Рисунок прялки 5 класс

Как нарисовать ручную прялку пошагово для детей

Мастер-класс по рисованию русской ручной прялки с пошаговыми фото для детей от 9 лет
Матвеева Светлана Николаевна, учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №9 города Ульяновска.
Описание: Данный мастер-класс предназначен для детей от 9 лет и старше, а также для педагогов, родителей и всех творческих людей.
Назначение: украшение для интерьера, подарок своими руками.
Цель: рисование русской ручной прялки.
Задачи:
— познакомить детей с историей возникновения прялок;
— учить детей рисовать набросок и красками;
— учить поэтапно выполнять работу;
— развивать мелкую моторику кистей рук, глазомер;
— развивать творческое мышление, воображение и инициативу;
— развивать чувство композиции;
— воспитывать аккуратность при выполнении работы;
— воспитывать интерес к художественному творчеству.
Отгадайте, пожалуйста, загадку: «Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали!» Что это? (Прялка).

Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Основные элементы прялки: лопасть, ножка, городки, серьги, донце.
Ещё в далёкой древности были прялки, предназначались они исключительно для женщин. В Древней Руси прялка называлась — «пряслице».
Сначала пряжу скручивали вручную, и только потом появилось веретено и прялка.

Считается, что прялку изобрели в Древнем Риме.
В 1530 году Юргенс из Брауншвейга изобрёл прялку с ножным приводом. И только в 1735 году Джон Уайт, по профессии механик, изобрёл вытяжной механизм, который состоял из двух вытяжных валиков, а в 1741 году создал механизированную прядильную машину. Его машина была слишком дорогая и громоздкая.
«В низенькой светёлке огонёк горит,
Молодая пряха у окна сидит…»

Следует отметить, что ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, как прялка. От силы народной фантазии и искусства аж дух захватывает!

В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.
А. С. Пушкин

Прялка была ценным подарком: отец дарил её дочери, жених — невесте, муж — жене.
Уж, ты прялица, ты, прялица моя,
Сослужи-ко службу верную,
Сопряди-ко нитку тонкую,
Нитку тонкую, шелковую.
Я ткачам те нитки шелковые отдам,
Нитки шелковые отдам, да прикажу,
Чтоб соткали разноцветный поясок,
Поясок такой, какой я накажу.
Я на праздник, на гулянье соберусь,
Поясочком тем шелковым подвяжусь.
Следует отметить, что многие русские народные росписи по дереву пришли к нам именно с прялок.

Прялки были двух типов: с гребнем и с лопастью.
Гребневые в основном были в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями — на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.

«На осине сижу, сквозь клену гляжу, берёзу трясу» — эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твёрдых пород, чаще всего из клёна, ну, а веретено было берёзовым.
Сегодня научимся рисовать прялку.
Материалы:
— лист бумаги формата А 4,
— карандаш,
— резинка,
— ножницы,
— акварельные краски,
— гуашь,
— кисти,
— немного манки.
Этапы работы:Берём лист бумаги формата А 4.
В центре листа рисуем лопасть прялки, она будет у нас прямоугольной формы, внизу немного закруглённой.
Далее рисуем ножку, она будет у нас прямоугольной формы, а соединение с лопастью будет круглой формы.
Затем рисуем городки, пять кругов сверху прялки, а также украшаем лопасть двумя кругами разного диаметра, над нижним кругом – три маленьких кружка.
В верхнем круге лопасти прялки рисуем цветок из сердцевины и четырёх овальных лепестков.
А нижний круг лопасти, начиная от центра, делим волнистыми линиями на равные части.
Далее начинаем работать в цвете. Фон лопасти и ножку прялки закрашиваем жёлтым цветом.
На городки аккуратно наносим краску зелёного цвета.
Далее раскрашиваем оранжевым цветом фон верхнего круга лопасти.
Наносим розовую краску на три верхних круга над нижним кругом лопасти. А также красным цветом закрашиваем внешний круг на ножке прялки.
Полезный совет или подсказка: При работе в цвете лучше не торопиться, ждать, когда высохнет краска. Убедившись, работать дальше. Оранжевым цветом закрашиваем внутренний круг на ножке прялки.
И наконец, цветок в верхнем круге лопасти раскрашиваем жёлтой краской.
Полезный совет или подсказка: Лучше выполнять работу гуашью, так как акварель легко расплывается. Если же работу выполнять акварельными красками, то следует меньше брать воды, больше краски.
Вот какие прялки у нас получились!
Наши прялки, также как и пришедшие из далёкого прошлого, имеют свои особенности, ни одна из них не повторяет другую. Кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
А завершить мастер-класс хотелось бы стихотворением Я. Смелякова.
Раскрашена розовым прялка,
Дощечка сухая темна.
Стучит деревянная прялка.
Старуха сидит у окна.
Бегут, утончаясь от бега,
В руке осторожно гудя,
За белою ниткою снега
Весенняя нитка дождя.
С неженскою гордой любовью
Она не устала сучить
И нитку, намокшую кровью,
И красного знамени нить.
Декабрь сменяется маем,
Цветы окружают жильё,
Идут наши дни, не смолкая,
Сквозь тёмные пальцы её.
Суровы глаза голубые,
Сияние молний в избе.
И ветры огромной России
Скорбят и ликуют в трубе.
Благодарю за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс «Сказочный зимний пейзаж» Мастер-класс по хохломской росписи Конспект занятия кружка по рисованию в начальной школе Увлекательные уроки рисования в начальной школе

История прялки и старинные русские прялки в фотографиях

«В низенькой светёлке огонёк горит,
Молодая пряха у окна сидит…»

Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» — так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.

Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в какой период времени года была пострижена овца и от многих других факторов. Как выполнялся весь процесс прядения? Правой рукой приводили в движение большое колесо, а левой рукой вытягивали прядь и подносили к веретену. В зависимости от угла наклона пряди к веретену происходило закручивание или наматывание пряди.

Прядением занимались женщины, а вот усовершенствование и изобретение – это было занятие мужчин. В 1530 году Юргенс из Брауншвейга изобрёл прялку с ножным приводом, при котором обе руки могли заниматься пряжей. Прялку стали называть самопрялкой. Она позволяла сделать вытягивание, скручивание и наматывание нити. Последние две операции были в какой-то степени механизированы, но всё-таки вручную приходилось делать частичное закручивание. И только в 1735 году Джон Уайт, по профессии механик, изобрёл вытяжной механизм, состоящий из двух вытяжных валиков, которые, наконец, заменили руки женщины. Но не совсем, на такой прялке можно было использовать волокна уже подготовленные, то есть частично вытянутые. В этом в дальнейшем помогла изобретённая чесальная машина. Вот тогда-то и собрал полностью механизированную прядильную машину тот же Джон Уайт. Это произошло в 1741 году. Да уж слишком громоздкая и дорогая была его машина.

Следующей прялкой стала прялка «Дженни», изобретённая Харгвисом. Назвал он её в честь любимой дочери. Всё было хорошо в этой машине, но один недостаток – вытяжка была недостаточной, и пряжа получалась слабой, – приходилось добавлять для крепости пряжи нить льна.
И как оно часто бывает в технике, так и произошло – все недостатки предыдущих прялок были учтены, а достоинства объединили в одной, – так сделал свою прядильную машину Аркрайт. Процесс прядения был полностью автоматизирован. Но и потом, проходило время – замечали снова недостатки, и снова переделывали и усовершенствовали. Да разве можно всё описать вот так просто на одной страничке всё то, что пришлось испытать самой прялке и тем, кто с любовью к труду и к технике приложил много стараний и усилий, чтобы прялка стала такой, какой мы видим сегодня.

А какие прялки сегодня? Сегодня прялки электрические, способные за одну секунду предоставить до 40 метров пряжи.

Еще из истории моды, рекомендую почитать биографию Эльзы Скиапарелли

Современные и старинные русские прялки – история прялки.
На видео можете посмотреть мастер-класс,
как использовать прялку по ее прямому назначению…

Картина панно рисунок Педагогический опыт Рисование и живопись Конструкция и декор предметов народного быта Русская прялка Акварель Бумага Гуашь Карандаш

 ← 127 из 182 Тип работы Событие Техника Материал

Поделиться:

ИЗО. 5 класс. Тема: Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка. По программе Б.М. Неменского

Рисунок прялки. Ученица 5 класса — Люба.

Все рисунки, творческие поделки ученики складывают в творческую папку (папка с файлами). Это папка Любы.

Работы Ярослава, ученика 5 класса.

Ярослав поведал на уроке очень интересную информацию: число городков указывает на количество детей в доме. Это он узнал в музее.

Домашнее задание Ярослава. (Надо было придумать образное решение рукоятей ковшей — черпаков и наливаек).

Домашнее задание Любы.

Сейчас сложно представить, сколько времени и труда нужно было затратить, чтобы соткать один аршин холста. Нитки пряли из льняных волокон, а для теплой одежды – из овечьей шерсти. Работы начинались ранней весной: сеяли семена льна, проросшие всходы в начале июня пололи, а в августе лен поспевал, и его выдергивали руками с корнем. Потом лен обмолачивали, а стебли выстилали: раскладывали в поле тонкими слоями и оставляли на всю осень. Вымоченные дождями стебли становились мягче. Затем лен высушивали, мяли, трепали. Мягкая сердцевина шла на нить.

Чтобы сделать волокно еще мягче его несколько раз прочесывали гребнями. Подготовленное таким образом волокно – кудель пряли: вытягивали и скручивали в нить. Прядение начиналось осенью и продолжалось всю зиму. Маленькие замершие окна избы пропускали мало света. Поэтому неизменным спутником пряхи была горящая лучина.

Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Чтобы приготовить себе приданное, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет. В музейных коллекциях хранятся маленькие детские прялки.

Таким образом, прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой по дереву, цветистой росписью, а иногда резьбой и росписью одновременно. В росписи удивительным образом соединились сказочность и реальность… Очень интересно, как строится композиция росписи, как связывается она с конструкцией прялки, как согласуются цвета. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Прялки были сплошные, из корневища или ствола дерева, составные, у которых столбик-стоячок вставлялся в донце.

Русские прялки разнообразны: их различают размеры, форма лопасти, ножки декоративные украшения. На белом море вырезали прялки с тонкой ножкой, напоминающие своей хрупкой формой весло; в Поволжье были распространены стройные многоярусные прялки-“башенки”. В каждой области прялки отличались своими особенностями. Сколько солнечных розеток в резном декоре прялок Русского Севера! Интересно то, что мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялок. В верхней части это разные выступы – “городки”, обозначающие путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы – “серьги” – символы восходящего и заходящего солнца; на ножке прялки изображение ночного, подземного солнца. На поверхности лопасти прялки можно увидеть изображение ромбиков или квадратов. Это символы земли, которая иногда представлена сценками из жизни людей. Древние образы продолжают жить в творениях крестьянских мастеров, повествуя о круговороте солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечном порядке и гармонии космоса.

Ах ты прялица – прялица моя,
Я не выброшу на улицу тебя.
Буду прясти, попрядывати,
По беседочкам побегивати.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *