Синонимы 10 класс

Практикум и тест по теме «Омонимия частей речи»

10-11 класс, русский язык. Омонимия частей речи.

Упражнение 3.

Запишите номера предложений, в которых выделенные слова пишутся слитно, определите часть речи.

Упражнение 4.

Выпишите номера предложений с производным предлогом.

Упражнение 5.

Запишите слово по орфографическим нормам.

Упражнение 6.

Найдите омонимы, подберите к каждому синоним.

1)Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки. 2)Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке. 3) Он купил ириску, решил ее не есть, но как не съесть ириску, когда ириска есть.

Упражнение 7.

Составьте словосочетания с омонимами, проиллюстрировав их значение.

Свет, среда, глава, затопить, заточить.

Упражнение 8.

Найдите омоформы, разберите по составу каждый, поставьте в начальную форму, определите часть речи.

1)Небесное светило было закрыто дождевыми тучами, а еще вчера оно так ярко и ласково нам светило. 2)Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать и само меня бы мыло, хорошо бы это было. 3)Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Упражнение 9.

Найдите омофоны, объясните их написание.

Упражнение 10.

Найдите омографы, объясните их значение, разберите по составу.

1) Чай пили в саду. – Пили скорей дрова.

2) Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам!

Взбей яичные белки, И печенье испеки.

3) Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они.

В ведерко руку окуни, Не бойся: это окуни.

4) Плывут по озеру пироги – На остров нет другой дороги.

Любишь кушать пироги – Печь их маме помоги.

5) В дом войти никто не мог: На двери висел замок.

Я песок руками рою, Королевский замок строю.

10-11 класс, русский язык. Омонимия частей речи.

Упражнение 3.

Запишите номера предложений, в которых выделенные слова пишутся слитно, определите часть речи.

Упражнение 4.

Выпишите номера предложений с производным предлогом.

Упражнение 5.

Запишите слово по орфографическим нормам.

Упражнение 6.

Найдите омонимы, подберите к каждому синоним.

1)Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки. 2)Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке. 3) Он купил ириску, решил ее не есть, но как не съесть ириску, когда ириска есть.

Упражнение 7.

Составьте словосочетания с омонимами, проиллюстрировав их значение.

Свет, среда, глава, затопить, заточить.

Упражнение 8.

Найдите омоформы, разберите по составу каждый, поставьте в начальную форму, определите часть речи.

1)Небесное светило было закрыто дождевыми тучами, а еще вчера оно так ярко и ласково нам светило. 2)Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать и само меня бы мыло, хорошо бы это было. 3)Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Упражнение 9.

Найдите омофоны, объясните их написание.

Упражнение 10.

Найдите омографы, объясните их значение, разберите по составу.

1) Чай пили в саду. – Пили скорей дрова.

2) Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам!

Взбей яичные белки, И печенье испеки.

3) Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они.

В ведерко руку окуни, Не бойся: это окуни.

4) Плывут по озеру пироги – На остров нет другой дороги.

Любишь кушать пироги – Печь их маме помоги.

5) В дом войти никто не мог: На двери висел замок.

Я песок руками рою, Королевский замок строю.

Тест по теме «Омонимия слов разных частей речи»

1. При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е,производные от имён существительных.

А) В течен.. реки, в продолжен., повести, в заключен., не был.

Б) В течен.. часа, в продолжен.. суток, в заключен.. выступления.

2. Союзы тоже и также пишутся слитно, их можно заменить синонимом — союзом и. Определите написание слов-омонимов, переставляя или отбрасывая частицу же от местоимения то и наречия так.

1. На ней то(же) платье, что и вчера.

2. Так(же), как и много лет назад…

3. Друзья то(же) приехали.

4. Луна скрылась. Звёзды так(же) пропали.

А) Слитное написание союза.

Б) Раздельное написание слов с частицей же.

3. Союз чтобы пишется слитно, в отличие от частицы быпри местоимении что. В каком примере он употреблён?

А) Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.

Б) Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.

4. Раскройте скобки, определяя слитное или раздельное написание слова.

1. На то и щука в море, что(бы) карась не дремал.

2. Что(б) других учить, надо свой разум наточить.

3. Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

А) Слитное написание союза.

Б) Раздельное написание частицы бы и местоимения что.

5. Проанализируйте написание производных предлогов.

1. (На)счёт, (в)место, (на)подобие.

2. (В)целях, (по)причине, (в)продолжение.

А. Слитное написание. Б. Раздельное написание.

6. В каких предложениях пишется И?

А) отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели

Б) наблюдать изменения (в)течени.. реки

В) болеть (в)продолжени… месяца

Г) читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа

7. В каких предложениях пишется Е?

А) не пойти на прогулку (в)следстви… дождя

Б) уехать, но (в)последстви.. возвратиться в родной город

В) (в) заключени.. конференции был дан концерт

Г) (в) заключени.. по сочинению была дана его оценка.

Тест по теме «Омонимия слов разных частей речи»

1. При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е,производные от имён существительных.

А) В течен.. реки, в продолжен., повести, в заключен., не был.

Б) В течен.. часа, в продолжен.. суток, в заключен.. выступления.

2. Союзы тоже и также пишутся слитно, их можно заменить синонимом — союзом и. Определите написание слов-омонимов, переставляя или отбрасывая частицу же от местоимения то и наречия так.

1. На ней то(же) платье, что и вчера.

2. Так(же), как и много лет назад…

3. Друзья то(же) приехали.

4. Луна скрылась. Звёзды так(же) пропали.

А) Слитное написание союза.

Б) Раздельное написание слов с частицей же.

3. Союз чтобы пишется слитно, в отличие от частицы быпри местоимении что. В каком примере он употреблён?

А) Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.

Б) Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.

4. Раскройте скобки, определяя слитное или раздельное написание слова.

1. На то и щука в море, что(бы) карась не дремал.

2. Что(б) других учить, надо свой разум наточить.

3. Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

А) Слитное написание союза.

Б) Раздельное написание частицы бы и местоимения что.

5. Проанализируйте написание производных предлогов.

1. (На)счёт, (в)место, (на)подобие.

2. (В)целях, (по)причине, (в)продолжение.

А. Слитное написание. Б. Раздельное написание.

6. В каких предложениях пишется И?

А) отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели

Б) наблюдать изменения (в)течени.. реки

В) болеть (в)продолжени… месяца

Г) читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа

7. В каких предложениях пишется Е?

А) не пойти на прогулку (в)следстви… дождя

Б) уехать, но (в)последстви.. возвратиться в родной город

В) (в) заключени.. конференции был дан концерт

Г) (в) заключени.. по сочинению была дана его оценка.

1. — Б
2. — 1Б, 2Б, 3А, 4А
3. — А
4. — 1А, 2А, 3А
5. — 1А, 2Б
6. — Б,Г
7. — А,В

Дидактический материал для уроков русского языка в 3–4 классах «Синонимы»

Сысуева Надежда
Дидактический материал для уроков русского языка в 3–4 классах «Синонимы»

Упражнения с именами существительными – синонимами

Упражнение № 1

Прочитайте, назовите слова, употреблённые в значении «дорога». Что общего между ними и в чем разница.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне.

(В. Остин)

Упражнение № 2

Подберите к данным словам синонимы. Составьте словосочетания.

А) Строение – постройка.

Ряд. Рубеж. Препятствие. Балл. Наступление. Крыша. Сердечность.

Слова для справок:

кровля, шеренга, атака, оценка, граница, преграда, доброта.

Б) Пурга – буран.

Поклажа. Стужа. Половодье. Достижение. Столетие. Путешественник. Пламя. Тревога.

Слова для справок:

беспокойство, багаж, турист, век, холод, разлив, успех, огонь.

Упражнение № 3

Подберите к данным словам синонимы. Составьте предложения.

Образец: Вещи – багаж.

Буря. Неприятель. Режим. Странник. Друг. Предатель. Одногодок. Дорога. Боязнь. Игра. Мрак. Преграда. Несчастье.

Слова для справок:

путешественник, приятель, помеха, ураган, ровесник, противник, распорядок, изменник, путь, страх, забава, мгла, беда.

Упражнение № 4

Прочитайте, подумай, какое слово надо вставитьте в предложение. Сравните оттенки значений этих слов.

1. Завтра молодые воины будут принимать … .

Солдаты дали … сражаться до конца за честь Отчизны.

Мы с друзьями дали … — всегда помогать друг другу.

(Клятва, присяга, обещание)

2. Землетрясение – стихийное … .

Семью потрясло большое … .

(Несчастье, бедствие)

Упражнение № 5

Прочитайте предложения. Выпишите из них синонимы к слову сражение. Сравните оттенки значений этих слов.

Для битвы нам нужны не дубинки, а мечи булатные. Я на страшный бой иду. Отдохните воины после такого побоища. Ведь были схватки боевые? И вот на поле грозной сечи ночная пала тень.

Упражнение № 6

Употребите синонимы тишина, затишье, безмолвие предельно точно в тексте.

Ты в лесу. Ветер так слаб, что едва-едва слышен шелест листьев. Изредка где-то вдалеке появляется невнятный звук. В лесу …? Сильный ветер шумит в кронах деревьев, вот он замирает на несколько минут. Наступило …. ни единый звук не доходит до слуха. Всё замерло. В лесу царит … .

Упражнение № 7

Игра «Кто внимательнее?»

Определите, синонимы это или антонимы.

Азбука – алфавит, утро – вечер, беда – горе, ночь – день, война – мир, холод – жара, конец – начало, труд – работа, врач – доктор, радость – печаль, ураган – буря.

Упражнение № 8

К данным существительным-синонимам подберите однокоренные глаголы. Проверьте правильность написания гласной в корне.

Образец: смеется – хохочет.

Смех – хохот. Беспокойство – волнение. Борьба – сражение. Работа – труд. Горе – печаль. Рокот – грохот. Сторож – охрана. Укор – упрек.

Упражнения с именами прилагательными – синонимами

Упражнение № 1

Найдите в предложениях слова, близкие по смыслу. Проанализируйте разницу в употреблении слов.

Задача трудная. Задача сложная. Щенок робкий. Котёнок боязливый. Шары красные. Цветы алые. Громадный айсберг. Огромный корабль. Чудесный день. Хороший человек. Весёлое настроение. Радостное событие. Грустное событие. Печальное лицо. Хмурая осень. Ненастная погода.

Упражнение № 2

Спишите предложения парами. Найдите и подчеркните во втором предложении прилагательные-синонимы, выделенным в первом предложении. Пронаблюдайте за разницей в оттенках значений.

Вся страна весенним утром, как огромный сад стоит. В центре города выстроили громадный универсам.

— Что, дремучий лес, призадумался?

Грибники вошли в густой, глухой лес.

Жил на свете рыцарь бедный, молчаливый и простой.

Хороший человек мой брат, да уж больно бесхитростный.

Жизнь дана на смелые дела.

В бой вступили отважные лётчики, бесстрашные моряки, храбрые танкисты.

Упражнение № 3

Спишите, вставляя подходящие по смыслу прилагательные из скобок.

… взрыв потряс воздух. Раздался … вой сирены. Во дворе были слышны … голоса ребят.

(звонкий, оглушительный, пронзительный)

Эта лошадь очень …. Ночь была … и тёплая. Война оборвала … жизнь. Мне понравилась … речь.

(спокойная, смирная, тихая, мирную)

Молния ударила в … дуб. На краю деревни стояла … избушка. В музее была … мебель.

(старинный, ветхий, старый)

Упражнение № 4

Составьте словосочетания. С этими словосочетаниями составьте предложения.

Образец: Густой туман. Дремучий лес. В дремучем лесу стоит густой туман.

Густой, дремучий (лес, туман);

Старый, пожилой (человек, парк);

Коричневый, карие (костюм, глаза);

Смуглый, тёмный (лицо, волосы);

Горячий, знойный день (чай, день);

Серый, пасмурный (день, платье);

Влажный, мокрый (воздух, трава);

Голубые, лазурные (небо, глаза).

Упражнение № 5

Прочитайте предложения. Скажите, каким из слов, данных в скобках, можно заменить выделенные прилагательные, чтобы не изменился смысл. Лишнее исключите.

Стояло жаркое лето (чудесное, знойное, безоблачное). В овраге был студёный ключ (быстрый, прозрачный, холодный). Проворная белка перепрыгивала с одного дерева на другое (быстрая, маленькая, весёлая). Неповоротливый медведь встал на задние лапы (огромный, неуклюжий, добродушный).

Упражнение № 6

Включите в предложение подходящее слово из скобок. Объясните свой выбор.

В (сырой, мокрый) климате многие чувствуют себя плохо. В помещении сделали (сырая, влажная) уборку. Пассажиры приехали в Москву на (скорый, стремительный) поезде. Бойцы бросились в (скорая, стремительная) атаку. Секретарь положил на стол (жирная, толстая) папку. В духовке жарился (жирный, толстый) гусь.

Упражнение № 7

Составьте словосочетания и объясните свой выбор.

Жаркий, горячий, жгучий (солнце, день, привет);

Густой, глухой, дремучий (старик, туман, тайга);

Толстый, жирный (книга, мясо);

Аккуратный, чистый (воздух, ученик);

Румяный, багряный, рубиновый (закат, яблоко, звезда);

Обрывистый, отвесный (берег, скала).

Упражнение № 8

Сравните словосочетания, заменяя прилагательные синонимами.

Тихая езда, тихий голос.

Густой лес, густой туман.

Горячая вода, горячее лето.

Темное небо, тёмное лицо.

Старая книга, старый человек.

Верный друг, верный ответ.

Крепкая верёвка, крепкий организм.

Свежий ветер, свежая газета.

Чёрное пятно, чёрный конь.

Упражнения с глаголами – синонимами

Упражнение № 1

Выпишите синонимы парами. Составьте словосочетания.

Упражнение № 2

Спишите. Вставьте подходящие по смыслу глаголы, объясняя разницу их значений.

Ласточка … над гнездом. Над цветами … бабочки. Земля … вокруг солнца. … шар голубой.

(Вращаться, вертеться, кружиться, виться).

Сестра … своё новое платье. Пограничники … наши границы. Сторож … колхозное добро. Собака … дом.

(Охранять, беречь, сторожить).

Упражнение № 3

Составьте с данными глаголами словосочетания

Удивился (чему, поражаться (чем);

Хотеть (чего, стремиться (к чему);

Беспокоиться (о ком, тревожиться (за кого);

Захватить (что, завладеть (чем);

Продавать (что, торговать (чем).

Упражнение № 4

Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу существительные. Напишите, где нужно предлоги. Составьте с полученными словосочетаниями предложения.

Посетить, побывать (Москва, друг);

Заботиться, беспокоиться (дети, здоровье);

Вращаться, виться (колесо, ласточка);

Охранять, караулить (склад, покой);

Унять, успокоить (ребёнок, больной).

Упражнение № 5

Выберите из скобок подходящие по смыслу глаголы и замените ими глаголы в данных предложениях. Лишнее исключите.

На деревьях сверкал пушистый иней (искрился, сиял, блистал);

Мать опасалась за здоровье ребёнка (страшилась, пугалась, боялась);

Быстро бежало время (торопилось, мчалось, спешило);

Над головой гремел оглушительный гром (шумел, грохотал, рокотал);

Упражнение № 6

Прочитайте и найдите в предложениях однородные глаголы.

Затужили старик со старухой, загоревали. – Иван лежит в избушке – не спиться ему, не дремлется. – Смотрит – под кустом старший брат спит, во всю мощь храпит. – Едем мы с поганым чудом-юдом биться, сражаться, родную землю защищать. – Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел дурным голосом.

Упражнение № 7

Расположите глаголы по степени усиления обозначенного ими действия.

Составьте с ними словосочетания.

Кричал, шептал, говорил;

Мчался, шагал, бежал;

Смеялся, улыбался, хохотал;

Рассвирепел, разозлился, рассердился;

Накрапывал, лил, моросил;

Тлел, горел, полыхал;

Поразил, удивил, ошеломил;

Хвалил, одобрял, превозносил.

Упражнение № 8

Выпишите из каждой пары предложений глаголы-синонимы. Проанализируйте оттенки их значений.

Образец: Ругайте – браните.

Не ругайте меня понапрасну. Не браните меня целый день. – Я отыщу секрет и ларчик вам открою. – Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы. – Чтоб концы его владений охранять от нападений, должен был он содержать многочисленную рать. – В кузнице молот стучит. – Кто-то барабанит в дверь. – Скрыла солнце туча грозовая. Женя спрятала игрушки от маленькой сестренки.

Упражнения с наречиями-синонимами

Упражнение № 1

Составь предложения с каждым из этих слов. Составьте группы родственных слов по образцу: вежливый – вежливо – вежливость.

Вежливо – учтиво – любезно – приветливо.

Упражнение № 2

Подберите к наречиям из левого столбика наречия-синонимы из правого столбика и запишите парами. Составьте словосочетания.

Образец: отлично — прекрасно.

Отлично, вверху, быстро, сзади, близко, грустно, бессердечно, назойливо, безмолвно, разумно, бесстрашно, трудно.

Тяжело, прекрасно, наверху, храбро, беззвучно, скоро, позади, рядом, печально, жестоко, надоедливо, умно, важно.

Упражнение № 4

Составьте предложения с данными наречиями.

Вволю, вдоволь.

Спозаранку, спросонья.

Второпях, вскорости, быстро, впопыхах.

Невзначай, неожиданно, наспех.

Вверх, ввысь, вверху, наверх, доверху.

Наперегонки, наперебой.

Упражнение № 5

Спишите предложения парами. Подчеркните наречия-синонимы.

1. Моряк твёрдо стоял на ногах. Я так прочно не качающейся палубе стоять не мог.

2. Петя отважно вступил в бой. Его друзья воевали не менее храбро.

3. Грозно в синей вышине стояли тучи в стороне. Зловеще ветер выл в трубе.

4. Над рекой тихо светит луна. По реке бесшумно скользят парусные лодки.

5. Куда не оглянись, повсюду рожь густая. Во время праздника везде люди поют, танцуют, смеются.

Что такое синонимы: примеры синонимов

Синонимы (от древнегреческого συνώνυμος, «одноименный») — это похожие по значению слова, которые пишутся и произносятся по-разному. Пример синонимов: идти — шагать; смелый — храбрый; веселье — радость.

Смысл синонимов может совпадать полностью или частично. Синонимы могут иметь в основе один и тот же корень (неграмотный — безграмотный) или разные корни (плохой — ужасный).

Как правило, слова-синонимы не полностью тождественны друг другу. Каждый из них имеет свой оттенок значения. Например: врач — доктор — медик — эскулап.

Несколько слов-синонимов образуют синонимиче­ский ряд. Например: юноша — молодой человек — подросток — отрок — недоросль — парень — пацан. Все эти слова похожи, но несколько отличаются и по смыслу, и по стилю.

Синонимами могут быть не только слова и словосочетания, но также устойчивые обороты речи — фразеологизмы. Слово «много» можно заменить идиомами «хоть пруд пруди», «тьма-тьмущая», «куры не клюют», «хоть отбавляй».

Синонимы позволяют точнее выразить свою мысль, избежать ненужных повторений, выразить отношение к предмету, соблюсти определенный стиль.

Синонимы и антонимы

В отличие от синонимов антонимы — слова, противоположные по значению. Примеры антонимов: горячий — холодный.

Таким образом, «антоним» — антоним слова «синоним».

Виды синонимов

Существуют следующие виды синонимов:

Абсолютные синонимы — это полностью тождественные слова. Например, бегемот — гиппопотам или век — столетие.

Семантические (смысловые) синонимы отличаются оттенками значения. Пример: неприятный, мерзкий, отталкивающий, отвратительный, противный.

Стилистические синонимы отличаются эмоциональной окраской либо принадлежат к разным языковым стилям. Например: нейтральное слово ходить и просторечное шляться; враг и устаревшее неприятель.

Многие синонимы одновременно отличаются и значением, и экспрессивной окрашенностью. Например: актер и комедиант.

Читайте также: Что такое контекстные синонимы. Примеры

Примеры синонимов в русском языке

Синонимы к слову говорить — вещать, выражаться, высказываться, излагать, лепетать, молвить, мямлить, ораторствовать, произносить, разглагольствовать, сказать, тараторить, твердить, утверждать.

Синонимы к слову данные — информация, показания, материалы, сведения, файлы, факты, цифры, эмпирика.

Синонимы к слову думать — вникать, воображать, ворочать мозгами, взять в голову, допускать мысль, задумываться, кумекать, ломать голову, мечтать, мозговать, мыслить, намереваться, носиться с мыслью, планировать, полагать, помышлять, размышлять, рефлексировать, решать, соображать, судить, шевелить извилинами.

Синонимы к слову есть — глотать, жрать, кушать, лопать, наворачивать, питаться, рубать, трескать, уписывать, уплетать, хавать.

Синонимы к слову жара — баня, высокая температура, духота, жарища, зной, пекло, тепло, теплынь.

Синонимы к слову интересный — достойный внимания, животрепещущий, занимательный, занятный, забавный, захватывающий, любопытный, небезынтересный, не оторвешься, нескучный, примечательный, смотрибельный, увлекательный.

Синонимы к слову каждый — всякий, любой, произвольный, отдельный, первый попавшийся.

Синонимы к слову красивый — бесподобный, великолепный, видный, дивный, изящный, нарядный, прекрасный, прелестный, привлекательный, пригожий, роскошный, смазливый, хороший, щегольской.

Синонимы к слову нейтральный — безучастный, бесстрастный, индифферентный, непредвзятый, никакой, равнодушный, спокойный, средний, сухой, хладнокровный.

Синонимы к слову объяснять — вносить ясность, излагать, иллюстрировать, интерпретировать, комментировать, описывать, освещать, проливать свет, разжевывать, раскрывать, растолковывать, трактовать.

Подобрать подходящий синоним поможет словарь синонимов русского языка.

Русский язык богат и разнообразен, в нем много слов, которые имеют противоположное значение, а еще есть такие, значение которых одинаковое. Синонимы и антонимы в русской речи – это явление, о котором нужно знать каждому грамотному человеку. На уроке русского языка в 3 классе эта тема не зря рассматривается так подробно.

Что такое синонимы и зачем они нужны

Слова, относящиеся к одной части речи и при этом очень близкие по значению, но отличающиеся написанием, называются синонимами. Слова из разных частей речи синонимами быть не могут, это правило. Зато они могут относиться к разным стилям и иметь разную эмоциональную окраску. Такие слова могут объединяться в синонимические цепочки, для чего их должно быть минимум три.

Для примера можно рассмотреть такую цепочку: лицо – рожа – физиономия. В нем слово лицо относится к среднему роду и имеет нейтральную окраску, рожа относится к категории сниженной лексики, а физиономия – разговорной. После рассмотрения можно сделать вывод, что слова, хоть и должны относиться к одной части речи, род могут иметь разный. Чаще всего они отличаются друг от друга какими-то оттенками значений, но существуют и абсолютные синонимы, то есть такие слова, которые совпадают полностью – это абсолютные синонимы. Так, всем известное слово “азбука” имеет абсолютный синоним – слово “букварь”, а бегемота можно называть гиппопотамом.

Синонимы появляются в языке по нескольким причинам – это может быть необходимость добавить слову новый оттенок значения/эмоциональную окраску или появление заимствования.

Синонимичные слова делают речь более конкретной и определенной и вместе с тем богатой, они позволяют авторам литературных произведений не повторять одни и те же слова слишком часто.

Антонимы: что за слова и как они употребляются

Если слова имеют противоположное значение, то это антонимы. Как и синонимы, они всегда относятся к одной и той же части речи. При этом, если слово многозначное, то оно будет иметь несколько антонимов в зависимости от того, какое значение имеется в виду. Для примера рассмотрим две пары антонимов:

  • прямой – кривой;
  • прямой – уклончивый.

В первой паре речь идет о форме, во второй – о характеристике высказывания (прямой ответ).

Такие слова часто используются для того, чтобы показать предметы или явления с разных сторон, охарактеризовать их с помощью контраста, крайней противоположности.

Употребление синонимов и антонимов

Благодаря этим слова речь человека, устная и письменная, становится более точной и богатой. Они помогают человеку выразить отношение к тому, что он говорит, передать не только мысли, но и эмоции. Ученые-лингвисты разработали специальные словари, которые облегчают употребление синонимов, антонимов. Для каждой группы слов существует свой словарь.

Необходимо понимать, что у одного и того же слова могут быть как синонимичные, так и антонимичные слова. Например, друг – враг, друг – товарищ. Первая пара – антонимы, вторая – синонимы.

Что мы узнали?

В русском языке есть слова, которые имеют близкое значение, но при этом пишутся и произносятся по-разному – это синонимы. А если слова не только пишут и говорят по-другому, но и значение у них противоположное, то это антонимы. Благодаря им человеку становится проще пояснить, что он имел в виду и выразить свои эмоции. Они могут составлять как пары, так и целые цепочки, которые можно найти в специальных словарях. Одно и то же слово может иметь не только синонимы, но и антонимы. Они всегда относятся к одной и той же части речи, но могут иметь разную родовую принадлежность и эмоциональную окраску.

Тест по теме

Синонимы. Антонимы.Омонимы тест по русскому языку (3 класс) по теме

_________ _______________________________________

Синонимы

1)К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика и соедините их.

путь

страх

работа

дело

метель

дорога

грусть

вьюга

тревога

нищета

бедность

тоска

родник

лошадь

тропинка

несчастье

друг

противник

враг

приятель

горе

дорожка

конь

ключ

2) Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их.

  • Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.
  • Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.

3) Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.

  • великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный
  • храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый

4) Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова.

Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.

____________ _____________ _______________

____________ _____________ _______________

____________ _____________ _______________

5) Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.

Пользуйтесь словами для справок.

Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.

Антонимы

1) Подберите антонимы к данным словам.

Тьма — _______ , вверх — _________, холодный — ___________, помогать__________.

2) Продолжите начатые предложения антонимами.

В поле холодно, а в доме _____________.

Заяц бегает быстро, а черепаха ползает ______________ .

3) Подбери антонимы к подчеркнутым словам.

лёгкий чемодан -________, лёгкая задача -_________, лёгкий мороз — ___________, мелкий почерк-__________, мелкое озеро-___________

4) Найди в словаре антонимы к словам .

Успех-_____________, родина-______________ , активный-____________.

Омонимы

  1. Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы,

запиши их рядом.

Суслик выскочил из норки

И спросил у чёрной норки:

— Где вы были?

— У лисички!

— Что вы ели там?

— Лисички! ____________ , ____________

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *