Русский язык 4 класс задания

Карточки и тренировочные упражнения по русскому языку для 4 класса

Карточки и тренировочные упражнения по русскому языку для 4 класса

Карточка № 1

Непроизносимая согласная в корне слова. Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово, в котором проверяемый звук четко слышится: окрестность – окрест; но: чудесный – чудеса. (Вставь, где нужно пропущенные буквы)

че…ный

чуде…ный

коры…ный

здра..ствуй

чу…ство

хру…нуть

ча…ный

капу…ный

изве…ный

прекра…ный

нена…ный

повес..ка

праз..ник

хле…нуть

ежеча…ный

мес…ный

преле…ный

вла…ный

страс..ный

гиган…кий

шотлан..ский

зави…ливый

запа…ный

тро…ник

радо…ный

ус…ный

облас..ной

аген..ство

громо…кий

па…бище

тяжелове..ный

де…тво

вку…ный

гру…ный

жалос..ливый

ненавис..ный

турис..ский

яро…ный

ужа…ный

звез…ный

опа…ный

окрес…ный

счас..ливый

лес..ница

сви…нуть

че…вовать

напра…ный

по…ний

Карточка №2

Безударную гласную в корне слова можно проверить, если подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы проверяемая гласная стояла под ударением: колосок – колос, колосья

р..веть

вып..дать

уд..вительно

тр..п..тать

зав..зать

пос..нел

в..сят

в..терок

уг..щал

ск..льзнул

вр..дить

прит..мился

разл..вать

х..телось

зар..дил (ружье)

цв..тет

п..рник

всп..л..шились

п..м..гал

др..в..сина

затр..щал

нач..ла

бл..зн..цы

п..лила

взгл..нуть

разв..рнули

п..стух

пот..рялся

нед..леко

ср..ди

встр..чать

похв..ла

т..снота

б..р..га

зам..р

к..лечко

м..хнатый

з..л..неет

в..дил

п..л..сатый

выст..вка

хл..почет

т..мнота

т..рг..вать

пр..мой

б..ятся

ут..нула

п..ляна

узн..вал

см..листые

ост..новка

выч..сления

отв..чать

тр..сет

л..нейка

встр..чаться

др..здиха

д..лина

..ловая

п..хучие

Карточка №3

Чтобы проверить парную согласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы проверяемая согласная стала хорошо слышна: дорожка – дороженька; зуб – зубной.

наскво..ь

жес..кий

кру..ка

стару..ка

фура..ка

ло..ка

пове..

про..ка

прора..

бли..кий

ле..кий

вере..ка

стру..ка

поду..ка

у..кий

зы..ь

прору..ь

ла..ка

тря..кий

ро..кий

теле..ка

гла..ко

подру..ка

пло..кий

тулу..

жира..

бро..ка

жу..кий

варе..ка

(нет) горо..ка

сколь..ко

селе..ка

вя..кий

гры..

шка..

гу..ка

чу..кий

кры..ка

сторо..ка

бедня..ка

сере..ка

вле..

шля..ка

рука..

заря..ка

Карточка №4

Мягкий знак пишется на конце существительных женского рода единственного числа: рожь, мышь, молодежь. У существительных мужского рода Ь не пишется: нож, плащ.

лещ..

полноч..

плющ..

дрож..

печ..

кумач..

шалаш..

паралич..

дергач..

вещ..

сторож..

помощ..

ключ..

тираж..

смерч..

товарищ..

борщ..

обруч..

ковш..

пустош..

упряж..

калач..

картеч..

ткач..

бич..

туш..

глуш..

молодеж..

ерш..

мелоч..

стриж..

мятеж..

врач..

обруч..

лож..

меч..

трубач..

выигрыш..

бреш..

тиш..

брош..

камыш..

богач..

ветош..

пугач..

Карточка №5

Вставь, где нужно, двойные согласные.

ва…а

…ора

коло…а

о…аять

ко…ектив

чугу…ый

килогра…

ра…о

а…ея

А…а

гру…а

су…ота

па…ажир

карма…ый

ра…тояние

Ро…ия

ка…а

ра…веет

со…ый

жу…ит

о…епель

телегра…а

дли…ый

кра…ный

су…а

дро…и

гри…

осе…ий

ко…екция

тума…ый

дли…а

деревя…ый

шо…е

ра…каз

ра…ий

око…ый

лимо…ый

коми…ия

програ…а

стекля…ый

Карточка №6

Разделительный твердый или мягкий знаки?

брат..я

в..езд

с..ежился

об..ят

из..ятие

из..явить

нав..ючит

с..язвил

плат..е

бур..ян

об..ем

пол..ет

от..езд

об..явление

обез..яна

почтал..он

об..езчик

колос..я

журчан..е

свин..я

под..ем

кол..я

ул..и

ноч..ю

в..юн

в..юга

павил..он

раз..единить

Ул..яна

ненаст..е

птич..я

к руч..ю

волч..и

п..еса

ад..ютант

батал..он

под..емный

печен..е

Мар..я

птич..и

раз..яснил

с..емка

ш..ет

рел..еф

сер..езный

кур..ер

здоров..е

пред..явить

грозд..я

вз..ерошить

раз..яренный

друз..я

в..ет

заяч..и

б..ется

бар..ер

чирикан..е

с..ехал

чут..е

руч..и

Тренировочные упражнения на повторение материала.

  1. Вставь пропущенные буквы, запиши слова в три столбика. Подчеркни орфограммы. Впиши в каждый столбик по одному слову.

  1. Исправь в тексте ошибки.

Диревня сасновка стоит нахалме. Под горой тичёт река вязьма. Правый берек Вязьмя крутой. По трапинке ребята спустилесь на пляш. У берига плавают кувшынки надлинных стеблях. Окола старай берёзы бёт из-под зимли радник. девочки пют прохладную вадичьку из ключя. Мальчики ныряют в воду.

3*. Придумайте не менее 5 слов, существительных, заканчивающихся на –ло (дупло) с разным лексическим значением.

  1. … — ло – место жительства, не город _____________

  2. … — ло — работа, труд, _______________

  3. … — ло — снег укрывает землю, словно ____________

большое …

  1. … — ло — помогает плыть на лодке _______________

  2. … — ло — есть у птицы. __________________

Тренировочные упражнения на повторение материала.

  1. Вставь, где нужно, непроизносимую согласную

корыс…ный

ненавис..ный

ярос…ный

трос…ник

извес…ный

прекрас…ный

повес..ка

хлес…нуть

страс..ный

гиган…ский

завис…ливый

запас…ный

облас..ной

аген..ство

пас…бище

ужас…ный

окрес…ный

лес..ница

свис…нуть

напрас…ный

2. Разделительный твердый или мягкий знаки?

из…явить

нав…ючит

с…язвил

бур…ян

пол…ет

об…езчик

колос…я

журчан…е

кол…я

ноч…ю

в…юн

раз…единить

птич…я

к руч…ю

п…еса

печен…е

сер…езный

кур…ер

пред…явить

вз…ерошить

3. Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву.

________________ — зац…пил, ______________ — запа…, ________________ — упако…ка,

_______________ — доста…ка, __________________ — руба…ка, ________________ — тулу…., ________________ — п…рнатые, _____________________ — прол…вной (дождь), __________________ — отпр….влять, ____________________ — похв….лили.

4. Подбери и запиши однокоренные слова:

Круг — __________________________________________________________________

Запиши форму слова:

Круг — __________________________________________________________________

Вставь пропущенные буквы.

Тренировочные упражнения: окончания прилагательных, род имён существительных.

  1. Найди в предложениях прилагательные, подчеркни их. Выдели в них окончания.

Миндальные орехи имеют горьковатый привкус. В хлебнице лежали вафли и конфеты. На деревьях распустились молодые зелёные листочки. Ксюша надела красное платьице и беленькие туфельки. Котёнок Пушок был с зелёными глазками, розовым носиком и рыжими усиками. У медведя огромные мохнатые лапища.

  1. Измени прилагательные по вопросам.

Свежий, чистый, синий.

Какая? _________________________________________________________

Какое? _________________________________________________________

Какие? _________________________________________________________

Каких? _________________________________________________________

Какого? ________________________________________________________
Каким? ________________________________________________________

О каком? _______________________________________________________

О какой? _______________________________________________________

  1. Выпиши существительные в три столбика.

Гора, капель, облако, волчонок, грязь, цветок, озеро, дерево, запеканка, запах, автобус, дно, кольцо, обруч, карусель.

Тренировочные упражнения 3-я четверть.

Задание 1. Вставь, где нужно, букву непроизносимого согласного.

Задание 2. Исправь ошибки.

Шъёт платье, журчяние ручя, съедают лисьтья, сьёмка обезъяны, въётся въюн, обедаться воренъем.

Задание 3. Подчеркни однокоренные слова.

Побег, бегун, беговая, бегуны, про бегуна, разбег, о бегунах, пробежка, бегунья.

Задание 4. Образуй с помощью приставок новые слова так, чтобы в них были двойные согласные на стыке приставки и корня.

Тащить, считать, держать, смотреть, таять, водить, спорный.

Задание 5. Найди слова с приставками. Выдели приставки.

Вдоль тропинок растёт подорожник. Я написала начало рассказа. Подчеркни орфограммы в словах. В стакан налили воды. Выполни вычисления правильно.

*Задание 6. Образуй слова. Возьми от данных слов указанные части и запиши получившееся слово в последнюю колонку.

Корень

Приставка

Суффикс

Окончание

Новое слово

дорожный

подвинул

грибник

приставить

подоконник

берёзка

нога

бережок

пришёл

осенний

спелый

Задание 6. К глаголам из текса поставь вопросы, выпиши. Определи время, число глагола и, если можно, род.

Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чернеет шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!

Клювик у птицы тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им.

Задание 7. Выпиши только те слова, с которыми НЕ пишется раздельно.

Задание 8. Разбей слова на три группы. Запиши их в три столбика. Вставляй пропущенные буквы.

Б…льница, в..левой, об…днеть, нал…вает, б..глец, гр..зовая, г…ристый, выг..н, зал…гают, б..ловатый, гр…мыхать, гр…знуля.

Задание 9. Прочитай текст. Определи тему текста и его главную мысль.

Ель – очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поет в скрипке, в рояли. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели.

Тема текста: _____________________________________________________________________

Главная мысль: __________________________________________________________________

Тренировочные упражнения 3-я четверть.

Вставь безударные окончания имён прилагательных.

Рассуждай так: о здешн… жителе. О жителе (каком?), в вопросе окончание –ОМ, значит выбираю – ОМ или –ЕМ. О здешнем жителе.

1. Вставь пропущенные окончания, спиши в тетрадь. См. образец.

От свеж…. сильн… ветра, к огромн… син… облаку, для пахуч… сирени, о близк… хорош… друге, за стар… дальн… деревом, дождлив… осенн погоду, перед зимн… трескуч… морозами.

Образец: перед морозами (какими?) зимними, трескучими.

2. Подбери по 3 прилагательных с –нн, с суффиксами – оват (еват), — еньк. Запиши в тетрадь, разбери по составу.

Вставь безударные окончания имён прилагательных.

На мёрзл…. землю легла зима. Гибк….. стволы над лесными дорогами согнулись кружевными арками. В зимн…. лесу много звериных и птичьих следов. По краю глубок….. оврага стоят огромные осины.

В мягк…. осиновых стволах устраивают свои дупла дятлы. Над речкой склонилась ива с тонк…. длин….. ветвями. На снегу видны следы бобров. Ива и осина служат им главн…. зимн….. кормом.

  1. Измени местоимение, записанное в начальной форме. Спиши текст.

Недалеко от (я) покачивалась ветка сосны – на (она) сидели дятлы. Вдруг дятлы стали летать надо (я) с резким криком.

Из рощицы вышла птица. Пёрышки (она) были окрашены в светлый цвет, а на (они) тёмные пятна и чёрточки. Это была глухарка. Вслед за (она) выскочили глухарята.

  1. Над местоимениями укажи лицо и число.

Вставь пропущенные буквы. __________________________________

Исправь ошибки:

Лесную полянку укрыл пушыстый снежок. Но полянка живет. Вот старый пинек. Вуютнай квортири под карой спрятолись от стужи букашки. В норке между карнями лижит ящерица. Жук улекся в крохотной спаленки. В конафке на крою полянке под снегом спят лигушки. Рядом в кучи хвороста зоснул их враг – ежик.

Тиха и пустыно на полянке. Толька дятел сидит на сосенке и тоскает из шишки вкусныи симена. Иной раз про бежит по полянке лесица или биляк.

Вставь, где нужно, мягкий знак: (1в)

Вставь, где нужно, мягкий знак: (2в)

Трубач.., выигрыш.., бреш.., блаж.., без луж.., обознач.., увлеч..ся, тиш.., брош.., перепряч.., камыш…, из-за туч.., богач.., ветош.., улыбаеш..ся, без задач.., пугач…

Подчеркни грамматическую основу. Найди предложения с однородными членами, покажи графически их наличие.

Правила дорожного движения помогают поддерживать порядок на дорогах. Стрижи и ласточки на лету ловят насекомых. Страшно зашумел, загудел лес. Пришла грустная пора прощания. Изредка свежий ветерок шумел листьями. Затрещали лютые морозы и реки покрылись льдом. Скоро стих ветер, перестал стучать в окна. У белки цепкие коготки, зоркие глазки, острые зубки.

Использованная литература:

О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. Справочное пособие по русскому языку.

Л.А. Ахременкова. К пятёрке шаг за шагом 2-4 класс.

В. П. Канакина, Г. А. Фомичёва. Русский язык. Методическое пособие.

А. А. Бондаренко, И. В. Гуркова. Правила русского языка для начальной школы.

Дидактический и раздаточный материал. Начальная школа. Русский язык. 3-4 классы.

Л. И. Тикунова, М. Н. Корепанова. Школа грамотеев. Русский язык. Задания и упражнения.

тренировочные задания русский язык 4 класс тренажёр по русскому языку (4 класс) на тему

Повторение пройденного в 3 кл.

Правописание гласных и согласных в корне слова.
№1.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. На какие две группы можно разделить эти слова? Запишите каждую группу в отдельный столбик. Дополните столбики своими примерами.

Сно…, лу…, обу…ь, поко…, пло…, верблю…, фла…, медве…ь, жира…, пару…, мор…, самолё…, поез….

№ 2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Рядом запишите проверочные слова.

Грус…ный, радос…ный, несчас…ный,
И прелес…ный, и ненас…ный,
Злос…ный, пос…ный, час…ный, мес…ный,
Неизвес…ный, ус…ный, чес…ный.

Повторение пройденного в 3 кл.

№1.

Прочитайте. Спишите. У имён существительных укажите склонение, число.

Что такое вышина?
Тучи, ветер, тишина,
А за тучами гуляют
Солнце, звёзды и луна.
Эту чудную картину
Я увидел из окна!

№ 2.

Прочитайте. Как приготовить щи? Выпишите имена существительные, разберите их по составу.

Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!

№ 3.

Спишите. Какой вопрос содержится в тексте? Ответьте на него.

Прочитайте. Выпишите глаголы, обозначьте время. Какой суффикс является общим для всех этих глаголов? На примере глаголов расскажите о правописании гласных и согласных в приставках.

Однажды паук
Поскользнулся на стенке
И на пол свалился,
Задев табурет.
Упал табурет —
Раскололся паркет,
И дом развалился.
А так как стоял этот дом
На пригорке,
То с грохотом дом
Покатился по горке,
Запрыгал и в речку
широкую —
Хлоп!
Засыпало речку,
Случился потоп.
И всё потонуло:
Долины и горы,
Деревья и камни,
Трава и заборы.

№ 5.

Что означают эти фразеологизмы? Соедини фразеологизмы с их значениями линиями.

От корки до корки
Знать назубок
Вилами на воде
Зарубить на носу
Красная строка
Лезть на рожон
На лбу написано
Втирать очки
Перемывать косточки
Спустя рукава

красивая буква
все сомнительно, неясно
запомнить крепко-накрепко
превосходно выучить
надувать, обманывать
от начала до конца
делать что-нибудь лениво, нехотя, медленно
действие, обреченное на провал
ясно по выражению лица
сплетничать, злословить, судачить.

№ 6.

Какие фразеологизмы мы употребляем, когда хотим сказать…

1. Расти очень быстро и в изобилии.
2. Очень похожи друг на друга.
3. Очень сильно дрожать.
4. Внезапно появился, возник.
5. Делать что-либо вяло, неторопливо, без всякого желания.
6. Задремал на мгновение и опустил голову.
7. Нестись, мчаться очень быстро, стремительно, с большой скоростью.
8. Одежда, пропускающая холод.
9. Оказался в глупом, неловком положении.
10. Под надежной охраной.

Найди правильные ответы.

Как сонная муха. Как две капли воды. Клевать носом. Сел в лужу. На рыбьем меху. Как с неба свалился. Как грибы после дождя. Нестись на всех парусах. За семью замками. Дрожать как осиновый лист.

4 класс. Тема: «Однородные члены предложения»

№ 1.

Прочитайте. Спишите. Ставьте, где нужно, запятые.

1. Вот мужик думал-думал взял кота посадил в мешок завязал и понёс в лес.
2. Принёс волк барана ободрал шкуру и стоит в раздумье.
3. Заколол бедный крестьянин гуся сложил его в мешок и понёс помещику. Зашёл он к помещику стал здороваться кланяться сгибаться во все стороны.

№ 2.

Прочитайте. Спишите сначала предложения с однородными подлежащими, потом с однородными сказуемыми, затем с однородными второстепенными членами предложения. Ставьте, где нужно, запятые.

1. Капитан корабля затянул пояс потуже влез на мачту посмотрел во все стороны. И вдруг он быстро спустился с мачты сорвал с себя тюрбан начал громко кричать.
2. Принцесса заперлась в своей комнате сбросила ослиную шкуру вымыла лицо и руки надела чистое платье и принялась готовить пирог. (Ш.Перро)
3. По дороге Элли находит друзей — Страшилу Железного Дровосека Трусливого Льва. (А.Волков)
4. Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. Проказница Мартышка Осёл Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. (И.Крылов)
5. Зима еще хлопочет и на весну ворчит. (Ф.Тютчев)

№ 3.

Прочитайте. Как можно украсить салат? Спишите, вставляя пропущенные запятые.

Подавая на стол салат, можно красиво украсить его. Для украшения салатов обычно берут: петрушку яйца морковь свёклу репу зелёный лук кусочки яблок зеленый горошек репчатый лук. Вот у вас есть всё необходимое. Попробуйте украсить готовый салат сами. Как? Это
будет зависеть от вашего вкуса изобретательности умения. Украсить готовый салат – это тоже своего рода искусство!

№ 4.

Прочитайте. Запишите рецепт приготовления винегрета. Расставьте запятые.

Для приготовления винегрета возьмите вареный картофель свёклу морковь солёные огурцы антоновское яблоко квашеную капусту лук. Всё это нарежьте и заправьте растительным маслом уксусом. Соль сахар кладут по вкусу. Приятного аппетита!

№ 5.

Прочитайте. Запишите толкования слов бортник и бортничество. Объясните их происхождение.

Когда человек приручил пчелу, мы не знаем. Но мёд он оценил очень давно. Мёд диких пчёл собирали ещё первобытные люди.
Шло время, и люди стали специально разыскивать пчелиные гнёзда и добывать мёд и воск. Позже они сообразили, что продуктов этих можно получать больше, если нарочно выдалбливать в лесных деревьях дупла, в которых поселялись бы новые пчелиные семьи. Дупло или дуплистое дерево раньше называли борть. Поэтому людей, которые устраивали для диких пчёл искусственные дупла, способствовали расселению пчёл и потом добывали мёд и воск, называли бортниками. А такой способ пчеловодства — бортничеством.

№ 6.

Прочитайте. Как называют жителей Москвы? Объясните значение слова Подмосковье. Выпишите предложения с однородными членами, расставьте запятые.

Если ты родился в России, она твоя Родина, а ты — россиянин. Жителей Москвы зовут москвичами. Их малая родина — Москва. Всё, что около Москвы, называют Подмосковьем. Это небольшая часть нашей страны, и если ты родился и живёшь в Подмосковье, то это твоя малая родина.
Подмосковье больше, чем Дания, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Албания.
Подмосковье, как и Москва, горело в пожары вытаптывалось вражескими войсками оборонялось строилось заново трудилось развивалось и становилось важным центральным районом всей Руси.

№ 7.

Прочитайте. Попробуйте восстановить текст. Найдите абзац, который лучше поставить первым в данном тексте, вторым, третьим. Расставьте запятые.

ЧЁРНЫЙ ДРОЗД

Кормится дрозд на земле: листья опавшие перевёртывает червячков да личинок под ними собирает.
Красивая эта птица: сама чёрная, как сажа, а клюв и ободки вокруг глаз — жёлтые. И вся она такая блестящая стройная.
Сядет солнышко наступит вечер вылетит дрозд на вершину дерева спрячется в ветках — и поёт. Голос у него свистовой громкий торжественный но будто задумчивый печальный.

4 класс. Тема: «Имя существительное».

№1.

Прочитайте. Определите основную мысль текста. Выпишите имена существительные в два столбика: в первый – имена существительные в единственном числе, во второй – во множественном.

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях — в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды — еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.

№ 2.

Прочитайте. Запишите слова в две группы – по склонениям.

Чистильщик, цемент, центнер, щавель, алфавит, доска, досуг, квартал, магазин, свекла, столяр, каталог, танцовщица.

№ 3.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните окончание имён существительных: укажите склонение, падеж.

№ 4.

Спишите, вставляя пропущенные окончания имён существительных. Укажите склонение и падеж.

4 класс. Тема: «Имя прилагательное».

№ 1.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания имен прилагательных.

ЛЕСНЫЕ ШОРОХИ

№ 2.

Спишите. Озаглавьте текст. Вставьте окончания прилагательных, обозначьте падеж.

№ 3.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания.

№ 4.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите словосочетания к схеме: прил. + сущ.

№ 5.

Прочитайте. Озаглавьте текст. Какими увидел осенние листья автор? Спишите, вставьте пропущенные буквы.

№ 6.

Прочитайте. Определите, к какому типу речи относится текст: 1) повествование; 2) описание; 3) рассуждение. Докажите свой ответ. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

№ 7.

Прочитайте. Что вы знаете об оренбургских платках? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Найдите словосочетания, которые построены так: прил. + сущ.

4 класс. Тема: «Местоимение».

№ 1.

Прочитайте. Почему в некоторых предложениях местоимение вы пишется с большой буквы? Спишите.

Придумайте и запишите предложения с местоимением 2-го лица в вежливой форме.

.№ 2.

Прочитайте, дополните предложения подходящими по смыслу личными местоимениями. Знаете ли вы названия басен И.А. Крылова, из которых взяты эти предложения?

Спишите предложения, вставьте пропущенные местоимения. Определите их лицо и число.

№ 3.

Спишите. Определите род, число, падеж местоимений. У каких местоимений можно определить род?

КОТ УСПОКОИЛСЯ

— Ну ничего, Дядя Фёдор, не унывай. Хорошо, что я у тебя есть. Мы и с твоим трактором справимся. Будем перед ним сосиску на удочке держать. Он за сосиской поедет и нас повезёт.
Так они и сделали. Скоро трактор исправляться начал. А вообще-то он был весёлый. Кабина пластмассовая, голубая, а колёса железные. И смазывать его надо было не машинным маслом, а подсолнечным.

№ 4.

Прочитайте. Спишите. У местоимений укажите лицо, число, падеж. Выпишите местоимения с предлогами.

Страшила тоже пошёл в лес. Ему посчастливилось найти дерево, на котором росли орехи. Он рвал их своими мягкими непослушными пальцами. Орехи выскальзывали у него из рук, и ему приходилось собирать их в траве. В лесу было темно, как в погребе, и только Страшиле, видевшему ночью, как днём, это не причиняло никаких неудобств. Но когда он набирал полную горсть орехов, они вдруг вываливались у него из рук, и всё приходилось начинать снова.

№ 5.

Прочитайте стихотворение выразительно. Объясните название стихотворения. Спишите. Подчеркните местоимения.

ВЕСЁЛЫЙ ЖУК

Он весел и счастлив
От пят до макушки –
Ему удалось убежать от лягушки.
Она не успела
Схватить за бока
И съесть под кустом
Золотого жука.
Бежит он сквозь чащу,
Поводит усами,
И чаща встречает
Его голосами.
Зелёные стебли,
Как сосны в лесу,
На крылья его
Осыпают росу…

4 класс. Тема: «Глагол».

№ 1.

Прочитайте загадки. Спишите. Найдите глаголы, укажите время.

1) Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.
2)На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
3)В лесу у пня суета, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет.

№ 2.

Замени фразеологизмы синонимами.

Волком выть, во всё горло, баклуши бить, руки не доходят, проглотить язык, плестись в хвосте, извиваться ужом, родился в рубашке, с минуты на минуту, ума не приложу, водить за нос.

№ 3.

Прочитайте. Проверьте себя: умеете ли вы различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Запишите глаголы в два столбика. В какой форме они употреблены? Выделите ть, ти или чь.

«Не надо, — сказал я, — подушку взбивать,
А также простынкой кровать накрывать,
А также не надо кровать согревать
Моим одеялом из шерсти верблюда!
Я спать не пойду ни за что, никогда!
Я буду слоняться туда и сюда,
Плясать
Или просто за ухом чесать,
Но спать, безусловно, я больше не буду!
Кататься верхом на слоне — это да!
Запеть петухом в тишине — это да!
Шептаться со львом при луне — это да!
Шататься от стенки к стене — это да!
Но только не спать ни за что, никогда!

№ 4.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, что означают слова ельник, лиственница. Выпишите глаголы настоящего времени.

№ 5.

Прочитайте. Что вы узнали о ящерице круглоголовке? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов.

№ 6.

Прочитайте стихотворение выразительно. Глаголы какого времени использованы в тексте? Придумайте заглавие. Выпишите глаголы, обозначьте время, определите род, выделите приставки.

Ветер
В наш лес
Песню донёс.
Песню пролаял
Охотничий пёс.
Волк
Эту песню
Провыл на опушке.
Дружно
Проквакали
Песню
Лягушки.
Бык
Эту песню,
Как мог, промычал.
Рысь
Промурлыкала.
Сом
Промолчал.
Филин
Прогукал.
Уж
Прошипел.
А соловей
Эту песню
Пропел.

№ 7.

Прочитайте. Что нового вы узнали о животных? Выпишите глаголы настоящего времени. Укажите их лицо и число. Выделите окончание.

Зебры прячутся в высокой траве, кустарниках. Бродят по саваннам бесчисленные стада антилоп. В тени акации прячутся жирафы. Прекрасно бегает самая большая на свете птица — страус. В реках и озёрах водятся бегемоты. Пасть у бегемота огромная, а питается он травой.

№ 8.

Спишите, вставляя личные окончания глаголов. Обозначьте спряжение, выделите окончания.

Лает, квака…т, ползёт,

№ 9.

Прочитай. Попробуй вставить пропущенное слово. Спиши. У глаголов настоящего времени укажи лицо и число.

В Канаде кленовый лист стал национальным символом и украшает флаг этой страны. Ливанский кедр изображён на флаге Ливана. А какое самое распространённое дерево в российских лесах? Берёза? Ель? Сосна? … ! Древесина у этого дерева твёрдая, тяжёлая и очень долговечная. Долго не поддаётся гниению в почве и даже в воде. Хвоинки мягкие и опадают каждую осень, как листва, — отсюда и название дерева.

№ 10.

Прочитайте выразительно. Придумайте заглавие. Выпишите глаголы, обозначьте время, укажите лицо и число.

Плывёт, плывёт кораблик,
Кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки,
Подарки нам с тобой.
На палубе матросы
Свистят, снуют, спешат.
На палубе матросы —
Четырнадцать мышат.
Плывёт, плывёт кораблик
На запад, на восток.
Канаты — паутинки,
А парус — лепесток.
Ведёт корабль утка,
Испытанный моряк.
— Земля! – сказала утка. —
Причаливайте! Кряк!

№ 11.

Прочитайте. Расскажите, как цапля добывает себе пищу. Вставьте пропущенные буквы. Укажите у глаголов лицо и число.

№ 12.

Прочитайте. Выпишите глаголы с отрицательной частицей не. Какие глаголы с частицей не вы «подсказали бы» Магдалине Харитоновне? Запишите их.

Магдалина Харитоновна очень долго и очень скучно толковала о том, что надо слушаться взрослых, не бегать, быть осторожным, не баловаться, не драться, громко не смеяться, сырой воды не пить, зеленых ягод не есть и еще штук пятнадцать разных противных «не».

№ 13.

Прочитайте. Выпишите глаголы с отрицательной частицей не.

Суворов с детства мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком. «Ну где же тебе быть военным! — смеялся над ним отец. — Ты и ружья не подымешь!» Слова отца огорчили Суворова. Он решил закаляться.
Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в теплые шубы или вовсе не выходят из дому, а маленький Суворов накинет лёгкую куртку и целый день проводит на улице.
Наступит весна. Только вскроются реки, ещё никто и не думает купаться, а Суворов — бух в холодную воду. Его не страшили теперь ни жара, ни холод. Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу.

Задания по русскому языку, 4 класс: для самостоятельной работы

Если ваш ребёнок учится в 4 классе – значит скоро ему предстоит переход в старшую школу. Новые преподаватели, новые требования, усложнившиеся задания и куда более глубокие знания. Чтобы этот переход прошёл плавно, ребёнку стоит заниматься не только в школе, но и дома. Это поможет закрепить знания, и позволит вам отслеживать успеваемость. Можно сесть с ребёнком, а можно просто дать ему задания для самостоятельного выполнения. Главное, конечно, не просто определить уровень знаний, а найти и разобрать ошибки. Результат улучшится, если вы будете решать задания вместе с ребёнком, это не только поможет сразу находить ошибки, но и способствует развитию речи.

Эти задания вы можете распечатать на принтере.

Задание 1

Прочитайте текст, придумайте ему заглавие. Выделите главную тему и основную мысль. К какому стилю относится данный текст? Составьте план текста:

Оля и Катя дружат уже восемь лет. Сначала они ходили в один садик, теперь ходят в одну школу, даже в один класс и сидят за одной партой! Оля очень любит рисовать, учительница знала об этом увлечении девочки и уговорила её отправить свою работу на конкурс. Как же та была рада, когда узнала, что победила, а когда ей сказали, что победа означает не только красивый диплом, но и поездку на месяц в лагерь, Оля почти прыгала от счастья. Первая мысль: «Нужно срочно позвонить Кате!». Но её подруга восторг не разделила, она поздравила Олю, однако голос у неё был очень грустный, правда в эйфории юная победительница грусти подруги не заметила.

Через три дня Оля была уже в лагере. Весь следующий месяц Катя ходила расстроенной, её мама сразу поняла, что связано это с отъездом Оли. Она хотела поговорить с дочкой, но та на беседу явно настроена не была. И вот спустя месяц возвращается Оля, счастливая, она сразу бросается к телефону, звонит Кате и говорит, что им нужно встретиться, ей столько всего надо рассказать. Тишина. Тишина длилась секунд пять, но всё-таки Катя согласилась.

На прогулке Оля почти не замолкала, у неё было очень много впечатлений, пару раз Катя даже улыбнулась, но Оля не вытерпела: «Да что произошло?! На тебе лица нет, и ты меня почти не слушаешь, у тебя всё в порядке?». Катя, почти плача, рассказала Оле всё, что творилось у неё на душе этот месяц с небольшим. Выяснилось, что девочка очень завидовала своей подруге и корила себя за то, что не может порадоваться её успехам. Оказалось, она тоже хочет рисовать как Оля, но у неё совсем не получалось, Катя думала, что после этого их дружбе придёт конец, но Оля ни капли не рассердилась и даже предложила поучить Катю рисовать. В следующий раз в лагерь они поехали уже вдвоём.

Задание 2

Каждому предложению дайте характеристику (восклицательное/не восклицательное, вопросительное/не вопросительное/побудительное/повествовательное):

  • Мама попросила меня сходить в магазин.
  • Ты вынес мусор?
  • Принеси книгу из гостиной.
  • Живо домой!
  • На улице было мало детей.
  • Скоро придут гости, тебе нужно убраться к этому моменту.
  • Начальник созвал всех подчинённых и раздал им задания.
  • Не хочешь поменять струны на гитаре?
  • Я устал от этих звуков!
  • Не пойду на работу.
  • Купи, пожалуйста, эту игрушку.

Задание 3

Расставьте недостающие знаки препинания, где это нужно:

  • Надя поставь цветы в вазу.
  • Игорь шёл домой.
  • Душечка отнеси это домой.
  • Эй Федька тебя мама зовёт!
  • Кузнечик-кузнечик тут мышка не пробегала?
  • Ну ребята давайте знакомиться.
  • И что ты прикажешь с этим делать неповоротливый ты мой?

Задание 4

Подчеркните все члены предложения (одной чертой подлежащее, двойной – сказуемое, волнистой – определение, пунктиром – дополнение, чередуя точку и тире – обстоятельство, союзы обводите в кружок, предлоги в треугольник):

  • Темнело.
  • Хороший сон – залог здоровья.
  • Ты всё ещё не сходил к врачу?
  • Катя, Петя, Настя и Толя после уроков помогут украшать кабинет.
  • Если человек легко предаст друга, много ли в нём человеческого?
  • Я подумал, что помощь вам не помешает.
  • Я люблю рисовать и танцевать, а вот моя сестра обожает готовить.
  • Светает сейчас рано.
  • Собака долго принюхивалась.
  • Когда стакан начал падать, ни у кого не возникло сомнения, что скоро придётся собирать осколки, но стекло оказалось прочным.

Задание 5

Определите, какое слово является главным (над ним поставьте крестик), а какое зависимым. Напишите вопрос, который вы задаёте от главного слово к зависимому:

  • Пожилой мужчина
  • В тёмной комнате
  • На скучном заседании
  • Выведение пятен
  • Чуть правее
  • Вполне надёжно
  • Странные обстоятельства
  • Едва слышно

Задание 6

Расставьте недостающие знаки препинания, где это нужно:

  • Ни красоты ни ума.
  • Я бы и рад с вами ещё поговорить но боюсь опоздать на поезд.
  • А вы знаете, что нет салата вкуснее, чем салат из огурцов помидоров перцев и моркови, но перец обязательно нужен красный!
  • И глобус и набор циркулей и цветные ручки положили, не бойтесь.
  • Я видел волка и волчицу.
  • Она любила острое и сладкое комедии и драмы джинсы и юбки.
  • Юля шла бодро а вот Петя отставал про Вову и говорить нечего.

Задание 7

Определите лексическое значение повторяющегося слова в каждом примере:

  • Золотые руки – Золотое кольцо
  • Кран протекает – Кран поднял балку
  • Мяч не долетел до корзины – В корзине было много грибов
  • Железный столб – Железный характер
  • Волчьи следы – Волчий аппетит
  • Медные волосы – Медная руда
  • Глухая улица – Глухой человек
  • Острый язык – Острый нож

Задание 8

Выполните морфемный разбор слов:

Задание 9

Вставьте пропущенные буквы:

Задание 10

Вставьте пропущенные буквы:

Задание 11

Вставьте пропущенные буквы:

Задание 12

Поставьте числительное в нужную форму:

  • 33 коровы
  • 2 девочки
  • В 1984 году
  • Около 16 участников
  • Не хватает 5 яблок
  • Вы 1000000 покупатель
  • Это 10000 попытка

Задание 13

Определите падеж и склонение имени существительного (рядом напишите вопрос, который вы задали):

Дочерью, окно, тёте, стекла, мужчину, степи, гармошки, солнце, дому, кофе, ночи, поле, тетива, жизни, дядей, юноше, волка, станция.

Задание 14

Определите падеж имени прилагательного (рядом напишите вопрос, который вы задали):

Задание 15

Вставьте пропущенные буквы:

Экскурсия будет проходить на завод…, восхищён пейзаж…м, быть в больниц…, у красивой площад…, открыть ключ…м, взять у подруг…, жить в деревн…, доволен пляж…м, ослепнуть от вспышк…, думать о модел…, подобрать к куртк…, рассказать о радост…, напуган нож…м, в дом… у бабушк…, удовлетворён чертеж…м, находиться в здани…, лекция в планетари…, мечтать об отдых…, сломлен неудач…й, отойти от сирен…, накормлен каш…й, трава в ине…, картина в галере…, идти по лестниц…, залит свинц…м, сверкает глянц…м, сыт лапш…й.

Задание 16

Вставьте пропущенные буквы:

После вчерашн… дождя, о малейш… несчасть…, запахло утренн… коф…, идти дремуч… лесом, с сыпуч… песком, могуч… тучей, угощать горяч… пирожками, о пшеничн… поле, ранн… весна, могуч… дуб, о хорош… человек…, рад больш… подарку, рыж… котом, глубок… лужа, поздн… приём, в соседн… доме, чёрн… кофе, по зимн… лесу, син… небо, иногородн… посетитель, охотнич… колбаска.

Задание 17

Вставьте пропущенные буквы:

  • Если часто торопит…ся, может всё не получит…ся, можно сбит…ся и забыт…ся, так что, дети, торопит…ся, вам не стоит никогда.
  • Он леле…л и наде…лся, что все слыш…т его заботливые слова.
  • Кровать застел…шь, в ванной долго не мылит…ся, за обедом ты держ…шь кувшин, все указания ясны?
  • За двумя зайцами погон…шься, как известно, ни одного не пойма…шь.
  • Чертёж верт…м, крут…м как можем, дом стро…м, а он всё никак не достра…ва…тся.
  • Ты помни, от кого ты завис…шь.
  • Я и так знаю, что ты не обид…шь её.
  • Дети плач…т.
  • Крас…т, бел…т, пол…т грядки, но пропуска…т все зарядки.
  • Он явно удивит…ся, если меня замет…т, если меня увид…т, он всё над…т…ся, всё пыта…т…ся, пиш…т письма, дума…т, что я не читаю, а я всё читаю и всё слышу, он иногда выйд…т на улицу и как крикн…т моё имя, не знает ведь, что я совсем рядом.
  • Скач…т кони, за ними конюхи скач…т, а люди всё ставки делают: кто кого догон…т.

Задание 18

Расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это нужно:

Бельч…нок в лесу часто сталкивает…ся с т…жёлыми испытаниями: то ветки подн…мать то шишки передв…гать то от хищников убегать. Много от чего жизнь бельч…нка завис…ть может: от погоды от настроения других жителей леса от каждой веточки и от каждого камня. И вот однажды судьба ему подкинула очередное испытание. Подбегает бельч…нок к своему дом…ку к дуплу своему а вход туда преграждает камень. Пытат…ся сдвинуть в одного не стал даже явно такому малышу это не по силам. Стал думать как же ему в дом…к попасть. Понял, что нужно звать на подмогу. Но крики бельч…нка не слыш…л ни один лесной житель. Вспомнил тогда он что (не)далеко медвеж…нок живёт, бывает, убега…шь от волка а за тебя медвеж…нок и заступит…ся может и сейчас поможет? Пошёл бельч…нок к медвеж…нку. Повезло пушистому, друг его дома оказался. Выслушал медвеж…нок бельч…нка и конечно согласился помочь. Дошли до дом…ка, долго высматр…вать медвеж…нку не пришлось, сразу увид…л, подобрал камень, да выкинул. Бельч…нок обрадовался, забежал в дом…к и выбега…т с грибочком, да таким грибочком, что бельч…нку даже удерж…вать его тяжело было. В качестве благодарности пытался всучить его медвеж…нку, а тот всё отказывался, тогда бельч…нок сказал, что и обид…т…ся может, что медвеж…нок от такого пустяка отказывается. Взял тогда медвеж…нок гриб, повертел-повертел, разделил на две половинки и одну бельч…нку дал. Хорошо, когда есть друзья.

Русский язык 4 класс.Индивидуальные карточки, дополнительные задания

Русский язык. Дополнительные задания .

1 карточка

1. Вставь пропущенные окончания, определи падеж.

2. Исправь ошибки!

Птица на воли.

Серёжа аткрыл дверь. В комнату в бежал кот. В зебах у нево был скварец.

Серёжа громка закричал. Кот выпусьтил птицу. Скварец лижал на палу и тижило дышал. Кот здорава памял ево.

Малчик пасадил скварца вклетку. Скора птица ажыла. Серёжа выпусьтил её на волю.

3. Вставь безударные гласные. Выдели корень. Напиши проверочные слова.

Лош__дь — ________________, к__фтёнка — ___________________,

К__роткий — ________________, мол__дость — __________________,

Отл__вить — ________________, др__жать — _____________________,

Бр__венчатый — ______________, м__хнуть — ____________________,

М__тровый — _________________, м__шать — ____________________,

Разм__гчить — ________________, забл__кировать — _______________.

4. Определи падеж существительного пальто.

1) Нужно пришить пуговицу к пальто. 2) В пальто было жарко. 3) Я вошёл в комнату с пальто на руках. 4) Сын доволен новым пальто. 5) Пальто выглядит совсем новым. 6) Нельзя ходить в мороз без пальто. 7) Я узнал знакомое пальто. 8) На пальто не было ни пятнышка. 9) С пальто решили снять старый воротник. 10) На пальто повесили чей-то плащ.

5. Определи падеж выделенных существительных.

Замечать перемены. Замечание учителя. Предлагать другу. Предложение друга. Выступать оратору. Выступление оратора. Любить книгу. Любовь к книге. Мечтать о путешествии. Мечта друга. Ожидать с товарищем. Ожидание поезда. Шелестеть листьями. Шелест листьев.

Дополнительные задания. Русский язык. 2 карточка.

  1. Измени слова по образцу. Обозначь части речи.

Весело – веселье, весёлый, веселиться.

Грустно — _____________________________________________________________

Радостно — ____________________________________________________________

Скучно — ______________________________________________________________

Дорого — ______________________________________________________________

Хорошо — _____________________________________________________________

Метко — _______________________________________________________________

Глубоко — _____________________________________________________________

Медленно — ___________________________________________________________

  1. Вставь и объясни пропущенные буквы.

  1. Раскрой скобки. Вставь пропущенные буквы. Объясни написание окончаний имён существительных.

  1. Распространи предложения. Разбери предложения по членам предложения.

Наступила ночь. ______________________________________________________

Светит луна. _________________________________________________________

Сверкают снежинки. __________________________________________________

Трещат деревья. ______________________________________________________

Скрепит снег. ________________________________________________________

  1. Исправь ошибки.

Мы сабираемся пагулять в зимним лису. Ат диревне до саседнива леса мы дабираемся на лыжах и сразу пападаем в скаску. Диревя и кусты утапают в серибристам сверкающим инее. Особенна хараши ели в раскошном зимним убори. На синим неби зожигаются первые звёздачки. Ани слаба горт зилинаватым светам.

Дополнительные задания. Русский язык 3 карточка

  1. Определи падеж существительных, вставь пропущенные буквы.

  1. Поставь данные существительные в родительный, дательный и предложный падеж. Используй смысловые слова.

Человек – нет (кого?) человека, дать (кому?) человеку, думать (о ком?) о человеке.

Семья — ________________________________________________________________

Товарищ — _____________________________________________________________

Ночь — _________________________________________________________________

Выставка — _____________________________________________________________

Друг — _________________________________________________________________

Небо — _________________________________________________________________

Ветка — ________________________________________________________________

Сирень — _______________________________________________________________

  1. Просклоняй данные существительные. Записывай вопросы и смысловые слова.

И. п. (кто? что?) колодец олень рыба щука

Р. п. __________________________________________________________________

Д. п. __________________________________________________________________

В.п. ___________________________________________________________________

Т. п. __________________________________________________________________

П. п. __________________________________________________________________

  1. Разбери слова по составу.

Подарки, новый, спортивный, окнами, смелостью, длинный, поставили,

Площадка, отступает, проиграли, маленькие, прибрежная, погодные.

  1. Подготовься писать под диктовку.

Дополнительные задания. Русский язык 4 карточка

1. Выбери верное утверждение.

А) Имена существительные изменяются по родам и числам.

Б) Имена существительные не изменяются по родам.

В) Имена существительные изменяются по числам и падежам.

2. Выбери верное утверждение.

А) У существительных именительного падежа не бывает предлогов.

Б) У существительных именительного падежа бывают предлоги.

В) У существительных предложного падежа не бывает предлогов.

3. Укажи, в каких словах пишется окончание –Е

а) без обложк__ б) на ел__ в) о брусник__ г) в деревн__ д) от паутинк__ е) к паутинк__

4. Укажи имена существительные 3 склонения.

А) корабль Б) сирень в) соль г) конь д) мебель е) молодёжь ж) ночь

5. Выбери верное утверждение.

А) Ко 2 склонению имён существительных относятся сущ. мужского рода и среднего рода с окончаниями –О, -Е.

Б) Ко 2 склонению имён существительных относятся сущ. мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –О, -Е.

В) Ко 2 склонению имён существительных относятся сущ. мужского рода с окончанием –А, -Я и среднего рода с окончаниями –О, -Е.

6. Укажи имена существительные 3 скл. Д.п.

а) к ламп__ б) к машин__ в) в зал__ г) по двер__ д) к мечет__ е) к корабл__

7. Подчеркни имена собственные.

Город Астана, река Ишим, озеро Балхаш, собака Стрелка, улица Мира, село Аксу.

8. Впиши подходящие по смыслу имена существительные, сверху обозначь род.

Летучая ______________________, футбольный _______________________, верный _____________________, душистый____________________, чистое ________________________, красное ________________, известная __________________, высокий _______________________, майское_________________, вкусная ____________________.

9. Определи падеж выделенных существительных.

10. Напиши по 2 существительных:

А) 1 скл.ед. ч. В.п. ________________________________________________________

Б) 2 скл. мн. ч. П. п. _______________________________________________________

В) 3 скл ед. ч. Т.п ________________________________________________________

Примеры творческих заданий на уроках русского языка. 4-й класс

1. Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.

Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!

Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.

Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.

Шёл я однажды зимой по лесу.

Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.

2. Придумай и запиши по три разных предложения с каждым из этих слов.

Море, дождь, солнце.

3. Прочитай предложения. Выбери из них те, которые соответствуют теме “Наши домашние животные”. Можно ли считать выбранные предложения текстом? Придумай начало и запиши выбранные предложения, раскрывая скобки.

Под окном растёт кудрявая (Р,р) ябина.

Наша любимица (Р,р)ябинка дает много молока.

Тяжелый груз перевозит (В,в)есёлый.

Вьётся в поле (В,в)есёлый ветерок.

Мой (Д,д)ружок – отличник.

Сторожит хозяйство верный (Д,д)ружок.

Мы любим наших животных.

4. Подбери и запиши определения.

Лес — густой, _______________________.

Сосны – прямые, ____________________.

Осины – робкие, ____________________.

Берёзы – нежные, ____________________.

5. Прочитай текст. Выпиши “лесные” слова, дополни ряд своими словами.

Лес прекрасен в любое время года. Он живёт своей, особой, жизнью. Здесь сказочно и таинственно. Но что мы знаем о жизни леса? На самом деле очень немного. А вот лесники могут рассказать нам очень интересные вещи. Им известно много “лесных” слов. Каждое из них рисует в нашем воображении неповторимые картины. Так, при слове “глухомань” нам представляются сырые чащи, грибной аромат, загадочная тишина и сумрак. О многом способны поведать нам такие лесные слова, как опушка, поляна, дубрава, бор, роща и другие.

“Лесные” слова: ____________________________________________________________

6. Придумай и опиши необычное дерево, которого не существует в природе.

7. Прочитай стихотворение. Выпиши “морские” слова, дополни ряд своими словами.

Морская звезда.
Вдоль берега морского
Я шёл неведомо куда.
Вдруг вижу:
Рядом с полосой прибоя
Лежит блестящая звезда.
Взял я её осторожно,
Опустил в морскую гладь,
И тут случилось чудо:
Моя находка стала оживать.

“Морские” слова: _____________________________

8. Представь, что ты солнечный лучик, проникший в морское царство. Опиши свои впечатления.

9. Прочитай текст. Выпиши “снежные” слова, дополни ряд своими словами.

Высоко в небе зимой плавают перистые облака, которые состоят из множества мелких ледяных кристалликов. Они растут, превращаются в снежинки и целыми стаями устремляются вниз. Идёт снег. Но падать он может по-разному. Если подует влажный ветер, снежинки слегка подтаивают по концам, слепляются на лету и превращаются в “хлопья”. Подует северный ветер – на землю посыпятся твёрдые белые шарики, похожие на крупу. В народе такой снег называют “крупкой”. Подует сильный ветер – заструится снег по земле “позёмкой”, весело и задорно. Задует ещё сильнее – начнётся метель. Иногда ветер так расхулиганится, что может разыграться снежная буря – “буран”. А самый первый, чистый, нетронутый никем снег называют “порошей”.

“Снежные” слова: ___________________________________________.

10. Придумай и запиши небольшой рассказ о приключениях маленькой снежинки.

11. Запиши, какой цвет и какой запах могут иметь…

День — ____________________________________.

Ночь — ____________________________________.

Утро — ____________________________________.

Ветер — ____________________________________.

Вьюга — ___________________________________.

Дождь — ___________________________________.

Река — _____________________________________.

12. Выпиши глаголы, употреблённые в переносном значении.

Зима проснулась рано,
С первою синичкой.
Нечёсаным буранам
Заплела косички.
Расписала акварелью
Каждое окошко.
И сосулек из капели
Нам свила немножко.
Подмела в лесу позёмкой –
Она ль не мастерица,
И связала иней тонкий
На морозных спицах.

13. Прочитай текст. Мысленно разделили его на смысловые части. Запиши ту часть, в которой говорится о “снежных” обезьянах.

Многие думают, что все обезьяны любят тепло и живут в странах с жарким климатом. Да, большинство обезьян “неженки” и очень плохо переносят зимние холода. Но в Японии, на самом большом острове Хонсю, обитают так называемые “снежные” обезьяны, которые считаются самыми северными обезьянами в мире. Живут “снежные” обезьяны в заповеднике Игодукани. Это место самых удивительных контрастов: из-подо льда вытекает кипящая вода и кипят гейзеры. Тело обитающих здесь макак покрыто густой шерстью. От этого они кажутся более упитанными и мощными, чем на самом деле.

14. Переставь части текста, чтобы описание стало последовательным. Озаглавь рассказ. Запиши.

Кормим мы нашу певунью капустой, морковкой и семенами разных растений. Спит птичка нахохлившись и втянув головку.

С первыми лучами солнца канарейка начинает петь. Её звонкий голос радует нас до самого вечера.

Вот уже почти год у нас дома живёт певчая птичка канарейка. На спинке и головке у нее перышки желтого цвета, бока и хвостик – белые. Глазки у птички, как угольки, черные и блестящие.

15. Передай (письменно) содержание текста в трех предложениях.

Когда люди не умели писать. Кое-где такие народы существуют в наше время. Как же они обходятся без письма? У каждого народа есть свои сигналы-символы. Символы без слов обозначают, запрещают или разрешают что-либо. В прошлые века люди часто слышали колокольный звон. Он мог быть сигналом радостных событий или сигналом тревоги.

Еще немного о разных сигналах. Канадские индейцы разводили костры, дым которых привлекал внимание. Этот дым многое мог сообщить людям на большом расстоянии. А у австралийских аборигенов есть даже специальное слово, понимаемое как “читать дым”. Многие индейские племена для передачи информации использовали специально завязанные узелки. В Африке известия переносились от одного поселения к другому дробью большого барабана тамтама.

Вот, оказывается, как можно передавать информацию без слов.

16. Дай развернутый ответ на вопрос: как? Предложи свой вариант решения проблемы.

Как развести сад на Луне?

Как сосчитать звезды?

Как сделать машину для приготовления уроков?

Как научить собаку разговаривать?

Как сделать так, чтобы всегда были каникулы?

Как переплыть океан?

17. Допиши продолжение истории от 3-го лица.

Меня зовут Миша. Я учусь в третьем классе. У меня дома живут черепаха и белый мышонок. Иногда я беру их с собой в школу: сажаю черепаху Жужу и мышонка Гришу в портфель. Черепаха глаза закроет и спи среди учебников. А Гриша непоседа. Однажды он меня подвел. Как-то выскочил он из-под парты…

18. Дай распространенный ответ на вопрос: хороши или плохо?

Например.

Осень. Это хорошо или плохо? Хорошо: созревают все овощи и фрукты. Плохо: очень часто идут дожди, в такую погоду долго не погуляешь.

Книга. Это хорошо или плохо?

Солнце. Это хорошо или плохо?

Мороженое. Это хорошо или плохо?

Огонь. Это хорошо или плохо?

Конфеты. Это хорошо или плохо?

Телевизор. Это хорошо или плохо?

Ножницы. Это хорошо или плохо?

Снег. Это хорошо или плохо?

19. Подбери глагол с противоположным значением.

Смелый побеждает, а трус __________.

Ласточка день начинает, а соловей ____________.

По одежке встречают, по уму ___________.

Легко друга потерять, а трудно ___________.

Чем зря кричать, лучше ___________.

20. Представь, что ты оказался на необитаемом острове. Напиши, как и из чего ты…

Сделаешь себе жилище …

Изготовишь одежду …

Сделаешь посуду …

Добудешь огонь …

Найдёшь и приготовишь что-нибудь себе на обед …

Сделаешь лодку или плот …

Изготовишь обувь …

Подашь сигнал о помощи …

21. Запиши текст, включив в него описание снежинок.

Маша проснулась рано утром, выглянула в окно – и ахнула! Весь двор был белым-белым. Нарядные деревья приветливо качали ветками. В воздухе в чудесном танце кружились снежинки. Солнечный свет играл на снегу разноцветными бликами. Природа радовалась и ликовала: наконец-то пришла зима!

22. Прочитай два текста. К какому стилю они относятся? Запиши текст художественного стиля.

Лес

Как хорош лес осенью! С синего неба посылает солнце прощальные лучи. Земля покрыта разноцветным ковром из багровых, ярко-желтых и оранжевых листьев. Красивы деревья в золотом праздничном наряде. Но уже не слышно веселого посвиста птичьих голосов.

Почему вода в море соленая?

Когда идет дождь, он растворяет частицы солей, содержащихся в почве и каменистых породах. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца испаряется и выпадает на землю в виде осадков, но соль остается в море.

23. Подбери и запиши оригинальные сравнения к данным словам. Составь и запиши по одному предложению, включив в него сравнение.

Рассвет

Звезды

Река

Небо

Солнце

Огни

Поле

24. Придумай и запиши комплименты своим одноклассникам.

Например:

Вася – интересный собеседник.

Лена – добрый человек.

25. Составь и запиши семь вопросов, которые можно задать другу (подруге), чтобы лучше его (ее) узнать.

Например: Что ты любишь читать?

26. Прочитай стихотворение. Выпиши слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения.

Веселая мышка на свете жила.
Она симпатичною мышкой была.
Следила мышка за фигурой —
Занималась по утрам физкультурой.
Однажды утром — вот напасть,
Кошка решила на мышку напасть.
Но мышка не растерялась —
Быстро с силами собралась,
Достала нужный инструмент
И с кошкой справилась в момент.
Меткие удары летели куда попало,
Ох, той кошке и попало!

27. Сочини и запиши небольшой рассказ, используя данные устойчивые выражения: ставить палки в колеса, принимать близко к сердцу, считать ворон, бежать во весь дух, терять голову.

28. Найди ошибки и запиши правильно. Придумай продолжение истории, употребив 3-4 известных тебе фразеологизма.

Однажды, средь белого дня, я попала впростак. Возвращалась я со школы домой бегом, и пить захотела как резаная. Решила забежать к подружке и спросить у нее вопрос. Забегаю в подъезд очертя голову, а там света нет. Страшно, аж мороз по коже продирает. Я чуть не лопнула со страху! И тут вдруг как музыка перед ушами заиграет…

29. Все дети рано или поздно становятся взрослыми. А каждый взрослый чем-нибудь да занят. Чем ты будешь заниматься, когда вырастешь? Кем ты будешь? Напиши мини-сочинение “Кем я буду, когда стану взрослым”.

30. Дай обдуманный и развернутый ответ на вопрос после текста. (Напиши небольшое сочинение-рассуждение).

1. Кате исполнилось десять лет. На свой день рождения она пригласила лучших друзей — Наташу и Сережу. Гости пришли с подарками. Сережа принес Кате настольную игру “Хоккей”.

— Спасибо, — сказала Катя. — Правда, я не очень люблю эту игру…

Наташа подарила сказки Шарля Перро.

Пригласила Катя гостей к столу. Смотрит, а Наташа и Серёжа скучные сидят. Она им и торт отрезала, и музыку включила, а они не веселятся. Интересно, почему?

2. Два друга, Игорь и Миша, зимним днем возвращались домой из школы. Игорь поскользнулся и упал. Миша засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?”. Товарищ обиделся и ушел. Интересно, почему?

3. Каждый год с наступлением осени в пригородных дачных поселках появляются бездомные собаки и кошки. Брошенные. Многие из них до весны не доживают: одни гибнут от голода, другие от холода, третьи под колесами машин и поездов. Идут дожди, дуют ветра, метут метели, а нашим братьям меньшим даже негде спрятаться. Бредут они, смотрят на прохожих, которые торопятся по своим делам, но никто не обращает на них внимания. Как вы думаете, откуда берутся бездомные животные?

4. Сережа гулял во дворе. Прямо перед ним на землю из окна второго этажа выпал плюшевый мишка. В окне никого не было. Сережа поднял мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно о такой мечтал. Сережа смотрел на мишку и долго о чем-то думал. Наконец он принял решение. Как ты думаешь, какое? Как бы ты поступил на месте Сережи?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *