Роль игровой деятельности в учебном процессе

Роль и значение игровых методов в учебном процессе

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Игра — естественный вид деятельности, свойственный школьникам. Интерес учащихся к играм, прилежание, с каким они участвуют в них, позволяет назвать игры серьезным занятием для учащихся.

Игра, как организованное действие в классе, вызывает напряжение эмоций и умственных усилий учащихся, предполагает принятие быстрого решения, мгновенной реакции. Каждая игра имеет свои правила, а по законам игры учащийся должен быть внимательным, подчинять свою волю игровым задачам, именно в игре они усваивают нормы поведения, общественные функции.

Помимо этого, игра помогает учащимся преодолеть робость, психологический барьер речевого общения, избавиться от страха сделать ошибку. Учащимся всегда трудно включиться в учебную деятельность. Но игра посильна всем, даже слабо подготовленным ученикам.

Всем хорошо известно, что заучить 2-3 речевых образца не представляет особого труда. Однако использовать их в различных ситуациях общения представляет определенную трудность для учащихся. В этом нам помогут игровые приемы.

Игровая активность помогает снять не только трудности морфологического и синтаксического характера, она одновременно направлена на преодоление трудностей речевого общения: помогает снять синдром ошибкобоязни, воспитывает речевую инициативу, снижает психологический барьер, то есть создает все условия для применения изучаемого материала.

В то же время, нельзя допускать, чтобы игра превратилась в самоцель, в игру-развлечение. Важно подчеркнуть, что игра служит средством интенсификации учебного процесса только тогда, когда она педагогически и методически целенаправленна, иными словами, когда она является средством обучения иностранному языку.

Учитывая особенности учебного процесса в старших классах, а также отсутствие у школьников общеучебных умений и навыков, следует, по мнению большинства методистов, делать основной упор на непроизвольное запоминание учебного материала и стержнем урока должна быть игра. Использование игр позволяет сохранить энтузиазм и работоспособность учеников на протяжении всего урока.

На старшем этапе обучения игра также должна занимать центральное место на уроке. Следует стремиться к тому, чтобы игровой элемент присутствовал на всех этапах урока и создавал общую игровую атмосферу. Именно тогда игра в ее законченном виде будет органически вписываться в общий процесс обучения. Правильно организованные игры вызывают и поддерживают у учащихся интерес к изучению иностранного языка.

Игра осуществляет несколько функций на уроке иностранного языка:

  • 1. Мотивационно-побудительную, так как она мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность учащихся.
  • 2. Обучающую, так как игра способствует приобретению знаний, а также формированию и развитию навыков владения иностранным языком в конкретной ситуации общения.
  • 3. Воспитательную, поскольку игра оказывает на личность обучаемого определенное воздействие, расширяет его кругозор и развивает мышление, творческую активность и т.д.
  • 4. Ориентирующую, так как она учит детей находить выход в конкретной ситуации и отбирать необходимые и невербальные средства общения.
  • 5. Компенсаторную, поскольку игра компенсирует отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к условиям, близким к реальной жизни.

Таким образом, использование игровых упражнений на уроках иностранного языка помогает учащимся усвоить учебный материал, дает возможность избежать перегрузки учащихся и способствует прочному усвоению материала в обстановке, максимально приближенной к естественной, создает так называемые учебно-речевые ситуации, в которых учитываются речевые навыки и умения школьников.

Но для того, чтобы игра действительно увлекала школьников и была наиболее эффективной с познавательной точки зрения, она должна быть умело организована на базе правильного отобранного материала.

Игровые технологии в ДОУ в условиях введения ФГОС

оксана непомнящая
Игровые технологии в ДОУ в условиях введения ФГОС

Игровые технологии в ДОУ в условиях введения ФГОС

«…Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть»

Эрик Берн

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?

С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Кто же виноват в этом? Конечно же,вечно спешащие взрослые: бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих странах.

Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

Необходимость использования педагогических технологий обусловленаследующими причинами:

— социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);

— образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31). С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:

• Необходимость объяснения родителям важности игры.

• Обеспечение безопасного пространства для игры (особенно касается дворовых территорий)

• Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру.

• Свободное время детей не должно быть жестко программируемым, Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.

Ему необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.

Согласно ФГОС ДОсодержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

В условиях введения ФГОСДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Игра является составной частью педагогических технологий.

Педагогическая технология, в дошкольном образовании, представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.

Ценность педагогической технологии в том,что она:

— конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;

— создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Целью игровой технологии является создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Главное не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Педагог должен быть творцом, даже если имеет дело с заимствованием, т. к. игровая технология- это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности. Игровая технология, как и любая другая технологияимеет концептуальные основы:

Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности — дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том,что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

— знания методики игровой деятельности;

— профессионального мастерства педагога при организации и руководстве различными видами игр;

— учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологииможет быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологиидолжно соответствовать требованиям:

— выбор игры — зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей — происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

— предложение игры — создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий;

— объяснение игры — кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

— игровое оборудование — должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

— организация игрового коллектива — игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

— развитие игровойситуации — основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

— окончание игры — анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Игровая технология:

— активизирует воспитанников;

— повышает познавательный интерес;

— вызывает эмоциональный подъём;

— способствует развитию творчества;

— максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

— позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Виды педагогических игр очень разнообразны.Они могут различаться:

По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;

По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

«Современные игровые технологии обучения ДОУ»

Какие современные технологии вы знаете?

«Здоровьесберегающая» технология;

«Игровая» технология»;

Технология проектной деятельности;

Информационно-коммуникативные технологии;

Личностно-ориентированные технологии;

Технология «ТРИЗ»;

Технология «Проблемного обучения»;

Технология «Марии Монтессори».

Марии Монтессорисоздала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам.Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз — «помоги мне это сделать самому».

Зайцев Николай Александрович. Пособия «Кубики Зайцева», основаны на естественной потребности любого ребенка в игре и на системности подачи материала.

Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад — это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика, ребенок начинает составлять слова.

Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Борис Павлович Никитин. Игры Никитина «Сложи узор» не только безумно нравятся детям, но и невероятно полезны для раннего развития. В процессе занятий у детей развивается воображение, мелкая моторика, активизируется творческая деятельность, ребенок учится анализировать, синтезировать, впоследствии самостоятельно изобретает новые узоры. Кроме того, малыш начинает различать понятия «маленький – большой», «низкий –высокий», запоминает основные цвета и многое другое.

ЗолтанДьенешЛогические игры с блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных и аналитических способностей детей. Ребенок разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает.

• Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики.Блоки способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а также логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов — восприятия, памяти, внимания и воображения.

•С блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.

Джордж Кюизенер. Разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.

Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира.

Достоинство игровых технологий

• игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей — внимание, восприятие, мышление, воображение;

• игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;

• происходит повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе;

• игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний.

«… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.» (А. С. Макаренко)

Литература:

Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М., 2010.

Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.

Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. — 2007 — №6.

Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.

«Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике »

МАОУ «Тунгусовская СОШ»

Инновационная разработка

Тема

«Игровая технология как средство развития познавательного интереса к математике «

учитель математики

2012г.

Проблемы, решению которых будет способствовать разработка

Уменьшается наш педаго­гический интерес к играм, которые верой и правдой всегда служили и призваны служить развитию смекалки и познава­тельных интересов детей на всех, без исключения, уровнях их возрастного развития. Ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх, случается, ста­новятся такими активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представить себе не в состоянии. Игра уже одним только своим содержанием переносит ребенка в новое изме­рение, в новое психологическое состояние. В игре они обре­тают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощен­ные и уверенные, начинают выказывать и глубину мышления.

Игровая технология — средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.

Цель разработки: Показать возможности игровой технологии для развития познавательного интереса на уроках математики

Основные задачи, решаемые внедрением разработки:

1) Повысить познавательный интерес и учебную мотивацию к математике.

2) Повысить качество знаний учащихся.

3) Развить коммуникативные способности учащихся.

Ожидаемые результаты: Использование игровой технологии для развития познавательного интереса, для повышения учебной мотивации. Предложенные сценарии игр могут использоваться полностью или частично учителями математики, учителя других учебных дисциплин могут применить на практике схему предложенных игр.

Обоснование актуальности

Математика – наука сложная, и поверхностные знания хуже, чем незнание. В городе есть школы с углубленным изучением того или иного предмета, но на селе школа одна, в которой нужно научить математике всех детей, поэтому особенно творчески приходится подходить к изложению любой темы.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Новизна исследования заключается в том, что игровая технология отличается от традиционной игры:

· ролью в учебном процессе,

· участием учащихся и учителя в игре,

· развитием личностных компетенций ученика.

Анализ методической и психолого-педагогической литерату­ры по вопросу возможности использования игровой технологии как фактора развития познавательного интереса, наблюдение за игровыми действия­ми, вводимыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяют сделать следующий вывод:

1)Игровые технологии на уроках математики — современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

2) Прежде чем включить игровую технологию в учебный процесс, необходимо определить:

· какой учебный материал целесообразно изучать с использованием игровой техноло­гии;

· для какого состава учеников следует применять;

· как увязать игру с другими способами обучения;

· как найти вре­мя в учебном плане для ее проведения;

· какую игру следует выбрать по конкретной учебной теме.

1. Этапы игровой технологии

2. Требования к игровой технологии

Игра — это форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывающая простор для личной активности и творчества, поэтому игра должна быть построена на интересе; обязателен элемент соревновательности между уча­стниками игры.

Этапы игры:

1. Предварительная подго­товка (класс разбивается на команды, домашнее задание).

2. Иг­ра.

3. Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок.

Для игровых форм урока характерно:

· моделирование определенных видов практической деятельности;

· моделирование условий, в которых протекает деятельность;

· наличие ролей, их распределение между участника­ми игры;

· различие ролевых целей участников игры и наличие общей цели у всего игрового коллектива;

· групповое или индивидуальное оценивание деятель­ности участников игры.

3. Виды игр

Игры-упражнения. Игры-путешествия. Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр-упраж­нений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определен­ные роли. Игра-соревнование. Суще­ственной особенностью игры-соревнования является нали­чие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержа­ния материала вводить в игру не просто занимательный ма­териал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

Технологии игр «Боевое плавание» (путешествие по теме «Линейная функции» 7 класс), ролевая игра на местности по станциям «Базар», «СДК», «Стройка», «Ферма», «Почта», «Поле» (итоговый урок 5 класс), «Математический кросс» (соревнование по теме «Квадратные корни» 8 класс) апробированы на практике. (Приложение 1)

Коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока: обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причём результат усвоения знаний будет тем лучше, чем чётче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участи в ней каждому ученику необходима определённая математическая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Технологии игр «Аукцион идей» (тема «Трапеция» 8 класс), «Космическое путешествие» (тема «Координатная плоскость» 6 класс), «Авторалли по городам математики» (тема «Натуральные числа» 5 класс) апробированы на практике. Этот урок опубликовано в приложение «Первое сентября» — Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Приложение 2)

Интеллектуальная игра является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие сфер личности. Участвуя в викторине, ученик проявляет стремление к самореализации (потребностно-мотивационная сфера); у него формируются навыки планирования и самоконтроля (волевая сфера); ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления (интеллектуальная сфера). Получение результатов своей деятельности с комментариями специалистов и соотношение их с результатами других участников способствует формированию у ученика адекватной самооценки и уровня притязаний (потребностно — мотивационная сфера), а также учит его брать на себя ответственность за результаты собственной работы (сфера социальных навыков).

4. Отличие традиционной игры от игровой технологии

Традиционная игра

Игровая технология

Роль игры

Вспомогательная роль: иллюстрации, стимулирование интереса, эмоционально-привлекательный фон

Учебная игра моделирует процесс реальной или имитационной ситуации, самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры и моделью социального взаимодействия, оценочную деятельность при анализе принятых решений и достигнутых результатов (в том числе и учебных).

Участие учащихся

По желанию

Обязательно для всех учащихся

Участие учителя

Учитель находится «вне игры»: наблюдатель или болельщик

Совместная игра учителя:

-одна из играющих сторон;

-ведущий, арбитр, эксперт, консультант

Процесс обучения

Абстрактная деятельность

Модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна;

процесс обучения максимально приближен к практической деятельности

Развитие способностей учащихся

Повышает интерес, внимание

Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности; повышают ин­терес, снимает утомление, развивает сообразительность, позволяют лучше запом­нить формулировки, определения, «раскрепощают» учени­ка;

Позволяют приобрести опыт:

— публичных выступлений;

— ведение дискуссий;

стратегического и тактического поведения личности и команды в меняющихся условиях.

5. Методы исследования

Я предлагаю для выявления познавательного интереса детей применять методики, разработанные на кафедре педагогики Томского государственного педагогического университета (Приложение 3)

Перспективы дальнейшего развития разработки

Используя игровую технологию на уроках математики, передо мной открылись перспективы дальнейшего его развития: разработка и использование межпредметных игр: математика и русский язык, математика и география.

Уровень проработанности разработки

Разработка находится на этапе анализа. Опыт работы по использованию игровой технологии на уроках математики обобщен на межшкольном МО учителей математики и физики, а также представлен опыт на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок».

Разработки: «Авторалли по городам математики» — 5 класс, Проектная работа «Предметная неделя, как одна из форм внеклассной работы»

Приложение 1

Схема игры на местности

На каждой станции вручается задание.

Задание выполняется и сдается на проверку контролеру

(роль контролера играет родитель).

Примерные станции:

· «Школа»,

· «Поле»,

· «Базар»,

· «Строитель»,

· «Почта»,

· «Ферма»

Схема игры

«Боевое плавание»

· Обследование района плавания

· Работа с навигационными приборами

· Плавание в открытом море:

обнаружить и уничтожить суда условного противника

· Повышение своей боеготовности

· Боевая задача решена — подведение итогов

Приложение 2

Схема игры

«Авторалли по городам математики»

· Разделение класса на экипажи

· Выбор капитана

· Выбор машины

· Проверка местности

· Гонка по пересеченной местности

· ТО/техническое обслуживание/

· Марафон

· Пьедестал – подведение итогов

Схема игры

«Космическое путешествие»

· Выбор транспорта путешествия

· Обнаружить по координатам планеты внеземной цивилизации

· Определить деятельность жителей планеты

· Радиограмма – зашифрованный рисунок «Мы скучаем по дому»

· Мягкая посадка – пожелание успеха

Игра на местности.

На каждой станции вручается задание.

Задание выполняется и отдается на проверку контролеру (роль контролера играет родитель).

Победит тот, кто меньше времени потратит и больше балов наберет.

Название станции

Задание

Станция «Школа»

Старт.

Станция «Поле»

Какова средняя урожайность картофеля (в ц с га) на данном участке, если на нем было собрано 120 ведер картофеля?

Станция «Базар»

1. Отмерьте 5 локтей веревки. Сколько это метров? За локоть платили алтын. Сколько это копеек?

2. Имеется мешок муки весом 3 пуда. Сколько нужно заплатить за муку, если 1 кг. муки стоит 4 рубля?

3. Имеется фунт гвоздей. Подсчитайте, какова масса каждого гвоздя?

Справка:

1 локоть = 45 см.

1 пуд = 16 кг.

1 фунт = 400 г.

1 алтын = 3 коп.

1 полушка = ¼ коп.

Станция «Строитель»

1. Сколько нужно линолеума для СДК ширина 2 м.?

Станция «Почта»

· Пользуясь микрокалькулятором, выполните расчёты, заполнив реестр приходов и расходов почтового отделения.

· 2. Узнайте, какие операции нужно проделать при пересылке письма из Суркино в Пермь и подсчитайте стоимость этого почтового отправления.

Станция «Ферма»

1. Вычислить живой вес коровы (в кг) по формуле m=РL/50,

где Р – обхват туловища за лопатками (в см)

L – расстояние от передней лопатки до корня хвоста (в см.)

Станция «Школа»

Финиш.

Приложение 3

Методы исследования выявления познавательного интереса детей

Методика № 1: выявления мотивов учебной деятельности детей

Подчеркните, пожалуйста, мнение, наиболее соответствующие Вашему:

Учусь потому, что на уроках интересно;

Учусь потому, что заставляют родители;

Учусь потому, что хочу больше знать;

Учусь потому, чтобы потом хорошо работать;

Учусь, чтобы доставить радость родителям;

Учусь потому, что в наше время нельзя быть незнающим;

Учусь потому, что нравится учитель.

Следует учитывать, что анализ мотивов позволяет выявить некоторые причины и неудач в учебе, связанных с системой отношений. Воспитание положительных мотивов учебной деятельности тесно связано с нормализацией социально-психологического климата в классном коллективе. Теперь нужно обратиться к

анализу учебных интересов ученика, для этого применяется следующая методика

МЕТОДИКА № 2: анализ интересов и направленности ребенка

1. Интерес к профессии:

Какие профессии тебе кажутся привлекательными Какую профессию собираешься выбрать в будущем Кто сформировал у тебя интерес к этой профессии (подчеркнуть: радио, телевидение, книги, учителя, встречи со специалистами, родители) Чем привлекает тебя эта специальность (имею способности к ней, перспективная специальность, хорошо оплачивается, интересная, увлекательная) В какой мере ты уверен, что осуществишь мечту (абсолютно уверен, надеюсь, что удастся, сомневаюсь, что удастся, уверен, что не удастся)

2. Любимые занятия (интереснее всего):

Что делать Во что играть Что читать В чем помогать Что посещать О чем говорить Что наблюдать

8. Что у тебя получается лучше всего
3. Интересы научные и технические:

Любимые учебные предметы Любые области науки Привлекательны области техники Самые интересные ученые Самые интересные изобретатели Выдающиеся изобретения

7. В какой области науки или техники занимаешься сам
4. Эстетические интересы:

Любимый писатель, его произведения Любимый художник, его произведения Любимый композитор, его произведения Любимый скульптор, его произведения Любимое место в твоем городе Какой областью искусства занимаешься сам

5. Участие в кружках: .

предметных технических научных литературных художественных музыкальных спортивных в каких олимпиадах принимал участие в каких конкурсах участвовал какие призы и награды за это имеешь

МЕТОДИКА № 3: определения уровня познавательных интересов

1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии

а) связаны очень тесно

б) связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией
деятельности

в) не связаны

2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется ли научной литературой, работает ли со словарем и т. д.

а) постоянно

б) иногда
в) очень редко

3. Ставит ли перед собой задачи, выполнение которых невозможно в один присест и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев

а) большинство занятий подчинено этому принципу

б) ставит такие задачи, но редко выполняет

в) не ставит долговременных задач

4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «черную»,
неинтересную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении задач)

а) делает всегда столько, сколько нужно

б) делает периодически

в) не любит выполнять неинтересную для него работу

5. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время
интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом

а) всегда, когда это нужно

б) только изредка
в) не способен

В результате анкетирования исследователь должен придти к выводу о наличии или отсутствии нравственной позиции школьника в отношении к учению. Для контроля следует обратиться к мнению учеников, попросив их реально оценить свои учебные достижения. Можно задать следующие вопросы: удовлетворен ли ты своей учебой? Можешь ли ты учиться лучше? Ждешь ли ты помощи или улучшаешь успеваемость сам? Соответствуют ли оценку твоим действительным знаниям?

Изучая интересы и направленность ученика, рекомендуется обратиться к методике, которая позволяет получить зрительную информацию для определения программы с учеником, а также может быть использована школьниками для самооценки. Методика содержит пять разделов, из которых может изучаться постепенно и анализироваться.

МЕТОДИКА № 4: анализа положительных сторон личности и деятельности

ребенка

1. Успеваемость по предметам:

Русский язык

литература

и т. д.

по любому предмету

2. Интеллектуальная активность:

по учебным дисциплинам

технике

в искусстве

в спорте
3. Трудовая активность:

в школе

дома

в летний период
4. Общественная активность, связанная
с выполнением поручения:

в школе

вне школы

дома
5. Способности:

к учебной деятельности

к технике, физическому труду

к искусству

к спорту

6. Дисциплинированность:

в школе

дома

вне школы и дома

7. Ответственность:

в учебных делах

в труде и общественных делах

в отношениях с учителями, товарищами,
родителями

МЕТОДИКА № 5: выявление доминирующего мотива учения

На уроке ученикам предлагается самостоятельно выполнить по выбору задания, различающиеся по:

    сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная); практической или теоретической направленности познавательной деятельности; характеру выполнения заданий (индивидуальное или групповое).
    Например. На уроке математики ученикам можно предложить следующие задания:

1) Сколько ударов сделают часы в течение суток, если они отбивают целые часы и каждые полчаса?

2) При свободном падении тела проходит в первую секунду 4,9 м, а каждую следующую на 9,8 м больше. Найдите глубину шахть1, если свободно падающее тело достигло ее дна через 5 с после падения.

3) Найдите сумму двенадцати членов геометрической прогрессии 1; 2;…

Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора учеником того или иного задания:

желание испытать себя; желание узнать свои возможности в данном предмете; интерес к предмету; желание как можно больше узнать из данной области науки; полезно, может пригодиться в будущей профессии; этот предмет необходим для дальнейшего образования уверенность в успехе по данному предмету; легко учиться; желание преодолеть трудности; интересно общаться с товарищами; желание иметь авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в данном учебном коллективе; нравится учитель; желание быть знающим и образованным человеком; желание быть готовым к самостоятельной жизни; желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества чтобы не ругали родители, учителя, это неприятно

Результаты обследования необходимо занести в таблицу, выделив доминирующий мотив по оценке самого ученика.

Ф. И.ученика

Показатели мотивации

915 16

Доминирующий мотив

+ +

+ +

Все названные мотивы учения необходимо распределить по основным 8 направлениям, что позволит судить о значимости для ученика выбираемых заданий:

1.Самоопределение 5,14,15

2. Познавательные 3,4

3. Узкопрактические 5,6

4. Саморазвитие 1,2,9

5. Общение с учителем 12

6. Общение со сверстниками 10

7. Самоутверждение 7,11,13

8. Избежание неприятностей 8,16

Выбор учениками мотивов отражает их разный подход к получению знаний по конкретном предмету и связан с интересами и целями ученика в настоящем или будущем, жизненными планами, сложившимися ценностями. Анализ мотивов выбранных учеником, позволит распределить учащихся на три группы. В первую группу необходимо включить учеников, воспринимающих учебу с позиции настоящего, необходимого. Во вторую группу нужно включить учеников придерживающихся к мнению, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова. В третью группу включаются учащиеся, подчиняющие свои учебные интересы только целям будущего, воспринимающих учебу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограниченную и «вынужденную» ценность.

Выбор мотивов самоутверждения связан с желанием ученика изменить мнение, оценку о себе со стороны учителя, сверстников. Здесь очень важно знать какой ценой, какими средствами ученик хочет этого добиться: за счет большого напряженной умственной работы, больших затрат времени, своих волевых усилий или за счет списывания у товарищей, «выбиванием» оценки, юмором и шуткой на уроке, своей оригинальностью или другими приемами.

Познавательная мотивация учащихся, как правило, характеризуется направленностью на самообразование по данному учебному предмету. В этом случае ученик придает большое значение содержательной стороне преподавания, а, следовательно, и личности учителя, общения с ним.

Мотивы общения со сверстниками связаны с общими эмоционально-интеллектуальным фоном в учебном коллективе и престижностью знаний знающего ученика. Выбор этих мотивов являются в классе показателем внутриколлективных интересов учеников, связанных с познавательной сферой деятельности.

Используемая литература

1. . Математика 5-8 классы. Игровые технологии на уроках.-2006, Волгоград: «Учитель»

2. . Математика 5-11. Интеллектуальные марафоны, турниры, бои.-2004, «Первое сентября»

3. Нестандартные уроки 5-11 классы-2007, Волгоград: «Учитель»

4. . Занимательные дидактические материалы по математике-2008,М.: «Глобус»

Методическая разработка по теме «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»

наталья киреева
Методическая разработка по теме «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»

Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

Слово «технология»происходит от греческого слова: «techne» — искусство, мастерство, умение и «logos» — наука, закон. Дословно «технология» — наука о мастерстве.

Какая технология расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни? (ИГРОВАЯ) (слайд 2)

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этих проблем является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:

— для освоения образовательной темы или содержания изучаемого материала;

— в качестве НОД или его части

— как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность. (слайд 3)

Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Место и роль применения игр в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр. (слайд 4)

1)В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности:на физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические.

2) По характеру педагогического процессавыделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, занимательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, и др.

3) Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетно-ролевые (творческие, интеллектуальные игры, игры с готовыми правилами (дидактические, подвижные). Хочу остановить своё внимание на группе игр по характеру игровой методики:

4). По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

5). По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Рассмотрим группы игр по характеру игровой методики:

I группа предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

Например игра «Чудесный мешочек»Цель: уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, дети овладевают сенсорными эталонами.

«Времена года»Цель: систематизировать знания детей о явлениях неживой природы.

«Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же листик»Цель: помочь различать предметы по качествам и свойствам, развивать наблюдательность. И др. игры.

II группа игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Среди авторов современных педагогических технологий

выделяется: Технология организации сюжетно-ролевой игры Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой.

Сюжетно-ролевая игра включает в себя сюжет игры, содержание, роль.

Сюжет- сфера деятельности, которая воспроизводится детьми, и представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

3. Содержание- то, что отражается ребенком в качестве цельного и характерного момента деятельности и отношений между взрослым и их бытовой, трудовой, общественной жизни.

4. Роль- средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Коротковой,игры развиваются в следующей последовательности:

— младший возраст – ролевая игра (игра-диалог) ;

-средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;

-старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра- драматизация)

Н. Я.Михайленко выделяет следующие принципы организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам — взрослому или сверстнику.

Игра не появляется у ребёнка сама собой, а формируется у него стихийно, или целенаправленно. Ребёнок поэтапно овладевает всё более сложными способами построения игры,в следующей последовательности:

1. Предметно-действенный способ построения игры.

От одного года до 2,5 лет.

Это может начинаться, как только ребёнок овладел рядом простых практических действий, освоил назначение бытовых предметов (ложкой едят, расческой причесываются).

2. Ролевой способ построения игры.

От 3 лет до 5 лет.

Приход к ролевому поведению в игре связан с возможностями ребёнка соотносить, сравнивать свои действия с действиями других людей, с развитием речи.

Ролевое поведение как способ построения игры можно формировать, начиная с 2,5- 3 лет.

3. Сюжетосложение. Возраст от 5 лет может быть выделен как условная граница перехода к формированию сюжетосложения — способа построения игры.

В нашей группе мы выделили игровые центры, в которых дети разворачивают любые сюжетно – ролевые игры. Организуя игру, я стараюсь занять позицию включённого партнёра: прошу ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.

Игра должна развёртываться особым образом, так, чтобы для ребёнка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развёртывания интересного сюжета.Это возможно при соблюдении двух условий:

1. использование многоперсонажных сюжетов с определённой ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

2. отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей)в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Состав игры при этом принимает вид «куста»:

Приведём примеры нескольких конкретных «кустов»ролей:

Если для использования в игре реалистической тематики нам педагогам придётся подумать о том, как построить возможный «куст» ролей, то сказочные сюжеты уже имеют такую ролевую структуру (главный герой сказки обычно последовательно взаимодействует с остальными персонажами); они также могут быть использованы как основа для игры с детьми. Игры по мотивам сказочных сюжетов целесообразно развёртывать с детьми, у которых менее развито ролевое поведение, они чувствуют себя в такой игре более уверенно.

Рассмотрим формирование «куста ролей» на конкретных примерах.

Педагог приглашает педагогов для демонстрации примера:

— Миша, давай с тобой играть. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофером? А я — пассажир. Давай, будто на красный свет поехали, а нас милиционер остановил?

Педагог

— Я теперь буду полицейским.

Педагог проверяет права,спрашивает:

— Куда едете?

Педагог проверяет неисправность машины.Дальше он предлагает шоферу:

— Давай рядом с твоей машиной ехала ещё одна машина – грузовик. Я теперь — шофер грузовика. Моя машина вдруг сломалась. Я тебе сигналю, чтобы ты остановился и помог починить.

Педагог благодарит педагогов за помощь.

Сколько ролей имеет этот «куст» сюжетной игры?

Педагог: Как мы видим, сюжет развёртывается постепенно. В первом событии в игре взаимодействуют шофёр и пассажир, во втором — шофёр и полицейский, в третьем – шофёр и шофёр другой машины.

У ребёнка могут возникнуть собственные предложения в ходе игры -необходимо их принять. Ребёнок может отвергнуть полицейского, а предложить съездить на заправку, на работу к маме, в магазин и т. д.

Педагог:Однако переключение детей на речевое взаимодействие в игре можно сделать ещё более отчётливым, используя особые методические приёмы. Одним из них является создание чисто «разговорной» ситуации с помощью очень простых игрушек — телефонов. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор».

Например:

Приглашаю педагогов- немножко по играть. Игра может строится на основе уже известных детям сюжетов с парными взаимодополнительными ролями («дочки — матери», «больница», «магазин» и т. п.). Первоначально, чтобы помочь детям включиться в «телефонные разговоры», воспитатель распределяет роли следующим образом: себе берёт основную роль (например, «доктора», а детям предлагает одинаковые дополнительные роли («пациентов»).

Выбрав спокойное место и расположившись так, чтобы все участники были обращены лицом друг к другу (за столиками или на ковре кружочком, педагог вводит смысловую ситуацию и предлагает роли двоим, вовлечённым в игру педагогам-детям: «Давайте поиграем в телефон. Здесь как будто ваши дома. У каждой телефон. А это мой телефон. Это у меня больница. Я доктор. А вы как будто заболели. Давайте, вы мне звонили, вызывали врача. Дзинь. У меня телефон звонит. Алле! Это доктор у телефона. Кто мне звонит?. Больная девочка? Что у тебя болит?»

Педагог развертывает ролевой диалог с одним педагогом-ребёнком (выясняет характер болезни, предлагает больной прийти в больницу или, наоборот, обещает приехать к ней домой и т. п.,а затем переходит к взаимодействию со вторым участником: «Опять у меня телефон звонит. Дзинь. Это доктор слушает. Кто мне звонит? Еще больная?» Диалог со вторым ребёнком-«пациентом» строится аналогичным образом, но взрослый несколько изменяет содержание своих вопросов, реплик, отталкиваясь от инициативных ролевых высказываний ребёнка.

Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры —совместным сюжетосложением.

Сюжетосложение включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнёров-сверстников: обозначать для них (пояснять, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры.

Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к всёболее сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок.Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.

Характер игры-придумывания воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности:

1. Совместное «вспоминание» (пересказ известной сказки).

2. Частичное преобразование известной сказки. Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, его задачи (искомого объекта, волшебного средства. В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в придумываемую сказку, по сравнению с известной. Для этого целесообразно предлагать начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы.

3. Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов.

Немного поиграем: приглашаю 3-4 педагогов- помощников для демонстрации примера, предлагает их сесть в круг,начинает сказку:

У Емели была сестра, и родители попросили отвезти её в детский сад….

Педагоги-дети продолжают начатый сюжет.

Например, Но Емеля не знал, где находится детский сад. Емеля попросил друга найти детский сад. Они вместе отправились в дорогу. По дороге Емеля предложил зайти в магазин, чтобы купить сестре конфетку. Вместе они смогли отыскать детский сад, забрать сестрёнку и угостить её вкусной конфеткой.

Педагог приглашает педагогов для демонстрации примера:

-Я буду волк, а ты — Красная Шапочка (я повстречал тебя в лесу.)

Игра проводится по сказке. Можно предложить, будто волк и Красная Шапочка отправились к бабушке вместе с волком…и т. д.

Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности дошкольников, их свободной фантазией.

Совместную сюжетную (творческую) игру с детьми я организовываю в отрезки времени, отведенные режимом для свободных занятий детей. Наиболее удобным является время перед полдником и после него, когда дети находятся в помещении групповой комнаты. Организовав самостоятельную деятельность всех детей группы на доступном для них уровне (предоставив детям предметы для манипулирования, сюжетные игрушки, материалы для конструирования, уделяли время для игры с тем или иным ребенком или парами детей, преследуя цели формирования у них игровых умений.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей это игры с готовыми правилами (обычно и называемые дидактическими). С дошкольниками могут быть использованы: игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т. е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило,включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт детей. Но приобретение опыта требует большого времени. Чтобы обеспечить «приобретение такого опыта», важно научить детей самостоятельно тренировать это умение.Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т. д. Дидактические игры вызывают у дошкольника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ребенка, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ребенку.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ребенка. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т. д. Составление программ таких игр забота каждого педагога.

Д/И «Найди дружочка»

Говорят на вкус и цвет

Что друзей на свете нет

Мы игрушки разберём

И товарищей найдём.

Разбирайте игрушки, пока музыка звучит – вы двигаетесь; музыка останавливается – слушаете внимательно задание.

1. Ты на цвет свой посмотри

И пару себе найди.

2. Ты на форму посмотри

И пару себе найди.

IV группа игр,интеллектуальных игр: игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т. д. Данные важная составная часть образовательной работы познавательного характера.

Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Мы с вами сейчас поиграем в интеллектуальную игру:

«Заморочки из бочки

Вопросы:

1. Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть дети младшего и среднего возраста? (В младшей группе дети играют в: «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Магазин», «Автобус», «Пароход», в средней группе добавляются «Кукольный театр», «Столовая».)

2. Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? («Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Библиотека», «Мы строители», «Космонавты», «Военные»)

3. Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер? (это умение ребенка действовать в воображаемом плане, что ведет к построению воображаемой ситуации; это умение ребенка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).

4. Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры? (соответствующая предметно-развивающая предметно-игровая среда; определенные знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности; совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога; создание игровой ситуации).

5. Это воспроизводится сфера деятельности, которая детьми, представляющий собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. (Сюжет)

6. Это то, что воспроизводится ребенком в качестве цельного и характерного момента деятельности и отношений между взрослым и их бытовой, трудовой, общественной жизни.

Игровые технологии в ДОУ

Игровые технологии в детском саду.В Большом энциклопедическом словаре понятие игры изложено следующим образом: «Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям». Таким образом, игра как отраженная модель поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем включает в себя различные сценарии жизни, в которых заложены основы саморазвития и самовыражения.Выделяют следующие функции игры:
• социокультурная (игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, так и стихийные процессы, влияющие на формирование ребенка);
• межнациональная коммуникация (игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни);
• самореализация ребенка в игре (игра позволяет с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой – выявить недостаточность опыта);
• коммуникативная (любое игровое общество — коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное качество коммуникативных связей);
• диагностическая (игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека);
• игротерапевтическая (игра может быть и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими, в учении);
• коррекционная (игра закрепляет приобретенные способности как внеситуативные);
• развлекательная (игра – единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое им в игре, уникально).
Таким образом, игра — это особый вид деятельности, так как во-первых, в ходе игровой деятельности личность упражняется и развивается, во-вторых, игра дает возможность каждому дошкольнику приблизится к миру взрослых в некоторой степени подготовленным, овладевая познавательной, трудовой, спортивной и др. деятельностями, в-третьих, игра самый демократичный вид деятельности, в которой равенство гарантируется ролевым распределением.В условиях образовательно-воспитательного процесса игра приводит к ряду методических выводов: в любой игре присутствуют правила игры, в каждом определенном правиле заключается цель, а так же элементы импровизации при выборе оптимального варианта действий в жестких условиях.
Поэтому при подготовке любого типа игры необходимо учитывать ряд обязательных требований:
— предъявлены четкие инструкции над конкретным видом работы;
— определены критерии оценки всех видов работ;
— созданы команды участников игры;
— продуманы призы и награждения для победителей.
Немаловажную функцию в ходе организации игровой деятельности выполняет воспитатель. В период проведения игры воспитателю необходимо в совершенстве владеть следующими коммуникативными операциями:
— умением задавать неожиданные вопросы и делать вид, что эти вопросы звучат случайно;
— подготовить предположительные ответы на случайные вопросы;
— умением читать истинный смысл поведения детей по «лишним» движениям и жестам;
Таким образом, рассмотрев кратко игровые технологии в образовательно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения, можно сформулировать следующее:
— результат игровой деятельности является не целью, а средством обучения и формирования личностных качеств играющих;
— в игре заключена возможность удовлетворения в воображаемой деятельности неосознанных или подсознательных влечений и потребностей ребенка;
— игра позволяет приобрести внутреннюю свободу;
— соотношение импровизации, свободы поведения воспитуемого и правил, регламентирующих действия участников игровой деятельности – это диалектическое единство, оно не нарушается и создает у дошкольников ощущение естественности и непринужденности своего поведения в учебных ситуациях. Теория игровых технологии в детском саду
Что такое технология?
Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Виды педагогических технологий
• «Здоровьесберегающая» технология
• Технология «ТРИЗ»
• Технология «Проблемного обучения»
• Технология «Марии Монтессори».
• «Игровая» технология и др.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
• Концептуальность
• Системность
• Управляемость
• Эффективность
• Воспроизводимость
Концептуальность — опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
— логикой процесса,
— взаимосвязью его частей,
— целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, (технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
• Концептуальная часть – это научная база технологии, психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
• Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
• Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям.
«Игровая технология», кроме выше перечисленных критериев, должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.
Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.
Игра — одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.
Таким образом, игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Функции игры
• развлекательная (это основная функция игры — развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
• коммуникативная: освоение диалектики общения;
• самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
• игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
• диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
• функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
• межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
• функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Четыре главные черты присущие игре
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Структура игры как деятельности –
• Целеполагание,
• планирование,
• реализация цели,
• анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Структура игры как процесс –
• роли, взятые на себя играющими;
• игровые действия как средство реализации этих ролей;
• игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
• реальные отношения между играющими;
• сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игра как метод обучения
• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
• как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Типология педагогических игр по характеру игровой методике
предметные,
сюжетные,
ролевые,
деловые,
имитационные
игры-драматизации
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различны ми средствами передвижения.
Специфика игровой технологии
Игровая среда:
игры с предметами
без предметов,
настольные,
комнатные,
уличные,
на местности,
компьютерные
с ТСО,
с различными средствами передвижения.
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.
Литература
1. Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», М. 2006.
2. Н.Е. Щуркова «Практикум по педагогической технологии», М. 2001.
3. Шмаков С.А. «Игры учащихся – феномен культуры», – М.: Новая школа, 1999.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра на уроках английского языка, 3 классРазвитие творческих способностей детей в игреИгровые технологии в детском садуИгры для детей дошкольного возраста. Фунции, компоненты, виды

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *