Родственные слова примеры 2 класс

Карточки по теме «Однокоренные слова», 2 класс

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Прочитай. Вставь буквы .

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила .

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы .

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила .

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы .

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила .

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы .

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила .

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы .

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила .

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы .

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила .

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы .

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила .

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы .

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила .

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Карточки по теме » Однокоренные слова»

Проверочная работа по теме «Однокоренные слова»

Вариант 1.

Учащийся____________________________________________

1. Закончи предложение.

Однокоренными называются слова, которые________________________________

2. Укажи строчку, в которой записаны родственные( однокоренные слова)

а) конь, конкурс, коньки;

б) лес, лесенка, лесник;

в) двор, дворник, дворовый.

3.Подобрать однокоренные слова, выделить в них корень.

Соль — ________________________________________________________

Звон — ________________________________________________________

Цвет — ________________________________________________________

4.Подчеркнуть в каждой строке «лишнее» слово.

Гусь, гусиный, густой, гусыня.

Слеза, прослезился, слезинка, слезла.

Лев, левша, левый, налево.

Луг, луговой, лужа, лужок.

5. Записать от каких слов образованы данные слова. Выделить корень.

Сосняк — _____________________

грибник — ____________________

тракторист — __________________

моряк — ______________________

росинка — ____________________

6. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них корень.

Проплясали по сн_гам

Снежные метели.

Сн_гири сн_говикам

Песню просв_стели

Проверочная работа по теме «Однокоренные слова»

Вариант 2.

Учащийся____________________________________________

1. Закончи предложение.

Корень — это___________________________________________________________

2. Укажи строчку, в которой записаны родственные( однокоренные слова)

а) пол, половник, польза;

б) сад, садовод, садик;

в) ручка, ручей, ручник.

3.Подобрать однокоренные слова, выделить в них корень.

Лес — ________________________________________________________

Зима — ________________________________________________________

Море — ________________________________________________________

4.Подчеркнуть в каждой строке «лишнее» слово.

Лётчик, летать, лето, летучий.

Пятно, пятнистый, пять, пятнышко.

Горный, гора, гористый, горевать.

Аллея, алый, алеют, заалел.

5. Записать от каких слов образованы данные слова. Выделить корень.

Больница — _____________________

кормушка — ____________________

субботник — __________________

рядок — ______________________

братишка — ____________________

6. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них корень.

У засн_женной р_ки,

В снежном переулке,

Звонко носятся сн_жки

Режут лёд сн_гурки.

Индивидуальные карточки по русскому языку 2 класс

Фамилия, имя_________________________________________

Число _________________________

  1. Поставь в словах ударение, подчеркни гласную, которую нужно проверить или запомнить

Собака, силач, зеркальный, ворона, змея, город, угостить, качели, старик, рябина, стрела

  1. Напиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

С..ды — ____________ цв…ток — _________________

З…ма — ____________ к…тята — _________________

Д…ма — ­­­­­____________ б…льной -_______________

м…ря — ____________ б…льшой — _______________

  1. Исправь ошибки.

Мы чясто ходим насоседний болшой пруд лавить рыпку. Переходим его по шаткому масту. И вот мы на бирегу. На лугу у пруда растут галубые незабутки. В трафке прыгают кузнечики.

  1. Впиши слова.

Кошке подходят клички: ________________________________________________

Собаке подходят клички: ________________________________________________

  1. Напиши подходящие имена существительные.

Кто? ________________________________________________________

Что? ________________________________________________________

  1. Напиши подходящие имена прилагательные.

Улыбка (какая?)_______________________________________________

Зайчик (какой?)________________________________________________

Дерево (какое?)________________________________________________

Цветы (какие?)________________________________________________

  1. Напиши подходящие глаголы.

Художник ___________________картину.

Портниха ___________________платье.

Шофёр ___________________машину.

Фамилия, имя_________________________________________

Число _________________________

  1. Подчеркни одной чертой имена существительные, двумя – глаголы, волнистой линией имена прилагательные.

Воронята большие миксер

Синий ботинки метели

Тикают кораблик красивый

Пионы сочный макароны

Крутит уберёт щиплет

  1. Раздели текст на предложения.

Анечка ложится спать мама зажгла ночник она рассказывает Анечке сказочку про маленькую девочку у девочки были крошечные волшебные башмачки они превращались в лодочки Анечка спит мама тушит ночник

  1. Составь предложения, спиши.

Ежик, у, живёт , Маши

Ёжику, девочка, в, каши, положила, ковшик

Спешит, на, зверёк, ужин

  1. Разбери слова по составу.

Зимушка, морозный, заморозок, подснежник

  1. Запиши словарные слова на тему «школа»

  1. Выпиши из предложения словосочетания, подчеркни главные члены предложения

Маленький котёнок сладко спал на крыльце.

Фамилия, имя_________________________________________

Число _________________________

  1. Вставь пропущенные предлоги.

… угла м…ей дачи стояла кадушка … водой. Бойкий в…р…бей сел … край кадушки и стал пить.

  1. Вставь буквы

м…чта п…суда мес…ц

р…сунок к…р…ндаш м…роз

ст…лица кв…ртира д…рога

п…нал к…ньки д…журный

  1. Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова.

ду…- ______________ расска…-________________

су…-_______________ сторо…-__________________

лу…_______________ камы…-__________________

зу…-______________ арбу….-__________________

  1. Вставь пропущенные буквы.

З…ма. Дует ре…кий вет…р. На дв…ре б…льшой мя…кий сугро… . Л…тят лё…кие сн…жинки. Доро…ки покрыты пуш…стым сне…ком. Дети надели шу…ки и ша…ки и б…гут на горку.

  1. Исправь ошибки.

Рибята пошли в похот за горот. Они перешли через оврак и забрались в чящу. Вот и берик лисного озера. Поддеревьями молышы нашли слаткие яготки.

  1. Впиши в скобки вопрос.

Андрей утром отправился на прогулку в лес.

Фамилия, имя_________________________________________

Число _________________________

  1. Вставь пропущенные буквы.

На лугу к…чается высокая тр…ва. Она в р…се. Мёдом и цв…тами пахнет луг. Цв…тут с…ды. Ш…рокие п…ля похожи на пёстрые к…вры. П…ют скв…рцы и др…зды.

  1. Напиши проверочные слова, вставь пропущенные буквы.

Ска…ка-___________________

Кни…ка-__________________

Кру…ка-___________________

Ло…ка-____________________

Ча…ка-____________________

Зу…ки-____________________

  1. Исправь ошибки.

наступила зима. Замёрзли лужы. Полетели пушыстые сняжинки. запорошило снегом дарошки. У Миши и коли новые лыжы. Целый день молышы были на горке.

  1. Подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши пары слов.

На стене в большой комнате висят старинные часы.

  1. Вставь пропущенные буквы в словарные слова

вч…ра т…традь т…л…фон

з…втра с…ловей т…л…визор

с…..одня ст…лица уж…н

х…рошо …зык к…рзина

яг…да кла….. к…рова

Составь три предложения, используя словарные слова.

  1. Подчеркни имена прилагательные, укажи их число и род

Лес, лесной, сад, посадить, садовые, море, морское, праздничный, праздновать, железо, железный, берёза, берёзовая

Фамилия, имя_________________________________________

Число _________________________

  1. Распредели слова по трём столбикам.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

  1. К существительным подберите подходящие имена прилагательные.

Весна ______________________________________________

Солнце _____________________________________________

Воробьи____________________________________________

Вороны____________________________________________

  1. Подбери к именам прилагательным противоположные по смыслу прилагательные.

Медленный ___________________________

Чёрный _______________________________

Хороший______________________________

Чистый-______________________________

  1. Из данных слов составь и запиши предложения.

Зима, пришла, настоящая, вот, и.

Мороз, нос, щиплет, щёки.

Братик, меховые, надел, шапку, шубку, и.

  1. Исправь ошибки.

Халодный зимний вечер. У чюгунной печюрки чютко спит болшая сабака. Я покачиваюсь в кресле и чювствую, что хачю спат.

  1. Напиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

С…ва -____________ кр…ты-________________

Л…са ____________ дв…ры-_________________

Ш…ры___________гр…бы-___________________

Фамилия ___________________________________Число__________________

  1. Подчеркни все имена существительные.

Зал, заехал, заря

Долина, долетел, доброта

Изрубить, изба, избить

Полоса, полено, полежал, поле

  1. Найди в каждой строчке лишнее слово.

Озеро, море, облако, река, яблоко

Ветер, гром, молния, дождь, град

Весна, лето, осень, зима

  1. Подчеркни имя существительное, которое является нарицательным, одушевлённым, женского рода

На коне, о Москве, у лисы, на кровати

  1. Какое имя существительное употребляется только во множественном числе?

Перчатка, носки, каникулы, птицы

  1. На конце каких слов не пишется ь, подчеркни их.

Помощ…, циркач…,ноч…, плащ…

  1. Подбери к данным существительным синонимы.

Битва-________________, печаль-_____________, волнение-___________________

Родственные слова. Признаки родственных слов.

Урок русского языка во 2 классе.

УМК «Перспектива»

Тема урока: Однокоренные (родственные) слова. Признаки родственных слов.

Вид урока — открытие новых знаний

Тип урока – исследование.

Формирование универсальных учебных действий:

Предметные: — формировать умение разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями

Метапредметные:

Регулятивные:

— формировать у учащихся умение определять цель занятия;

Коммуникативные:

— формировать умение работать в парах

Познавательные:

способствовать формированию стремления к разрешению проблемной ситуации

Личностные:

-развитие навыков сотрудничества.

Материалы и оборудование:

мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал (листы с заданиями к уроку — на каждого ученика), наглядный материал (текстовые опоры, иллюстрации)

1.Орг. момент.

Я рада видеть всех вас на уроке русского языка. Сегодня красивый день, к нам пришли красивые гости, поэтому и урок у нас должен быть красивым и необычным.

Вы станете исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (в толковом словаре) Давайте обратимся к выдержкам из словаря Сергея Ивановича Ожегова:

» Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению»

Если мы с вами исследователи, то наш кабинет — «научная лаборатория». Исследования записываются в научных дневниках — это наши рабочие тетради. Прочитаем орфографически дату нашего исследования-27 февраля. Место исследования — классная работа. На полях выполните шкалу аккуратности.

  1. Актуализация знаний.

а) Чистописание.

Последний зимний месяц жаль-

Короткий самый он-…(ФЕВРАЛЬ).

Назовите последний звук в этом слове. Дайте характеристику. Какой буквой он обозначается на письме? Кто догадался , какую букву мы будем прописывать? Посмотрите внимательно на доску и определите закономерность: каждый раз увеличивается количество строчной буквы «л». Какое соединение отрабатываем? Запишите, соблюдая закономерность.

б ) Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней,

Пышный хвост ей пригодится-

Это рыжая …(лисица).

Это хищное животное с острой мордочкой и длинным пушистым хвостом. Говорят, она им заметает следы.

Сегодня мы знакомимся с написанием этого слова.

Прочитаем его с ударением, орфографически. Запишите с заглавной буквы в следующей строке. Сколько слогов, букв, звуков?

Подберите родственные слова (лисята, лисий, лис, лисьи). Выделите корень. Сделаем вывод: что такое корень?

Корень-это главная ОБЩАЯ часть родственных слов.

А можем ли мы лисицу, лиса, лисят назвать СЕМЬЁЙ?

  1. Самоопределение к деятельности.

-А кого считают СЕМЬЁЙ, родственниками? (Людей, у которых общие родители, общие предки)

-У нас в классе две Ани. Можно их считать родственниками? Ведь у них одинаковое имя, они учатся в одном классе?( Нет. У них разные родители, они живут в разных семьях, внешне не похожи).

-Что даёт человеку семья? (Заботу, любовь, поддержку… Семья-это самое главное в жизни человека).

— Как вы думаете, а у слов могут быть родственники? (Да). Как называются эти слова? РОДСТВЕННЫЕ

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока, нашего исследования? (Родственные слова. Признаки родственных слов)

-Чему МЫ БУДЕМ УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ В ТЕКСТЕ ? (Находить родственные слова по их признакам)

  1. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

  1. Говорят, февраль воду отпускает, а март подбирает. Как вы понимаете ЭТУ ПОСЛОВИЦУ?

У вас на столах лежат карточки. Прочитайте сказку о воде про себя. Кирилл читает вслух.

Сказка

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

— А кого мы называем чужаком? (Непохожего на других… Словарь?)

  1. — Составим список гостей — родственников Воды. Вам нужно выбрать нужную картинку, а слова будем записывать в строчку через запятую

(Начинает …..: дети ПРИКРЕПЛЯЮТ иллюстрации на доску и записывают слова в строчку, выделяя корень. Одновременно ведётся словарная работа)

«Вода» выделяем корень

«Подводник» — Кто это?

1. Это моряк, служащий в подводном флоте.

2. Это специалист по подводным работам.

«Водолаз» — Кто это?

1. Это специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме со специальным снаряжением.

2. Это сильная, хорошо плавающая собака, спасающая утопающих.

Это слово – сложное, оно состоит из двух корней.

-Кто догадался из каких? ВОД и ЛАЗ, т.е ЛАЗИТЬ ПОД ВОДОЙ, нас интересует корень ВОД, выделите его. Это слово – сложное, изучение таких слов нас ждет впереди, запомните, если вам встретится слово, которое содержит два корня, то эти два корня всегда соединены гласной буквой о или е.

«Водопад» – падение воды в реке с отвесного уступа

«Водомерка» — Кто это?

Сообщение о водомерке.

Водомерки – это водяные клопы. Небольшие (от 2 до 34 мм) насекомые с тонким вытянутым телом и длинными ногами. Быстро скользят или свободно ходят по поверхности воды (отсюда название). Водомерки часто бескрылые. Нижняя поверхность тела покрыта бархатистым пушком. Существует около 600 видов.

«Водяной»- кто это?

-сказочный персонаж, живущий в воде.

«Водоросли» -это растения, которые растут на дне водоёма.

«Водица»- уменьшительно-ласкательное название воды

«Водичка»- уменьшительно-ласкательное название воды

  1. — Чем похожи все гости? (по значению связаны со словом ВОДА )

В корне заключено основное значение родственных слов

4.Какое слово осталось? ВОДИТЕЛЬ

-запишите в следующей чистой строке с заглавной буквы

— Почему гости не сразу приметили чужака?

(В этом слове есть общая часть со словом вода).

Сейчас вы проведёте исследование в парах. Выберите родственные слова к слову ВОДИТЕЛЬ и запишите к слову ВОДИТЕЛЬ (водить, водительское, шофёр). Выделите корень.

Какое слово лишнее? Почему? Ведь шофёр тоже управляет машиной? (разные корни)

Вывод: посмотрите ВОДИТЕЛЬ не относится к родственным словам ВОДЫ, потому что слова разные по значению, а ШОФЁР не является родственным к слову ВОДИТЕЛЬ, т.к. разные корни.

Итак, какие слова мы называем родственными ?

Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются родственными или однокоренными.

Физкультминутка

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПО УЧЕБНИКУ.

а) — ОТКРОЙТЕ УЧЕБНИК НА С.43 И ПРОЧИТАЙТЕ ПРО СЕБЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ, КОТОРОЕ ДАЁТ И.И.САМОВАРОВ.

б) — как по-другому можно назвать родственные слова? (ОДНОКОРЕННЫЕ)

б) Работаем по учебнику.с.48 упр.63 (прочитайте задание).Что нужно сделать?

в)ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ. Почему не все слова выписали?

Наше исследование подошло к концу. Какие выводы мы можем сделать? Читаем вместе и вставляем пропущенные слова.

  1. РЕФЛЕКСИЯ

Выводы по исследованию: (вывести на экран)

  1. Общая часть родственных слов называется__________________.

  2. В корне заключено _____________значение всех родственных

слов.

  1. Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются_____________________.

Мало видеть слово

Надо точно знать

Какая есть у слова почва,

Как оно росло и как крепчало,

Как его значенье зазвучало.

Продолжите предложения:

  • Сегодня на уроке я научился находить…

  • Мне понравилось ..

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Наше исследование подошло к концу. За урок ребята получают следующие отметки.

!!! Поменяйтесь тетрадями, оцените аккуратность по нашей шкале.

Д/з будет творческого характера: подобрать родственные слова к слову ЧУЖАК и выделить корень.

Игра «ДА-НЕТ»

  1. Корень — это главная часть слова?

  2. Основное лексическое значение слова содержится в корне?

  3. Родственные слова близки по значению?

  4. Однокоренные и родственные слова это разные понятия

Урок русского языка во 2-м классе по теме: «Корень»

1. Минутка чистописания.

– Догадайтесь, какие слова написаны. Прочитайте:

зву… тер…итория, стр…ла, д…ска, ван…а, в…юга.

– Чем похожи слова?

(Имена сущ., ед.ч., отвечают на вопрос что?).

– Определите, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (к, р, н, е, о, ь).

– Соберите из данных букв слово, начиная с буквы к. (корень).

– Напишем слово корень без отрыва три раза.

2. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем учиться находить корень в словах и распознавать родственные слова.

– Что такое корень?

– Какие слова называются родственными?

3. Грамматическая задача.

Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ.

Родня ли Гусеница Гусю?

– Вы кто такие?
– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.
– А ты кто?
– А я ваша тетка – Гусеница.

Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.

Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала , что она родственница, значит, родственное слово”.

– Кто же прав? Почему?

(Ребята доказывают, учитель стирает с доски лишнее слово).

– Запишите родственные слова (гусь, гусыня, гусята).

– Если гусеница не родственница гусям, то какие еще однокоренные слова с корнем гус– можно подобрать?

(Ребята по очереди дописывают цепочку родственных слов: гусак, гусиный, гуськом, гусятница, гусятина).

Вывод: какие слова записали? Почему?

– Ребята, а какие родственники будут у гусеницы? (гусеничка, гусеничный).

4. Самостоятельная работа.

– Прочитайте, догадайтесь, какие слова пропущены в этом четверостишии.

– Запишите вставляя данные слова.

По узкой тропинке | гуськом
_ _ _ _ _ _ шажком | гусиное
_ _ _ _ _ _ _ войско | гусиным
Шагает _ _ _ _ _ _.

5. Работа по станциям.

1). Станция “Обгоняйка”

У нас в классе 6 команд. Кто обгонит?

Задание: придумать и записать как можно больше однокоренных слов с корнями:

1 команда – ход 4 команда – чуд

2 команда – мир 5 команда – зим

3 команда – гриб 6 команда – лист

( После выполнения задания проверяется, какая команда набрала больше баллов).

Физкультминутка.

Руки на поясе.

(Если учитель называет родственные слова – наклон направо, а если не родственные – налево).

Решать – решение.
Cтол – столовая.
Друг – товарищ.
Улица – уличный.
Вода – водитель.
Рис – рисунок.

2). Станция “Соображайка”

Как у наших у ворот
Чудо – дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное.

(На магнитной доске вырезанное дерево и 6 листочков).

– Какие слова вырастут на этом дереве от корня дождь?

(Ребята прикрепляют листочки на дерево и образуют родственные слова).

– Как понимаете, слова: дождевик, дождит, дождинка, дождевой, дождливый?

– Чем похожи эти слова?

Задание: из данных однокоренных слов выписать только слова с безударной гласной в корне.

(Ребята записывают с комментированием родственные слова в тетрадь).

– Какими словами можно проверить безударную гласную “о”?

–Теперь прочитайте запись на доске.

–Постройте предложения, выбрав из скобок подходящее по смыслу слово.

Во дворе ребята построили (снеговую, снежную) крепость.
{Cнеговой, снежной) водой поливали рассаду.

Весь день стояла (дождливая, дождевая) погода.
(Дождевые, дождливые) капли стучали по крыше дома.

3). Третья станция “Исключайка”.

– Прочитайте задание в упражнении 121.

– Что требуется? (Нужно в каждой строчке найти однокоренные слова. Выписать однокоренные слова, выделить корень).

Дети работу выполняют по вариантам: 1 вариант – 1–3 строчки, 2 вариант – 4-6 строчки.

Обобщение.

– Какие слова записали? Почему?
– Подходит ли по смыслу к родственным словам исключенное слово?
– Как называются слова одинаковые по смыслу?

4). Четвертая станция “Почемучка”

– Прочитайте задание в упражнении 123.
– Почему чайник назвали чайником?
– Найдите родственные слова.
– Выпишите родственные слова (чай, чайный, чайник).
– Почему шиповник назвали шиповником?
– Запишем родственные слова (шипы, шиповник).

6. Проверка знаний учащихся.

Тест.

Выберите правильный ответ:

  1. Корень это:
  2. а) общая часть родственных слов;
    б) общая часть слов.

  3. Родственные слова это:
  4. а) слова, которые сходны по смыслу;
    б) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

  5. В какой строчке корень выделен правильно?
  6. а) Хитрец, хитрый, хитрюга, хитрить;
    б) Хитрец, хитрый, хитрюга, хитрить.

  7. Напишите с корнем рыб:
  8. – слово, обозначающее предмет;
    – слово, обозначающее признак предмета;
    – слово, обозначающее действие предмета.

  9. Выпишите лишнее слово:
  10. Летать, лето, летчик.

7. Итог урока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *