Рисунок филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка по шаблонам для рисования и из глины

Яркая и самобытная филимоновская игрушка всегда привлекает внимание. Она представляет собой прекрасный сувенир, который к тому же несет в себе определенный смысл и является своеобразным оберегом для дома и семьи. Эти фигурки делаются настоящими мастерами своего дела, строго соблюдающими старинные традиции этого ремесла. Шаблоны для рисования филимоновской игрушки можно в большом количестве найти в интернете.

Возникновение филимоновской игрушки

По разным версиям, филимоновская роспись ведет свое начало либо из XIX века, либо ее возраст куда древнее — еще из эпохи палеолита. Согласно первому варианту, в маленькой деревеньке возле городка Одоев Тульской области поселился беглый каторжник Филимон, который был не только большим мастером гончарного дела, но и отличным умельцем, изготавливавшим глиняные игрушки. Именно он стал первопроходцем в сфере расписывания глиняных игрушек.

Безусловно, его вклад в развитие искусства 19-го и последующих веков просто неоценим. И все это благодаря огромным залежам качественной синей глины. Собственно, в честь талантливого гончара населенный пункт получил название Филимоново. А практически все жители деревни с тех пор занялись народным промыслом, изготавливая красивые народные игрушки.

Вторую версию истории возникновения филимоновской игрушки подтверждают свидетельства ученых, которые нашли в одоевских местах черепки гончарных изделий, относящиеся к IX—XI вв. екам. Об этом говорят знаки и рисунки на обломках — именно такими расписаны старинные и современные игрушки из Филимоново. Также в поддержку это версии событий говорят и сюжеты: домашние животные, птицы, женщины с младенцами на руках, а также элементы — ромбы, полосы, звезды, круги. Все это было характерным для дохристианских времен.

Секреты и традиции филимоновских узоров передавались у мастеров из поколения в поколение. Расписные игрушки пережили разные периоды жизни народа: войны, голод. Лепить их начинали поздней осенью, затем предстояла сушка на русской печи, а в феврале и марте наступало лучшее время для обжига. Температура для этого должна быть примерно 950 градусов.

В старину люди выкапывали в поле большую яму, обкладывали ее кирпичами, не забывая делать и специальные подставки, на которые выставлялась посуда. Поджигали солому, выложенную по всей посуде, а после того, как солома сгорит, ждали остывания глиняных поделок и забирали их домой.

Интересно, что глина, до сушки имевшая невзрачный серый оттенок, после обжига превращалась в белую, весьма подходящую для раскрашивания. Время Великого поста знаменовалось одним из самых увлекательных этапов — росписью. Продавать свои произведения мастера могли на пасхальных ярмарках. Для многих это был один из основных видов заработка.

К началу XX века искусство чуть было не исчезло совсем — игрушек стало производиться крайне мало. Осталось всего три мастерицы, занимавшиеся филимоновской росписью. Но постепенно ремесло стало снова набирать обороты, и пик его популярности пришелся на послевоенные годы. Правительство в 60-е годы разрабатывало программы поощрения народных промыслов. Работали даже целые цеха и артели по производству игрушки.

Но, хотя игрушки и получили широкое распространение и выглядели неплохо, качественно ухудшилось.

Персонажи глиняных игрушек

Филимоновские фигурки делаются не в виде любых персонажей. Количество образов ограничено определенным кругом. Хотя от этого игрушка ничего не проигрывает — разноцветные фигурки поднимают настроение и, помимо этого, несут свою основную функцию.

Филимоновские свистульки обычно выполняются в виде:

  • женщин. Как правило, это барыня, олицетворяющая образ матери, продолжение рода и жизни на Земле. Чаще ее изображают держащей в правой руке младенца, а в левой утку;
  • животных. Медведь — сила и мужественность, а также приход весны (новая жизнь). Корова — сила духа и бодрость, достаток в доме. Олень — счастье в браке, семейное благополучие (хороший подарок на свадьбу и оберег для семьи). Конь — символ бога солнца, ему поклоняются язычники, Коза, баран и бык оберегают от злых духов;
  • птиц. Символизируют пробуждение природы, воскрешение всего живого на Земле. Обычно они изображались рядом с барышней. Уточка — основной символ воды, оберег для ребенка и первая фигурка, с которой начинается обучение лепке. Петушок хранит семейный очаг.

Сначала это был стандартный набор образов, которые воплощались в игрушках. Более поздними считаются еще несколько символических фигур:

  • любота (барыня, танцующая с солдатом);
  • солдат, держащий курицу (символизировал Ивана из сказки, поймавшего Жар-птицу);
  • солдат с лошадью, обозначавший обычную деревенскую жизнь;
  • чаепитие. Этот образ вошел в моду, когда в Туле начали изготавливать самовары.

Отличительные черты

Игрушки из Филимоново — это всегда свистульки. Так как их основным предназначением являлась защита людей от злых духов, то считалось, что отпугнуть их можно свистом. Отверстие для свистка хитрым образом делалось в хвостах животных или птиц. А если речь шла о каком-либо человеческом персонаже, то ему, как правило, в руки «давали» птицу.

Своеобразие игрушек заключалось еще и в отсутствии большого количества деталей. Для фигурок не было каких-то специальных шаблонов — они делались так, как видел их мастер. Но при этом все животные имеют стандартно вытянутое туловище. Порой отличить лошадь от барана или быка помогают лишь рога соответствующей формы.

Специальный орнамент

Узоры, которые применялись для росписи игрушек, появились из язычества. Каждый из них содержит духовную силу, защищающую человека от всего плохого в жизни. Считается, что роспись свистульки уникальна, так как орнамент каждый раз меняется. На фигурках из Филимоново обязательно присутствуют следующие узоры:

  • круг — обозначает солнце;
  • зигзаг — вода;
  • треугольник — символизирует землю;
  • росточки и елочки — знаки жизни.

Цветовая палитра игрушек тоже имеет свою специфику: каждый оттенок имеет свой смысл. В росписи применяют три основных оттенка — зеленый, малиновый и желтый. В редких случаях использовали еще фиолетовую и синюю краски. Одежду у людей, в основном, раскрашивали так: однотонная рубаха с узорами по рукавам, воротнику и поясу, а штаны у мужчин и пышная юбка у дам разрисовывались ярко и даже пестро. На лице только намечали рот и глаза.

Для раскраски животных существовал специальный стандарт: тело и шею его нужно было раскрашивать поперек, а для морды брали красный или зеленый цвет. Для раскрашивания нужны не привычные кисточки, а изготовленные из куриных, утиных или гусиных перьев.

Считается, что выполненные пером узоры получаются более яркими и аккуратными, тогда как обычная кисть может оставить ворсинки на глине.

Процесс росписи

Нужно помнить, что очередной слой на свистульку наносится только после того, как полностью высох предыдущий. Обычно расписывать начинают с желтого цвета, затем делают узоры малиновым, а уже потом завершают все зеленым цветом. Часть фигурки, где человек будет прикасаться губами, должна оставаться незакрашенной. Смешивать цвета не принято. Кисточка из куриного пера обмакивается в анилиновые краски, предварительно растертые на содержимом яйца.

Особенно таким игрушкам радуются дети. Причем больше всего их занимает процесс создания свистульки. В процессе освоения изготовления филимоновской игрушки по мастер-классу малыши не только формируют цветовое восприятие, развивают мелкую моторику, но и усваивают много новой информации о промыслах, которыми занимались наши предки.

Занятия с детьми

Филимоновская роспись в детском саду — одно из любимейших занятий. Малыши испытывают невероятный восторг, создавая глиняные фигурки под руководством воспитателей, а потом расписывая их. Иногда, если процесс лепки проблематичен, то можно заменить его раскрашиванием. Для этого нужно только обзавестись специальными заготовками.

Ведь дети также очень любят не только лепить, но и работать с шаблонами для раскрашивания филимоновской игрушки. Для этого нужно вспомнить узоры, применяемые в филимоновской росписи. Обведенную по контуру игрушку можно просто раскрасить, а впоследствии ее можно вырезать и сделать аппликацией. Только для аппликации нужно использовать более плотную, чем обычная, бумагу, так как намокнув в процессе раскрашивания, тонкая бумага может попросту раскиснуть или деформироваться.

Петух считается одним из самых простых шаблонов-раскрасок филимоновской игрушки. «Конкуренцию» ему по популярности составляет разве что лошадка.

Разрисовывая их, ребенок совершенствует свою фантазию и отлично воспринимает «параллельную» информацию — чтение стихов или художественной литературы, попутно он учится поэтапно рисовать элементарные геометрические фигуры.

Урок рисования во 2-м классе «Филимоновская игрушка»

Цель: Продолжить знакомство с народными промыслами; познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская свистулька.

Задачи:

  • Познакомить с особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).
  • Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”; познакомить с традиционным элементом филимоновской росписи – “цветком”.
  • Научить расписывать силуэты филимоновских лошадок и петушков.
  • Развивать восприятие, воображение и эмоционально-волевую сферу.
  • Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве.

Материал для учителя:

  • гуашевые краски желтого, зеленого, красного цвета;
  • кисти № 2 и № 4;
  • банка с водой;
  • мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти;
  • альбомные листы;
  • шаблоны филимоновских игрушек;
  • лотки с названием промыслов и иллюстрации изделий для игры “Ярмарка”;
  • Незнайка.

Материал для учащихся:

  • альбом;
  • гуашевые краски желтого, зеленого, красного цвета;
  • кисти № 2 и № 4;
  • банка с водой;
  • мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти.

Зрительный ряд:

  • филимоновские свистульки,
  • иллюстрации,
  • открытки.

Литературный ряд:

  • Н. Грибачев “Художник”,
  • загадки.

Музыкальный ряд:

  • Запись народных музыкальных инструментов.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Игра “Ярмарка”.
  3. Беседа “Филимоновская игрушка”.
  4. Педагогический рисунок.
  5. Практическая работа учащихся.
  6. Выставка. Подведение итогов.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие.

– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Надеюсь, что вы готовы сейчас превратиться в художников.

Стихотворение Н. Грибачева “Художник”.

– Прослушайте стихотворение “Художник”, подумайте и скажите, каким должен быть настоящий художник.

Наш Сережка как художник
Тяп да ляп – спешит всегда.
Рисовал в окошке дождик,
Получилась – борода.
Солнце толстое, как мыло,
У цыпленка три ноги,
Танк похож на крокодила,
А дома на утюги,
На кувшин без ручки – кошка,
Слон – на ящик и кровать,
И не может сам Сережка,
Кто и что тут, разобрать.

Удивляется – откуда
Хвост на шее у верблюда
И рогатая у льва
Где-то с боку голова?
Ну, а нам не в удивленье,
Тут простой на все ответ:
Нет терпенья –
Нет уменья,
Нет уменья –
Толку нет!

– Можно ли Сережку назвать Художником? (…)

– Почему? Каким должен быть художник? (…)

– Надеюсь, что вы будете внимательными, старательными, терпеливыми, аккуратными художниками. А чтобы работалось нам легко, надо приготовить все материалы, инструменты и помнить, что у каждой вещи – свое место.

Дети отгадывают загадки –проверяют и размещают нужные инструменты и материалы на парте.

Он признался ножу:
“Без работы я лежу.
Построгай меня, дружок,
Чтобы я трудиться мог”.
Если ей работу дашь,–
Зря трудился карандаш.

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы,
Дядя длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым…

2. Игра “Ярмарка”.

– Сегодня мы отправимся с вами на ярмарку, где продаются изделия самых разных народных промыслов. (Звучат народные инструменты.) Вот беда – народ собрался, шумит, галдит, а ярмарка не открывается. Что случилось? Лотки готовы. Вывески повешены. А изделия еще не разложены. Как же так? … Все понятно, расставить, разложить игрушки и посуду попросили Незнайку, а он не смог. Надо, ребята, ему помочь.

Дети по одному выходят и расставляют изделия по лоткам, объясняя свой выбор.

– Смотрите, один лоток остался пустым, а рядом ящик, надо навести порядок, достать игрушки и расставить их.

Из ящика достаются филимоновские игрушки-свистульки. Дети называют, какие фигурки видят.

3. Беседа “Филимоновская игрушка”.

– Петушок, коник, собачка, невеста с женихом, солдат, корова. Лоток заполнен, а вот и вывеска к нему – “Филимоновские игрушки”.

– Как вы думаете, из какого материала сделаны эти фигурки? (…)

– Где их впервые стали делать: в городе или в деревне? Почему вы так решили? (…)

Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушки
И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники и павлины
И солдатики – войска цвет.

– В живописном уголке Нечерноземья, в Тульской области, над речкой Упой стоит русская деревня Филимоново, в которой издавна живут гончары (уж очень много кругом красной глины): и дома здесь не деревянные, а кирпичные и крыши крыты черепицей. Да и по местному поверью основал деревню еще при Иване Грозном умелый гончар Филимон. А прославилась деревня на весь свет веселой, забавной игрушкой. Игрушку лепят красивую, но несколько странную – удлиненную.

Удлиненные пропорции фигурок объясняют свойствами местной глины. Она здесь вязкая и однородная, как тесто, так что у мастера нет необходимости лепить фигурку по частям, примазывая кусочки друг к другу. Зато пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая её поверхность, пока она не “замрет”. Так вот с каждым таким “подтягиванием” игрушка удлиняется в пропорциях.

И раскрашивают в основном тремя красками:

Рис. 1

– Какими? (Красный, зеленый и желтый.)

– И узоры не цветы и травки, а? (Полосы, елочки, снежинки – цветы.)

– По длинной-длинной шее и маленькой головке, по полосатому узору каждый сразу узнает филимоновскую игрушку.

После возрождения промысла в 60-е годы игрушка стала разнообразнее, но роспись в целом не изменилась – пишут быстро и легко, как будто в шутку.

4. Педагогический рисунок.

Рисунок выполняется на доске учителем и одновременно детьми в альбомах.

Рис. 2

  1. Желтый фон.
  2. Тонкие и толстые прямые линии – полосы.
  3. Узор из полос.
  4. “Елочки”.

Узоры демонстрируются на доске, дети зарисовывают их в альбомы.

5. Практическая работа учащихся.

Рис. 3

Дети обводят силуэт фигурки по шаблону. Один ученик рассказывает план работы. Дети раскрашивают, рисуют узоры, подражая мастерам из Филимонова.

6. Подведение итогов.

Выставка.

Рис. 4

Рис. 5

– Что нового узнали на уроке?

– Кому понравилось рисовать филимоновские игрушки?

– Кому нравится своя работа?

– Какая работа с выставки тебе больше нравится?

– Вы замечательно работали. У вас получились очень красивые работы.

История филимоновской игрушки, ее рисунки и шаблоны для рисования

Филимоновская роспись возникла в самом центре России недалеко от городка Одоев, который находится в Тульской области. Согласно существующей легенде, еще при царе Иване Грозном в том месте возникло великое ремесло — гончарство, и во владении у князя Воротынского был знаменитый гончар Филимон, в честь которого и прозвана данная роспись. Считается, что именно он смог найти качественную глину, которая потом расписывалась в превосходные филимоновские узоры или орнаменты.

История филимоновской росписи

Свое происхождение она имеет еще задолго до палеолита, так как были найдены древние гончарные черепки изделий, которые датируются именно к IX—XI вв. Более большого распространения достигла в XIX веке, потому как появились уже более качественные акриловые краски, которыми можно было пользоваться для совершенной росписи.

Созданные игрушки-свистульки с филимоновской росписью хранятся в течение длительного времени. Они пережили множество различных событий. Их все лепили и разукрашивали. Начинали мастера из Филимоново это делать поздно осенью и сушили на печках, а затем в феврале и марте их обжигали. Затем брали краски и разукрашивали их. По традиции жители деревни Филимоново игрушками торговали на организованных ярмарках в Пасху и это был один из основных их заработков.

Виды и рисунки детских филимоновских игрушек

В начале XX века данное ремесло почти что пропало, но в послевоенные годы опять начало активно развиваться, так как тогдашнее руководство страны всячески поддерживало народное искусство. Среди старинных образов из таких игрушек самыми основными являются:

  1. Филимоновская уточка — это основной символ водной среды. Использовали как оберег для малышей.
  2. Филимоновская лошадка (конь либо всадник на нем) является символом основного языческого бога Солнца — Велеса, которому все поклонялись.
  3. Филимоновский петушок являлся хранителем очага семьи.
  4. Филимоновские бык, коза, баран, олень считались оберегами от разных злых духов. Специально для этого у них были кольца на шеи.
  5. Филимоновская корова являлась символом достатка в доме.
  6. Филимоновская курочка была достатка и семейного благополучия.
  7. Филимоновская барышня — оберег огромного семейного и прекрасного счастья. Всегда изображается с маленьким младенцем именно в правой руке, а с утиной в левой. Давний прообраз единичного женщины божества — главной богини Мокошь.

Более поздними филимоновскими игрушками считаются:

  1. Танцевальная пара солдата и барышни, которые назывались прозвищем Любота.
  2. Образ Ивана, который согласно сказке словил красавицу Жар-птицу.
  3. Солдат с куркой или с конем — это символ повседневной жизни в маленькой деревушке.
  4. Образ Чаепития, посвященный самовароварению.

Характерной особенностью филимоновских игрушек является то, что при изготовлении отсутствует шаблон. Мастер просто из куска глины делает опрятную, определенную заготовку согласно традиционным параметрам.

Галерея: филимоновская игрушка (25 фото)

Значение узоров или орнаментов

Данные узоры либо же орнаменты имеют нотки языческой символики. Например, изображение двух перекрученных линий, что означает символ языческого бога Солнца. Все элементы должны напоминать неразрывающую связь природы с человеком, поэтому каждый символ что-то означает, а именно:

  1. Треугольник изображает землю.
  2. Елочки — живую растительность.
  3. Зигзаг — это вода.

Филимоновская роспись совершенно неповторима и уникальна в своем образе. Орнаменты все время изменяются. Рисунки постоянно меняют цветовую гамму. По старинным верованиям каждый узор заключает в себя сильную духовную силу, защищающую людей от любого зла.

Какие цвета нужны для создания филимоновской игрушки

Цвета — это основная деталь в филимоновской росписи. Основными являются желтый, красный, зеленый, потому что любой из них означает определенный смысл, а именно:

  1. Красный — символ земли, волшебной красоты, сила огня либо духа.
  2. Зеленый — возобновление самой жизни.
  3. Желтый — цвет величественного солнца, а также огня.

Характерная особенность филимоновской росписи — это то, что при обработке методом обжига она после приобретает идеальный белый цвет, поэтому нет необходимости ее поверх грунтовать, так как нам как раз нужна такая идеальна и белая поверхность для того, чтобы ее разукрашивать узорами.

Этапы создания филимоновской игрушки

По такому принципу можно сделать любую филимоновскую свистульку из глины. Первым делом сначала мастер игрушку желтит, для этого широкой кисточкой наносят краску на фигуру, закрашивая ее определенные части тела. Можно чередовать линии, а потом круги или наоборот. Элемент свистульки, где человек касается губами остается незакрашенным.

Вторым этапом является использование малиновой раскраски. Тонкой кисточкой нужно мастеру нанести разные узоры (елочки, треугольники, кружочки, полосы).

И последним штрихом станет озеленение игрушки. Тоже берется тоненькая кисточка и таким же образом окрашивается.

Главным инструментом этой росписи служит гусиное или же куриное перышко. Для данных изделий с филимоновской росписью необходимо применять специальную глину — синика, которую нашли в Филимоново.

Занятия по филимоновской росписи в детском садике

Для развития творческих способностей для детей будет полезными занятия по изготовлению филимоновской игрушки. Специально для ребенка можно делать ее из бумаги. Чтобы нарисовать филимоновскую игрушку, например, лошадь, сначала ищут соответствующие изображения лошадок, петушков, котов и т. д. Найти и распечатать из интернета шаблон для раскрашивания карандашом поэтапно совсем несложно. В основном в саду делают шаблон петуха, он самый простой. Знакомят деток с историей возникновения, и принципами филимоновской росписи и приступают к занятию. Для создания росписи будут нужными такие инструменты:

  1. Плакат с расписанными элементами росписи
  2. Несколько глиняных свистулек
  3. Шаблоны лошадок или петушков с нанесенным на них уже желтым цветом
  4. Палочки ватные либо кисточки
  5. Гуашь или цветные карандаши
  6. Палитра
  7. Емкость для мытья кисточек
  8. Салфетки

Благодаря таким занятиям у малыша совершенствуется фантазия, развивается мелкая моторика и сенсорная чувствительность. При занятиях можно читать стихи, художественную литературу, напевать песенки, показывать деткам картинки. Есть множество программ и курсов на тему — изучение филимоновской росписи в детском садике. Такие методы преподавания увлекут детей и большему научат. Заодно ребенок освоит культуру и традиции своего народа, а также приобретет новые навыки и научится рисовать простые элементарные геометрические элементы. А если ваш ребенок учится в школе, например, во 2 классе, и ему понадобилась презентация по филимоновской игрушке – будет полезно ознакомиться с нашей статьей.

В современном мире филимоновские игрушки делают более разнообразными, яркими и броскими. Также есть множество различных материалов, которые можно использовать вместо традиционных. Например, можно вместо глины взять гипс и т. д.

Другие виды росписи и рисования

Живопись маслом

Аквагрим

Точечная роспись

Роспись пряников

Акриловые краски

Приятного чтения!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *