С парными согласными

Написать 10 слов с парными согласными на конце слова

В данном задании необходимо записать слова с парными согласными на конце слова.

Выполните задание следующим образом

  • Определите виды согласных.
  • Запишите примеры с каждым видом согласных.
  • Запишите ответ на заданный вопрос.

Согласные в русском языке бывают следующие

В русском языке буквы можно разделить на согласные буквы и гласные буквы.

К главным буквам можно отнести такие буквы, как а, о, у, и, ё, ю и т.д.

К согласным буквам можно отнести такие, как б, в, п, р, с, л, к и т.д.

Согласные буквы можно разделить на следующие виды: парные согласные буквы и непарные согласные буквы. Если согласные можно противопоставить по глухости и звонкости, то такие согласные называются парными. Оставшиеся согласные, которые не возможно противопоставить по глухости и звонкости называют не парными согласными. К таким согласным относятся следующие согласные: щ, л, ч, м, х, ц, х, й.

Рассмотрим примеры с парными согласными буквами на конце слова.

Запишем слова с парными согласными п — б.

Шуруп — гриб.

Запишем слова с парными согласными буквами с — з.

Трус — карапуз.

Запишем слова с парными согласными буквами т — д.

Бандит — дед.

Запишем слова с парными согласными буквами г — к.

Друг — индюк.

Запишем слова с парными согласными буквами ж — ш на конце слова.

Шалаш — гараж.

Запишем слова с парными согласными буквами ф — в на конце слова.

Кузов — жираф.

Для того чтобы правильно написать в конце слова парную согласную необходимо выполнить проверку. Для этого достаточно изменить слово. Рассмотрим следующие слова в качестве примеров.

Гриб — грибы — следовательно, пишется буква б.

Зуб — зубы — на конце слова пишется буква б.

Лев — львы — на конце слова пишется буква в.

Дед — дедушка — на конце слова пишется буква д.

Труд — труды, трудиться — на конце слова пишется буква д.

Шалаш — шалаши, в шалаше — на конце слова пишется буква ш.

Гараж — гаражи — на конце слова пишется буква ж.

Сторож — сторожа, сторожить — на конце слова пишется буква ж.

Мороз — морозный, морозить — на конце слова пишется буква з.

Звонкие и глухие согласные звуки

Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы – голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.

Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук , а потом звук . Когда мы произнесли звук , связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.

Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки и . Звук произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими, а звуки, которые состоят только из шума – глухими.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие. Жители первого домика:

Эти согласные звуки называются парными по звонкости – глухости.

Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки (Источник)

Они очень похожи друг на друга – настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости – твёрдости. Добавим их в домик.

У звуков и нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые. А ещё их называют шипящими звуками.

Все эти звуки обозначаются буквами:

Б

(бэ)

П

(пэ)

Д

(дэ)

Т

(тэ)

З

(зэ)

С

(эс)

Г

(гэ)

К

(ка)

В

(вэ)

Ф

(эф)

Ж

(жэ)

Ш

(ша)

Непарные звонкие согласные звуки

Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.

Во второй домик – непарныезвонкие согласные звуки:

Напомним, что звук всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:

Л

(эль)

М

(эм)

Н

(эн)

Р

(эр)

Й

(и краткая)

Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.

Непарные глухие согласные звуки

В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:

Вспомним, что звук всегда твёрдый, а и – всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:

Х

(ха)

Ц

(цэ)

Ч

(че)

Щ

(ща)

Звуки , – шипящие звуки.

Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв – 21, а звуков – 36.

Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки (Источник)

Закрепление знаний на практике

Выполним задания.

1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.

дочка – точка

бочка – почка

шар – жар

удочка – уточка

Рис. 3. Удочка (Источник)

Рис. 4. Уточка (Источник)

2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:

1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос)

2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)

3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)

Рис. 5. Мёд (Источник)

Рис. 6. Лёд (Источник)

Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:

  1. Шесть мышат в камышах шуршат.
  2. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  3. Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.

Список рекомендованной литературы

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Fictionbook.ru (Источник).
  2. Deafnet.ru (Источник).
  3. Samouchka.com.ua (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

Альбом парные согласные звуки б-п учебно-методический материал по логопедии на тему

Введение

Проблема нарушений письменной речи, низкой грамотности и неуспеваемости по русскому языку не утратила своей актуальности, несмотря на серьезные достижения как в ее теоретическом освещении, так и в практической коррекционно-логопедической работе.

По целому ряду объективных причин она становится все более острой, представляющей значительные трудности в овладении грамотой, препятствующей успешному усвоению детьми русского языка вообще, русской грамматики в частности, и требующей для ее разрешения огромных усилий и от педагогов, и от детей.

Данное пособие носит чисто практический характер и представляет собой комплект дидактического материала в основном для индивидуальных упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия, звукового анализа, различение парных звонких и глухих согласных в произношении и на письме, на усвоение на практике правописания слов с сомнительными звонкими — глухими согласными, на практическое овладение различными способами проверки правильности написания этих слов детьми в возрасте 6—9 лет.

Предлагаемые упражнения сочетают взаимодействие речевого, речедвига-тельного, слухового, зрительного, двигательного анализаторов: хлопки, сжимание кулаков, выгибание и прогибание ладоней, топанье, рисование контуров букв в воздухе, на столе пальцами, ладонями, обведение контуров букв, штриховку карандашами и т.д., способствуют различению парных звонких — глухих согласных Б — П на слух и в произношении и букв Б — П на письме.

Значительное место в пособии занимают упражнения, развивающие непосредственно зрительное и слуховое внимание и память, тренирующие темп выполнения мыслительных операций, закрепляющие различные способы словообразования, обогащающие активный словарный запас, тем самым способствующие успешному овладению русским языком вообще и русской грамматикой в частности.

Все это служит не только предупреждению нарушений письменной речи и неуспеваемости по русскому языку, но может использоваться для их устранения как в индивидуальной, так и в групповой работе с дисграфиками (преимущественно акустическая и аграмматическая дисграфия) разного возраста.

Продолжительность занятий определяет педагог в зависимости от возраста детей и уровня их развития (от 15 до 30 минут).

1. Знакомство со звуками и буквами Б, П

(1) Приложи ладонь к горлу. Несколько раз по очереди произнеси звуки Б — П. При произнесении какого звука горло дрожит? (Б.) При произнесении какого звука горло не дрожит? (П.)

(2) Обведи контуры букв. Закрась букву Б синим карандашом, а П — голубым.

  1. «Напиши» ладонями в воздухе сначала букву Б, затем букву П.
  2. Обведи контуры букв Б и П каждым пальцем ведущей руки. Выполни штриховку буквы Б синим карандашом, а буквы П — голубым по образцу.

(5) Все буквы в клетках обведи по точкам: Б — синим карандашом, а П — голубым.

(6) «Нарисуй» буквы Б и П на столе каждым пальцем ведущей руки. Выполни штриховку буквы Б синим карандашом, а буквы П — голубым по образцу.

(7) Рассмотри и назови картинки. Если в слове есть звук Б — хлопни, если звук П — сожми кулаки.

(8) Назови картинки ещё раз. Определи место звука Б или П дом слове.

(9) Закрой страницу и назови по памяти сначала картинки на звук П, затем на звук Б.

(11)Припомни и назови картинки из упражнения 7 (с. 3). Что изменилось? Какие картинки исчезли? Какие появились?

(12) Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами балалайка, панама.

(13) Рассмотри картинки. Назови картинки сначала на звук Б, затем на звук П. Вспомни и назови картинки из упражнения 10 (с. 4). Какие картинки исчезли, какие остались, а какие появились?

(14) Определи, какая картинка здесь «лишняя». Подчеркни её и объясни, почему она не подходит к восьми другим?

(15) Рассмотри картинки ещё раз. Закрой страницу. Назови по памяти картинки на звук Б.

(16)Определи место звука Б в словах барабан, бабочка, бублик.

(17)Рассмотри и назови картинки. Вспомни и назови картинки из упражнения 13 (с. 5). Какие картинки исчезли, какие остались, а какие появились?

(18)Определи, какая картинка здесь «лишняя». Подчеркни её и объясни, почему она не подходит к восьми другим?

(19)Рассмотри картинки ещё раз. Закрой страницу. Назови по памяти картинки на звук П.

2. БА, ПА в начале и середине слова

(1) Игра «Хлоп-топ». Послушай слова. На БА хлопни в ладоши, на ПА — топни.

Память бассейн пассажир паяльник

балет баркас пароль пастух

бадминтон паркет парус балка

базар башмак барометр пахарь

пасека панцирь байдарка парашют

палисадник баклажан баллада бахрома

парк паук парад башня

багаж басня бархат партизан

парта батарея баржа пантера

(2) Вставь пропущенные БА или ПА. Прочитай слова.

Подсказка для взрослых: память — памятник, балет — балерина, пастух — пастушок, парус — парусник, балка — балкон, башмак — башмачок, паук — паутина, башня — башенка.

(4) Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами парашют, парашютист,
парашютистка. Почему эти слова называют родственными?

(5) Послушай слова. На БА подними кисти рук вверх, на ПА опусти вниз.

Набат купальня упаковка купальник

кабан комбайн шимпанзе колбаса

рыбак трубач леопард звездопад

абажур турбаза купальщик запах

рубашка нападение аппарат запад

опасность контрабас купальщица забава

добавка снегопад собака гербарий

трубадур лопата запасы шлёпанцы

чурбан акробат опоздание упадок

черпак рубанок альбатрос табак

зоопарк надбавка компас кипарис

чабан листопад щупальцы камбала

западня водопад купание кабачок

(6) Послушай слова из упражнения 5 ещё раз. Запомни и повтори родственные слова к слову купать.

(7) Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами трубач, купальня.

(8) Проспрягай в настоящем времени

покупать купальник

Образец:

я покупаю купальник мы покупаем купальник

ты покупаешь купальник вы покупаете купальник

он (она) покупает купальник они покупают купальник

3. БО, ПО в начале и середине слова

(1) Вставь в слова пропущенные БО или ПО. Прочитай слова и запомни их правописание с БО или ПО.

(2) Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами болезнь, больной, больница.

(з) Из упражнения 1 (с. 9) подбери родственные слова к слову боль. Закрой страницу. Припомни и повтори группу родственных слов.

(4) Вставь в слова пропущенные БО или ПО. Прочитай слова. Запомни их правописание.

(5) Прочитай слова из упражнения 4 (с. 10) ещё раз. Подбери родственные слова к словам сапог, свобода, работа. Составь предложения с подобранными родственными словами.

4. БЫ, ПЫ в начале и середине слова

(1) Вставь в слова пропущенные БЫ или ПЫ. Прочитай слова. Родственные слова к слову пыль подчеркни голубым карандашом, к слову быстро — синим.

  1. Припомни и назови, не подглядывая, обе группы родственных слов.
  2. Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами небылица, крепыш, событие.

14. БУ, ПУ в начале и середине слова

  1. Подбери родственные слова к слову пусто. Запомни их и повтори по памяти. Составь предложения с каждым из этих слов.
  2. Вставь в слова пропущенные БУ или ПУ. Прочитай слова.

(5) Проспрягай в будущем времени

разбудить Чебурашку

Образец:

я разбужу Чебурашку мы разбудим Чебурашку

ты разбудишь Чебурашку вы разбудите Чебурашку

он (она) разбудит Чебурашку они разбудят Чебурашку

(6) Рассмотри картинки. Назови сначала картинки на звук Б, потом на звук П

6. БРА, БРО, БРУ, БРЫ — ПРА, ПРО, ПРУ, ПРЫ в начале, середине и конце слова

  1. Припомни и назови, не подглядывая, родственные слова к слову прыгать. Составь с каждым из них предложение.
  2. Проспрягай в будущем времени

перепрыгнуть через брусок

Образец:

я перепрыгну через брусок мы перепрыгнем через брусок

ты перепрыгнешь через брусок вы перепрыгнете через брусок

он (она) перепрыгнет через брусок они перепрыгнут через брусок

7. БЛА, БЛО, БЛУ, БЛЫ — ПЛА, ПЛО, ПЛУ, ПЛЫ в начале, середине и конце слова

  1. Подбери родственные слова к слову плавать.
  2. Проспрягай в настоящем времени

плавать брассом

Образец:

я плаваю брассом мы плаваем брассом

ты плаваешь брассом вы плаваете брассом

он (она) плавает брассом они плавают брассом

(4) Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами пловец, пловчиха, облако, платок.

8. Слова с несколькими пропущенными согласными Б, П

(1) Вставь в слова пропущенные буквы Б, П и прочитай слова.

(2) Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами барабанчик, барабанщик, барабанщица. Почему они называются родственными?

9. Словообразование различных частей речи

(1) Образуй от данных слов существительные, обозначающие людей по их занятиям. Образец: пианино — пианист.

Пианино почта контрабас труба

пулемёт баян скрипка пожар

сапоги барабан воспитание помощь

спорт волейбол баскетбол бой

бег бунт водопровод спасение

бокс борьба путешествие баня

выпуск парашют автомобиль футбол

паркет буфет волшебство пехота

болтать покупать испытывать писать

болеть повелевать преподавать прыгать

петь переплетать переводить грабить

пасти изобретать продавать победить

работать наблюдать обманывать убирать

  1. Составь предложения с образованными словами (по выбору).
  2. Образуй от данных слов прилагательные (признаки). Подбери к ним подходящие по смыслу существительные (предметы). Образец: поле — полевой цветок.

Поле губы троллейбус пассажир

запас победа автобус хлеб

зубы буфет пара опасность

парк капрон больница багаж

пехота волейбол пружина барьер

липа почта безопасность спор

баня бронза паркет башня

пустыня футбол забава свобода

бамбук парашют способность барабан

парад забота бархат бумага

тополь балет рыбак корабль

баран бульвар польза банан

купание брат спорт хлопок

парус сапоги проба правда

(4) Составь предложения с получившимися словосочетаниями. Образец: полевой цветок — В вазе стоит букет полевых цветов.

(5) Образуй от данных глаголов них существительные по образцу. Образец: покорять — покорение.

Покорять припоминать повиноваться

управлять блуждать праздновать

приближать заблуждаться наблюдать

обдумывать покушаться испытывать

перепрыгивать появляться воспитывать

спасать купаться подбросить

соблюдать бормотать брызгать

пробуждаться благоухать противостоять

возобновлять образовать нападать

благодарить подключать бодрствовать

приобщать поучать воспевать

бодать преобразовать разбрасывать

бренчать спрягать расписать

распоряжаться приобретать запоминать

  1. Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами испытание, нападение, заблуждение.
  2. Проспрягай в настоящем времени

соблюдать правила правописания перепрыгивать через барьеры

Образец:

я соблюдаю правила… мы соблюдаем правила…

ты соблюдаешь правила… вы соблюдаете правила…

он (она) соблюдает правила… они соблюдают правила…

10. Пары слов на Б — П

11. Сомнительные согласные Б, П в конце

и в середине слова

Запомни!

Звук Б в конце слова оглушается и звучит, как звук П. Чтобы не ошибиться в написании, нужно подобрать проверочное слово. В проверочном слове после сомнительного согласного звука Б или П должен стоять гласный звук.

  1. Измени каждое слово по образцу для проверки сомнительного согласного в конце слова. Образец: гри… — грибы гриб. После проверки вставь пропущенные буквы Б или П.

12. Восстановление деформированных слов

(1) Отгадай слова, поставив слоги в нужном порядке (с опорой на картинки). Образец: ла, об, ка — облака. Соедини каждое слово с подходящей картинкой.

Л а, об, ка бак, ры бу, ка, лав

ба, ка, чок па, лам а, кос, бри

(2) Отгадай слова, поставив слоги в нужном порядке. Образец: кет, бу — букет.

Кет, бу ка, бул ля, по, на та, бро, до

ба, тру та, пар ма, бу, га кам, пад, не

рус, па ба, жа те, пан, ра ли, пад, сто

бра, ко влин, па ра, ба, бан пу, ка, шин

га, пур бук, бам су, по, да пру, на, жи

па, тро кон, бал па, ло, та шка, бу, ка

тон, ба ви, бро ба, со, ка ход, ро, па

ук, па ка, шап дор, ми, по бо, да, ро

пор, то ран, бу ма, на, па ле, по, но

ба, шу ва, бук ка, тыл, бу бли, ки, бу

13. Анаграммы* с буквами Б, П

* Анаграмма — слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов.

(2) Прочитай предложения. Исправь смысловые ошибки, заменив данные в скобках слова анаграммами. Образец: В пруду плавает зеркальный (парк). — В пруду плавает зеркальный карп. Запиши подходящие по смыслу слова рядом с анаграммами.

В пруду плавает зеркальный (парк) .

В море под камнем сидит (брак) .

У Бабы-яги вместо самолёта (пасут) .

(Рыбка) забросил невод в море.

В кухне есть стол, шкаф, стул и (плати) .

У кота (капли) с коготками-царапками.

По степи кочует цыганский (торба) .

Борщ и кашу на кухне варит (право) .

Раздаётся команда («скуп») —

и ракета взмывает в небо.

Пастухи (ступа) стада на пастбищах.

В парке много лип и один (куб) .

В холодильнике (кабан) с вареньем.

Папа надел плащ, сапоги и (пляшу) .

14. Составление предложений по опорным словам

(1) Прочитай глаголы. Подбери к ним подходящие по смыслу существительные. Поставь в пустом прямоугольнике перед подобранным существительным номер нужного глагола.

(2) Прочитай пары слов из упражнения 1 ещё раз. Составь и запиши предложения с ними. Образец: поздравить, победа — Дети поздравили ветеранов с Днем Победы.

15. Кроссворды на Б, П

(1) Отгадай по опорным согласным и впиши в клетки кроссворда названия овощей по горизонтали и прочитай название овоща в выделенной колонке по вертикали.

Использованная литература

УДК 376.1-053.264 ББК 74.3 К64

Серия «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у детей» Издание развивающего обучения

Коноваленко, В.В.

К64 Парные звонкие — глухие согласные Б — П. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6—9 лет / В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 32 с. — (Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у детей).

ISBN 978-5-296-01062-9

Пособие носит чисто практический характер (оно основано на опыте работы по предупреждению и коррекции дисграфии с детьми 6—9 лет) и состоит из графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений на различение звуков Б — П на слух и в произношении и букв Б — П на письме.

Пособие направлено на решение следующих задач: развитие фонематического восприятия, количественное и качественное обогащение словаря, закрепление различных способов словоизменения и словообразования, практическое усвоение правописания слов с парными согласными Б — П.

Предназначено преимущественно для индивидуальной работы с ребенком или небольшой группой детей (2—3 человека) и может использоваться как педагогами (логопедами, учителями, гувернерами), так и родителями.

УДК 376.1-053.264 ББК 74.3

Издатель — А.П. Казаков Редактор — Н.Е Арбекова Иллюстрации и обложка — Д.Р. Кудряков Оригинал-макет — Н.М. Кудрякова

ООО «Издательство ГНОМ и Д» Тел.: 8-926-215-10-05, 8-926-046-44-46. Эл. почта: gnom_logoped@newmail.ru

Санитарно-эпидемиологическое заключение N° 77.99.60.953.Д. 006471.06.08 от 25.06.2008 г.

Подписано в печать 10.06.2009. Печать офсетная. Объем — 2 п.л. Формат 70×100/16. Тираж 2000 экз. Заказ №464,6

Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов

в ОАО «Московская типография №2» 129085, Москва, пр. Мира, 105. Тел.: 682-24-91.

Еще в начальных классах дети учатся правописанию. Существует множество правил по написанию тех или иных слов. Далее узнаем, как правильно писать слова с парными глухими, звонкими, мягкими, твердыми согласными звуками.

Русский язык – это один из самых непростых предметов, который преподают в школе. Чтобы стать грамотным, ученику придется выучить множество правил о написании слов. Далее изучим звонкие и глухие, твердые и мягкие парные согласные звуки. Еще рассмотрим и непарные звуки, которые встречаются в русской грамматике. Интересно то, что звуки при чтении или разговоре произносят несколько иначе, чем они пишутся под диктовку. Потому каждый ученик должен еще в школе обучиться правильному правописанию.

Парные звонкие, глухие согласные звуки

Благодаря речевым способностям человека и помощи языка мы способны произносить различные звуки. А слуховой естественный аппарат помогает людям распознать эти звуки. Но дальше мы не будем изучать природные возможности человеческого организма. Остановимся на том, как пишутся и звучат согласные звуки и какие они бывают.

Классификация согласных звуков

По правилам грамматики, согласные бывают:

  1. Глухие, звонкие – произношение их разнится, благодаря работе речевого аппарата человека.
  2. Мягкие, твердые – большую роль играет в определении таковых согласных последующая буква после согласной, стоящая после нее.

Уже из самого словосочетания – парные согласные понятно, что это буквы, что имеют схожую пару по звучанию. Так схожими по звуку могут быть звонкие, глухие согласные звуки.

Задание: написать правильно глухую или звонкую согласную

Парные звонкие, глухие согласные:

Целый ряд звонких согласных существует в русском языке, к ним причисляют: р, г, в, ж, д, й, з, н, м, л, б. Когда вы произносите данные согласные, то в гортани всегда ощущается некоторое напряжение. Звонкие звуки сложно проговаривать тихо шепотом. Примеры слов, в которых все согласные относятся к звонким: зола, гордыня, зазор, Рим, ром, зона. Но не у всех звонких есть своя пара глухого звука.

Виды согласных

Таблица парных согласных – звонких, глухих:

б ж з г в д
п ш с к ф т

Благодаря изучению в школе этой темы учащиеся способны грамотно потом писать. Ведь существуют правила о написании и проверке той или иной парной согласной, в частности рассмотрим примеры: снег(х), проверить можно: чего нет? Снега, столб(п) – проверяется, как столбы, хлеб(п) (проверка – чего нет? Хлеба).

Русская речь богата целым арсеналом слов близких по звучанию, но с различным значением. Так сменив звонкий согласный на глухой, можно получить совершенно другое слово по смыслу. Примеры: зуд – суд, гора – кора, жар – шар.

Упражнение для закрепления тематики: парных глухих, звонких согласных

Имеется много наглядных примеров, благодаря которым можно разобраться в правописании звонких, глухих парных согласных. Смотрите некоторые из них:

Как видите, проверить правописание согласных звуков не составит особого труда, а благодаря примерам можно запросто научить этой теме и ребенка.

Твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов

Все звонкие, глухие звуки согласных, кроме шипящих бывают твердые, мягкие.

Какие гласные дают твердость согласному звуку?

Еще мягкие звуки могут стоять перед мягким знаком, пример: килька, кисть, лень, тюль, моль.

Гласные, которые смягчают согласный звук

Когда после согласной буквы – с пишется – м, то с всегда твердая, даже тогда, когда м – мягкая. Звуки: м и с считаются твердыми, если они пишутся в самом конце слова, примеры: сом, том, колос, полюс.

Заимствованные слова с гласной – е обычно произносят твердо. Пример: фейк, .

Твердые согласные, на которые не влияет последующая буква

Твердые согласные звуки могут образовывать себе мягкую пару, смотрите ниже таблицу и примеры этих букв далее.

Таблица

Запомните: К твердым непарным относятся согласные буквы: , , , а к мягким непарным – согласные , ,

Мягкие согласные звуки независимо от того, какая гласная стоит за ними

Проверить написания парных согласных в корне, или в конце слова?

Когда произносят звуки, то иногда слышатся чаще глухие звуки. Но несмотря на это писать следует правильную букву. Все буквы в словах не могут меняться. Даже несмотря на то, что слышится другой звук. Чтобы удостовериться, верно ли написано слово, понадобится изучить некие правила. Благодаря им станет понятно, какой звук употребляется в слове глухой или звонкий, будет исключена возможность замены парных согласных звуков.

Парные согласные звуки: правило

Правила для проверки написания глухих, звонких согласных звуков:

  1. В корне при написании буквы не меняются, чтобы проверить правописание той или иной буквы, надо подобрать однокоренное слово в другой форме. Если после сомнительной согласной будет стоять гласная, то вы определитесь какую букву писать звонкую или глухую.
  2. Легко определить какая согласная пишется в том или ином слове, когда после нее стоит сонорный согласный: й, р, м, л, н.

ВАЖНО: Существуют некоторые слова, которые невозможно проверить. К таковым причисляется – кофта. Это слово необходимо запомнить и всегда писать в нем букву — ф.

Парные звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме план-конспект урока по русскому языку

Парные звонкие и глухие согласные звуки,

их обозначение на письме

Цель: формировать навык грамотного написания слов с парными по глухости – звонкости согласными в конце слова и перед другими согласными.

Задачи:

  • формировать умение различать звонкие и глухие согласные;
  • формировать умение находить и проверять слова со звонкими и глухими согласными;
  • воспитывать познавательный интерес, желание учиться и делать открытия.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель демонстрирует на экран презентацию со стихами, с целью мотивации детей и подготовке их к работе на уроке.

Все расселись по местам, никому не тесно
По секрету вам скажу: «Будет интересно!»
Будем мы читать, писать, строить предложения,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла.
— Все мы чему-то радуемся. Чему вы радуетесь в жизни? (Ответы детей.)

— А меня радует ваше хорошее настроение.

На доску вывешивается солнышко без лучиков. У каждого на парте лежат по два лучика успеха, которые будут дополнять солнышко. Один лучик — желтого цвета, второй — красного. Желтый цвет означает, что всё ясно и понятно, нет затруднений при выполнении заданий. Красный – всё понятно, но все-таки что-то еще вызывает затруднения.

ΙΙ. Актуализация знаний

Словарно-орфографическая работа

(На доске записаны слова.)

Зу…, уда…, пиро…, поез…, сторо…, моро… . (Слайд.)

— Вставьте пропущенные буквы. Будете записывать эти буквы в тетрадь.

Б, в, г, д, ж, з.

(Учащиеся по одному объясняют, а учитель приклеивает эти буквы на место пропуска.)

— Сверьте ваши работы с образцом на доске.

— Ребята, а каким правилом мы воспользовались для грамотного написания этих слов? (Звук парный проверяй – Рядом гласный подставляй!)

ΙΙΙ. Самоопределение к деятельности

— Какие звуки обозначают эти буквы? (Согласные.)

— Какие бывают согласные звуки? (Звонкие и глухие.)

— Некоторые звонкие и глухие согласные образуют пары. Как мы из называем? (Парные звонкие и глухие согласные звуки.)

— Это парные согласные звуки. Составьте пары по звонкости и глухости, запишите в тетради. Все ли пары вы смогли составить?

Б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с. (Слайд.)

— Как вы думаете, чему будем сегодня учиться? (Будем учиться проверять написание парных по звонкости – глухости согласных в конце слова и перед другими согласными.)

— Парные согласные на письме опасные. А почему этому нужно учиться? Потому что – «Как похоже их звучание — это просто наказанье!» – на слайде.

— В русском языке парные согласные встречаются в конце и в середине слов. Ещё раз повторим: чтобы грамотно написать слово с парным согласным, нужно подобрать проверочное ему слово так, чтобы рядом с согласным появился какой звук? (Гласный звук.)

— Какие способы проверки парных согласных мы знаем?

(Учащиеся отвечают: — Мы подбираем «ласковое» слово (дед- дедушка.))

— Давайте выполним задание. Подберите к данным словам проверочные слова.

Ю…ка, зу…, кру…ка, кно…ка.

(Юбка – юбочка, зуб – зубик, кружка — кружечка, кнопка – кнопочка.)

(Учащиеся по одному дают полный ответ с объяснением.)

— Подбирая проверочные слова, каким способом мы воспользовались? (Мы подбирали ласковые слова.)

— Скажите, какой ещё есть способ проверки парных согласных? (Дети отвечают – «Есть ещё один способ — мы подбираем слово по схеме «один-много» (мороз – морозы.)»).

— К словам стриж, шалаш, груз, медведь, сугроб подберите проверочные слова по этой схеме.

(Стриж – стрижи, шалаш – шалаши, груз – грузы, медведь – медведи, сугроб – сугробы.)

(Учащиеся по одному дают полный ответ с объяснением.)

— Буква, обозначающая парный согласный- это орфограмма. Что такое орфограмма? (Орфограмма – это буква в слове, написание которой проверяется правилом.)

ΙV. Работа по теме урока

(На доске записаны предложения.)

Синички живут в лесах и садах. Там птички находят себе пищу. Синица очень любит пшеничный хлеб.

— Найдите в словах орфограммы и подчеркните.

Живут – жи-ши пиши с буквой и.

В лесах – безударная гласная е – проверочное слово-лес.

Садах – безударная гласная а – проверочное слово-сад.

Пищу – пиши с буквой у.

Очень — в конце слова ь ставится для смягчения согласного звука.)

— Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)

— Птицам холодно и голодно зимой. Конечно, зимующие птицы могут сами найти себе корм, но будет лучше, если мы им будем помогать да, ребята! Будем кормить птичек зимой? (Будем!)

V. Физкультминутка

Две птички
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.

(Воспитатель предлагает детям изобразить этих птичек, как они летели, садились, опять летели. Дети повторяют слова вместе за педагогом.)

VΙ. Продолжение работы по теме урока

— Кроме парных, есть ещё и непарные согласные. Непарных согласных немного. Назовите их. (Звонкие – , , , , . Глухие – , , , .)

— Написание непарных согласных нужно проверять? (Нет, не нужно.) Буква, обозначающая непарный согласный – это не орфограмма.

Игра «Кто лишний»

— Вам надо выписать только названия тех животных, у которых в конце слова есть парный согласный.

Дети объясняют названия каких животных они записывают. (Лошадь , лось , волк , жираф , носорог , морж.)

— Почему не записали названия других животных? (Так как на конце этих слов есть непарные согласные – слон , тигр , осёл .)

Работа по учебнику

Упр. 176 (с. 118)

— Прочитайте текст. О чём он?

— Озаглавьте его. («Большой пруд».)

— Как можно добраться от дома к пруду? (Добраться можно по узкой дорожке.)

— Что растет по берегам пруда? (Берёзки и дубки.)

— Произнесите эти слова. Что интересного заметили при произношении и написании этих слов? (Произношение и написание не совпадают, т. е. парные согласные нужно проверять, подбирать такие родственные слова, в которых после парного согласного стоит гласный: узок, дороженька, берёзы, дубы.)

— В каких еще словах данного упражнения написание и произношение не совпадают? (В словах с пропущенными буквами: гладкая, рыбки, лодка. Чтобы их правильно написать, нужно подобрать родственное слово, в котором этот согласный будет слышаться отчетливо.)

— Спишите первые 2 предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

VΙΙ. Рефлексия

— Давайте проверим, насколько вы хорошо поняли тему урока.

(Задание на карточке.)

— Вставьте пропущенные буквы в словах. (За правильный ответ учащийся получает балл. Пять набранных баллов свидетельствует о хорошем усвоении данной темы.)

Ё…, у…ка, ры…ка, ле…, мор…

— Кто набрал пять баллов за задание? Кто допустил ошибки?

— Устно составьте 2-3 предложения с данными словами (по выбору).

— Оцените себя с помощью лучиков.

VΙΙΙ. Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

— Кому сегодня было интересно и легко работать на уроке?

— Кому было трудно, какие задания вызвали затруднения? Покажите ваши лучики. Давайте объединим наши все лучики в общее солнышко, чтобы оно светило нам дальше в освоении новых знаний. Дети прикрепляют свои лучики к солнцу на доске. Делают вывод.

Домашнее задание

Выписать из дополнительной литературы 7 слов с парными согласными в соответствии с алгоритмом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *