Щука картинка нарисованная

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА: МЕХАНИКА
Басня «Лебедь, Щука и Рак» Ивана Андреевича Крылова

опубликовано 19.10.2018
Физика и художественная литература
Литературная гостиная (поэтическая библиотека)
Безрассуден человек, надеющийся без учения
различать полезное и вредное.
Сократ
Сократ (470/469–399 г. до н.э.) – древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путём постановки наводящих вопросов.

Сегодня в программе басня «Лебедь, Щука и Рак» прославленного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова, очаровательная тройка задач по физике и восхитительная пятёрка иллюстраций к басне в исполнении именитых советских художников – Евгения Михайловича Рачёва, Алексея Михайловича Лаптева, Петра Петровича Репкина, Владимира Георгиевича Арбекова, Михаила Афанасьевича Таранова.


Портрет И. А. Крылова
Эггинк Иван Егорович

Басня «Лебедь, Щука и Рак», вышедшая в свет в 1816 году, и в наши дни не потеряла своей актуальности, не взирая на смену декораций и действующих лиц 😉

ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
──────────
Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
1816 г.

Иван Андреевич Крылов (13.02.1769–21.11.1844) – русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 г.). Наряду с тем, что большая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной, отдельные из них восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия).
Эггинк Иван Егорович (1784–1867) – российский живописец, художник-портретист, автор картин исторического жанра. Академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

Басня «Лебедь, Щука и Рак»
в исполнении Игоря Ильинского
к сожалению, тег audio не поддерживается Вашим браузером 🙁

Игорь Владимирович Ильинский (1901–1987) – советский актёр, режиссёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец). Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской премии и трёх Сталинских премий первой степени.

Для любознательных:
Согласно одной из версий, сюжет басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак» содержит намёк на события того времени, а именно, на недовольство русского общества действиями политических союзников императора Александра I (война Шестой коалиции против Наполеона); по другой версии, современники связывали сюжет басни с безобразными неурядицами между членами Государственного совета – реформы и комитеты, затеваемые Александром I не в силах были стронуть с места глубоко увязший в разногласиях воз самодержавия. В этом-то, с политической точки зрения, Иван Андреевич Крылов был таки прав 😉 И эти политические неурядицы мастерски изобразил в своей иллюстрации к басне «Лебедь, Щука и Рак» один из самых популярных детских иллюстраторов прошлого века Евгений Михайлович Рачёв.


Иллюстрация к басне Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
Художник: Рачёв Евгений Михайлович

Рачёв Евгений Михайлович (1906–02.07.1997) – советский художник-анималист, один из самых популярных детских иллюстраторов прошлого века. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Евгений Михайлович Рачёв всю свою творческую жизнь посвятил детской книге, превращая обыкновенных зверей и птиц в сказочных героев.

На что в действительности намекал дедушка Крылов нам с вами неведомо, но цитата: «Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду», а также и заглавие басни «Лебедь, Щука и Рак» применяются и в наши дни для характеристики разброда и отсутствия согласованности в каком-нибудь деле…
А теперь… ныряем с головой в мою обожаемую физику 😉

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ О ЛЕБЕДЕ, ЩУКЕ И РАКЕ
в исполнении Якова Исидоровича Перельмана

История о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но едва ли кто пробовал рассматривать эту басню с точки зрения механики. Результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова.

Перед нами механическая задача на сложение нескольких сил, действующих под углом одна к другой. Направление сил определено в басне так:
…Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а щука тянет в воду.

Рис. 1: Задача о крыловских лебеде, раке и щуке,
решённая по правилам механики

Равнодействующая (OD) должна увлекать воз в реку.

Так ли это? Посмотрим. Лебедь, рвущийся к облакам, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колёс о землю и об оси, облегчая тем вес воза, а может быть, даже вполне уравновешивая его, – ведь груз невелик («поклажа бы для них казалась и легка»). Допустив для простоты последний случай, мы видим, что остаются только две силы: тяга рака и тяга щуки. О направлении этих сил говорится, что «рак пятится назад, а щука тянет в воду». Само собой разумеется, что вода находилась не впереди воза, а где-нибудь сбоку (не потопить же воз собрались Крыловские труженики 😉 Значит, силы рака и щуки направлены под углом одна к другой. Если приложенные силы не лежат на одной прямой, то равнодействующая их никак не может равняться нулю.

Поступая по правилам механики, строим на обеих силах OB и OC параллелограмм, диагональ его OD даёт направление и величину равнодействующей. Ясно, что эта равнодействующая сила должна сдвинуть воз с места, тем более, что вес его полностью или частично уравновешивается тягой лебедя. Другой вопрос – в какую сторону сдвинется воз: вперёд, назад или вбок? Это зависит уже от соотношения сил и от величины угла между ними.

Читатели, имеющие некоторую практику в сложении и разложении сил, легко разберутся и в том случае, когда сила лебедя не уравновешивает веса воза; они убедятся, что воз и тогда не может оставаться неподвижным. При одном только условии воз может не сдвинуться под действием этих трёх сил: если трение у его осей и о полотно дороги больше, чем приложенные усилия. Но это не согласуется с утверждением, что «поклажа бы для них казалась и легка».

Во всяком случае, Крылов не мог с уверенностью утверждать, что «возу всё нет ходу», что «воз и ныне там». Это, впрочем, не меняет смысла басни 😉
(«Задача о лебеде, раке и щуке». Занимательная физика», Яков Исидорович Перельман)


Иллюстрация к басне Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
Художник: Лаптев Алексей Михайлович, 1955 год

Лаптев Алексей Михайлович (10.04.1905–15.01.1965) – советский художник-график и книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР.

А ещё… Предлагаю читателям заглянуть в замечательный сборник задач по физике для поступающих в вузы (Бендриков, Г.А., Буховцев, Б.Б., Керженцев, В.В., Мякишев Г.Я.) который, в нашей физико-математической школе, народ окрестил «Лебедь, Щука и Рак Буховцева» за картинку на обложке задачника 😉
Переведём басню Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак» на язык формул 😉

Условие задачи:
Какой путь s за время t пройдёт «юзом» воз массы m, если щука и рак тянут его в противоположные стороны по горизонтали с силами F1 и F2, а лебедь тянет с силой F3 в ту же сторону, что и рак, но под углом α к горизонту? Коэффициент трения между колесами и поверхностью земли равен k. Начальная скорость воза v0 = 0. Действующие на воз силы изображены на рис. 2

Рис. 2: Действующие на воз силы

Рассмотрим три варианта решения задачи.

Первый вариант:
Допустим, что: mg < F3sinα (F3 – сила с которой тянет воз лебедь)
В таком случае воз пойдёт не «юзом», а будет подниматься в воздух и в конце концов окажется «в облаках» 😉 Таким образом, предложенный вариант решения задачи, выходит за рамки её условия, так как рак и щука уже никак не будут тянуть воз в противоположные стороны.

Третий вариант:
Допустим, что: mg > F3sinα
и
F = kN = k(mg – F3sinα) < | F2 – F1 + F3cosα |
А также учитывая, что: s = at2/2 имеем:

Здесь знак «+» относится к случаю F1 > F3cosα + F2 и означает, что воз будет двигаться за щукой, а знак «–» относится к случаю F1 3cosα + F2 и означает, что воз будет двигаться в сторону рака.


Иллюстрация к басне Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
«Басни дедушки Крылова»
Производство студии «Диафильм», 1986 год
Художник: Репкин Пётр Петрович

Репкин Пётр Петрович (1915–1995) – советский художник-постановщик мультипликационных фильмов. С 1944 – художник-мультипликатор на студии «Союзмультфильм». Работал на студии «Диафильм» все годы её существования – с 1935 по 1993 год. Заслуженный деятель искусств. Член Союза Художников СССР. Член Союза кинематографистов СССР.

И напоследок ещё немножечко поиграемся с бессмертной басней Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак» 😉 Побалуем себя физикой и смелой сатирой – вольной интерпретацией басни в соответствии с реалиями нашей нынешней жизни 😉
В условии этой задачи мы будем считать, что лебедь, рак и щука действительно не сдвинут воз, учитывая, что силы их равны по модулю и что трения между возом и землёй не существует… Не буду спорить, что постановка задачи несколько абсурдна 😉 сложно представить себе, что силы лебедя, рака и щуки равны по модулю, но в математике и физике абстрагироваться очень даже надо уметь!!!
Биофизику без внимания не оставим и пополним свои знания некоторыми интересностями 😉 а также разбавим горечь сатиры восхитительными иллюстрациями в исполнении именитых советских художников Владимира Георгиевича Арбекова и Михаила Афанасьевича Таранова.

Лирическое отступление для любознательных 😉
Местами биофизическое, местами сатирическое…

Лебедь. Лебеди бывают разные 😉 лебедь-шипун, лебедь-трубач, тундровый лебедь, лебедь-кликун… Длина тела варьирует от 120 до 180 см, размах крыльев от 200 до 240 см, весят от 5–6 до 8–13 кг. Основной корм – водные растения и находящиеся в них мелкие животные (моллюски, водяные ослики). В полёте скорость может достигать 60-80 км/ч. Защищая своё потомство, лебедь ударом крыла, без особого труда может легко проломить череп рыжей плутовке лисице или страшному серому волку.

Рак. Длина тела широкопалого речного рака может достигать 25 см и более. Речной рак питается растительной пищей и преимущественно мёртвыми животными… живыми животными только при удачном стечении обстоятельств 😉 В реке рак и плавает, и ходит головой вперёд. А пятится назад, когда чего-нибудь испугается. Если рак заметил опасность, большую хищную рыбу, например, то, спасаясь, он развивает приличную «заднюю скорость», в чём ему помогает его незаменимый помощник-хвост. Но это скорость весьма скромна и составляет не более 2 км/ч.

Щука. Длина тела до 1,5 м, масса до 35 кг (обычно до 1 м и 8 кг). Щука – хищница (кормится преимущественно рыбой). Скорость с которой щука атакует свою жертву составляет 100 км/ч, правда продолжительность броска составляет всего долю секунды. Попавшись на рыболовный крючок, взрослая щука без труда может вырвать из рук удочку даже у многоопытного рыбака.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука…

Иллюстрация к басне Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
Художник: Арбеков Владимир Георгиевич

Арбеков Владимир Георгиевич (21.10.1927–17.03.2000) – советский режиссёр мультипликационных фильмов, художник-мультипликатор.

А теперь самое интересное – ныряем из пучины биофизики в сатиру!
«Подгоняем данные» под условие задачи 😉 Будем считать, что:

Рак у нас ещё тот молодец-удалец! На кровавых, но весьма сытных хлебах, дарованных 90-ми годами прошлого века, да за чужой счёт, пусть и дурно пахнущий… Откормившийся на такую славу, что ни в сказке сказать, ни пером описать!!!

Лебедь у нас совсем молодой, ещё толком не оперившийся, да ещё и с переломанными крыльями 🙁 Непрекращающаяся и безответственная реформа образования, депрессивная и развращающая пропаганда в СМИ… – стабильно калечащие поколение за поколением, делают своё дело! Ломают не только крылья, но и поганят душу!!!

Щука у нас катастрофически старая, оценившая все прелести варварской пенсионной реформы 2018 года по полной программе… и потому бесконечно уставшая, страшно больная – еле-еле живая 🙁

Вот так вот тянут Россию-матушку в разные стороны оборзевшие донельзя олигархи, неприкаянная, растерянная молодёжь и вымирающее советское поколение… Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно…

Силы не равны! К тому ежели учесть, что в данном случае сила измеряется не в ньютонах, а в рублях… Грустно!!! Физика и жизнь иногда категорически расходятся, однако их может объединить литература! Сатира – обличающая и бичующая ирония!!! Дедушке Крылову большое за то спасибо!!! Басня «Лебедь, Щука и Рак», вышедшая в свет в 1816 году, и в наши дни не потеряла своей актуальности, не взирая на смену декораций и действующих лиц 😉 Ну а мы с вами, в рамках этой публикации, договорились абстрагироваться 😉


Иллюстрация к басне Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
Художник: Таранов Михаил Афанасьевич

Таранов Михаил Афанасьевич (1909–1973) – советский художник-график, педагог; профессор графического факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Итак, силы лебедя, рака и щуки равны по модулю 🙂

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ О ЛЕБЕДЕ, ЩУКЕ И РАКЕ
Из сборника «Избранные задачи по физике»
Авторы: Шаскольская М.П., Эльцин И.А.
Олимпиада 1946 года. I тур для учащихся 7-х классов

Условие задачи:
В каких случаях герои басни Крылова лебедь, рак и щука действительно не сдвинут воз, если считать, что силы их равны и что трения между возом и землёй не существует? Ответ сопроводить рисунками.

Решение. 1-й случай
Все три, равные по модулю силы, расположены в одной плоскости и составляют друг с другом углы в 120°, равнодействующая этих сил равна нулю – рис. 3а.

Решение. 2-й случай
Рак и щука тянут воз в прямо противоположные стороны, а лебедь – вертикально вверх – рис. 3б, причём сила тяги лебедя меньше веса воза (последнее условие, однако, в басне не оговорено 😉

Рис. 3: Два случая решения задачи

Материалы этой статьи полезно будет применить не только на уроках физики и художественной литературы, но и во внеклассной работе.
Надеюсь, что решение предлагаемых в статье задач по физике не только поможет побудить у школьников интерес к предмету, но и расширить их знания и культурный кругозор 😉

Рекомендую любознательным читателям побаловать себя интересностями на зелёных страничках:
§ Созвездие Лебедя
Увлекательное путешествие по звёздному небу к созвездию Лебедя и древнегреческий миф «Леда и лебедь». Предлагаю читателям познакомиться поближе с некоторыми интересными объектами этого созвездия. А также заглянуть в удивительный мир фауны – познакомиться поближе с лебедем-шипуном… затем окунуться с головой в волшебный мир сказки и… по традиции зелёных страничек побаловать себя живописью…
§ Ещё одна иллюстрация в исполнении Евгения Михайловича Рачёва к русской народной сказке «Вешки и корешки» на зелёной страничке «Самый русский овощ: Капуста? Картофель? Репа!». Вашему вниманию занимательно-познавательный материал – увлекательное путешествие в огородно-кулинарное царство! Интересности про капусту, картошку и репу – прародительницу овощных культур, возделываемых на Руси, незаслуженно забытую… на века запечатлённую в русских сказках…

Желаю Вам приятного и полезного чтения, а также успехов
в самостоятельном решении задач по физике!
УЗНАВАЙ ФИЗИКУ, ЧИТАЯ КЛАССИКУ

Уважаемые читатели зелёных страничек, рада сообщить вам о выходе в свет моей книги – «Узнавай физику, читая классику».
Впрочем… «моей книги», это таки нескромно сказано 🙂 В первую очередь… это божественная классика художественной литературы: А.П. Чехов, И.А. Бунин, К.Г. Паустовский, А.Н. Толстой… а уж потом мои познавательные комментарии, касающиеся физики и астрономии… Большое спасибо Татьяне Борисовне Дергач – ведущему редактору издательства «Аванта» (ООО «Издательство АСТ»), за слаженную и приятную во всех отношениях работу над книгой.
Книга посвящается моим родителям: маме – Лебедевой Лидии Степановне и папе – Лебедеву Валерию Владимировичу, которые в далёком 1984 году категорически настояли на том :-), чтобы я попробовала свои силы на вступительных экзаменах в РОФМШ…

Узнавай физику, читая классику

В интернет-магазине OZON.ru книга закончилась…
Но можно узнать о поступлении 😉
Приобрести книгу можно в интернет-магазине «Читай-город» – chitai-gorod.ru
Книга: «Узнавай физику, читая классику»

Желаю Вам приятного и полезного чтения!
Егор Отличные задачи по физике. Спасибо. Виталия Иллюстрации очень интересные и красочные.
Спасибо советским художникам за их труд и искреннюю любовь к детям.
Задачи по физике отличные. Спасибо.
Басня дедушки Крылова актуальна как никогда.
Сатира ваша мне по душе.
Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно…
Браво. читатель зелёных страничек Круто! Очень интересная статья!
Мне безумно понравилось.
Задачи по физике классные!
Особенно последняя.
Олимпиада 1946 года. I тур для учащихся 7-х классов.
Впечатлило!
Уровень был что надо!!!

ФИЗИКА ВОКРУГ НАС
Познавательное и страшно увлекательное 😉

§ Страшно интересная физика 😉 Физика и музыка: звуковые призраки
Три стадии признания научной истины: первая – «это абсурд», вторая – «в этом что-то есть», третья – «это общеизвестно». Эрнест Резерфорд
Предлагаю читателям зелёных страничек отправиться в увлекательное путешествие по страницам удивительной книги «Физика и музыка» советского журналиста, популяризатора науки Глеба Борисовича Анфилова…

§ Физика и музыка: изящные формы скрипки и гитары…
Музыка образует середину между мыслью и явлением. Генрих Гейне
Сегодня на повестке дня у нас с вами очень простой, но при этом весьма замысловатый вопрос 😉 Почему скрипки, гитары, мандолины, домбры имеют продолговатую форму?

§ Физика вокруг нас: Сундучок интересностей: снег
Вашему вниманию загадки и пословицы про снег, неподражаемая поэзия зимы в исполнении Ивана Бунина и Роберта Рождественского, шедевры мировой живописи и моя обожаемая физика!

§ Физика вокруг нас: Фотоальбом «Морозные узоры на окнах»
Вашему вниманию фотографии в сопровождении занимательно-познавательного материла – статьи из научно-популярного физико-математического журнала «Квант»: «О морозных узорах и царапинах на стекле» (1990 год, №12).

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Качественные задачи по физике

§ Физика и художественная литература: Оптика
Чарующая магия лунного света…
Учёные те же фантазёры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечёт их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают. Владимир Иванович Вернадский

§ Физика и художественная литература: Оптика
Гадание с зеркалами на Святки…
Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. Альберт Эйнштейн

§ Физика и художественная литература: Оптика (Н.В. Гоголь и Х.К. Андерсен)
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Васильевич Гоголь
Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена 😉 Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Зеркало и Обезьяна» Ивана Андреевича Крылова
Люди, пренебрегающие знанием, становятся лицом к стене.
Изречения китайской мудрости

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Мартышка и Очки» Ивана Андреевича Крылова
Наше дело – учиться и учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьёзные общественные течения – там, где знания, и счастье будущего человечества только в знании.
Антон Павлович Чехов

§ Физика и художественная литература: Звуковые колебания
Басня «Квартет» Ивана Андреевича Крылова
Грустно бывает слушать музыку без слов,
но ещё грустнее – слушать музыку без музыки… Марк Твен

§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно

§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства
Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс

§ Физика и художественная литература (Владимир Галактионович Короленко)
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него не далеко уйдёт и учёный, без него не много сделает даже ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде. Виссарион Григорьевич Белинский

§ Физика и художественная литература (Александр Иванович Куприн)
Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами. Александр Иванович Куприн

§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский)
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать.
Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст»)
Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.
Рене Декарт
Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.

§ Физика и художественная литература: Тепловые явления
Красота – сиянье истины. Платон
Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему 🙂 небольшая галерея: «Туман в живописи».

БИОФИЗИКА НА УРОКАХ ФИЗИКИ

§ Биофизика: Звучание насекомых
Басня «Стрекоза и Муравей» Ивана Андреевича Крылова
Суть басни Крылова «Стрекоза и муравей», казалось бы, лежит на поверхности – «Кто не работает, тот не ест», но в реалиях современной России получается всё шиворот-навыворот 🙁

§ Биофизика: Ноги, хвосты… главное… – уши!
Познавательный материал, посвящённый приспособлению животных к различной температуре на примере представителей семейства псовых – фенека, лисицы, песца…

§ Биофизика: Эхо в мире живой природы – сонары летучих мышей
Цель моя – вызволить ум из цепких суеверий. Тит Лукреций Кар
Почему летучие мыши даже в полной темноте не налетают на препятствия?
Познавательный биофизический материал, посвящённый удивительным животным – летучим мышам, незаслуженно обиженным человеческим родом…

§ Биофизика: Тайны дельфина
Занимательно-познавательный биофизический материал, который приоткрывает завесу тайны над некоторыми особенностями организации дельфинов: самонастраивающаяся кожа и непревзойдённый гидролокатор…

§ Биофизика: Реактивное движение в живой природе
По принципу реактивного движения в живой природе передвигается целый ряд животных, например медузы, морские моллюски гребешки, личинки стрекозы-коромысла, кальмары, осьминоги, каракатицы…
Познакомимся с некоторыми из них поближе 😉

§ Биофизика: Почему у кошки глаза светятся?
«Физическая неожиданность и интересность» 😉
Почему у собак, кошек и других животных, имеющих хорошее ночное зрение, глаза светятся в темноте?

ШКАТУЛКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

§ Физика и География Казахстана
Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны
Специальный тематический выпуск зелёных страничек.
Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3… + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится ПОБЕДА. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов

§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка» 🙂
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков
Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы
Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция
Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу,
директору РОФМШ (Алма-Ата, РОФМШ, 1984–1987 год)
Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Сила трения
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Десмонд Бернал

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление жидкостей и газов
Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты. Пифагор Самосский

§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия
Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов

§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Смачивание, поверхностное натяжение, капиллярные явления
Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

§ Шкатулка качественных задач по физике: Плавление и кристаллизация
Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. Александр Иванович Герцен. Вашему вниманию 50 качественных задач по физике и… в тему 🙂 небольшая галерея: «Зима в живописи».

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»

§ Шкатулка качественных задач по физике: Виды теплопередачи
Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели
Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди

§ Шкатулка качественных задач по физике: Электричество
Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль. Бенджамин Франклин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. «Плоды раздумий», Козьма Прутков

§ Шкатулка качественных задач по физике: Оптика (Световые явления)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль Луи Монтескье

Рисунок Лебедь, Щука, Рак..jpg

«Рисунок», «Этикет». Стихи Рисунок. Взял Алёшка карандаш — Нарисую, я сейчас! Дом огромный и большой Что бы жить с большой семьёй. Нарисую яблоньку, Нарисую грушу Что бы выйти из дому Сорвать,…

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Рисунок обнаженных деревьев поздней осенью» ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ, САНАТОРНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ…

Добро пожаловать в страну рукоделия. Лебедь из сапога В умелых руках самый обычный солдатский сапог может превратиться в грациозного лебедя. Как это сделать? Подручным материалом нам служит обычный кирзовый солдатский…

Публикация «Мастер-класс по модульному оригами «Лебедь»»

Модульное оригами весьма занимательная вещь, им я увлекаюсь уже довольно долго, несколько лет. Одну из самых простых, по моему мнению, поделок я решила опубликовать…

Коллективный рисунок в технике граттаж «Космос» Рисунок выполнен палочками в технике граттаж;дети учились передавать в рисунке впечатления о космосе; изображать разные космические корабли, планеты, звёзды и т.д.;Равивали…

Выставки детского творчества (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация) Создание выставки в группе позволяет педагогу успешно решать целый ряд воспитательно-образовательных задач: — приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям,…

Статья «»Детский рисунок на логопедических занятиях».»

К.Д.Ушинский писал:» Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Не меньшую роль в развитии речи играет картинка, созданная воображением самого…

«Лебедь» Мастер-класс по вязанию крючком Здравствуйте, дорогие рукодельницы! Спасибо вам за положительные отзывы о моих работах. Приятно осознавать, что равнодушных людей не бывает. Я занимаюсь рукоделием…

Презентация МК «Лебедь» Здравствуйте, дорогие мастерицы. Только сегодня вступила в клуб «Мастерилка». Приятно с вами познакомиться. Я занимаюсь рукоделием лет с 8. Бабушка учила вязать…

Рисунок пластилином «Заснеженный домик в зимнем лесу». Зимняя тема — благодатный материал для детского творчества! Дети с огромным удовольствием изображают зимнюю природу,зимние явления погоды,снеговиков со снежинками,…

Конспект занятия «Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова и его басней «Лебедь, Щука и Рак» для детей со сложной структурой дефекта

Конспект занятия «Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова и его басней «Лебедь, Щука и Рак»

Цель: познакомить с новым жанром в литературе — басней.

Задачи: учить осмысливать содержание басни, развивать умение рассуждать, решать проблемные вопросы; воспитывать интерес к чтению басен; способствовать формированию нравственных качеств.

Словарная работа: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.

Материал и оборудование: портрет И. А. Крылова; иллюстрация к басне; картинки лебедя, щуки, рака; книга с басней «Лебедь, Щука и Рак»; видеозапись басни.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно,
Спинки выпрямили.

Психологический настрой учащихся на занятие.

Глаза смотрят и видят.
Уши слушают и слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один
Умею слушать мнения других.

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: Ребята, послушайте, какая история случилась в школе. Воспитательница группы продлённого дня распределила всех ребят на команды, посадила по три человека за стол, раздала строительный материал и сказала: «Каждая команда будет бригадой строителей, которая должна построить красивое здание – театр». Работа заспорилась. В каждой бригаде появились свои каменщики, грузчики и архитекторы. И только Ваня, Саша и Никита растащили кубики по углам стола и строили каждый свой театр. Но кирпичиков каждому хватило только на первый этаж. Мальчики сидели мрачные.

— Что же вы не построили театр? – спросила воспитательница.

— У нас кирпичиков не хватило, — тихо ответили мальчики.

— Не кирпичиков вам не хватило, а договориться вы не сумели, как Лебедь, Щука и Рак в басне Крылова.

Воспитатель: Сегодня, я хочу познакомить вас с произведением Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

Воспитатель выставляет на мольберт портрет баснописца.

Воспитатель: — «Дедушка Крылов», так его называли, был очень добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни.

Басня – это короткая поучительная история. Это маленькое произведение, которое учит жить по справедливости. В баснях Крылов писал о животных, а подразумевал людей.

В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. И.А. Крылов написал более 200 басен, из-за здравого смысла, уникальности они популярны и своевременны и в наши дни. Многие из их заключений и моралей стали пословицами в России.

Воспитатель показывает картинки, где изображены лебедь, рак и щука.

— Это герои басни. Что общего между ними? (Все они живут в воде.)

Воспитатель показывает иллюстрацию к басне.

Воспитатель:- Посмотрите на иллюстрацию к басне. Что делают герои? (Пытаются сдвинуть телегу с места.)

Воспитатель:- Получится ли у них сдвинуть воз или нет мы узнаем прочитав басню.

Воспитатель выразительно читает басню.

Воспитатель:-В басне вы услышали незнакомые и непонятные слова: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить.

Воспитатель знакомит детей с толкованием этих слов (читают слова на доске)

Согласье – согласиться в чем-либо всем вместе. Прийти к единому мнению, решению.

Лад –мир, порядок (в дружеских отношениях).

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз,.

Воз – колесная повозка с вещами, телега.

Рваться – стремиться, делать резкие движения, порывистые.

Судить – высказывать свое мнение.

Воспитатель ещё раз читает басню.

Воспитатель: — Как вы думаете, почему воспитатель в группе продлённого дня рассказала ребятам эту басню?

Дети. Потому, что мальчики, тоже, как герои басни, не смогли договориться друг с другом. Потому, что мальчики не смогли договориться, как другие дети.

Воспитатель: А теперь, вы послушаете эту басню уже в исполнении актёра, с иллюстрациями на компьютере. (Воспитатель показывает видеозапись басни.)

Беседа по содержанию басни.

Воспитатель: За какое дело взялись лебедь, Щука и Рак?( Они собрались везти поклажу.)

Что делал лебедь? Что делал рак? Что делала щука?

Воспитатель: Как вы думаете, почему же «воз и ныне там»? ( Потому, что у них не чего не получилось. Потому, что они не смогли его увезти.)

Воспитатель: Чему учит эта басня? ( Она учит быть дружными. Басня учит нас уметь договариваться между собой, друг с другом.)

Воспитатель: Что заставило вас улыбнуться? (Какие глупые герои – тянули в разные стороны.)

Воспитатель: Вам жалко героев басни, почему? ( Конечно, их жалко, потому, что они не смогли увезти свой воз. Они не смогли договориться и у них ничего не получилось.)

Воспитатель: Случайно ли подобрал Иван Андреевич Крылов именно этих героев? ( Нет. Все они живут в воде и могли бы сдвинуть свой воз.)

Воспитатель: Какое отношение вызвали у вас эти герои? ( Очень жалко, что они такие недружные. Если они друзья, то все вместе надо делать.)

Воспитатель: Настя прочитай две первые строчки басни.

Воспитатель: Запомните эти слова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

Воспитатель: В каком случае, о каких людях можно сказать, что они похожи на героев этой басни? ( Это можно сказать о тех мальчиках, о которых вы рассказали. Это можно сказать о людях, которые не умеют договариваться между собой. )

Воспитатель: Есть такая пословица: «Палец слаб, а кулак силен». Как вы ее понимаете?

( Одному пальцу тяжело нести груз, а всем вместе – нет, так и людям.)

Это значит, что один человек слабый, а если все вместе, то они – сильные.

Итог занятия

1.С каким баснописцем познакомились?

2.Какое произведение изучали?

3. Какое выражение стало крылатым? («Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».)

Воспитатель. Чему учит эта басня? (Нужно уметь договариваться друг с другом).

Как нарисовать басню «Лебедь, рак и щука» поэтапно?

  • Рисунок к басне Крылова quot;Лебедь, Рак и Щукаquot; нарисовать достаточно просто, хоть и персонажей в этой басне целых три, плюс еще повозка, которую и делят герои басни.

    Вот несколько вариантов составления композиции рисунка quot;Лебедь, Рак и Щукаquot; как примеры.

    Самый просто вариант композиции — третий, стрелки направления движения героев басни рисовать не надо.

    Простота этого рисунка состоит в том, что все действие нарисовано в профиль , и повозка, и герои басни тоже, а такое изображение получается двухмерным.

    Как нарисовать лебедя, рака и щуку, можно узнать из представленных ниже схем поэтапного рисования, а следуя им, у вас не возникнет никаких затруднений.

    **

    Мой совет: распечатайте схемы и разверните из таким образом, чтобы они совпадали с направления ми на рисунке, вот тогда и приступайте к работе.

    Раскрасить рисунок басни quot;Лебедь, Рак и Щукаquot; можно, используя акварель и гуашь (если бумага плотная и не размокает от воздействия воды) или же крафическими материалами.

  • Приведу прежде всего текст, чтобы нарисовать рисунок, надо знать о чем басня.

    Рисунок к басне нарисовать сложно лишь потому, что здесь несколько героев и их всех надо нарисовать, плюс ко всему еще телега (воз), которую они пытаются сдвинуть с места. Это лебедь, рак и щука, каждого из них нарисуем поэтапно, ведь следую поэтапным указаниям каждый сможет нарисовать этих животных.

    Лебедь поэтапно

    Трудность в том, что лебедь не по морю плывет, а тянет воз в небо, то есть его надо изобразить летящим. Поэтому за основу лебедя предлагаю взять такую картинку

    Еще как нарисовать летящего лебедя смотри тут

    Рак поэтапно

    Щука поэтапно

    или так

    Воз или телега поэтапно

    Вот совсем простенький вариант, который можно взять за образец. Воз нарисовать наполненный грузом: сеном, мешками, например.

    А теперь иллюстрации к этой басне для примера:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *