Схема слова игра

Дидактические игры для обучения звуковому анализу слов

Надежда Привалова
Дидактические игры для обучения звуковому анализу слов

1 этап.

«Сколько звуков в слове»

Цель: развитие фонематического слуха, создание условий для формирования у детей навыка полного звукового анализа слова с опорой на вспомогательные средства в виде схем слов.

Ход игры.

Для этой игры необходимо иметь набор карточек, на которой изображена картинка и схема слова в виде квадратиков и набор желтых квадратов. Детям предлагается проговорить слово (картинка на карточке) и определить количество звуков в слово. Произнося слово, каждый найденный звук закрывается желтым квадратом.

2 этап.

«Найди гласный звук»

Цель: развитие фонематического слуха, учить детей проводить звуковой анализ слова, находить гласные звуки в слове.

Для этой игры необходимо иметь набор карточек, на которой изображена картинка и схема слова в виде квадратиков и набор желтых и красных квадратов. Детям предлагается проговорить слово, определить количество звуков в слово, каждый найденный звук закрыть желтым квадратом. А затем предлагается произнести еще раз слово и найти звуки, при произнесении которых нет преграды, это гласные звуки.

Далее предлагается заменить в нужных клетках желтые квадраты на красные.

3 этап.

«Какие звуки в слове»

Цель: развитие фонематического слуха, учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные звуки в слове.

Для этой игры необходимо иметь набор карточек, на которой изображена картинка и схема слова в виде квадратиков и набор желтых, красных и синих квадратов. Детям предлагается проговорить слово, определить количество звуков в слово, каждый найденный звук закрыть желтым квадратом. А затем предлагается заменить желтые квадраты на красные, где гласный звук, а на синие, где согласный звук.

4 этап.

«Составь звуковую дорожку»

Цель: развитие фонематического слуха, учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные звуки в слове, твёрдые и мягкие звуки.

Для этой игры необходимо иметь набор карточек, на которой изображена картинка и схема слова в виде квадратиков и набор желтых, красных, зеленых и синих квадратов. Детям предлагается проговорить слово, определить количество звуков в слово, каждый найденный звук закрыть желтым квадратом. А затем заменить желтые квадраты на красные, где гласный звук. Далее дети определяют согласные твердые и мягкие, заменяют их га синие и зеленые квадраты.

Игры на развитие звукового анализа и синтеза

Игра «Кружатся диски»

Цель: упражнять детей в определении заданного звука в слове, умении давать ему характеристику и подбирать к нему соответствующее условное обозначение.

Описание: картонные диски с условными обозначениями звуков, 2-3 сменяемых диска с наклеенными на него картинками.

Задание: повернуть диск с картинками к той, что окажется в игровой зоне, подобрать условное обозначение первого (последнего, второго и т.д.) звука.

Игра «Цепочка слов»

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звуков в словах.

Описание: На карточках-пазлах, которые на обратной стороне имеют крепление типа «липучка» наклеены картинки.

Задание: собрать цепочку, соединяя картинки таким образом, чтобы последний звук слова на первой карточке совпадал с первым звуком слова на второй и так далее.

Игра «Шифровальщики»

Цель: упражнять в определении количества звуков в слове и составлении звуковой схемы к ним.

Описание: набор условных обозначений звуков, картинки для анализа звукового состава.

Задание: выложить звуковую схему слова (зашифровать его).

Игра «Построим пирамидку»

Цель: упражнять в определении количества звуков в слове.

Описание: набор картинок, название которых состоит из 3-5 звуков.

Задание: выложить картинки таким образом, чтобы получилась пирамидка (верхний ряд – слова, состоящие из 3-х звуков, второй ряд – слова, состоящие из 4-х звуков, нижний ряд – слова, состоящие из 5-и звуков).

Игра «По ровненькой дорожке»

Цель: упражнять в определении места звука в слове и умении давать характеристику заданного звука.

Описание: плоскостное изображение шагающего человечка, дорожки с нанесёнными на ней делениями, условные обозначения звуков (всё на магнитах), магнитная доска.

Задание: передвигая человечка по дорожке, определить место заданного звука в слове, предварительно дав ему характеристику.

Игра «Звуковые часы»

Цель: упражнять в определении слов сходных и различных по звучанию, слов с одинаковыми звуками.

Описание: на плоскости в центре расположены две подвижные стрелки, а пор кругу в виде циферблата расположены картинки.

Задание: стрелками указать на слова, сходные по звучанию; слова, которые начинаются с одинаковых звуков.

Игра «Цветные коробочки»

Цель: упражнять в умении давать характеристику начальных звуков слов.

Описание: две коробочки – одна красного цвета, другая синего; набор картинок.

Задание: в красную коробочку положить картинки, названия которых начинаются с гласного звука, а в синюю те, которые начинаются с согласного звука.

Игра «Весёлый кубик»

Цель: упражнять в умении давать характеристику первых (последних) звуков слов, находить слово по данному условному обозначению.

Описание: набор кубиков, на стороны которого наклеены картинки. 1 кубик с условными обозначениями звуков.

Задание: вращая кубик, ребёнок произносит: «Крутись, вертись на бочок ложись». С окончанием слов на верхней стороне кубика назвать картинку и первый (последний) звуки в её названии.

1. «Спой начало». Узнавание и выделение гласного в начале слова: уулица — У.

2. «Назови конец». Выделение согласного звука в конце слова: кот — Т.

3. «Перечисли звуки». Полный звуковой анализ обратных слогов: АХ — А, X; обязательным является правильное называние согласного звука, без добавления «э» — мм, не «мэ».

4. «Соедини вместе». Синтез обратных слогов: О, П — ОП.

5. «Назови начало». Выделение согласного в начале слова: сссоки — С.

6. «Скажи быстро». Синтез прямого слога: С, А — СА.

7. «Назови звуки». Анализ прямого слога: СА — С, А.

8. «Что поём?» Выделение гласного в середине односложных слов: сооок — О.

9. «Назови по порядку». Полный звуковой анализ слова: рак — Р, А, К.

10. «Чем похожи слова?» Мак, рак, так, сок, лук — в конце слов звук К; сани, сом, сук — в начале слов С; коза, розы, возы — в середине слов 3.

11. «Синий — красный». Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б — синюю, И — красную и др.

12. «Найди красный домик». Дети получают по две схемы: из двух и трёх клеток и красные фишки; взрослый называет слова типа ам, му, сок, а ребёнок закрывает красной фишкой на схеме определённую клетку — гласный звук.

14. «Напишем правильно».Ребёнок составляет слово из фишек, например, сок: синяя фишка обозначает звук С, красная — О, ещё синяя — К, все фишки ставятся под картинкой, затем слово прочитывается.

15. «Чего не стало?» После составления слова типа дым ребёнка просят закрыть глаза, в это время одну фишку убирают и спрашивают малыша: «Какой звук убежал?» После отгадывания фишку возвращают на место, затем убирается другая фишка.

16. «Где домик?» Определение позиции изучаемого звука в слове.

Дети получают по три карточки из трёх клеток с синими (красными, зелёными) квадратиками в начале, в середине и в конце. В ответ на слово с изучаемым звуком в начале слова ребёнок показывает первую карточку, со звуком в середине — вторую и в конце — третью.

17. «Наведи порядок». Картинки распределяются на три стопки в соответствии с позицией заданного звука: лампа, белка, мел — Л в начале, в середине, в конце слова.

18. «Поющий конец». Выделение гласного в конце слова: водааа — А.

19. «Сколько раз поём?»

Сколько раз открываем рот, столько раз и поём гласные звуки.

20. «Раз пою — слог говорю».

Определение слога: в каждом слоге обязательно есть гласный звук. Вывод: в слове бывает столько слогов, сколько гласных звуков.

21. «Послушай и посчитай».

Произносятся слова из одного-двух слогов, а дети их считают.

22. «Назови и раздели».Дети называют картинку по слогам и определяют их количество:

а) при назывании слова подставляют руку под подбородок;

б) сложенными ладонями рук на каждый слог делают движения из стороны в сторону;

в) загибают пальчики на руке;

г) откладывают на каждый слог палочки.

23. «Назови слоги по порядку». Обучающий показывает картинку, а дети называют слоги, из которых состоит слово.

24. «Отстучи правильно». Ребёнок стучит или хлопает в ладоши столько раз, сколько слогов в названном слове.

25. «Слушай внимательно». Ребёнок отбирает картинку, в названии которой столько слогов, сколько раз простучал водящий.

26. «Что можно петь?» Обучающий называет слова из одного-двух слогов, а дети называют гласные звуки: суп — У, руки — У, И.

27. «Что нельзя петь?» Ребёнок называет согласные: кот — К, Т.

28. «Покажи фишку». Детям раздают цветные фишки: большие прямоугольники — слова, маленькие — слоги. Обучающий произносит: СА, сад, ЛО, ложка и др. Дети в ответ показывают соответствующую фишку.

29. «Придумай правильно». Обучающий показывает фишки слова или слога, дети отвечают соответственно, придумывая слова и слоги с любым звуком или с заданным.

30. «Телеграф». Дети добавляют по одному слогу, передавая по «телеграфу»: че-ре-па-ха, пятый называет снова первый слог.

33. «Добавь начало». Обучающий произносит последний слог названия одной из предложенных картинок (например: рыба, часы, рука, окно), а дети называют начало слова или всё слово: СЫ — часы, БА — рыба, НО — окно, КА — рука.

34. «Выбери картинку по схеме». Ребёнок получает карточку, на которой наклеены три картинки с разным слоговым составом (или три карточки): самовар, Буратино, лампа; внизу — лишь одна схема слогов — три прямоугольника. Какое слово оно изображает? Ребёнок должен показать самовар.

35. «Слог — звук». Цель: отдифференцировать фишки: слоги — прямоугольники, звуки — квадратики. У детей на руках по две фишки. В ответ на услышанное: БА, Т, К, СО… дети должны показать соответствующую фишку — прямоугольник или квадратик.

36. «Слог — слово — звук». У детей по три фишки, они выбирают одну из них.

37. «Пирамида». Дети расставляют картинки на полочках сверху вниз, строя пирамиду:

а) с постепенным увеличением количества слогов в их названиях;

б) с увеличением количества звуков (не более пяти и без стечения согласных).

38. «Подбери картинку к схеме».Раздают карточки-схемы с разным количеством слогов-прямоугольников. Ребёнок подбирает соответствующую картинку из предложенных.

39. «Придумай сам»:

а) дети называют любые слова с заданным количеством слогов;

б) ребята называют предметы, окружающие их в группе, дома.

40. «Дрожит — не дрожит». Знакомство детей со звонкими и глухими согласными. Ребята прикладывают руку тыльной стороной к гортани и произносят отдельные звуки: С, 3, К, Т, Д… Делается вывод: «Когда в горле что-то дрожит, мы слышим голос; если не дрожит, то шипение».

41. «Что с голосом?» (Ребят заранее предупреждают, что речь не идёт о гласных звуках, которые можно петь.)

Называют слова, а ребёнок — звонкие звуки: рот— Р, нос— Н.

42. «Что без голоса?» В названных словах дети выбирают глухие согласные: суп — С, П; вот — Т. произносит слова, где «соседи» в начале слова, а дети называют согласные: стол — СТ, крот — КР.

53. «Добавим звуки».

— Что получится, если к началу слова рот добавим К?

— Получится крот.

— Чем различаются слова рот — крот по смыслу?

— Рот — часть тела, крот — животное.

— Чем различаются слова по звуковому составу?

— В слове крот есть «соседи» — КР, в нём четыре звука, а в слове рот — три.

Другие слова: мех — смех, раны — краны, кот — скот, рак — брак; шар — шарф, вол — волк, спор — спорт…

54. «Буква потерялась». Взрослый называет картинки, намеренно пропуская звук при стечении согласных: «зот» — зонт, «тиг» — тигр, «бат» — брат… Ребёнок добавляет пропущенный звук и называет «соседей».

55. «Поздоровайся с „соседями»». Ребёнок получает одну схему из пяти клеток и картинки с изображениями: шприц, вишня… Задание: подобрать нужные фишки и закрыть «соседей».

56. «Определи слово». Ребёнок получает карточку. На ней три рисунка, названия которых не одинаковы по звуковому составу; внизу — схема одного из этих слов. Нужно определить, к какой картинке относится эта схема.

Пример: шкаф (две синие, красная, синяя фишки), волк (синяя, красная, две синие фишки), хлеб (синяя, зелёная, красная, синяя фишки).

57. «Напиши сам». Ребёнок «пишет» названия картинок со стечением согласных, пользуясь одними фишками, без схемы.

58. «Раздели „соседей»». Деление слов на слоги со стечением согласных в середине слова. Взрослый называет первый слог, ребёнок договаривает: кош-ка, руч-ка…

60. «Три плюс два». Обучающий показывает картинки: сумка, репка, чашка, вилка и др. Один ребёнок называет первые три звука — слог, другой договаривает.

61. «Где „соседи»?» Произносятся слова со стечением согласных в начале, в середине и в конце слов; впереди на некотором расстоянии друг от друга лежат три картинки (игрушки), в названиях которых «соседи» находятся в разных местах: крот, кукла, шарф. Дети молча показывают на соответствующий рисунок.

62. «Поможем „соседям» навести порядок». Названные картинки ребёнок кладёт в начало, конец и середину ряда в соответствии с занимаемым согласными звуками местом.

63. «Угадай слово». Умение определить количество звуков в слове. У каждого ребёнка по одной схеме — от трёх до пяти-шести клеток. На доске десять и более картинок. Нужно выбрать тот рисунок, название которого по числу звуков совпадает с числом клеток схемы.

64. «Самое длинное слово». Среди пяти-шести картинок нужно определить ту, название которой содержит наибольшее количество звуков.

65. «Самое короткое слово». Среди тех же картинок надо найти ту, название которой содержит наименьшее количество звуков.

66. «Слово рассыпалось». Произносятся три звука, например К, С, О. Так как к этому времени дети обычно уже знают буквы, они быстро составляют слово — сок.

67. «Что получится?» Что получится, если в слове сок С заменить на Б, затем на Т; О на А; Т на Р и т. д.: сок — бок — ток — так — рак — лак — лук — сук — тук.

68. «Что заменим?» Что нужно заменить, чтобы вместо слова сок получилось слово сук}

Слова для работы по данному заданию:

Сеня — Соня — Топя — Толя — Коля — Поля — воля;

игла — игра — икра; кара — фара — фарс — барс; кисть — кость — гость;

лук — жук — сук — сок — кок — кот — тот — пот — пол, кол — вол;

кабина — калина — малина — Марина;

кошка — мошка — мышка — мишка — миска — маска — марка;

сам — сом — сор — сок — сук — суд — сад — рад — род — кот — кит;

сыч — сыр — сор — сон — сом — сок — сук — суп — суд — сад — сам;

соль — роль — моль — ноль — боль — быль — бык — бок — бак — рак;

пол — вол — кол — кон — кот — рот — бот — быт — бит — бис — бас.

69. «Меняем на одном месте».

Звук заменяется только в одной из заданных позиций:

бак — бык — бук — бок, лук — тук — сук — жук — бук;

гора — кора — пора — нора, гол — кол — пол — мол — дол;

дом — том — сом — ком — лом, день — тень — пень — лень;

мал — мол — мул — мел — мил — мыл — мял — мёл;

Маша — каша — Саша — Даша — Паша — наша — ваша;

майка — гайка — сайка — зайка — лайка — шайка — байка;

лей — пей — бей — сей — чей — вей;

печки — пачки — почки — пучки; роль — соль — моль — толь — боль;

порт — сорт — торт — форт — корт, лепка — репка — щепка.

70. «Найди ошибку».

Жучка будку не доела: неохота, надоело. (булку)

Улетела на три метра шляпа дядина из ветра. (фетра)

На волке сметана, творог, молоко, (полке)

И рад бы поесть, да достать нелегко.

На пожелтевшую траву роняет лев свою листву. (лес)

Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно врачей. (грачей)

На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок. (кочкам)

Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.

Но зато ему потом на крючок попался дом. (сом)

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

«Там ползёт зелёный лук с длинными усами». (жук)

У вратаря большой улов — влетели в сетку пять волов. (голов)

Лежит лентяй на раскладушке, грызёт, похрустывая, пушки, (сушки)

Пугал крестьян окрестных сёл паривший в воздухе осёл. (орёл)

Над тихим озером росла пышноголовая метла. (ветла)

Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это. (билета)

Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку. (точку)

Мама с бочками пошла по дороге вдоль села. (дочками)

На поляне весной вырос зуб молодой. (дуб)

Сели в ложку и — айда! По реке туда-сюда. (лодку)

На виду у детворы крысу красят маляры. (крышу)

Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке. (маки)

Мы собирали васильки, на головах у нас щенки. (венки)

Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом. (коне)

Мишка дров не напилил, печку кепками топил. (щепками)

Синеет море перед нами, летают майки над волнами. (чайки)

73. «Что же это?» Коль меня напишешь через букву О, Лягу я под дверью дома твоего. Если поменяешь О на букву И, Угощу тебя я в праздничные дни. (Порог— пирог.)

75. «Найди слово в слове». Укол — кол, экраны — краны — раны; дудочки — удочки — дочки — очки; дубок — дуб; драма — рама; кров — ров; крапива — ива; клён — лён; муха — уха; плуг — луг; спорт — порт; плов — лов; смех — мех; тумбочка — бочка; удача — дача; уход — ход; шарф — шар; шутка — утка.

79. «Кто больше добавит?»

Сок — кусок, носок, песок, часок, висок, лесок, брусок, басок.

Утки — дудки, будки, сутки, шутки, незабудки.

81. «Волшебная цепочка». Конечный звук первого слова становится началом второго: кот — туфли— иголка— апельсин…

82. «Начни со слога». Последний слог становится первым в следующем слове: насос— соска — каша — шары — рыба — бабушка…

84. «Построй цепочку». Как получить из слова лук слово сон? Из слова пол — слово кит? Лук — сук — сок — сон; пол — кол — кот — кит.

85. «Лесенка». Даётся звук, с ним придумываются слова, каждое из которых на один звук больше предыдущего: М — МА — мак — Маша — марка — машина.

88. «Что есть у „соседей»?» На карточке три рисунка, в названии которых есть стечения согласных: лампа, трусы, носки. К ним предлагается одна схема из пяти клеток, соответствующих одному слову цветов. Например: синяя, красная, синяя, синяя, красная. По схеме определить, какой предмет есть у «соседей». В данном случае это лампа, схема соответствует звуковому составу этого слова.

89. «Найди, где живут „соседи»». Задание усложняется: на карточке — три рисунка. Для каждого слова предлагаются только две клетки определённого цвета, символизирующие «соседей». По этим клеткам следует определить название картинки. Примеры: книга— синяя и зелёная фишки; коньки — две зелёные; редька— зелёная и синяя; булка — две синие фишки.

90. «Кто в домике живёт?» Задание ещё больше усложняется: предлагаются слова со сложной звукослоговой структурой (апельсин, трактор, эскалатор, пристань). В схемах к каждому из этих рисунков количество клеток соответствует числу звуков в слове, причём одна или две клетки заштрихованы нейтральным цветом. Нужно определить: кто живёт в этих домиках-клетках, какой звук? Например: к слову абрикос дана схема из семи клеток, заштрихованы четвёртая и шестая. Это звуки И, О.

91. «Как зовут „соседей»?» Игра аналогична предыдущей, но в схемах отмечаются клетки лишь со стечением согласных — «соседями», следует назвать оба звука.

92. «Что ты знаешь о звуке?» Умение охарактеризовать начальный звук в слове. Например, в начале слова сом звук С — согласный, твёрдый, глухой; в начале слова зима звук Зь — согласный, мягкий, звонкий.

Перед детьми выставляется карточка с нарисованными символами, используемыми при характеристике звуков. В верхнем ряду: красная клетка — символ гласного и клетка, половинки которой закрашены в синий и зелёный цвета, — символ любого согласного звука; в среднем ряду: синяя и зелёная клетки, обозначающие твердый и мягкий согласные; в нижнем ряду: колокольчик и шарик — символы звонкого и глухого согласных звуков.

По этой схеме ребёнок рассказывает всё о согласном звуке, а гласный звук просто называет.

Ребёнок выделяет звук в заданной позиции и рассказывает о нём (характеризует), каждый раз выбирая название одного символа из двух: гласный или согласный (верхний ряд); твёрдый или мягкий (средний ряд); звонкий или глухой (нижний ряд).

93.»Пиши правильно!» Задание по звуковому анализу совмещается с отработкой правильного написания сочетаний: ШИ, ЖИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

На карточке наклеены три картинки, например: чашка, чулки, шина; жираф, щука, шишка; роща, туча, мыши; ножи, машина, щавель. Задание: определить позицию сочетания звуков в слове (начало, середина или конец) и объяснить его написание. Примерный ответ: ШИ в середине слова машина; пишется всегда с буквой И: ШИ, ЖИ пиши с буквой И. Это надо запомнить.

94. «Какой?» Правильное произношение звука Й в конце слова; фиксация его при составлении слова. Дети получают картинки или им показывают предметы: красный шар, белый платок, синий кубик или квадраты, прямоугольники разных цветов и слоговые схемы первого слова (прилагательного), в них последний слог со звуком Й разделён на клетки по количеству звуков в слове.

Задание: заполнить схему фишками, обозначающими звуки, или написать всё слово из букв; предварительно следует убедиться, что слово правильно разделено на слоги. Так, в слове красный во втором слоге три клетки.

Если звук Й в конце слова пропущен — клетка остаётся открытой.

95. «Чудесный мешочек». В мешочке разные мелкие игрушки, в названиях которых есть названный, родственные или другие звуки. Ребёнок достаёт игрушку и выполняет одно из заданий:

а) узнаёт игрушку на ощупь, называет её, а затем показывает детям;

б) вместо названия даёт описание игрушки, другие дети отгадывают, что это;

в) при дифференциации начального или других звуков в соответствии с характером звука кладёт её налево или направо;

г) делит слова на слоги; выделяет звук из заданной позиции; называть только звонкие или глухие, твёрдые или мягкие звуки, сочетания согласных («соседей») или гласные, а также делает полный звуковой анализ названия игрушки.

96. «Часы». В центре круглого диска диаметром пятнадцать — двадцать сантиметров на оси — стрелка с тонким и толстым концами. По краю одной половины диска расположены картинки с определённым звуком в названии, а напротив — с родственным. Ребёнок определяет направление вращения стрелки, называет два рисунка, на которые показывают оба конца стрелки, и выполняет любое задание, как и в предыдущей игре.

97. «Лото». У взрослого — маленькие картинки, у детей — большие карты. Услышав название своего рисунка, ребёнок поднимает руку и произносит, например: «У меня шар» или «У меня санки, дайте, пожалуйста, картинку». Получив её, он прикрывает соответствующий рисунок, называя, что он прикрывает. Их названия могут быть сходного звукового состава (лак — рак) для закрепления или дифференциации звуков.

98. «Домино».Проводится так же, как игра в обычное домино, но с чётким называнием картинок и выполнением определённого задания по усмотрению обучающего.

99.»Магазин». В магазине разные игрушки. При «покупке» ребёнок должен вежливо попросить, объяснить, что ему нужно и для чего, выполнить одно из вышеназванных заданий по звуковому анализу, а получив «покупку», поблагодарить и попрощаться.

Тетрадь звукового анализа для первого класса по программе «Гармония»

Обозначение звуков:

Задание 1. Раскрасить все игрушки зеленым цветом и под каждой нарисовать столько квадратиков, сколько в слове звуков.

Задание 2. Раскрасить всю одежду синим цветом и под каждым предметом нарисовать столько квадратиков, сколько в нем звуков.

Задание 3. Раскрасить всю посуду красным цветом. Под каждым рисунком нарисовать звуковой домик.

Гласные и согласные звуки.

Обозначение:

– гласный звук.

– согласный звук.

Задание 4.

Кому что нужно для работы? Соедини подходящие картинки.

Задание 5. Как назвать одним словом предметы, которыми работает мальчик. Составь звуковой домик к этому слову. ________________

Задание 6. Составить звуковые домики к каждому предмету, которым работает мальчик.

1. ____________________ 3._______________________

2. ____________________ 4. _______________________

Задание 7. Нарисуй ещё один инструмент и составь к его названию звуковой домик. ________________________

Согласные звуки твёрдые и мягкие.

Обозначение:

– гласный звук.

– твердый согласный звук.

– мягкий согласный звук.

Задание 8. В каждой группе зачеркни лишний предмет. Под каждым рисунком составь звуковую схему слова.

Согласные звуки звонкие и глухие.

Обозначение:

– гласный звук.

– твердый глухой согласный звук.

– твердый звонкий согласный звук.

– мягкий глухой согласный звук.

– мягкий звонкий согласный звук.

Задание 9. Дорисуй картинки и раскрась их. Назови все предметы одним словом. Сделай для него звуковой домик. ______________

Задание 10. Сделай звуковой домик для каждого предмета.

1. ____________________ 4. _____________________

2. ____________________ 5. _____________________

3. ____________________

Задание 11.

Подбери пару каждому предмету. Соедини их линиями.

Задание 12. В № 11 раздели слова на слоги.

Слог. Ударение.

Задание. Для каждой мамы найди ее детеныша.

Задание. Под каждым изображением составь звуковую схему, раздели на слоги, поставь ударение.

Задание 15. Вернись к № 11 и поставь ударение в каждом слове.

Материал для звукового анализа слов.

№ 16. Раскрась. Под каждой картинкой составляй звуковую схему слова, дели на слоги, ставь ударение.

Задание № 17. Раскрась лишний предмет. Под каждым рисунком составь звуковую схему слова. Раздели на слоги, поставь ударение.

Задание № 18. Под каждой картинкой начерти звуковую схему слова, отмечая все “опасные места”.

Задание № 19. Составить и записать звуковую схему слова под каждой картинкой. Отметить “опасные места”.

Задание № 20. Раскрась. Составь и запиши звуковую схему слова, отмечая “опасные места”.

Задание № 21. Под каждой картинкой на первой строке составить звуковую схему, отмечая “опасные места”; на второй строке напечатать слово, делая “окошки в опасных местах”.

Задание № 22. Под каждым рисунком на первой строке составить звуковую схему слова, отмечая “опасные места”, на второй – напечатать слово, делая “окошки в опасных местах”.

Задание № 23. На первой строке начертить звуковую схему слова, отмечая точкой “опасные места”, на второй – напечатать слово, делая “окошки в опасных местах”.

Помогите пожалуйста выполнить , срочно нужно ! Спиши текст. вставь пропущенные буквы там, где это необходимо. в скобках запиши вопрось, на которые отвечают прилагательные. укажи число и род (в един ственном числе) прилагательных. в первом и втором предложениях под- (од- черкни главные члены. летний дождь природа замерла от ж. ры и зноя. воздух дрожал над землёй. налетел сильный ветер. ( мален. кое облач…ко закрыло солнце. Подбери к каждому народному выражению продолжение. Хочешь делать большое- Разработайте проект музея Малороссия 19 века и её фольклор Подчеркните грамматические основы определите каким членом предложения является местоимение которой нет в мире другого города правитель которого был бы набит соломой​ Помогите написать номер 5 и 6 номер Раскройте аллегорическое значение образа низкого дома с голубыми ставнями. Низкий дом с голубыми ставнями Не забыть мне тебя никогда, -­ Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года. До сегодня ещё мне снится Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес. Восхищаться уж я не умею И пропасть не хотел бы в глуши, Но, наверно, навеки имею Нежность грустную русской души. Полюбил я седых журавлей С их курлыканьем в тощие дали, Потому что в просторах полей Они сытных хлебов не видали. Только видели березь да цветь, Да ракитник, кривой и безлистый, Да разбойные слышали свисты, От которых легко умереть. Как бы я и хотел не любить, Всё равно не могу научиться, И под этим дешёвеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть. Потому так и днями недавними Уж не юные веют года… Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда. 12. Прочитайте текст и выполните задания. Верх стены был утыкан вмазанными в извёстку бутылочными осколками, но Сергей не задумывался над этим (1). Ми гом схватив Арто он поставил его передними лапами на стену Умный пёс мгновенно понял его (3). Он быстро вскарабкался на стену и замахав хвостом победно залаял (4). За ним очутился на стене и Сергей, как раз в то время, когда из расступишихся ветвей кипарисов выглянула фигура сторожа (5). А. Укажите ошибку в характеристике текста и его лексики. 1)стиль речи — художественный; 2)тип речи — описание; 3)средства связи предложений — местоимения, контекстный синоним, лексиче¬ский повтор; 4)слово «расступившихся» употреблено в переносном значении Б. Сколько в тексте деепричастных оборотов? 1)один; 2)два; 3)три; 4)четыре В. В каком(-их) предложении(-ях) используется причастный оборот? 1) в 1 и 2; 2) в 1 и 3; 3) во 2 и 4; 4) в 1 Г. Сколько запятых пропущено в тексте? 1)одна; 2) две; 3)три; 4)четыре Составьте с данными глаголами 5-6 распространённых предложений на тему «Мне не здоровится». Знобит, лихорадит , трясёт, тянет, звенит (в ушах), рябит (в глазах) 11. В каком предложении допущена ошибка в написании НЕ с деепричастием? А. Круглые глаза птицы, не мигая, смотрели на вечернее солнце. Б. Листва берёз висит нешелохнувшись. В. Прошка, не задерживаясь, пронесся мимо. Г. Там, где сражалась, не сдаваясь, разведка, стоит теперь мемориальная плита.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *