С непроизносимой согласной

Непроизносимые согласные в корне слова

В русском языке есть слова с сочетанием нескольких согласных звуков, при произношении которых возможно выпадение одного из согласных. Эти согласные звуки называют непроизносимыми.

Непроизносимые согласные — это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове.

Например, в слове сердце непроизносимым является согласный звук , в слове местность — согласный , в слове здравствуйте — согласный , в слове солнце — согласный .

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным в корне, следует найти родственное слово или изменить слово так, чтобы этот согласный звук слышался отчётливо.

Согласный звук произносится отчётливо в положении перед гласным звуком или в конце слова.

Звёздный — звезда (после непроизносимого согласного звука идет гласный звук ), грустный — грусть (непроизносимый согласный звук слышится более ясно в конце слова).

Для проверки непроизносимых согласных можно брать слова разных частей речи.

  • существительное (в том числе с предлогом): счастливый — счастье, устный — уста, безжалостный — без жалости
  • прилагательное: сердце — сердечный
  • глагол: поздний — опоздать

Если при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.

Чудесный — чудесен, ужасный — ужас.

Некоторые слова нельзя проверить предложенным способом. Такие слова являются словарными, их нужно запомнить.

Запомните: лестница (но лесенка), праздник, чувство.

Примеры слов с непроизносимыми согласными и проверочные слова к ним

Вестник — весть, весточка

Властный — власть

Гигантский — гиганты

Громоздкий — громоздить

Грустный — грусть, грустить

Доблестный — доблесть

Жалостливый, безжалостный — жалость, без жалости

Завистливый — зависть

Звёздный — звезда

Здравствовать — здравый

Злостный — злость, от злости

Известный — известие

Капустный — капуста

Костный — кость, косточка, окостенеть

Крестник — крестить

Местный — место

Наездник — езда, ездить

Ненастный — ненастье

Областной —область

Пастбище — пасти

Поздний, поздно — опоздать

Постный — пост, поститься

Прелестный — прелесть

Свистнуть — свист, свистеть

Радостный — радость

Сердце — сердечный, сердечко

Совестливый — совесть

Солнце — солнечный, солнышко

Страстный — страсть

Счастливый — счастье

Тростник, тростниковый — трость, тросточка, тростинка

Устный — уста

Участник — участие

Хвастливый — хвастать, хвастун

Хрустнуть — хруст, хрустеть

Частный — часть

Честный — честь

Шефствовать — шефы

Яростный — ярость, в ярости

1.5. Правописание ы – и после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях

После Ц пишется Ы в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных (улицы, певцы, царицын). Исключениями являются некоторые имена собственные, сохранившие традиционные написания (Ельцин, Вицин).

Упражнение 7. Спишите, вставив пропущенные буквы. Объясните лексическое значение неизвестных вам слов.

2. Правописание согласных в корне

Согласные буквы разделены на три группы: сомнительные, непроизносимые и удвоенные (одинарные).

2.1. Правописание сомнительных и непроизносимых согласных

Сомнительные согласные возникли в русском языке в результате двух фонетических законов: озвончения и оглушения. Закон оглушения состоит в том, что звонкие согласные перед глухими в середине и конце слова оглушаются (горо, кника, никий). Закон озвончения действует противоположным образом: глухие согласные перед звонкими в начале и середине слова озвончаются (делать, коба).

Чтобы проверить сомнительную согласную, нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы эта согласная слышалась отчётливо (книжка – книжечка, город – города, косьба – косить).

Иногда сомнительную согласную нельзя проверять однокоренным словом (абстракция – абстрагировать, шведский – Швеция, свадьба – сватать, шпик – шпиговать).

Следует запомнить: приставки з в русском языке не бывает (сделать, сдача, сдобный). Есть несколько слов, в которых з является частью корня (здесь, здешний, здоровье, здравие, здравствовать, здание, ни зги на видно). Нельзя забывать и о смысловом значении слова:вперемежку – между, вперемешку – перемешивать; изморось – моросит, исморозь – морозит.

Непроизносимыми согласными в русском языке являются т, д, в, л. Чтобы проверить, есть ли согласная в слове, нужно подобрать проверочное слово или однокоренное чтобы эта согласная появилась (радостный – радость, окрестность – крест, громоздкий – громоздить).

Следует запомнить: лестница, чувство, праздный. В этих словах согласная не проверяется современными русскими словами.

Следует запомнить: явственный – «явный, очевидный», яства – «есть»; шествовать – «идти», шефствовать – «шеф»; ровесник — «весна», сверстник – «верста»; косный – «отсталый», костный – «кость»; участвовать – «быть частью»; блеснуть, проблески – блестеть, блёстки. В этих словах корни произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение и поэтому пишутся по-разному.

Упражнение 8. Спишите, вставив пропущенные буквы, где необходимо. Запишите проверочные слова.

Изморо…ь на крышах, бро…кий заголовок, ве…ти за руку, замёр…шая вода, поз…няя жени…ьба, праз…ничное ше…ствие, громоз…кая вещь, различные я…ства, за окном изморо…ь, сверс…ники и ровес…ники, прои…шествие, ше…ствовать над ветеранами, сидеть впереме…ку, ве…ти на телеге, рекламное аген…ство, словес…ный портрет, причас…ность, я…ственно услышал, искус…ная резьба, старинная уса…ьба, кос…ный взгляд, че…ствовать героя, рыжеволосая ирлан…ка, конъю…ктурный роман, неприятный инци…дент, впереме…ку с фруктами, новый дерма…тин, качественная шпа…лёвка, сума…шедший день, безмол…ствовать по неволе, совмес…ный проект, пос…ный день, вкус…ный обед, гиган…ский проект, доблес…ный труд, комендан…ский час, кос…ный мозг, целос…ный взгляд, осмотреть окрес…ность, ярос…ный противник, ненас…ный вечер, дилетан…ский подход, хлес…нуть по лицу, уча…ствовать в мероприятии, чу…ствительный орган, напрас…ный труд, слегка хрус…нуть, безвозмез…ная помощь, праз…ный человек, по…скользнуться на крыльце, на…смехаться над всеми, весёлая сва…ьба, по…чевать ветчиной, загвоз…ка со здоровьем.

Проверочное слово к слову «праздник»

В корне сло­ва «празд­ник» что­бы про­ве­рить непро­из­но­си­мый соглас­ный «д», под­бе­рем род­ствен­ные сло­ва с целью, что­бы соглас­ный про­зву­чал отчет­ли­во.

В инте­ре­су­ю­щем нас сло­ве мож­но совер­шить ошиб­ку при напи­са­нии, не услы­шав непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го в корне сло­ва. Чтобы пра­виль­но напи­сать это суще­стви­тель­ное, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом.

Правило проверки непроизносимого согласного

Чтобы про­ве­рить непро­из­но­си­мый соглас­ный в корне, сле­ду­ет подо­брать про­ве­роч­ное сло­во, в кото­ром он зву­чит отчет­ли­во. Это мож­но достиг­нуть дву­мя при­ё­ма­ми:

  1. непро­из­но­си­мый соглас­ный может ока­зать­ся в самом кон­це про­ве­роч­но­го сло­ва (жалост­ли­вый — жалость, пре­лест­ный — пре­лесть);
  2. в род­ствен­ном сло­ве или фор­ме сло­ва после про­ве­ря­е­мо­го соглас­но­го дол­жен появить­ся глас­ный звук (уст­ный — уста, мест­ный — место, власт­ный — он вла­стен).

Данная орфо­грам­ма суще­ству­ет так­же в ряде слов рус­ско­го язы­ка. Проверим, как рабо­та­ет дан­ное пра­ви­ло.

Примеры проверки непроизносимого согласного

  • завистливый — зависть;
  • счастливый — сча­стье;
  • частный — часть;
  • участник — уча­стие;
  • пастбище — пасти, пас­тух;
  • солнце — сол­неч­ный, сол­ныш­ко;
  • звёздный — звез­да;
  • явствен­ный — явь, явить­ся, явный;
  • девствен­ный — дева, девуш­ка;
  • нена­вистный — нена­висть;
  • гол­ландский — Голландия;
  • хлестнуть — хлёст, хле­стать.

Как проверить букву «д» в слове «праздник»?

Убедившись, что при­ве­ден­ное орфо­гра­фи­че­ское пра­ви­ло дей­ству­ет без­от­каз­но, вос­поль­зу­ем­ся им, что­бы дока­зать напи­са­ние бук­вы «д» в сло­ве «празд­ник».

Если обра­тим­ся к род­ствен­ным сло­вам «праздновать», «празднич­ный», «празднич­ность», то убе­дим­ся, что в их напи­са­нии суще­ству­ет та же орфо­грам­ма — непро­из­но­си­мый соглас­ный «д».

Тогда вспом­ним ста­рин­ное сло­во «празд­ный», от кото­ро­го, соб­ствен­но гово­ря, когда-то было обра­зо­ва­но суще­стви­тель­ное «празд­ник», име­ю­щее зна­че­ние «сво­бод­ный от рабо­ты день по слу­чаю чество­ва­ния какого-либо свя­то­го», а затем оно транс­фор­ми­ро­ва­лось в совре­мен­ное зна­че­ние «тор­же­ство по слу­чаю какого-либо зна­ме­на­тель­но­го собы­тия».

От при­ла­га­тель­но­го «празд­ный» обра­зу­ем крат­кую фор­му муж­ско­го рода един­ствен­но­го чис­ла — «(он) праз­ден».

Вывод

В про­ве­роч­ном сло­ве «праз­ден» глас­ный звук, появив­ший­ся после соглас­но­го, тре­бу­ю­ще­го про­вер­ки, дока­зал, что в сло­вах «праздник», «праздновать», «празднич­ный», «празднич­но», «празднич­ность» пишет­ся бук­ва «д», невзи­рая на их про­из­но­ше­ние.

Хотя, исти­ны ради, будем учи­ты­вать, что в совре­мен­ном рус­ском язы­ке суще­стви­тель­ное «празд­ник» пред­став­ля­ет собой кор­не­вую мор­фе­му с нуле­вым окон­ча­ни­ем и в его соста­ве уже не выде­ля­ет­ся эти­мо­ло­ги­че­ский суф­фикс -ик-:

празд­ник — корень/окончание

С этой точ­ки зре­ния в сло­ве «празд­ник» непро­из­но­си­мый соглас­ный «д» явля­ет­ся непро­ве­ря­е­мым.

«Праздник» — сло­вар­ное сло­во, напи­са­ние кото­ро­го сле­ду­ет запом­нить или загля­нуть в сло­варь в слу­чае затруд­не­ния.

Конспект урока на тему «Непроизносимые согласные в корне слова»

«Непроизносимые согласные в корне слова»

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить детей с непроизносимыми согласными Л, Т, В, Д в корне;

  • учить детей видеть особенность слов с непроизносимыми согласными и находить такие слова среди других слов;

  • открыть вместе с детьми способ проверки непроизносимых согласных, сформировать общий прием умственных действий при написании слов с непроизносимыми согласными в корне. Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы, фиксировать выводы в виде алгоритма.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

Оборудование: карточки с вопросами для обобщения материала по теме, индивидуальные карточки со словами (с непроизносимыми согласными), схемы, выполненные детьми.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент. Мы начинаем урок русского языка. Улыбнитесь друг другу и скажите себе, что у вас всё получится.

II. Актуализация знаний. Введение в тему.

Скажите, какую большую тему мы с вами изучаем? (согласные в корне слова)

С какими орфограммами этой темы мы уже знакомы? (парные согласные, удвоенные согласные)

Какие орфограммы можем проверить? (парные согласные). Как? Какие орфограммы не можем проверить? (удвоенные согласные). Как поступаем с этими орфограммами?

Сегодня мы познакомимся еще с одной орфограммой. Она очень любит играть с людьми в прятки. А что это за орфограмма – вы ответите немного позже.

III. Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне. Формулирование темы урока.

Прочитайте слова (слова на карточках вразброс на доске).

Что вы можете о них сказать? (они однокоренные).

Найдите однокоренные слова и составьте пары.

Прочитайте слова вслух. Что интересного заметили? (в некоторых словах согласные не произносятся)

Какое название можно дать звукам, которые не произносятся ? (непроизносимые)

Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Непроизносимые согласные … Где ? В корне слова)

Да. Тема нашего урока (открываю) Непроизносимые согласные в корне слова. И чему же мы должны сегодня научиться? (писать слова с непроизносимыми согласными)

IV. “Открытие” нового знания.

Назовите слова с непроизносимыми согласными. (Звездный, грустный, солнце, здравствуй, сердце.) Какой вопрос возникает?

Давайте понаблюдаем. Запишем слова в два столбика. Как можно их записать? (В первый столбик слова, где согласные не произносятся, а во второй – где произносятся.) Запишите, выделите корень.

Звездный

Звезда

грустный

грусть

солнце

солнышко

здравствуй

здравие

сердце

сердечко

Почему же согласные в первом столбике слов не произносятся? Какие есть догадки? (дети говорят или молчат)

*Если молчат, то… Попробуйте их произнести. (Трудно). А почему? Что заметили в этих словах? (Подряд несколько согласных, их трудно произносить) (если не скажут, то…) Где стоит непроизносимый согласный ? (между двумя согласными). А если трудно их произносить…., то один из звуков обязательно теряется, не произносится.

Сверьте свой вывод с выводом учебника на с.59 (Все верно. Один из трех звуков один не произносится, т.к. их трудно произносить.)

Такое сочетание согласных в русском языке называют стечением согласных.

Подчеркните в каждом слове стечение согласных

Прочитайте их орфографически. (выставляю карточки)

ЗДН СТН ВСТВ ЛНЦ

Подчеркните буквы непроизносимых согласных – зеленой пастой, а их соседей красной. Назовите буквы непроизносимых согласных. В Т Д Л (КАРТОЧКИ).

Произнесите сочетания без этих букв. Что слышим? , , ,

Можем ли мы назвать такие сочетания согласных опасными ? Почему? (Можно неправильно написать слово)

О чем надо задуматься, когда услышим такие опасные сочетания? (что будем писать)

Можем ли мы утверждать, что буквы, обозначающие непроизносимые согласные звуки, являются орфограммами? Почему? (Написание расходится с произношением. Слышим , а пишем ЗДН и т.д.)

Что же делать в таких случаях? (проверить) Как проверить? (предлагают свои варианты*(Если не скажут, то…) Как слышатся непроизносимые согласные во втором столбике? (четко и ясно) Почему? (Потому, что они находятся перед гласными) Где еще мы их видим? (на конце слова) Подчеркните орфограмму одной чертой, а гласную, которая помогает услышать непроизносимые согласные звуки и согласную в конце слова, двумя чертами.

Какой сигнал можно придумать? ( предлагают варианты опорного сигнала)

Можем ли мы сказать, что эти слова являются проверочными? (да) Почему? (они однокоренные и непроизносимый согласный в них слышится четко и ясно) Как пишем корни в однокоренных словах? (одинаково)

Сформулируйте правило: как проверить непроизносимый согласный в корне слова? Сверьте свой вывод с правилом учебника с.61

Совпал ваш вывод с правилом в учебнике? В каких словах непроизносимые согласные звуки слышатся четко и ясно? Прочитайте об этом вслух в учебнике ниже правила в синей рамке. (В однокоренных словах, когда они находятся перед гласными или на конце слова)

Как подчеркнута орфограмма? (одной чертой) Что подчеркиваем двумя чертами? (букву гласного, которая помогает услышать непроизносимые согласные звуки и букву согласного в конце слова.

V. Первичное закрепление. Найдите и подчеркните только те слова, в которых есть непроизносимый согласный в корне. Подчеркните орфограмму.

(Карточка 1)

Трубка, стена, вестник, капустный, костный, лесник, тростник, участник, зарядка, земля, завистливый, соседка, яростный, устный.

Прочитайте слова, докажите.

VI. Составление “рассыпанного” алгоритма (вместе с детьми) “Алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными”.

VII. Самостоятельная работа по карточкам по алгоритму с последующей проверкой по эталону.

(Карточка 2)

прочитай

проверь

напиши

меость

место

местность

чеый

хрууть

веик

свиуть

Чем правило правописания слов с непроизносимыми согласными похоже на правило правописания парных согласных? Чем различаются?

VIII. Итог урока.

Подведем итог нашего урока.

  1. Какая же орфограмма любит играть с людьми в прятки? Какие согласные называются непроизносимыми? (Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются НЕПРОИЗНОСИМЫМИ. Это согласные В, Д, Л, Т. Написание таких согласных надо проверять.)

  2. Что такое стечение согласных? ( В русском языке есть слова, в середине которых имеется не менее трёх согласных. Это называется стечением согласных)

  3. Какая существует особенность написания и произношения слов со стечением согласных? Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся

  4. Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными? (Чтобы проверить непроизносимые согласные В, Д, Л, Т, надо подобрать проверочное слово, в котором эти звуки чётко произносятся.)

Чтение с доски вслух стихотворения:

Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке!
Мы родственное слово должны так подобрать,
Чтоб Л, и Д, и В, и Т в них верно записать!

IХ. Домашнее задание. Придумать и записать с проверкой пять слов с непроизносимыми согласными, используя алгоритм.

Рефлексия.

  • Как вы себя чувствовали на уроке?

  • Над чем вам каждому надо ещё поработать, где возникают трудности?

  • Можем ли мы утверждать, что всё узнали про непроизносимые согласные?

  • Чем предлагаете заняться на следующем уроке?

Непроизносимые согласные. 2 класс

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

Предмет: Русский язык

Класс: 2 класс

Автор учебника: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова»

Дидактическая цель: создание условий для успешного открытия «новых» знаний при работе над орфограммой «непроизносимый согласный в корне слова «.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задачи:

— Образовательная: познакомить детей с непроизносимыми согласными в корне слова и правилом их проверки на письме;

— Развивающая: формировать умения анализировать звучащую речь; развивать речь, мышление, воображение;

— Воспитывающая: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в паре, группах, мотивацию к учению.

Методы обучения: деятельностный метод обучения

  1. Создание проблемной ситуации;

  2. Поисковый;

  3. Наглядно-иллюстративный;

  4. Словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Технологическая карта урока

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение:

На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. — У каждого из вас на парте лежит макет солнечного лучика.

-Обменяйтесь ими, подарите друг другу хорошее настроение. Вы улыбнулись. А хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться желаемых результатов.

Кто с этим согласен, поднимите руку.

Настрой уч-ся на работу.

Личностные: самоопределение; Регулятивные:. Целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация

и пробное учебное действие.

На доске написан ряд букв: О Д Т Ч П Ш С…

Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Подсказка: » С этого начинается математика». Определите, какую букву мы сегодня будем писать первой на минутке чистописания?

Посмотрите на данную запись: Вдлт Влтд …

-Что вы можете сказать о сочетании этих букв? Дайте им характеристику. Кто из вас может объяснить закономерность?

Продолжите эту последовательность до конца строки, соблюдая правильность написания букв и соединений.

-Назовите общие признаки этих букв.

На какие группы можно разделить эти согласные звуки?

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

-В этом ряду написаны первые буквы названий цифр: один — О, два — Д, три — Т, четыре — Ч, пять — Я, шесть — Ш, семь — С. Следующей будет цифра 8. В этом слове первая буква — В. Её мы и будем писать на минутке чистописания.

-Заглавная буква остаётся на своём месте, а строчные меняют по очереди свой порядок: последняя становится первой. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

-Обозначают согласные звуки.

Личностные:

умение высказывать своё предположение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические — анализ объектов с целью выделения признаков; умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

3. Выявление места и причины затруднения.

На слайде изображение солнца.

— Что это?

— А когда светит солнце, то каким можно назвать день?

— Посмотрите на запись на слайде:

«со.нце», «радос.ный», «счас.ливый».

-Запишите на доске:

Сонце , радосный, счасливый.

Солнце, радостный, счастливый.

— Получились разные варианты написания данных слов.

— Как же определить, какой из вариантов правильный?

— Какое затруднение возникло при написании этих слов?

-Если согласный не произносится, а буквой обозначается, то каким его можно назвать?

-Такие согласные звуки в русском языке называются непроизносимыми.

-солнце

Подбирают слова, обозначающие признаки, среди них: радостный, счастливый.

Два ученика одновременно записывают слова солнце, радостный, счастливый.

-Не понятно, писать на месте пропусков в словах согласные или нет.

— В этих словах неясно написание согласных звуков, которые не произносятся.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Коммуникативные: принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства.

Личностные

-Проявление интереса к поставленной проблеме.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

— Кто догадался, какая же у нас тема урока?

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

— Молодцы! Вы были внимательны.

— Какие задачи мы перед собой поставим?

— проверить непроизносимые согласные;

— научиться писать слова с непроизносимыми согласными.

Регулятивные:

Целеполагание;

Коммуникативные

Умение слушать других, формулировать мысли вслух.

Личностные:

Развиваем умение высказывать своё предположение.

5. Реализация построенного проекта.

— Сейчас вы объединитесь в группы по рядам и поработаете с карточками-помощниками, но сначала вспомните, как вы будете работать в группах.

1карточка

Капустный — капуста

Звёз…ный – звезда

Мес..ный — ————

2 карточка

Сердце – сердечко

Хрус…нул – хрустит

Вес…ник — ————

3 карточка

Грустный — грусть

Трос…ник – трость

Чес…ный — ——

— Работаете по алгоритму, данному в карточке.

— Что вы заметили?

— Почему непроизносимый согласный стал слышаться ясно?

-Сформулируйте в группах правило правописания непроизносимого согласного в корне слова.

— А теперь переверните карточку и прочитайте памятку.

На памятке – правило.

-Сравните: совпал ли ваш вывод с правилом?

Групповая работа по алгоритму.

Правила работы в группе:

уважать мнение товарища, находить правильное решение сообща, быть активным, ведь от каждого зависит общая работа.

Публичное выступление представителя каждой группы.

Познавательные: проводить аналогию и на основе её делать выводы. Подведение под правило;

Личностные: проявлять интерес к предметно-исследовательской деятельности

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, выполнение учебных действий в устной и письменной речи.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

— Давайте попробуем теперь объяснить правописание слов на доске.

«со…це», «радо…ный», сча..ливый,

— Что надо сделать со словом » солнце?»

— Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы непроизносимый звук стал ясно слышен. Для этого после него должен стоять гласный или мягкий знак.

— Найдите такое слово.

Солнышко

— Кто подобрал другое слово?

Солнечный

— Запишите в тетрадь:

Солнышко – солнце, радость – радостный, счастье – счастливый

-А кто найдёт слово, в корне которого находится ещё одна орфограмма

Формулируют правило, применяя его на практике.

Согласовывают свои действия согласно выработанному алгоритму.

Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Счастливый – безударная гласная, проверяемая ударением, ча – гласная после шипящего.

Познавательные умения:
– определять границы знания и незнания материала;
– совместно с учителем проводить анализ учебного материала;
– делать выводы в результате совместной работы в классе;

Коммуникативные умения:
– формулировать собственные мысли в устной форме;
– слушать и слышать речь других;

7. Включение в систему знаний и повторение.

-Прочитайте слова в учебнике.

-Что вы заметили? (Непроизносимые согласные)

-Есть хорошая поговорка: Доверяй, но проверяй. — -Какое задание вы предложите сделать? (Проверить непроизносимые согласные. (Работа выполняется в парах, один из учеников работает у доски, остальные – в тетради).

ненастные – (ненастье);

грустно – (грусть, грустить);

поздние – (запоздалый, опоздать);

праздник — ?

Ученики не могут подобрать проверочное слово к слову «праздник», так как имеющихся знаний им недостаточно.

— Да, это слово проверить нельзя. Но если заглянуть в этимологический словарь и узнать историю этого слова, то мы поймем, почему здесь находится буква «д».

Запишем в тетрадь и запомним.

— В русском языке есть еще такие слова

— И одно из них вы узнаете, отгадав загадку:

Когда лежу я на спине,

Нет пользы никакой во мне.

Но прислони меня к стене –

Найдется сразу дело мне (Лестница)

-Есть ли у вас какие-то предположения по поводу происхождения этого слова?

— Слово «лестница» произошло от древнерусского слова «лества» — то, с помощью чего лезут вверх или вниз.

— Запишем: «лестница — лества»

в тетрадь.

-Отгадайте загадку:

Хорошо по лестнице

Нам идти с тобой,

Лестница-чудесница

Бежит сама собой. (Эскалатор.)

2. Работа в тетради.

— Запишите через дефис название лестницы. (Лестница-чудесница.)

— Есть ли в слове «чудесница» непроизносимая согласная? Докажите.

-Записать на доске и в тетради:

чудесница (от слова чудеса).

Проверка в парах.

Осуществляют проверку и самопроверку, пользуясь правилом.

Парная работа.

Индивидуальное задание. Работа с этимологическим словарём.

Запись словарных слов в тетрадь с дальнейшим запоминанием.

Высказывают предположения.

Коммуникативные:

принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства, контролировать свои действия в коллективной работе. Регулятивные: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

Личностные:

-Осознание значимости новой роли «исследователя», оценка своей работы в этой роли.

Познавательные

-Умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-А теперь пришло время проверить, насколько твёрдо мы овладели правилом проверки и правописанием непроизносимых согласных. Выберите задание, соответствующее вашему уровню.

1. Разноуровневые задания.

1 уровень. Вставь, где нужно буквы, подчеркни орфограмму, запиши проверочное слово.

Здра…ствуйте, свис…нул, капус.ный, звёз.ный.

  1. уровень.

Выпиши слова с непроизносимыми согласными звуками, подчеркни орфограмму, рядом записывай проверочные слова. Устно объясни свой выбор.

Ястреб, честный, столбик, сердце, взгляд, известный, ложка, местный, звездный.

3. уровень

-Замените слова, стоящие в скобках, однокоренными с орфограммой «непроизносимая согласная в корне слова». Выделите орфограмму.

Будьте как (солнышко) красивыми!
Будьте (прелесть), милыми!
Между собою (честь)!
Будьте всегда (счастье)!

2. Самопроверка

-Проверьте выполнение своей работы по образцу на экране.

Выбор и самостоятельное выполнение задания соответствующего запросам ученика уровня.

Слушают результаты работы групп. Представляют результаты своей работы в группе.

Оценивают свою работу.

Будьте как солнце красивыми!
Будьте прелестными, милыми!
Между собою честными!
Будьте всегда счастливыми!

Проверяют свою работу по презентации на экране.

Коммуникативные

-учиться работать в группе; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Регулятивные УУД:

1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

2) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные: смыслообразование; понимание причин успеха в учёбе.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

-Что же мы открыли для себя на сегодняшнем уроке?

-Как проверить непроизносимую согласную?

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мне показалось трудным…

Я выполнял задания…

Мне захотелось…

Урок для меня показался…

Главным результатом на уроке считаю…

Представьте себя лучиками солнца. Разместите лучики на солнышках, которые соответствуют вашему настроению:

  • вам было интересно на уроке, вы активно работали и поняли тему – весёлое.

  • вы работали на уроке, но пока ещё испытываете затруднения – равнодушное.

  • урок вам не понравился, и тему не поняли – грустное.

Учащиеся подходят к доске и прикрепляют лучики.

— Непроизносимые согласные звуки.

Формулируют правило.

Проводят рефлексию своей деятельности, опираясь на ключевые слова.

Подводят общую оценку своей работы на уроке, согласно предложенным критериям,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *