Самоуправление в 1 классе

Самоуправление в классе

Человек – саморазвивающаяся личность. Его нельзя научить, он учится сам. Его можно обучать, создавая поле деятельности и среду общения для саморазвития и жизнетворчества.

Пояснительная записка

Самой главной для себя, ребят и родителей я всегда определяла задачу – организация самоуправления в классе. Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Для достижения поставленных целей, я считаю, необходимо реализовать ряд задач:

  • предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
  • формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
  • воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллектив
  • ной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;
  • воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;
  • сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.

В органы ученического самоуправления избираются ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, но которые могут «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, способные к сопереживанию и состраданию. Воспитание в детях чувства милосердия, возвращение к нему – настоятельная необходимость и первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у ребёнка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия.
Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы.

Функции совета класса (СК)

  • участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;
  • подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;
  • заслушивает отчёты о проделанной работе ответственных за направления;
  • организует участие класса в КТД (коллективно-творческих делах);
  • выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;
  • обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях;
  • поддерживает связь с ЦОЖ (центр общественной жизни).

Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.

Деятельность органов ученического самоуправления материализуется не только в отдельных мероприятиях и делах, но и в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, так называемого «духа коллектива». Синонимами данного понятия выступают понятия «духовный коллектив», «морально-психологический климат», «морально-этическая атмосфера». Эта атмосфера должна помогать делать самостоятельный нравственный выбор. В выборе он должен руководствоваться нравственно-этическими ценностями, которые утверждаются в классном коллективе. В своём классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили не только морально-этические ценности воспитательного коллектива, но и правила поведения ученика нашего класса. Учащиеся должны понять, что если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине. Конечно же, все разрабатываемые в коллективе документы, определяющие морально-этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.

Правила для учащихся класса:

  1. Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.
  2. Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих.
  3. Принимать активное участие в жизни коллектива.
  4. Свободно выражать своё мнение по любому вопросу.
  5. Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.
  6. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.
  7. Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.
  8. Не опаздывать на урок.
  9. Не пропускать школу без уважительной причины; в случае отсутствия в школе необходимо.
  10. Поставить в известность классного руководителя и предоставить документы, объясняющие твоё отсутствие в школе.
  11. Не покидать школьное здание, не получив на это разрешения классного руководителя.

Высказывания о самоуправлении

  • форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
    Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002 год

  • это привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы.
    Н.К. Крупская

  • метод организации воспитательного коллектива.
    В.М. Коротов

  • целенаправленная, конкретная, систематическая, организованная и прогнозируемая по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач ,стоящих перед школой.
    Н.И. Приходько

  • Самоуправление – правильно организованная коллективная жизнь и деятельность, в которой должны находить свое воплощение запросы общества и удовлетворяться возрастные и индивидуальные потребности учащихся.
    Педагогический коллектив МОУ СОШ №2

Уровни ученического самоуправления

Нормативно-правовая база функционирования ученического самоуправления

  • Устав образовательного учреждения с конкретным положением о структуре и полномочиях органов самоуправления.
  • Положение об Ученическом совете МОУ СОШ №2.
  • Положение о Совете Президента.
  • Положение о Министерствах.
  • Положение о Дне самоуправления.
  • Положение о Конференции.

Что дает ученическое самоуправление участникам педагогического процесса?

Учащимся:

  • развитие навыков работы в группе, в команде;
  • ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;
  • ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;
  • выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;
  • защищает права ребенка;
  • учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;
  • помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.

Родителям:

  • организует свободное время детей;
  • ведет к улучшению учебной результативности детей;
  • снижает конфликтность в семье;
  • дает возможность активно участвовать в школьной жизни.

Педагогам:

  • помогает организовать детей;
  • сплотить детский коллектив;
  • повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;
  • раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;
  • апробация инновационных технологий;
  • обобщение опыта работы через средства печати
  • углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу

Организация ученического самоуправления в классе

Слайд 9

Организация деятельности

Классное собрание:

  • определяет перспективы развития и основные направления классной жизни.
  • обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.
  • совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.
  • высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса.
  • избирает актив класса, Президента, члена школьной организации, заслушивает и оценивает работу актива.
  • собрание проводится 1 раз в четверть, контролирует Президент.

Актив класса:

  • организует выполнение решений классного собрания.
  • организует помощь в учёбе учащимся, имеющих проблемы.
  • готовит и проводит классные собрания.
  • отражает основную информацию в классном уголке.

Президент:

  • обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.

Министерство социальной защиты:

  • организует помощь ветеранам и людям, оказавшихся в трудных жизненных условиях

Министерство труда:

  • отвечает за озеленение кабинета.
  • уборка кабинета и закреплённой территории

Член школьной организации:

  • доводит сведения и информацию о решениях и деятельности школьной организации.

Министерство печати и СМИ:

  • выпуск классной стенной газеты, плакатов, рекламных роликов, рисунков, фотографий.
  • художественное оформление выставок, классных и общешкольных мероприятий.

Министерство правопорядка:

  • организация дежурства в школе и в классе.
  • сохранность школьного имущества.
  • составление графика дежурств, контроль за выполнением дежурными своих обязанностей.
  • контроль за ведением учащимися дневников.

Министерство здравоохранения:

  • организация спортивных и оздоровительных мероприятий.
  • посещаемость учащимися школы спортивных секций и кружков.
  • пропаганда здорового образа жизни.

Министерство культуры:

  • организация культурно- массовых мероприятий.

План работы ученического самоуправления

Должность Основные функции Сроки выполнения
Президент КлассаЗаместитель 1. Отвечает за посещаемость в классе, ведёт табель посещаемости.
2. Следит за соблюдением учащимися Устава школы.
3. Контролирует деятельность своих заместителей.
В течение года
Министры Печати и СМИ 1. Печатание заметок напоминаний для учащихся и их родителей.
2. Выпуск молний.
3. Оформление классной документаций.
По мере надобности и необходимости
Министры культуры 1. Организация внеклассной деятельности класса.
2. Подготовка и оформление открытых мероприятий.
Ноябрь-декабрь, Февраль, май.
Министр труда 1. Организация работы в школьном дворе.
2. Соблюдение правил гигиены в классе.
3. Организация генеральной уборки в классе.
Сентябрь-май.
Министры Социальной защиты Организация помощи ветеранам и людям, оказавшихся в трудных жизненных условиях В течение года
Министр здравоохранения Организация и контроль за питанием в школьной столовой В течение года
Министр правопорядка Организация дежурства в школе и в классе.
Сохранность школьного имущества.
Составление графика дежурств, контроль за выполнением дежурными своих обязанностей.
Контроль за ведением учащимися дневников.
По мере необходимости
Ди-джей (музыкальное оформление) 1. Организация и набор музыки для проведения открытых мероприятий.
2. Отвечает за компьютер в классе, следит за потоком информации в компьютере.
По мере необходимости
Секретарь-референт Помощник председателя в вопросах посещаемости и выполнения поручений. В течение года

Наше понимание о самоуправлении

Сами проводим спортивно-оздоровительные мероприятия, ведем здоровый образ жизни
Активная жизненная позиция
Максимум усилий для нового начинания
Организуем дежурство в классе, осуществляем его в школе
Участвуем в общешкольных благотворительных акциях
Представители класса входят в состав школьного совета самоуправления
Разрабатываем и реализуем социально-значимые проекты и дела
Активно участвуем в жизни школы, знаем свои права и обязанности
Взаимоотношения учитель-ученик, ученик-ученик на уровне сотрудничества
Лидер должен уметь не только руководить, но и подчиняться
Если трудно – советуемся со своими старшими товарищами, педагогами
Не только критикуем, но и предлагаем собственное решение
Ищем выход из любого положения
Если не удалось дело, нужно проанализировать ситуацию

Слайд 8

Приложение 1

Приложение 2

Работа «Организация ученического самоуправления в классе» заняла 1 место в Ставропольском краевом конкурсе классных руководителей «Мудрая сова» в 2012 году.

Сайт 3″М» класса МБОУ «СОШ №29» г. Че…

КЛАССНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Ученическое самоуправление можно определить как демократическую форму организации деятельности класса, которая обеспечивает развитие самостоятельности учеников в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Функции ученического самоуправления:

— самоактивизация

— организационное саморегулирование

— коллективный самоконтроль

Самоактивизация предполагает вовлечение как можно большего числа членов ученических коллективов в решение той или иной проблемы, а также систематическую работу по включению их в управление новыми сферами деятельности.

Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность последнего самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организационных задач.

Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных задач.

Для развития ученического самоуправления необходимо: единство коллектива, наличие воспитательной системы в школе, личный пример педагогов, создание и развитие системы общешкольного самоуправления.

В начале учебного года во 2 классе была создана система самоуправления. Ребята с удовольствием восприняли новую форму работы, активно включились в работу. Эта форма работы с классным коллективом помогает осуществлять воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела класса, позволяет выявить уровень притязаний каждого, позволяет каждому ребенку проявить свои способности, а главное – способствует развитию личности и формирует умение соотносить свои интересы с интересами коллектива, помогает ребенку определить свое место в коллективе. Организация работы по разным направлениям позволила мне занять позицию координатора. Ребята активнее стали принимать участие в классных и общешкольных мероприятиях.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Члены самоуправления имеют право:

— на проявление собственной активности в организации работы самоуправления с его целями и задачами;

— на выражение мнений и сомнений, касающихся содержания деятельности самоуправления, и получение на них объяснений и ответов;

— избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу, излагать свои проблемы и получать помощь;

— на участие в планировании деятельности самоуправления и выполнении принятого плана;

— входить в состав других объединений.

Члены самоуправления обязаны:

— действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании ее традиций и авторитета;

— достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте родной речи;

— проявлять уважение к старшим;

— уважать взгляды и убеждения других людей;

— уважать достоинство и свободу другого человека;

— заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровье своих товарищей;

— соблюдать правила личной гигиены, быть всегда опрятным.

Староста обеспечивает дисциплину и порядок в классе, является помощником классного руководителя.

Учебный сектор организует сбор информации об учебном процессе, проверяет дневники и учебники, школьную форму, контролирует посещаемость, участвует в проведении предметных недель, интернет-олимпиад, интеллектуальных конкурсов, викторин.

Трудовой сектор следит и несет ответственность за сохранность школьного имущества, ремонт школьной мебели, школьных стендов.

Спортивный сектор организует пропаганду здорового образа жизни, физкультуры и спорта, участвует в школьных, городских и районных акциях и соревнованиях, организует школьные, классные соревнования, конкурсы, дни здоровья.

Редколлегия организует выпуски классной газеты, плакаты, поздравительные телеграммы, фотографии.

Культмассовый сектор организует досуг учащихся, участвует в подготовке и проведении мероприятий.

ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

Члены самоуправления поощряются за достижения в учебе и спорте, за общественную работу.

Члены самоуправления могут быть наказаны за нарушение Устава школы. К ним могут быть применены следующие меры:

— выговор или замечание;

— лишение права участвовать в общих делах.

УСТАВ КЛАССА

Девиз: «Пусть буря стонет и ревет, а наш девиз: «Всегда вперед!»

Цели и задачи:

— создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;

— самовыражение каждого члена самоуправления;

— формирование отношений сотрудничества между учителями и учениками;

— демократизация учебно – воспитательного процесса;

— расширение форм досуга учащихся.

Основные принципы деятельности:

Принцип самостоятельности: все вопросы, связанные с деятельностью самоуправления, решаются только его членами.

Принцип ответственности: члены самоуправления несут ответственность перед классом, класс несет ответственность перед своими членами.

Принцип равноправия и сотрудничества: каждый член самоуправления на равных правах с другими членами, входящими в состав актива самоуправления, отстаивает интересы своих членов во всех выборных органах, конференциях, собраниях.

Принцип гласности: все решения органа самоуправления доводятся до сведения всех.

Принцип коллективности: любое решение в классе принимается после коллективного обсуждения с учетом разных мнений.

НАШИ ЗАПОВЕДИ:

— учись жить достойно;

— береги природу и учись у нее гармонии;

— уважай других;

— раскрой себя в любой ситуации;

— сам побеждай свои слабости и недостатки;

— отвечай за свои поступки;

— правда – всего дороже;

— помни: сознаться в проступке – мужество, скрыть – трусость;

— в дружбе – сила;

— не бросай товарищей в беде;

— мальчики и девочки – друзья;

— различай «можно» и «нельзя»;

— честный – значит правдивый, прямой, добросовестный, доброжелательный.

Староста класса — Герасимова Алиса

Учебный сектор — Рожнова Мария

Порфирьев Никита

Никифоров Георгий

Трудовой сектор — Семёнова Инна

Александрова Карина

Сектор спорта — Фуражкин Вячеслав

Ознобищева Анастасия

Культмассовый сектор — Кошкина Александра

Ерохин Данила

Сятмина Арина

Редколлегия — Солина Анисья

Русскова Станислава

Положение о самоуправлении в классе.

1. Общие положения.

1.1.Самоуправление в классе осуществляется на основе коллективного планирования и распределения дел между творческими и инициативными группами по следующим направлениям:

  • Учебно-познавательные дела.
  • Общественно полезные и трудовые дела.
  • Культурно-массовые дела и организация досуга.
  • Здоровый образ жизни
  • Шефская работа.
  • Информационная служба.
  • Саморазвитие и самовоспитание.

1.2.Ученические коллективы самостоятельно определяют основные направления своей деятельности.

1.3.Самоуправление в классе строится на основе следующих принципов:

  • добровольность;
  • сотрудничество;
  • добросовестность в выполнении поручений;
  • чередование творческих дел;

1.4.Высшим органом самоуправления класса является общее собрание.

2. Организация полезных дел в классе.

2.1.Класс делится на творческие и инициативные группы на добровольных началах.

2.2.В каждой группе выбирается руководитель ( срок оговаривается).

2.3.В течение определенного срока группа выполняет поручение, возложенное на нее Советом класса.

2.4.Ученики имеют право перехода из одной творческой или инициативной группы в другую.

3.Общее собрание класса.

3.1.Собрание является высшим органом классного самоуправления и обеспечивает каждому ученику право на участие в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизни класса.

3.2.Общее собрание класса:

  • определяет основные направления воспитательной работы;
  • избирает Совет класса и его председателя;
  • планирует жизнедеятельность классного коллектива;
  • распределяет постоянные поручения среди учащихся классного коллектива;
  • формирует временные инициативные группы по подготовке КТД на уровне класса и школы;
  • формирует комиссии (сектора) Совета класса;
  • обращается с ходатайством в школьный Совет о поощрении учащихся или порицании;
  • обсуждает вопросы жизнедеятельности класса, возникающие в течение учебного года;
  • решает другие вопросы, вынесенные на общее собрание класса, относящиеся к его компетенции.

3.3.Решение общего собрания обязательно для всех учащихся класса.

3.4.Общее собрание класса собирается при необходимости, но не реже одного раза в четверть.

4.Совет класса.

4.1.Совет класса является высшим исполнительным и координирующим органом ученического самоуправления класса, избираемый на классном собрании на один год, действующий между собраниями учащихся и подотчетный ему.

4.2.В Совет класса входят: председатель Совета, руководители творческих и инициативных групп, председатели комиссий, председатель родительского комитета, классный руководитель.

4.3.Совет класса имеет следующие полномочия:

  • руководит работой творческих и инициативных групп, комиссий, создаваемых в классе познавательной, художественной, спортивно-оздоровительной, трудовой и других видов деятельности;
  • принимает решения о формах участия класса в различных мероприятиях класса и школы;
  • распределяет поручения по творческим группам, комиссиям;
  • решает вопрос о поощрении или порицании отдельных учеников;
  • рассматривает конфликтные ситуации, возникающие в классе;
  • осуществляет контроль успеваемости учащихся.

4.4.Совет класса выполняет функции:

  • организационную;
  • представительскую;
  • информационно-пропагандистскую.

5.Председатель Совета класса.

5.1.Председатель Совета класса — полномочный представитель класса на совещаниях и заседаниях любого уровня; защищает интересы класса, ведет заседания Совета класса.

5.2.Председатель Совета класса обязан:

  • контролировать посещаемость уроков учащимися, вести учет пропусков;
  • выполнять поручения классного руководителя, связанные с учебно- воспитательным процессом.

6.Председатели комиссий, руководители творческих и инициативных групп.

6.1. Председатели комиссий, руководители творческих и инициативных групп обязаны:

  • представлять общественные формирования на Совете класса;
  • организовывать работу общественных формирований и отчитываться на Совете класса о выполнении поручений.

7.Выборы в Совет класса.

7.1.В Совет класса избираются:

  • Председатель Совета класса- на общем собрании класса;
  • Председатели комиссий и руководители творческих и инициативных групп- на заседании комиссий и групп.

7.2.Члены Совета класса избираются на основе равного, прямого избирательного права при тайном или открытом голосовании по усмотрению класса.

7.3.Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие более 50% избирателей.

7.4.Избранными считаются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов от присутствующих.

8.Заключительные положения.

8.1.Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

8.2.Изменения в настоящее положение вносятся Советом старшеклассников по предложениям общего собрания класса.

САМОУПРАВЛЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы) статья по теме

САМОУПРАВЛЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы)

(выступление на МО классных руководителей в 2012 году)

Ученическое самоуправление – это когда ученики решают вопросы своей жизни в школе и в классе не по указке учителей, а сами.

Ученики через самоуправление должны осуществлять свое право на участие в управлении школой и классом.

Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность — заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.

Цели организации ученического самоуправления в классе:

— повышение активности учащихся в классных делах;

— реализация интересов каждого учащегося;

— привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи организации ученического самоуправления в классе:

— создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

— дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

— создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;

— создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

— формировать толерантность, умение общаться.

В нашей школе работа в начальном звене организована в форме игры-путешествия «Мир и дом, где мы живем» Класс – это школьная семья. Весь класс разделен на микрогруппы –семейки.

В каждую семейку входит 6-7 детей, которых могут объединять дружба, интересы, местожительство и т. д. Формируя группы учащихся по желанию ребят, я стараюсь руководствоваться определенными принципами.

  1. Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.
  2. Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).

Поручения целесообразно менять не реже одного раза в две недели. При смене поручений важно отметить то хорошее, что сделала данная микрогруппа, сохранить лучшее из придуманного и внести новое.

Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:

— Определяет основные направления классной жизни.

— Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.

— Совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.

— Собрание проводится не реже 1 раза в четверть.

Структура классного самоуправления включает исполнительные органы. В моем классе это совет класса, куда входят командир класса и командиры семеек. Это позволяет каждому ребёнку проявить инициативу и почувствовать ответственность за своих друзей. Наряду с постоянными микрогруппами могут формироваться и временные группы при подготовке каких-либо текущих дел.

Как всё это происходило?

Работать по организации самоуправления я начала с проведения классного собрания, которое было связано с организацией жизнедеятельности класса и управлением им на новом этапе. Ребятам было предложено выбрать командира класса, название, которое бы объединило весь наш коллектив. С каким интересом дети стали предлагать свои названия, а остановились на одном.

На микрогруппы разделись по желанию. Затем дети стали предлагать нужные дела в классе, которые мы вместе систематизировали. И вот что у нас получилось:

Название классного коллектива: Друзья

Девиз: «Нам дружба учиться и жить помогает»

Песня: «Если друг не смеётся…»

Вся наша школьная жизнь отражается в классном уголке.

Составляющие классного уголка

Название классного коллектива

«Ты + я = школьная семья»

«Друзья» (с одноклассниками, учителями, родителями, книгами, природой и др.)

Девиз

«Нам дружба учиться и жить помогает»

Песня

«Если друг не смеётся…»

Памятка друзей

(о вежливости, о взаимоотношениях)

Названия групп- семеек, эмблемы

«Колибри», «Мухоморы», «Смайлики», «Звезды», «Смешарики»

Экран соревнований

«Соревноваться – значит дружить!»

личные и групповые достижения в учебно-воспитательном процессе

Сменные обязанности

«Хозяева», «Экологи», «Знайки», «Журналисты», «Затейники»

Актив класса

Командир класса + командиры семеек

Наши достижения

Грамоты, благодарности и т.п.

Обязанности учащихся по группам — семейкам меняются через неделю. Поэтому каждый в течение года научится выполнять разные поручения.

Наши поручения:

Хозяева

— следят за чистотой в помещении,

— заботятся о порядке в классе на переменах,

— раздают тетради и другие пособия,

— приводят в порядок доску.

Экологи

— заботятся о внешнем виде друзей, сменной обуви;

— следят за чистотой рук и порядком в столовой;

— готовят сообщения о природе, редких растениях и животных;

— заботятся о растениях в классе;

— следят за состоянием школьных принадлежностей.

Затейники

— организуют и проводят утреннюю гимнастику,

— проводят игры на переменах,

— разучивают упражнения и проводят физкультминутки,

— создают и заботятся о классной игротеке.

Знайки

— заботятся о сохранности учебников,

— держат связь со школьной библиотекой,

— знакомят товарищей с интересными книгами,

— следят за порядком в классной библиотечке.

Журналисты

— находят интересные истории, собирают школьные и классные новости;

— выпускают устные журналы и классную газету;

— вместе с классным руководителем и родителями оформляют классный уголок.

Каждую пятницу на классном часе подводятся итоги недели:

— выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, оценка всех остальных одноклассников и учителя) Оценка фиксируется в экране соревнований определенным цветом

— проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;

— реализация поставленной на неделю цели;

— постановка цели на новую неделю (по предложениям детей) и планирование работы, направленной на ее достижение.

Для учителя это сложный труд, потому что каждый раз я учу их с уважением выслушивать мнение других, сочетать свои интересы с общими. Мы вместе планируем, обсуждаем и даём оценку сделанному. Каждый ребёнок стремится поучаствовать в ежедневной работе, направленной на выполнение задуманного.

Деятельность ученического самоуправления – это не только отдельные дела и мероприятия, но и морально-психологический климат в классе.

Каждый ребёнок должен руководствоваться нравственными ценностями, которые утверждаются в классе, на основе которых он делает самостоятельный нравственный выбор. Одним из первых коллективных дел для нас стало создание ЗАКОНОВ класса. Содержание законов нашего класса определили сами ребята в процессе обсуждения в микрогруппах правил поведения.

Мы обсудили предложенные варианты. Так появились законы класса.

ЗАКОНЫ КЛАССА

  1. БЫТЬ ЧУТКИМ И ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СВОИМ ДРУЗЬЯМ
  2. УВАЖАТЬ И ЦЕНИТЬ МНЕНИЕ ДРУГИХ
  3. ПРИЛЕЖНО РАБОТАТЬ НАД РАСШИРЕНИЕМ СВОИХ ЗНАНИЙ
  4. ДОСТОЙНО И КУЛЬТУРНО ВЕСТИ СЕБЯ В ШКОЛЕ И ЗА ЕЁ ПРЕДЕЛАМИ
  5. ПРОЯВЛЯТЬ УВАЖЕНИЕ КО ВЗРОСЛЫМ
  6. ЗАБОТИТЬСЯ О ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ЖИЗНИ ДРУЗЕЙ
  7. ГОВОРИТЬ ВСЕГДА ПРАВДУ, ИМЕТЬ МУЖЕСТВО СКАЗАТЬ О СВОЁМ ПОСТУПКЕ, А НЕ ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ ВИНУ НА ДРУГИХ
  8. ЗАБОТИТЬСЯ О МЛАДШИХ, ПОМОГАТЬ ИМ, ЗАЩИЩАТЬ ТЕХ, КТО СЛАБЕЕ МЕНЯ
  9. БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ВЕЩАМ
  10. НИКОГДА НЕ ОТКЛАДЫВАТЬ НА ЗАВТРА ТО, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ

На основе законов школьной жизни была создана

«Памятка друзей»

  1. Не отнимай чужого, поделись, чем можешь.
  2. Не дерись — это очень стыдно.
  3. Играй честно, не подводи и не обманывай своих товарищей.
  4. Старайся быть всегда аккуратным и вежливым.
  5. Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай помогу.
  6. Не ябедничай — доносчику первый кнут.
  7. Будь добрым и щедрым на помощь.
  8. Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

Наряду с законами в каждом коллективе формируются свои традиции.

У нас традиционными стали:

  1. День рождения классного коллектива;
  2. Праздники успеха (перед новым годом и в конце учебного года)
  3. Туристические походы;
  4. День матери и совместные мастер – классы
  5. Новогодний огонек
  6. 23 февраля (готовят девочки и мамы)
  7. 8 марта (готовят мальчики и папы)
  8. Экскурсионные программы ( 1 раз в месяц)

Родители класса тоже поддержали идею классного самоуправления. Коллектив родителей разбился на группы по такому же принципу. Каждую четверть в классе есть помощники-родители. Они помогают в подготовке к школьным мероприятиям, к конкурсам, совместно с детьми готовят классные часы, культпоходы, праздники. Родители и дети чаще стали бывать вместе, появились общие увлечения и интересы. Теперь и родители соревнуются, чья четверть будет самая интересная и насыщенная.

Один из наиболее эффективных путей вовлечения всех учащихся в самоуправленческую деятельность — это проведение различного рода коллективных творческих дел посредством создания групп для выполнения творческих поручений.

Ученическое самоуправление

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №37»

Организация самоуправления

в начальной школе

Подготовила

учитель начальных классов

Попова О.Ю.

Ученическое самоуправление — управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащими­ся, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственнос­ти, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.

Для учителя программа по самоуправлению является хорошей возможностью сделать новый шаг в развитии воспитательной работы в своём классе.

ЦЕЛЬ: Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника

ЗАДАЧИ:

1.Содействие развитию ребенка. Формирование самостоятельности, активности, ответственности, инициативности, дисциплинированности.

2.Организация эффективного функционирования учебной группы.

3.Формирование у обучающихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. Способствовать развитию социально ценных устремлений детей.

Деятельность самоуправления строится на следующих принципах:

Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.

Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.

Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.

Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед общим собранием

Программа самоуправления «Солнышко» рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов. Строится она в 4 этапа:

1этап — изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс – это единый коллектив.

2 этап — укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы». Призыв взрослого «Делай как я! » — основной девиз жизнедеятельности коллектива в этот период. Формирование умения взаимодействовать.

3 этап — развитие самоуправленческих начал. Девиз: «Делай, как лучшие из нас! Делай, как большинство из нас!» Приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим.

4 этап — лучшее в жизни класса становится достоянием всего школьного коллектива. Поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности коллектива. Девиз: «Сей добро, оделяй добром!»

На 4 года обучающиеся становятся «Лучиками» большой группы «Солнышко». Солнышко, лучик, ребенок – символы света, доброты, жизни, будущего всего живущего на планете Земля. И эти светлые, позитивные образы как нельзя лучше призваны влиять на ребенка.

Все «Лучики» делятся на подгруппы. Например, «Фонарики», «Светлячки», «Искорки». Каждый ребенок-лучик имеет поручение. Основу группы составляет классный актив, в который входят капитаны, разведчики, спасатели, игровики, тренеры, почтальоны и т.п.. Руководит активом классный руководитель, помогают родители. Роль родителей в деятельности группы очень важна.

Вся деятельность ученического самоуправления осуществляется под руководством классного руководителя и родителей.

Актив класса:

— Содействует соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе

— Организует выполнение решений классных часов и классных ученических служб.
— Организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы.
— Готовит и проводит классные часы, организует досуг, внеклассные мероприятия
— Отражает всю важную информацию в классном уголке, отмечает важные события.

Староста: обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.

Развитие самоуправления в классном коллективе осуществляется постепенно и включает в себя насколько этапов:

1. Диагностирование школьного, классного пространства.

2. Проектирование школьного, классного самоуправления.

3. Становление самоуправления как основного принципа жизни школы, класса.

4. Функционирование в оптимальном режиме.

5. Обновление и перестройка.

Ожидаемый результат.

Обретение чувства уверенности в себе.

Умение поддерживать других.

Осознание ответственности за свои поступки.

Расширение представлений о себе, своих возможностях.

Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.

Стремление использовать свои умения на радость близким.

Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.

Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.

Примерные группы и их обязанности

Медицинская служба класса – фиксирует пропуски занятий учащимися, сдают медицинские справки в медкабинет, собирают информацию о заболеваемости учащихся класса, организуют посещения ребят, которые находятся на лечении в больницах или дома длительное время, готовят устные журналы и газеты для малышей, собирают информацию из газет и журналов для школьной газеты, готовят сообщения для классов в период эпидемий болезней и т.д.

Библиотечная служба класса – помощь классному руководителю в подборе необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев классных дел, поиск дополнительной информации в библиотеке по заданию учителей – предметников, сбор книг для оказания шефской помощи, организация получения и сдачи школьных учебников, организация посещения книжных выставок, встреч с писателями, анализ читательских интересов учащихся класса при подготовке родительских собраний, совещаний педагогов;

Дежурные по столовой и гардеробу – отношение учащихся класса к дежурству в столовой и в гардеробе, выпуск молний и газет, организация сюрпризных моментов во время дежурства класса в столовой;

Корреспондентская служба класса – подготовка материалов из жизни класса для редколлегии школьной газеты, выпуск классных газет по определенной теме или по результатам классных дел, подготовка материалов из жизни школы и класса для редакции школьной газеты, выпуск устных журналов, участие в разработке сценариев, организации конкурсов, праздников;

Репортерская служба класса, в обязанности которой входит подготовка фотосюжетов о классе к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе. Фотосюжеты и видеосюжеты можно использовать при подготовке празднования дней рождения, юморин, встреч с родителями, смотрах знаний, экскурсий и поездок. Репортерская служба занимается оформлением альбомов, фильмов о классе, например «Один день из жизни класса», «Последний день в школе в роли ученика;

Хозяйственная служба класса – сохранность и ремонт мебели класса, сбор денежных средств в копилку класса, подготовка и обеспечение класса в экскурсиях и поездках, походах, обсуждение вопросов хозяйственных нужд класса в совете школы, оказание шефской помощи больным престарелым людям. Организация и проведение конкурсов, например, «Город мастеров»;

Служба озеленения – забота о растениях класса и школы, разведение редких зеленых насаждений, участие в исследовательской работе кабинет биологии, организация и проведение экскурсии в природу, в ботанический сад, организация живых уголков, подготовка «зеленых сюрпризов» к дням рождения учащихся класса;

Служба сохранения здоровья – учащиеся, которые отвечают за популяризацию физической культуры среди учащихся класса. Анализ посещения уроков физической культуры, подготовка команды класса для участия в физкультурных состязаниях школы и района, сообщения «из первых рук» о физкультурных достижениях учащихся класса, организация и проведение, подготовка и участие в разработке сценариев спортивных праздников, спортивных состязаний, олимпийских игр в классе и в школе, подготовка снаряжения и определение маршрутов походов класса, проведение физкультурных минуток в классе, организация шефской работы с малышами, организация встреч с великими спортсменами, победителями спортивных соревнований в классе и школе, организация посещения спортивных мероприятий;

Сценарная группа – учащиеся, у которых хорошо развиты литературные способности, желание разрабатывать праздники в классе. Сценарная группа занимается подбором необходимого материала для подготовки сценариев, подбором музыкального материала, поиском музыкальных текстов и записей, анализирует выбор учащимися тем для проведения внеклассных мероприятий, составляет программы концертов, сценарная группа участвует в жюри различных конкурсов в школе и классе, ребята помогают в подготовке праздников у младших школьников. Проводят анализ внеклассных дел и рейтинг участия в них учащихся.

Аналитики класса – учащиеся, которые помогают классному руководителю организовывать работу с классом в направлении «Интеллект». Аналитики класса помогают классному руководителю подбирать материал для устных журналов, викторин, интеллектуальных марафонов, представляют класс в интеллектуальных мероприятиях школы, научном обществе учащихся, готовят информационные часы, часы общения. Группа аналитиков помогает учителям начальных классов в подготовке познавательных дел в классах, готовят дни интеллектуального творчества в школе и классе;

Диджейская группа занимается досугом учащихся класса. Они занимаются проведением дискотек в классе, вечеров, выполняют роль ведущих на таких праздниках, готовят информацию для класса о театральной и концертной афише города или района, готовят беседы о направлениях в музыке, знакомят с творчеством певцов и музыкантов, музыкальных групп, организуют музыкальные конкурсы и вечера в школе и классе;

Лидеры – ребята, которые организуют внеклассную жизнь у младших школьников и в своем классе. Ребята представляют класс в общественных организациях школы и района, налаживают контакт с общественными молодежными организациями, готовят сообщения о молодежных организациях в районе и городе, помогают классному руководителю готовить общественные акции, дебаты, референдумы, дискуссии.

Сопроводительная диагностика классного коллектива

Методика «Чудо – дерево»

Цель: выявление отношения каждого ученика к содержанию работы класса; определение направленности работы коллектива, уровня ее организации.
Подросткам предлагается оценить деятельность коллектива за определенный период.
Каждый ребенок получает по 4 кружочка – «яблока» разного цвета.
Красное яблоко – какие дела понравились больше всего и почему.
Желтое – дела, в которых что-то не понравилось и почему.
Зеленое – те, о которых не хотелось бы совсем вспоминать и почему.
Белое – записываются предложения в будущий план работы.
«Яблоки» прикрепляются к яблоне, а у ее подножия можно написать свои фамилии.

  • Методика «Мишень активности»

Цель: самооценка участия в делах класса или своего положения в коллективе.

Знаком «+» отмечают, как далеко находится от центра.

Отмечают, где бы хотелось находиться.

Листы подписываются.

Круги мишени условно обозначают работу коллектива, участие в его жизни ребят.
1 круг – ребята активны, от них исходит инициатива, предложения.
2 – активно откликаются на предложения, хотя сами инициативы не проявляют.
3 – если потребуют, то выполняют дела.
4 – участвуют редко и то в качестве зрителей или исполнителей.
5 – предпочитают избегать дел, отказываются участвовать.

Методика «Фотография»

Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик подписывает именами своих одноклассников. Среди них он располагает свое фото и фото классного руководителя.
Анализируя полученные «групповые снимки» педагог обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, одноклассников, классного руководителя, с каким настроением он выполнял эту работу.

Анкета для учащихся

Кого, по твоему мнению, больше всех уважают в классе? Почему?

У кого, на твой взгляд, больше всего друзей? Как ты считаешь – почему?

Кого бы ты выбрал командиром похода? Объясни свой выбор?

Если бы тебе поручили какое-то дело, кого бы ты взял в помощники?

Как ты думаешь, какими качествами должен обладать лидер коллектива?

Кого бы ты выбрал командиром класса (председателем Совета класса)? Почему?

И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества. Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление.

Самоуправление 2 а класса

Президент:

Премьер министр:

Министерства:

  • Министерство медицины

сдают медицинские справки в медкабинет, сообщают новости ребятам, которые болеют, собирают полезную информацию, готовят устные журналы и газеты, интересные сообщения для класса и т.д.

  • Министерство труда

организует учащихся в уборке класса, следит за качеством дежурства, помогает дежурным по классу.

  • Министерство досуга

помогает организовывать настольные игры и подвижные игры.

  • Министерство физкультуры и спорта

ведет учет спортивных достижений, отвечает за порядок в спортивном зале, готовит команду к спортивным мероприятиям.

  • Министерство здравоохранения

следит за чистотой рук, ногтей, наличием носового платка и расчески, помогает организовывать мероприятия, связанные с формированием здорового образа жизни, ведет устный журнал о здоровье

Организация ученического самоуправления в начальных классах

Мастер – класс «Организация самоуправления в начальных классах»

Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу». К ней, опираясь на современную психологию, можно добавить: «Посеешь коллектив — пожнёшь личность».

Каким станет наше общество завтра — зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники.

Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс

Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный детский коллектив (не любая группа детей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) — это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью.

Взаимодействуя с детьми, педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность.

Учредить коллектив невозможно. Поскольку он представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников, для его создания необходимы определённые условия. Надо сплотить детей, построить объединяющие коллективные отношения. Люди сплачиваются тогда, когда им необходимо сообща выполнить важное для них дело. Чтобы закрепились коллективные отношения, требуется время.

Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность. Без неё нет упражнения и развития их способностей, не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется настоящий коллектив. Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность. Совместная деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и сил, объединяет и сплачивает.

Огромную роль в развитии ребёнка и его отношений со сверстниками может сыграть общая работа, объединяющая участников. Замысел объединяет группу, а его реализация ещё больше сплачивает её участников. Таким организация самоуправления в классе — важнейшее условие развития отношений сотрудничества между детьми.

Главной воспитательной задачей классного руководителя в 1 классе: формирование коллектива.

Этапы развития коллектива:

I Этап:

Организационную функцию классный руководитель берет на себя:

— предъявляет требования

— задает правила и нормы взаимоотношений

— призывает к интересу детей в совместной деятельности

II Этап:

Выбранный актив берет на себя часть организаторских функций.

Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.

III Этап:

Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности.

С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.

Всякий раз мы, учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы:

Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?

Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?

Как учитель начальных классов, я думаю, что наша обязанность — заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

Начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».

Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. Игра – веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Активность – это одно из главных правил любой игры.

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.

Цели организации ученического самоуправления в классе:

— повышение активности учащихся в классных делах;

— реализация интересов каждого учащегося;

— привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи организации ученического самоуправления в классе:

— создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

— дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

— создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;

— создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

— формировать толерантность, умение общаться.

Функции органов самоуправления по видам деятельности:

Познавательная — организует внеклассные мероприятия по предметам; контролирует успеваемость; отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников; организует консультации по предметам; помогает в проведении предметных олимпиад.

Трудовая – отвечает за озеленение класса; оформляет классный уголок, портфолио класса; помогает в художественном оформлении праздников, следит за порядком и чистотой, дежурство по классу.

Культурно-массовая — организует и проводит коллективно-творческие дела, конкурсы; организует посещения выставок, театров, музеев; организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов.

Спортивная — организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья; определяет лучших спортсменов.

Социальная — следит за выполнением творческих поручений; контролирует посещаемость учебных занятий, дежурство по классу; следит за выполнением правил школьной жизни.

Как хочется научить каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то же время уважающим мнение другого человека. Чтобы добиться этого, я стараюсь довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всём, чем живёт он сам, его товарищ и класс в целом.

Ученики начальных классов очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Детский коллектив — это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.

С этой целью ввожу в классе самоуправление. В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности друг за друга. Учащиеся сообща думают, как сделать свой класс более красивым, как добиться, чтобы все ребята были аккуратными и трудолюбивыми, как организовать жизнь в классе, чтобы она была весёлой и интересной. При самоуправлении школьники выступают в качестве хозяев класса, организаторов своего совместного быта.

В первом классе сначала используется простейшая форма самоуправления — это дежурство. Я разъясняю детям обязанности дежурных по классу, а они довольно разнообразны. Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам труда и рисования, раздают школьникам тетради, ухаживают за комнатными растениями.

Во втором полугодии делим класс на микрогруппы. Это могут быть домики, звёздочки и просто группы. Даём нашему коллективу общее название — Город. И живут в этом Городе дружные звёздочки, домики. Сначала мы выбрали голосованием главу нашего города, т.е. командира. Ребята узнали, кого в классе уважают и любят больше других.

Для развития самоуправления, кроме дежурства, хорошо использовать экологические десанты. В классе распределяются поручения, назначаются ответственные. Участки распределяется по звёздочкам. После выполнения работы командир оценивает деятельность всех ребят. Хорошо, если при этом будет использоваться такая форма работы, как соревнование между звёздочками.

На уроках можно также давать задания по звёздочкам. Например, инсценированы эпизоды, выполнения проекта или другого творческого задания. Командиры звёздочек выбираются на четверть. Все стараются выполнять распоряжения актива, актив в классе уважают. Уровень развития класса как коллектива средний.

Задачи дальнейшего развития коллектива:

продолжить работу по сплочению классного коллектива, приучать обучающихся к самостоятельности, приучать терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на переменах, при выполнении различных дел).Содействовать воспитанию осознанной дисциплины, повышению уровня самопознания, самореализации, самовыражения.

Пути дальнейшего развития коллектива: через актив класса, через работу классного коллектива.

В течение четверти проводятся несколько мероприятий, к которым готовится каждая звёздочка. Больше всего интерес дети проявляют к спортивным делам и классным часам, которые проходят в виде игр.

Подведение итогов на каждом мероприятии проводится по звёздочкам.

В конце четверти проводится рейтинг, как индивидуальный, так и каждой звёздочки.

На протяжении обучения в начальной школе мы с детьми вырабатываем традиции жизни в классе. Цель традиций — способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком. Такими традициями у нас стали:

— помощь и поддержка тех ребят, которые часто болеют;

— поздравление учащихся класса с днём рождения;

— посещение детской библиотеки, краеведческого музея;

— сезонные экскурсии в парк;

— праздники;

— написание «тёплых писем» друг другу;

— генеральная уборка класса;

— поощрение лучших в учёбе, лучших по поведению и самых активных учеников.

Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются совместно. От того как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд по жизни.

Предлагаю вашему вниманию несколько примеров организации самоуправления в начальных классах (размещённых на сайтах).

В зависимости от выполняемого поручения даются названия командам: «Друзья Золушки», «Друзья Знайки», «Друзья Бременских музыкантов», «Друзья Ильи Муромца», «Друзья Дяди Стёпы-милиционера». У каждой группы свои задачи: «Друзья Знайки» следят за подготовкой к уроку и помогают учителю в проверке дневников; «Друзья Бременских музыкантов» проводят опросы, анкетирование среди одноклассников, каждое утро готовят новости и отвечают за проведение внеклассных мероприятий, тему и форму которых готовят тоже сами; «Друзья Золушки» следят за внешним видом одноклассников, за порядком и чистотой класса; «Друзья Ильи Муромца» проводят по утрам зарядку, физкультминутки на уроках и подвижные игры в перемены и на прогулке; «Друзья Дяди Стёпы — милиционера» отвечают за дисциплину и правопорядок в классе.

Ожидаемый результат.

• Обретение чувства уверенности в себе.

• Умение поддерживать других.

• Осознание ответственности за свои поступки.

• Расширение представлений о себе, своих возможностях.

• Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.

• Стремление использовать свои умения на радость близким.

• Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.

• Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.

Работая с коллективом по этой системе, я ещё раз убедилась в том, что без самоуправления коллектива, невозможно подлинное развитие личности в нем. Детей объединяют отношения, которые возникают именно в деятельности, в общении, во взаимодействии и которым необходимы три стороны, три силы, три полюса (дети, родители, учителя), которые образуют поле воспитания. Дети стали более ответственными, организованными, самостоятельными.

Предлагаю перейти к практической части нашего мастер-класса. Исходя из того, что в основе организации ученического самоуправления в начальных классах, должна лежать игровая деятельность, я предлагаю организовать самоуправление по экологической тематике.

Практическая работа.

Представление созданной структуры самоуправления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *