детях творческого потенциала, создают непринуждённую атмосферу радостного созидания, способствуют самовыражению детей. Кроме того, необычный подход к проведению занятий по рисованию пробуждает в ребёнке любознательность маленького исследователя, познающего окружающий мир. Поиск новых решений стимулирует абстрактное и логическое мышление, художественную импровизацию, развивает воображение и чувство вкуса, расширяет границы творческой фантазии ребёнка, активизирует изобретательность, совершенствует ручные умения, способствует развитию речи.

Цели и задачи занятий, использующих технику рисования нитками

Нетрадиционные техники рисования нитками (ниткография, ниткопись, изонить) используют нитки вместо красок, карандашей и фломастеров для создания изображения предмета или воплощения художественного образа.

Цели:

  • научить детей создавать с помощью нитей (шерстяных, капроновых, мулине и т. д.) эффектные, красочные, оригинальные картины в нестандартной технике;
  • сформировать практические навыки работы с нитками и новыми инструментами (игла, шило, пяльцы).

Задачи:

  • способствовать интеллектуальному развитию, стимулируя логическое и пространственное мышление;
  • развивать тонкую моторику, координацию движений, глазомер;
  • развивать усидчивость, терпение, внимание и наблюдательность;
  • стимулировать воображение и фантазию;
  • благотворно воздействовать на развитие образного мышления и речи;
  • воспитывать аккуратность и трудолюбие;
  • развивать чувство композиции, сенсорное восприятие и художественный вкус.

    Заполнение силуэта цветов мелко нарезанными цветными нитками развивает мелкую моторику и сенсорику

Приёмы:

  • выкладывание изображения прямой нитью или волнами, кругами, овалами, жгутиками на шероховатой поверхности (ниткопись);
  • заполнение силуэта мелко нарезанными нитками или плотно уложенными в свободном порядке ровными, скрученными нитками с использованием клея (ниткография);
  • выкладывание в хаотичном порядке окрашенной нити между листами бумаги и вытягивание её (ниткопись);
  • заполнение угла и окружности по схеме с помощью прокалывания иглой, перебрасывания, пересечения нитей (изонить);
  • плетение из нитей фигурок на специальной основе с декоративными гвоздиками или дырочками (изонить).

Техника ниткографии

Ниткография — проклеивание контура цельной нитью и заполнение силуэта нитями или мелко нарезанными кусочками ниток.

Особенности техники

Этапы выполнения работы:

  1. На плотную бумагу или картон перенести рисунок, обведя простым карандашом шаблон. В младших группах эту работу поможет выполнить воспитатель, старшие дошкольники справятся с заданием самостоятельно. Можно воспользоваться готовой распечаткой изображения, приклеив его к основе.
  2. На контур изображения нанести клей с помощью кисти. Контур обрабатывается клеем постепенно по мере приклеивания нити, поскольку важно, чтобы клей не высыхал.
  3. Приклеить нити по границам изображения, плотно прижимая к основе.
  4. После оформления внешнего контура, приступить к заполнению внутренней части, которая также предварительно смазывается клеем, затем присыпается мелко нарезанными нитями так, чтобы не оставалось пробелов. Начинать лучше с мелких деталей, переходя к более крупным участкам рисунка.

Материалы, инструменты и оборудование:

  • стандартный альбомный лист или картон для основы;
  • шаблоны и трафареты;
  • мелко нарезанные цветные нитки (мулине, акриловые, шерстяные);
  • зубочистки, стеки, ножницы, клей.

Пошаговое выполнение работ

«Ветка рябины» — индивидуальная работа в технике ниткографии

Материал: картон, простой карандаш, ножницы, клей, разноцветные шерстяные нити, кисточка.

Инструкция:

  1. На картоне нарисовать простым карандашом веточку рябины (может сделать воспитатель). Сложить нить в несколько раз и мелко нарезать. Разложить нитки разного цвета в разные тарелочки.

    Сложить нити в несколько раз и мелко нарезать

  2. Нанести клей на контуры рисунка, приклеить целую нить для оформления веточки.

    Смазать контур ветки клеем и приклеить коричневую нить

  3. Аналогично проклеить нитью листочки.

    Аккуратно нанести клей по контурам листьев и приклеить жёлтую нить

  4. Промазать силуэты листочков клеем с помощью кисточки.

    С помощью кисти нанести клей на силуэты листочков

  5. Заполнить рисунок, выкладывая листочки мелко нарезанными нитями.

    Приклеить мелко нарезанные нити, заполняя силуэты листочков

  6. Скрутить короткие нити в форме кругов (ягодки) и приклеить к композиции. Подождать пока работа высохнет и стряхнуть остатки нитей.

    Приклеить скрученные в форме кругов нити (ягоды)

«Ромашки» — индивидуальная работа в технике ниткографии

Материал: картон для основы, шаблон ромашек, простой карандаш, восковые мелки, шерстяные нитки белого, зелёного и жёлтых цветов, восковые мелки, клей.

Инструкция:

  1. Простым карандашом обвести силуэт ромашек по трафарету. Нарезать нити на мелкие кусочки.
  2. Контур рисунка промазать клеем, приклеить целые нити по внешней линии рисунка.

    Нанести клей на контуры и приклеить зелёную, белую и жёлтую нити, оформляя границы листьев, лепестков и серединки цветка

  3. Нанести клей на внутреннюю часть рисунка и присыпать кусочками нитей, заполняя лепестки, листочки и серединку цветков.

    Приклеить кусочки ниток соответствующего цвета на рисунок

  4. Восковыми мелками зарисовать фон.

    Восковыми мелками зарисовать фон

  5. Работа готова.

    Вот такие ромашки из ниток получились

Техника ниткописи

Ниткопись — выкладывание контуров предметов, букв, цифр из нити или рисование окрашенной нитью.

Существует два варианта рисования в технике ниткописи:

  1. Выкладывание нитью контуров различных предметов, геометрических фигур, цифр, букв, а также сюжетных рисунков на шероховатой поверхности. Материалы: бархатная бумага, фланелевая ткань и шерстяная нить.

    На бархатной бумаге дети из нитей выкладывают композицию на зимнюю тематку

  2. Используются нити, пропитанные краской, которые выкладываются между листами бумаги. Верхний лист прижимается рукой, а кончики вытягиваются, оставляя при этом на нижнем листе цветовые разводы, из которых затем создаётся изображение способом дорисовки необходимых контуров и деталей. Материалы: альбомный лист, жидкая гуашь, нити, ёмкость для краски.

    Дети создают рисунки с помощью нити, пропитанной краской

Детские работы в технике ниткописи (фотогалерея)

Изображение выложено из цветных нитей Работа в технике ниткописи Работа в технике ниткописи Работа в технике ниткописи Работа в технике ниткописи Из нитей можно создавать целые картины

«Волшебные цветы» — рисование окрашенными нитями в технике ниткописи

Материалы: нитки, акварельные краски, бумага

Инструкция:

  1. Нарезать нитки длиной до 30 см.
  2. Опустить нить в краску и дать полностью пропитаться.
  3. Разложить нить на бумаге, оставляя сухие кончики за пределами листа, прикрыть сверху вторым листом. Прижимая верхний лист одной рукой, второй рукой поочерёдно тянуть за кончики, вытягивая нить. Эта техника открывает множество вариантов для экспериментирования. Петелька выкладывается разными способами, вытягивается в одном направлении или в разных, поочерёдно за концы или за оба сразу. Нить можно покрасить одним цветом или разными, использовать дополнительно вторую нить и т. д.
  4. Получившиеся цветные разводы можно вырезать в форме лепестков и составить цветочную композицию.

Способы выкладывания прокрашенной нити (фотогалерея)

Петелька окрашена в два цвета и вытяивается в разных направлениях Петельки окрашены в три цвета Петелька сформирована из одной нити и окрашени в два цвета Рисунок, получившийся после вытягивания двух нитей разного цвета

Детские работы (фотогалерея)

Детали для аппликации вырезаны из заготовок, полученных в технике ниткописи Лепестки цветка выполнены в технике ниткописи Крылья бабочек и лепестки цветка вырезаны из узоров, нарисованных с помощью окрашенных нитей Лепестки вырезаны из заготовок, полученных в технике ниткописи Детали для аппликации окрашены цветнами нитями

«Морозные узоры на окне» — рисование окрашенной нитью в технике ниткописи

Материалы: плотный альбомный лист, шаблоны оконных рам, тонкий альбомный лист, картон для окрашивания нити, нить, краски, кисти, клей.

Инструкция:

  1. Выложить нить (типа ирис) в произвольном порядке на картон или плотную бумагу и закрасить с помощью кисти краской, оставляя сухой кончик.

    Нить выкладывается на черновик и окрашивается в синий цвет кистью

  2. Выложить окрашенную нить на лист-основу так, чтобы чистый кончик находился за пределами листа.

    Нить выкладывается на основу так, чтобы неокрашенный кончик находился за пределами листа

  3. Накрыть более тонким листом.

    Основа с окрашенной нитью накрывается более тонким листом бумаги

  4. Прижать верхний лист бумаги рукой и выдернуть кончик нити.

    Одной рукой прижимается верхний лист, а другой вытягивается нить

  5. Убрать верхний лист, на основе останутся вот такие причудливые разводы.

    На основе остаётся след от движения нити

  6. Повторить аналогичную операцию три-четыре раза, заполняя весь лист замысловатыми узорами из окрашенной нити.

    Повторить операцию три-четыре раза

  7. Можно предложить детям пофантазировать и разыскать в узорах, оставленных окрашенной нитью, образы животных или предметов.
  8. Вырезать оконную раму по шаблону (могут быть различные варианты).

    Вырезать оконную раму по шаблону

  9. Наклеить раму на основу, добавить детали.

«Одуванчики» — коллективная работа в технике ниткописи

Материалы: цветной картон для основы, шерстяные нитки, заготовки прямоугольной и квадратной формы из картона, клей, ножницы.

Инструкция:

  1. Отрезать короткую нить зелёного цвета для стебелька и длинную для формирования листочка.
  2. Нить для стебелька сложить вдвое и перекрутить.
  3. Предложить детям выбрать самостоятельно картонную заготовку (прямоугольник или квадрат) для изготовления листочка и цветка. Свой выбор дети должны обосновать, например, прямоугольник больше подходит для листочка, поскольку имеет продолговатую форму такую же, как и листочек. Намотать зелёную нить на картонный прямоугольник, делая несколько витков и закрепляя с помощью завязанных узелков. Аккуратно снять с заготовки.
  4. Намотать жёлтую нить на картонный квадрат, цветок должен быть более пышным, поэтому нить будет длиннее и понадобится сделать больше витков. Снять с заготовки и перевязать посередине. разрезать боковые стороны, распушить кончики.

    Снять моток ниток с заготовки и перевязать посередине

  5. Разрезать боковые стороны, распушить кончики.

    Разрезать боковые стороны мотка, распушить кончики

  6. Соединить стебель, лист и цветок, наметить расположение в общей композиции, затем приклеить все детали к основе.
  7. Дети самостоятельно дополняют картину дополнительными элементами (бабочка, солнышко, облака, травка), создавая образ цветочной полянки.

    Собрать цветы из деталей, дополнить композицию облаками, солнышком

«Дидактическая игра» — развивающее упражнение в технике ниткописи

Инструкция:

  1. Игру можно проводить в индивидуальном и коллективном формате по разным темам: животные, транспорт, игрушки и т. д. В игре используются готовые схемы, изображающие предметы.

    Цветные нити и готовые схемы для заданий

  2. Каждый ребёнок выкладывает изображение из нити по схеме на карточке.

    Дети выкладывают изображения предметов из нитей по схеме

  3. Вот такие индивидуальные работы получились. Работа в рамках темы «Транспорт».

    Кораблик, выложенный из нитей

  4. Работа в рамках темы «Растения в лесу».

    Дерево и гриб. выложенные из нитей

  5. Работа в рамках темы «Цветы»

    Цветы, выложенные из разноцветных нитей

Техника изонить

Изонить (нитяная графика) – создание изображения путём пересечения цветных нитей на основе. Техника напоминает вышивание и используется в работе со старшими дошкольниками как дополнительный инструмент подготовки к школе.

Материалы, оборудование и инструменты: игла с широким ушком, шило, основа с гвоздиками или дырочками, подложка из пенопласта, картон, нитки, схемы с цифрами.

Задачи:

  • познакомить с понятиями: угол, сторона, длина, окружность, хорда, середина, центр, вершина;
  • научить порядковому и количественному счёту, закрепить понятие о точке отсчёта;
  • упражнять воспитанников в пространственном мышлении и определении направлений: вверху, внизу, слева, справа;
  • обучить моделированию из геометрических фигур на плоскости, сформировать навыки составления композиций и изображений предметов;
  • научить пользоваться иглой, шилом, трафаретом, подложкой;
  • научить самостоятельно подбирать цвет.

    Дети вышивают изображение на картоне

Методика проведения занятия:

  • Занятия лучше проводить в небольших подгруппах (пять-шесть человек), для каждого ребёнка предоставить отдельное рабочее место. Столы размещаются таким образом, чтобы воспитатель и дети хорошо видели друг друга и могли свободно общаться. Обучение технике производится в подгруппах, индивидуально, в рамках занятий специального кружка.
  • Рассказать детям о новом способе создания изображения, сравнить с известными видами прикладного искусства: лепка, аппликация, оригами, объёмное конструирование из бумаги.
  • Дать возможность внимательно рассмотреть работу, выполненную в новой технике, обратить внимание детей на узор из переплетённых нитей как с лицевой (красивое расположение), так и с изнаночной стороны (стежки).
  • Рассказать, как правильно выбирать расстояния между отверстиями, протягивать нить с лицевой стороны и с оборотной.
  • Продемонстрировать оборудование и инструменты, разъяснить, какую иглу необходимо выбрать (с широким ушком), как и зачем подкладывать пенопласт, чем лучше рисовать эскиз рисунка (фломастером или карандашом), показать правила работы с шилом, обратить особое внимание на технику безопасности.
  • Показать последовательность выполнения простейших узоров и схем, объясняя каждый шаг: нанесение рисунка, размещение точек, прокол и нумерация отверстий, прочерчивание отрезков между точками, направление нити и т. д.
  • Приступить к самостоятельному выполнению самых простых рисунков, постепенно усложняя семы заданий. Воспитатель помогает подсказкой, показом, старается эмоционально поддержать похвалой и одобрением за старания, но не выполняет работу за ребёнка.

Схемы простейших узоров (фотогалерея)

Порядок вышивания узоров на основе окружности Нумерованная схема вышивания бабочки Фигура, скомбинированная из угловых узоров Последовательность прошивания

«Зонтик» — вышивание по бумаге в технике изонить

Инструкция:

  1. На изнанке цветного картона нарисовать угол. Наметить точки, число которых с обеих сторон должно быть одинаковым. Подложив лист пенопласта, коротким шилом или кнопкой-иголкой проколоть дырочки по точкам.

    На изнанке начертить угол, поставить точки и пронумеровать

  2. На лицевой стороне получим дырочки, расположенные по контуру рисунка.

    Отверстия образуют форму угла

  3. Вдеть нить в иглу и ввести с изнанки в дырочку, расположенную в нижней части угла и обозначенную цифрой 1 красного цвета.

    Вдеть нить в иглу и ввести в отверстие с цифрой 1 красного цвета с изнанки

  4. Вывести нить на лицевую сторону и ввести в точку с цифрой 7 на вершине угла.

    Ввести иглу в вершину угла

  5. С оборотной стороны ввести нить в точку с цифрой 6 синего цвета. На синей стороне угла образуется стежок.

    Ввести иглу отверстие 6 синего цвета

  6. Протянуть нить по лицевой стороне и вывести через точку с цифрой 2 красного цвета на изнаночную сторону.

    Перебросить через лицевую сторону и вывести иглу в отверстие 2 красного цвета

  7. С изнанки ввести иглу в точку с цифрой 3 красного цвета, перебросить через лицевую сторону и ввести в точку под цифрой пять синего цвета.

    Ввести иглу с изнанки в отверстие 3 синего цвета, перебросить нить по лицевой стороне и ввести иглу в отверстие 5 синего цвета

  8. С оборотной стороны ввести иглу в точку с цифрой 4 синего цвета, с лицевой стороны ввести в тоску с цифрой 4 красного цвета, ввести в точку 5 красного цвета.

    Соединить 4 синего цвета и 4 красного цвета, ввести иглу в отверстие 5 с изнанки

  9. С лицевой стороны ввести иглу в отверстие под цифрой 3 синего цвета.

    С лицевой стороны ввести иглу в точку 3 синего цвета

  10. Аналогичным образом соединить точку 2 синего цвета и точку 6 красного цвета, ввести иглу в вершину с цифрой 7.

    Соединить точку 2 синего цвета и 6 красного цвета по лицевой стороне, ввести в вершину по изнанке

  11. По лицевой стороне вывести в точку с цифрой 1 синего цвета.

    По лицевой стороне ввести иглу в отверстие 1 синего цвета

  12. Дорисовать зонтик.

    Дорисовать детали

  13. Изменив остроту угла, повторяя алгоритм прошивки, можно нарисовать домик, рыбку или грибочек.

    Изображение грибочка на основе вышитого угла

«Веточка мимозы» — вышивание по бумаге в технике изонить

Инструкция:

  1. На картоне нарисовать простым карандашом изображение веточки мимозы (заготовку делает воспитатель).

    нарисовать набросок простым карандашом

  2. Прошить веточки прямыми стежками.

    Прошить веточки прямыми стежками

  3. Цветочки прошить по схеме круга (снежинка), используя трафарет, нарисованный на изнанке изделия, последовательно соединяя цифры.

    По трафарету, нарисованному на изнанке изделия вышить цветы

  4. Трафарет для цветочков.

    Прошить, соединяя цифры по порядку

  5. Готовая работа.

    Готовое изделие

«Подарки для мамы и папы» — плетение с помощью каркаса

Материалы: квадрат фанерного листа с просверлёнными отверстиями, строительные заклёпки, шерстяные нити разного цвета, клей ПВА, тарелочка для клея

Инструкция:

  1. Налить клей в тарелочку, окунуть в клей нить так, чтобы она хорошо пропиталась.

    Налить клей в тарелку и окунуть нить к клей

  2. Накрыть основу файлом и с помощью строительных гвоздиков, которые вставляются в отверстия, сформировать контуры рисунка.
  3. Вот такой силуэт сердечка получился в итоге.

    Накрыть основу файлом и сформировать с помощью строительных гвоздиков каркас

  4. Выложить рисунок кораблика на доске, затем «надеть» на гвоздики файл.

    Выложить из строительных гвоздиков изображение корпуса корабля

  5. Отжать пропитанную нить от клея и заполнить силуэт сердечка, переплетая нить между гвоздиками.

    Отжать нить и сплести сердечко между гвоздиками

  6. Таким же образом заполнить нитями силуэт корабля.

    Сплести изображение корабля

  7. Пропитать клеем дополнительно.

    Пропитать нити клеем с помощью кисти

  8. Дождаться полного высыхания изделия.
  9. Снять заготовки с каркаса. Сердечко из переплетённых нитей.

    Дождаться полного высыхания изделия и снять с каркаса

  10. Кораблик из ниток.

    Снять с каркаса заготовку корабля

  11. Подготовить основу для открытки.

    Подготовить основу для открытки

  12. Приклеить заготовки.
  13. Вот такие оригинальные и красивые подарки для мамочек и папочек получились у детей.

    Готовые изделия

Перспективное планирование занятий по ниткографии в рамках изучения нетрадиционных техник рисования для средней и старшей групп

Средняя группа


пп
Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание Оборудование
Январь, Февраль «Капитошка» «Колобок» «Солнышко» «Помпончик» Работа с нитками Познакомить детей с новым видом деятельности и научить реализовать свои поделки. Научить детей выполнять основные приёмы заполнения геометрических фигур. Нитки, бумага, ножницы, клей.

Старшая группа (составитель Мезенцова Л. Ф.)


пп
Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание Оборудование
октябрь «Осенний пейзаж» Ниткография, тампонирование Учить детей технике рисования нитками, равномерному нанесению гуашевой краски на шерстяную нить. Развивать воображение, фантазию, воспитывать аккуратность. Альбомный лист бумаги, гуашевые краски в палитре красного, оранжевого и жёлтого цветов, шерстяная нить, ватные палочки.
декабрь «Белые снежинки» Граттаж,
ниткография
Учить детей, сочетая разные нетрадиционные техники изображения, создать образ ночного снежного неба,
Развивать у детей ориентировку на листе бумаги.
Картон, затонированный раствором чёрной гуаши с шампунью, зубочистки, белые шерстяные нитки, клей ПВА, кисточки.
февраль «Зимняя вьюга» Рисование нитками,
набрызг
Учить детей использовать в рисовании нетрадиционный способ изображения — рисование нитками — для создания эффекта вьюги, снежной метели, дополнять изображение летящего снега с помощью техники набрызга. Развивать фантазию и творческое воображение. Альбомный лист А4, Мисочка с голубой гуашевой краской, шерстяная нить, кисточка, щётка и расчёска для нанесение набрызга, салфетка. Иллюстрации или картины с изображением вьюги.
март «Красивые картинки из разноцветной нитки» Ниткография Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его контур рисунка тонкой струйкой, Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Альбомный лист с готовым фоном, простой карандаш, флакончик клея ПВА с дозированным носиком, разноцветные отрезки ниток, набор фломастеров, ножницы, салфетка, фартук.
май «Родные просторы» Ниткография Продолжать знакомить детей с особенностями работы в новой технике рисования — выкладыванием ниткой по ворсистой поверхности — ниткографией. Развивать глазомер, восприятие цвета, усидчивость. Воспитывать любовь к родному краю. «Чудесный мешочек» с набором цветных ниток (полушерстяных, шерстяных, мохеровых), лист бархатной бумаги, деревянная палочка с заострённым концом.

Создание картин с помощью нитей привлекает детей художественной эффектностью и непредсказуемостью, необычными экспериментами и неожиданными результатами, технические приёмы напоминают увлекательную игру, которая помогает раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка. Кроме того, техники ниткописи и изонити активно используются современными игровыми образовательными методиками изучения букв и цифр, а ниткография является прекрасным импульсом для развития инициативности, самостоятельности, образного мышления, навыков ручного труда, активизирует заинтересованность изобразительной деятельностью.

  • Наталья Фоминых

44 года. Высшее педагогическое образование, специальность: история и право, аспирантура. Стаж работы в высшей школе — 22 года. Сфера профессиональной деятельности — проведение лекционных и семинарских занятий, учебно-методическая и научная работа (есть научные публикации).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *