Сергий радонежский рассказ

Сергий Радонежский

О жизни преподобного Сергия мы знаем от Епифания Премудрого – мастера «плетения словес». «Житие Сергия Радонежского» было написано им на склоне лет в 1417-1418 гг. в Троице-Сергиевом монастыре. По его свидетельству, в 1322 г. у ростовского боярина Кирилла и его жены Марии родился сын Варфоломей. Некогда эта семья была богата, но затем обеднела и, спасаясь от преследований слуг Ивана Калиты, около 1328 г. вынуждена была переселиться в Радонеж – город, принадлежавший младшему сыну великого князя Андрею Ивановичу. В семилетнем возрасте Варфоломея стали обучать грамоте в церковной школе, учение давалось ему с трудом. Он рос тихим и задумчивым мальчиком, у которого постепенно возникло решение уйти от мира и посвятить свою жизнь богу. Его родители и сами приняли постриг в Хотьковском монастыре. Там же обет монашества принял его старший брат Стефан. Варфоломей, завещав имущество младшему брату Петру, отправился в Хотьково и стал монашествовать под именем Сергия.

Братья решили покинуть монастырь и поставили в лесу, в десяти верстах от него келью. Вместе срубили церковь и освятили ее в честь Св. Троицы. Около 1335 г. Стефан не выдержал тягот и ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив Сергия одного. Для Сергия начался период тяжелых испытаний. Его уединение длилось около двух лет, а затем к нему стали стекаться иноки. Построили двенадцать келий, обнесли оградой. Так в 1337 г. зародился монастырь Троице-Сергиевский монастырь, а Сергий стал его игуменом.

Он руководил монастырем, но это руководство не имело ничего общего с властью в обычном, светском смысле этого слова. Как говорится в «Житии», Сергий был для всех «точно купленный раб». Он рубил кельи, таскал бревна, выполнял трудные работы, исполняя до конца обет монашеской бедности и служения ближнему. Однажды у него закончилась еда, и он, проголодав три дня, отправился к монаху своей обители некоему Даниилу. Тот собирался пристроить сени к своей келье и ждал плотников из села. И вот игумен предложил Даниилу выполнить эту работу. Даниил испугался, что Сергий с него много попросит, но тот согласился работать за гнилые хлеба, которые есть уже было нельзя. Сергий работал целый день, а вечером Даниил «изнесе ему решето хлебов гнилых».

Также, согласно сведениям Жития он «пользовался всяким случаем завести обитель, где находил то нужным». По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей. В 1365 г. Дмитрий Донской послал его в Нижний Новгород мирить ссорившихся князей. По пути, мимоходом, Сергий нашел время устроить пустошь в глуши Гороховецкого уезда на болоте при реке Клязьме и воздвигнуть храм Святой Троицы. Он поселил там «старцев пустынных отшельников, а питались они лыками и сено по болоту косили». Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками, например, Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский). Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Умер Сергий 25 сентября 1392 г. и вскоре был канонизирован. Произошло это еще при жизни людей, знавших его. Случай, более никогда не повторявшийся.

Через 30 лет, 5 июля 1422 г., были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет. Поэтому этот день является одним из дней памяти святого.11 апреля 1919 г., во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. О предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому, и при его участии (чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно. В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Сергий Радонежский воплотил идею общежитийного монастыря на Руси. Ранее монахи, уходя в монастырь, продолжали владеть имуществом. Встречались бедные и богатые монахи. Естественно, бедные скоро становились служками у более обеспеченных собратьев. Это, по мнению Сергия, противоречило самой идее монастырского братства, равенства, устремленности к Богу. Поэтому в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа, Сергий Радонежский запретил монахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать монастырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в частности земля, нужны были обители, только для того, чтобы инокам, посвятившим себя молитве, было чем питаться. Как мы видим, Сергий Радонежский руководствовался самыми высокими помыслами и боролся с монашеским богатством. Ученики Сергия стали основателями многих монастырей подобного типа. Однако в дальнейшем общежитийные монастыри стали крупнейшими земельными собственниками, обладавшими, кстати, и большим движимым богатством — деньгами, драгоценными вещами, полученными как вклады на помин души. Троице-Сергиев монастырь при Василии II Темном получил невиданную привилегию: его крестьяне не имели права перехода в Юрьев день — так, в масштабе одной монастырской вотчины впервые появилось на Руси крепостное право.

Много веков назад в семье зажиточных бояр у Кирилла и Марии родился мальчик, которого назвали Варфоломей. Рос он в селе Варницы под Ростовом. В 7 лет родители отправили его учиться. Но оказалось, что Варфоломею не дается чтение. Как он не старался, буквы не складывались в слова.

Однажды он в печали убежал на луг где пасутся коровы и начал горько плакать, ведь он старался, а не выходит у него читать. Так бродя по лугу он встретил странника. Это был старец странствующий по свету. Попросил он у мальчика покушать. Варфоломей отвел его к матери и та накормила странника. Мама задала ему вопрос что нового он узнал в школе и сын признался, что не может никак научиться читать. Тогда странник ласково улыбнулся и предложил прочитать ему молитву. К удивлению матери Варфоломей без труда молитву прочитал и с тех пор, начал отлично читать. А больше всего увлекался священными текстами и всей душой полюбил молитвы.

Когда мальчику исполнилось 12 лет, его родители переехали в город Радонеж. Там мальчик еще усерднее начал учиться и все больше времени посвящал посту и неустанной молитве. После смерти отца и матери опечаленные Варфоломей и его старший брат Стефан ушли в лес где построили маленькую церквушку для того что бы молится по умершим отцу и матери.

Вскоре Варфоломей решил принять монашество и принял постриг. Когда его посвятили в монахи ему дали новое имя Сергий, а так как он жил в то время не далеко от города Радонеж. Все стали звать его Сергий Радонежский. И вскоре небольшая церковь построенная Сергием и его братом Стефаном превратилась в обитель.

У Сергия появились ученики, а сам он становится игуменом. Среди князей правящих в то время Сергий был очень уважаемым человеком, он без труда мирил поссорившихся между собой правителей и не только, а еще молился за воинов, чтоб принесли победу своим полководцам. Дмитрий Донской приезжал к Сергию прося помощи и молитвы перед Куликовской битвой и одержал победу. Сергий умел врачевать смертельные болезни и лечил травами и молитвой смертельно больных людей. Построил не один храм он при жизни, а когда-то маленькая церквушка превратилась в красивейшую и процветающую обитель. Которая приютила в своих стенах огромное количество нуждающихся в помощи людей.

Лишь любимого ученика оставил подле себя Сергий перед смертью. Он предсказал свою скорую смерть и сказал не печалится своим ученикам. Когда силы начали его покидать, он принял обет молчания и не проронил больше ни слова. После смерти Сергий стал почитаться русской православной церковью как святой. Еще при жизни он совершил множество добрых дел, а так же чудесные исцеления были не редкостью. Молятся святому военные прося победы и защиты в бою. И прося исцеления от различных недугов.

Краткое содержание биографии Сергея Радонежского

Сергий Радонежский – русский святой, чудотворец всея Руси. Точная дата его рождения доподлинно неизвестна. Предположительно – май 1314 или 1322 года. Известна дата его кончины – 25 сентября 1392 года. 5 июля Церковь отмечает еще одно событие, связанное с именем Сергия Радонежского – обретение мощей. П. Флоренский называл Сергия Радонежского Ангелом – Хранителем России. Начиная с 15 века Русская православная церковь почитает Сергия Радонежского святым в лике преподобных.

Известны имена родителей будущего Святого. Звали их Кирилл и Мария. При рождении отец и мать нарекли мальчика именем Варфоломей. Семья проживала в Ростовском княжестве, предположительно в деревне Варницы. Всего у Кирилла и Марии было три сына – Стефан, Варфоломей и Пётр.

В семь лет Варфоломея вместе с братьями отдали на обучение в школу. Но, в отличие от братьев, ему очень тяжело давалось чтение, несмотря на все его старания. Однажды Варфоломей, гуляя в лесу и обращаясь к Богу с молитвой, встретил незнакомого инока. Старец дал мальчику кусок просфоры и наказал молиться усердней, и тогда Господь даст ему успехи в учении. Известное всем полотно М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» изображает именно этот момент из жизни будущего святого. После встречи с иноком мальчик достигать больших успехов в постижении грамоты и даже превзошел своих братьев и других сверстников.

Через некоторое время семья Кирилла и Марии в результате неурожаев сильно обеднела и вынуждена была перебраться в Радонеж.

После смерти родителей Варфоломей решил уйти на жительство в пустынное место, чтобы отдать себя целиком служению Господу. С ним вместе решил пойти и брат Стефан. Братья нашли такое место в глухих лесах недалеко от источника, соорудили себе там жилье и построили небольшой Храм, который впоследствии священники освятили в честь Святой Троицы. В те давние времена Храмы освящали, в основном, в честь Спаса и Богородицы. И освящение в честь Троицы было большой редкостью.

Через некоторое время Стефан покинул своего брата и ушел в монастырь, поскольку суровая жизнь в пустыни стала ему не по силам. Варфоломей остается в полном одиночестве и призывает игумена Митрофана, который совершил постриг Варфоломея и нарек его именем Сергий. Произошло это событие 7 октября в день памяти мучеников Сергия и Вакха.

Вокруг Сергия собирается братия. Так постепенно образовывается Троице-Сергиева обитель.

В течение своей жизни Сергий основывает еще несколько монастырей, настоятелями которых становятся его ученики. Он является основателем реформы монашеского общежития. До этого в монастырях существовало особножитие. Сергий настаивал на том, чтобы в обителях все насельники были равны.

Сам митрополит Алексий перед своей кончиной просил Сергия стать его преемником, но тот отказался.

Святой при жизни совершал чудеса исцеления. К нему стекались люди со всех концов московской земли с просьбами в помощи.

Преподобный Сергий мог силой слова убеждать и примирять самых жестоких людей. Это именно ему принадлежит слава объединителя различных княжеств под начало московского князя. Именно к нему Димитрий Донской обратился с просьбой о благословении перед Куликовской битвой. Сергий благословил князя на победу и дал ему в помощь двух схимников, которые до принятия пострига были воинами. Звали их Пересвет и Ослябя. Без шлемов и кольчуг, в монашеском одеянии с крестами пошли монахи на врага. Первым пал Пересвет в битве с Челубеем. Все это время святой Сергий молился в храме о победе русского войска.

После кончины Сергия Радонежского осталось на Руси множество монастырей и одна из четырех Лавр, Троице – Сергиева Лавра, восхитительное творение, посвященное Богу на земле. Имя Сергия Радонежского освящено славой духовного собирателя русского народа.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Отправить оценку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *