Системное нарушение речи

Речевые нарушения у детей с УО и ЗПР

Мария Гаврикова
Речевые нарушения у детей с УО и ЗПР

Речевые нарушения у детей с УО и ЗПР

Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения (для дошкольников 5—7 лет).

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.

2. Системное недоразвитие речи средней степени

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа).

3. Системное недоразвитие речи легкой степени

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

Нарушения речи у детей с ЗПР

Нарушения речи при ЗПР обусловленные стойким нарушением познавательной деятельности, носят системный характер и затрагивают многие стороны речевой системы.

Недоразвитие речи системного характера (НРСХ) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Недоразвитие речи у детей выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии.

Выделяют 3 уровня речевого развития:

Недоразвитие речи системного характера, I уровень речевого развития:

полиморфное нарушение звукопроизношения (нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие (может быть нарушено до 20 звуков). Отмечаются все типы нарушений: искажение, отсутствие, замены, смешение звуков;

грубое недоразвитие фонематического восприятия. Доступно различение только неречевых звуков. Не сформирован звуковой анализ и синтез;

ограниченный словарный запас (до 50 слов). Дети способны воспроизвести одно-, двухсложные слова. Отмечаются элизии;

не сформировано словообразование. В речи используют облегченные слова, звукоподражания, пользуются вербальными средствами общения. На верхней границе появляется фраза. В речи отсутствуют предлоги;

отсутствие связной речи;

грубое нарушение понимания речи.

Недоразвитие речи системного характера, II уровень речевого развития:

полиморфное или мономорфное нарушение произношения (нарушено от 2 до 15 звуков);

недоразвитие фонематического восприятия, различают звуки далекие по акустико-артикуляторным характеристикам, не сформирован звуковой анализ и синтез;

ограничен словарный запас, встречаются все типы нарушения слоговой структуры слова в трехсложных словах, элизии в четырехсложных словах;

в речи используют все части речи, сокращается количество диффузных слов и звукоподражания. Используют в речи полные и аморфные слова. При построении фразы пропускают главные и второстепенные члены предложения;

словообразования заменяется словоизменением;

недостаточно сформирована связной речи.

Недоразвитие речи системного характера, III уровень речевого развития:

полиморфное или мономорфное нарушение произношения;

недоразвития фонематического восприятие, способны выделить звук из состава слова, имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков в словах;

словарный запас ограничен;

в спонтанной речи отмечаются аграмматизмы, выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования;

в пересказах отмечаются пропуски смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения.

Образовательные потребности ребёнка с ЗПР — индивидуально-дифференцированный подход к формированию образовательных умений и навыков; — целенаправленное формирование социальной компетентности, развитие форм и средств общения; — формирование функционального базиса для развития мышления и речи; — развитие когнитивных функций; — развитие всех компонентов речи, языковой компетентности; словесной регуляции действий; — совершенствование психомоторных функций; — щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.

ТНР при УО и ЗПР

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Основным критерием отнесения речевого нарушения к группе тяжелых является невозможность ребенка осваивать программу массового образовательного учреждения (дошкольного и школьного) без специальной логопедической помощи.

К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная, тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания, детская афазия и др.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи при органическом поражении ГМ (моторная, сенсорная).

Механическая дислалия — неправильное воспроизведение звуков, имеющее органическую основу.

Дизартрия — нарушение звукопроизношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата при поражении ЦНС.

Ринолалия – гнусавость (расщелина неба).

Афазия – распад речи частичный или тотальный при поражении ЦНС.

подготовила
учитель-логопед МКДОУ № 66 «Аистенок»
Родина Е. Ю.

По данным Министерства образованияРФ (2007г.), 80% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Теория и практика специальной педагогики показывает, что среди неуспевающих школьников, как правило, оказываются:

  • учащиеся с педагогической запущенностью;
  • дети с задержкой психического развития (ЗПР);
  • учащиеся с неярко выраженными сенсорными нарушениями;
  • С неярко выраженными интеллектуальными нарушениями;
  • Учащиеся с неярко выраженными речевыми нарушениями;
  • Учащиеся с нарушениями эмоционально – волевой сферы.

Дети с задержкой психического развития составляют примерно 50% неуспевающих учеников. Дети с речевыми нарушениями от 20% до 40% .

Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых).

Термин «задержка» подчёркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребёнка) и вместе с тем, временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа.

Наиболее характерные особенности детей с ЗПР:

  • снижение работоспособности;
  • повышение истощаемости;
  • неустойчивость внимания;
  • более низкий уровень восприятия;
  • недостаточная продуктивность произвольной памяти;
  • отставание в развитии всех форм мышления;
  • дефекты звукопроизношения;
  • бедный словарный запас;
  • ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • низкий навык самоконтроля;
  • своеобразное поведение;
  • незрелость эмоционально – волевой сферы;
  • неудовлетворительный навык каллиграфии;
  • трудности в счёте через десяток, решении задач;
  • слабая техника чтения

В специальной педагогике существует несколько авторских классификаций детей с ЗПР (Т.А. Власова и М.С. Певзнер; по Г.Е. Сухаревой; по В.В. Ковалёву). Приведём пример классификации по К.С. Лебединской (клиническая систематика):

* ЗПР конституционального происхождения (дети выглядят, как более младшие по возрасту);

* ЗПР соматогенного происхождения (ослабленных детей в связи с заболеваниями);

* ЗПР психогенного происхождения (недостатки педагогического воспитания: гипоопека, гиперопека);

* ЗПР цереброорганического происхождения (самая тяжёлая форма с локальным поражением мозга «ММД», пограничный вариант между ЗПР и умственной отсталостью).

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне (Словарь логопедических терминов Волковой Л.С. , Шаховской С.Н.).

Задержка психического развития менее патологична, чем общее недоразвитие речи в разделе звукопроизношение.

Особенностью речи у детей с задержкой психического развития является наличие задержки речевого развития.

Задержка речевого развития детей с ЗПР выставляется позднее по срокам: перед школой или в младших классах.

Проявления задержки речевого развития детей с ЗПР часто настолько неярко выражено, что на них обращают внимание, когда ребёнок начинает пользоваться более сложной речью: составление рассказов.

Иногда отграничить задержку речевого развития детей с ЗПР от общего недоразвития речи можно только в ходе системной логопедической работы, в динамике.

Общее недоразвитие речи

Задержка речевого развития у детей с ЗПР

1. Критерий — признаки органического поражения центральной нервной системы.

Более выражены.

Большинство дети с алалией, на выходе из алалии, с речевым недоразвитием, осложненным дизартрией, то есть с органическими поражениями мозга.

Менее выражены.

Задержка либо вследствие недостатков воспитания,

либо вследствие функциональных поражений мозга.

При ЗПР цереброорганического характера наблюдается самая тяжёлая форма с локальным поражением мозга (ММД), рассматривается как пограничный вариант между ЗПР и умственной отсталостью.

2. Критерий — психические реакции и моторика.

Менее сохранны, хуже коррегируются.

Более сохранны, лучше коррегируются.

В некоторых случаях моторика не нарушена.

3. Критерий — синхронность речевого и психического развития.

Не синхронно.

Речь сформирована гораздо хуже, чем психическое развитие.

Сохраняется синхронность.

На сколько задерживается развитие психики в целом, на столько задерживается и развитие речи.

4. Критерий – критичности к своему речевому состоянию.

Дети более критичны к своему состоянию.

Менее критичны к своему состоянию.

5. критерий – интеллектуальное развитие.

Нарушено вторично и соответственно развитие речи способствует нормализации интеллекта.

Интеллект не соответствует возрасту и параллельно сочетается со сниженным темпом развития в целом.

6. Критерий – различение речевых ошибок.

Речевые ошибки специфичны.

Нет специфических ошибок.

Речь соответствует речи более младшего по возрасту ребёнка.

7. Критерий – динамика развития.

Даже после оказания коррекционной логопедической помощи дети не всегда могут справиться с речевой недостаточностью.

Дети с ЗПР способны к спонтанному развитию речи. В некоторых случаях могут дойти до нормального речевого состояния и без логопедической помощи, просто это произойдёт позднее чем у сверстников.

8. Критерий – прогноз.

После систематических логопедических занятий в детском саду дети могут поступить в массовую школу или в школу для детей с тяжёлыми нарушениями речи, и только в старшем возрасте избавиться от речевой недостаточности, и то не всегда.

Если в работе с детьми применялось коррекционное воздействие в детском саду, то дети, как правило, готовы к обучению в массовой школе и могут обучаться в общеобразовательных классах. В случаях ЗПР цереброорганического характера обучаются в специализированной школе.

Ошибки связной речи у детей с ЗПР.

  • Примитивность высказываний. Если ребёнок составил предложение, то следующее предложение составляет по той же конструкции.
  • Нецеленаправленность высказываний. Говорить начинают «бездумно» не осмысленно, «изливание» эмоций, а рассказа нет.
  • Побочные ассоциации – начал о чём – то рассказывать, отвлёкся на что – то другое.
  • Соскальзывание с одной темы на другую более знакомую.

Многократное возвращение к ранее сказанному, повторы.

  • особенные затруднения в монологической речи, хотя диалогическая развита неплохо.
  • Не могут выполнить задания с деформированным текстом в виде предложений.

Фразовая речь.

  • особенность: каждое предложение начинать со слов: потому что; что.
  • Отмечаются ошибки — парафазии в виде нарушения препозиций: путают порядок слов в предложении.

(Красивый бежит конь по дороге).

  • Большие затруднения в понимании фразеологизмов: «Хотели как лучше, а получилось как всегда», пословиц, текстов со скрытым смыслом.

Грамматический строй.

В норме он формируется в процессе эмпирического наблюдения за языком, самостоятельно. У детей с ЗПР этот этап запаздывает, осуществляется значительно позже (7–8 лет) и как следствие появляются аграмматизмы.

Словарь.

Беден, малый объём понятий, так же как у детей с ОНР III уровня.

Ошибочен. Дети либо не знают значение, либо знают не точное значение слова (ворон – ворона — воронка).

Школьные логопеды, опираясь на практику, отмечают:

имеется особенность логопедической работы с детьми с ЗПР.

Связная речь у ЗПР недоразвита. Логопедическая работа заключается в развитии.

Связная речь у ОНР – нарушена. Логопедическая работа заключается в коррекции.

Использованная литература:

  1. «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития». Автор Датешидзе Т. А., Санкт – Петербург, Речь, 2004 г.
  2. «Словарь логопеда (А – Я)». Под редакцией проф. В. И. Селиверстова, Москва: «Владос», 1997 г.
  3. «Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения». Программно – методическое пособие/ под общей редакцией Т.Г. Неретиной. М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.
  4. «Логопедия» Учебник для вузов /Под общей ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998.

Материалы городского методического объединения по теме «Организация логопедической работы с детьми с ОНР в условиях логопункта детского сада».

Тема: «Обучение рассказу дошкольников с ОНР».

Выступление подготовила
учитель – логопед
МДОУ №66″Аистёнок»
Родина Е.Ю.
04.2008.

Одним из центральных направлений комплексного логопедического процесса является обучение дошкольников с ОНР навыкам связной речи.

В учебно – практической деятельности применяется значительное количество видов работ по формированию данных навыков. Перечислим некоторые упражнения:

1. составление словосочетаний с помощью опорных схем;

2. составление предложений по его началу;

3. составление предложений из слов, данных в разбивку;

4. составление предложений по предметным картинкам.

Методические вопросы организации и проведения занятий на логопункте отличаются от организации в условиях речевой группы. Расписание работы логопеда не позволяет выделить время для отдельных занятий по развитию связной речи. На логопункте планируется один раз в неделю занятие по коррекции лексико – грамматических категорий и как часть занятия включаются упражнения для формирования навыков связного рассказывания.

Наиболее активно используется данный вид работы при автоматизации у дошкольников с ОНР поставленных звуков, на этапе их дифференциации. Так на первых занятиях по дифференциации звуков «С» и «З», ребёнку предлагается найти картинку, в названии которой имеется один из указанных звуков. Далее даётся задание придумать предложение с данным словом.

Затем предлагаются две картинки с изображением предметов, легко связываемых по смыслу (сова – сук, снег – санки, собака – мясо). Далее задание усложняется тем, что картинки раскладываются изображением вниз. По инструкции ребёнок берёт карточку, определяет и называет место звука в слове. Самостоятельно придумывает предложение. Следующий этап предполагает усложнение, когда ребёнок придумывает предложения к изображениям с опорой на схемы или без них. Из предложений составляется рассказ. Таким образом, дети учатся составлять рассказ творческого характера по четырём предметным картинкам, не связанным сюжетом изложения. Следующим шагом усложнения будет увеличение количества картинок до пяти, шести.

Рекомендую для работы с детьми использовать дидактическое пособие «Истории в картинках» (часть 1, часть 2, изд. Весна – дизайн 2005г.), где подобраны сюжетные картинки для развития логического и образного мышления.

Автор Ткаченко Т.А. предлагает интересную методику обучения детей с ОНР связному высказыванию. Данный автор предлагает в работе логопедов использовать наглядность, при которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства выделяет моделирование плана высказывания. Упражнения расположены в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания. В результате обозначился такой порядок работы.

Выше перечисленные материалы собраны в книге «Логопедическая тетрадь. Формирование связной речи». Автор Т.А. Ткаченко, Санкт – Петербург, изд. «Детство – пресс», 1999г. (Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ).

А втор Боровских Л.А. предлагает работать с детьми, опираясь на сюжетную картинку, готовый рассказ, беседу по сюжету картинки. Необходимая для данного вида работы наглядность предлагается в пособии «Я логично говорю» (тетрадь 1, тетрадь 2), изд. «АРКТИ», Москва, 2000г. Данное пособие содержит сюжетные картинки и небольшие рассказы к ним. В процессе работы ребёнку предлагается рассмотреть иллюстрацию, затем взрослый читает соответствующий рассказ. Далее проводится беседа по сюжету рассказа, задаются вопросы, а потом ребёнок воспроизводит рассказ с помощью опорного листа.

С целью развития связной речи выпущена серия наглядно – дидактических пособий «Рассказы по картинкам». Художник Белозёрцева Е.Б.. Изд. «Мозаика – Синтез», Москва, 2003г. Каждый выпуск содержит материал по отдельной теме: профессии, времена года, виды спорта и другие. Предлагаемый материал с успехом может быть использован на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления, в логопедических играх.

Ещё одно методическое пособие с набором демонстрационного материала заслуживает пристального внимания. Автор Ткаченко Т.А. «Картины с проблемным сюжетом». Изд. «ГНОМ и Д», Москва, 2002г. Автор пособия перечисляет следующие виды работ с картиной: рассматривание, описание, и рассказывание. Последний является наиболее сложным. Речь ребёнка должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной, грамотной. Автор считает, если сюжет картины близок и интересен детям, логопед может работать несколько занятий с одной картиной. Для картин, представленных в пособии смоделированы такие сюжеты, которые:

*Отражают интригующую ситуацию;

*Вызывают яркую эмоциональную реакцию;

*побуждают к размышлению;

*стимулируют фантазию;

*способствуют заинтересованному общению ребёнка с взрослым.

Каждый сюжет имеет разные варианты толкований, поэтому, используя одну картину, можно составить несколько рассказов. В качестве вспомогательного средства используются вопросы.

Из выше сказанного можно сделать следующий вывод: коррекционная работа по развитию связной речи у детей с ОНР содержит в себе те же приёмы и методы, которые используются логопедами в речевых группах. А, вот организация работы (количество занятий, длительность упражнений) существенно отличается от речевых групп.

Использованная литература:

  1. Боровских Л.А. «Я логично говорю», тетрадь №1, тетрадь №2. Издательство «АРКТИ», Москва, 2000г.
  2. » Истории в картинках», часть 1, часть 2. Издательство «Весна – дизайн», г. Киров, 2005г.
  3. «Логопед в детском саду», журнал №4(7), 2005г. Автор статьи Веселовская Л.В., «Обучение рассказу дошкольников с ОНР», стр. 13 – 15.
  4. «Рассказы в картинках». Наглядно – дидактическое пособие. Издательство «Мозаика – Синтез», Москва, 2003г.
  5. Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь», формирование и развитие связной речи. Издательство «Детство – Пресс», Санкт – Петербург, 1999г.
  6. Ткаченко Т.А. «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников». Издательство «ГНОМ и Д», Москва, 2002.

Статья «Системное недоразвитие речи»

Системное недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья. Недоразвитие речи у детей выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. Выделяют три степени недоразвития речи.

  1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени

Характеризуется следующими проявлениями:

  • полиморфное нарушение звукопроизношения (нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие.);

  • грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм);

  • словарный запас ограничен бытом и ближайшим окружением (до 50 слов);

  • выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении падежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного;

  • не сформированы процессы словообразования;

  • отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие;

  • грубое нарушение понимания речи;

  • нарушение формирования навыков письменной речи или алексия, аграфия (полная неспособность овладения навыками письма и чтения при длительном обучении).

  1. Системное недоразвитие речи средней степени

Характеризуется следующими проявлениями:

  • полиморфное или мономорфное (нарушена только одна группа звуков) нарушение звукопроизношения;

  • недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности);

  • словарный запас беден;

  • аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в изменении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах);

  • нарушение сложных форм словообразования;

  • недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий);

  • выраженная дислексия, дисграфия;

  1. Системное недоразвитие речи легкой степени

Характеризуется следующими проявлениями:

  • нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер;

  • фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы, имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале;

  • словарный запас ограничен;

  • доступна сложная по структуре развёрнутая фраза, однако в речи используется недостаточно;

  • в произвольной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования;

  • в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения;

  • имеется нерезко выраженная дисграфия, дислексия.

У детей с системным недоразвитием речи при умственной отсталости могут наблюдаться все формы нарушений речи: дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д., как и у детей с общим недоразвитием речи. Однако при системном недоразвитии речи, как правило, преобладающим в структуре является семантический дефект. В связи с этим этапы коррекционного воздействия отличаются своей продолжительностью. Ещё Парамонова Людмила Георгиевна выделила следующие основные причины более длительного периода коррекционного воздействия:

  • несформированность познавательных процессов, направленных на овладение звуковым составом речи;

  • позднее развитие фонематического восприятия, которое является сложным видом психической деятельности;

  • общее моторное недоразвитие, особенно речевой моторики; наряду с общим недоразвитием речевой моторики, у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, что резко ограничивает возможности овладения правильным произношением звуков речи;

  • аномалия в строении артикуляторных органов: губ, твёрдого и мягкого нёба, челюстей.

В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, всё занятие должно быть направлено на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и воздействовать на всю речевую систему в целом.

Формирование речевых действий у умственно отсталых детей рекомендуется осуществлять с учётом следующих особенностей:

  • материализация действия с опорой на вспомогательные средства (например, в работе над дифференциацией звуков рекомендуется использовать картинки, графические схемы, фишки);

  • материализация действия без опоры на вспомогательные средства;

  • необходимость постепенного, последовательного перехода от одного этапа к другому, что связано с особенностями мыслительной деятельности этих детей;

  • актуализация ощущений разной модальности, использование максимальной и разнообразной наглядности;

  • использование дифференцированного подхода, который предполагает учёт особенностей высшей нервной деятельности, психические особенности ребёнка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы;

  • включение в занятие логопеда упражнений на развитие общей и мелкой моторики рук, заданий на оречевление действий, элементов логопедической ритмики;

  • тщательная отработка этапов закрепления правильных речевых навыков, в связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны;

  • частая повторяемость логопедических упражнений, с включением элементов новизны по содержанию и по форме, что обусловлено слабостью замыкательной функции коры головного мозга, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью;

  • закрепление правильных речевых навыков в различных ситуациях (диалог с детьми, взрослыми, разговор по телефону, пересказ прочитанного текста…);

  • проведение частой смены видов деятельности, переключение ребёнка с одной формы работы на другую, обусловленное его быстрой утомляемостью, склонностью к охранительному торможению;

  • тщательная дозировка заданий и речевого материала, необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие задачи. Одновременное усложнение задания и речевого материала приводит к невозможности его выполнения умственно отсталыми детьми;

  • изложение цели занятия должно быть чрезвычайно конкретным, доступным умственно отсталому ребёнку;

  • необходимость определённого, не очень быстрого темпа работы во время занятия;

  • поддержание интереса к исправлению речи, воздействие на эмоциональную сферу умственно отсталого ребёнка;

  • логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с детьми с сохранным интеллектом, в связи с тем, что нарушения речи таких детей носят стойкий характер.

Так как у детей с системным недоразвитием речи при умственной отсталости оказываются несформироваными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности, то и формирование речи как системы должно проводиться последовательно с соблюдением этапов, принципа системности и плавного перехода «от простого к сложному» с учётом характера нарушений речи, а не только над каким-то одним изолированным дефектом.

Степени системного недоразвития речи и их характеристики

При условии нормального речевого развития пятилетний ребенок полноценно владеет развернутой речью, умело орудует разнообразными конструкциями сложных, длинных предложений, фраз, имеет достаточный, необходимый для правильного выражения мыслей и желаний, словарный запас. Если же такие процессы нарушаются, может иметь место системное недоразвитие речи.

Системное недоразвитие речи (СНР) представляет целый комплекс расстройств речевого аппарата, которые сопровождаются дисфункцией важнейших языковых составляющих – грамматики, фонематики, лексики, а также звуковой части лексикона. В некоторых ситуациях системное недоразвитие речи у ребенка может быть симптомом более тяжелого и опасного состояния – патологии психоэмоционального развития.

Задержка речевого развития (ЗРР)

СНР всегда сопровождается нарушениями в процессе функционирования важнейших механизмов речевой системы – аномальным формированием грамматического состава, низким показателем осваивания морфологической составляющей речи. В зависимости от степени выраженности и сложности конкретного речевого нарушения в логопедии выделяется задержка речевого развития и общее недоразвитие речи.

  • Задержка речевого развития – это овладение основными навыками речи несколько позже общепринятой в логопедии нормы. Чаще всего такой диагноз ставится детям в возрасте до 4-6 лет.
  • Общее недоразвитие речевого аппарата – диагностируется у маленького пациента, перешагнувшего 5-летний возраст.

Задержка развития речевой системы у детей в большинстве случаев имеет связь с серьезными патологическими состояниями: проблемами слуха, аутизмом, детским церебральным параличом, а также при умственной отсталости и при зпр (задержке психического развития).

Характерные симптомы задержки развития речи у ребенка могут отличаться в зависимости от его возрастной категории:

  • Малыш до 12 месяцев практически не выдает никаких звукосочетаний, вяло реагирует на слова окружающих.
  • У ребенка нарушены процессы жестикуляции и мелкой моторики – например, он не показывает пальцем на маму при вопросе «Где мама?».
  • При достижении полуторагодовалого возраста ребенок не пытается имитировать звуки и слова близких людей.
  • Дети в возрасте от 1,5 до 2 лет не могут четко и спонтанно, по собственному желанию выговаривать какие-либо слова и словосочетания.
  • У мальчика или девочки может быть достаточно необычный тембр голоса – слишком писклявый, хриплый.

При нормальном развитии речи у ребенка считается, что родители, которые постоянно общаются с ним, понимают все слова своего малыша. В 2 года нормой считается ½ всего детского лексикона, в 3 года – 2/3, в 4 года все слова ребенка должны быть поняты.

Симптомы и причины недоразвития речи

СНР диагностируется у детей старше 5 лет и представляет собой разновидность речевой патологии, при которой у ребенка диагностируются тяжелые отклонения процесса формирования всех основных составляющих языкового аппарата – фонетики, грамматики, лексики.

Основные симптомы нарушений речевой системы:

  • Свое первое, четкое и осознанное слово ребенок говорит намного позже нормы – в 4-летнем или 5-летнем возрасте.
  • Детская речь отличается аграмматичностью и неправильным фонетическим оформлением.
  • Наблюдается сильный диссонанс между экспрессивной и импрессивной речью – это означает, что ребенок может нормально воспринимать фразы и слова других людей, но не может самостоятельно высказать свою мысль.
  • В более старшем возрасте, после 5-6 лет, речь ребенка остается невнятной и малопонятной даже родителям.

Причины развития патологий речевого аппарата могут быть достаточно многочисленными. Выделяют ряд вредоносных факторов внутреннего и внешнего воздействия, которые оказывают негативное воздействие на организм и приводят к развитию серьезных патологических процессов.

Причины внутреннего характера:

  • Болезни женщины на протяжении беременности, аборты, гинекологические проблемы, сильный токсикоз, сахарный диабет, первые роды в слишком молодом или зрелом возрасте, употребление спиртного и курение во время вынашивания ребенка.
  • Гипоксия плода – его недостаточное снабжение кислородом на протяжении внутриутробного периода, что приводит к тяжелым патологиям развития.
  • Нарушения функций головного мозга, полученные в результате родовой травмы.

Причины внешнего происхождения чаще всего связны с различными заболеваниями непосредственно самого ребенка – астенией, детским церебральным параличом, рахитом, тяжелыми патологиями центральной нервной системы. К тяжелым речевым нарушениям могут привести даже обычные простудные заболевания и их осложнения.

Также к недоразвитию речевого аппарата у ребенка приводит неблагоприятная окружающая обстановка – частые ссоры в семье, отсутствие внимания к детям со стороны родителей, минимальное общение с ребенком. Вред может нанести не только недостаток общения с крохой, но и постоянное сюсюканье, в результате чего малыш учится неправильно произносить звуки и отдельные слова.

Степени системного недоразвития

Системное недоразвитие речи имеет различный уровень выраженности – от незначительных недостатков грамматического, лексического, фонетико-фонематического характера до полного отсутствия умения формировать длинные, сложные предложения если системное недоразвитие речи тяжелой степени. Выделяется 3 основные степени патологии, каждая из которых имеет свои характерные особенности.

СНР легкой степени

Характеризуется следующими проявлениями:

  • Имеет место незначительно проявляющаяся дисграфия;
  • Нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят незначительный характер;
  • Фонематическое восприятие, фонематический анализ и воспроизведение в целом без дефектов, сложности выявляются лишь при определении количества и последовательности фонем при сложном речевом материале;
  • Словарный запас не богатый относительно возраста;
  • При пересказе выявляется основная смысловая линия, имеется небольшие пропуски незначительных смысловых линий, могут быть потеряны смысловые отношения;
  • В разговорной неподготовленной речи выделяются незначительные аграмматизмы, при специальном исследовании определяются неточности в употреблении сложных предлогов;
  • Нарушения сложных форм словообразования, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественных чисел.

СНР средней степени

Характеризуется следующими проявлениями:

  • Нарушено произношение только одной группы звуков;
  • Недоразвитие фонематического слуха и фонематического анализа (в зависимости от сложности речевого материала, трудности фонематический анализа увеличиваются);
  • Аграмматизмы проявляются в усложненных типах словоизменения (согласование родов и падежей). Ребенок не понимает и не пользуется различными формами рода, падежа и формы, не может употреблять сложные слова, которые присутствуют в его бытовой жизни. Малыш может называть все элементы одного предмета его полным названием – например, карман, воротник, рукав и пуговицу он называет «кофта».

СНР тяжелой степени

Характеризуется следующими проявлениями:

  • Нарушаются одновременно две или более групп звуков, например, шипящие и звонкие или свистящие, сонорные и звонкие.;
  • Несформированность словообразования;
  • При незначительном объеме пассивного словаря ребенок пытается одним звуком называть несколько предметов или явлений;
  • Сильное недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и воспроизведения (и сложных и простых форм);
  • Выраженные проблемы с формированием и восприятием предложений, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования (неправильное употребление форм, чисел и падежей слов);
  • Сильное нарушение восприятия речи;
  • Отсутствие связной речи или сильное ее недоразвитие.

Недоразвитие речи при умственной отсталости

В некоторых случаях системное недоразвитие речи тяжелой степени развивается на фоне умственной отсталости. Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой сбой в нормальном процессе психического развития. При таком сбое некоторые психоэмоциональные функции значительно отстают от среднестатистических норм, применяемых для конкретной возрастной категории. К таким функциям относится речевой аппарат, память, мышление.

Характерные признаки задержки психического развития у детей:

  • отсутствие осознанной воли,
  • нарушения памяти,
  • сниженная концентрация внимания,
  • повышенная двигательная активность,
  • невозможность сосредотачиваться на одном предмете.

При умственной отсталости развитие языковой системы также замедляется и существенно отстает от общепринятой нормы.

Лечение СНР у детей

Лечение системного недоразвития речи у детей назначается врачом-логопедом. Сегодня для устранения нарушения применяются передовые методики, суть которых направлена на развитие понимания речевых основ, активизацию подражательной деятельности в виде повторения определенных звуков и слов. Это позволяет в достаточной степени натренировать мышление, память и внимание.

В процессе лечения речевых нарушений обязательно проводится тщательное изучение слов в разных грамматических формах, построение сложноподчиненных предложений, количество слов в которых постепенно возрастает. С помощью логопеда малыш учится не только давать правильные, внятные и разборчивые ответы на самые разные вопросы, но и самостоятельно задавать их, формулируя предложение с предлогами и прилагательными.

Для обучения и лечения малышей с различными степенями системного недоразвития речи применяются интересные, познавательные методики, которые заинтересуют маленького пациента. Например, изучение предметов, действий и явлений по ярким и красочным картинкам. Кроме того, именно по картинкам дети учатся находить различия и выделять конкретные качества каждого предмета – большой и маленький, черный и белый, мягкий и твердый.

Нарушения речи у мальчика или девочки – проблема достаточно серьезная, но имеющая благоприятные прогнозы. Успешность и эффективность лечебного процесса напрямую зависит от упорности и регулярности занятий с логопедом. Для устранения системного недоразвития речи может потребоваться достаточное продолжительное время – от нескольких месяцев (при системном недоразвитии речи 1 уровня) до 3-4 лет (если системное недоразвитие речи тяжелой степени). Терпение, усердие и упорство – и речь ребенка станет идеально правильной с лексической, фонетической и грамматической точки зрения.

Если ребенок нормально развивается и нарушений не каких нет то, уже к пяти годам он имеет достаточно богатый набор слов. Малыш может составлять сложные предложения и у него четко поставленная речь которая понятна окружающим людям. Если же вы видите, что по истечению данного времени он не обладает определенными навыками то, это вполне возможно системного недоразвитие речи или задержка в речевом развитии.

Системное недоразвитие речи (СНР) это не просто одно заболевание, а целый ряд симптомов и последствий которые могут повлечь за собой как фонетическое, так и психологическое расстройство ребенка. Если вы заметили первые симптомы данного заболевания срочно обращайтесь к своему семейному врачу за помощью. Помните, что не своевременное обращение к специалисту может привести к серьезным и необратимым последствиям.

Задержка речевого развития у детей (ЗРР)

СНР как правильно сопровождается серьезными нарушениями в функционировании очень важных механизмов речевой системы человека — неправильным формированием грамматической составляющей, а также слишком низким показателем осваивания морфологической части речевого органа. От степени запущенности заболевания выделяется системное и задержка речевого развития у детей.

Задержка речевого развития у детей (ЗРР)

  • Задержка речевого развития – это когда человек овладевает основными навыками разговора немного позже чем это принято считать в логопедии. Обычно такой диагноз можно поставить в 5-6 лет.
  • Общее недоразвитие речевого аппарата – можно диагностировать немного ранее и обычно это происходит в пять лет.

Задержка развития речевой системы у детей чаще всего связано с серьезными заболеваниями такими как: проблемами слуха, аутизмом, детским церебральным параличом, а также при умственной отсталости и при зпр (задержке психического развития).

Особенности задержки речевого развития могут отличаться в зависимости от возраста, а также от причины которая вызвала патологию:

  • Малыш до 12 месяцев практически не реагирует на слова окружающих и не издает совершенно ни каких звуков.
  • Нарушается мелкая моторика рук, ребенок попросту не может показать на предмет или человека которого просят показать.
  • Даже когда исполняется 1,5 года он не пытается имитировать звуки окружающего мира.
  • Не может спонтанно выговаривать слова в возрасте 1,5-2 года, что особенно характерно для нормального развития.
  • Голос может быть совершенно не характерный для пола, к примеру у мальчика может быть слишком писклявый.

Если ребенок нормально развивается и нет отклонений то, в 3 года считается нормой то, что половина слов непонятны родителям. В 4 года практически все должны быть понятны родителям, а в 5 уже должна быть нормальная сформированная речь которая понятная всем окружающим людям.

Обычно СНР диагностируется у деток которым более 5 лет. Сопровождается данное заболевание фонетическим и лексическим отклонением.

Симптомы и причины недоразвития речи

Основные симптомы нарушений речевой системы:

  • Как правило первое слово ребенок говорит первые слова значительно позже чем на то, положено. Это может быть 3-4-5 лет.
  • Неправильное фонетическое оформление слов и предложений.
  • Можно проследить диссонанс между спокойной речью ребенка, а также возбужденного. Он не видит в это разницы и поэтому говорит слова именно так как услышал, а не так как бы стояло говорить в том или ином эмоциональном состоянии.
  • Когда ребенок становится немного старше, приблизительно в 5-6 лет, даже родители не могу понять то, что он говорит.

Причины появления дефекта речевого аппарата человека могут быть совершенно различные причины и факторы. Есть как внутренние так и внешние (окружающие факторы), которые способствуют развитию данной патологии.

Причины внутреннего характера:

  • Болезни женщины могут стать первой проблемой данной патологии. Это могут быть: аборты, ранняя беременность, употребление табачных изделий и алкоголя, сахарный диабет и так далее.
  • Гипоксия плода – это явление когда плод получает слишком мало кислорода. В результате нехватки которого и развивается недоразвитие речи.
  • Серьезная травма черепа и головного мозга.

К внешним факторам наверное больше стоит отнести различные болезни малыша. Это могут быть сложные как рахит, так и простые как обычная простуда которую вовремя не начали лечить.

Недоразвитие речевого аппарата может вызвать также не благоприятный климат в семье. Частые ссоры и драки это все негативно сказывается на малыше, а потом и на его речи. Через мерное сюсюканье также вредное для малыша. Если постоянно говорить с ним на пониженных тонах и неправильно выговаривать слова это может привести к данным отклонениям.

Системное недоразвитие речи может иметь много стадий и форм, от грамматического произношения, до неумения составлять сложные и длинные слова. Врачи-логопеды выделяют три основных стадии заболевания, каждая из них характеризуется своими особенностями.

Можно охарактеризовать следующими симптомами:

  • Проявляется иногда небольшая дисграфия;
  • Неправильно произношение некоторых звуков и слогов;
  • Фонематическое восприятие можно выявить исключительно когда воспроизводится сложный текст. В домашних условиях практически невозможно вовремя выявить данную форму. Необходимо систематически посещать логопеда и участкового врача;
  • Скудный словарный запас на определенный возраст;
  • Когда пересказывается текст, основная линия смысловая просматривается, но местами теряется смысл и взаимоотношения между героями;
  • Когда речь не подготовленная выявляются ошибки в произношении сложных предлогов или слов, неподготовленному человеку сложно на слух это определить;
  • Нарушения сложных форм словообразования, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественных чисел.

Характеризуется следующими проявлениями:

  • Заметное нарушение в какой-то одной группе звуков или слогов;
  • Слабо развит фонематический анализ и слух (звуки слышно, но понять их довольно сложно);
  • Аграмматизм. Ребенок путает звуки и неправильно выговаривает словосочетания. Он может банально говорить не кофта, а «ковта».

Характеризуется следующими проявлениями:

  • Наблюдается нарушение в произношении сразу несколько звуков. Это могут быть и шипящие и звонки.;
  • Неумение делать словообразование;
  • Незначительный словестный запас и ребенок пытается одним словом называть сразу 2-3 предмета;
  • Не восприятие сложных фонетически слов и предложений;
  • Неправильное употребление падежей и словосочетаний;
  • Не воспринимает речь на слух, попросту не может понять, что от него хотят родные;
  • Нет связной речи, слова произносятся в разброс.

Стоит сказать, что недоразвитие речи иногда возникает на фоне того, что у ребенка есть умственная отсталось. Задержка психического развития (ЗПР) это сбой в работе психологического развития, который требует работы специалиста. Если наблюдается умственная отсталость то, это влияет и на память и естественно на развитие речевого органа человека

Характерные признаки задержки психического недоразвития у детей:

  • нет собственной воли,
  • плохая и нестабильная память,
  • рассеянное внемание,
  • слишком большая двигательная активность,
  • нет возможности сосредоточиться на одном процессе или работе.

Если есть умственная отсталость то, как итог и речь и память тоже хромает. Это сказывается на состоянии ребенка и естественно на его речи.

Лечение системного недоразвития речи у детей назначается исключительно врачом логопедом и семейным доктором. Сейчас наука далеко шагнула вперед и передовые технологии помогают вылечить ребенка быстро и без особого труда. Неплохо помогает массаж при задержке речевого развития у детей, который должны выполнять исключительно сертифицированные врачи-массажисты. У них есть определенный комплекс упражнений для развития речи ребенка.

Лечение СНР у детей

Когда врач-логопед занимается с пациантом, он постепенно увеличивает словарный запас ребенка. Он его учит не только новым словам, но и рассказывает как их правильно произносить и в каких ситуациях. Малыш учится самостоятельно грамотно формировать свои слова и предложения. Через некоторое время он сможет давать внятные и понятные ответы даже на сложные задачи.

Для успешного лечения ребенка, нужно посещать занятия с логопедом, чтоб он мог максимально быстро вылечить недоразвитие речи, а также заниматься с ним дома. Есть множество упражнений в виде игры, которые способствуют наибыстрейшему выздоровлению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *