Санпросвет работа медсестры

Санитарно-просветительная работа среди пациентов в ЛПУ

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования Московский Государственный Медико — Стоматологический Университет им. А.И.Евдокимова

Кафедра медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности

Реферат

на тему: «Санитарно-просветительная работа среди пациентов в ЛПУ»

Выполнил: Кочарян Акоп

Преподаватель: Якимчук В.И.

Москва, 2014

Введение

1. Определение санитарно-просветительных работ

2. Задачи санитарного просвещения

3. Методы и средства санитарно-просветительской работы

4. Санитарный бюллетень

5. Уголок здоровья

6. Диспуты и конференции

Список литературы

1. Определение санитарно-просветительных работ

Санитарное просвещение — это комплекс медико-социальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.

Задачами санитарного просвещения являются: пропаганда здорового образа жизни, физической культуры, рационального питания, борьбы с вредными привычками, знакомство населения с профилактикой заболеваний.

Санитарное просвещение является обязательным служебным долгом средних медицинских работников. Одна из основных задач медицинской сестры — убедить человека осознано принять здоровый образ жизни и быть для них личным примером.

Существенным элементом диспансеризации является санитарно-просветительная работа. Она преследует 3 основные цели. Во-первых, необходимо дать больному в доступной форме общее представление о заболевании и использованию, о возможных признаках обострения или осложнений, например язвенного кровотечения, с тем, чтобы больной при их возникновении своевременно обратился за медицинской помощью.

Во-вторых, следует убедить больного в серьезности болезни, ее прогрессирующем характере, несмотря на периодическое возникновение более или менее длительных рецидивов, в необходимости отказа от вредных привычек (курение, употребление алкоголя), правильного режима питания, дня, здорового образа жизни. В-третьих, требуется ознакомить больного с целями и задачами диспанцеризации, рассказать о сущности диспансерного метода, убедить его, что диспансерный метод является единственным эффективным средством предотвращения прогрессирования болезни. Необходимо выработать у больного твердое убеждение в целесообразности лечебных и профилактических мероприятий не только в период обострений, но и во время ремиссий. При диспансеризации каждого больного язвенной болезнью врач должен учитывать клинические особенности заболевания, труда и быта, наметить программу последующих посещений поликлиники (или медсанчасти), проведения исследований и профилактического противорецидивного лечения.

Санитарно-просветительная работа должна проводиться в течение всего периода лечения и диспансеризации больного. Особенно важно начинать разъяснительную работу с больным уже в период обострения заболевания, когда имеются выраженные симптомы болезни. В этот период больные лучше воспринимают советы врача, с большим интересом читают рекомендованную научно-популярную литературу по вопросам профилактики обострений язвенной болезни (брошюры, памятки и т. д.). Не следует забывать о санитарно-просветительной работе среди родственников больного, от которых порой зависит и характер питания, и правильная организация образа жизни больного, ликвидация некоторых неблагоприятных факторов, поддерживающих болезнь.

Важное значение, имеет анализ эффективности диспансеризации. Как показывает опыт, диспансеризация больных язвенной болезнью позволяет в 2 Ѕ -3 раза уменьшить частоту рецидивов, в значительном числе случаев снизить вероятность возникновения осложнений болезни и добиться длительных ремиссий (до 5 лет), что расценивается как практическое выздоровление.

С целью обеспечения высокого уровня здоровья цель каждого медицинского работника в своей работе — опираться на профилактическую направленность. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-технических и политических условий жизни.

Корни профилактики уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX веке. Становлению научной профилактики в значительной степени способствовали изучение роли окружающей среды в возникновении и распространении заболеваний, достижения микробиологии, физиологии и гигиены. Передовые врачи и деятели медицинской науки России видели будущее медицины в развитии общественной профилактики в неразрывном единстве лечебной и профилактической медицины.

«Будущее принадлежит медицине предупредительной», — писал великий русский хирург Н.И. Пирогов.

В наши дни в Российской Федерации законодательными актами о здравоохранении предусмотрена регуляция общественных отношений в области охраны здоровья населения в целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье населения страны.

санитарный просвещение здоровье медицинский

2. Задачи санитарного просвещения

* распространение медицинских и гигиенических знаний;

* воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья;

* повышение санитарно-гигиенической культуры. Санитарно-гигиеническое просвещение должно проводиться с учетом пола, возраста, климато-географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов. В своей работе по воспитанию здорового образа жизни фельдшер должен учитывать и условия жизни населения, куда входят материальные и нематериальные факторы (социальные, политические и духовно-нравственные). Индивидуальное и общественное здоровье зависит от вышеперечисленных факторов.

Приказом МЗ Российской Федерации о санитарно-просветитель-ской работе для средних медицинских работников предусмотрено ежемесячно уделять 4 ч пропаганде здорового образа жизни в счет рабочего времени с проведением планирования и отчета по проделанной работе.

Службу санитарного просвещения возглавляет Главное санитарно-эпидемиологическое управление, Отдел медицинских проблем формирования здорового образа жизни, Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения МЗ Российской Федерации.

Организационно-методическими и координационными центрами в областях, городах, районах являются Дома санитарного просвещения. Они разрабатывают планы санитарно-просветительской работы, координируют деятельность медицинских и других учреждений, учитывая важнейшие задачи здравоохранения, предложения и пожелания населения. Большую помощь в этой работе оказывает общество «Знание», которое организует чтение лекций и бесед, издает санитарно-просветительную литературу.

В нашей стране широко используются методы массовой, групповой и индивидуальной санитарно-просветительской информации, которая может быть осуществлена в устной, печатной и изобразительной формах. Особо важную роль играют средства массовой информации: печать, радио, телевидение, кино. Вопросы охраны здоровья и воспитания гигиенических навыков находят широкое отражение в выпусках популярной медицинской литературы (азбука здоровья, «энциклопедия», серии «Медицина для всех»); а также на страницах ряда газет и журналов. Массовым тиражом издаются памятки, буклеты, листовки, брошюры и плакаты. Все большее значение придается выпуску малых форм (микроплакатов на обертках, спичечных коробках, закладках для книг).

3. Методы и средства санитарно-просветительской работы

* собеседование;

* групповые дискуссии;

* лекции;

* тематические вечера;

* вечера вопросов и ответов;

* беседы за круглым столом;

* устные журналы;

* школы здоровья;

* публикации в прессе;

* конференции,

широко использует и методы наглядной агитации:

* стенгазеты;

* санбюллетени;

* выставки и уголки здоровья;

* книжные выставки.

Чтобы эта пропаганда была привлекательна, полезна и информативна, приводим примерное описание некоторых форм санитарно-просветительской информации, которые можно использовать в своей работе.

4. Санитарный бюллетень

Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Санбюллетень — это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также сезонностью и эпидемиологической обстановки в данном режиме. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика».

Санбюллетень состоит из 2-х частей—текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13—15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком партой черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них — основной — должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.

Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием.

В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1—2 раз в квартал.

5. Уголок здоровья

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

* согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

* выбор места — достаточно свежего и бойкого, то есть такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

* подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, фото- и литовыставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по санитарному просвещению района и в доме санитарного просвещения.

Желательно, чтобы для уголка были подготовлены и укреплены специальные стенды разных форматов и крепежные планки, «рельсы», которые можно снимать и монтировать в других вариантах. Ведущая тематика уголка здоровья — различные аспекты здорового образа жизни. В случае появления какой-либо инфекции или ее угрозы в данной местности в уголке должен быть помещен соответствующий материал по ее профилактике. Это могут быть санитарный бюллетень, листовка, подготовленная местным органом санитарно-эпидемиологического надзора, краткая памятка, вырезка из медицинской газеты и т. п.

Не надо стремиться помещать в уголке здоровья как можно больше материала. Лучше чаще экспонировать и другие материалы. Полезно делать выставку плакатов, например о вреде пьянства, наркомании, курения, о пользе физкультуры и спорта. Очень ценны и интересны фотомонтажи, которые могут сделать фотолюбители. В школах в уголках здоровья хорошо размещать материалы, подготовленные учащимися. Уголок здоровья должен иметь доску вопросов и ответов. Ответы на вопросы должны быть всегда своевременны, оперативны и полезны.

6. Диспуты и конференции

Диспут — метод полемического обсуждения какой-либо актуальной, нравственной или воспитательной проблемы. Решающее значение для его успеха имеет верный выбор темы, например: «О красивом и здоровом человеке», «Об этом молчать нельзя».

Диспут возможен, когда хорошо подготовлен, когда в нем участвуют не только специалисты, но и (например в школе) учащиеся, учителя. Столкновения, борьба мнений связаны с различиями во взглядах людей, жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях, в умении подходить к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы поддержать передовое мнение и убедить всех в правоте.

Формой пропаганды, близкой к диспуту, является конференция с заранее разработанной программой и фиксированными выступлениями как специалистов, так и самого населения. К устным формам санитарно-просветительской пропаганды также относятся тематические вечера, беседы за круглым столом, вечера вопросов и ответов. Желательно, чтобы аудитория была уже подготовлена к восприятию подготовленной темы, для этого предварительно нужно провести беседы, лекции, оформить стенды, уголки здоровья, подготовить книжную выставку. Большую роль в пропаганде здорового образа жизни могут играть театрально-зрелищные мероприятия, массовые спортивные мероприятия. Содержание работы при проведении различных форм и методов гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни на ФАПе должно быть направлено на освещение основ личной и общественной гигиены, гигиены села, поселка, жилища, благоустройства и озеленения, содержания приусадебных участков; на борьбу с загрязнением окружающей среды; профилактику заболеваний, вызываемых воздействием на организм неблагоприятных метеорологических условий (повышенная влажность воздуха, высокие и низкие температуры и другие), длительным пребыванием на солнце и т. п.; на внедрение физической культуры в быт каждого человека. В круг тем этой деятельности входит также трудовая и профессиональная ориентация: создание здоровых бытовых и производственных условий, формирование здорового образа жизни. Большое внимание необходимо уделять профилактике инфекционных заболеваний, улучшению водоснабжения и водопользования.

Одной из важных задач является пропаганда мер гигиены труда при сельскохозяйственных работах, предупреждение сельскохозяйственного травматизма и отравлений ядохимикатами, разъяснение гигиенических требований к доставке, очистке и хранению воды в полевых условиях.

Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения.

Курение является одним из наиболее распространенных видов наркомании. Курение табака отрицательно влияет в первую очередь на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, способствуя возникновению таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, хронические заболевания гортани, бронхов. Курение — один из ведущих факторов в развитии онкологических заболеваний.

Алкоголизм также относится к заболеваниям, которые поражают не только нервно-психическую сферу больного, приводя к деградации личности, но и воздействуют на сердце, сосуды, желудочно-кишечный тракт. Работа фельдшера по антиалкогольной пропаганде должна строиться по определенной системе, включая правовые, медико-биологические и нравственные аспекты. Трезвость — одно из важнейших условий здорового образа жизни. В зависимости от пола, возраста можно подбирать темы для лучшего восприятия слушателями.

Список использованной литературы

1. Сайт медицинского профиля: www.medstudent.ru

2. Wikipedia — Санитарно-просветительные работы

3. Справочник санитара — Клишин Е.С. стр. ( 384-387)

Размещено на Allbest.ru

Санитарно-просветительная работа в педиатрии

САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПЕДИАТРИИ. АКТУАЛЬНОСТЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

«Будущее принадлежит медицине предупредительной» Н.И. Пирогов. Санитарное просвещение – раздел профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения, направленный на гигиеническое воспитание и обучение населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья. Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора велика как в предупреждении заболеваний, так и в раннем обращении за медицинской помощью. Этот фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановления трудоспособности и на предупреждение обострений заболеваний.

САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПЕДИАТРИИ. АКТУАЛЬНОСТЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

«Будущее принадлежит медицине предупредительной» Н.И. Пирогов. Санитарное просвещение – раздел профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения, направленный на гигиеническое воспитание и обучение населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья. Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора велика как в предупреждении заболеваний, так и в раннем обращении за медицинской помощью. Этот фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановления трудоспособности и на предупреждение обострений заболеваний.

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ОТРАСЛЬ ОПИРАЕТСЯ НА ОПЫТ НЕ ТОЛЬКО МЕДИЦИНСКИХ ДИСЦИПЛИН, НО И СОЦИОЛОГИИ, ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ. В ПРАКТИКЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ВСЕ ДОСТУПНЫЕ КАНАЛЫ ИНФОРМАЦИИ: СМИ, РАДИО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ, «ШКОЛЫ» ЗДОРОВЬЯ И Т.П.

Корни санитарно-просветительской работы уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине Древнего мира. Однако разработка научных основ началась лишь в XIX веке. Становлению научной профилактики в значительной степени способствовали изучение роли окружающей среды в возникновении и распространении заболеваний, достижения микробиологии, физиологии и гигиены.

В том или ином объеме санитарное просвещение проводится во всех развитых странах. Как часть государственной системы здравоохранения, санитарное просвещение сформировалось впервые в СССР в 1920г., а с 1 января 1989 г. было реорганизовано в службу формирования здорового образа жизни (центры здоровья). В Италии, Франции, Германии, Великобритании, СШАнаучно-исследовательские учреждения или крупные дома санитарного просвещения функционируют как национальные центры. С 1949 г. в системе ВОЗ существует секция «санитарное просвещение», которая работает в контакте с ЮНЕСКО и Международным союзом Санитарного просвещения.

В настоящее время положение о лечебно-профилактических учреждениях всех типов (поликлинике, амбулатории, стационаре и т.п.) предусматривает работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Тем не менее анализ практического осуществления данной работы говорит о формальном отношении к ней, о частых методических ошибках или же об отсутствии этой работы вовсе. Основными причинами данного явления являются:недооценка врачами данного раздела профилактической работы; отсутствие знаний об организации и методических подходах (преобладает не чтение лекций, а выпуск бюллетеней); большей частью пассивность средств массовой информации в отношении санитарно-просветительной работы среди населения.

Нами было проведено анонимное анкетирование, в котором участвовали пациенты и медицинские работники (всего 153 чел.). Вот отдельные результаты:

— Я медик. Считаю, что санпросвет — напрасная трата времени -12 голосов, 8%.

— Я медик. Считаю, что санпросвет нужен, охотно ей занимаюсь — 12 голосов, 8%.

— Я медик. Считаю, что санпросвет нужен, но на него постоянно не хватает времени – 30 голосов. 20%.

— Я не медик. Считаю, что мне и без усилий медиков доступна и понятна вся необходимая мне информация о медицине и способах сохранения здоровья – 24 голоса, 16%.

— Я не медик. Мне недостаёт информации о медицине и способах сохранения здоровья – 74 голоса, 48%.

Как видно из приведенных данных: большинство пациентов нуждается в информации о современном уровне медицины и способах сохранения здоровья.

МНЕНИЕ БОЛЬШИНСТВА РОДИТЕЛЕЙ О САНИТАРНОМ ПРОСВЕЩЕНИИ В ПЕДИАТРИИ ЗВУЧИТ ТАК:

«В части педиатрии санитарно-просветительская работа необходима. Сейчас слишком много информации полезной и не очень в интернете, и часто она идет вразрез с рекомендациями специалистов поликлиник. Мамочки склонны принимать решения в отношении своих детей слепо веря педиатрам, либо наоборот, противореча им, вооружившись модным Комаровским или менее профессиональным автором. Принято доверять советам подруг/родственников, возможно, нанося вред своему ребенку. Необходимы некие базовые знания по болезням, мерам профилактики, тревожным симптомам, требующим экстренного вызова скорой/терпящим до завтрашней неотложки/требующим наблюдения, а также допустимые/необходимые мероприятия до приезда скорой/неотложки. Да, я хожу с блокнотом в руках и методичкой с инфой после лекции. Ведь за здоровье малыша беспокоишься больше, чем за свое».

ТАК КАК ЖЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДАННОГО ВИДА РАБОТА В ПЕДИАТРИИ?

Санитарно-просветительная работа в детских лечебно-профилактических учреждениях проводится среди родителей и других членов семьи, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений и школ, других групп населения, осуществляющих уход за ребёнком. В перечень её основных задач входит: распространение среди населения гигиенических знаний по охране здоровья детей; привитие навыков, необходимых для создания оптимальных условий развития детей и формирования у них поведения, соответствующего здоровому образу жизни; формирование готовности населения к участию в профилактических осмотрах детей, своевременному обращению за медицинской помощью и выполнению врачебных назначений.

В основе гигиенического воспитания населения по вопросам охраны здоровья детей лежит преемственность в деятельности женских и детских лечебно-профилактических учреждений. Поэтому в программе ведения беременности в нашем холдинге предусмотрено занятие педиатра, на котором женщины получают необходимые сведения по рациональному вскармливанию и уходу за новорожденным.

Углубление знаний, полученных женщиной и семьей в целом, происходят во время патронажных наблюдений на дому, которые осуществляют врач и медицинская сестра детской поликлиники, как в период беременности, так и в первые дни после выписки женщины из родильного дома.

Система обучения семьи предусматривает последовательное изложение необходимых сведений динамического наблюдения за состоянием здоровья ребёнка (в сроки, предусмотренные диспансеризацией). Дополнением служат памятки, содержащие сведения относительно анатомо-физиологических особенностей организма ребёнка в данный возрастной период и возрастные рекомендации по уходу, вскармливанию, режиму жизни, двигательной активности, закаливанию. Программа информации должна также освещать роль регулярных профилактических осмотров в охране здоровья ребенка, необходимость выполнения всех врачебных назначений, в том числе строгого соблюдения сроков и правил проведения вакцинации.

На сегодняшний день особую важность приобретает просветительное воспитание семей, имеющих детей с повышенным риском возникновения заболеваний. Среди преморбидных (предшествующее развитию болезни) состояний наиболее опасны такие, как: тенденция к избыточному весу, гипертония, гиперхолестеринемия, гиперинсулинемия и т.д. В основе многих из них лежат нарушения обычных норм поведения: гиподинамия, нерациональное питание, неправильный режим.

Общение с родителями детей, находящихся под угрозой болезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются. Цель этих бесед — объяснение возможности коррекции гигиенического поведения. Здесь уже приходится перевоспитывать членов семьи, воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения и поэтому разговор должен строиться таким образом, чтобы была возможность прямого, повторного обращения, в процессе которого реципиенты могли бы взять на себя определенные обязательства по изменению сложившихся норм жизни, а медицинский работник — контролировать выполнение этих обязательств.

Методика работы с указанными контингентами должна включать не только индивидуальное обращение врача. Очень важно проведение дискуссий (в том числе с участием СМИ), куда помимо педиатров привлекают узких специалистов: диетолога, врача ЛФК, психотерапевта.

Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость перестройки всех сложившихся поведенческих устоев семьи и мобилизовать их волевые усилия.

Санитарное просвещение родителей, имеющих больных детей, ставит целью выработать у них навыки адекватного, правильного ухода за ребенком, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в большой степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.

В заключение хочется привести интересные, на наш взгляд результаты опроса родителей, которые приводят своих детей к нам на прием. Мнение, чтосанпросветительская работа мало изменилась со времен, ещё даже не очень развитого социализма высказали 8% опрошенных. За проведение «школы молодого родителя» — 20%.И большинство родителей (68%) проголосовали за проведение индивидуальных бесед с врачами.

Как гласит выдержка из библии, — «Первым было Слово».

Расулева Ольга Геннадьевна, к.м.н., врач – педиатр, зам. главного врача ОП МЦ «НЕБОЛИТ» Андреевские больницы в г. Мытищи

Таблица План санитарно-просветительской работы

«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании педагогического совета

директор

«____» сентября 20___г.

ПЛАН

санитарно-просветительной работы на 20___ – 20___ учебный год

Мероприятие

Дата проведения

Ответственные

Отметка о выполнении

Работа с педагогическим коллективом

Обсудить на заседаниях педагогического совета:

а) данные углубленного осмотра учащихся;

б) мероприятия по оздоровлению учащихся;

в) состояние работы по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся

Сентябрь, март

Директор, медсестра

Зам. директора по УВР

Педагог-организатор

Медсестра

Пополнить школьный медицинский кабинет литературой, наглядными пособиями в помощь по воспитанию и гигиеническому обучению учащихся

октябрь

Директор,

Зам. директора по УВР

Провести общешкольные собрания на темы:

а) Жизнь человека – наивысшая ценность»;

б) «Еда – без вреда»

Сентябрь

ноябрь

Зам. директора по УВР

медсестра

Провести лекции для учителей по следующей тематике:

— ядовитые растения и грибы Крыма. Профилактика отравлений;

— о вреде курения;

— профилактика венерических заболеваний и СПИДа;

— влияние алкоголя на здоровье детей;

— профилактика дифтерии;

— личная гигиена учащихся. Профилактика нарушений осанки у учащихся;

— профилактика гельминтозов и острых желудочно-кишечных заболеваний;

— нравственно-половое воспитание;

— правила оказания первой медицинской помощи

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Учителя ОБЖ

медсестра

Работа среди учащихся

Уроки охраны здоровья в начальных классах

Согласно программе

Учителя начальных классов

Провести четырехчасовые занятия по нравственно-гигиеническому и половому воспитанию для учащихся 9 – 11 классов

Согласно расписанию занятий

медсестра

Провести предупредительные диктанты по вопросам охраны здоровья и гигиены школьников

В течение года

Учителя филологии

Провести рейдовые проверки санитарного состояния школы и соблюдения школьниками правил гигиены

1 раз в месяц

Педагог-организатор,

Учком, медсестра

Организовать работу молодежной школы «Здоровье»

Согласно программе (1 раз в месяц)

Зам. директора по УВР, медсестра

Организовать тематические выставки в библиотеке

В течение года

Библиотекарь

Оформить стенды по здоровому образу жизни

В течение года

Педагог-организатор,

Учителя ОБЖ

Проводить выставки рисунков и стенгазет «Береги здоровье смолоду», «Ударим юмором по вредным привычкам»

В течение года

Педагог-организатор

Организовать сотрудничество школьников с медработниками при проведении медицинских и оздоровительных мероприятий

В течение года

администрация

Работа среди родителей

Организовать работу родительского лектория по вопросам здорового образа жизни

В течение года

Администрация, медсестра

Выбрать из числа родителей санактив, который будет помогать проводить работу по гигиеническому воспитанию школьников (в организации праздников и оформлении наглядной агитации)

октябрь

Классные руководители,

зам. директора по УВР

Проводить на родительских собраниях беседы по профилактике здорового образа жизни

В течение года

Классные руководители

Оформить уголок «Здоровье ребенка в ваших руках»

декабрь

Педагог-организатор

Работа с обслуживающим персоналом

Проводить занятия по программе санитарного минимума с последующей сдачей зачетов

В течение года

Медработники

Проводить вводный санитарно-гигиенический инструктаж для оформляющихся в школу работников

В течение года

Администрация

Педагог-организатор ___________________

Медсестра школы ___________________

«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании педагогического совета

директор ______________

«____» сентября 20____ г.

ПЛАН

проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни

на 20___– 20___ учебный год

Мероприятие

Дата проведения

Ответственные

Оформление в рекреации школы Уголка здоровья

сентябрь

Учителя ОБЖ

Проведение классного часа на тему: «Жизнь человека – наивысшая ценность»

сентябрь

Классные руководители

Обновление стендов по охране здоровья:

«Ядовитые растения и грибы», «Правила оказания первой медицинской помощи»

октябрь

Учителя ОБЖ,

педагог-организатор

Оформление стендов: «Правила дорожного движения», «Гражданская оборона»

октябрь

Педагог-организатор

Проведение тематических бесед:

«Питание и здоровье»,

«Право человека на здоровье»,
«Здоровье и красота»,
«Вредные привычки и их последствия»,

«Экология и здоровье»,

«Что мы знаем о СПИДе»

В течение года

Классные руководители 1 – 9 классов

Проведение тематических классных часов:

«Что мы ценим в человеческой жизни»,

«Культура и достоинство»,

«Менталитет и ментальность в жизни украинского народа»,

«Что такое семья и ее функции»

В течение года

Классные руководители 11-х классов

Провести информационную беседу на тему: «Смерть и бессмертие… Где грань?»

ноябрь

Учителя ОБЖ

Провести недели:

«Профилактика табакокурения»,
«Профилактика наркомании»,

«Профилактика алкоголизма» совместно с врачами Феодосийского ГТМО (врачи наркологи, венерологи, психотерапевты, гинекологи)

В течение года

Педагог-организатор,

Учителя ОБЖ

Проводить постоянно действующий лекторий «О здоровом образе жизни» совместно с сотрудниками Феодосийской СЭС

В течение года

Педагог-организатор

Проведение тренингов по методике «Равный – равному» с участием специалистов ЦСССМ среди учащихся старших классов

В течение года

Педагог-организатор

Проведение профилактических диктантов по профилактике здорового образа жизни

В течение года

Учителя филологии

Конкурсы рисунков «За здоровый образ жизни»

В течение года

Педагог-организатор

Учком

Учитель ИЗО

Тематические выставки в библиотеке

В течение года

Библиотекарь

Проведение открытых родительских собраний с привлечением сотрудников здравоохранения

В течение года

Зам. директора по УВР

Встречи учащихся с главным наркологом города. и спид-координатором города

В течение года

Педагог-организатор

Устный журнал «Здоровье – главная жизненная ценность»

В течение года

Учителя ОБЖ

Проведение анкетирования в 5 – 11 классах

В течение года

Педагог-организатор

Конкурсы на лучший плакат и высказывание, посвященные проблемам здоровья

В течение года

Педагог-организатор

Библиотекарь

Учком

Учителя филологии

Индивидуальная работа с учащимися, склонными к вредным привычкам

В течение года

Классные руководители, педагог-организатор

учком

Всемирный день борьбы со СПИДом (проведение тематических бесед)

Учителя ОБЖ

Проведение общешкольного Дня здоровья

Педагог-организатор

Учитель физ-ры

учком

Педагог-организатор _______________

«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании педагогического совета

директор _____________________ «____» сентября 20___ г.

ПЛАН

работы молодежной школы Здоровья для учащихся на 20___09 – 20____ учебный год

Тема

Дата проведения

Кто читает

Роль личной гигиены в сохранении и укреплении здоровья

Здоровые зубы – залог здоровья

О вредном влиянии табакокурения на организм человека

Профилактика кожвензаболеваний и СПИДа

Профилактика травматизма. Правила оказания первой медицинской помощи

Проблемы наркомании и токсикомании

Профилактика простудных заболеваний

О вреде алкоголизма

Профилактика кишечных заболеваний

Педагог-организатор ___________________

«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании педагогического совета

директор ______________

«____» сентября 20____ г.

ГРАФИК

проведения занятий по нравственно-гигиеническому

и половому воспитанию учащихся на 20___ – 20___ учебный год

Название темы

9-А

9-Б

11-А

11-Б

Личная гигиена школьника

Возрастные особенности подростка. Нравственная культура отношений между юношей и девушкой

Профилактика вензаболеваний и СПИДа

Вредные привычки. Их опасное влияние на организм человека

Педагог-организатор _______________

«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании педагогического совета

директор _______________

«____» сентября 20___ г.

ПЛАН

работы родительского лектория на 20___ – 20___ учебный год

Тема

Дата проведения

Кто читает

Предупреждение нарушения осанки у детей школьного возраста

Профилактика туберкулеза

Профилактика табакокурения. Проблема пассивного курения

Информация о СПИДе. Профилактика вензаболеваний

О вреде алкоголя

Профилактика гриппа и вирусных заболеваний

Опасность наркомании и токсикомании

Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний

Профилактика травматизма. Первая медицинская помощь при несчастных случаях

Педагог-организатор ______________

«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании педагогического совета

директор __________________

«____» сентября 20___ г.

ПРОГРАММА

занятий по санитарному минимуму с техническим персоналом

на 20___ – 20___ учебный год

Тема

Дата проведения

Кол-во часов

Санитарно-гигиенический режим школы и основы школьной гигиены

Острые кишечные заболевания, причины их возникновения, пути передачи

Понятие о микробах. Меры профилактики инфекционных заболеваний

Профилактика кожвензаболеваний

Профилактика гриппа

Понятие о глистах. Их вредное воздействие на организм человека

Профилактика туберкулеза

Глава 7 Санитарно-просветительская работа

Понятие о санитарно-просветительской работе

Основные принципы санитарно-просветительской работы

Санитарное просвещение – совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

С целью обеспечения высокого уровня здоровья цель каждого медицинского работника в своей работе – опираться на профилактическую направленность. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-технических и политических условий жизни.

Корни профилактики уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине Древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX в. Становлению научной профилактики в значительной степени способствовали изучение роли окружающей среды в возникновении и распространении заболеваний, достижения микробиологии, физиологии и гигиены. Передовые врачи и деятели медицинской науки России видели будущее медицины в развитии общественной профилактики в неразрывном единстве лечебной и профилактической медицины.

«Будущее принадлежит медицине предупредительной», – писал великий русский хирург Н. И. Пирогов.

В наши дни в Российской Федерации законодательными актами о здравоохранении предусмотрена регуляция общественных отношений в области охраны здоровья населения в целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье населения страны.

В задачи санитарного просвещения входит:

1) распространение медицинских и гигиенических знаний;

2) воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья;

3) повышение санитарно-гигиенической культуры.

Санитарно-гигиеническое просвещение должно проводиться с учетом пола, возраста, климатогеографических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов. В своей работе по воспитанию здорового образа жизни фельдшер должен учитывать и условия жизни населения, куда входят материальные и нематериальные факторы (социальные, политические и духовно-нравственные). Индивидуальное и общественное здоровье зависит от вышеперечисленных факторов.

Приказом МЗ Российской Федерации о санитарно-просветительской работе для средних медицинских работников предусмотрено ежемесячно уделять 4 ч пропаганде здорового образа жизни в счет рабочего времени с проведением планирования и отчета по проделанной работе.

Службу санитарного просвещения возглавляет Главное санитарно-эпидемиологическое управление, Отдел медицинских проблем формирования здорового образа жизни, Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения МЗ Российской Федерации.

Организационно-методическими и координационными центрами в областях, городах, районах являются Дома санитарного просвещения. Они разрабатывают планы санитарно-просветительской работы, координируют деятельность медицинских и других учреждений, учитывая важнейшие задачи здравоохранения, предложения и пожелания населения. Большую помощь в этой работе оказывает общество «Знание», которое организует чтение лекций и бесед, издает санитарнопросветительную литературу.

В нашей стране широко используются методы массовой, групповой и индивидуальной санитарно-просветительской информации, которая может быть осуществлена в устной, печатной и изобразительной формах. Особо важную роль играют средства массовой информации: печать, радио, телевидение, кино. Вопросы охраны здоровья и воспитания гигиенических навыков находят широкое отражение в выпусках популярной медицинской литературы (азбука здоровья, «Энциклопедия», серии «Медицина для всех»), а также на страницах ряда газет и журналов. Массовым тиражом издаются памятки, буклеты, листовки, брошюры и плакаты. Все большее значение придается выпуску малых форм (микроплакатов на обертках, закладках для книг и т. п.).

Методы и средства санитарно-просветительской работы

В организации своей санитарно-просветительской работы фельдшер наряду с традиционными методами обучения населения по вопросам охраны здоровья, такими как:

1) собеседование;

2) групповые дискуссии;

3) лекции;

4) тематические вечера;

5) вечера вопросов и ответов;

6) беседы за круглым столом;

7) устные журналы;

8) школы здоровья;

9) публикации в прессе;

10) конференции.

Широко использует и методы наглядной агитации:

1) стенгазеты;

2) санбюллетени;

3) выставки и уголки здоровья;

4) книжные выставки.

Чтобы эта пропаганда была привлекательна, полезна и информативна, приводим примерное описание некоторых форм санитарно-просветительской информации, которые можно использовать в своей работе.

Санитарный бюллетень

Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Санбюллетень – это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также сезонностью и эпидемиологической обстановки в данном режиме. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика».

Санбюллетень состоит из двух частей: текстовой и иллюстративной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13–15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком пастой черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком, без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них – основной – должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.

Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием.

В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1–2 раз в квартал.

Уголок здоровья

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

1) согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

3) выбор места – достаточно свежего и бойкого, т. е. такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

4) подборка соответствующего иллюстративного материала: плакаты, фотовыставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по санитарному просвещению района и в Доме санитарного просвещения.

Желательно, чтобы для уголка были подготовлены и укреплены специальные стенды разных форматов и крепежные планки, «рельсы», которые можно снимать и монтировать в других вариантах. Ведущая тематика уголка здоровья – различные аспекты здорового образа жизни. В случае появления какой-либо инфекции или ее угрозы в данной местности в уголке должен быть помещен соответствующий материал по ее профилактике. Это могут быть санитарный бюллетень, листовка, подготовленная местным органом санитарно-эпидемиологического надзора, краткая памятка, вырезка из медицинской газеты и т. п.

Не надо стремиться помещать в уголке здоровья как можно больше материала. Лучше чаще экспонировать и другие материалы. Полезно делать выставку плакатов, например, о вреде пьянства, наркомании, курения, о пользе физкультуры и спорта. Очень ценны и интересны фотомонтажи, которые могут сделать фотолюбители. В школах в уголках здоровья хорошо размещать материалы, подготовленные учащимися. Уголок здоровья должен иметь доску вопросов и ответов. Ответы на вопросы должны быть всегда своевременны, оперативны и полезны.

Устные журналы

В устных журналах, помимо медработников, должны участвовать работники ГИБДД, инспекторы по делам несовершеннолетних, юристы. В своих сообщениях они выступают по вопросам не только медицинского характера, но и затрагивающим правовые, социальные и нравственные аспекты.

Поэтому в устных журналах можно рассматривать сразу несколько тем.

Диспуты и конференции

Диспут – метод полемического обсуждения какой-либо актуальной, нравственной или воспитательной проблемы. Решающее значение для его успеха имеет верный выбор темы, например: «О красивом и здоровом человеке», «Об этом молчать нельзя».

Диспут – это способ коллективного поиска, обсуждения и разрешения волнующих население проблем.

Диспут возможен, когда хорошо подготовлен, когда в нем участвуют не только специалисты, но и (например, в школе) учащиеся, учителя. Столкновения, борьба мнений связаны с различиями во взглядах людей, жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях, в умении подходить к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы поддержать передовое мнение и убедить всех в правоте.

Формой пропаганды, близкой к диспуту, является конференция с заранее разработанной программой и фиксированными выступлениями как специалистов, так и самого населения. К устным формам санитарно-просветительской пропаганды также относятся тематические вечера, беседы за круглым столом, вечера вопросов и ответов. Желательно, чтобы аудитория была уже подготовлена к восприятию подготовленной темы, для этого предварительно нужно провести беседы, лекции, оформить стенды, уголки здоровья, подготовить книжную выставку. Большую роль в пропаганде здорового образа жизни могут играть театрально-зрелищные мероприятия, массовые спортивные мероприятия. Содержание работы при проведении различных форм и методов гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни на ФАП должно быть направлено на освещение основ личной и общественной гигиены, гигиены села, поселка, жилища, благоустройства и озеленения, содержания приусадебных участков; на борьбу с загрязнением окружающей среды; профилактику заболеваний, вызываемых воздействием на организм неблагоприятных метеорологических условий (повышенная влажность воздуха, высокие и низкие температуры и др.), длительным пребыванием на солнце и другими факторами; на внедрение физической культуры в быт каждого человека. В круг тем этой деятельности входит также трудовая и профессиональная ориентация: создание здоровых бытовых и производственных условий, формирование здорового образа жизни. Большое внимание необходимо уделять профилактике инфекционных заболеваний, улучшению водоснабжения и водопользования.

Одной из важных задач является пропаганда мер гигиены труда при сельскохозяйственных работах, предупреждение травматизма и отравлений ядохимикатами, разъяснение гигиенических требований к доставке, очистке и хранению воды в полевых условиях.

Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения.

Курение является одним из наиболее распространенных видов наркомании. Курение табака отрицательно влияет в первую очередь на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, способствуя возникновению таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, хронические заболевания гортани, бронхов. Курение – один из ведущих факторов в развитии онкологических заболеваний.

Алкоголизм также относится к заболеваниям, которые поражают не только нервно-психическую сферу больного, приводя к деградации личности, но и воздействуют на сердце, сосуды, желудочно-кишечный тракт. Работа фельдшера по антиалкогольной пропаганде должна строиться по определенной системе, включая правовые, медико-биологические и нравственные аспекты. Трезвость – одно из важнейших условий здорового образа жизни.

В зависимости от пола, возраста можно подбирать темы для лучшего восприятия слушателями.

Примерные планы лекций

Для мужчин: влияние алкоголя на все органы и системы организма; алкоголь и травматизация; алкоголь и венерические заболевания; алкоголь и смертность; алкоголь и трудоспособность; алкоголь и семья; алкоголь и наследственность; экономический ущерб, наносимый государству от лиц, злоупотребляющих алкоголем.

Для женщин: влияние алкоголя на организм женщины; влияние алкоголя на беременность; алкоголь и дети; роль женщины в укреплении семьи и преодолении пьянства мужчин.

Для подростков: анатомо-физиологические особенности организма подростка; влияние алкоголя на организм подростка; влияние алкоголя на способности подростка; влияние алкоголя на потомство; алкоголь и нарушение правопорядка; как сохранить психическое здоровье.

В повседневной работе по искоренению алкоголизма нужно привлекать административные органы, общественные организации, службы правопорядка, юристов.

Большой раздел профилактической работы по воспитанию здорового образа жизни нужно выделить в педиатрии. Гигиеническое обучение и воспитание начинается с раннего детства, с антенатальной охраны будущего потомства.

Воспитание здорового образа жизни и профилактика различных заболеваний

Примерные темы бесед, проводимых на ФАП

Воспитание здорового образа жизни и профилактику различных заболеваний целесообразно проводить с беременными в форме индивидуальных бесед на дородовых патронажах и групповых занятиях (например, в «Школе беременных женщин»). Особое внимание на ФАП следует уделять первобеременным женщинам, не имеющим навыков вынашивания физиологической беременности.

Беседы о гигиене беременной женщины и особенностях периода новорожденности желательно проводить не только среди самих женщин, но и среди членов их семей, особенно мужей, в «Школе молодых отцов». Далеко не все мужчины имеют представление о том, на что должна быть направлена их забота о беременной женщине.

При освещении темы «Уход за новорожденным ребенком» желательно демонстрировать основные правила ухода на кукле, приготовленной заранее.

Необходимость проведения широких профилактических мер в отношении детского населения и юношества, включая прежде всего меры воспитательного и санитарно-просветительского характера, увеличивается и в связи с тем, что в этом возрасте формируются основные поведенческие установки, взгляды, навыки, привычки – словом, все то, что в дальнейшем определяет образ жизни человека. В этот период можно предупреждать возникновение вредных привычек, эмоциональной невоздержанности, установки на пассивный отдых и нерациональное питание, которые в дальнейшем могут стать фактором риска для многих заболеваний. У детей сравнительно легко воспитать привычку к двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, разнообразному и умеренному питанию, рациональному режиму.

Большую помощь в работе на ФАП могут оказывать санитарные активисты. Их хорошо готовить из числа школьниц-старшеклассниц. Теоретические занятия с ними проводят фельдшеры на ФАП или непосредственно в школах, а практические занятия – в детском отделении районных, участковых больниц или на фельдшерско-акушерских пунктах. По окончании занятий санитарные активисты получают зачет и удостоверения.

Для сельской местности численность активистов определяется из расчета: 1 активист на 1–2 детей первого года жизни. Для этого населенный пункт делится на микроучастки, которые закрепляются за каждым активистом в районе его проживания. За активистами закрепляются в первую очередь дети из неблагополучных и многодетных семей. Знакомство активиста с семьей организуется в период, когда беременная женщина встает на учет. Санитарного активиста семье представляет фельдшер. Совместно с фельдшером санитарный активист проводит всю санитарно-просветительскую работу, направленную на охрану здоровья матери и ребенка. Среди школьников младших классов (с 1-го по 4-й) выбирается санитарный актив по соблюдению гигиенических норм в коллективе, санитарного состояния класса, он помогает в оформлении «Уголка здоровья», ведет «Экран чистоты».

В старших классах организуются санитарные посты и санитарные дружины, которые также являются основным помощником фельдшера по пропаганде здорового образа жизни, организации санитарно-оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий. По основным темам, пропагандирующим здоровый образ жизни, фельдшер в школе выступает на родительских собраниях, педагогических советах и среди самих школьников. Для наглядной агитации выпускают санитарные бюллетени, «Уголки здоровья», помогают и участвуют в «Олимпиадах здоровья».

Организация и планирование работы

Санитарно-просветительская работа на ФАП должна проводиться по заранее составленному плану. Составление плана санитарно-просветительской работы проводится на весь текущий год и на месяц.

В годовом плане предусматриваются основные задачи по охране здоровья и воспитанию здорового образа жизни, а на каждый месяц составляется конкретный план с названиями тем, методами их освещения.

В конце месяца и в конце отчетного года медицинский работник обязан отчитаться за проделанную санитарно-просветительскую работу по примерной схеме (табл. 11).

Таблица 11. Отчет по санитарно-просветительской работе за______ 20__ г. Гигиеническое воспитание населения и пропаганда здорового образа жизни должны способствовать ранней обращаемости за медицинской помощью, улучшению показателей родовспоможения, снижению детской смертности, заболеваемости с временной утратой трудоспособности и травматизма, своевременной госпитализации больных, привлечению населения на профилактические осмотры, повышению уровня санитарной культуры населения, оздоровлению условий труда и быта, активизации творческой самодеятельности людей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, повышению работоспособности и творческого долголетия. Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Журнал учета санитарно-просветительной работы, (форма 038-0/у)

  • Журналы и бланки
    • Строительство: Журналы и бланки для строительных компаний
      • Журналы общих строительных работ
      • Дорожное строительство
      • Журналы по Технике Безопасности на строительстве
      • Бланки для строительного транспорта
    • Журналы и бланки по охране труда и технике безопасности
      • Основные журналы
      • Журналы инструктажа по охране труда и технике безопасности
      • Контроль за охраной труда и техникой безопасности
      • Бланки
    • Транспорт — Журналы и бланки для транспортных компаний
      • Учета и регистрации путевых листов и движения транспорта
      • Журналы дорожно-транспортных происшествий
      • Журналы по воздушному транспорту
      • Железнодорожный транспорт (журналы)
      • Журналы для АЗС
      • Журналы техника безопасности на транспорте
      • Бланки для специального и пассажирского транспорта
      • Прочие транспортные журналы
    • Медицинские журналы, карты и бланки
      • Необходимые МЕДИЦИНСКИЕ журналы
      • Медицинские Карты
      • Журналы для регистратуры
      • Журналы для медицинского хозяйства
      • Журналы для рентгенкабинетов
      • Медицинские журналы учетная документация в поликлиниках (амбулаторях)
      • Журналы для родильных домов и отделений
      • Медицинские журналы учетная документация используемая в стационарах
      • Журналы для Аптек
      • Журналы для медицинских лабораторий
      • Журналы для СЭС
      • Прочие медицинские журналы
    • Журналы по бухгалтерии, делопроизводству и кадровой работе
      • Бухгалтерские книги, журналы и бланки
      • Журналы делопроизводство и кадровая работа
      • Бланки
    • АВИАЦИЯ Журналы, бланки и нормативная документация
    • АРМИЯ, Журналы В. С. России
    • Журналы и бланки отходов и загрязнений
    • Складские журналы и бланки
    • ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ПРОИЗВОДСТВА (Журналы и бланки)
    • Журналы и бланки для предприятий торговли
    • Журналы и бланки для ЖКХ (жилищно-коммунальных хозяйств)
    • Журналы и бланки для организаций пищевого производства и предприятий общественного питания
    • Журналы для МВД
    • Журналы для образовательных учреждений
    • Журналы для нотариусов
    • Журналы для предприятий газовой отрасли
    • Сельскохозяйственные и Ветеринарные журналы
    • Журналы и бланки для организаций, занимающихся охранной
    • Тепловые энергоустановки (Журналы и бланки)
    • Журналы и бланки для гостиниц, общежитий
    • Журналы и бланки в области Энергетики
    • Связь (журналы и бланки)
    • Журналы и бланки для учреждения культуры, библиотеки, музеи
    • Журналы и бланки для подземных сооружений
    • Экология (журналы и бланки)
    • Прочие Журналы и бланки
    • Комплект журналов и бланков
  • Книги
    • Антикварные книги
      • Художественная литература (Антикварные книги)
    • Нормативно техническая литература
      • Промышленная безопасность
      • Общие и межотраслевые требования охраны труда
      • Отраслевые требования охраны труда
      • Электроэнергетика и электробезопасность
      • Газ. Нефть. Химия. Нормативная литература
      • Газовое хозяйство
      • Котлы. Трубопроводы. Сосуды под давлением
      • Подъёмные сооружения
      • Взрывопожароопасные объекты
      • Взрывные работы
      • Добыча и переработка полезных ископаемых
      • Пожарная безопасность
      • Строительство
      • Сварка, термообработка
      • Жилищно-коммунальное хозяйство
      • Транспорт
      • Охрана окружающей среды
      • Санитарно-гигиенические требования
      • Справочные, учебные, методические пособия
      • Стенды, плакаты
      • Медицина
      • Литература гуманитарного направления
    • Морская литература
    • Каталоги
    • Авиационная литература
      • Литература для авиамоделистов
      • Учебники и методические рекомендации
      • Учебноое пособие для Пилотов
      • Научные книги об Авиации
    • Бизнес-литература
    • Подарочные книги
      • Сокровища мировой литературы
      • Мировые религии
      • Сказки и мифы народов мира
      • Родословные книги
    • Художественные книги
      • Публицистика
    • Прочие Книги
    • КНИГИ ДЛЯ МАШИННОГО — РУЧНОГО ВЯЗАНИЯ
  • Плакаты безопасности
    • Комплекты плакатов безопасности
    • Плакаты по пожарной безопасности
    • Плакаты Для строительных и дорожных предприятий
    • Плакаты Безопасность работ с электричеством
    • Охрана труда и техника безопасности
    • Плакаты Правила Дорожного Движения
    • Плакаты При чрезвычайных ситуациях
    • Плакаты Для предприятий и организаций
    • Плакаты Для газовых хозяйств
    • Плакаты Грузоподъемных работ
    • Плакаты Для компьютерных пользований
    • Плакаты При работах со сваркой
    • Плакаты Сельскохозяйственного производства
    • Плакаты Работа с устройствами под давлением
    • Плакаты Ограждения и безопасность
    • Плакаты Противохимическая безопасность
    • Плакаты Для высотных работ
    • Плакаты Для учебных заведений (ВУЗ, ШКОЛА, ДЕТ. САД)
  • Удостоверения
  • Знаки и таблички
    • Маркировка опасных грузов, знаки
    • Знаки безопасности
    • Знаки медицинского и санитарного назначения
    • Эвакуационные знаки
    • Предупреждающие знаки
    • Знаки и таблички для строительных площадок
    • Комбинированные знаки безопасности
    • Вспомогательные таблички
    • Указательные знаки
    • Знаки и плакаты по электробезопасности
    • Знаки пожарной безопасности
    • Предписывающие знаки
    • Запрещающие знаки
  • Авиационные товары
    • Одежда для пилотов
    • Аксессуары и сувениры
    • Авиационные игрушки
    • Сувенирные брелки
  • Канцтовары
    • Конверты почтовые и пакеты
    • Тетради
    • Папки
      • Файловые карманы
    • Письменные и чертежные принадлежности
    • Грамоты, дипломы, благодарности
      • благодарности
      • дипломы
      • Грамоты
  • Контакты
  • Напишите нам
  • Доставка
  • Заказать Журнал
  • О компании
  • Наши клиенты
  • Новости
  • Оплата

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *