Самоанализ внеурочного мероприятия в начальной школе

Самоанализ открытого внеурочного занятия

Самоанализ занятия по внеурочной деятельности

«Мы-россияне»

проведённого 29 января 2019 года в 4 классе

МКОУ Школа-интернат № 5

учителем начальных классов Кузьменко А.А.

Тема занятия: Практикум «Права и обязанности ребенка». Эмоции и чувства, их роль в обучении

Дата: 29.01.2019г.

Количество уч-ся: по списку — 14, фактически -14

Направление внеурочной деятельности — духовно-нравственное

Название программы, в рамках которой проводится занятие — Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы-россияне».

Место занятия в рамках раздела программы – четвертое занятие в разделе “Я и школа”.

Цели: — познакомить детей с понятиями: «Конвенция о правах ребёнка», «Декларация», развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

-формировать положительное отношение к правам других;

-воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам .

На занятии применяла фронтальную, групповую работу, работа в паре, в процессе которой развивалось мышление, закреплялись и обобщались приобретённые знания, стимулировалась познавательная активность учащихся.

На занятии старалась формировать у учащихся следующие базовые учебные действия:

Личностные: понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах; развитие способностей положительной мотивации к учебной деятельности.

Познавательные: умение отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение добывать новые знания, используя информации, полученные на уроках, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Регулятивные: умение формулировать учебные цели, использовать доказательство, умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения; умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Коммуникативные: умение оценивать действие партнёра, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли.

Были использованы методы обучения:

  • методы стимулирования и мотивации учения (формирование интереса к учению на первом этапе);

  • методы организации и осуществления учебных действий: сочетание словесных и наглядно-демонстративных методов (в течение всего урока),

практический метод (на этапе самостоятельной деятельности- «Декларация» ),

проблемно-поисковый метод (на этапе актуализации знаний, на этапе построения плана выхода из затруднения и открытия детьми новых знаний).

Внеурочную деятельность я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативную, игровую, здоровье-сберегающую технологии.

При планировании учтены особенности знаний учащихся по данному материалу. Для концентрации внимания использовала презентацию, которая применялась по мере необходимости, в соответствии с этапами занятия.

На занятии были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание я включила элементы обучения учащихся универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном занятии применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и практической.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап занятия, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах занятия ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего занятия работал на организацию посильного поиска и исследования, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Использовала межпредметную связь (литературное чтение, окружающий мир).

На занятии учащиеся прогнозировали, чем они будут заниматься на внеурочном занятии, самостоятельно формулировали познавательные цели, чему они хотят научиться и самостоятельно определили тему занятия.

Для повышения работоспособности, снятия мышечного напряжения была использована физкультминутка, которая была подобрана с учётом целостности занятия и возраста ребят.

На протяжении всего занятия старалась поддерживать доброжелательные отношения между учащимися и педагогом, учащимися и учащимися, тем самым способствовала формированию доброжелательных отношений между людьми в обществе.

Цели и задачи, запланированные на занятии были успешно реализованы с помощью используемых приёмов и методов. Ребята на занятии работали активно.

Учащиеся на занятии были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Со стороны учителя были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик» и рефлексия занятия показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

Считаю, что на занятии мы смогли раскрыть тему. Думаю, что цель была достигнута.

Анализ и самоанализ урока, внеклассного мероприятия материал (1,2,3,4 класс) по теме

Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Примерная схема анализа урока

Тема урока:

соответствие программе; место урока в системе уроков по разделу; точность формулировки и эстетика ее оформления на доске.

Цели и задачи урока:

осознанность учителем целей (задач) урока; четкость и доступность постановки цели для детей; обучение учащихся целеполаганию.

Готовность учащихся к уроку:

готовность рабочих мест, классного помещения; психологическая готовность учащихся (мобилизация их внимания, формирование положительной мотивации, стимулирование интереса, создание эмоционального настроя).

Готовность учителя к уроку:

готовность доски, оборудования, наглядности; степень владения учебным материалом; качество дидактических средств, их содержание и оформление.

Тип и структура урока:

целесообразность избранного типа урока с точки зрения темы в целом; этапы урока (назвать).

Соответствие структуры данному типу урока. Чем вызваны отклонения, если таковые имеются; соответствие структуры урока его целям; четкость, логичность, последовательность этапов урока; завершенность каждого этапа, направленность на решение поставленных задач.

соответствие содержания программе;

соблюдение научности, фактической точности и доступности;

полнота освещения темы;

логичность и системность изложения;

доказательность, иллюстративность;

выделение главного, наличие выводов;

воспитывающий характер содержания;

эффективность методов и приемов изложения новых знаний, их целесообразность и разнообразие;

эффективность методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся;

связь учебного материала с современностью, практикой применения знаний;

уместность повторения (с точки зрения содержания и приемов).

Система закрепляющих упражнений с целью формирования способов действий, умений, навыков и прочности знаний:

обеспечение постепенного усложнения упражнений (заданий) и увеличение самостоятельности учащихся;

разнообразие (по содержанию и методике проведения) упражнений (заданий);

соотношение репродуктивных и творческих видов работ на уроке;

четкое и грамотное в речевом отношении выполнение задания;

объяснение методики выполнения заданий;

уместность игровых и занимательных моментов на уроке.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков:

проверка знаний, умений и навыков на различных этапах урока;

использование приемов, форм, их разнообразие;

характеристика качества ответов учащихся;

характер вопросов и заданий ученику;

адекватность отметки качеству ответа;

реакция учителя на степень подготовленности учащихся, комментирование отметки;

формирование способности самостоятельно оценивать свою деятельность (совместная рефлексия на уроке).

Домашнее задание:

рациональность содержания, объема, подготовленности учащихся к его выполнению, осуществление индивидуального и дифференцированного подходов, своевременность записи;

Итоги урока:

наличие и своевременность этого этапа;

характер заключительных вопросов классу.

Стиль общения на уроке:

педагогический такт учителя, стиль общения с детьми;

умение владеть классом, поддерживать дисциплину, активизировать деятельность учащихся;

умение учителя видеть и слышать класс, слушать ответы учащихся;

предоставление учащимся возможности самовыражения;

организация учебного диалога;

речь учителя (содержательность, эмоциональность, выразительность, громкость, темп, дикция, соответствие литературным нормам, яркость мимики и жестов, эстетика костюма, поз и движений).

Общая оценка урока:

степень достижения поставленных целей;

достоинства, удачи, причины ошибок и неудач;

выводы и предложения по совершенствованию урока.

Самоанализ урока (1 вариант)

  • Каково место данного урока в теме? Как данный урок связан с предыдущим, как работает на последующие уроки?
  • Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)? Какой результат хотелось получить к концу урока?
  • Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?
  • Можно ли считать, что избранное сочетание методов (изложения знаний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса?
  • Рационально ли было распределено время на этапы урока?
  • Логичны ли были «связки» между этапами урока?
  • Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленной цели?
  • Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством усвоения знаний, умений и коррекция?
  • Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уроке?
  • Психологическая атмосфера урока. Получили ли учащиеся удовлетворение от урока?
  • Как Вы сами оцениваете результаты своего урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? Получили ли удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще поработать?

Вариант 2.

Сегодняшний урок … (№) в системе уроков по теме (разделу) ….

Его цель – …, к обучающим задачам урока я отнесла … , к воспитательным – … , урок был также призван способствовать развитию у учащихся ….

В данном классе … , поэтому я … .

Это по типу … урок, он включал в себя … этапов: …. Основным этапом был … , задачи … этапа – … , а … этапа – … .

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: ….

Чтобы решить цель урока, я подобрала … (содержание: примеры, вопросы, задание).

Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся).

На …этапе урока я использовала … (какие?) методы обучения, потому что …. На этапе … – … (какие?) методы.

В ходе урока на … этапе была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная), а на … этапе … работа учащихся, потому что ….

Задания … были ориентированы на развитие … учащихся.

Руководство учителя при выполнении … заданий было … (пооперационным, инструктирующим), потому что ….

Учащиеся имели возможность выбора ….

Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….

Записи на доске …. Наглядный материал (другие средства обучения) ….

Цель урока можно считать: …, план урока: …, материал …; я полагаю, что (все) научились …, потому что ….

Домашнее задание (не) вызовет затруднения у … учеников, потому что ….

В целом урок можно считать ….

Литература.

В. Илюхина. Как провести анализ урока. Газета «Начальная школа», №5, 2007.

Педагогика. УМП. А. Я. Варламова, П. В. Кириллов. – Волгоград, 2004.

Общая педагогика. Курс лекций. О. С. Гребенюк. – Калининград, 1996.

Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов ¾ СПб: Издательство “ Питер”,2000. ¾ 304 с.

Схема анализа внеклассного мероприятия

«Мероприятие» – любое целенаправленно организованное событие во внеклассной жизни учащихся независимо от того, к какому типу и виду форм воспитательной работы оно относится, кем оно организовано (взрослыми или учащимися).

За каждый утвердительный ответ присваивается один балл, сумма сопоставляется с максимально возможным количеством баллов, делается вывод о профессионализме классного руководителя.

Предмет

анализа

Характеристика

мероприятия

Кол-во баллов (max)

Цель

мероприятия

А) продумана вместе с учащимися;

Б) вытекает из проблем (цели) воспитания класса на год;

В) вытекает из проблем (задач) воспитания конкретного ребенка;

Г) ориентирована одновременно на прикладные и воспитательные результаты;

Д) ориентирована одновременно на внешний эффект и внутренний результат;

Е) соотносима с целью деятельности школы.

Тема и

форма

мероприятия

А) продуманы совместно с учащимися;

Б) обусловлены целью мероприятия;

В) соответствуют возрасту учащихся;

Г) достаточно оригинальны.

Подготовка к

мероприятию

А) в организации большую роль играют дети;

Б) проходит по четкому, составленному совместно с учащимися плану (поэтапно);

В) задания по подготовке мероприятия были распределены между организаторами.

Содержание мероприятия

А) соответствует цели;

Б) соответствует теме;

В) соответствует возрасту;

Г) имеет новизну;

Д) отражает целостность мира;

Е) нравственно окрашено.

Проведение

мероприятия

А) дети — в роли ведущего;

Б) мероприятие не затянуто;

В) мероприятие имеет разумное количество этапов;

Г) нет «показухи»;

Д) предоставлена возможность импровизации;

Е) родителям предусмотрена активная позиция.

Подведение

итогов

А) проводится в доброжелательной атмосфере;

Б) осуществляется изучение эмоционального отношения к мероприятию, собственной позиции в нем (различными методами);

В) организовано обсуждение «+» и «–», делаются заметки на будущее;

Г) стимулируется участие каждого ребенка в обсуждении (различными методами).

Схема самоанализа внеклассного мероприятия.

Целью проведенного … было: … , как педагог я предполагала решить следующие задачи (воспитывающие … , обучающие … , развивающие …).

Больше всего я волновалась … . Совсем не волновалась … .

На будущее я постараюсь учесть и исправить . . . .

Я считаю, что цель, на достижение которой было направлено данное мероприятие, … .

Следующим шагом в работе с классом должно стать … .

Показатели и критерии эффективности

внеклассного воспитательного мероприятия

Оценка деятельности учителя

Оценка деятельности учащихся

организаторская

воспитательная

Создание условий для самореализации учащихся

Четкость поставленных целей и степень их достижения

Степень включенности учащихся в проведение мероприятия

Оптимальность выбора содержания, форм и методов для достижения поставленных целей

Эмоциональный контакт педагога и учащихся

Развитие навыков коллективной работы

Стимулирование позитивного поведения учащихся

Духовно-нравственная направленность мероприятий

Степень самостоятельности и инициативности учащихся

Наличие интереса у учащихся к проводимому мероприятию

Влияние мероприятия на улучшение эмоционального и нравственного климата в классе (группы)

Уровень творческий самореализации учащихся

Координация взаимодействия учителей, учащихся и родителей

Направленность мероприятия на повышение общей культуры воспитанников

Развитие навыков самоуправления

Педагогическая культура, такт, внешний вид учителя

Степень использования здоровьесберегающих технологий, методик воспитания

Степень организованности и дисциплинированности

Наличие эффективной обратной связи с учащимися

Эстетическое воздействие мероприятия на учащихся

Развитие коммуникативной культуры учащихся

Уровень педагогического и методического мастерства

Развитие самоуправления в классе (группы)

Степень товарищеской взаимопомощи

Уровень эстетического оформления воспитательного мероприятия

Развитие речевой культуры учащихся

Уровень взаимодействия (сотрудничества) учащихся друг с другом и учителями

Степень эффективности и целесообразности использования наглядности и ТСО

Коррекция поведения учащихся

Внешний вид учащихся

Самоанализ «По уроку технологии в 3 классе»

Самоанализ

Основной замысел проведения моего урока создание коллективной работы, сплоченность коллектива, умение договариваться друг с другом.

На моем уроке присутствовала индивидуальная и групповая формы работа,так же на уроке использовала раздаточное дидактический материал в виде рыбок.

На проведенном мною уроке я поставила для себя такую цель: дать представления об океанариуме, познакомить с профессией ихтиолога, совершенствовать умения работать по алгоритму над групповым проектом, планировать и использовать намеченный план.

Для достижения моей цели я поставила следующие задачи:

Образовательная: создать условия для формирования первичного представления об океанариуме.

Развивающая: развивать речь, память, представления, воображения, фантазию, интерес к предмету.

Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

На уроке я планировала результат деятельности учащихся должна получиться композиция рыбки в океанариуме.

Так же мною были использованы технические средства обучения: ноутбук, проектор, презентация. Использовала для лучшего восприятия детей.

Так же на моем уроке я создавала ситуацию выбора (цвет плавников и украшения хвоста)

На этапе актуализации знаний я строила учебное действия на основе диалога мы с ними разговаривали о правилах пользования ножницами, так же кто ранее знал что либо об океанариуме.

Мною был произведен индивидуальный подход к каждому ученику, но особого внимания требовали ученики….

Мой замысел урока был реализован, цели и задачи были достигнуты.

Ребята проявляли свою индивидуальность в украшении рыбки паедками.

Развить творческие способности. Работа с мелким материалом способствует улучшению моторики рук, а так же воспитывает терпимость, усидчивость, окуратность.

Каждый ребенок воспринимал материал по своему, кто-то тему понял сразу и приступил выполнять, у кого- то были вопросы и затруднялся в выполнении работы. Для эффективного познания ребенком темы урока мною была проведена беседа а так же использована наглядность которая подтолкнула детей на творческую активность т.к в этом возрасте более развито наглядно образное мышление.

Было разработано УУД: контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, извлекать информацию из иллюстраций, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, работать в группе, рассуждать, обсуждать, анализировать.

Достоинства данного урока был проведен эмоционально, прослеживался принцип доступности, научности. Ориентировалась во времени, дети были увлечены, работа им понравилась, основная цель моего урока достигнута в конце урока у нас был готов океанариум.

Схема анализа внеурочного занятия

1. Цель, задачи внеурочного занятия (образовательные, развивающие, воспитательные), их взаимосвязь. Осмыслен-ное достижение задач в ходе всего отведенного для внеурочного занятия отрезка времени.

2. Готовность педагога и учащихсяк внеурочному занятию: оборудование, наглядные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое состояние класса и т.д.

3. Организационная структура: последовательность этапов, дозировка времени, соответствие этапов характеру познавательной деятельности учащихся.

4. внеурочного занятия: научность учебного материала, его воспитывающее и развивающее значение; правильность отбора материала по объему, содержанию и трудности для учащихся; соотношение теоретического и дидактического материалов; группировка, классификация материала вокруг ключевых понятий; направленность материала на связь с жизнью.

5. Методическое обеспечение внеурочного занятия:

использование разных методов и приемов обучения и воспитания, обоснованность их выбора.

6. Поведение и деятельность учащихся на занятии:

– порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;

– активность, самостоятельность, интерес к занятиям; сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах;

–ошибки и затруднения детей, их причины (недостаток знаний, внимания, необходимых умственных умений, какие-либо методические ошибки, просчеты педагога).

– отношение детей к учителю и друг к другу (боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь и т.п.).

7. Характеристика деловых качеств педагога: уровень научных знаний, подготовленность к уроку; педагогический такт, культура труда и поведения; авторитет педагога, внешний облик педагога (костюм, поза, мимика и т.д.).

8. Речь педагога (грамотность, доступность, логичность, эмоциональность)

9. Психологическая оценка

–психологический настрой перед внеурочным занятием (напр., педагог выражает удивление, шутит, а дети активно реагируют на смену эмоций и проч.) Примечание. Для создания теплой дружеской обстановки педагог использует различные речевые настройки. Основная их цель – формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу

– соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем.

– учитывает ли педагог индивидуальные и психические особенности детей.

– психологическая дистанция между педагогом и детьми (над, под, рядом, вместе)

10. Общие результаты занятия: выполнение плана занятия; достижение общеобразовательной, воспитывающей и развивающей целей; предложения по дальнейшему совершенствованию работы, закреплению успехов и устранению допущенных ошибок.

НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

· спортивно-оздоровительное,

· художественно-эстетическое,

· научно-познавательное,

· военно-патриотическое,

· общественно-полезная и проектная деятельность.

Обозначенные направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром при построении соответствующих образовательных программ.

ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

· экскурсии

· кружки

· секции

· студии

· театры

· мастерские

· конференции

· диспуты

· научные общества

· олимпиады

· соревнования

· общественно полезные практики

·

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Методы воспитания – это способы формирования чувств, поведения в процессе решения педагогических задач в совместной деятельности воспитуемых с воспитателями. Это способ управления деятельностью, в процессе которого осуществляется самореализация и развитие личности. Они разделены на три группы:

1) методы организации деятельности(методы приучения) –

• приучение,

• упражнение,

• поручение,

• требование,

• создание воспитывающих ситуаций

2) методы формирования сознания (методы убеждения) –

пример,

• рассказ,

• беседа,

• диспут,

• лекция;

3) методы стимулирования –

• поощрение,

• наказание,

• соревнование.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.

Метод обучения следует отличать от средства. Метод тесно связан с деятельностью и вне деятельности не существует.

В качестве средств обучения используются учебники, книги, справочники, пособия, технические средства, словари, наглядные пособия.

Отдельные детали метода, его составные элементы называют методическими приемами. Если с помощью метода происходит овладение основным содержанием учебного материала, то те или иные методические приемы обеспечивают углубленное усвоение отдельных вопросов предмета или темы.

В настоящее время в дидактике ведутся интенсивные попытки классификации методов обучения. Она имеет большое значение для приведения всех известных методов в определенную систему и порядок, выявления их общих черт и особенностей.

Наиболее ранней классификацией является деление методов на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельные работы).

Наиболее принятой является классификация методов по источнику получения знаний.

Да и как учитель может обучать рефлексии детей, если сам не вполне владеет этим искусством?

Виды анализа и самоанализа урока

В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:

  • Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока.
  • Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока.
  • Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени. Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
  • Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
  • Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
  • Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
  • Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока.
  • Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д.
  • Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов. Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).

Примерные алгоритмы самоанализа урока

Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.

Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:

Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.

  • В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это?
  • Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии.
  • Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности.
  • Что удалось/не удалось осуществить?
  • Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?

Краткий план комплексного самоанализа урока

Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.

Краткая характеристика класса: количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.

Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.

Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.

Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.

Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.

Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?

Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.

Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?

В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.

Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его «плюсы» и «минусы». Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.

Самоанализ открытого урока

Как правило, учителя пишут самоанализы уроков к аттестации, при проведении открытых уроков, однако завуч или методист может провести анализ и обычного урока, чтобы понять, как учитель сам оценивает проведенный урок — достигнуты ли поставленные цели, был ли урок успешен или нет, какие ошибки допустил учитель.

Пример и образец самоанализа урока

Начинающие учителя часто затрудняются с составлением схемы самоанализа урока и написанием самого анализа, поэтому на нашем сайте создан специальный раздел и образцами и примерами самоанализов уроков по всем предметам. Эти примеры и образцы находятся на этой странице, просто выберите нужные вам примеры и скопируйте или скачайте на свой компьютер. Имея перед глазами примеры, составленные опытными учителями, вам будет не трудно провести самоанализ своего урока.

Самоанализ урока по ФГОС

  • Обозначьте тему урока.
  • Приведите краткую характеристику класса: сколько детей в классе, количество сильных/слабых учеников, какие психологические особенности учеников были учтены в ходе подготовки к этому уроку.
  • Укажите тип урока по ФГОС. Напишите, как вписывается урок в план изучения темы, как будет работать на дальнейшее изучение темы.
  • Укажите УУД, которые были запланированы на урок, и какие способы выбраны для их формирования.
  • Перечислите методы и формы, выбранные для каждого этапа? С какой целью выбран тот или иной метод, ожидаемые результаты.
  • Сформулируйте, в чем заключается главный этап, как другие части урока работают на него.
  • Проанализируйте, насколько рационально выделено время для каждого вида работы и для каждого этапа урока. Насколько логично выстроена структура, как организованы связки между этапами урока.
  • Какие наглядные, дидактические материалы, ТСО были использованы на уроке. Соответствует ли отбор этих материалов поставленным целям?
  • Контроль усвоения ЗУН: на каком этапе урока проводился, как организован, в какой форме.
  • Ваша оценка результатов проведенного урока: удалось ли достичь поставленных целей? Если нет — укажите причину, в чем возникло затруднение?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *