Синквейн на тему безопасность

Синквейн для дошкольников

Татьяна Салмина
Синквейн для дошкольников

МАДОУ «Детский сад №7 «Сказка»

Современные формы и методы работы по развитию речи дошкольников.

Синквейн.

Подготовила:

воспитатель Салмина Т. С.

Курчатов – 2016г.

Как говорил Л. С. Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания». На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей — явление очень редкое. В чем же проблема? А проблем существует много — это бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное. А если у детей есть нарушения в речи, то речь таких детей характеризуется лаконичностью, сухой, лишенной образности, яркости, трудностью в выделении главной мысли.

И одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.

Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-граматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогам оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участникам образовательного процесса.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. А самое главное это то, что синквейн получается у всех и при составлении синквейна у детей вырабатывается способность к анализу, что полезно для развития речи детей.

Синквейн — это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Использование дидактического синквейнав работе позволяет гармонично сочетать элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Вывод: Если применять методику синквейн в коррекционно- развивающей работе с детьми группы компенсирующей направленности, то у детей увеличивается словарный запас, речь станет богаче, что в свою очередь, будет способствовать развитию связной речи. Дети будут проявлять интерес к учебной деятельности, на протяжении всего занятия, самостоятельно рассуждать, классифицировать, делать обобщения и выводы. В результате у детей разовьется критическое отношение к речи, ее грамматическому оформлению, речевой самоконтроль.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция,а именно: к завершению дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания,творчества в следующие целевые ориентиры:

— активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения;

— способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

— творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

— может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

— проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

— способен к принятию собственных решений.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая коррекция речевых нарушений у детей с применением наиболее подходящих и эффективных методов и приемов коррекции речевых недостатков.

В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы,которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества.

Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.

Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.

Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;

2-я строка – два слова;

3-я строка – три слова;

4-я строка – четыре слова;

5-я строка (основание «елочки») – одно слово.

Что пишется в каждой строке?

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения).

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом).

Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря.

Формы организации образовательного процесса:

1. НОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) .

2. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие). Словесные игры просты в работе, так как не требуют специальной подготовки, поэтому в них можно играть даже в свободное время.

3. Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др. Мною использовались настольно-печатные материалы из рабочей тетради «30 уроков развития речи».

4. Речевые тренинги (собрана картотека речевого материала для речевых тренингов).

5. Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие) .

6. Мультимедийные презентации (материалы с сайта «Планета детства», а также авторские презентации).

Работа на подготовительном этапе завершается знакомством детей с символами-обозначениями: «слов-предметов», «слов-определений», «слов-действий», «слов-ассоциаций», схемой предложения. Вот так выглядят символы слов, которые на II этапе составят алгоритм дидактического синквейна.

II этап – основной (январь – май первого года обучения).

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

III этап практический (до конца второго года обучения).

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

О чем можно составить синквейн?

— о природе;

— о картине и литературном герое;

— о маме и папе;

— о настроении;

— по всем лексическим темам.

Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

На слайде Вы видите пример составленного ребенком синквейна об осени: «Осень. Веселая, разноцветная. Украшает, восхищает, танцует. Красивое время года. Красавица!» Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

На каком этапе логопедической ОД можно использовать прием составления синквейна? Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Созданные детьми нерифмованные стихотворения нередко становятся «изюминкой» логопедической образовательной деятельности.

Таким образом, синквейн является одним из эффективных методов развития речи дошкольников. В чём же его эффективность и значимость?

• Синквейн является простым игровым приемом. Синквейн могут составить все.

• Развивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей

• Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

•Активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС ДО.

Выводы:

Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Синквейнпозволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Примеры синквейна:

Список литературы:

Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.

Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).

Коноваленко В. В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009.

Ушакова О. С., СтрунинаЕ. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва,2010.

Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников». – Т. Ц. Сфера, 2005.

Ушакова О. С. «Придумай слово». – Т. Ц. Сфера, 2010.

Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников консультация на тему

Использование синквейн технологии

в развитии речи старших дошкольников.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Правила составления синквейна.

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд).

Эта технология универсальна.

Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

— Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.

— Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

— Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
— Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

— Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Примеры составления синквейна

1. Кукла.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

1. Машина.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

5. Транспорт.

1. Дождь.

2. Мокрый, холодный.

3. Капает, стучит, льется.

4. Я не люблю дождь.

5. Вода.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.

В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие — в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы:

-составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

— составление синквейна по прослушанному рассказу;

— коррекция и совершенствование готового синквейна;

— анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить).

— полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Целесообразное использование синквейна:

На занятиях для закрепления изученной лексической темы.

1. Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза — символ России.

5. Дерево.

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

5. Речь.

На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Составление синквейна полезно для выработки у детей способности к анализу. Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. На первых порах предусматриваем при составлении синквейна работу с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.

Советы педагогам:

1. Начиная учить детей составлять синквейны предложите детям составить синквейн на тему, хорошо им знакомую («Семья», «Детский сад» и т.д.)

2. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

На любой непосредственно образовательной деятельности дети получают от нас информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле.

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

К примеру:

Начало непосредственно образовательной деятельности. Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии.

Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.

Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний наших детей показывает итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении занятия – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.

Можно составить синквейн – загадку.

Примеры синквейнов-загадок:

1. Непобедимая, смелая – защищает, стоит на страже, воюет – если она сильна – непобедима страна – горжусь! (армия)

2. Мудрые, добрые – живут, помнят, стареют – шли в бой не жалея себя – страну заслонили собой! (ветераны)

Синквейн для воспитателя детского сада — это:

— инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,

— средство творческого самовыражения ребёнка,

— способ обогащения словарного запаса,

— подготовка к краткому пересказу,

— и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

Синквейны – превосходный способ контроля. Сочинить синквейн, не зная темы, предмета или текста, невозможно.

Эту технологию хорошо использовать как итог работы педсовета, создав замечательные синквейны, выражающие суть работы коллектива и результатов педсовета.

А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если Вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы.

Используемая литература:

Терентьева Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).

Душка Н. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).

Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ).

Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

Образцы детских сочинений синквейна в рамках изучения

лексических тем.

Лексическая тема «Грибы»

1. Гриб

2. Съедобный, старый.

3. Стоит, растет, прячется

4. Люблю жаренные грибы

5. Полянка

1. Боровик

2. Белый, вкусный, холодный.

3. Лежит на земле, прячется, растет.

4. Не люблю их есть.

5. Лес

Лексическая тема «Осень»

1. Листья

2. Осенние, желтые

3. Падают, летят, растут.

4. Люблю собирать листья.

5. Голые деревья.

Лексическая тема «Овощи»

1. Помидор

2. Красный, вкусный

3. Высеть, расти, катиться

4. Он очень красивый

5. Салат

1. Огурец

2. Сочный, большой, зеленый

3. Растет, зреет, висит

4. Люблю есть огурцы

5. Огород

1. Морковь

2. Вкусная, сладкая

3. Растет, вариться, сидит

4. Люблю еѐ кушать

5. Гладкая

1. Свекла

2. Красная, вкусная

3. Растет, вылезает из земли, вянет

4. Я люблю еѐ кушать

5. Огород

1. Капуста

2. Зеленая, хрустящая

3. Продается, растет, варить

4. Еѐ кушают люди

5. Пирожки

Лексическая тема «Посуда»

1. Посуда.

2. Чистая, прозрачная.

3. Мыть, варить, расписывать узорами.

4. Посудой можно брякать.

5. Хочется покушать.

1. Посуда

2. Белая, глубокая

3. Налить, разбить, поставить

4. Осторожно…

5. Хочется помыть.

Лексическая тема «Фрукты»

1. Яблоко

2. Круглое, сочное

3. Лежит на тарелке, висит на ветке.

4. Люблю яблочный компот

5. Дерево

1. Груша

2. Зеленная, сладкая

3. Продается, моется, лежит

4. Я люблю еѐ кушать

5. Дом

1. Апельсин

2. Оранжевый, вкусный.

3. Лежать в вазе

4. Делить на дольки

5. Стол

1. Банан

2. Желтый, сладкий

3. Мыть, снимать кожуру, есть

4. Я его кушаю

5. Холодильник

Лексическая тема «животные»

1. Лиса

2. Хитрая, пушистая

3.Ловит, ест, ходит тихонько

4. Не люблю – хитрит и ест мышей

5. Съела колобка

1. Кошка

2. Ласковая, домашняя

3. Мяукает, царапает, прыгает

4. Люблю котенка

5. Пушистая шерстка у нее

Лексическая тема «Зима»

1. Зима

2. Белая, волшебная

3. Зима подарила снег, укутала деревья, дарит горки

4. Люблю кататься на горке

5. Холод

1. Зима

2. Холодная, снежная.

3. Морозит, наступает, приходит.

4. Я люблю зиму.

5. Я строю горки, крепость.

Мастер – класс «Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»

Иванова Людмила Геннадьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ д/с «Золотая рыбка» с. Печерск
Смоленского района Смоленской области

Цель: дать представление об инновационном методе развития речи «Синквейн», о значении этого метода в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Показать значимость данной технологии и в других видах деятельности.

План проведения мастер-класса

  1. I. Теоретическая часть:
  • —Что такое «Синквейн».
  • —Актуальность «Синквейна»;
  • —Научная концепция и правила составления «Синквейна»;.
  1. II. Практическая часть:
  • —Совместная работа с педагогами с показом на экране.
  • —Обсуждение полученных результатов.

Рекламное сообщение

III. Подведение итогов.

Добрый день уважаемое жюри, коллеги! Я рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что наше мероприятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций.

1 слайд

Я хотела бы задать вам загадку:

Творческий, активизирующий.
Развивает, обогащает, уточняет.
Помогает учиться.
Метод.

Это синквейн. И я вам предлагаю поиграть в синквейн, как в детстве. Для этого я приглашаю сидящих на первом ряду коллег.

На листе заготовлены вопросы. Каждый игрок пишет, любой ответ, затем заворачивает и игроки меняются листочками (чтобы не запутаться, передают по кругу). По окончании игры каждый разворачивают листок, оказавшийся у него и по очереди зачитывают.

Вопросы, которые предварительно написанные на листочке.

  • – Кто?
  • – С кем?
  • — Где?
  • — Когда?
  • — Что делали?
  • — Что им сказали?
  • — Чем все закончилось?

(зачитывается «чепуха» которая получилась в процессе игры).

Я благодарю за помощь коллег. Проходите на свои места.

  1. Теоретическая часть.

Уважаемые коллеги и я хочу познакомить вас с методикой синквейн. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.

2 слайд

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

  • – открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
  • – способствует обогащению и актуализации словаря;
  • – является диагностическим инструментом и проводится в рамках прохождения определённой лексической темы;
  • – носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
  • – используется для закрепления изученной темы;
  • – является игровым приемом;
  • – составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

3 слайд

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Самое главное: Синквейн – получается у всех!

Когда же начинать знакомство с этим приемом?

– С детьми старшего возраста.

4 слайд

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк».
Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанное в соответствии с определёнными правилами.

В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка . Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году.

5 слайд

Правила составления синквейна таковы: синквейн состоит из пяти строк и его форма напоминает ёлочку.

  1. строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею( Кто, что?);
  2. строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль ( Какой, какая, какое, какие?);
  3. строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы( Что делает, что делают?);
  4. строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
  5. строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вывод, итог, ассоциация.

Итак, чтобы применить эту методику на практике, мы должны научиться этому сами. Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило. Давайте поговорим о личном. Что волнует каждую женщину? Фигура, вес……

(тему и ответы записываю на доске)

Зачитываю весь сиквейн.

  1. Практическая часть.

Уважаемые коллеги, я предлагаю использовать приобретённые знания на конкретных примерах.

(Приглашаю 6 человек за столы). Я вам предлагаю составить синквейны по рисункам, которые нарисовали наши дети.

Пока участники углубились в творчество, я попрошу вас – уважаемые зрители отгадать загадки-синквейны.

А наше компетентное жюри составит загадку- синквейн, которую мы с вами должны будем все отгадать.

Я надеюсь, наши коллеги готовы. Пожалуйста, проходите.

Давайте поблагодарим наших коллег, за такие замечательные синквейны.

Все синквейны зачитываются.

Уважаемые коллеги, сейчас мы находимся на заключительном этапе нашего мастер-класса, и я предлагаю оценить результаты совместной работы.

Как было сказано ранее одним из самых распространенных приемов рефлексии является синквейн.

Давайте подведем итог нашей сегодняшней работы, и составим синквейн на тему: » Мастер-класс».

( на доске нарисованная заранее схема синквейна. Вписываю лучшие ответы и зачитываю, что получилось)

Мастер-класс

Актуальный, творческий
Волнует, объединяет, дисциплинирует
На других посмотреть, да себя показать
Опыт работы

Я истинно благодарю вас за нашу совместную работу, думаю, что используемый сегодня в мастер-классе метод поможет вам в дальнейшем, добиться желаемых результатов во всех видах деятельности и станет изюминкой в работе с детьми. Итак, дерзайте, уважаемые педагоги. Успехов в Вашем творчестве. Может быть, мы воспитаем с Вами не одного поэта.

Спасибо за внимание!

Синквейн как нестандартное решение стандартных вопросов сохранения здоровья обучающихся

Актуальность и значимость исследовательского проекта: сохранение и улучшение состояния здоровья школьников.

Основополагающий вопрос: можно ли синквейн использовать, как технологию здоровьесбережения в школе?

Проблемные вопросы исследовательского проекта:

1. Как можно использовать синквейн в качестве здоровьесберегающей технологии на уроках?

2. Является ли синквейн приёмом активизации речемыслительной деятельности и эффективной формой рефлексии?

Цель исследования: внедрение синквейнов в образовательный процесс.

Методические задачи проекта:

1. Познакомить с технологией критического мышления.

2. Научить приёмам и правилам составления синквейнов.

3. Показать многообразие вариантов составления синквейнов.

Дидактическая цель исследования поиск принципиально новых педагогических технологий, способных решить проблему сохранения здоровья учащихся.

Ожидаемые результаты:

  • развитие творческого мышления;
  • обучение синтезированию сложной информации;
  • создание благоприятной атмосферы на уроках.

Одной из важнейших задач отечественного образования является сохранение здоровья школьников. Все образовательные учреждения наравне с решением педагогических задач должны сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья. Улучшения состояния здоровья школьников можно достичь, внедряя здоровьесберегающие технологии в работу школы. Приложение1.

Перечень здоровьесберегающихпедагогических технологий

1. Технологии развивающего обучения

2. Технологии на основе коллективной мыслительной деятельности

3. Технологии интенсификации обучения на основе схем и знакомых модулей учебного материала

4. Педагогическое проектирование

5. Информационные технологии

6. Технологии личностно-ориентированного обучения

7. Технологии авторских школ

8. Элементы здоровьесбережения в контексте урока или за его рамками

9. Технологии развития критического мышления

10. Технологии систематизации учебного материала, планирования итогового повторения, новые подходы в проведении промежуточного и тематического контроля знаний

11. Технологии на основе личностного подхода

12. Технологии на основе компетентного подхода

13. Методические подходы и теоретические концепции воспитания с гуманно-личностными, социально ориентированные и здоровьесберегающие технологии развития и воспитания личности

Приём составления синквейна относится к технологии развития критического мышления. Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно. Письменная речь у многих далеко не так богата, как устная. Мы стараемся писать кратко. Кроме того, письменная речь лишена интонации, мимики и жестов.

Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэтому поэзию, по мнению американских педагогов и психологов, можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии.

Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания. С этим можно согласиться, но лишь отчасти. Писать стихи в свободной форме по заказу за несколько минут действительно дано не каждому.

Мы, педагоги, использующие технологию критического мышления, проведя исследование, предлагаем стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма, который вместе с тем не вызовет значительных затруднений у подавляющего большинства учеников. Любые жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение есть рефлексия. Стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам», не так уж и много и среди них синквейн. Данный прием можно успешно применять при работе над любой темой и на любом этапе обучения. Кроме того, хоть он и является рефлексией, его можно использовать в качестве приема активизации или вызова.

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач.

Синквейны могут быть полезны в качестве:

  • инструмента для синтезирования сложной информации;
  • способа оценки понятийного багажа учащихся;
  • средства развития творческойвыразителности.

Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой. Ребятам нравится сочинять. Это с удовольствием делают как малыши-первоклассники, так и выпускники-одиннадцатиклассники. Однако этот прием не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили важнейшие понятия темы. Кроме того, синквейн, написанный учеником, позволяет учителю выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемая тема. Синквейны можно писать индивидуально, в парах или в группах после прочтения текста. Написанные в группах часто бывают интереснее индивидуальных, потому что ребята стараются писать с юмором, более строго отбирая самые ценные идеи.

Такие стихотворения можно писать и дома, устраивая конкурсы в семье. Проверяя домашнее задание, родители могут выбрать самые интересные термины и одновременно со своим ребенком написать синквейны на эти темы.

Синквейн универсален в работе с информацией (текст, видео, аудиозапись), поскольку помогает классифицировать, анализировать, систематизировать.

Синквейн предлагает приемы нестандартного решения стандартных жизненных вопросов, требует творческого и критического подхода к обучению, а значит, вносит в него новизну.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

История возникновения

В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (AdelaideCrapsey), опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.

Правила составления

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2-4-6-8-2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка — 31). Авторы, развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций:

Дидактический синквейн

Дидактическийсинквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

  • Первая строка — тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Синквейн с точки зрения педагогики

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Простота построения

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка школьного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство ссамим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Формирование аналитических способностей

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Вариативность

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:

  • составлением краткого рассказа по готовомусинквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готовогосинквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих, ее определить).

Синквейн «Грибы» по познавательно- исследовательскаой деятельности для детей 5-6 лет

Тема занятия: Синквейн «Грибы»

Возраст: 5-6лет.

Культурная практика: познавательно- исследовательская деятельность.

Тип исследования: классификация с элементами речевого развития.

Культурно- смысловой подтекст: создание наглядной таблицы-синквейна для логоуголка.

Говорухина М.А.

Комментарии: занятие проводится с целью закрепления пройденного материала, активизации познавательной деятельности, развития речи, мини- творчества, подчиненного определенным правилам, которые дети должны знать.

Материалы и оборудование: лист ватмана для работы на доске, листы А4 для работ детей, смысловые карточки символы для оформления синквейна, фломастеры, клей-стик для каждого, уголок «Кухня» в группе.

Ход занятия:

1) рассматриваем классификационную таблицу «Грибы», обсуждаем ее содержание;

2) Из фото(А4), лежащих на отдельном столике дети выбирают съедобные грибы, озвучивают их названия.

3) Перемещаемся в уголок «Кухня». Условно готовим разные блюда из грибов (суп, жаренные грибы, пирожки с грибами), проговариваем рецепт, используя муляжи овощей, акцентируя, что без термической обработки употреблять в пищу грибы нельзя. Важно: самостоятельно, без взрослых, сбором грибов заниматься нельзя!

4) Дети не умеют писать. Поэтому у каждого ребенка на его месте за столом лежат листы А4, клей-стик, картинки 5см на 5см с изображениями элементов синквейна.

5) Обговариваем с детьми правила составления синквейна, опираясь на вопросы: Что? Какие? Что с ними делают? Ключевая фраза о грибах. Слово- заключение. Дети из картинок, лежащих на столе, выбирают нужные, соответствующие этапу синквейна, и наклеивают в нужную позицию. Обосновывают свой выбор. На доске лист ватмана оформляет воспитатель. Картинки на ватмане и листах детей дублируются.

1. Грибы.

2. Съедобные, несъедобные.

3. Собирают, готовят, сушат.

4. Грибы- не растение.

5. Осторожно!

6) Динамическая пауза:

Еле маленький грибок

Через мох пробиться смог.

Целый день он подрастал,

К вечеру огромным стал.

Нас увидев, удивился,

И, подумав, поклонился:

Шляпку снял и выгнул спинку:

— Не возьмете ли в корзинку?!

(движения выполняются в соответствии текстом).

7)Дети рассказывают по синквейну о грибах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *