Русский костюм описание

Беседа с детьми «Русский народный костюм»

Беседа

с детьми старшего возраста

«Русский народный костюм»

Подготовила и провела

воспитатель:

Исмагилова Е.В.

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

Русский народный костюм – это прежде всего костюм крестьянский. Именно в крестьянской среде, где на протяжении многих веков неукоснительно соблюдались обычаи предков, элементы одеяний языческой Руси сохранялись почти в первозданном виде.

В народном костюме слились воедино два начала – функциональное и эстетическое. Человек, чья жизнь была подчинена каждодневному _ от восхода до заката – изнурительному труду, изготавливая необходимые в быту вещи, исходил не только из соображений удобства. Чутко реагируя на красоту, он старался окружать себя ею. Поэтому и одежда, созданная народными мастерицами, грела не только тело, но и душу.

Одежда русской крестьянки, даже повседневная, украшалась с любовью. Но особенно эффектно выглядело платье, предназначенное для праздников. А в трудовой, общественной и семейной жизни их было немало.

В народной среде всегда бытовало серьезное отношение к разнообразным обрядам и многочисленным ритуалам. Совершенно обязательным для крестьянина и особенно крестьянки считалось быть одетым так, как требовала ситуация. Было очень важно, чтобы женщина на улице и дома одевалась и вела себя соответственно своему возрасту и семейному положению. На все случаи имелся наряд, уместный лишь в конкретном применении. Самый любимый и нарядный костюм, который одевался один раз в жизни – это свадебный.

Не существует единого русского народного костюма, как такового. Ведь наша страна занимает огромную территорию, на которой находятся области с разными климатическими зонами. А неодинаковые природные условия и различное сырье для изготовления одежды обусловливали наполняемость гардероба – более облегченного в южных губерниях и усиленного теплой одеждой в северных.

САРАФАННЫЙ КОМПЛЕКС женской одежды самый распространенный на Руси. Именно стройный силуэт русоволосой красавицы в парчовом сарафане, увенчанной кокошником, во всем мире ассоциируется с образом русской женщины. Праздничные и свадебные сарафаны во многих семьях передавались по наследству от бабушки к внучке. Обязательной деталью сарафанного комплекса являлся узорчатый нарядный пояс с разноцветными кистями и подвесками.

ПОНЕВУ носили исключительно замужние женщины. Поневный комплекс имел значительное количество вариантов. Понева изготавливалась в основном из шерстяной, преимущественно клетчатой и полосатой, ткани. Она надевалась на платье или рубаху. Непременной частью поневного комплекса был передник («занавеска», «запон»), изобретательно украшавшийся. Он надевался прямо через голову, имел рукава или узкие проймы. Огромное значение придавалось рубахе. У каждой хозяйки их должно было быть не меньше десяти. Самые красивые рубахи предназначались для сенокоса, жатвы и свадебного обряда.

РУБАХА считалась главной формой одежды как для женщин, так и для мужчин. В древности рубахи были преимущественно белыми, шились из домотканого льняного или конопляного полотна и расшивались. Самым распространенным видом рубахи была рубаха с «поликами». Она сшивалась из двух полотнищ. Спереди делали разрез. Для свободы движения вшивались ластовицы из материала контрастного цвета, превращая прием кроя в декоративный элемент.

В разных российских губерниях свои особые способы декорирования рубах. В украшении рубах использовали растительные, геометрические и узоры с изображением человека и животных.

В оформлении внешнего облика русской женщины велика была роль головного убора. Он подразделялся на девичий и покрывающий голову замужней женщины. Девушке позволялось на людях появляться с непокрытой головой, с волосами либо распущенными, либо заплетенными в косу. Голова же замужней женщины должна быть покрыта даже дома, волосы заплетены в две косы.

Женский головной убор «КОКОШНИК» — род твердой шапочки. Он хорошо гармонирует с сарафанной одеждой. Изготовление таких головных уборов требовало большого умения и навыка, поэтому они заказывались профессиональным мастерицам.

В сарафанном комплексе большую смысловую и образную нагрузку несла ФАТА, закрывавшая всю фигуру со спины. Она изготавливалась из прозрачной ткани. Второе ее название «дымка». Фату надевали молодые женщины на праздники в первый год замужества.

Женские головные уборы покрывались ПЛАТКАМИ: их или просто накидывали на голову. Или завязывали узлом под подбородком. Платки были шелковые, парчовые, кисейные, украшенные по углам или по всему полю цветочным узорочьем. Безусловно, испокон веку платки надевали и непосредственно на голову. Платок– спутник крестьянской женщины на протяжении всей ее жизни. Он всегда считался лучшим подарком.

На всю Россию славились павлово – посадские платки. В подмосковном городке Павловском Посаде до сих пор продолжается самобытная традиция ручной набойки платков и шалей. Главное достоинство этих изделий – в нарядности пышных и разнообразных узоров. Многоцветные набойки из букетов ярких роз или гирлянд на черном, кремовом либо цветном фоне завершаются бахромой.

Очень красивы узорные ручного вязания оренбургские пуховые платки. Некоторые из них – «паутинки» — удивляющие легкостью, красотой своих узоров и высочайшим мастерством исполнения, проходят сквозь обручальное кольцо.

В формировании внешнего облика женщины на Руси издревле большую роль играл ЮВЕЛИРНЫЙ ДЕКОР : серьги, височные украшения, нагрудные и поясные украшения. Излюбленным украшением был речной жемчуг, также носили металлические цепи, ожерелья из янтаря. Украшали себя цепочками из разноцветного бисера – «гайтанами».

ОБУВЬ в национальном костюме русских не имела четкого подразделения на мужскую и женскую. Основным типом обуви являлись лапти косого плетения из бересты и лыка.

Зимой носили ВАЛЕНКИ и катанки – валянный из войлока род зимних сапог.

МУЖСКАЯ одежда не отличалась таким разнообразием, как женская Это была подпоясанная рубаха и порты. Особое внимание уделялось поясам, кожаным или плетеным, украшенным на концах кистями.

Зимняя русская одежда универсальна – кафтаны, зипуны, армяки носили как женщины, так и мужчины.

Изготовление русского национального костюма связано с различными народными промыслами: набойным ремеслом, шитьем, ткачеством, кружевоплетением…

Славилось рязанское ткачество. Традиционным был орнамент, состоявший из крупных гребенчатых фигур и ромбов. Расположенных горизонтальными полосами и сопровождаемых мелкой узорчатой каемкой. Такой орнамент украшал подол и рукава женских рубах.

ВЫШИВКА – исконно женский вид рукоделия, распространенный повсеместно. Вышивкой украшалась одежда, полотенца, скатерти.

Особенно велика роль КРАСНОГО ЦВЕТА в русском костюме. Он считался символом солнца и огня.

Какова роль народного костюма в наше время ?

Не только в городе, но и в деревне люди теперь носят современную одежду. Но русский национальный костюм. Выдающийся памятник материальной культуры, доставшийся нам в наследство от предков, продолжает жить, как живы до сих пор русский песенный фольклор, предметы русских народных промыслов.

В нашей стране существуют профессиональные и самодеятельные фольклорные коллективы, где поддерживаются эти традиции, постоянно проводятся фольклорные праздники и фестивали. Народные песни и танцы исполняют артисты, одетые в праздничные национальные одежды. Опыт старинных мастеров используют современные отечественные модельеры, заимствуя из богатого арсенала народного творчества приемы кроя и декоративной орнаментации.

Русский народный костюм

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с историей русского народного костюма; с творчеством русского народа, его культурой и традициями.
  • Развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного творчества.
  • Обучающая: Способствовать формированию представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре и эмоционального отношения к действительности.
  • Воспитательная: воспитывать в детях любовь к родной стране, людям, к культуре, к традициям своего народа.

Оборудование:

  • Презентация «История русского костюма».
  • Наглядные пособия: изображения русского костюма, изделия с элементами вышивки.
  • Для выполнения практической работы: альбомный лист, клей, цветная бумага, лоскутки ткани, карандаши, фломастеры, ножницы, бисер, цветные нити, тесьма.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть урока

Проверить готовность учащихся к уроку.

II. Вступительное слово учителя

– Сегодня на уроке мы будем знакомиться с историей русского народного костюма. Изучение традиционного народного костюма представляет большой исторический и практический интерес. Одежда, являясь одним из важных элементов материальной культуры, отражает те социальные и экономические изменения, которые происходили в определенные исторические периоды.

III. Объяснение нового материала. Презентация

Одежды на Руси были свободные, длинные и необычайно красочные. Рубахи и сарафаны шились из домотканого холста и украшались вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, полосками из кружева, лентами, блестками и бисером. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани. (Слайд 3).

Праздничная и будничная одежда с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества. На протяжении многих поколений у каждого народа, населяющего необъятные просторы нашей Родины, выработались свои приемы и способы образования узора вышивки и искусства плетения кружев. История русского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце XIX – начале XX века носил примерно то же, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху, сшитую из двух кусков (полотен). Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была (часто ходили босые), служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом (онучи). (Слайд 4).

Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. (Слайд 5).

Праздничная одежда, север России (Слайд 6).

Женская праздничная одежда Рязанской и Воронежской губерний (Слайд 7).

Женская праздничная одежда, Тамбовской и Курской губернии (Слайд 8).

У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений. Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неб, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

В народе русский костюм описывают так:

Заговор-заклятье

Пойду ль я во чисто поле –
Под красное солнце,
Под светел месяц,
Под полетные облака,
Стану я во чистом поле
На ровное место,
Облаками облачуся,
Небесами покроюся,
На главу свою кладу
Красное солнце,
Подпояшусь светлыми зорями,
Обтычуся частыми звездами,
Что вострыми стрелами –
От всякого злого недуга. (Слайд 9).

Украшения передавались из поколения в поколение заветными письменами, которые можно читать, как книгу. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Ученые отмечают три значения орнамента:

  • Слава божеству! Праздник.
  • Просьба плодородия.
  • Благодарность богу за содеянное. (Слайд 10).

Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли свое свободное время.

Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны. (Слайд 11).

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое значение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. (Слайд 12).

Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты.
Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля родит, а небо», – говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца! Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.
Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному :великая богиня земли, плодородия, мать – сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая». Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. (Слайд 13).

Женский костюм

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник и шушпан. Женскую рубаху шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом из горловины, застегивающихся на пуговицу. (Слайд 14).

Рубахи и сарафаны украшались вышивкой. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки, повойники были самой невиданной формы. Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминала маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана, а шили из дорогих тканей. (Слайд 15).

Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот, оплечья, грудь и подол – места возможных «входов» злых сил. Рубахи в которых женщины косили, назывались «рубахи-сенокосицы». Их носили без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле. (Слайд 16).

Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

На юге России вместо сарафана носили поневу – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, тоже украшенный образами земли и воды . Он оберегал живот. Для женщины тех времен живот был основой жизни, символом продолжения рода. (Слайд 17).

Епанечка – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани. Душегрейка. Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили ее из дорогих тканей. (Слайд 18).
Понева – это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском – гашником; ее носили только замужние женщины. Понева – древняя одежда, упоминается еще в письменных источниках домонгольского периода.
Термин «понява» («понева», «понька») – общеславянский, поначалу обозначал кусок ткани, пелену, покрывало.

Ткани для понев брали домашнего изготовления: шерстяные (пряжа преимущественно из овечьей шерсти) и из растительного волокна – конопли. Техника изготовления ткани была простейшая – полотняное переплетение. Чередование шерстяных и растительных нитей создавало на ткани узор из клеток.
Поневы так же, как и рубахи, делились на праздничные, расхожие и будничные. Будничные отделывались по низу узкой полоской домотканой тесьмы. В праздничных же поневах большое внимание уделялось «клаже» – это нашивки по подолу, в которых максимально использовалось все богатство отделки.
Поневу носили в основном замужние женщины, и в памяти народа она осталась как «вечный хомут и бабья кабала».
Фигура женщины в этой одежде казалась более приземистой, чем в сарафане. Деревенская одежда соответствовала укладу крестьянской жизни, и полнота женщины означала для крестьянки здоровье, а здоровье – это и дети, и работа без устали, «до седьмого пота».
Совершеннолетие девушек отмечалось в народе обрядом – «загонять в поньку», когда в праздник на девушку при всех родных подруги надевали поневу. Окончательно поневу надевали во время свадьбы.
Поневы, которые носила молодая жена до рождения первого ребенка, были самыми красивыми. Молодая после венца надевала поневу с «хвостом» из красного сукна, шелка, бахромы и даже с бубенцами. (Слайд 19).

Самой декоративной, богато украшенной частью женского русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной толщины. Носили их с сарафанами. (Слайд 20).

Головной убор. Очень важная часть костюма. По нему в старину, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине6 ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник (от слова «кокошь» – петух, кика или кичка, сорока).

Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.

Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор – это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. Девичий головной убор дополнялся «пушками» – шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» – яркими Селезневыми перышками.

Основу всех русских женских головных уборов, несмотря на их разнообразие, составляла твердая налобная часть, в зависимости от формы (плоская, лопатообразная, с рогами) называвшаяся кичкой или рогатой кичкой. Сверху она обтягивалась кумачом, ситцем или бархатом. Затылок прикрывала прямоугольная полоса ткани – позатылень. В состав сложного головного убора входило до 12 предметов, общим весом до 5 килограммов.

Молодые женщины в первый год замужества складывали ширинку жгутом и повязывали ею повойник или сороку концами вперед. В XIX веке головные полотенца, ширинки вытеснены платками. Ими сначала покрывали голову на мягкие волосники, а затем прямо на волосы, причем и женщины, и девушки. Платок девушки завязывали под подбородком, а замужние «по-бабьи» – концами назад. (Слайд 21).

Женские головные уборы. (Слайды 22, 23, 24).

Важное место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти, гайтаны – низанные из бисера, к которым привешивались кресты, образки, янтарные бусы, бусы из дутого стекла, ленты. На конце длинной косы – косник из бисера. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески, иногда они достигали плеч. Цветные пояса, узкие плетеные опояски и широкие радужные тканые кушаки дополняли и украшали костюм, завершая цельность всего ансамбля. (Слайд 25).

Свадебный костюм – самый нарядный и торжественный. Свадьба – это старинный обряд. Древние крестьяне свято верили, что от того, как пройдет свадьба, зависит будущая жизнь жениха и невесты. Поэтому на свадьбе соблюдались все ритуалы и приметы. Свадебный наряд шили задолго до торжества, так как он требовал много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались, оберегали от злых сил и напастей символами и орнаментами, утверждающими счастье, долголетие, здоровое потомство. (Слайд 26).
Свадебные головные уборы. (Слайд 27).

Мужской костюм

Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Так как ткань была узкая (до60 см.), рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые потом сшивали, а швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником. Поверх них состоятельные люди носили еще верхние шелковые или суконные штаны, иногда на подкладке. К низу их заправляли либо в онучи – куски ткани, которыми обертывали ноги, завязывая их специальными завязками – оборрами, а затем надевали лапти, либо в сапоги из цветной кожи. (Слайд 28).

Праздничная мужская одежда, Пензенской и Вологодской губерний. (Слайд 29).

Мужская рубаха украшалась вышивкой. (Слайд 30).

Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы; зимой – овчинные нагольные шубы. Зипун – распашная одежда полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык. Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий, до запястья. Пройма была прямой, рукав не имел оката. Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением. Некоторые кафтаны (обычный, домашний, выходной) были прямого, расширенного книзу силуэта и не отрезные по линии талии. Другие имели прилегающий силуэт с обрезной линией талии и широкой сборчатой нижней частью. Дина их варьировалась от коленей до щиколотки. Для их отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетеные из шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы. (Слайд 31).

Самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица. На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. Каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья. (Слайд 32).

Мы посмотрели с вами презентацию, познакомились с историей русского костюма. Теперь, я предлагаю вам на основе полученных знаний, выполнить практическую работу.

IV. Практическая работа

Выполнить эскизы русского народного костюма. Выполнить аппликацию по изготовленному эскизу с использованием цветной бумаги, лоскутов ткани, бисера, тесьмы и т.д.

V. Подведение итогов и анализ урока

– Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что запомнилось больше всего? Давайте посмотрим ваши работы, что у вас получилось.

Выставка работ учащихся. Определение лучших работ. Выставление оценок.

Приложение 1

«Русский народный костюм». Познавательная беседа с детьми старшего дошкольного возраста

Нина Мейлун
«Русский народный костюм». Познавательная беседа с детьми старшего дошкольного возраста

воспитатель группы № 12

Мейлун Нина Викентьевна

МБДОУ ЦРР № 25 «ПЧЕЛКА» г. Смоленск 2014г.

Цель:

• Дать представление о народном костюме как элементе традиционной культуры русского народа (Об истории создания и назначении отдельных единиц костюма, способах кроя,орнаменте и отделке);

• Развивать эстетическое восприятие;

• Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России.

Структура беседы:

• Рассказ воспитателя по теме;

• Рассматривание иллюстраций;

• Дидактическая игра «Собери костюм»;

• Викторина «Русский костюм».

Рассказ воспитателя по теме:

Народный костюм

— традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Отличается особенностями кроя, композиционно — пластического решения, фактуры и колорита ткани, характера декора (мотивами и техникой выполнения орнамента, а также составом костюма и способом ношения различных его частей.

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

— часть русского традиционного костюма.

В крое многих рубах использовали полики — вставки, расширяющие верхнюю часть. Форма рукавов была различной — прямые или суживающиеся к кисти, свободные или сборчатые, с ластовицами или без них, их собирали под узкую обшивку или под широкий, украшенный кружевом манжете. Рубахи украшали вышивкой льняными, шелковыми, шерстяными или золотыми нитями. Узор располагался на вороте, оплечьях, рукавах и подоле.

Косоворотка

— исконно русская мужская рубаха с застежкой, которая располагалась асимметрично: сбоку (рубаха с косым воротом, а не посередине переда. Воротник — крохотная стойка.

Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти.

Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту.

Мужские рубахи:

Косоворотки древних крестьян представляли собой конструкцию из двух полотнищ, которые покрывали спину и грудь и были соединены на плечах 4-угольными отрезами ткани. Все сословия носили рубахи одинакового покроя. Разница была лишь в качестве ткани.

Женские рубахи:

В отличие от мужской косоворотки, женская рубаха могла доходить до подола сарафана и называлась «стан». Женские рубахи несли различный смысл и назывались будничными, праздничными, покосными, ворожбенными, свадебными и похоронными. Женские рубахи шили из домотканины: льна, холста, шерсти, пеньки, конопли. Глубокий смысл закладывался в элементы украшения женской рубахи. Различные символы, кони, птицы, древо Жизни, растительные узоры соответствовали различным языческим божествам. Рубахи красного цвета были оберегами от злых духов и несчастий.

Детские рубахи:

Первой пеленкой для новорожденного мальчика служила косоворотка отца, для девочки рубаха матери. Детские рубахи старались шить из полотна ношеной рубахи отца или матери. Считалось, что сила родителей защитит младенца от порчи и сглаза. Для мальчиков и девочек рубаха выглядела одинаково: полотняная косоворотка длиной до пят. Матери всегда украшали детскую рубаху вышивкой. Все узоры обладали оберегающими смыслами. Как только дети переходили в новый этап, им полагалась первая рубаха из новой ткани. В три года, первая рубаха из новины. В 12 лет в понева для девочек и штаны-порты для мальчиков.

Головные уборы:

Был в истории русской моды и такой головной убор как картуз. Картуз — мужской головной убор с козырьком. Он был создан для лета из сукна фабричной выработки, трико, плиса, бархата, на подкладке.

Картуз приближался по форме к фуражке, но не имел отличительных знаков, указывающих на принадлежность к тому или иному ведомству.

Сарафан:

Сарафан — основной элемент русского женского традиционного костюма. В крестьянской среде известен с XIV века. В наиболее распространенном варианте кроя широкое полотнище ткани собиралось мелкими складочками — прищепом под узкий корсаж на бретелях.

Сарафан — как категория русской женской одежды, знакома современникам не только в России. Мода на них не проходила никогда. Сарафан — длинное платье на бретелях, носившееся поверх сорочки или на голое тело. Сарафан искони считается русским женским костюмом.

Русский сарафан носили и как повседневную и как праздничную одежду. Девушка на выданье должна была иметь в приданном до 10 сарафанов разных расцветок. Представители зажиточных сословий и знати шили богатые сарафаны из дорогих заморских тканей (бархата, шелка и т. д., привезенных из Персии, Турции, Италии. Его украшали вышивкой, тесьмой и кружевами. Такой сарафан подчеркивал общественное положение хозяйки.

Русские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные. Косоклинные сарафаны шили из «волосины» — шерсть овцы, сотканной в черный цвет отваром из ольхи и дуба. Различались праздничные и «буденные» сарафаны. Праздничные на каждый день декорировались по подолу «читаном» («гайтаном», «гайтанчиком») — тонкой в 1 см тесьмой домашней работы из красной шерсти. Верх украшался полоской бархата. Однако не только шерстяные сарафаны носились каждый день. Как легкая, домашняя одежда бытовая «саян» — прямой сарафан из сатина, собранный в мелкую складку по спинке и бокам. Молодые носили «красные» или «бардовые» саяны, а пожилые — синие и черные.

В русских деревнях сарафан играл особую роль, по нему можно было узнать о социальном статусе женщины (замужем ли, есть ли дети) и о настроении (были костюмы для праздника и для кручины). Позднее, с приходом к власти Петра I изменился облик богатого русского сословия. Традиционный русский сарафан теперь считался одеждой простолюдинок и купеческих дочерей. Возвращение же сарафана в гардероб русских дам произошло с началом

правления Екатерины II.

Кокошник:

Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Кокошник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник — в том числе незамужними.

Сороку назвали так потому, что у косынки был как бы хвост и два крыла. Наверное, именно сорока стала прототипом сегодняшней банданы.

Кокошники считались большой семейной ценностью. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству

Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором.

Они вышивали золотом, серебром и жемчугом дорогую ткань, а затем натягивали ее на твердую (берестяную, позже картонную) основу. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями — сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили Рясна — низко спадающие на плечи нити жемчужных бус.

Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.

Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов.

Праздничную одежду хранили в сундуках.

В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.

У русской народной одежды многовековая история.

Разнообразные по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали создавали наряд который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивал ее яркими красками. Все костюмы отличались друг от друга, но при этом имели общие черты:

• прямой, расширенный к низу силуэт изделия и рукавов;

• преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке;

• использование декоративных узорных тканей с эффектом золота и серебра, отделка вышивкой, тканью другого цвета, мех

• Рассматривание иллюстраций элементов русского народного костюма:

южнорусский поневный комплекс;

северорусский сарафанный комплекс;

(рубахи; поневы; головные уборы; обувь; верхняя одежда).

Дидактическая игра «Собери костюм»:

Цель: учить детей узнавать элементы русского народного костюма на таблицах и карточках игры;

Развивать наблюдательность, находчивость; эстетическое восприятие ; интерес к русской истории;

Обогащать словарь: сарафан, понева, кокошник, сорока,лапти, сапоги, онучи, душегрея, епанечка и. др

Викторина «Русский костюм»:

• Из чего состоял женский костюм на Руси? (сарафан, рубаха, кокошник или сорока, лента, лапти или сапоги);

• Что носили на Руси мужчины? (рубаха, порты, картуз, лапти или сапоги);

• Что надевали поверх рубахи в холодную погоду? (Кафтан, жилет, полушубок или шубу);

• Из чего делали пеленки для новорожденных? (Из одежды родителей т. к. считалось что она защитит от злых духов);

• В каком возрасте ребенку шили рубаху из нового холста? (3 года);

• Какие узоры использовались для украшения одежды на Руси (растительные, геометрические, символы солнца, оберегающие);

• Для чего шили рубахи – долгорукавки? (Для праздника);

• Можно ли было отличить богатого человека от бедного по одежде? (Только по качеству ткани и украшениям).

Литература:

Ф. М. Пармон Русский народный костюм как художественно-конструктивный источник творчества. Москва Ленпромбытиздат 1994 год.

Традиционная одежда – это отражение культуры, истории и обычаев народа. В зависимости от крупных событий в жизни людей в русский национальный костюм добавлялись определенные детали, появлялись новые орнаменты в вышивке и украшениях. В России в разное время проживало более двухсот народов, и у каждого из них был свой особенный наряд. Более того, одежда отличалась даже в соседних селах одной губернии.

История становления

Наряд славян в период с V по IX века нашей эры походил на одежду ближайших соседей – сарматов и скифов. Это были добротные рубахи из грубой шерсти, войлока, кожи рыб и меха животных. С развитием торговых путей и появлением новых, более изящных, тонких тканей национальный костюм начал меняться. Большое влияние на богатство русской одежды оказала римская культура, позже внесли свой вклад и греки.

В Х веке, после Крещения Руси, в костюме появились элементы византийских платьев. В одежде этого времени уже преобладали элементы торжественности, ее стали украшать золотом, серебром, изделиями, покрытыми эмалью, чернью. Простой люд продолжал носить традиционную одежду, которая в большинстве своем была накладной (надевалась через голову). Изредка встречалась распашные вещи.

XII и XV века оставили немного источников о том, как одевались люди древней Руси. Благодаря изображениям в книжных миниатюрах, на иконах, фресках, современный человек имеет определенное представление об одеждах того времени. В этот период русский быт был изолированным. Костюм претерпел трансформацию – стал более солидным. Появились тяжелые, долгополые шубы, длинные кафтаны, висячие рукава.

В XVI-XVII веках и у мужчин, и у женщин появились новые элементы в одежде – кафтаны и зипуны. Поверх них зажиточные люди надевали шубы из дорогих мехов. Кафтаны представляли собой длинные, как платья, одеяния, к которым пришивали стоячие козыри (воротники). Чтобы показать свою состоятельность, их расшивали золотом, серебром, жемчугами. Кафтаны надевали на разные мероприятия – траурные, праздничные, в поездки. У женщин разнообразия практически не было. Их верхней одеждой были опашни (широкие вещи с полами, у которых капюшон оторачивался мехом). Рукава национального костюма были узкими, длинными, потому набирались на руки.

До восхождения на престол Петра I национальный русский костюм менялся медленно, новые фасоны осваивались десятилетиями. Но царь, побывав в Европе, решил облагородить облик подданных и в январе 1700 года издал указ «О ношении платья на манер Венгерского». За образец была взята французская национальная мода. Мужчин обязали носить короткие обтягивающие штаны – кюлоты, сочетая их с белыми чулками и камзолом. На ноги предписывалось надевать массивные башмаки с пряжками, а голову прикрывать напудренным париком. Женщины осваивали новую моду более охотно: широкие юбки на каркасе скрывали недостатки фигуры, туфли на высоком каблуке делали походку соблазнительной, а приталенная верхняя часть платья с глубоким декольте выгодно приподнимала грудь.

В конце XVIII–начале XIX века в холодное время года мужчины носили армяки из серого сукна, шубы (овчинные нагольные), шапки и кожаные варежки. В лютые морозы могли укрыть шею платком. Летом тоже надевали армяк, но понитковый, полукафтаны, под ними – рубаху. На ногах были порты, на головах – шляпы. У русских крестьянок теплой одежды почти не было. Летом они ходили в поневе (юбке) с рубашкой или в сарафане с рубашкой. Сверху, как и мужчины, надевали шушпан, армяк или сермягу.

Основные виды и формы

Носить одежду в древние времена нужно было, придерживаясь определенных правил. Очень большое значение имел социальный статус русской женщины. В связи с этим налагался запрет на некоторые виды национальной одежды. Также разнообразие русских нарядов зависело от региона проживания.

Женский

Основой женского национального костюма была рубаха длиной от 90 до 140 см, холщовая (льняная или конопляная). На каждый случай в жизни существовала своя одежда. Так, были покосные, пожнивные рубахи, в которых работали на полях.

Что касается форм, то они были двух типов:

  1. В виде туник (такие национальные одежды были распространены в южных регионах). Они имели прямоугольную форму (4 полотнища с тремя отверстиями – для горловины и двух пройм для рукавов). Вырез горловины оформляли пуговицей.
  2. На лямках (в северных регионах). Такие рубахи состояли из двух частей – юбки и лифа на оплечьях (лямках), к которым пришивали рукава.

Таким образом, выделялись рубахи сарафанного типа и поневного. У первого лиф короче, у второго – длиннее. Поверх рубах на севере России надевали сарафаны парчовые или с душегреей, епаничкой. Национальную одежду традиционно украшали полосой – вошвой.

Само слово «сарафан» персидского происхождения, в переводе оно означало «через голову». Однако на Руси таким наименованием редко пользовались. Чаще эту национальную одежду называли костычем, штофником, кумачником, синяком или косоклинником. Расцветок в русском народном костюме было множество – от темно-синих до темно-красных.

Девушки всех сословий наряжались практически одинаково, различия состояли лишь в цене мехов и тканей, украшений (золота, каменьев), расположенных на женском русском народном костюме.

Замужние женщины и те, которые жили на юге, носили вместо сарафанов поневу. Юбка в русском костюме играла важную роль, ее шили из трех цветных и одного черного полотнища. На темный клин надевали передник.

Национальные поневы были двух видов – глухими или распашными. Длина зависела от размера рубахи, на которую ее надевали. Обычно эту юбку шили из полушерстяных тканей, орнамент был клетчатый. На талии понева держалась благодаря гашнику (шерстяному шнурку). Сверху на нее надевался передник (запона с рукавами, занавеска, голянка, носов, нагрудень). Он предохранял одежду от загрязнения и был дополнительным украшением, поскольку расшивался узорами, лентами, вставками; края оформлялись кружевами, оборками. Верхнюю национальную одежду называли наплечной.

Завершали русский женский костюм телогреи (легкие пальто). Их обычно украшали нарядные воротники – оплечья или ожерелья, расшитые жемчугом и стразами. Пользовались популярностью и нагрудные элементы – безрукавка, душегрейка, приволока, нагрудник, шушпан, шушун, корсетник (в зависимости от региона). Все эти короткие наплечные вещи, которые покрывали верхнюю часть тела, отличались завязками, орнаментом, расцветками. Верхней национальной одеждой для жаркой погоды были холодник, летник – короткие одеяния, напоминавшие душегрею, шились они из синего холста, шерсти.

Зимой русская женщина надевала суконный опашень, шубу с откидными рукавами и широкими проймами для рук. Последняя шилась на меху из дорогих привозных тканей. В целом, русская женская одежда практически не отличалась от мужской национальной по конструкции, если не считать исключительно дамских вещей. Например, таковой являлся шугай. Это национальная одежда с глубоким запахом, в которой правую полу делали больше, чем левую. Она имела застежки – крючки или пуговицы, нередко шугай шили из шелка или парчи на меху, украшали орнаментом. Разновидностью этой вещи считали бугай – ее шили без рукавов и носили в основном состоятельные русские дамы. Другие названия шугая: епаничка (длинный плащ широкий и с капюшоном), трубалетка, сорокотрубка. Рукавиц как таковых у русских женщин не было, их заменяли муфтой – маленьким мешочком с прорезями. Рубаха Сарафан Епанечка Душегрея Муфта Понева Шугай

Мужской

Основой мужского русского народного костюма в допетровские времена были рубаха и порты (штаны). Крой сорочки был прост и удобен для передвижения и работы. По воротнику и обшлагам вышивали обережные орнаменты. Поверх национальных рубах надевались кафтаны, зипуны различных фасонов – их носили все слои общества. Шились эти вещи из самых разных материалов. Наиболее щегольским считался кафтан с козырем (высоким стоячим воротником), а также терлик, который наряду с ферязью изготавливали из золотой материи. От последнего он отличался отсутствием широких петель и короткими рукавами. Носили эту национальную одежду в основном при дворе, иногда обшивали мехом.

С каждым столетием русский национальный костюм мужчин претерпевал значительные изменения. Так, в петровские времена знать наряжалась по-европейски: в кюлоты, парики и прочие заимствования. В XIX веке под влиянием городской моды русские мужские костюмы начали шить из приобретаемой ткани. Первыми под трансформацию попали национальные рубахи – у них появился воротник-стойка. Вместе с тем начал несколько меняться привычный вариант мужского русского народного костюма. Появились штаны, сшитые из материала, который назывался нанкой или плисом (вариант бархата), а также вариации поясов, кушаков.

Что касалось портов, то состояли они из двух отдельных штанин, шились чаще всего из холстин. Позже появлялись разновидности вроде шаровар, которые носились в праздники.

В допетровские времена из Византии пришел княжеский плащ – корзно. Он закреплялся на плече застежкой-фибулой, оставляя правую руку свободной. Исконно русская верхняя одежда – шуба. Боярские отличались от тех, что носили остальные сословия. Шили их из самых дорогих материалов – рытого бархата, парчи, меха. Шуба как бы завершала образ боярина – столпа общества. Верхнюю одежду в присутствии государя русская знать снимать не могла, как бы ни было жарко в царских палатах.

Разновидности национальной мужской верхней одежды:

  1. Зипун – шили из домашнего сукна, с клиньями или сборками.
  2. Кафтан – длинный, с весьма просторной нижней частью. Он мог быть либо с невысоким стоячим воротником, либо без него. Другие названия: шабур, куцинка, гуня, кожух (из овечьих и телячьих шкур).
  3. Свита – халатообразная национальная широкая одежда. Иные названия: пониток, тайник, жупун, жупица. Шили из толстого сукна.
  4. Армяк (шили из овечьей шерсти). Это длинная расширенная книзу национальная одежда с большим воротником.
  5. Однорядка – широкая одежда до щиколотки, которую носили и женщины. Вещь без воротника с длинными рукавами.

Верхняя национальная одежда была похожа на женскую по конструкции, если не считать исключительно мужские виды – бекешу, бешмет. Последний представлял собой кафтан, который перехватывался по талии, иногда его делали отрезным, с клиньями. Ткани использовали разные, даже стеганые на вате. Зипун Кафтан Свита Армяк Однорядка

Праздничные и свадебные одежды

Национальный праздничный костюм русского мужчины практически не отличался от свадебного. Одним из основных атрибутов жениха был головной убор. Венчаться в церкви обязательно нужно было в шапке, только когда начинался пир, ее можно было снять. Обычно это был нагольный аксессуар (из шкуры кожей наружу), либо с меховой оборкой, редко – простой круглый. В некоторых регионах русские мужчины надевали красный плат, который складывали по диагонали, заправляли булавкой. Невеста шила жениху рубаху и порты.

Свадебная национальная одежда жениха состояла из красной рубахи, которая вышивалась по манжетам рукавов, вороту и подолу. Узоры были не только украшением, но и оберегом: охраняли хозяина или хозяйку от разных бед. Праздничным украшением национальных рубах были богато вышитые съемные зарукавья и оплечья, воротник. Под них русский мужчина надевал белую сорочку (нижнюю, нательную). Порты были не такими яркими, расцветки – скромными, орнамент почти не делали. Обязательно нужно было быть подпоясанным кушаком (кожаным или тканевым). В зимнее время сверху знатные мужчины надевали охабень (вещь с длинными декоративными рукавами, которые завязывали на спине) и ферязь. Последняя представляла собой национальную одежду, которая застегивалась на груди накладными петлями, отличалась наличием длинных рукавов: правый надевался в сборку на руку, а левый свободно свисал.

Русским женщинам по праздникам полагалось надевать два наряда – женский и девичий. Между собой они отличались наличием дополнительных атрибутов.

Русскому праздничному наряду присуща многослойность. Женщины надевали:

  1. Сорочицу, нижнюю рубаху. Это простой базовый вариант национальной вещи. Белый цвет считался признаком невинности. По подолу ее могли украшать обережной вышивкой.
  2. Вторую рубаху – из более дорогой ткани. Рукава у нее были длинными, чтобы можно было сделать из них оборки и украсить обручами или манжетами с пуговицами.
  3. Национальную поневу или сарафан.
  4. Передник.
  5. Пояс и подвески на него.
  6. Шубку (тулуп).
  7. Муфту (в зимнее время).
  8. Головной убор (венец, повязку), кичку, сороку, кокошник.

Русские костюмы обязательно было украшать различными знаками. Верхний мир (небо) символизировал головной убор. Его орнамент состоял из солярных (солнечных) знаков, крепили также нитки с жемчугом или бисером (дождь). Средний мир (воздух) – рубаха, нижний (земля) – подол. Нередко последний украшали ромбами (как символ поля, плодородия).

Головные уборы

Особое внимание уделялось головным уборам. По ним, как и по национальным русским костюмам, можно было отличить знать от бедняков, а также определить, откуда родом владелец. Основу головных уборов мужчин составляла шапка. Русские крестьяне носили валяные колпакообразные (из сукна или войлока), а также более низкие с меховым околышем. Среди других национальных головных уборов были:

  1. Треуха – шапка, подбитая мехом.
  2. Тафья – небольшие головные уборы, которые были расшиты жемчугом. Носили только бояре и знать.
  3. Мурмолка – национальная шапка с зауженным кверху краем.
  4. Горлатная – высокая меховая шапка, которую в праздничные дни носили бояре. Делалась из горлышек пушных зверей.

Русская девушка должна была ходить простоволосой (открывать волосы).

Разнообразию девичьих национальных головных уборов не было предела. Они носили:

  1. Полотенце (ширинка, наметка) – узкая холстина, у которой края завязывались сзади.
  2. Круг (обруч) – делался из коры деревьев или картона и обшивался тканью.
  3. Лента (золотнуха, повязка) – почти как полотенце, только делалась из дорогой ткани, парчи.
  4. Венец (коруна, челка, рефедь, ряска). Праздничное национальное украшение головы, которое декорировали бусинами, перьями.
  5. Платок (косинка, фатка). Обычно был недомотканным, завязывался сзади.

После замужества голову уже нужно было закрывать. Так, сначала русские женщины носили кичку молодухи. С рождением малыша ее меняли на рогатую кичку – это высокий лопатообразный головной убор или повойник. Изделие символизировало плодородие. Одной из разновидностей кички была сорока. Отличие состояло в том, что лоб она прикрывала больше, а бока, наоборот, открывала. Расшивался этот национальный головной убор бисером, перьями, лентами и искусственными цветами. Чтобы не показывать волосы, на кичку надевали убрус – платок.

Кокошники считались праздничными национальными украшениями головы. Некоторые их разновидности носили девушки, а в основном – замужние русские женщины, когда выходили в люди. В остальное время не снимали повойник или платок.

Треуха Тафья Мурмолка Горлатная Полотенце Кичка рогатая Кокошник Повойник

Обувь

В разных частях огромной страны национальная обувь называлась по-разному: обувок, обутка, обуй, обуя или обуща. Из истории русского народного костюма известно, что славяне сначала носили подошву из кожи, загнутую кверху и зафиксированную на лодыжках ремешком или лыком. Прародители современных ботинок назывались курпами, поршнями или опанками. Примерно в одно время с ними появились лапти – легкие национальные тапочки, сплетенные из лыка, вязи, ракиты, бересты. Надевали их на работу, и лишь самые бедные люди ходили в изделиях постоянно, даже зимой. С лаптями носили обертки, которые закреплялись привязками. Другие названия национальной обуви: онучи, портянки, обмотки, калоши, завои.

Грубая сельская обувь называлась постолами. В Х веке появились небольшие национальные сапожки высотой чуть выше лодыжки, с разрезом спереди. Перед крещением Руси в обиход вошли высокие модели из кожи.

Летом носили курпы, поршни и чеботы, сшитые из цельного куска кожи, которые нередко были на каблуках, обитых подковками. В холодное время года на ноги надевали коты (башмаки), сапоги, ощетни (из кожи с щетиной) и валенки. Сапоги (ичиги) были достаточно распространенной обувью. Изготавливали их цельными (вытяжными), либо выворотными (с пришивными голенищами) из кожи. Для большинства русских крестьян они являлись праздничной обувью, их оберегали и даже передавали по наследству.

У мужчин и женщин обувь различалась лишь оформлением, фасон оставался неизменным. Для детей изделия делали такими же, как для взрослых. Женские праздничные национальные сапоги расшивали бисером, кружевом и обережной вышивкой. Валенки Лапти Поршни

Традиционные ткани и цвета

Излюбленным цветом славян был естественный белый (базовый). Желтый, зеленый или оранжевый делали искусственно путем дубления коры. Распространенным цветом одежды был синий, а праздничным вариантом – красный. Последний делали из настоя кирпича, корней морены.

По составу ткани определяли статус русского человека: чем изысканнее и дороже наряд, тем богаче его владелец. Знатные люди могли себе позволить фабричную материю и экспортные дорогие варианты: шелк (паволоку), аксамит и парчу. Простые русские люди шили одежду из шерсти, льна, конопли. После 19 века на деревенских ярмарках уже можно было приобрести сатин, ситец, парчу, штофу или позумент.

Лен при выделке приобретал серебристо-серый цвет, и его отбеливали при помощи золы, снега и солнечного света. В зависимости от степени выделки получался грубый, суровый или тонкий холст. Из последнего шили праздничные национальные наряды (платки, крестильные рубашки, платья). Грубый холст использовали для подстав к женским рубахам и повседневной одежды. Наиболее ценным материалом считали волосень — шерсть молодой овцы, которую не стригли весь год. Из длинных волокон делали нитки для вышивки. Из обычной шерстяной ткани шили поневы, сарафаны, рубахи.

Шерстяную или полушерстяную толстую домашнюю ткань (сукно, пониток, сермяжину) использовали для шитья верхней национальной одежды. Меха могли себе позволить богачи – для них добывали куниц, белок, соболей. Простым русским людям были доступны овчина и шкуры диких животных.

Национальную одежду обязательно украшали вышивкой, домотканым кружевом. Узоры в центральных и южных русских губерниях отличались от северных насыщенными цветами, разнообразием орнаментов: клеток, полосок, елочек, копытец, лапок, уступов, репьев, струй. В качестве украшений по краям национальных платьев пришивали кружевные ленты со вставками цветной ткани и вышивки.

В вышивке использовали бисер, блестки, ленты и другие украшения. Рисунки могли также вышить или нанести с помощью воска, специальных дощечек.

Лен Сукно Шерсть Парча Шелк

Украшения платья

Неотъемлемым элементом русского народного костюма был пояс. Аксессуар использовали для всего – сарафанов, рубах, верхней одежды. С поясом вещи плотнее прилегали к телу и лучше согревали. Также пояс выполнял эстетическую функцию. Нередко к нему привязывались предметы быта: сумочки, гребни, ключи. Поясными украшениями были пряжки, красиво обработанные, с блесками, лентами, пуговицами, стеклярусом.

Из шейных украшений русские женщины носили бусы и ожерелья. Последние представляли собой медальоны или подвески в виде полумесяца – лунницы. Также такое наименование давали украшению типа съемного воротника у рубах, шуб, кафтанов. Дорогие ожерелья-воротники надевали русские бояре и боярыни.

Девушка в национальном костюме, сделанном своими руками, могла удачно выйти замуж, так как оценивали красавиц по вышитой запоне (фартуку) или украшенному сарафану. От мастерства зависела будущая жизнь. Древнерусские костюмы украшали бусами, подвесками из камней и металла, ожерельями. Вместо застежек использовали фибулы – булавки. Украшали манжеты, грудь и шею. В XI веке на руки надевали зарукавья – браслеты из бисера и причудливо переплетенных нитей. Их также называли накладными обшлагами.

Национальная вышивка, возникшая еще в период язычества, долгое время играла важную роль в жизни славян. Орнаментом украшались части русского костюма, через которые на человека могли повлиять нечистые духи: горловина, грудь, подол, рукава, головной убор.

Региональные особенности

Несмотря на разные климатические условия и этнические особенности, в одежде многих русских регионов были одни и те же элементы. Отличие составляли некоторые детали. Так, для женского образа важно было наличие:

  • рубахи;
  • национального сарафана (поневы или юбки);
  • передника;
  • обуви;
  • головного убора;
  • верхней одежды;
  • навесных украшений.

Согласно классификации выделяются южные и северные регионы. В первых у женщин основу образа составляли национальные поневы, у вторых – сарафаны.

У мужчин костюм состоял из:

  • рубахи;
  • портов;
  • обуви (лаптей);
  • головного убора;
  • верхней одежды;
  • пояса.

В России национальные костюмы народов нередко отличались вышивкой, кроем, цветами. В каждой губернии были свои верования и приметы, на основе которых создавалась вышивка и кружево.

Что касается русских национальных головных уборов, здесь четкой грани не было. Однако существовал небольшой ориентир: с поневой чаще надевали рогатую кичку с сорокой, с сарафанами носили кокошники разных разновидностей, либо платок. В целом особенности русского национального костюма следующие: ручная кропотливая работа, масса украшений и яркие цвета. Наиболее богатым был южный костюм. В разных губерниях народная русская юбка сшивалась из трех или четырех клиньев.

Определить регион проживания можно было и по национальному кокошнику. Например, в Пскове носили конусообразный головной убор с «рогом», украшенный по очелью «шишками», а отличительной чертой тверского костюма являлась высокая плоская шапка с наушами и понизью, закрывающая лоб. В средней полосе намного чаще использовались дорогие заморские ткани (шелк, атлас или парча).

Элементы национального костюма в современной моде

Традиционный костюм народов России вдохновляет дизайнеров ведущих домов мод. Толчком к такому интересу невольно послужила революция 1917 года, когда русские аристократы массово уезжали в Европу. Помимо фамильных драгоценностей они везли с собой традиционную одежду, платки, обувь и головные уборы. Многообразие узоров, нежнейшая вышивка, воздушное кружево заинтересовали европейского обывателя, и вскоре Европа начала носить платья с элементами русского костюма.

Современная одежда имеет следующие черты русского этно-стиля:

  1. Сочетание в вещах белого и красного, а также синего, зеленого, золотистого и черного цветов.
  2. Древнеславянские орнаменты, вышивка.
  3. Рукава-фонарики.
  4. Шапки-ушанки, круглые меховые шапки, варежки.
  5. Платки и шали.
  6. Браслеты из кожи и дерева.

Стилизованный под кокошник русский национальный головной убор довольно часто используют любительницы эпатажа для выступлений и фотосессий, к тому же он постоянно фигурирует на модных показах.

Например, Джон Гальяно создал этническую коллекцию по мотивам женского русского национального костюма с дубленками и валенками. Верхняя одежда в стиле древней Руси принесла своему создателю оглушительный успех. Светлана Левадная, дизайнер из Крыма, уверена, что народные русские костюмы России – это не красно-желтые сарафаны, а нечто большее. Она адаптировала традиции в современном искусстве. Платья из ее коллекции выдержаны в нежных, пастельных тонах, расшиты вручную и украшены тонким кружевом.

Дизайнеры бренда Tsar Bird вовсю используют русские этнические элементы, вышивку, ленты и кружево. Косоворотки, рубахи, платки, валенки, кафтаны и даже головные уборы в виде кокошников с орнаментом из цветов и сказочных птиц рождаются в мастерских торговой марки как по мановению волшебной палочки. Не только старинные национальные узоры, но и элементы кроя, части костюма заимствованы брендом в наследии русского народа.

Русский народный костюм

1. История русского костюма.

2. Женский русский народный костюм.

3. Мужской русский народный костюм.

4. Детский русский народный костюм.

5. Особенности и значение деталей русского костюма.

6. Особенности русской одежды по регионам.

7. Любопытные факты про русский костюм.

8. Русский колорит мировой моды.

Национальный костюм каждого народа – это удивительное явление, отражающее особенности культуры народа, его историю. Он помогает лучше понять суть менталитета коренных жителей. В конце концов, это всегда очень красиво и познавательно.

Одним из самых интересных и необычных национальных костюмов является русский народный. При одном только упоминании о нем сразу возникает ассоциация: роскошная русская красавица с косой до пояса, в расшитом драгоценными камнями кокошнике, в узорчатом сарафане и юноша с русыми волосами, в рубахе, в лаптях. Красота!

Но, к стыду каждого, мало кто знает историю происхождения русского народного костюма. Что ж, давайте исправим этот факт?

История русского костюма

Русский костюм – очень сложное, многогранное явление. В нем выразилось стремление русского человека к красоте, к улучшению своего быта. Это объект материальной культуры. При его создании использовались самые разные прикладные искусства и ремесла, получившие развитие на Руси:

  • ткацкое ремесло;

  • искусство вышивки;

  • вязальное ремесло, искусство изготовления кружев;

  • ювелирное искусство (многие элементы костюмов украшались, например, резными пуговицами из серебра и золота, кокошники – драгоценными камнями и т. д.).

Вот сколько связей у национального русского костюма! И это лишь основные. Не упомянуты искусство шитья, рисования (для пошива костюмов знати использовались эскизы) и многое другое.

Традиционно русский костюм имел несколько отличительных черт:

  • вся одежда делилась на распашную (то есть застегивающуюся на пуговицы или специальные крючки) и накидную (она надевалась, как нынешние футболки, через голову);

  • для народного русского костюма характерно большое количество верхней одежды – различных накидок, епанчи, шуб и т. д.;

  • есть известная теория: «Москва – третий Рим»; неудивительно из-за этого, что многие предметы одежды, отдельные элементы, украшения, методики изготовления костюмов были родом из Византийской Империи и, конечно, из близкой к Руси Польши – Речи Посполитой.

Формирование русского национального костюма закончилось примерно в 17 веке. После этого начались изменения, связанные с реформами императора Петра I. Как известно, этот государь очень стремился «прорубить окно в Европу», и в связи с этим произвел реформирование не только традиционного жизненного уклада, но и даже посягнул на «святая святых» — на национальный русский костюм. Так, с приходом Петра к власти традиционную русскую одежду могли носить лишь некоторые сословия, преимущественно низкого положения:

  • крестьяне;

  • монашество;

  • духовенство.

Интересно! До петровской реформы существовал даже указ «О защите национальной самобытности» от 1675 года. Согласно ему, например, московские дворяне не имели права носить одежду заграничного образца. Не имели права на это и их слуги, и стольники, и многие другие.

С приходом Петра I начались серьезные изменения. Появилась мода, которой до этого не существовало: была лишь парадная, нарядная, передающаяся по наследству, одежда, а была повседневная. Ее фасоны не менялись десятилетиями, или менялись настолько незначительно, что этого не было даже заметно.

С реформированием друг друга стали сменять следующие национальные европейские костюмы:

  • венгерский;

  • французский;

  • немецкий – он дольше всех продержался в истории русской моды и смог почти полностью вытеснить национальный костюм.

Между прочим, за въезд в города в русской одежде (как и с бородой) полагался налог – до 2 рублей, если въезжающий был конным.

До начала 20 века русский национальный костюм стал по большей части одеждой крестьян. Сегодня национальный костюм используется чаще на тематических мероприятиях и не носится «в быту». Это негативная тенденция, ведь в странах Азии, например, в Японии, почти все невесты до сих пор выходят замуж в традиционном белом кимоно, юката – летний вариант простого хлопкового кимоно – носят и в быту, например, вместо банного халата на горячих источниках, в гостиницах, на отдыхе. В юката можно выйти в город, и это будет выглядеть совершенно естественно. В России, к сожалению, такая национальная самобытность сохранилась в гораздо меньшей степени.

Женский русский народный костюм

Женский русский народный костюм отличался восхитительной красотой, большей яркостью и эстетичностью, роскошью убранства, чем мужской. И это неудивительно, ведь женщина на Руси всегда была олицетворением изящества, нежности, была хранительницей домашнего очага, источником вдохновения и любования. Поэтому даже одежда простолюдинок была богато украшена вышивкой, оставаясь яркой и красивой.

Традиционно более популярным и интересным была сарафанная костюмная традиция. Как можно понять, основой костюма служил сарафан – женская одежда, напоминающая платье, но без рукавов. Сохранились следующие варианты кроя русских женских национальных сарафанов:

  • туникообразный (самый простой и «прямой» вариант сарафана);

  • косоклинный – с широкой пышной юбкой;

  • прямой – сарафан, юбка которого представляла собой сшитое по боковому шву полотно ткани с лямками и без лифа;

  • прямой с лифом;

  • прямой с лифом на кокетке – очень красивый, нарядный сарафан, который даже называли «полуплатьем», настолько он был эффектным.

Популярны для пошива сарафанов были хлопок, лен, ситец, реже – шерсть. Знать могла позволить себе роскошные ткани типа парчи или шелка. Сарафаны богато декорировались вышивкой, кружевами, пуговицами. Очень красивые и эффектные нарядные сарафаны можно увидеть в разделе «Русские сарафаны».

Под сарафан обязательно надевалась рубаха – главная одежда женщины, которую носили когда угодно, но только не при гостях. Знать могла позволить себе «горничные», то есть домашние, богато украшенные рубахи, которые носились только в горнице.

И крестьянки, и знать носили шубы, душегреи, летники и другую верхнюю одежду. Знать могла позволить себе шубку – облегченный женский вариант шубы с красивым меховым воротником.

Одежда преимущественно шилась из белых и черных, коричневых, желтых, бурых и других тканей. Самым популярным праздничным и нарядным цветом был, конечно, красный – даже свадебные наряды чаще всего шились именно из красных «прекрасных» тканей. И повседневная одежда старательно расшивалась и украшалась. Парадные же наряды могли декорироваться золотыми и серебряными нитями, жемчугом и другими драгоценностями.

Отличительной чертой женского народного костюма было большое разнообразие головных уборов. Например, кроме известного кокошника, существовали сорока, кичка, очипок (свадебный головной убор) и рогатая шапочка-«кичка», или кика, которую могли носить исключительно замужние женщины по праздникам. Кика полностью закрывала волосы, и поэтому очень богато украшалась.

Мужской русский народный костюм

Мужской национальный костюм на Руси был куда менее эффектным, чем женский. Его основой была рубаха, которую крестьяне носили как верхнюю одежду, а вот знать – как нижнее белье.

Шили рубахи с воротом (косоворотки) или без него из разных тканей. Самыми популярными были:

  • лен;

  • хлопок;

  • шелк.

Интересно! Как и у богатых женщин, у знатных мужчин были горничные рубашки, которые шились только из шелка.

Рубахи могли быть простыми, без украшений, но чаще всего богато расшивались яркими нитками. Посмотреть на такие можно в разделе «Русские косоворотки», там собраны лучшие образцы традиционной вышивки на мужской национальной одежде.

Помимо косоворотки, в повседневности мужчины носили порты, штаны или гачи, онучи, сапоги и лапти, подпоясывали рубаху нешироким пояском.

Большим разнообразием отличалась верхняя одежда и головные уборы. Некоторые из них, например, небольшую шапочку наподобие тюбетейки, тафью, даже не снимали в церкви.

Детский русский народный костюм

Основой детского русского народного костюма также служила рубаха. Причем считалось, что первой рубахой у мальчика должна быть ношеная рубаха отца, у девочки – матери. Визуально детская одежда ничем не отличалась: это были косоворотки с вышивкой.

Особенности и значение деталей русского костюма

Русский национальный костюм – это по-настоящему колоритный наряд, где каждая деталь имела свое значение.

Костюм никогда не надевался просто так, он был символичен. Вот лишь самые основные значения его основных деталей:

  1. Вышивка служила своего рода оберегом от злых сил, поэтому даже повседневная и траурная одежда обязательно красиво вышивалась. Только вдовьи рубахи и сарафаны не были вышиты.

  2. Интересно, что в вышивке доминировало всегда изображение ромба – оно ассоциировалось у русичей с солнцем и счастьем. Вышивка всегда имела сакральное значение.

  3. Головные уборы для замужних дам и незамужних девиц сильно отличались – например, девушки украшали волосы лентами, обручами, платками, в то время как замужние дамы обязательно полностью закрывали волосы на улице. Кокошник могли носить только замужние женщины на праздник.

  4. Праздничный наряд мог включать до 20 элементов одежды (у женщин), в то время как повседневный – до 7.

Подробнее познакомить с особенностями русского костюма может вот это видео: https://www.youtube.com/watch?v=g_mkyZVpSGE.

Особенности русской одежды по регионам

Русский национальный костюм очень отличался в зависимости от региона. Существовало две основные традиции русского костюма:

  1. Северный. Это традиционные русские сарафаны, кокошники, косоворотки, роскошные шубы и телогрейки. Это самая известная «версия» русского национального костюма.

  2. Южный. Это, пожалуй, традиционная казачья культура. Например, женщины здесь носили не сарафаны, а поневы – это особые юбки из сукна, хлопка, льна или шелка, которые девица могла надеть только тогда, когда достигла возраста невесты и проходила специальный обряд «вскакивания в поневу».

Интересно, что мужской костюм на севере и юге России был довольно похож, в то время как женский почти полностью отличался.

Любопытные факты про русский костюм:

  1. Сарафан – это не исконно русское, а иранское слово. Означает «полностью одет».

  2. Существовала праздничная, повседневная одежда и одежда для работы, свадебные костюмы, «для кручины» и многие другие. Рубаха специально для жатвы в сезон считалась праздничной.

  3. Новую одежду (из неношеных тканей) ребенок получал, когда ему исполнялось 3 года.

  4. Головной убор обязательно надевали на улицу. Выйти без него аналогично тому, что сегодня появиться на улице мегаполиса голышом.

  5. Русский национальный костюм включал в себя даже убранство волос – например, незамужняя девушка могла носить распущенные волосы и обруч на голове, а замужняя дама обязательно заплетала две косы и надевала головной убор.

Русский колорит мировой моды

Сегодня «Русский след» в мировой моде очень значителен. Он вдохновляет именитых дизайнеров создавать роскошные шедевры высокой моды, возрождать элементы национального русского костюма.

Так, в разные годы к элементам русского стиля обращались:

  • Пьер Карден;

  • Карл Лагерфельд (он одел моделей в традиционные кокошники, наподобие тех, что можно встретить в разделе «Кокошники»;
  • Джон Гальяно (для Диор; он создал коллекцию «Русский балет», где представил кимоно, выполненное в традиционно русском стиле») и т. д..

Русское культурное наследие, в частности, национальный костюм, вдохновляют западных кутюрье, а современные российские дизайнеры через призму изменчивой моды все чаще стремятся переосмыслить непростую историю своей родины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *