Схема предложения для дошкольников

Тема: Как из слов составить предложение? план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Тема: Как из слов составить предложение?

Цели: 1) сформировать умения из слов составлять предложения и объяснять свои действия на основе графической модели;

2) актуализировать умения находить главное по смыслу слово в предложении;

3) воспитывать познавательный интерес к русскому языку, веру в свои силы.

Планируемые результаты:

Знать правило составления предложения из слов.

Уметь составлять из слов предложение.

Уметь находить главную мысль предложения.

Универсальные учебные действия:

Личностные – самоопределение, смыслообразование.

Познавательные – находить ответы на вопросы, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные – умение слушать других, работать в паре.

Регулятивные – умение планировать свою деятельность, работать по плану.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности.

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Улыбки милых ваших глаз.

— Прочитайте девиз нашего урока: «Дружно работаем – больше узнаем». (слайд №1)

— Как понимаете?

— Постарайтесь дружно работать, друг друга слушать, быть внимательными и у вас всё получится.

2. Актуализация знаний.

– Откроем тетради, запишем число и классная работа.

Чистописание:

— Посмотрите на доску, написание каких букв мы сегодня повторим?

с е н о ь

— Назовите гласные буквы.

— Назовите согласные буквы.

— Напишите данные буквы в тетрадь, чередуя 2 раза.

— Составьте из данных букв слово и назовите его.

— Какое слово получилось? (осень)

— Что вы представляете себе, когда слышите это слово?

3. Постановка учебной задачи.

— Сейчас вы откроете учебники на странице 25 .

— Обратите своё внимание на группы слов.

— Из слов 1 группы составьте предложение. (Осенний ветерок весело играет с листьями деревьев.)

— Аналогичное задание выполните с карточками из второго файла. (не получатся)

— Вы выполнили моё задание?(нет)

— А почему? (не получается)

— В чем затруднение? (Не можем составить предложение со словами из 2 группы)

— Значит, какой вопрос возникает? (Почему из слов 1группы предложение получилось, а из слов 2 группы не получилось?)

— Чему вы должны научится на уроке? (составлять из слов предложения)

— Какой будет тема урока? (Как составить из слов предложение?)

— Сегодня на уроке вы узнаете «Как из слов составить предложение?». (слайд 3)

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

— Что такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль, и слова в предложении связаны по смыслу.)

Улетели птицы страна тёплый (слайд №3)

— Чтобы научиться составлять из слов предложение, мы должны вывести эталон составления из слов предложение.

— Можем ли мы назвать слова из первой строчки предложением? (нет, потому что они не имеют законченную мысль и не связаны по смыслу)

— 1 шаг: объединить слова по смыслу. (слайд 3)

— Что ещё должно быть в предложении, чтобы оно звучало красиво? (Изменить форму слова)

— 2 шаг: Изменить форму слова.

— Что ещё можно сделать, чтобы получилось предложение? (добавить ещё слово)

— 3 шаг: Добавить нужное слово.

— Прочитаем весь эталон составления из слов предложение.

Эталон составления из слов предложение. (слайд 3)

1. Объединить слова по смыслу.

2. Изменить форму слова.

3. Добавить нужное слово.

— Каким же помощником, вы можете воспользоваться при составлении из слов предложение? (Новым эталоном)

— Что он нам позволяет? (правильно составлять из слов предложения)

— Попробуйте составить из данных слов предложение, пользуясь эталоном.

— Какое предложение у вас получилось? ( Птицы улетели в теплые страны.)(слайд №3)

— Запишем это предложение в тетрадь. ( 1 ученик записывает на доске)

5. Физкультминутка.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

— Какой следующий шаг мы должны сделать? (Закрепить на знания по новой теме.)

— Упр.26 с.27

— Выполните упражнение, пользуясь эталоном.

— Прочитайте задание. Прочитайте слова.

— Объясните, как составить предложение из данных слов.

Эталон составления из слов предложение. (слайд 4)

1. Объединить слова по смыслу.

2. Изменить форму слова. (Женя – Женю, Саша – Сашу, пригласить – пригласил — пригласила)

3. Добавить нужное слово: в.

— Составьте предложение. (Женя пригласил Сашу в театр на спектакль. Женя пригласила Сашу в театр на спектакль. Саша пригласил Женю в театр на спектакль.)

— Запишите предложение. (вызвать 1 ученика к доске)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Самостоятельная работа по карточкам, пользуясь эталоном.

1) небу, плыли, осенние облака

По небу плыли осенние облака.

— Из данной групп слов составьте предложение и запишите его, пользуясь эталоном.

— Какое предложение вы составили? (По небу плыли осенние облака)

— Запишите это предложение в тетрадь.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

— Посмотрите на страницу 27, упражнение 27. Давайте прочитаем предложения, выделяя голосом выделенные слова. О чём сообщается в каждом из них?

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

— Чему мы учились на уроке? (составлять из слов предложение)

— Что значит составить из слов предложение? (эталон)

— Кто может сказать о себе: «Я умею составлять предложения из слов»?

— Кому еще трудно составить предложение?

Рефлексия: Букет настроения. (слайд 6)

— К осени в садах и огородах расцветает много разных цветов. И у нас на уроке тоже распустится «Букет настроения».

Оранжевый цветок – на уроке мне было всё понятно.

Желтый цветок – ещё немного ошибаюсь, нужно закреплять.

Синий цветок – нужна ещё помощь учителя.

Д\з стр.28, упр. 28.

Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста

Татьяна Андронова
Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: рассказать педагогам систему работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста.

Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у дошкольника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ словесного состава развивается очень медленно.

Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условиях стихийного становления понятий о языковых явлениях и в условиях специального обучения изучались С. Н. Карповой. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение, не осознавая существенных признаков слова.

Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов в нем, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, составлять деформированное предложение, записывать предложения графически.

Воспитатель пользуется терминами «предложение», «слово», развивает у детей представление о предложении.

I этап. Вычленение предложений из потока речи.

Работу над предложением следует начинать с вычленения предложений из текста и подсчета их количества. Для этого используется короткий (в три- четыре предложения) рассказ, который специально составляется воспитателем и демонстрируется картина. Во время чтения воспитатель интонационно выделяет конец предложения и делает паузы между предложениями «Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит мяч».Воспитатель спрашивает детей: «О ком был рассказ?»,задает конкретные вопросы: что я сказала про детей? Что я сказала про мальчика? Что я сказала про девочку?

Затем воспитатель говорит, что в этом рассказе было 3 предложения: первое – про детей, второе – про девочку, третье – про мальчика. Внимание детей привлекается к понижению голоса в конце предложения. Послушав, сколько раз голос был понижен, дети определяют число предложений. Рассказ заучивается, для того, чтобы дети могли рассказать его и назвать первое предложение, второе и третье.

Далее детям предлагается самим составить рассказ по какой-нибудь картине, с несколькими эпизодами. Рассказ может быть коллективный, каждый ребенок составляет предложение. Воспитатель повторяет их, делая небольшие паузы и понижая голос в конце предложения. Дети считают предложения, загибая пальчики.

«Дети дежурят по столовой. Катя раскладывает тарелки. Коля ставит чашки. Оля несет ложки».

Воспитатель спрашивает: сколько предложений в нашем рассказе? Какое первое предложение (второе) Затем рассказ повторяется, каждое предложение воспроизводится детьми по цепочке.

Вопросы, которые задает воспитатель (о ком, о чем говорится в первом предложении, Что говорится, характеризует семантическую, смысловую сторону предложения, как единицы речи. Воспитатель подчеркивает, что в предложении предмет не просто называется, а о нем что-то сообщается, что неизвестно слушателю.

Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения.

Для того чтобы подчеркнуть, что в предложении заложен определенный смысл, педагог все время спрашивает, о ком это предложение. Что говорится про девочку?

Далее целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно «написать» его — длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку. Можно так же использовать полоски бумаги. В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы,как:

1. Придумывание предложений с заданным словом;

2. Придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам;

3. Придумывание «веселого» предложения;

4. Составление предложений по «живым сценкам».

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. На этом этапе детей подводят к мысли, что наша речь состоит их предложений, что о каждом предмете можно сказать предложение. Но, прежде всего, эти задания направлены на то, чтобы дети стали понимать и употреблять слово «предложение».

II этап. Ознакомление со словесным составом предложений.

На этом этапе дети уясняют, что предложение состоит из слов.

Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 — 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложенийиспользуются наглядно-действенные методы и приемы:

— рассматривание игрушек,

— демонстрация действий с игрушками,

— рассматривание картин,

— пространственное моделирование.

Одновременно ведется работа по составлению предложений. В основе обучения лежит пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски). Последнее помогает ребенку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность) речи. На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что про любую игрушку можно сказать разные предложения (Кукла сидит. Кукла лежит. Кукла завтракает). Предложения повторяются детьми. Затем они сами составляют предложения про игрушки. Одно из предложений произносит воспитатель с паузами после каждого слова. Дети в это время считают, сколько слов, какое первое слово, какое второе. Аналогичная работа проводится и с другими предложениями из 2 — 3 слов. В результате у детей формируются представления о том, что про каждый предмет можно сказать предложения, что предложения состоят из слов. Так складывается первичная ориентировка в анализе предложения. С самого начала целесообразно использовать схемы. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку». Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений. Этими наборами дети пользуются при анализе и составлении предложений. Схемы-модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщенных представлений о строении предложения.

Большое распространение получило моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова». Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесенное предложение. Таким образом, и в этой «живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения. В разных вариантах игры дети учатся наблюдать за языком, видеть, что происходит при изменении порядка слов, распространении предложения путем добавления одного, двух слов, замене одного слова, составлении предложений из набора слов. В разных вариантах этой игры как составные части используются упражнения на анализ и синтез предложений («Какое первое слово? Какое слово идет потом?»).

В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, сериям картинок.

В другом варианте игры — «Путаница» — нарушается последовательность слов в предложении, а дети восстанавливают порядок. Таким образом, дети подводятся к мысли о том, что в предложении все слова связаны между собой по смыслу и следуют друг за другом.

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.

На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы:

1. четкое произнесение слов с паузой; выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом,

2. произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой); последовательное называние слов в предложении;

3. перепрыгивание через скакалку,

4. отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько

5. подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя;

6. разные варианты игры «Живые слова»;

7. произнесение слов вразбивку;

8. произнесение слов по рядам;

9. шепотный анализ предложения;

Для закрепления навыка анализа и синтеза предложенияна этом этапе используются следующие задания:

1. Определение количества слов в предложении. Сколько слов в предложении?

1. Определение последовательности слов. Назови первое слово, второе, третье.

2. Определение места слова по отношении к другим словам. Между какими словами стоит слово… После какого слова стоит слово … Перед каким словом стоит слово. Назови соседей слова …

3. Название первого и последнего слова в предложении.

4. Которое по счету слово…

5. Назовите третье слово.

6.Называние слов в разбивку: назови второе, первое, третье, слово.

7. «Путаница». Составление предложений по деформированной фразе.

8. «Исправь мою ошибку» Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения. Правильно ли я записала предложение? Согласны ли вы со мной?

9. Подбор предложений к заданной схеме. Какая схема правильная?

10. Какого слова не стало? Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну полоску.

11. Подбери недостающее слово. Кошка … мышку. Заяц …морковку.

12. Придумывание предложений с определенным количеством слов.

13. Придумывание предложений с предложенным словом.

14. Придумать предложение по двум или трем словам.

15. Распространение предложений, путем увеличения количества слов используя полоски-символы.

16. Посоветуйте, между какими словами вставить слово вкусный. Соня пьет сок.

Таким образом, предложенная система работы над предложением является составной частью подготовки дошкольников к обучению грамоте. Она помогает не только преодолеть трудности, которые дети испытывают при вычленении слов из состава предложений, а повышают уровень произвольности речи и способствует сознательному оперированию языком и его элементами.

Советы родителям старших дошкольников : Как составить графическую схему предложения

Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»
Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
Курс повышения квалификации «Современные методики логопедической ритмики с детьми с нарушениями речи»
Курс профессиональной переподготовки «Логопедия в дошкольных образовательных организациях и в начальной школе»
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности логопеда в образовательной организации»
Курс повышения квалификации «Логопедия: Организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями»
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
Курс профессиональной переподготовки «Логопедия: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая логопедия»
Курс повышения квалификации «Логопедия: Организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации «Использование методики Гленна Домана в работе с неговорящими детьми при подготовке к обучению грамоте»
Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
Курс профессиональной переподготовки «Тифлопедагогика: теория и методика преподавания в образовательных организациях»

Работа

♦ Ее работа никогда не кончится: просфора железная, а мне о конце моей и думать нечего.

♦ Мой лаборант, моя правая рука, уехал в длительную командировку, и вся моя работа стала.

♦ Там он лежал на одеяле, постланном поверх сосновых веток, а внизу, в канавах, шла работа.

♦ Герой Брэдбери — муниципальный служащий, работа которого состоит в том, чтобы сжигать книги.

♦ Стержнем жизни Михеева была научная работа, и ей он подчинял весь уклад окружающей его жизни.

♦ Иначе говоря, работа мозга будет облегчена, мозг начнет работать, то есть мыслить более интенсивно.

♦ Корзину привязали к сетке за четыре угла, и Знайка объявил, что работа по постройке шара закончена.

♦ Там ведется напряженная и разнообразная научная работа по астрономии, метеорологии, аэрологии, биофизике.

♦ Так прошло все утро; впрочем, и после обеда не произошло ничего интересного — у Дэйва была обычная работа.

♦ Он зажег свечку и бросился к письменному столу Васи: работа шла, и, казалось, до конца было не так далеко.

♦ Это не работа прошлых лет; символы были нарисованы недавно, они нисколько не пострадали от ветра или песка.

♦ Оказалось, что никто из членов маленькой экспедиции не отходил далеко от развалин — работа отнимала все время.

♦ Нельзя сказать, чтобы это была легкая работа — расстилать на земле невидимые веревки и завязывать из них петли.

♦ Но с прекращением этого питания работа мозга, во всяком случае, по субъективному ощущению, должна скорее ухудшиться.

♦ Он позвал братьев, сплел из мочала толстую веревку, чтобы она могла перенесть сильнейшее трение, и вот началась работа.

♦ По тому, как медленно подвигалась работа, было ясно, что понадобится несколько дней наших соединенных усилий, чтобы откопать лестницу.

♦ Когда их работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса, я вижу, что все дно застлано живой, еще шевелящейся рыбой.

♦ Когда работа была закончена, мистер Вилли Вонка предупредил принца Пондишери, что дворец долго не простоит, и посоветовал поскорее его съесть.

♦ Он умел делать все очень просто, но всегда с достоинством, сознавая, казалось, что его работа облагорожена той целью, которую он себе поставил.

♦ Но речи наши не клеились; Ася входила в комнатку и убегала снова; я объявил, наконец, что у меня есть спешная работа и что мне пора вернуться домой.

Методика работы над предложением

Работа над предложением и формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей — одна из важнейших задач уроков русского языка в начальных классах школы. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением — значит развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, используя слова и соединяя их в предложения. Работа над предложением занимает в обучении языку центральное место еще и потому, что на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, на фундаменте которой младшие школьники осознают роль в нашем языке имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, наречий, их основные категории.

Лексикой родного языка учащиеся овладевают также на базе предложения. В работе над предложением в начальных классах условно выделяются пять направлений:

1. Формирование грамматического понятия “предложение” (изучение существенных признаков данной языковой единицы).

2. Овладение учащимися структурой предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, над осознанием грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, над прямым и обратным порядком слов, над предложениями распространенными и нераспространенными).

3. Формирование у учащихся умения пользоваться в своей речи предложениями, разными по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения.

4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.

5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).

Все пять указанных направлений работы между собой взаимодействуют, и каждое из них учитель может рассматривать самостоятельно лишь в целях уточнения отдельных сторон изучения предложения. Изучение предложения и формирование умения пользоваться им в речи базируется на постоянном расширении у учащихся их фактических знаний. Ученик познает что-то новое, у него возникает потребность сообщить об этом. Он ищет наиболее удобную форму для выражения своих мыслей. Так из потребности общения возникает необходимость более совершенного владения предложением. Тема “Предложение” является сквозной. Она изучается в течение всех четырёх лет. Постоянно углубляются знания о признаках предложения. От элементарных представлений о предложении как единице речи, выражающей мысль, учащиеся переходят к изучению главных и второстепенных членов, связи слов в предложении, к изучению предложений с однородными членами. Первоначальный этап работы над предложением совпадает с периодом обучения грамоте. Именно в этот период учащиеся знакомятся с важнейшими особенностями предложения: предложение выражает мысль, для него характерна интонационная завершенность. Если этих качеств нет, то слова не составляют предложения, это только группа слов. Осознать учащимся предложение как целостную единицу речи невозможно, если они не в состоянии выделить главные члены. Именно подлежащее и сказуемое составляют структурную и смысловую основу предложения. Вот почему уже в букварный период, как показывают специальные исследования, целесообразно проводить элементарные наблюдения над главными членами предложения (без терминов). Наблюдая над главными членами предложения, учащиеся учатся четкому выражению своих мыслей, у них формируется умение делить поток речи на предложения.

В I классе, согласно программе, учащиеся учатся различать в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится в предложении и что о них говорится. Фактически это означает начало работы над грамматической основой предложения и представляет собой пропедевтику изучения главных членов. Второй класс — это качественно новый этап работы над предложением. Большое внимание во II классе уделяется связи слов в предложении. В предложении второклассники выделяют основу предложения (подлежащее и сказуемое) и слова (два слова), из которых одно — зависимое, а другое — главное, т. е. словосочетания. Узнают второклассники и о том, чем выражается грамматическая связь слов: окончанием и предлогом.

В III и IV классах дальнейшим развитием знаний о членах предложения является понятие об однородных членах.

Итак, ведущим при усвоении предложения является развитие у учащихся правильного представления о членах предложения. Во-первых, младшие школьники усваивают, что все члены предложения делятся на две большие группы: главные и второстепенные. В начальных классах второстепенные члены предложения не дифференцируются. Для усвоения предложения раскрывается сама сущность главных и второстепенных членов: главные члены составляют структурную основу предложения, они нередко берут на себя и основную смысловую нагрузку, а второстепенные члены выполняют функцию уточняющую (хотя и не менее важную для выражения мысли). Особенно эффективными являются следующие виды упражнений:

а) Распространение предложения.

Например, для анализа дано предложение: Цветет черемуха. Выделяется подлежащее и сказуемое (основа предложения), ставятся вопросы: какое слово нужно включить в предложение, чтобы сказать о том, когда цветет черемуха? Каким членом предложения будет это слово? (Второстепенным.) От какого члена предложения оно будет зависеть? (От сказуемого.) Цветет когда? (В мае.) Включите в предложение еще одно слово, которое будет пояснять подлежащее. Какое предложение получилось? (В мае цветет душистая черемуха.)

б) Восстановление деформированного предложения. Восстановление предложения начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов “находятся” словосочетания. Например, грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких.

— О ком говорится в предложении? (О грачах.) Кто? (Грачи.) Что о них говорится? (Вьют.) Грачи вьют — главные члены.

— С помощью вопросов найдите словосочетания. Вьют что? (Гнезда.) Вьют г д е? н а чем? (На деревьях.) На деревьях каких? (Высоких.) После того как “восстановлены” словосочетания, выясняется наиболее удачный порядок слов в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий (или пишущий); отрабатывается интонация.

в) Деление сплошного текста на предложения. Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.

г) Анализ предложения и составление его схемы. При анализе предложения выделяются основа предложения, затем второстепенный член, поясняющий подлежащее, второстепенный член, поясняющий сказуемое, и второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член предложения. Так постепенно устанавливаются словосочетания.

д) Составление предложений по данной учителем схеме или по вопросам, например: Где? Что делают? Кто?

е) Составление рассказа с последующим анализом предложений определенной структуры. Выделяются предложения, которые начинаются с подлежащего, со сказуемого, с второстепенного члена. Выясняется, почему такой порядок слов в предложении целесообразно использовать.

Работу над предложением с любыми видами заданий не следует ограничивать материалами учебника. Целесообразно использовать тексты из газет, художественных произведений, учебников по другим школьным предметам. Выделение предложений из различных по жанру произведений, их разбор дают ученикам возможность почувствовать практическую значимость правильно построенного предложения, осознать, что использование разнообразных конструкций помогает более точно и полно выражать свои мысли. Такая работа тем более важна, что искусственность упражнений по грамматике, их замкнутость в пределах урока русского языка затрудняют перенос отрабатываемых умений на другие уроки, в жизненные условия.

Список литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *