Русская косоворотка для мальчика

Мастер-класс «Русская народная рубаха-косоворотка» для мальчика 6 лет.

Лариса Волкова
Мастер-класс «Русская народная рубаха-косоворотка» для мальчика 6 лет.

Красота русского народного костюма доставляет людям радость, учит чувствовать и понимать эту красоту. Поэтому даже сейчас, в 21 веке, все народные праздники мы отмечаем именно в народном костюме.

В нашем детском саду мы решили обновить наши народные костюмы. Сначала мы сшили новые сарафаны и рубахи для девочек, а в этом году, к празднику Пасхи, я сшила рубахи-косоворотки для мальчиков.

Косовортка — рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Разрез сбоку на косоворотке, по версии академика Лихачёва, создавался специально для того, чтобы нательный крестик у мужика не выпадал во время работы. Первые изображения рубахи с такой застёжкой относят к XV в. Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти.

Сначала я сняла мерки с моих мальчишек. Не стала я делать все рубахи одинакового размера (одному — как раз, другому – маловато, а третий и вовсе «утонет» в ней) – группа у меня разновозрастная (5-7 лет). Расскажу в мастер-классе об одной рубахе.

А теперь посмотрим на наши мерки :

Ширина = 44 см,

Длина рукава = 47 см,

Обхват бедер = 70 см,

Длина рубахи = 60 см.

Расход вышел такой :

Ткань атлас белый: шир. 150 см — 1, 20 м

Ткань атлас красный: шир. 150 см — 0,5 м

Тесьма с узором — 2,40 м,

Липучка — 5 см красный цвет.

Кроим:

Белая часть

Спина = 42х52 см (не забываем про швы по 1см).

Перед = 42х30 см, две боковые полочки 10х24 см.

Красная часть:

Вставка на груди (24х24 см, на рукавах (28х9см = 2 шт) и низу рубахи (44х12 см = 2шт).

Воротник-стойка (40х8 см).

Планки: 2шт 20х7,5 см.

На белой части спинки и на красной части грудной вставки вырезаем горловину.

Пошив:

Ну а теперь смотрим на наши детали, вроде все просто, надо определить с чего начать.

Застёжка косоворотки обрабатывается до стачивания плечевых швов, то есть это самая первая операция после раскроя рубашки.

А втачивание воротника – завершающая операция пошива этого изделия.

Итак, застёжка. Обработаем её как втачную планку.

Далее, пришиваем к красной грудной вставке боковые белые полочки (в ширину рубахи)

и оставшуюся белую часть переда (вниз).

Обшиваем красную вставку тесьмой.

Стачиваем спинку с передом по плечевым швам.

Пришиваем на спинку и перед нижние красные вставки, отделываем их по низу тесьмой.

Пришиваем к белой части рукавов красные манжетные вставки, отделываем их по низу тесьмой. (Низ рукавов и нижний край рубахиобрабатываем тесьмой : подгибаем на лицевую сторону и накладываем сверху тесьму, прошиваем).

Пришиваем рукава к рубахе и стачиваем боковые швы.

Вшиваем воротник-стойку. Застежка – липучка.

Вот и все. Наша косоворотка готова.

Буду рада, если кому пригодится мой МК.

Как сшить народный костюм?

Любовь к русскому народному костюму приобрела такие масштабы, что хочется непременно иметь его у себя в гардеробе. Ну, если не у себя, то хотя бы у детей. Концерты, выступления, презентации, открытые уроки в школе – он может понадобиться и девочкам, и мальчикам, и их мамам-папам. Сшить русско-народный костюм своими руками можно, если разработать эскиз, подобрать ткань и отделку. Справимся!

Особенности народного костюма

Рассмотрим, из чего состоит мужской и женский русский народный костюм.

  • У девушек – сарафан в пол, различные рубахи с пышным рукавом и кокошник, ленты, венки, повязки на голову.
  • У парней – рубаха или косоворотка и брюки свободного фасона средней ширины.

Ткани для костюма

Особого внимания заслуживают материалы. Они должны быть натуральными и цветными для сарафанов, белыми, светлыми для рубах у девушек и однотонными для штанов, в мелкий рисунок для рубах у юношей.

Если девушки не могут подобрать необходимый орнамент для сарафана, допускается однотонная ткань, на которую нашивается широкая тесьма с цветочным орнаментом. Но с ассортиментом нашего интернет-магазина выбрать ткань для русских народных костюмов не составит сложности.

Мы можем предложить ситец, шелк, парчу, бархат, атлас. Разнообразная тесьма, шитье также имеются в наличии.

Женский русско-народный костюм

Выкройка русского народного костюма для девочек, девушек достаточно проста. Сарафан, сшитый на основе прямоугольника, собранного по линии груди на резинку. К нему пришиты бретели. И блуза свободного покроя.

Сарафан

Для его пошива нужно снять 3 мерки: Высоту груди, Обхват груди и Длину сарафана от линии груди. Кроить будем сразу на отрезе.

  • Сложить ткань вдвое.
  • По линии сгиба отложить длину + 2 припуска по 6-8 см.
  • От сгиба отложить желаемую ширину изделия.
  • Провести вверх линию, параллельную линии сгиба.
  • Вырезать.

Таких детали понадобится две – для спины и переда. Отдельно нужно вырезать 2 бретели длиной Вг х 2 + припуск и шириной 9 см (согнув и подшив их, ширина будет 4 см).

Чтобы сарафан был более пышным, вырезать 4 трапециевидные детали. Это будут боковые вставки.

  • Сшить вместе спинку + боковая вставка + боковая вставка + перед + боковая вставка + боковая вставка + спинка.
  • Низ подвернуть и прострочить.
  • Верх подвернуть и прострочить, оставив место для вдевания резинки, если она будет.
  • Бретели сложить вдоль пополам, сшить и вывернуть на лицо.
  • По верху сделать защипы или в кулиску продеть резинку.
  • Пришить бретели.

Сделать отделку кружевом, лентой, тесьмой при необходимости.

Блуза

Выкройка блузы есть в журнале Бурда за 2003 год. Номер 10, модель 151.

Или постройте по приведенному ниже чертежу.

Этим способом можно сшить и русский народный костюм для девочки. Сарафан может быть и трапециевидным. В этом случае от линии сгиба по верхнему краю откладывается ¼ Ог + припуск. Далее построение видно на схеме.

Мужской русско-народный костюм

Русский народный костюм для мальчика состоит из свободных штанов и рубахи.

Рубаха

Рубаху можно сшить на основе футболки.

  • Приложить ее к ткани или бумаге, обвести полочку и рукав.
  • По линии низа добавить 4-6 см на свободу облегания. Ткань не тянется, поэтому одежда должна быть свободной.
  • Увеличить немного высоту горловины.
  • Вырезать из ткани воротник стойку. Опять-таки, ткань не тянется, поэтому стойку рисуем не прямой, а по дуге. Ширина равна 4 см.
  • Вырезать, сшить вместе полочку и спинку. Вшить рукава в пройму, пришить стойку.
  • Низ подогнуть и подшить.

На рисунке показана еще одна выкройка рубахи.

Штаны

Для пошива штанов можно воспользоваться одной из выкроек в модных журналах.

Второй способ виден на картинке. Детали состоят из прямоугольников. Размер универсальный. Длину подбираете сами по своим меркам. На примерке можно заузить при необходимости штаны.

Понадобится 4 прямоугольника и ластовица.

  • Сшить штанины по паховому шву от пояса на 10 см. С припусками будет больше.
  • Вшить ластовицу.
  • Сшить боковые внутренние и внешние швы.
  • Верх подогнуть и прострочить.
  • Продеть резинку или веревочку.
  • Низ подогнуть и подшить.

Припуски: по низу – 4 см, по верху – 6 см, по швам – 1-1,5 см.

Сшить русско-народный костюм не так сложно. Главное в нем – это отделка. Готовые комплекты щедро расшивайте тесьмой, бисером.

Выкройки и порядок пошива русских мужских косовороток

Мужская рубаха – славянский, исконно русский вид одежды, которую носили еще в старину. На сегодняшний день такое изделие опять в моде и напрямую подчеркивает народные обряды. Косоворотка мужская, выкройка, пошаговая инструкция пошива изделия – далее в статье.

История мужской рубахи с косым воротом

Название изделия пошло от слова «косой воротник», то есть не прямо пошитый, а наискось. Ранее рубахи шились исключительно из конопляного полотна, хотя современные можно изготавливать из любых тканей, предпочтительно натуральных – хлопок, лен. Косоворотку носили, как нижнее белье, верхнюю одежду, украшали кистями и поясами и использовали в качестве праздничных нарядов.

Мужская рубаха косоворотка

Обратите внимание! Выкройка славянской мужской рубахи настолько проста, что ее сможет сделать даже новичок. Достаточно правильно снять мерки.

Сегодня такой вид изделия используется как в повседневной жизни, так и на народные праздники. Основное преимущество рубахи в ее удобстве. Она свободного кроя, не приталенная, за счет чего не сковывает движения. Именно по этой причине еще в 1880 году косоворотка служила солдатской униформой.

Изначально ворот был скроен по прямой, а не по косой. Но позже решили его сдвинуть в сторону, чтобы во время работы и наклонах не выпадал нательный крестик (согласно историческим данным). С тех пор так и пошло название косоворотка, а стиль рубахи сохранился до наших дней и пользуется большой популярностью среди людей вне зависимости от возраста и пола.

В наши дни классическая выкройка рубахи служит для пошива множества изделий: сарафанов, рубах женских и мужских, нательного белья, пижам или украинских вышиванок. На ее основе можно даже шить женские ночные сорочки из атласа или шелка.

Славянская рубаха

Мерки для шитья рубахи

Чтобы самостоятельно сшить косоворотку мужскую, изначально делается выкройка, но для этого необходимо снять мерки:

  • ширина спины;
  • длина рукава (чтобы правильно измерить, локоть нужно согнуть и сантиметр проложить от шеи через плечо и локоть);
  • обхват бедер;
  • обхват головы (чтобы правильно вырезать горловину);
  • длина изделия.

Как снимать мерки

Ко всем меркам можно добавлять несколько сантиметров, потому что народная рубаха должна по фигуре сидеть свободно.

Раскрой и элементы

Русская рубаха, выкройка которой представлена ниже, шьется в несколько этапов: снятие мерок, выкройка, пошив. Перед пошивом нужно раскроить все элементы рубашки. Они все прямоугольные, поэтому никаких сложностей возникнуть не должно. Достаточно просчитать ширину и длину изделий:

Для украшения изделия используются декоративные элементы: это могут быть лента, тесьма, вышивка, пояс с кисточками и т. д.

Элементы

Кроме классического метода кроя косоворотки, где все элементы представляют собой прямоугольники и квадраты, есть еще один способ пошива изделия данного типа. Основное отличие в том, что в первом варианте основная часть выкраивается цельным прямоугольным отрезом, а во втором – двумя частями – спинкой и передом. В результате изделие получится таким же, только от горловины к рукаву будет дополнительный шов. Отличия можно увидеть на рисунке ниже.

Второй вариант кроя рубахи

Для новичков в швейном деле рекомендуется сначала нарисовать выкройку на бумаге, а потом вырезать ее из ткани. Мастера с опытом могут сразу перенести все на полотно и вырезать детали для сшивания. В отличие от других изделий, русская рубаха не имеет выточек и фасон достаточно свободный, поэтому его можно шить по типу оверсайз, то есть по одному размеру. При носке можно косоворотку подвязать поясом, чем подчеркнется талия, а изделие будет сидеть по фигуре, а не выглядеть мешковато.

Основная часть

Стандартная выкройка косоворотки на мужчину 54 размера – ее нужно рисовать с основной части. Становина (это основа рубахи, ее иногда называют тулово) – она обрезается прямоугольником по размеру 2 длины изделия. Для этого предварительно снимается мерка по росту мужчины или мальчика, переносится на ткань, сложенную пополам, и вырезается основная часть.

Становина

Основное полотнище должно соответствовать ширине и длине будущей рубахе. По классике, ширина должна быть 36 см, потому что именно такой ширины ранее были домотканые полотна, из которых шили одежду. Остальной объем добавляется боковыми полотнищами.

Внимание! При замерах к полученным цифрам нужно добавить по 2–3 сантиметра на припуски швов.

Выкройка рукава

Косоворотка, выкройка которой делается практически одинаковой для мужчин и мальчиков, имеет несколько особенностей при выкройке рукава. В отличие от обычной рубахи, выкройка рукава выглядит тоже прямоугольником, как и становина.

Бочки (боковые полотнища) высчитываются по формуле: от длины бокового шва нужно отнять длину проймы. Стандартно, за среднюю ширину изделия берут 1 метр, но если заказчик хочет более приталенный вариант, тогда выкраивается рубашка по индивидуальным замерам.

Выкраивая рукава, важно не забыть про ластовицу. Это подмышечные вставки. Стандартно они выкраиваются в виде квадрата, примерно 15 × 15 см или 20 × 20 см.

Ластовица – не самый важный элемент рубашки и без нее можно обойтись. Но ее наличие считается знаком качества хорошего изделия. Ластовица может быть треугольной, квадратной, в форме ромба и служит для укрепления бокового шва, соединяющего полочку и спину. Новичкам, которые шьют рубашку впервые, можно не заострять внимание на ластовице и пошить изделие без нее.

Ширина рукава должна приравниваться к ширине становины и равняться 36 см. А вот длина определяется индивидуально. Рукав может быть коротким, до локтя, 2/4 или полностью длинным.

Горловина

Для горловины можно использовать любую тесьму. Чтобы изделие смотрелось нарядно, можно притачать вышитую кайму. Перед тем, как сшивать бочки, нужно обработать застежку косоворотки. Сам воротник втачивается уже после того, как все детали будут сострочены, то есть в самом конце.

Манжета для рукава – выкройка

Манжеты выкраиваются по желанию, в зависимости от задуманной модели. Рукав можно оставить свободным или выкроить манжеты, чтобы они прилегали к запястью. Еще один вариант: резиночка на краю рукава.

Мастер-класс по выкраиванию и пришиванию манжеты:

  1. Выкраивается манжета (4 шт.).
  2. Чтобы ее уплотнить, можно использовать флизелин, который приутюживается с внутренней стороны мантежы.
  3. Далее 2 детали прикладываются лицом к лицу и стежками приметываются, утюжатся и пришиваются машинкой, не доводя до конца 1 см, чтобы можно было деталь вывернуть.
  4. Длина рукава по низу и длина манжеты должны совпадать. За счет свободного кроя косоворотки рукав по выкройке будет широким, поэтому он корректируется с помощью односторонних складок.

Манжеты

Сборка изделия для мужчин и мальчиков

Когда все детали вырезаны из ткани, можно приступать к сборке рубашки. Она состоит из нескольких шагов:

  1. Боковые полотнища сшиваются со становиной. Она изначально представляет собой прямоугольный отрез ткани, в две длины будущего изделия. Его нужно сложить пополам, найти середину и вырезать горловину.
  2. Следующим шагом нужно сшить рукава, не забывая оставить в районе подмышки место для ластовицы. На них нашивают основу, после чего на боковые полотнища прикрепляют рукава, втачивают вставку-ластовицу.
  3. Горловину можно подвернуть и прострочить или обработать косой бейкой. Зачастую для этого берется тесьма красного или синего цвета, чтобы украсить изделие. Такой же тесьмой обрабатывали рукава и низ изделия.

Простая выкройка на ребенка

В конце пришиваются манжеты (если они есть) и украшается рубаха по желанию. В качестве украшения можно выбрать готовые ленты с вышивкой, которые нашиваются по нижнему краю изделия или вокруг горловины. Также можно вышить манжеты или пояс.

К сведению! Перед тем, как изделие сострочить машинным швом, его нужно примерить, чтобы убедиться в правильном размере.

Рабочий процесс пошива косоворотки

Теперь каждый знает, как сшить косоворотку. Ничего сложного в этом нет, но новички допускают ошибки при неправильном съеме мерок, за счет чего все изделие далее шьется не по размеру. Нужно помнить мудрость «7 раз отмерь, 1 отрежь», внимательно снимать мерки, не забывать о припусках, и тогда самодельная вещь получится не хуже магазинного брендового изделия.

Косоворотка для мальчика своими руками: подробная инструкция для начинающих рукодельниц

На сегодняшний день существует масса детских мероприятий, которые отмечаются в славянском стиле. Масленица, Новый год, проводы осени и многие другие. Дети должны быть наряжены в национальные костюмы. Если ваш сын приглашён на такой праздник, ему нужно будет облачиться в традиционную одежду, включающую специальную рубаху. Шьётся косоворотка для мальчика своими руками очень просто.

Косоворотка — это деталь одежды, которую носили как в будние дни, так и в праздники на Руси. Своё название она получила из-за своеобразного расположения воротника — сбоку горловины. Такой разрез был придуман, чтобы нательный крестик не выпадал во время трудовой деятельности. Рубаху не заправляли в брюки, но подпоясывали особым способом. Подобные сорочки шили из атласа, шёлка или полотна. Края рукавов и низ рубашки расшивали ткаными узорами. Благодаря представленному ниже фото руководству, вы легко создадите этот элемент русской народной одежды.

Дополнительные идеи можно почерпнуть из нескольких видео мастер-классов, размещенных ниже.

Крестьянская праздничная одежда

Праздники, всевозможные утренники не обходятся без народных костюмов. При желании, на этой странице можно выбрать костюм подходящего силуэта.

Праздничная одежда, как сложное архитектурное сооружение, состоит из множества элементов, сочетает в себе различные по фактуре ткани, в её отделке используются камни, жемчуг, золотая и серебряная нити, грубая и тонкая вышивка, бусы и многое другое. Самое интересное в богатстве фасонов костюма. Русь огромна, и каждая земля хранила традиции своих предков. Картинки, невзрачные на первый взгляд, выполнены с большим мастерством и вкусом.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА
в рисунках B. ГОРДЕЕВОЙ
ИЗДАТЕЛЬСТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
МОСКВА. 1974

1
Костюм крестьянки Нижегородской губернии.
Конец XIX века.
Собрание Государственного Русского музея.
Костюм состоит из рубахи, сарафана и душегреи. Одежда сшита из покупных парчовых тканей. Душе-грея украшена позументом и золотным шитьем. Кокошник, расшитый золотными нитями, жемчугом и каменьями, жемчужные серьги и жемчужное ожерелье дополняют праздничную нарядность костюма.

Костюм крестьянки Kасимовского уезда Рязанской губернии.
Начало XIX века.
Касимовский краеведческий музей.
Костюм состоит из домотканых рубахи и паневы. передника-запона. Рубаха и передник, сшитые из холста, почти сплошь украшены ткаными гладкими и узорными полосами. Узоры рубахи и передника носят ковровый характер. Тканые узоры передника органично сочетаются с нашитыми полосками из различных материй и лент.
Замечательна по красоте и сложности изготовления панева, сшитая из двуслойной полушерстяной ткани. Ткань имеет шашечное поле, на котором выступает сложные ромбовидный узор. Головной платок украшен нашивками из цветных тканей и бахромой.
3
Костюм крестьянки Воронежской губернни.
Начало XIX века.
Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник.
Костюм состоит из домотканых рубахи, юбки и пояса. Рубаха, сшитая из холста, украшена сложной мелкоузорной черной вышивкой, оттененной нежной розовой тканой полоской. Полосатая шерстяная юбка необыкновенно ярка и насыщена по цвету. Черный широкий шерстяной пояс, украшенный на концах цветными полосами, блестками, позументом и бахромой, завязывался высоко над талией и придавал костюму особую нарядность. Головной убор-сорока расшит серебряными нитями и покрыт кумачовым платком.
4
Костюм крестьянки Михайловского уезда Рязанской области.
Начало XIX века.
Рязанский областной краеведческий музей.
Костюм состоит из домотканых рубахи, паневы, запона и шушпана. Рубаха и запон, сшиты из холста, расшиты узором «денежки». Нижняя часть рукавов и залона покрыта узорными и гладкими пологами из цветной ткани, лент и тесьмы. Клетчатая темно-синяя панева украшена по подолу полосой кумача и узорным «пояском» (домотканой шерстяной тесьмой). Белый полушерстяной распашной шушпaн украшают вставные, тканые, вышитые и нашитые полосы. Особый колорит костюму придает сложный головной убор рогатая кичка.
5
Костюм крестьянки Смоленской губернии.
Середина XIX века.
Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник.
Костюм состоит из домотканых рубахи и паневы. Рукава холщовой рубахи и ворот покрыты сложным тканым узором и вышивкой, различной по характеру исполнения. Узор рубахи носит ковровый характер. Красива черная шерстяная панева. Поле паневной ткани разбито на клетки вышитыми полосами, внутри каждой клетки помещены геометрические узоры, выполненные цветными шерстяными ниткам. Подол паневы украшает полоса вышивки. Обычно костюм крестьянки Смоленской губернии дополнялся поясом и передником. Костюм поражает сложным техническим исполнением. Головной убор-сорока расшит серебряной нитью и жемчугом.
6
Костюм крестьянки Рязанской губернии.
Начало ХХ века.
Рязанский областной краеведческий музей.
Костюм состоит из домотканых рубахи, паневы и шушпана. Рубаха и шушпан, сшитые из холста, богато украшены гладкими и узорными полосами, различными по ширине, цвету и фактуре, нашивками из цветной ткани, тесьмой, гарусом, вышивкой набором и росписью. Шерстяная панева украшена по подолу нашивными полосами из кумача, лент и позумента. Панева перехвачена домотканым шерстяным поясом c кистями и бахромой, унизанной бисером. Головной убор — рогатка-кичка — дополняет костюм. Костюм производит впечатление монументальности и величия.

7
Костюм крестьянки Верейского уезда Московской области.
Середина XIX века.
Музей народного искусства.
Костюм состоит из домотканых рубахи, паневы и передника. Рубаха и передник, сшитые из холста, богато украшены гладкими и узорными полосами. По-лосы, образующие сложный ритмический рисунок, расположены настолько близко друг к другу, чго сливаются в горячую золотисто-красную гамму. По технике и характеру исполнения узорные полосы различны, здесь и браное ткачество в сочетании c вышивкой, выполненной различными швами, и серебристая тесьма и блёстки. В целом, декоративное украшение одежды верейской крестьянки носит ковровый характер.

8
Костюм крестьянки Пензенской губернии.
Начало ХХ века.
Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник.
Костюм состоит из домотканых рубахи c «подолом» (длинная, почти до пят рубаха, богато орнаментированная внизу), шушпана, надетого поверх рубахи и распашной паневы. Поверх паневы надевался шерстяной узорный пояс. Рубаха, шушпан и панева украшены браными узорами, вышивкой и нашивками из шерстяных полос. Декоративные мотивы узоров, перекликаясь между собой, придают одежде напряжённый яркий колорит. Головной убор сложный с фатой из кумача. Обруч головного убора, расшитый серебряной нитью и цветной шерстью, заканчивается кисточкой из разноцветных перьев. В Пензенской губернии обычно распашная паневе закрывалась запоном.

9
Костюм крестьянки Пензенской губернии.
Начало ХХ века.
Маршанский краеведческий музей.
Костюм состоит из домотканых рубахи, паневы и передника. Холщовые рубаха и передник богато украшены узорными полосами. Насыщенные по цвету и рисунку, полосы расположены настолько близко друг к другу, что основной ткани рукавов рубахи не видно. Узоры на рубахе перекликаются c узорами передника, на котором полосы дополняются лентами и бахромой фабричного производства. Панева, вытканная из черной шерсти, украшена по подолу полосками из кумача, шёлковой зелёной лентой и тесьмой. Головной кашемировый платок украшен разноцветной шерстяной бахромой. Особую нарядность одежде придаёт большое сложное ожерелье из монет.

10
Костюм крестьянки Тульской области.
Вторая половина 19 века.
Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник.
Костюм состоит из домотканных рубахи, поневы и передника. Рукава холщовой рубахи сплошь покрыты сложным рисунком из узорных и гладких полос, почти не оставляющих просветов белого фона. Холщовый передник украшен вышивкой, воспроизводящей старинные узоры: “гребешки”, “городки”, “гребенчатые ромбы”, полосами из кумача и из ситца с мелким рисунком по красному ситцу. Шерстяная синяя понева в крупную клетку украшена по подолу красной шерстяной полоской. Поверх поневы повязывается шерстяной красный пояс. Головной убор-сорока завершает костюм.

11
Костюм крестьянки Орловской губернии.
Начало ХIХ века.
Музей народного искусства.
Костюм состоит из домотканых рубахи, паневы и передника-запона. Холщовые рубаха и запон богато украшены узорными и гладкими ткаными полосами. Насыщенные по рисунку, полосы расположены настолько близко друг к другу, что рукава рубахи и запон полностью покрыты узором; синяя клетчатая панева украшена по подолу нашивками из цветной ткани и узорной тесьмой домашней работы. Завершает костюм головной убор-сорока с шерстяным платком.

12
Костюм крестьянки Курской губернии.
Конец XVIII нaчaлo XIX века.
Государственный Русский музей.
Костюм состоит из домотканых рубахи, паневы и передника. Холщовые рубаха и передник богато украшены ткаными м вышитыми узорами. На запоне нашиты ленты и полосы из цветной ткани, хорошо дополняющие тканые узоры. Шерстяная понева покрыта узором, выполненным некрученым шелком. Головной убор-сорока и низанное из бисера нагрудное ожерелье дополняют костюм.

13
Костюм крестьянки Владимирской губернии.
XIX век.
Собрание НИИХП.
Костюм состоит из рубахи, сарафана и шугая (вид верхней одежды), выполненных из покупных парчовых тканей. Кокошник, расшитый золотными нитями и жемчугом, жемчужные серьги и жемчужное ожерелье придают костюму еще более праздничную нарядность.

14
Костюм крестьянки Воронежской губернии.
Начало 19 века.
Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник.
Кocтюм состоит из домотканых рубахи и паневы, передника-запона. Рубаха и передник, сшитые из холста, украшены сложной мелкоузорной черной вышивкой. Синяя панева в клетку расшита по подолу шерстяными цветными нитями и гарусом. Широкий шерстяной пояс ярких контрастных цветов завязан высоко над талией. Особую нарядность придает костюму нагрудное украшение, выполненное из низаного черного бисера и «монет». «Монеты» изготовлялись из позумента.

15

Костюм крестьянки Смоленской губернии.
Вторая половина XIX века.
Загорский государственны й историко-художественный мyзей-заповедник.

Костюм состоит из домотканых рубахи и сарафана-шушуна. Холщовая рубаха богато украшена гладкими и узорными полосами. Узорные полосы. покрывающие рукава рубахи, различны по технике и характеру исполнения. Здесь и браное ткачество в сочетании c вышивкой различными швами, и золотая тесьма, и блестки. Темно-синий сарафан-шушун украшен красной полосой и позументом. Отделкой подола шушуна белой фигурной тесьмой, шёлковыми лентами, вышивкой по красной ткани прекрасно сочетается с богатым украшением рубахи. По талии сарафан-шушун перехватывает тонкий домотканый шерстяной поясок.

16
Костюм крестьянки Архангельской губернии.
Начало 19 века.
Музей народного искусства.
Костюм состоит из рубахи, расшитой жемчугом, верхней парчовой рубахи с расшитым жемчугом оплечьями и косоклинного парчового сарафана, отделанного позументом. Нарядный венец, расшитый жемчугом и каменьями, жемчужные серьги, жемчужное ожерелье с каменьями и вплетенный в косу косник дополняют этот праздничный костюм.

17
Костюм крестьянки Калужской губернии.
Конец XIX века.
Собрание НИИХП.
Костюм состоит из домотканой холщовой рубахи с кумачовыми рукавами, шерстяной одноцветной па-невы, домотканого холщового передника и шерстяного пояса c кистями, унизанными бисером. Особую на-рядность костюму придает передник. Тканые изобра-жения женских фигур, птиц, кустиков, узорные и гладкие полосы, полоски-затканки чередуются на нем c вышивкой косыми крестами и разноцветными тiашивками из ситца. Праздничную нарядность костюма завершает кокошник, шитый жемчугом и цветными бусами, жемчужные серьги и коралловое ожерелье.

18
Девичий костюм крестьянки Тамбовской губернии.
Начало ХХ века.
Собрание НИИХЛ.
Костюм состоит из цветной рубахи, сборчатого сарафана из цветной ткани в крупный рисунок и широкой ленты-повязки на голову. Повязка украшена нашивкой из золотного шитья. Нарядность костюму придают жемчужное ожерелье и косник, шитый жемчугом и цветным бисером.

19

Костюм крестьянки Великого Устюга.
Архангельской губернии.
Конец 19 начало 20 века.
Загорский государственны й историко-художественный мyзей-заповедник.
Костюм состоит из рубахи, юбки, передника и широкого домотканого пояса. Рубаха, передник и платок сшиты из оранжевого кашемира. Рубаха вышита мелкими, расположенными в шахматном порядке, изображениями крестиков, а передник и платок — «ефимками». «Ефимками» местные жители называли изображения человеческих фигурок. Нижний конец передника украшает очень редкая для народной одежды вышевка — «кавалеры и дамы».
Полосатая юбка выткана из шерсти ярких контрастных цветов. Трудоёмкая вышивка цветными нитками — основное украшение этого нарядного и оригинального костюма.

Девичий костюм крестьянки Московской губернии.
Середина 19 века.
Собрание НИИХП.
Костюм состоит из цветной рубахи с широкими, суженными книзу рукавами, косоклинного сарафана и широкой ленты-повязки на голову. Сарафан украшен полосками цветной ткани и оловянными пуговицами. Праздничную нарядность костюму придают расшитая жемчугом и каменьями повязка, жемчужное ожерелье, жемчужные серьги и вплетённый в косу косник.

21
Костюм крестьянки Скопинского уезда Рязанской губернии.
Начало ХХ века.
Частное собрание.
Костюм состоит из рубахи, паневы и передника занавески. Рукава кумачовой рубахи украшены нашивными “палетами» из цветных лент, гаруса и блесток. Занавеска из цветного ситца отделана нашивными полосами из цветной ткани, фабричными лентами и блестками. Домотканая шерстяная панева украшена полосой кумача и узорным «пояском» (шерстяной тесьмой домашней работы). Белый платок-повойник и цветной верхний платок завершают костюм. Благодаря старинной женской причёске “рога”, платки принимают своеобразную форму. В центре платка заложена “галочка”. Низанные из бисера и бус нагрудные украшения (чепки, разметки, ожерелье) являются обязательным дополнением костюма.

22
Девичий костюм крестьянки Ярославской губернии.
Конец XIX века.
Собрание НИЙХП.

Костюм состоит из холщовой домотканой рубахи, сарафана из покупной парчовой ткани и «сарафанчика», расшитого позументом и серебряными нитями. Рукава рубахи перехвачены повязками c нашитыми на них тесьмой и блестками. Головной убор —венец, расшитый жемчугом, жемчужные серьги н жемчужное ожерелье усиливают праздничную наряд-ность костюма.

23
Костюм крестьянки Тверской губернии.
Начало XIX века.
Частное собрание.

Кoстюм состоит из парчовой рубахи c расшитыми жемчугом оплечьями, сарафана и «сарафанчика”, расшитого золотными нитками и позументом. Нарядный кокошник, выполненный из золотных нитей и жемчуга, жемчужные серьги и жемчужное ожерелье дополняют костюм.

24

Костюм крестьянки Тульской губернии.
Вторая половина 19 века.
Загорский государственны й историко-художественный мyзей-заповедник.
Костюм состоит из рубахи, поневы и навершника. Холщовую рубаху украшают поперечные полоски-затканки. Панева и навершник украшены нашивными полосками из шерстяной ткани и тесьмы, позументом и бахромой. Поверх поневы одет разноцветный шерстяной пояс. Головной убор — кокошник с позатыльником из красного кумача — расшит серебряной ниткой и украшен лентой с длинными, свободно свисающими концами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *