Считалочка для детей

Детские считалочки

Старые народные считалочки для детей на русском языке. Все в детстве знали различные считалки, давайте вспомним и расскажем их своим детям. У нас собралась довольно большая коллекция детских считалок.

Детские считалки

НА ЗЛАТОМ КРЫЛЬЦЕ СИДЕЛИ

На златом крыльце сидели:

  • -царь,
  • -царевич,
  • -король,
  • -королевич,
  • -сапожник,
  • -портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай честный и добрых людей!

НА СТОЛБЕ СИДЕЛА ГАЛКА!

Начинается считалка!
На столбе сидела галка,
а на провод с 2 сторон
сели рядом 6 ворон.
6 ворон 7 галка
продолжается считалка
продолжается считалка
6 ворон 7 галка.
В поле суслики свистели
и скрипели коростели
в созревающем овсе.
Вдруг замолкли сразу все
и помчались кто куда,
опустели провода —
улетели 6 ворон
к воронятам в гущу крон.
И у галки есть смекалка —
поняла опасность галка.
Поняла опасность галка,
и у галки есть смекалка.
Коршун мчался с высоты,
галка спряталась в кусты,
галка спряталась в кусты.
Кто остался? Только ты!

ЗАЙЧИК

ВЫШЕЛ МЕСЯЦ ИЗ ТУМАНА

Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана:
«Буду резать, буду бить!
С кем останешься дружить?”

АТЫ-БАТЫ

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

ЗАЙЧИК

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

— Пиф-паф!

— Ой, ой, ой!

Умирает зайчик мой.

Привезли его в больницу,

Он украл там рукавицу,

Привезли его в палату,

Он украл там шоколаду.

Привезли его домой,

Оказался он живой.

ШИШЕЛ-МЫШЕЛ

Шишел-Мышел

Сел на крышу.

Шишел-Мышел

Взял –

И вышел!

КТО НЕ СПРЯТАЛСЯ

Раз, два, три, четыре, пять!

Я опять

Иду искать!

Кто не спрятался –

Я не виноват!

ТИШЕ, МЫШИ!

Тише, мыши!

Кот на крыше,

А котята

Еще выше!

Кот пошел

За молоком,

А котята:

Кувырком.

Кот пришел

Без молока,

А котята:

— Ха-ха-ха!

ЕХАЛА МАШИНА

Ехала машина темным лесом

За каким-то интересом,

Инте-инте-интерес,

Выходи на букву «эс».

Буква «эс» не подошла –

Выходи на букву «а».

Буква «а» не хороша –

Выходи на букву «ша»!

Или так:

Выходи на букву С,

а на буквочке звезда,

там, где ходят поезда.

Если поезд не пойдёт,

машинист с ума сойдёт.

Сорока-ворона

Сорока-ворона кашку варила, деток кормила.

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала.

А этому не дала.

Потому что дров не колол,

воду не носил, кашку не варил.

***

Шёл крокодил,

Трубку курил,

Трубка упала и написала:

Шишел-мышел,

Этот вышел.

***

Катилась апельсина До города Берлина,

Уроки не учила

И двойку получила.

***

В гараже стоят машины — Волга, Чайка, Жигули,

От какой берешь ключи?

***

На золотом крыльце сидели

Мишки Гамми, Том и Джерри,

Скрудж Мак-Дак и три утенка,

Выходи, ты будешь Понка!

Если Поночка уйдет,

Скрудж Мак-Дак с ума сойдет!

***

Начинаеся считалка,

На берегу сидела галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Небо, звёзды, луг, цветы — Выходи из круга ты.

***

Раз, два, три, четыре, пять — Игры будем начинать.

Пчёлы в поле полетели.

Зажужжали, загудели.

Сели пчёлы на цветы.

Мы играем — водишь ты.

***

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз — росой она умылась,

Два — изящно покружилась,

Три — нагнулась и присела,

А четыре — улетела.

***

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

***

— Аист-аист, аист — птица,

Что тебе ночами снится?

Мне болотные опушки,

— А еще?

Еще лягушки.

Их ловить, не изловить.

Вот и все, тебе водить!

***

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить.

Выходи — тебе водить.

***

Прыг да скок, прыг да скок,

Скачет зайка — серый бок.

По лесоку прыг, прыг, прыг,

По снежочку — тык, тык, тык.

Под кусточек присел,

Схорониться захотел.

Кто его поймает, тот и водит.

***

Раз, два, раз, два,

Вот берёзка, вот трава,

Вот полянка, вот лужок

Выходи-ка ты, дружок.

***

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц.

Кто до месяца дойдёт,

Тот и прятаться пойдёт.

***

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для стрижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура.

Он сердит на нас — беда!

Разбегайтесь кто-куда!

***

Бубенчики, бубенчики,

Летели голубенчики

По утренней росе,

По зелёной полосе,

Сели на сарай.

Беги, догоняй.

***

Родились у нас котятя

Раз-два-три-четыре-пять,

Приходите к нам, ребята

Посмотреть и посчитать.

Раз котенок — самый белый

Два котенок — самый смелый

Три котенок — самый умный

А четыре — самый шумный

Пять похож на три и два

Теже хвост и голова

Тоже пятнышко на спинке

Также спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята

Раз-два-три-четыре-пять

Приходите к нам, ребята

Посмотреть и посчитать!

***

Высоко-превысоко

Кинул я свой мяч легко.

Но упал мой мяч с небес,

Закатился в темный лес.

Раз-два-три-четыре-пять,

Я иду его искать.

***

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы решили поиграть,

Но не знаем, как нам быть,

Не хотел никто водить!

На тебя укажем мы:

Это верно будешь ты!

***

Ела Маша кашу,

Кашу не доела.

«Раз, два, три» — сказала

И картошку съела.

Кто три ложки возьмёт,

Тот и вон пойдет.

***

Раз, два, три.

На полянку выходи,

Хороводы заводи,

Кто остался,

Тот води.

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы выходим поиграть.

Надо воду выбирать,

Будем мы тогда считать.

Топ, топ, топоты,

Водой точно будешь ты.

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Негде зайчику скакать;

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами – щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.

Ты, волчище, погоди!

***

В даль бежит река лесная,

Вдоль неё растут кусты.

Всех в игру я приглашаю,

Мы играем — водишь ты!

***

Мы собрались во дворе,

Дело было в сентябре.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы решили поиграть.

Сколько будет два плюс три?

Если знаешь, то води!

Старинные считалки для детей

Считалки представлены простейшей стихотворной формой. Но при краткости и нехитром содержании их необходимо разучивать с детьми. Считалки с давних времён помогают гармоничному развитию самых маленьких, обогащают игровой опыт и расширяют кругозор старших ребят.

Старинные считалки — зачем их знать?

Детский фольклор — удивительная и интересная часть устного народного творчества. С незапамятных времён дети сочиняли стишки и песенки для развлечения и игр. Считалка — небольшой рифмованный текст, предназначенный для пересчёта и случайного избрания предмета или участника из нескольких.

Считалки дети обычно используют перед началом игры

До наших дней сохранились считалки разных исторических эпох: царского времени, революционной поры, советского периода. Кроме того, существуют фольклорные сборники народов зарубежных стран. Рекомендуется разучивать старинные английские, французские, немецкие и другие считалки на уроках иностранного языка.

На уроках иностранного языка дети знакомятся с культурой другой страны

Старинные считалки — оригинальные тексты, а также дополненные детской фантазией потешки и пестушки. Некогда крестьянские ребятишки и дети из дворянских семей придумывали стихотворения-считалки, чтобы распределить роли в сюжетной игре или выбрать ведущего. Дети копируют в игровой деятельности мир взрослых. И считалки изначально были текстами сакральными, с помощью которых определяли, кому выполнять важную и опасную работу. В архаичные времена взрослые «считались» перед охотой, строительством крыши, рытьём колодца.

Старинные считалки дети вспоминают на фольклорных праздниках и занятиях

Пришёл XX век, жизнь стремительно менялась — октябрята и пионеры добавили в считалки персонажей и реалии советского времени.

Помню, мама учила меня считалке про «Чайку», «Жигули», «Волгу». Этот стишок мама переняла от сверстников в пионерском лагере в 1960-х гг.

Для современных детей пионерские игры и считалки овеяны налётом старины

Подборка старинных считалок для детей

Использование на занятиях и в играх старинных считалок способствует решению различных задач формирования личности ребёнка. Тематические подборки считалок помогут выбрать фольклорный материал для разучивания дома и в детском саду, знакомства на уроках литературы и иностранного языка.

Наблюдение из жизни. Скажешь детям: «Сейчас мы выучим считалку», просишь повторять, а они быстро теряют интерес. Считалка запоминается легко и с удовольствием, когда она остаётся частью игры. Мотивируйте детей к знакомству со старинными считалками: «Я научу вас игре, в которую играли ваши бабушки и дедушки, а начинается она с выбора ведущего!».

Разучивание старинных считалок на уроке остаётся элементом игры

Народные считалки

Одна из русских народных считалок:

  • Яблочко катилося
    Вкруг огорода,
    Кто его поднял,
    Тот воевода,
    Тот воевод,
    Воеводский сын:
    Шишел, вышел,
    Вон пошёл.

В старинных считалках часто встречаются архаизмы и устаревшие слова (например, «воевода»), их значение необходимо объяснять детям

Подробнее о русских народных считалках можно узнать в статье «Русские народные считалочки».

Другие известные народные считалочки:

  • Все говорят — сарафаны делят.
    Кому тоня, кому стан,
    Кому целый сарафан. (Карельская).

    Объяснить, что такое тоня, можно при помощи иллюстративного материала

    Старинные карельские слова необходимо объяснить ребятам: «тоня» — сеть или подходящее место для рыбной ловли неводом, «стан» — элемент женского национального костюма.

  • Я пойду куплю дуду,
    Я на улицу пойду.
    Громче, дудочка, дуди,
    Мы играем, ты — води. (Кубанская).
  • Алли-балли, двадцать салли,
    Сахар, сахар, лампасы.
    Там яма, здесь яма,
    Уж давай-ка, выйди ты! (Башкирская).

    В башкирской считалке следует растолковать незнакомое детям слово «лампасы»

Педагог прогнозирует трудности при восприятии древних считалок. Необходимо предварительно выявить те слова в тексте, значения которых требуют объяснения. Так, в башкирской считалке нужно пояснить ребятам: «салли» — сокращённая и просторечная форма от исламского «Салам» (если нужно, то и значение этого слова раскрывает), «лампасы» — элемент на мужских брюках.

Дочка выучила в средней группе считалку со словами «едут там трубачи и едят калачи» и спросила у меня, какие калачи едят в стишке — из песочницы, что ли? Воспитателю следовало показать детям картинку с калачом и пару слов сказать об этом хлебном изделии.

Во многих странах бывшего СССР (Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане и др.) функционируют детские сады и школы, где образовательный процесс частично осуществляется на русском языке. На праздниках толерантности и национальных культур дети показывают знания народного творчества — родного и русского.

В детских учреждениях стран бывшего СССР ребята знакомятся с национальными считалками, потешками, сказками

В конце учебного года (24 мая) отмечается День славянской письменности и культуры. В школах и детских садах устраиваются праздники. При подготовке к мероприятию с ребятами разучивают старинные восточнославянские считалки, песни, частушки, играют в народные забавы — русские, украинские, белорусские.

На празднике славянской культуры звучат русские, украинские и белорусские народные произведения

Достойны уважения учителя и воспитатели, маленькие подопечные которых растут открытыми к позитивному восприятию национальных культур. В садике моей дочери воспитатель даёт возможность каждому ребёнку рассказать о традициях в семье. Вместе они слушают и учат прибаутки, песенки, считалки русские народные, украинские, армянские и даже вьетнамские — у нас многонациональная группа!

Дореволюционные считалки

Со времён Российской Империи до наших дней сохранились такие считалки:

  • Покатилось колесо,
    Укатилось далеко,
    И не в рожь,
    И не в пшеницу,
    А до самой
    До столицы.
    Колесо кто найдёт,
    Тот ведёт.
  • У Литейного моста
    Я поймал в Неве кита,
    Спрятал за окошко,
    Съела его кошка.
    Помогали два кота,
    Вот и нет теперь кита!
    Ты не веришь другу?
    Выходи из круга!

    Заучивая с детьми считалки, параллельно давайте рассмотреть иллюстрации к ним

  • Шла старушка мимо рынка
    И несла цветов корзинку.
    В этой маленькой корзинке
    Есть различные цветы:
    Роза, ландыш, незабудка,
    Что угодно для души?
  • Раз, два — голова,
    Три, четыре — прицепили,
    Пять, шесть — сено везть,
    Семь, восемь — сено косим,
    Девять, десять — царь велел его повесить,
    Одиннадцать, двенадцать — на улице бранятся,
    А тебе водить оставаться.

Советские считалки

Из советских считалок многие пользуются популярностью и по сей день:

  • Жили-были сто ребят,
    Все ходили в детский сад.
    Все садились за обед.
    Все съедали сто котлет.
    А потом ложились спать.
    Начинай считать опять!
  • В гараже стоят машины —
    Волга, Чайка, Жигули,
    От какой берёшь ключи?
  • Цикал, цикал, мотоцикал.
    Все дороги перецикал.
    Он поехал в Ленинград
    Выбирать себе наряд.
    Красный, жёлтый, голубой —
    Выбирай себе любой!

    Дети лучше запомнят считалку «Цикал, цикал…», если дать им задание сделать рисунок мотоцикла и раскрасить его в выбранный цвет (из текста)

  • Шёл крокодил,
    Трубку курил.
    Трубка упала и написала:
    «Шишел, мышел,
    Шлёпнул, вышел!».

Интересный факт. В древности считалки были сродни заклинаниям. Люди использовали слова, которые не смогли бы понять злые силы или животные. Постепенно считалки превратились в детский жанр, а странные слова в них сохраняются: «эники-беники», «клёц», «чирики-мигирики», «шаранды-баранды», «сим-сим-сим» и другие.

Пример пионерского словотворчества — считалка из секретных слов:

  • Эни, бени, рики, таки,
    Турба, урба, синтибряки,
    Эус, бэус, краснобэус, бац!

В считалках часто встречаются странные буквосочетания — отголоски веры людей в сакральные значения слов

Старинные зарубежные считалки

Видео: английская считалка «Eeny, meeny, miney, moe»

Видео: считалочки на французском и русском языках

Видео: считалочка на китайском языке

По старинной считалке можно определить исторический отрезок времени, когда она пользовалась популярностью у детей. Возле костров древних славян, на крестьянских дворах и в барских усадьбах, среди гимназистов и пионеров — всегда детские игры предваряли считалочки. Простой способ дать почувствовать подрастающему поколению связь с прошлым — включить в занятия изучение старинных считалок.

LiveInternetLiveInternet

СЧИТАЛКИ
Своеобразные… формулы речи, отсчитываемые под рифму, поговорки и песни, употребляемые до сих пор в наших детских играх, были, без сомнения, уже за несколько сот лет в употреблении…
Е. А. Покровский
Всяких считалок на Руси было великое множество. Я сам в детстве много слышал их, потому что в Ленинграде у нас были одни считалки, а у деревенских ребят — еще и другие. Вы тоже, наверное, знаете какие-нибудь считалки. Но игры забываются, а заодно с ними и считалки… Поэтому я постараюсь дать вам побольше считалок, чтобы было из чего выбирать. Конечно, не все, которые я знаю, а только самые интересные и складные. Кое-какие из них живут среди ребят до сих пор, но большинство наверняка уже забылись.
Всем известно, что считалки нужны для того, чтобы по справедливости и без споров выбрать того, кто будет водить в игре. А в некоторых играх при помощи считалок можно определить порядок, в котором каждый должен вступать в игру.
Когда я записал считалки, которые знал, а потом вспомнил, как в них считаться, то обратил внимание на то, что считаются в них по-разному. Поэтому я и назвал их по- разному: одни считалки — простые, а другие — с выбором.

Сперва о простых считалках.
Вы, конечно, знаете, как считаться, — все становятся в тесный кружок, а кто-то один неторопливо говорит считалку, указывая пальцем по кругу на каждого и начиная считать с себя самого. Если ребят в кругу много, то вначале считающему приходится обходить круг изнутри, считая по порядку и себя, вернее, то пустое место, где он раньше стоял. Те, на кого придется последнее слово считалки, один за другим выходят из круга и отходят в сторону. Оставшийся последним — водит.
Ну, а как быть, если вышел сам считавший? В таком случае он может либо продолжать считать, начиная уже с левого соседа и пропуская себя, или же уходит из круга, а считать начинает кто-либо из оставшихся.
Наверное, у вас может возникнуть и такой вопрос: в какую сторону считаться? Мы всегда считались «по солнцу». Что это значит? Себя вы считаете первым. А кто будет вторым — чтобы «по солнцу», — сейчас объясню. Солнышко восходит с восточной стороны, в полдень проходит через юг и заходит (западает) на западе. Так вот, если вы в любой час дня оборотитесь к солнцу, то начало его пути по небу будет у вас где-то слева, а конец — справа. Значит, вторым по счету должен быть ваш левый сосед, за ним следующий и так далее по кругу до конца считалки. Это и будет «по солнцу». То есть в направлении от вашей правой руки к левой. Это старинное правило всех русских игр, и вам следует его придерживаться.
В считалках иногда попадаются длинные слова, на которые приходится два и даже три счета, или на два слова приходится один счет. Поэтому, чтобы вам не сбиться, во всех считалках над каждым счетным слогом я поставлю ударения. Да вы и сами это почувствуете, произнося считалку так, чтобы было складно и ритмично. Только в не-многих считалках, начинающихся со счета на пять или десять, приходится нарушать ритмичность, чтобы на каждую цифру приходился один счет. Ударения я ставлю еще и потому, что иногда ребята ухитряются так невнятно бормотать считалку, что «глотают» некоторые слоги и, как бы нечаянно, «выходят» сами. Так что говорить считалку нужно всегда четко и не торопясь.
Вот несколько простых считалок.
Сначала одна из самых старинных, дошедших до моего детства еще с прошлых веков.
Заяц белый,
Куда бегал ?
В лес дубовый.
Что там делал?
Лыко драл.
Куда клал?
Под колоду.
Кто украл?
Родион.
Выйди вон!
Следующая считалка, пожалуй, самая известная из всех. Наверное, и сейчас вы в нее считаетесь.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! ой, ой, ой!
Умирает зайчик мой.
Принесли его домой,
Оказался он живой!
И еще про зайца, только не такого сообразительного, как тот, что «лыко драл» себе на лапоточки.
Бегал заяц
По болоту,
Он искал
Себе работу.
Да работы
Не нашёл,
Сам заплакал
И пошёл.
А как вам вот такая понравится?
Мальчик с пальчик
Нашёл стаканчик.
Стакан разбился,
Лимон покатился.
Стакан, лимон —
Выйди вон.
Раньше я писал, что водит последний оставшийся. Но иногда для быстроты мы договаривались, что водить будет сразу тот, кто выйдет первым. Для этого годятся все считалки, однако есть пригодные только для таких случаев, так как последние слова в них прямо указывают, что водит именно тот, кто вышел.

Вот, например, такая считалка:
Катилася торба
С великого горба.
Что в той торбе?
Хлеб-поленица.
Кому доведётся,
Тому и водиться.
И напоследок хочу привести еще одну простую считалку, которая дожила до моих детских лет с очень давних времен — ей уже никак не меньше полутора веков, а может, и два, и три… Недавно я перечитывал «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского, так, оказывается, ею уже тогда считались. Вот она:
Раз, два —
Голова,
Три, четыре —
Прицепили,
Пять, шесть —
В ряд снесть,
Семь, восемь —
Сено косим,
Девять, десять —
Сено весить,
Одиннадцать, двенадцать—
Некуда деваться.
Попробуйте себе представить, что, может, еще в петровские времена ваши малолетние прапрапра-бабушки или дедушки говорили те же самые слова…

Теперь перейдем к считалкам «с выбором» и посчитаемся, например, в такую:
Дора, дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как бы вора наказать?
Мы связали руки, ноги
И пустили по дороге.
Вор шёл, шёл, шёл
Я корзиночку нашёл.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки,
Что угодно для души.
Тот, на кого пришлось последнее слово, не выходит сразу из круга, а должен выбрать что-нибудь из этой корзинки. Он выбрал, предположим, кружева. Тогда считалку начинают снова, но уже с того, кто выбирал. На кого придется конец слова «кружева» — выходит. Таким же образом считаются и дальше, пока не выйдут все, кроме оставшегося последнего, который и должен водить.
Как вы заметили, считалки «с выбором», для того чтобы вышел один игрок, приходится повторять два раза — первый раз полностью, а второй раз — до того слова, которое было выбрано. Но после того как очередной игрок вышел, начинать надо опять с себя. Вот еще две старинные считалки.
На золотом
Крыльце сидели
Царь, царёвич,
Король, королёвич,
Сапожник, портной.
Кто ты
Будешь такой?
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько ему
Надо гвоздей,
Говори поскорей,
Не задумывайся!
В последней считалке надо назвать какое-нибудь небольшое число, например, от десяти до двадцати. Затем, начиная с того, кто называл число, надо считать, и последний по этому счету — выходит.
А эта очень известная считалка, хотя не такая старинная, как предыдущие, но мы в нее считались еще до войны.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Выплывает белый месяц,
А за месяцем луна,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду.
Я поеду в Ленинград
Покупать себе наряд.
Красный, синий, голубой,
Выбирай себе любой.
Здесь я написал только самые распространенные наши считалки. А новые вы и сами можете узнавать и запоминать.
Для примера приведу еще две очень симпатичные считалки, о которых мне когда-то рассказывала моя маленькая дочка.
Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота,
Отыщи-ка там кота.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Все кричали куку — мак!
Отжимай один кулак.
Последняя считалка требует пояснений, так как она отличается от других.
Все выставляют вперед сжатые кулаки. Считающий тоже. На первый слог он ударяет сверху левым своим кулаком по правому; на второй — наоборот; на третье слово — «мимо» — своим правым по кулаку левого соседа, затем начинает по кругу легонько стукать по всем выставленным кулакам. На чьем кулаке считалка кончится, тот его разжимает и опускает руку.

Считалка говорится снова. Так постепенно кулаки опускаются, а кто опустит оба — выходит. Считающий таким же манером, как и начинал, считает и свои кулаки, пока один из них тоже не выйдет. Причем выходит тот, который в конце считалки оказался внизу. Этим кулаком он и продолжает счет. Если выйдет и другой свой кулак, считаются только чужие. Чей один кулак остался — водит.
Считалка трудная, но зато очень интересная. И долгая, почти как игра получается. Например, если вас девять человек, значит, восемнадцать кулаков, и считалку надо говорить семнадцать раз. Поэтому считайтесь ею, когда вас не очень много.
Раскрою один секрет, которым пользоваться никому нельзя. Не считайтесь этой считалкой вчетвером или втроем, потому что здесь первым выходит сам считавший.
В мое время ребята знали невероятное количество всяких считалок, некоторые штук по тридцать, если не больше. Поэтому не то что на дню, но, почитай, и за целую неделю считалки почти не повторялись. Бывало, такую смешную да заковыристую услышишь, что завидно становится.
Но не все умели хорошо считаться. Иные мало знали считалок, а не очень бойкие ребята, да еще в незнакомом обществе, просто стеснялись. А вот девочки почти все любили считать и считалок много помнили.
И еще замечание, последнее. Когда от многих считавшихся останется всего 3—4 человека, то продолжать считаться длинной считалкой будет слишком долго да и скучновато — ведь за одну считалку придется по нескольку раз указывать на каждого. Тут лучше всего сменить считалку на более короткую, да и считальщик может поменяться. Обычно у нас, как только тот, кто считал, сам выйдет, так сразу считать кто-нибудь другой начинает. Каждому ведь хочется сказать свою любимую считалку. А когда несколько желающих хотят считать, то, кто первый сказал об этом, тот и считает.

Ну вот и все о считалках; кажется, ничего не забыл.
Откуда взялись считалки? Очень хорошо это объяснил советский ученый В. Аникин: «Происхождение детских считалок, равно как и сговорок, восходит к глубокой старине и, несомненно, связано с древними формами гаданий, когда случайное выпадение жребия кому-либо считалось волей провидения, судьбы и не могло обижать или восприниматься как несправедливость». Потом этот обычай перешел и в игры. А сочиняли считалки сами же ребята в разные времена. Так они и передавались из поколения в поколение. Но, конечно, только самые удачные. Так что запоминайте считалки, ребята. Чем больше будете их знать, тем веселее станут ваши игры.

Ну, а сейчас я расскажу вам, как можно совсем другим способом определить того, кто будет водить, — при помощи жребия.
Вот как это делается.
Берут столько одинаковых палочек, спичек или травинок, сколько собралось играющих. Потом одну обламывают, чтобы она стала короче других, и все их зажимают в кулак, выравнивая наружные концы. Затем по очереди тянут жребий. Кто вытянет единственную коротышку, тот и водит.
Можно и по-другому. Оторвите несколько бумажек и на одной поставьте крестик. Потом все их надо свернуть, положить в шапку или в карман и перемешать. Водит тот, кто вытянет отмеченную бумажку.
Часто для игры собирается пять человек, тогда можно применить самый простой и быстрый способ жеребьевки. Кто-нибудь незаметно от других намажет один палец мелом, карандашом или чернилами, подходит к остальным со сжатым кулаком и говорит: «Разогни палец». Каждый по очереди разгибает по одному какому-нибудь пальцу. Кто разогнет запачканный, тому и водить. А если отмеченный палец остался неразогнутым, то водит сам загадывавший.
В некоторые игры можно играть даже вдвоем. Тогда лучше простой считалкой не считаться, потому что считающему всегда придется водить. Не верите? Проверьте.
Поэтому тут лучше что-либо угадывать. Ну, например, применить способ, которым пользуются футбольные судьи в начале игры при розыгрыше ворот, — щелчком большого пальца подбросить монетку, а когда упадет, накрыть ее ладонью и спросить: «Орел или решка?» (Орел — это та сторона, где герб; в старину там изображался орел.) Другой игрок должен угадать, какой стороной кверху упала денежка на землю.
Если монетки под рукой не окажется, найдите небольшой плоский камешек, или кусочек коры, или щепку, плюньте на одну сторону, подбросьте и спросите: «Дождя или вёдра?» Ну, «дождя» — это понятно, значит, мокрой стороной кверху. А «вёдра» — это сухой стороной, потому что «вёдро» означает сухую, солнечную погоду.
Можно зажать какой-нибудь маленький предмет в кулак, вытянуть вперед обе руки и спросить: «В правой или в левой?» Если приятель не угадает — он водит, а угадает — водить надо тому, кто загадывал.
Еще несколько способов жеребьевки или угадывания я приведу при описании некоторых игр, там, где эти способы применяются чаще других.
Ну, а теперь я приступаю к главному — к рассказу о самих играх.
Какого-либо особого порядка я не придерживался, потому что все игры, о которых я пишу, для меня одинаково дороги. Ведь они сопровождали всё мое детство и всегда были мне верными и веселыми друзьями. Правда, с годами одни уходили, другие приходили им на смену, но сейчас я всем им благодарен за те радостные мгновения, что они мне дарили, скрашивая случавшиеся порой трудные дни, которые неизбежно бывают у всех, даже в пору счастливого детства.
Вот мне и хочется передать вам хоть частицу тех веселых умений, которые были у нас в те далекие, но такие солнечные для меня довоенные годы.
Так что, ребята, читайте про старинные русские игры и выбирайте сами, какие из них вам придутся больше по душе.
Серия сообщений «Якуб С.К. Старинные русские игры на свежем воздухе»:
Часть 1 — Якуб Станислав Константинович. Старинные русские игры на свежем воздухе
Часть 2 — 1. Старинные русские игры на свежем воздухе — Считалки
Часть 3 — 2. Старинные русские игры на свежем воздухе — Горелки
Часть 4 — 3. Старинные русские игры на свежем воздухе — Жмурки

Часть 24 — Старинные русские игры на свежем воздухе — Законы чести
Часть 25 — ИГРЫ НАШЕГО ДЕТСТВА
Часть 26 — СЛАВЯНСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *