Роль образования в процессе социализации человека

Роль образования в процессе социализации человека

Образование как общественное явление. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

Образование, как понятие, представляется в определенной степени сложным и многогранным. Под определением понятия «образование» подразумевается не только систематический и целенаправленный процесс, но и результат усвоения личностью знаний, умений и навыков. А также, на основании этого, формирование познавательных процессов, индивидуального мировоззрения, формирование ума и чувственных ощущений.

Образованным считается тот человек, который имеет представление об общих принципах и методах, определяющих общий подход к рассмотрению фактов и явлений. Это такой человек, который может иметь достаточно высокий уровень способностей и иметь навык применения изученного на практике.

Структура образования, как и обучения, в данном случае представляет собой триединый процесс, состоящий из:

1) усвоения опыта;

2) воспитания качеств поведения;

3) физического и умственного развития.

В педагогической практике распространены три различных подхода к трактовке содержания образования в связи с соответствием их основной цели создания творческой и самостоятельно мыслящей личности.

Одна трактовка содержания образования представляет образование в качестве адаптированных основ различных наук, которые изучаются в школе.

Эта концепция упускает из вида становление человека как личности и стремление его к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе.

В данном случае человек представлен в качестве фактора производства.

Другой подход представляет содержание образования как сочетание знаний, умений и навыков, обязательно усвоенное школьниками.

Это определение не дает анализа содержания человеческой культуры и не раскрывает содержания знаний и умений. Имеется в виду, что приобретение знаний и умений даст возможность человеку сообразно действовать в обществе.

Третья концепция представляет собой педагогически-адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте. В этом подходе заключено наличие творческого и эмоционального начала в опыте деятельности и отношений, кроме уже имеющихся знаний, что также предполагает наличие опыта выполнения различных видов деятельности.


Итак, содержание общего образования представляет собой,

с одной стороны, важное условие учебно-познавательной деятельности школьников (поскольку выражает настоящие и будущие потребности общества),

с другой стороны, это инструментарий осуществления человеком данной деятельности, а значит, он предполагает содержание личностных потребностей учащихся в обучении.

Основными источниками изучения содержания образования являются культура или социальный опыт, которые, однако, не определяют содержание образования. В данном случае необходимо найти наиболее конкретные источники, определяющие это содержание. Источники, которыми являются наука, производство, общественные отношения, и формируют принципы выбора информации, т. е. принципы построения содержания в определенную структуру, и виды деятельности человека (познавательная, практическая, коммуникативная, художественная). При комплектовании содержания обучающего методического материала из вышеперечисленных источников учитываются требования: исторические, духовные, культурные, нравственные, психологические и др. В зависимости от этих требований изменяется содержание социального опыта.

Наконец, при определении содержания образования необходимо учитывать особенности индивидуального развитияличности и ее интересов. В этой связи в содержание образования включаются кроме обязательных дисциплин и учебные предметы для свободного выбора. Такой подход позволяет углубленно познавать и развивать профессиональные интересы учащихся.

Требования к содержанию образования выдвигает не только общество, имеющее способность изменяться под влиянием развития производства, науки и техники, потребностей, но и граждане.

В связи с этим в педагогике сформированы такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение.

Обязательная задача государства состоит в том, чтобы определить соответствующий государственный стандарт в образовании, соответствующий обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе, и обеспечить необходимый уровень его усвоения. Критерием определения содержания школьного образования служат общие принципы, выступающие в качестве инструментария учебного материала в учебных дисциплинах. Конечно, в содержание образования должны быть включены основы всех наук, которые формируют современную естественнонаучную и социальную окружающую среду.

Основы наук в данном случае представляют собой сочетание основных базовых понятий, законов, теорий, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы. Все, что имеет общеобразовательное значение, включается в содержание образования. Это те явления, которые имеют значение для многих сфер деятельности, также логика развития основных знаний, логика при изложении информации о теориях, процессах и их механизмах, логика принципов действий. В содержании образования должна быть раскрыта область практического применения теоретических знаний, должны быть включены методологические знания для сознательного усвоения и развития научного мышления. Кроме того, в содержание образования включаются основные и нерешенные социальные и научные проблемы, важные для индивидуального развития.

Важно заметить, что все вышеизложенные принципы можно разделить на три вида.

1. Соответствие содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества.

2. Анализ содержания обучения при определении содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает наличие всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана.

3. Сохранение единства содержания образования на разных этапах его развития, исходя из личностного становления школьника.

Данные принципы являются определяющими ориентирами того, что следует, а что не следует включать в состав содержания образования.

Роль образования в процессе социализации человека

Социализацию личности в современной педагогике можно рассматривать на всех возрастных уровнях с двух позиций. Во-первых, изучая процесс воспитания (принципы, содержание, формы и методы), во-вторых, исследуя общество и определяя его воспитательные возможности в качестве положительных влияний на человека.

При изучении роли образования в процессе социализации представляется возможным выделить два подхода: социологический подход – со стороны общества, и психологический – со стороны личности. В первом случае средствами социализации являются системы общества, воздействующие на своих членов. Отсюда социологический подход к социализации в качестве средств влияния использует воздействие общества на личность. Психологический подход социализации указывает на то, каким образом происходит переход общественного во внутренние структуры индивида.

Изучая проблему социализации, формирование личности предлагается рассматривать в связи с влиянием индивидуальных особенностей человека и среды обитания.

Различные изменения в обществе могут повлиять на человека как положительно, так и отрицательно, способность достичь успеха зависит от возможности человека приспособиться к новым условиям. Так как человек не может быть заранее подготовлен к разнообразным изменениям, с которыми ему предстоит столкнуться, он должен уметь находиться и ориентироваться в системе усвоения суммы различных ожиданий.

Чем прочнее впитались социальные ценности, опыт, связи, тем насыщеннее индивидуальная жизнь человека. Чтобы представить особенности социализации на каждом возрастном этапе, необходимо определить влияние личности на общество и влияние на личность со стороны общества.

В практике работы образовательных учреждений социализация всегда относительна. Выделяются причины этой относительности.

1. Учет индивидуальных особенностей не только каждого слушателя, но и группы учащихся, имеющих одинаковые особенности.

2. Учет тех особенностей личности, которые важны с точки зрения учения.

3. Учет свойств личности, которые важны именно для данного учащегося.

Необходимо обратить внимание на то, что возникают определенные трудности, с которыми сталкивается личность при разрешении различных жизненных проблем. Иногда появляется желание отказаться от использования известных путей решения задачи и обратиться непосредственно к своему опыту.

Следует отметить, что особенности развития зрелой личности представляют интерес в связи с учетом влияния социализации и индивидуализации личности. Важной отличительной чертой этого процесса становится обращенность его в глубинные процессы, происходящие с человеком, т. е. зрелость представляется в качестве эпизода наполнения жизни смыслом, что означает единение, слияние процессов социализации и индивидуализации в единый процесс развития личности.

Значительную роль в этом процессе взаимодействия социализации и индивидуализации имеет образование. Его роль отличительна, значительна и заметна. Восприятие личностью окружающего мира, в котором она развивается, формируется под влиянием следующих потоков информации.

1. Окружающие социальные условия.

2. Знания, нормы, требования, усвоенные в процессе обучения и воспитания.

Та информация, которую общество осознанно и планомерно направляет человеку, не может сформировать убеждения, систему мировоззрения личности. Только в результате сочетания усвоенных знаний с наблюдениями и практикой межличностных отношений формируется сознание человека. Этот процесс является важным и необходимым условием превращения знаний в убеждения и привычки поведения. Важно отметить, что процесс формирования убеждений тесно связан со всей практической деятельностью человека. Данный факт, что процесс не является чисто интеллектуальным, совершенно не уменьшает значение и роль образования.

Таким образом, можно отметить, что существуют различные многогранные трактовки и исследования вопросов соотношения и взаимовлияния социализации общества и индивидуализации личности в таких науках, как педагогика, психология и социология. Но наиболее перспективной и эффективной представляется направление изучения развития индивида в сочетании и при взаимном влиянии индивидуальных особенностей человека и социальной среды. В итоге определяется максимальная индивидуализация знания.

Таким образом, роль образования в процессе социализации человека:

1) определяется осознанием индивидом окружающего мира, природного и социального;

2) создается под влиянием окружающих социальных условий;

3) определяется результатом усвоенных знаний, норм.

3. Исторический характер образования и важнейшие этапы его развития

Содержание образования носит исторический характер, так как обусловливается целями образования на определенном этапе становления общества. Такой исторический характер определяет изменение содержания образования под влиянием изменений условий жизни, производства и уровня развития научного знания. Также могут оказывать определенное влияние социальные факторы. Например, привилегированная часть общества всегда стремится присвоить себе господство над знаниями. Остальная часть общества получает только необходимые для повседневной жизни и практической деятельности знания.

Содержание образования является одним из основополагающих условий формирования и развития личности.

В педагогической науке существуют различные подходы к пониманию содержания образования. Для традиционной педагогики определяющим являются знания, поэтому под содержанием образования понимается сочетание знаний, умений и навыков и определенная степень развития познания. При таком подходе за основу принимаются знания, отражающие духовное богатство общества, поэтому данный подход имеет безусловное значение. Однако он заслоняет собой самого человека.

Поэтому в последнее время все более становится значимым личностно-ориентированный подход к определению сути содержания образования. Личностно-ориентированный подход определяет содержание образования как систему знаний, умений и навыков, усвоение которой может обеспечить формирование развития личности. Итак, в данном случае ценностью являются не оторванные от человека знания, а сам человек.

Что же необходимо молодому человеку для того, чтобы комфортно чувствовать себя в новых условиях жизни? Какая роль может быть отведена школе, какой должна быть школа в XXI в.?

В любом обществе система образования обязана обеспечить решение основных задач социально-экономического и культурного развития страны, так как именно система образования (школа, вуз) готовят личность к практической и эффективной деятельности. Поэтому значение школы как начального базового этапа образования очень важно. Особенно важна способность школы быстро и мобильно откликаться на предложения общества, при этом сохраняя накопленный положительный опыт.

В книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С. Шлехти, подчеркивает, что на вопрос «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно».

Разумеется, этого достаточно трудно достигнуть, гораздо проще научить человека чтению, письму, счету. Учитывая, что человек по своей природе любознателен, настоящий педагог старается выявить это стремление к знаниям и показать, как можно получать удовольствие от самого процесса обучения.

Образование является «лицом» общества. Известные педагоги указывают на значение образования как эффективной реорганизующей силы общества. Указывается также, что, чтобы избежать кризиса, необходимы основательные изменения в сознании и поведении людей.

Функция современного образования состоит в том, чтобы изменить внутренний мир личности, постоянно формировать морально-нравственные качества, повысить культурный и профессиональный уровень человека. Общественная роль образования состоит в том, чтобы влиять на постепенное развитие различного рода течений в социуме, чтобы подготовить молодых людей к решению возможных задач современности.

В России в XVIII в. высшее образование зарождалось в условиях централизованной государственной власти. Все виды высших учебных заведений содержались на государственные средства, и их имущество принадлежало государству, поэтому они являлись государственными учреждениями.

Отвечая основным целям государства в то время, эти учебные заведения имели цель – усиление военной и экономической мощи России. При Петре I обучение в вузах определялось как государева служба: студент получал определенные денежные средства, а за невыполнение своих учебных обязанностей подвергался взысканиям. Значение образования в это время состояло в том, чтобы научить обучающихся только профессиональным навыкам; науки изучались тогда, когда усвоение профессиональных навыков требовало конкретных знаний.

Поэтому российская государственная власть очень сдержанно относилась к развитию высшего образования, считающегося источником западноевропейского свободомыслия и демократии. А в демократии авторитарное российское государство не нуждалось.

Именно по этой причине в первом российском университете, созданном при Петербургской академии наук в 1724 г. указом Петра I, до 1753 г. состоялся лишь один выпуск. А в 1766 г. университет был закрыт.

Московский университет, открытый на основании указа Елизаветы в 1755 г., явился положительным примером и удачной попыткой организации культурного и научного центра. Основой программы университета, которую составил М. В. Ломоносов, являлся трехлетний общеобразовательный курс для студентов всех факультетов, который состоял из таких наук, как математика, физика, философия, экономические, исторические, словесные науки. По окончании такого подготовительного курса существовало еще четырехлетнее обучение по профилирующим дисциплинам на каждом факультете. В российских университетах не только не было богословских факультетов, но и даже не преподавалось богословие, что существенно отличало российское высшее образование от западноевропейских университетов, основателем которых являлась церковь.

Но непопулярность в российском обществе высшего образования предопределяла университету достаточно непростое положение. Екатерина II, которая пыталась разобраться в этой проблеме, направила запрос в профессуру университета в 1765 г. В своем ответе профессора университета определили причины трудной ситуации и назвали следующие: дефицит денежных средств и зависимость от государства. Профессора, в свою очередь, предлагали меры, которые должны были помочь устранить причины упадка, а именно: ввести выборы деканов, ректора, предоставить власть в университете выборному совету, а также улучшить материальное положение профессоров. В отношении студентов было внесено условие не отрывать до окончания обучения студентов и не призывать на военную службу.

В XIX в. университетское образование приобретает социальный статус как важнейший этап подготовки чиновничества. Тогда был введен государственный экзамен на чин.

Независимо от государственного устройства любое общество вместе с задачами производства и воспроизводства решает и задачу образования своих членов. Именно с этой целью государство формирует систему образования, представляющую собой систему образовательных учреждений различного уровня: системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования. Иначе говоря, под образовательной системой понимается комплекс институтов образования. Одним из основных таких институтов образования считаются образовательные учреждения, которые обеспечивают функции и решают задачи воспитания и обучения. По принадлежности к организационно-правовым формам собственности все образовательные учреждения делятся на государственные, муниципальные, негосударственные (частные, общественные и религиозные). В России считаются образовательными учреждениями следующие типы учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования); специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Одним из главных элементов формирования и развития личности является содержание образования. Содержанием образования считают сочетание знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, определенный уровень развития познавательных навыков и практической деятельности, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы.

Цель современного содержания образования – это формирование и развитие тех качеств человеческой личности, которые необходимы для присоединения к социальнозначимой деятельности. Данная цель содержания образования определяет отношение к знаниям, умениям и навыкам как к способам достижения развития разносторонней личности.

В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что «государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений», (Закон РФ «Об образовании», ст. 1, п. 5). Поэтому можно выделить три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный в государственном стандарте общего среднего образования. Федеральный компонент – это нормативы, необходимые для обеспечения единства педагогического пространства России.

Национально-региональный компонент – это нормативы, определенные конкретными регионами и учреждениями образования в области родного языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки и т. д.

Школьный компонент содержания образования – это нормативы отдельного образовательного учреждения.

Рассмотрев вопросы сущности образования, проблему исторического характера образования и важнейшие этапы его развития, можно приступить к изучению основного элемента образования – педагогического процесса.

Комментарии 0

В обыденной речи мы часто употребляем такое понятие, как личность. В широком плане личность является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желёз, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное измерение личности обуславливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство психологов считает, что личность – это прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих стиль мышления данного человека, строй его чувств и поведения.

В основе личности лежит её структура: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции и потребности. Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир – других людей, обстоятельства жизни и т.п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и потребности (мотивы, интересы, убеждения, стремления, желания, ценностные ориентации) – это, соответственно, переживания людей и движущая сила поведения человека – ядро личности.

Термин личность (persona) взят из греческого языка, где обозначал маску, а позже – роль артиста. Поэтому представление о личности невозможно без представления о роли социального фактора развития.

Таким образом, личность — это результат активного взаимодействия со средой, в процессе которого человек приобретает личностные качества.

Итак, личностью не рождаются, личностью становятся.

Развитая личность:

1. Обладает развитым самосознанием (осознание, оценка человеком себя, своего места в мире). Субъективно, для человека, личность выступает как его Я — «образ Я» (то, каким себя рисует человек в каждый отдельный момент), «Я-концепция» (система представлений о себе, обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний; итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях различных ситуаций, а также через мнения других людей и сопоставления себя с ними. Будучи выработанной, она избирательно допускает в свои границы новые факты, т.е. установившаяся «Я-концепция» формирует своеобразную контрольно-пропускную инстанцию для истолкования вновь поступающих данных, касающихся самого себя).

Способна управлять самой собой, своими психическими процессами (саморегуляция), своими деятельностью и поведением и отвечать за свои действия и поступки (самоконтроль).

2. Представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости её поведения, в закономерности её поступков. Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных ситуациях довольно вариативно.

В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения (темперамент, задатки — врождённые анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей), личность менее устойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам, к изменяющимся социальным условиям. Один и тот же человек в различные периоды времени и в разном окружении проявляет разные стороны личности, живёт и действует как бы на различных уровнях своих возможностей. Но в главном деле своей жизни, в самых важных отношениях и чувствах, в поступках, которые требуют сложные обстоятельства, — он проявляет свою сущность.

Когда мы хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, мы должны ответить на три вопроса: 1. Чего он хочет? (что для него привлекательно, к чему он стремится) Это вопрос о направленности личности (потребностях, интересах, установках, мотивации, идеалах); 2. Что он может? (каковы его интеллектуальные способности); 3. Что он есть? (как реализует свои возможности) Это вопрос о характере или устойчивых стержневых свойствах личности (темперамент).

Все эти стороны личности взаимосвязаны. Так, интерес направляет деятельность, в этой деятельности достигаются определённые успехи и развиваются способности, кроме того, усиливается исходная мотивация, появляется чувство компетентности, что влечёт за собой повышение самооценки и уверенности в своих силах.

3. Таким образом, личность представляет собой единое целое.

Единство личности присуще и ребёнку. Но, поскольку на протяжении многих возрастных периодов детства личность находится на стадии становления, ещё только формируется, это качество не проявляется так отчётливо. Особенно противоречив и непоследователен подросток, для которого характерна личностная нестабильность.

До 6-7 лет ребёнок действует непроизвольно, импульсивно. У него возникла какая-то потребность, он пытается её удовлетворить первым попавшимся способом, не задумываясь над тем, а нельзя ли удовлетворить её по-другому, лучше. Возникло какое-то смутное желание, он куда-то побежал, что-то делает, через несколько минут он может бросить начатое дело и заняться совершенно другим, а о первом деле он уже забыл.

А вот уже после 6-7 лет ребёнок начинает чётко осознавать свои потребности и желания, он уже способен решать, какую из потребностей следует удовлетворить в первую очередь, а какие потребности могут подождать, какое возникшее желание вообще не следует осуществлять, так как оно может принести лишь вред себе и другим. Он учится управлять собой, своим поведением, своими психическими процессами и действиями. Это и означает, что он начинает развиваться как личность. В процессе формирования личности у ребёнка начинают развиваться воля, внимание становится произвольным. На этой основе формируется характер, познавательные способности. Ребёнок учится управлять своими эмоциями, чувствами, которые начинает осознавать.

В этот период очень важно формировать у ребёнка понимание добра и зла, нравственных начал, правильное и разумное поведение в обществе, среди взрослых и своих сверстников.

Во всех возрастах ярко выражены межиндивидуальные различия. Когда говорят «индивидуальность», имеют в виду как раз то, чем данный человек отличается от других. Нет двух одинаковых детей, даже среди близнецов. Тем не менее многих детей что-то объединяет (одни очень общительны, другие замкнуты, третьи крайне чувствительны, ранимы). Объединяя детей или взрослых людей в группы по каким-либо общим для них существенным особенностям, подчёркивают индивидуально-типические различия: дети с ЗПР, подростки с акцентуациями характера, с делинквентным (противоправным) поведением, с девиантным поведением (социально неодобряемым – преступность и уголовно ненаказуемым (непротивоправным) аморальным поведением: употребление алкоголя и наркотиков, распущенность в сфере сексуальных отношений и др.), дети с высокой тревожностью, с невротическими реакциями, одарённые дети. Это всё варианты нормального развития, иногда – крайние варианты нормы или пограничные состояния. Все они характеризуются специфическими личностными особенностями – особой мотивацией, самосознанием, чертами характера и поэтому своеобразным поведением. При каждом варианте развития у детей возникают свои школьные проблемы

Ребёнок, рождаясь, имеет огромные потенциальные возможности. Его личность можно охарактеризовать пятью основными потенциалами (они играют роль и задают направление процессу воспитания личности):

  1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ — те способности, которые обеспечивают продуктивность познавательной деятельности. Определяется объёмом и количеством информации, которой располагает ученик.
  2. МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ – определяется приобретаемыми нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Реализуется в мировоззрении.
  3. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ — определяется умениями и навыками, способностью к действию. Реализуется в деятельности и общении.
  4. КОММУНИКАТИВНЫЙ – определяется общительностью, характером и прочностью контактов с другими людьми. Выражается в разнообразии социальных ролей, которые играет личность.
  5. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ – определяется содержанием и интенсивностью потребностей в прекрасном. Реализуется в творчестве и в «потреблении» произведений искусств.

Понятие «информационная социализация»

Обобщая результаты исследований 2010—2014-х гг., можно заключить, что к определению понятия информационной социализации ученые подходят с разных позиций и его необходимо отличать от содержания таких понятий, как информационная культура, информационное пространство, информационные поля, источники информации, интернет-коммуникации, СМИ.

Информационная социализация — это социализация человека под воздействием нового социального института — информационного пространства, под которым понимают процесс усвоения индивидом из информационного пространства образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

По мнению Т. Д. Марцинковской, информационное пространство шире пространства интернет-коммуникации, причем отношение к информации, разным информационным полям (источникам), в том числе и к Интернету, связаны с многообразными психологическими проблемами, такими как специфическое формирование идентичности, трудности в коммуникации, в построении адекватных форм поведения.

Татьяна Давидовна Марцинковская (р. 1951) — современный психолог, доктор психологических наук, профессор. Совместно с М. Г. Ярошсвским является продолжателем историко-генетической традиции в отечественной психологии. Исследователь проблемы социализации, в том числе информационной, психологии личности.

Наиболее известные работы: «Детская практическая психология» (2000), «История возрастной психологии» (12004), «Психология развития» (ред.-сост., 2005), «Социализация подростков и молодежи в разных институтах социализации и различных социокультурных условиях» (2011), «Феноменология современного детства» (ред., 2013).

В рамках проблемы информационного пространства большое значение имеет межпоколенная трансмиссия. Межпоколенная трансмиссия в мегаполисах существенно отличается по скорости, содержанию и форме от регионов, а также имеет различия среди возрастных групп (чем моложе люди, тем большее влияние на них оказывает Интернет, а чем старше — телевидение). Например, результаты исследований, проведенных под руководством Марцинковской, показывают, что подростки не доверяют телевизионной информации, многим сообщениям и советам старших, которые не совпадают с содержанием информации из Интернета. Поэтому нарушение межпоколенной трансмиссии очень часто происходит из-за несовпадения информационных предпочтений. В итоге информационное пространство формирует информационные предпочтения и влияет на социализацию детей.

Межпоколенная трансмиссия — это механизм, с помощью которого этническая группа или семья «передает себя по наследству», прежде всего детям. Благодаря данной трансмиссии (ее иногда называют вертикальной) культурные ценности, умения, верования и т.и. передаются от родителей к детям.

Информационное пространство тесно связано с развитием понятия «информационная социализация», но не идентично ему, поскольку современная культура является изначально информационной. При этом можно вслед за Н. Винером рассматривать информацию как один из способов организации, структурирования образа мира, что накладывает особую ответственность на носителей информации и способы ее подачи новым поколениям.

В настоящее время существует два подхода к исследованию информационной социализации: внешний — изучающий прежде всего виды и способы подачи информации, и внутренний — изучающий главным образом, как перерабатывается, присваивается информация и к каким последствиям в структуре и поведении личности она приводит. Большинство исследований информационной социализации проведено на детях подросткового возраста, так как данная возрастная группа быстрее всех реагирует на появление нового социального института. Кроме того, информационное пространство нельзя назвать универсальным, а его влияние — линейным (прямым). Скорее, это процесс взаимодействия, когда представления СМИ строятся относительно присутствующих в обществе систем ценностей или настроений, в свою очередь, утверждая эти ценности в качестве доминирующих и распространяя их на более широкий круг людей. Во взаимодействии с этим влиянием подростки присваивают субъективно выбираемые нормы и ценности. Так, СМИ оказывают серьезное влияние на гендерную социализацию подростков. Взрослеющие юноши и девушки формируют свой полоролевой опыт, ориентируясь на послания СМИ1.

Анна Михайловна Прихожан (1946—2015) — современный российский психолог, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования, профессор. Сфера научных интересов — психология личности, психология развития, психология эмоций, практическая психология. Внесла существенный вклад в психологию развития личности, детскую психологию, проводя исследования в области развития Я-концепции, тревожности и т.д.

Наиболее значимые работы: «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика» (2000), «Психология сиротства» (2-е изд., 2005), «Психология неудачника: тренинг уверенности в себе» (1997).

По мнению А. М. Прихожан, определяющим и значение, и сложности, возникающие в процессе изучения информационной социализации, является факт расширения представлений о мире и его границах. Поэтому для полноценной картины недостаточно только личных знаний и (или) знаний близких, важна более структурированная, масштабная и объективная информация .

Роль школы в социализации ребенка

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает умеющего жить в социуме члена общества.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Или быть может потому что так решило наше правительство? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества.

Несмотря на распространенное мнение, что роль школы, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, некоторые факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные учебные заведения по-прежнему занимают одну из ведущих позиций.

Что это за факторы? Давайте вместе их рассмотрим, но для начала разберемся с тем, что такое социализация.

Что такое социализация личности

Социализация личности — это многогранный процесс, включающий в себя как педагогические (воспитание и самовоспитание), так и социальные (объективные условия жизнедеятельности, различные социальные институты) воздействия, отражающиеся во взглядах и проявляющиеся в поведении личности. Они взаимосвязаны между собой и выступают в совокупности, обеспечивая как непосредственное, так и опосредованное влияние на личность ребенка.

Социализация — это процесс и результат усвоения и воспроизведения личностью социального и культурного опыта, присущего для данного общества, социальной общности, группы (то есть, усвоения и воспроизводства ценностей, норм, образцов поведения). Социализация человека может успешно изучаться только при условии объединения усилий многих наук — философии, истории, психологии, антропологии, культурологии, социологии, педагогики.

Школа, как институт социализации

Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.

Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизма социализация, в следствии чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления:

  • социально-психологическое — неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).
  • социально-педагогическое — усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.

Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.

Проблемы школьной социализации

Одновременно с признанием школы, как одного из значимых инструментов социализации детей, специалисты констатируют тот факт, что школьная социализация сегодня имеет явную проблему. А именно, современные подходы к социализации личности в школе опираются преимущественно на теоретически-просветительском аспекте, исключая из жизни школьника активное социальное воздействие извне.

Пути решения этой проблемы специалисты видят в:

  • постепенном внедрении в систему работы учебных заведений психолого-педагогического проектирования социального развития личности,
  • стимулировании социально-коммуникативной активности школьников,
  • создании единой системы воспитательных воздействий семьи и школы.

Помимо этого, чтобы вклад учебного заведения в социализации молодого поколения был действенным и влиятельным, необходимо внедрять новейшие социальные программы в теорию и практику социального воспитания молодежи. Поэтому формирование социальной зрелости личности в условиях современного образовательного пространства является одной из наиболее актуальных проблем педагогической науки.

Социализация личности школьника в ходе образовательного процесса

Социализация личности школьника в ходе образовательного процесса

Социализация человека и ее факторы

Социализация личности протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее влияющих на развитие человека. Эти условия принято называть факторами. Ученые выделяют различные группы факторов социализации личности.

Например:

И. Бронфенбреннер выделяет четыре группы таких факторов, вли­яющих на социализацию человека. К ним относятся:

— микросреда — это то, что непосредственно окружает человека с самого рождения и оказывает наиболее существенное влияние на его развитие;

— мезосистема — складывающиеся вза­имоотношения между различными жизненными областями, опреде­ляющими и существенно влияющими навоспитание: школа, семья, улица;

— экзосистема — это общественные институты, органы власти, административные учреждения;

— макросистема — это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологичес­кие позиции, господствующие в обществе.

А.В. Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социализа­цию человека. К ним относятся:

— макрофакторы — космос, планета, мир;

— мезофакторы — этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации;

— микрофакторы — ин­ституты социализации.

Особое место принадлежит личностным, средовым и воспитательным факторам.

Личностные факторы характеризуются потенциалами и состояни­ем человека, средовые факторы характеризуют нетипичные для данного человека ус­ловия, влияющие на его способность проявлять естественную актив­ность. Воспитательные факторы характеризуют результат или осо­бенности воспитательной деятельности.

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе социализации человек усваивает накопленный социальный опыт в различных сферах жизнедеятельнос­ти, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные со­циальные роли.

Социальная роль — это поддерживание человеком определенного социального статуса в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцией.

На социализацию человека значительное влияние оказывают на­следственные и врожденные особенности, факторы среды, личная роль в саморазвитии, самосовершенствовании.

Человек выступает как объект и субъект социализации. Как объ­екту, ему принадлежит значительная роль в процессе усвоения соци­ального опыта для развития и саморазвития.

Условия, обу­словливающие социализацию личности на различных возрастных эта­пах, — это игра, учение, общение, профессиональная деятельность.

Важная роль социализации человека отводится образовательным учреждениям. Дети должны быть: социально защищенными, нравственно стойкими, социально — закаленными, против всякого рода соблазна, имеющие знания на уровне современной науки и техники, физически и психически здоровы, а главное, иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора поведения, профессии, партнеров, ценностей.

Решить проблему социализации можно только в объединении усилий семьи, школы и общественных институтов.

Ведущими факторамив этой деятельности должны быть:

1. Общественная жизнь образовательной организации – деятельность различных детских объединений в рамках учебного заведения, клубная, кружковая деятельность, взаимодействие детей, педагогов, родителей в процессе подготовки и реализации событий.

2. Сотрудничество – отношения, возникшие в процессе совместной деятельности взрослых и детей, становящиеся основой развития всех участников деятельности.

3. Проектные площадки – структурные компоненты образовательной системы, где реализуются конкретные инновационные проекты, направленные на социализацию личности.

4. Открытая образовательная среда, как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Это целостное пространство развития личности ребенка для освоения им открытого мира культуры в процессе сотрудничества школы с другими социальными институтами, образовательными системами, педагогическими культурами.

5. Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах. Социальное самоопределение человека – это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего.

Социализация учащихся как компонент реализации ФГОС

Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение родногоязыка, социальных ценностей, норм, установок, образцов поведения, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, воспроизводство личностью социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

В условиях введения ФГОС особенно актуальной является проблема социализациишкольников. В школьном возрасте происходит ряд психофизических изменений в развитии ребенка; меняются ведущий вид деятельности; социальная группа, в которую входит ребенок; сущность позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя. Без учета этих изменений невозможно объективно оценить обоснованность социальных требований, предъявляемых кшкольникам современным обществом, соответствие этих требований реальному уровню их развития, определить основные направления социализации школьников.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственноепредставление о человеке.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации школьников.

Социализация в школе начинается смладших школьников и продолжается до окончания школы. Задача школы — создать все необходимые условия для успешной социализации учащихся.Для этого педагоги должны четко знать и понимать, что нужно дать ученику для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать.

В соответствии с ФГОС, социализация подразумевает:

  • в области формирования личностной культуры:
  • в области формирования социальной культуры:
  • в области формирования семейной культуры:

— формирование способности к духовному развитию, реализацию творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

— укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

— формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле,

— формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

— принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— формирование основ российской гражданской идентичности;

— пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

— формирование патриотизма и гражданской солидарности;

— развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

— формирование отношения к семье как к основе российского общества;

— формирование почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи воспитания и социализации обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учетом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей.

К базовым условиям успешности социализации ребёнка в условиях внедрения ФГОС относится следующие:

— состояние психического здоровья детей;

— наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);

— создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

— обеспечение тесного взаимодействия педагогов и родителей;

— организация психолого-педагогического мониторинга динамики показателей здоровья, воспитания и развития детей;

— построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Результаты подобного процесса можно представить в трёх уровнях:

Первый уровень результатов – приобретение ребенком социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения результатов данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами своей школы, среди других, часто незнакомых людей, которые не обязательно положительно к нему настроены, подросток действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем.

Чтобы процесс социализации личности школьника был успешен, необходимо в ходе организации образовательного процесса придерживаться принципов социально-ориентированного образования:

— гуманистическая направленность обучения и воспитания – переход к субъект-субъектным отношениям между преподавателем и обучающимися; уважение каждого обучающегося, отношение к нему как к субъекту собственного развития;

— природосообразность – обучение и воспитание с учётом природы ребят, их индивидуальных, биологических, физиологических и психических особенностей, восприятие их как части природы, единственного и неповторимого;

— культуросообразность – формирование личности в рамках национальной культуры, культуры отношений с природой, взаимодействие с семьёй как «элементом» культуры, восприятие достоинств культуры народа через историю и культуру семьи;

— эффективности социального взаимодействия – осуществление деятельности в системе образования коллективов различного типа;

— концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности – помощь обучающемуся в освоении социокультурного опыта и свободное самоопределение в социальном окружении;

— принцип событийности – введение в жизнь ребёнка ярких, красочных, эмоционально-значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.

Современные технологии, направленные на социализацию школьников

В основе социализации школьников лежат современные технологии, которые позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

Такие технологии содержат следующие компоненты:

1) Диагностирование.

2) Целеполагание.

3) Проектирование.

4) Конструирование.

5) Организационно – деятельностный компонент.

6) Контрольно – управленческий компонент.

Содержанием технологий являются:

— научно обоснованные социализированные требования;

— передача социального опыта;

— постановка цели и анализ сложившейся ситуации;

— социализированная оценка ученика.

Рассмотрим некоторые технологии, направленные на социализацию школьников

Технология «Тренинг общения»

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель-создание у школьников средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения, взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения в проблемных для школьников ситуациях.

Технология «Коллективное творческое дело» (КТД)

Технология КТД разработана педагогом И.П. Ивановым. Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Основойявляется: коллективное творчество единое дело и добровольное участие в нём, свобода выбора форм деятельности, содружество учителей и школьников, развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Концептуальные идеи, принципы: коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности.

Технология «Групповая проблемная работа»

Автор технологии С.Д. Поляков называет «работу с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации». Общение воспитанников направлено на внешний предмет, а суть проблемы может заключаться в познании предмета общения, в его организации, либо выработке к нему ценностного отношения. Следовательно, и задачи можно разделить на познавательные, организационные (организационно-ориентированные) и аксиологические (ценностно-ориентированные).

Диалоговые технологии

Технология диалоговой взаимопомощи является личностно-ориентированной технологией, позволяющей создавать условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий, учитывает индивидуально-личностные характеристики обучающихся. Формой диалоговойтехнологии являются: дебаты — интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Разновидности – это круглый стол, коммуникативное письмо, мозговой штурм.

Формирование медиаграмотности как актуальная задачасоциализации школьников

В ФГОСстандартахзаложены медиаобразовательные аспекты, набор которых в каждом конкретном предмете определен спецификой изучаемой области человеческой деятельности. Медиаобразование школьников- это современный этап социализации школьников.

Медиаобразование нужно рассматривать как часть общего образования школьников и как элемент образовательной программы.

Медиаобразовательный процесс можно будет считать успешным, если в результате будет сформирована базовая медиакомпетентность личности. Такой подход к процессу медиаобразования возлагает особенную ответственность на педагогов, как на транслятора знаний и нравственных принципов, которые будут переданы школьникам. Это определяет необходимость выявления базовых показателей профессиональных установок, знаний и умений, которыми должны обладать педагоги:

— духовно-нравственный: соответствие педагогической деятельности высоким нравственным принципам и национальным культурным традициям;

— информационный: уровень информированности, теоретико-педагогических знаний в области медиаобразования;

— методический: методические умения преподавания медиадисциплин;

— деятельностный: качество медиаобразовательной деятельности в процессе учебных занятий разных типов;

— креативный: уровень творческого начала в медиаобразовательной деятельности.

Построенная в соответствии с вышеуказанными критериями медиаобразовательная деятельность позволит сформировать у школьников не только знания, умения и навыки, традиционно присущие образовательному процессу, но социализировать школьников в современном информационном мире.

При должной подготовке медиапедагогов ожидаемыми результатами медиаобразовательного процесса в идеале должен стать набор следующих компетенций:

Информационная компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием медиаинформации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов: текстовых, изобразительных, аудио и видео.

Коммуникативная компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации, таких какэлектронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети.

Техническая компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей.

Потребительская компетентность — знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью информационно-телекоммуникационных технологий, цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей.

Формирование мотивационно-волевых и ценностных аспектов при реализации медиаобразовательного процесса открывает путь для развития саморегуляции личности в эпоху информационно-телекоммуникационных технологий. Рассмотренный подход позволитосуществлять в ходе образовательногопроцесса социализацию личности школьника.

Литература.

1. Новые технологии воспитания и социализации школьников в условиях реализации ФГОС.

3.Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте. Психология. – 1997

4.Мудрик А.В. Социализация человека. Издательский центр «Академия», 2006.

3.Полат Е.С., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004

4.Смирнова М. А. Деятельность общеобразовательных учреждений по созданию педагогических условий социализации учащихся. Самара. 1999.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *