Система образования понятие

Сущность и принципы системы образования РФ

Кочкина Ольга
Сущность и принципы системы образования РФ

Система (греч.) – целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Система образования – совокупность образовательных учреждений, построенная и функционирующая на основе общих принципов. В соответствии с Законом «Об образовании» в эту систему наряду с учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты, а также органы управления образованием.

Прежде всего, развитием производства, оно определяет требования к типу работника, уровню его образования. Во-вторых уровнем развития культуры в широком ее смысле и науки в частности. В-третьих,особенностями форм общественного сознания: идеологией, моралью, религией.

В-четвертых, на характер системы образования существенно влияют исторический опыт и национальные традиции.

Образование зависит от политики властных структур.

Факторы, определяющие систему образования, динамичны, поэтому и системы образования периодически реформируются, чтобы удовлетворить запросы как общества, так и личности.

Современная система образования нашей страны строится на основании Закона Российской Федерации «Об образовании». Закон определил следующие принципы государственной политики в области образования:

а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине;

б) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

в) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

г) светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

д) свобода и плюрализм в образовании;

е) демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Закон определил структуру образовательных учреждений.

Дошкольное образование: детские сады, семейное воспитание.

Общее образование: начальное образование, основное общее образование, общее среднее образование.

Профессиональное образование: начальное профессиональное образование, даваемое профессиональными училищами; среднее профессиональное образование, получаемое в техникумах и колледжах; высшее профессиональное образование, которое дают высшие учебные заведения; послевузовское образование, осуществляемое аспирантурой, ординатурой.

Дополнительное образование осуществляется либо однопрофильными учреждениями (музыкальные, художественные, спортивные школы и т. д., либо многопрофильными (центры детского творчества, бывшие дома и дворцы пионеров и школьников).

Специальное образование осуществляют образовательные учреждения для детей-сирот, оставшихся без родительского попечения, а также учреждения для детей, имеющих отклонения в развитии.

Управление системой образования страны осуществляется Министерством образования.В регионах управленческие структуры имеют различные названия: министерство, департамент, управление образования.

Принципы системы образования в Российской Федерации

Основой для построения и функционирования российской системы образования являются принципы государственной политики в области образования, сформулированные в ст. 2 Закона РФ «Об образовании», которые вполне могут выступать в качестве принципов системы образования Российской Федерации:

  • а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Данный принцип основывается на идеях гуманизма, которые признают ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей. Реализация этого принципа предполагает субъект-субъектную схему педагогического взаимодействия, в процессе которого обучающийся выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, субъект и партнер общения, а не как пассивный объект обучения. Кроме того, предполагается утверждение таких общечеловеческих ценностей, как Жизнь, Добро, Истина, Красота, создание в учебном заведении условий нормальной жизнедеятельности обучающегося, привитие ребенку с ранних лет интереса к истории своей страны, ее жизни, к народу;
  • б) единство федерального, культурного и образовательного пространства осуществляется через реализацию государственных образовательных стандартов, защиту и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, а также использование единой педагогической терминологии;
  • в) общедоступность и адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и под

готовки обучающихся, воспитанников подразумевает обеспечение условий для усвоения обучающимся культурно-исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм человеческого общежития в контексте развития общемировой цивилизации, соответствующим образом представление содержания образования, отличающее его от научного знания;

  • г) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях означает свободу государственного, муниципального образовательного учреждения от прямого религиозного воздействия и основывается на свободе совести граждан, а также на соответствующей норме ч. 1 ст. 14 Конституции РФ, предполагающей светский характер государства;
  • д) свобода и плюрализм в образовании основываются на понимании необходимости воспитания свободы и ответственности. Как известно, свобода человека есть осознанная (в той или иной степени) необходимость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, членом которого является человек. Очень важно (хотя и очень нелегко!) для каждого человека найти правильное соотношение между стремлением к личной свободе и необходимостью уважения и соблюдения свободы других членов общества. Права человека и его обязанности, закрепленные в Конституции РФ, являются предметом правового воспитания в школе;
  • е) демократический государственно-общественный характер управления образованием основывается на идее объединения усилий государства и общества в решении проблем образования, предоставлении учителям, обучающимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, выборе различных типов образовательных учреждений. Данный принцип проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления – совета учебного заведения;
  • ж) автономность образовательного учреждения заключается в самостоятельности в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством РФ и уставом учебного заведения.

88. Система общего образования в России

Под системой общего образования понимается совокупность учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования.

Принципы построения системы образования в России

1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям.

2. Сохранение основных положений, сложившихся в российской школе: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса.

3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России.

4. Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства.

5. Демократический характер системы образования.

Сложившаяся система управления образованием выполняет функции регулирования, координации и контроля на федеральном, региональном и местом уровнях.

Все органы управления образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования РФ, включая подведомственные ему образовательные учреждения.

Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды развития региональных систем образования, прямое финансирование деятельности образовательных учреждений, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры образовательных систем, разрабатывают перечень профессий и специальностей, по которым в стране ведется профессиональное обучение.

Важнейшей функцией государственных органов управления образованием является контроль исполнения законодательных основ в области образования, реализации образовательных стандартов и исполнения бюджетной и финансовой дисциплины.

Управление государственным и муниципальным образовательным учреждением осуществляет администратор (заведующий, руководитель, директор, ректор, начальник), который нанимается, назначается или избирается на руководящую должность в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или по согласованию с ним попечительский совет, формируемый учредителем.

На современном этапе развития назревает потребность в новой реформе российской системы образования. Ее основная задача – облегчить государству бремя содержания школы во всех ее звеньях, повернуть и высшую, и среднюю школу к рынку.

В области управления предполагается значительно расширить права муниципальных органов и отдельных образовательных учреждений на основе автономии образовательных учреждений и усиления общественных компонентов контроля и управления. Значительные изменения предполагаются в области финансирования.

  1. Характеристика документов, определяющих содержание образования.

Система образования в России

Российская система образования представляет собой единый процесс обучения и воспитания. Она направлена на то, чтобы дать обучающимся все необходимые знания, умения и навыки, сформировать у них нравственно правильные ценностные установки и наделить их необходимой компетенцией. Целью образования является личностное развитие каждого человека, а также удовлетворить его потребности в обучении.

Конституция Российской Федерации содержит статью, которая гарантирует предоставление каждому гражданину права на образование.

Замечание 1

Основным документом, регламентирующим образование в России, является федеральный закон “Об образовании”.

В целом образование в России делится на:

  • Общее, которое делится на дошкольное, начальное, основное общее и полное общее;
  • Профессиональное, которое делится на среднее профессиональное, бакалавриат, магистратуру/специалитет;
  • Дополнительное: дополнительное образование для детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Данная система обеспечивает доступ граждан в образованию на протяжении всей жизни, а также обеспечивает возможность реализации непрерывного образования.

Обучение может проходить в очной, очно-заочной и заочной формах. Возможны экстернат, а также семейное и дистанционное образование.

Соответствие образования установленным требованиям устанавливается с помощью федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). ФГОС-ы регулируют содержание образовательных программ, условия реализации этих программ, а также проверяют, как эффективно данные программы действуют.

Управляет российским образованием Министерство образования и науки РФ. Также контроль над сферой образования держит Рособрнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Они предупреждают и пресекают всевозможные нарушения требований законодательства.

В России существуют следующие образовательные организации:

  1. Дошкольное образование: ясли, детские сады;
  2. Общее образование: школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса, школы-интернаты и т.д.;
  3. Среднее профессиональное образование: училища, колледжи, техникумы;
  4. Высшее образование: институты, университеты, академии;
  5. Дополнительное образование: дворцы творчества, школы искусств и т.д.

Образовательные организации могут быть как государственными, так и частными.

Помимо этого в России существует понятие корпоративного образования, при котором образовательный процесс проводится внутри организации или фирмы сотрудниками данной организации или фирмы.

Первые школы открывались ещё на Руси в IX-X веках, чаще всего при монастырях. Первый российский ВУЗ — всем известна Славяно-греко-латинская академия (открылась в XVII веке).

В целом современная российская система образования построена довольно неплохо. В 2014-ом году британское исследование поставило её на восьмое в Европе и тринадцатое в мире места по качеству образовательных услуг. Однако по математике, научной грамотности и чтению российские школьники часто сильно отстают от других стран; в соответствующем исследовании Россия стояла на 30-40-ых позициях.

Замечание 2

Лучшим учебным заведением в России, согласно мировым исследованиям, является МГУ имени Ломоносова. Этот вуз занимает весьма высокие позиции во многих международных рейтингах наряду с СПбГУ и МГТУ имени Баумана.

Принципы российской системы образования

Все принципы, согласно которым организуется и реализуется образовательный процесс в России, озвучены в федеральном законе “Об образовании в РФ”.

Первым пунктом в данном законе обозначена обязательная гуманистическая направленность образования. Это значит, что приоритетом в системе образования является человек как высшая ценность, а основной задачей образования является воспитание полноценной и свободной личности. Все люди имеют одинаковое право на образование и все люди имеют право на уважение.

Второй пункт напрямую относится к размерам нашей страны и большому разнообразию её этнического состава. Принцип единства культурного и образовательного пространства учитывает наличие в России множества малых национальных культур и большого количества регионов. Все образовательные стандарты одинаковы для всех субъектов РФ.

Принцип общедоступности образования предполагает, что российская образовательная система должна предоставлять одинаковые возможности и одинаково качественные образовательные услуги для всех своих граждан. В процессе обучения должны учитываться особенности каждого ученика, а также культурной среды, в которой он находится.

Ещё одним принципом является светский характер образования в России. Образовательные площадки должны быть свободны от религиозного влияния. Данный принцип напрямую связан с тем, что Россия — это светское государство.

Определение 1

Светское государство — такое государство, в котором религия отделена от государственного управления.

Принцип свободы и плюрализма в образовании означает, что в личности прежде всего нужно воспитывать ответственность за свои поступки, давая при этом ей свободу данные поступки совершать. И каждый человек должен понимать, что его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Определение 2

Плюрализм — концепция, согласно которой возможно одновременное существование различных точек зрений и взглядов на одно и тоже явление.

Принцип демократического характера управления призван объединить усилия государства и общества относительно решений проблем образования. Проявление данного принципа в действии можно увидеть на примере существования в России не только государственных организаций, занимающихся вопросами образования, но также организаций профсоюзных.

И, наконец, последним в законе “Об образовании” описан принцип автономности образовательных учреждений. Он означает, что каждое образовательное учреждение вправе регулировать свою внутреннюю жизнь без обращения к государству, но не нарушая законодательства.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Парилов Д.О. 1 1 ЧОУ ВО «Нижегородская правовая академия» В данной статье речь пойдет о систематизации российской образовательной системы. По нашему мнению, данную функцию выполняет юридическая модель российского образования (и, в частности, юридическая модель высшего образования) – содержащиеся в нормативно-правовых актах цели, принципы российского образования и условия их реализации. Нами проанализированы изменения, произошедшие в юридической модели российского образования за период с 1996 г., а также мы рассмотрим основные тенденции развития, которые законодатель отражает в различных документах, регламентирующих образовательную деятельность. По результатам данного анализа можно будет определить, каких целей хочет достигнуть наше государство, каково место образования среди других институтов, а также основные принципы, на которых базируется достижение указанных целей, и методы их реализации. 133 KB cистематизация образование принципы цели государство 1. Агаркова Д.А. Принципы реализации государственной политики в сфере образования в рамках нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник государственного и муниципального управления. – 2013. – № 2. – С. 101 – 107. 2. Козырин А.Н. Государственная политика Российской Федерации в области образования: понятие и законодательные принципы // Гражданин и право. – 2010. – № 11. С. 14–22. 3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Режим доступа: http://base.consultant.ru. (Дата обращения: 20.10.2015 г.). 4. Никитин В.Я., Дракина И.К., Кривых С.В. и др. Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: Монография. – СПб.: ИПК СПО, 2012. – С. 46. 5. Петров А.В., Горбатова М.К. Основные тенденции развития высшего юридического образования в современной России: Монография. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. – С. 38. 6. Приказ Минобрнауки РФ № 14 от 15.01.2014 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования». Режим доступа: http://base.consultant.ru (Дата обращения: 20.10.2015 г.). 7. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. Режим доступа: http://base.consultant.ru (Дата обращения: 20.10.2015 г.). 8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (Редакция от 13.07.2015 (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)) «Об образовании в Российской Федерации». Режим доступа: http://base.consultant.ru (Дата обращения: 20.10.2015 г.). Юридическая модель российского образования — это отраженные в ключевых нормативно-правовых актах стратегические цели, принципы российского образования и условия их реализации. К ключевым документам в данном контексте мы относим: Федеральный закон «Об образовании» в его развитии; Приоритетный национальный проект «Образование», концепция модернизации российского образования до 2010 г., Модель «Российское образование — 2020», Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы, Национальная доктрина образования в Российской Федерации (развитие системы российского образования до 2025 г.); государственные образовательные стандарты в их развитии; приказы, распоряжения, постановления Минобрнауки РФ последних лет. Особое внимание в статье мы сосредоточим на модели высшего образования (понятия «юридическая модель высшего образования» и «юридическая модель образования» соотносятся как видовое и родовое).

Юридическая модель российского образования представляет собой сложную систему, состоящую из различных элементов, связанных между собой как вертикально (законодательные акты), так и горизонтально (функциональные связи) . Стратегические цели развития российского образования нашли отражение в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (далее — Доктрине), принятой еще в 2000 г., но прогнозирующей развитие российского образования до 2025 года. Исходя из документа, можно обобщенно сформулировать три стратегические цели:

— историческая преемственность развития образования, сохранение, распространение и развитие национальной культуры национального своеобразия; воспитание патриотизма;

— в контексте глобализации, интеграции российской экономики в мировое хозяйство — инновационность, встраивание в глобальное образовательное пространство;

— гуманизация и демократизация образования.

В Законе «Об образовании» сформулированы также принципы образовательной политики. С принятия Закона об образовании в редакции № 1 от 10.07.1992 до редакции № 69 от 12.11.2012 они практически не изменялись. Единственно, в редакции № 2 от 13.01.1996 принцип, утверждающий гуманистический характер образования (п.1), был дополнен тезисом о необходимости воспитания трудолюбия учащихся, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе и семье.

Значительная трансформация принципов происходит в редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, вступившего в силу с 1 сентября 2013 года: вводится ряд новых принципов, а те, что содержались в «старом» законе, получают более расширительное толкование.

Новым стал принцип приоритетности образования, более того, он поставлен законодателем на первое место. Этот принцип согласуется с частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Принцип обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования представляет собой редакцию принципа общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

Принцип, утверждающий гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования, перенесен в новый Закон почти без изменения. В несколько иной формулировке, но содержательно почти без изменений перенесен в новый закон принцип о единстве образовательного пространства на территории Российской Федерации, защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. Принцип соотносится с конституционным определением Российской Федерации как федеративного и многонационального государства.

В духе рассмотренных нами выше общемировых тенденций (прежде всего, глобализации) следует рассматривать новый принцип «Создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе». Этот принцип следует рассматривать в контексте включения российской системы образования в Болонский процесс. Обратим особое внимание на два условия, соблюдение которых законодатель считает необходимым для интеграции российского образования в общеевропейское образовательное пространство: равноправность и выгода для России. Насколько они соблюдаются? По нашему мнению, образовательная реформа в России, по крайней мере пока, носит «догоняющий» характер. Следовательно, трудно говорить о какой-либо «равноправности», сомнительны и выгоды от реформы для России, во всяком случае, до настоящего времени.

Без изменения перенесен в новое законодательство принцип, утверждающий светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Значительное расширение получил принцип о свободе и плюрализме в образовании. В новой редакции он звучит так: «Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания». Соблюдение академических свобод в сфере высшего и послевузовского образования согласуется со статьей 44 Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания» . Следует уточнить, что свободы не означают своеволия, они возлагают и определенную ответственность на участников образовательного процесса. Студенты вузов обладают правом участвовать в формировании содержания своего образования лишь при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего образования (ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Это право может быть ограничено исключительно условиями договора между студентом и лицом (физическим или юридическим), оказывающим ему содействие в получении образования и в последующем трудоустройстве.

Новым стал принцип обеспечения права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивности системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека (правда, вторая часть, касающаяся адаптивности образования, частично дублирует принцип 3 «старого» Закона). Что касается развития образования (в том числе и высшего) в течение всей жизни, именно в настоящее время это становится особенно актуальным. Во-первых, созданы условия для реализации данного принципа — сформировалась сетевая информационная среда. Во-вторых, требование развития образования в течение всей жизни отражает актуальные тенденции: мир глобализируется, конкуренция ужесточается — это требует гибкости, способности оперативно реагировать на новации. Современное общество живет в соответствии с законом все нарастающей мобильности (правда, зачастую, в ущерб глубине и фундаментальности). Хотя, следует заметить, что в основу реализации данного принципа законодатель кладет опять же гуманистические основания («потребности личности»).

Новым является принцип автономии образовательных организаций, академических прав и свобод педагогических работников и обучающихся, информационной открытости и публичной отчетности образовательных организаций. Смысл этой законодательной новации видится в демократизации образования, сочетающейся с расширением гласности и повышением ответственности образовательных учреждений (в статье 30 нового Федерального закона «Информационная открытость образовательной организации» предоставляется подробный перечень информации, которая должна быть общедоступна — в первую очередь через Интернет). Также в Законе введен понятийный аппарат, разъясняющий суть автономии образовательной организации, академических прав и свобод педагогических сотрудников и обучающихся .

Расширенное толкование приобрел принцип демократического и государственно-общественного характера управления образованием, закрепленный в «старом» законе «Об образовании». Теперь он звучит так: «Демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями». Смысл расширения мы видим в акцентировании законодателем внимания на защите права участников образовательного процесса на управление образованием. Это еще раз свидетельствует о демократизации образования в России. Демократизм управления образованием означает выборность органов управления, коллегиальный характер управления (педагогический совет, ученый совет и т.д.), представительство в органах управления образованием учащихся, общественных организаций, публичность и гласность при принятии управленческих решений, создание системы действенного контроля и т.д. .

Новым является и принцип недопустимости ограничения или устранения конкуренции в сфере образования. Его следует рассматривать в контексте трактовки образования как рыночной услуги. Конкуренция — это объективные отношения, возникающие между субъектами рынка в условиях ограниченности ресурсов. Ресурс в данном случае — группа людей, нуждающихся в образовании, за них и идет борьба. Конкуренция между вузами российской образовательной системы является одним из звеньев действующего по законам конкуренции глобального рынка.

Новым является принцип сочетания государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. Государственное регулирование осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Правительством Российской Федерации), оно сочетается с договорными отношениями между органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, которые регулируют сферу образования.

Итак, мы видим, что принципы образовательной политики, по сути, представляют собой более расширительное толкование стратегических целей образования. Со стратегической целью сохранения преемственности и культурной идентичности связан принцип единства образования и защиты культурных особенностей. Со стратегической целью инновационности, встраивания в глобальное рыночное образовательное пространство связаны принципы: интеграции российского образования с иными образовательными системами; конкурентности, гибкости и адаптивности образования, образования в течение жизни, сочетания государственного и договорного регулирования образованием. Со стратегической целью гуманизации и демократизации образования связаны принципы: приоритетности, гуманистического характера, общедоступности, свободы и плюрализма образования; автономии образовательных организаций и демократического характера управления образованием.

Что касается реализации формируемой юридической модели образования (и, в частности, юридической модели высшего образования), сформулированные стратегические цели, принципы, цели, задачи и достаточно претенциозные ожидания развития российского образования могут быть воплощены в жизнь лишь при необходимом финансовом их обеспечении. Без этого они останутся пустыми декларациями, либо обернутся формализмом. Насколько модернизация образования финансово обеспечена, свидетельствуют следующие цифры. Национальная Доктрина предусматривала поэтапное финансирование образования с 7% от ВВП (2000 — 2003 гг.) до 10% от ВВП (2011 — 2025 гг.). В реальности же, согласно данным Министерства экономического развития РФ, расходы бюджетной системы на образование в 2013 г. составили 4,0%; прогноз на 2014 г. — 3,8%, на 2015 г. — 3,7%. То есть реальные цифры минимум в 2,5 раза ниже, и динамика убывающая.

Насколько адекватно реализуются стратегические цели, принципы, цели и задачи высшего образования мы можем судить по динамике государственных образовательных стандартов высшего образования и по разработанным Минобрнауки РФ Показателям мониторинга вузов. Мы рассмотрим госстандарты по специальности (направлению) «Юриспруденция» — они отражают общие идеи модернизации российского образования в целом. Активная модернизация российского образования совпала с принятием в 2000 году ГОС ВПО 2 поколения (ГОС ВПО — 2). Однако наиболее кардинальные изменения в системе высшего образования отразил ФГОС ВПО — 3, принятый в 2010 г. и не случайно. Участие в Болонском процессе (в который Россия вступила еще в 2003 г.) наложило на Россию обязательство выработать единые с европейскими критерии и методологию образования, обеспечить международную открытость, мобильность студентов и преподавателей. Не случайно при проведении мониторинга вузов международная открытость, мобильность учитываются в качестве ключевых показателей — число иностранных студентов обучающихся в вузе, и иностранных преподавателей, привлеченных к обучению; взаимный обмен студентами с иностранными вузами. Правда и международная деятельность вузов получает коммерческий рыночный акцент: учитываются средства от НИОКР, выполненные по заказу иностранных компаний; средства, получаемые за обучение иностранных граждан. Нужно учитывать и то, что принятие ФГОС ВПО — 3 совпало с активной фазой перехода российского образования на рыночные отношения, что знаменует общую коммерциализацию системы образования и высшего в том числе; потребовало гибкости высшего образования (способности подстраиваться под быстроменяющуюся конъюнктуру), тесной интеграции с рынком труда, индивидуализации обучения, кардинальной смены образа выпускника — от банального носителя информации к творческому активному субъекту, способному самоопределяться в профессиональной деятельности, мотивированному на саморазвитие, мобильность и социальную адаптивность, так как в новых рыночных условиях никто не гарантирует профессиональную занятость. В контексте стратегической цели встраивания в глобальное рыночное образовательное пространство, принципа интеграции российского высшего образования с иными образовательными системами ФГОС ВПО — 3 закрепил переход на 2-уровневую подготовку («бакалавриат — магистратура»). По мнению В.Я. Никитина, данная система считается экономически оправдавшейся в некоторых странах Европы и в США. Но, по нашему мнению, не известно, оправдается ли она в России, ибо нельзя не согласиться с тем же автором, что при кардинальной ломке системы образования высока вероятность утери того богатейшего опыта, который был получен нами за всю историю и который признается во всем мире . Нельзя забывать, что на первом месте в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» отражена цель: «историческая преемственность» развития образования, «сохранение, распространение и развитие национальной культуры» национального своеобразия; «воспитание патриотов России». А механическое подстраивание национальной образовательной системы под болонские стандарты идет вразрез с указанной стратегической целью. В случае пренебрежения данной целью не получится достигнуть и двух других, и в целом будет невозможно построить мощное конкурентоспособное образование, адекватное инновационной экономике.

Рецензенты:

Тимченко В.А., д.ю.н., профессор, заведующий кафедры уголовного процесса и криминалистики ЧОУ ВО «Нижегородская правовая академия», г. Нижний Новгород;

Полушкина В.А., д.и.н., профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права ЧОУ ВО «Нижегородская правовая академия», г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Парилов Д.О. ЮРИДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23121 (дата обращения: 18.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *