Сказки о труде

Детские рассказы о трудолюбии и лени

Василий Сухомлинский

Бабушка и Петрик

В теплый весенний день бабушка взяла внука с собой в лес. Собираясь в дорогу, она дала Петрику корзинку с едой и фляжку с водой. Петрик был ленивым мальчиком, и вскоре ноша показалась ему тяжелой. Тогда бабушка понесла корзинку с едой сама.

В лесу они сели под куст передохнуть. Вскоре к соседнему дереву прилетела маленькая птичка. В клюве она несла волосинку.

Петрик тихонько, чтобы не вспугнуть птичку, поднялся и увидел на дереве большое волосяное гнездо.

А птичка быстро улетела и вскоре возвратилась к гнезду с волосинкой в клюве. Петрик широко раскрыл глаза от удивления.

– Бабушка, – прошептал он, – неужели она каждый раз приносила по волосинке и построила такое большое гнездо?

– Да, по волосинке, – ответила бабушка. – Это трудолюбивая птичка. Петрик задумался. Через минуту он сказал:

– Бабушка, можно я сам понесу корзинку с едой? И пальто ваше понесу. Можно?

Василий Сухомлинский

Каждый человек должен

Мама с маленьким Петриком сели в поезд. Они едут в далекий южный город, на берег теплого моря – отдыхать. Мама стелет на полке постель для себя и на отдельной полке – для Петрика. Мальчик ужинает: ест вкусную булку, куриную ножку и яблоко. Мягко покачиваясь, убаюкивают вагоны. Лег Петрик на мягкую постель и спрашивает:

– Мама, вы говорили, что поезд ведет машинист. А кто же ночью ведет поезд? Неужели он идет сам?

– Ночью тоже ведет поезд машинист.

– Как? – удивляется Петрик. – Неужели он ночью не спит?

– Не спит, сынок.

– Мы спим, а он не спит? Целую ночь? – еще больше удивляется Петрик.

– Да, машинист не спит целую ночь. Если бы он хоть на минуту уснул, поезд разбился бы и мы погибли бы.

– Но как же это так? – не может понять Петрик. – Ведь спать-то ему хочется?

– Хочется, но он должен вести поезд. Каждый человек – должен. Посмотри в окно, видишь: вон в поле пашет землю тракторист. Ночь, а человек работает, видишь, как прожектором освещает поле? Потому что он должен работать ночью.

– И я должен? – спрашивает Петрик.

– И ты должен.

– Что же я должен?

– Быть человеком, – ответила мама. – Это самое главное. Трудиться. Уважать и почитать старших. Презирать лень и нерадивость. Любить свою родную землю.

Петрик долго не мог уснуть.

Василий Сухомлинский

Правильно думай о труде

Пятиклассники посадили много кустов рябины. Когда-нибудь целая роща вырастет. А пока что нужно поливать кусты, ухаживать за ними.

Разделили кусты между учениками. Каждому досталось по четыре деревца.

Марийка и Оля сидят за одной партой. И кусты рябины их рядом.

Договариваются девочки и приходят вместе поливать деревья.

Первую рябину Марийке поливать очень легко, вторую – немного труднее, третью – трудно, а на четвертую уже совсем мало остается сил.

Но вот заболела Оля, и пионервожатая попросила Марийку:

– Поливай и Олины деревца. Она же твоя подруга.

Марийка тяжело вздохнула, взяла ведро и пошла к рябиновой роще. Она все думала: теперь ей поливать восемь деревьев. Восемь поливалок воды надо нести от колодца.

Девочка взялась за работу. Полила одно дерево, второе, третье. И вот что странно: работа казалась ей легкой. Уже на шестом деревце стало труднее. Седьмое деревце поливать было совсем трудно, а на восьмое едва хватило сил.

«Вот оно что, – думала Марийка, окончив работу. – Теперь я знаю, как облегчить работу. Надо думать: мне поливать двенадцать деревьев. Тогда восемь поливать будет совсем легко».

Так она и сделала на следующий день. Собираясь на работу, она все время думала: мне надо полить двенадцать деревьев. Вытащить из колодца и отнести в рябиновую рощу двенадцать ведер воды.

Поливая, она все время думала только об одном: мне сегодня надо полить двенадцать деревьев.

Полила восемь – и не ощутила усталости. «Самое трудное – приучить себе правильно думать о труде», – вспомнила Марийка слова учителя.

Василий Сухомлинский

Не потерял, а нашел

Когда сыну исполнилось двенадцать лет, отец дал ему новую лопатку и сказал:

– Иди, сын, в поле, отмерь участок площадью сто ступней вдоль и сто поперек и вскопай.

Пошел сын в поле, отмерил участок и стал копать. А копать он еще не умел. Трудно было вначале, пока приловчился копать и к лопате приспособился.

К концу работа пошла все лучше и лучше. Но, когда сын вонзил лопату в землю, чтобы перевернуть последнюю горсть почвы, лопата сломалась.

Возвратился сын домой, а на душе неспокойно: что скажет отец за сломанную лопату?

– Простите меня, отец, – сказал сын. – Я допустил потерю в хозяйстве. Лопата сломалась.

– А копать ты научился? Копать тебе в конце было трудно или легко?

– Научился, и копать в конце мне было легче, чем в начале.

– Значит, ты не потерял, а нашел.

– Что же я нашел, отец?

– Желание трудиться. Это самая дорогая находка.

Картотека художественных произведений о труде для детей средней группы (буклеты)

Художественные произведения

1. Г.Сапгир «Садовник».

2. Б. Заходер «Портниха», «Строители».

3. С.Маршак «Пожар», «Почта».

4. С Михалкова «Дядя Стёпа», «А что у вас?».

5. В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».

6. Е. Пермяк «Мамина работа».

7. Н. Найденова «Ольга Павловна».

8. Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека».

9. С. Баруздина «Кто построил этот дом?».

10. А. Бродский «Мой брат».

11. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы».

12. Б. Житков «Светофор» (из книги «Что я видел»).

ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ

  • Без труда нет плода.

  • Воля и труд дивные всходы дают

  • Маленькое дело лучше большого безделья.

  • Советы хорошо, а дело лучше

  • Поспешишь — людей насмешишь.

  • Не спеши языком — торопись делом.

  • Умелые руки не знают скуки.

  • Дело мастера боится.

  • Сделал дело — гуляй смело.

  • Скучен день до вечера — коли делать нечего.

  • Что на месте лежит, то само в руки бежит.

  • В деле не сила нужна, а умение.

МБДОУ «Детский сад №2»

Ардатовский муниципальный район Нижегородской области

Картотека художественных произведений о труде для детей средней группы

Подготовил: воспитатель

Яшнова Л.Ю.

СТИХОТВОРЕНИЯ О ТРУДЕ

Помощник

Мама усталой с работы придет,

Маме и дома хватает забот.

Веник возьму я и пол подмету

Дров наколю и сложу под плиту.

Свежей воды принесу два ведра

Ну а теперь за уроки пора!

Мама сегодня с работы придет.

Будет у мамы по меньше хлопот.

П. Жанэ

*****

Не мешайте мне трудится

Не мешайте мне работать

Я водицы притащу

И колодезной водицей

Всех, конечно, угощу.

Пейте, пейте!

Не жалейте!

А хотите в лейку лейте –

Поливайте огород

Он ведь тоже воду пьет!

Шоферы

Шуршат по дорогам веселые шины

Спешат по дорогам машины.

А в кузове важные, срочные грузы

цемент и железо, изюм и арбузы

Работа шоферов трудна и нужна

Но как она людям повсюду нужна.

*****

Весёлая работа

Папа для мамы сажает цветок.
Мама для бабушки вяжет платок.
Бабушка гладит Катины платья.
Катя стирает панамки для братьев.
Братья для всех мастерят самолет.
Весело в доме работа идет.
А почему? Это дело понятное:
Весело делать.
Друг другу приятное. Б. Белова.

ЗАГАДКИ

В поле сеют и растят,

Убирают, сыплют в склад.

И на хлеб идет оно,

А зовут его… (Зерно)

*****

Широко, а не море

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра — на столе. (Хлеб)

*****

Ты учишь буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать,
И всё родное, родину любить.

(воспитатель)

*****

В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он … (артист)

****

Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз — и помним вас.

(Фотограф)

Труд в русских народных сказках методическая разработка по теме

Цели:

Образовательные: формирование представлений об исторических и культурных ценностях при помощи произведений художественной литературы;

Развивающие: развитие памяти и логического мышления;

Воспитательные: формирование уважительного отношения к труду и бережного отношению к труду других людей;

Коррекционные: коррекция отрицательных черт характера — лени, инфантильности и формирование умений и навыков правильной оценки черт своего характера.

Методы: презентация, беседа-рассуждение, самостоятельная работа с раздаточным материалом.

Оборудование: план-конспект, проектор, тематический видеоматериал, раздаточный материал, аудиозаписи.

Нам даром без труда ничего не дается,-

недаром исстари пословица ведется.

Ход занятия.

Орг.момент.

Сказка, сказка, прибаутка!

Рассказать её не шутка.

Что бы сказка от начала,

Словно реченька журчала,

Чтоб в середке весь народ

От неё разинул рот,

Чтоб никто—ни стар, ни мал—

Под неё не задремал.

Попасть в сказку можно, но надо сказать волшебные слова. Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три! Двери в сказку отвори. (Музыка)

– По дороге в класс я нашла рукавичку. Как вы думаете, чья она? (Деда Мороза). Ой, сколько снега набилось! (Снежинки высыпаются из рукавички). – Не простые снежинки, а снежинки-задания.

1 снежинка.

– Какие сказки о Морозе вы читали? («Мороз Иванович», «Морозко», Маршак «Двенадцать месяцев»).

2 снежинка.

– Каким рисует Мороза в своих сказках народ? (Мудрым, умным, богатым, добрым, доброжелательным, благородным, большим, в красном кафтане, с посохом в руке, в санях, запряженные тройкой лошадей).

3 снежинка.

Кто написал сказку «Мороз Иванович»? (Владимир Федорович Одоевский)

4 снежинка.

– Сюжет какой русской народной сказки явился основой литературной сказки «Мороз Иванович»? («Морозко»).

К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»?

Можно ли сказку «Мороз Иванович» назвать волшебной? Почему? (СЛАЙД)

Присутствуют волшебные персонажи — сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух, яблонька, противопоставление двух героинь: Ленивица и Рукодельница, волшебное место действия: дом Мороза

Ивановича. (СЛАЙД)

Какие главные герои у нашей сказки? Рукодельница и Ленивица. (СЛАЙД)

В одном селе старик и баба жили

И дочерей двоих они растили.

Одна—дочь старика была родная,

Для бабки же родной была вторая.

Красива, скромна старика была дочь,

И всем и всегда торопилась помочь.

С утра и до вечера все поспевала:

Стирала и гладила, дом прибирала.

Еще вязать умела, штопать, шить,

Обед варить, к обеду стол накрыть.

О трудолюбии ее в деревне знали

И даже рукодельницей прозвали.

И бабкина дочь была тоже красива,

Но так уж сложилось—уж очень ленива.

Она никому помогать не хотела,

С утра и до ночи без дела сидела:

Глазела в окно, постоянно зевала,

К сестрице своей только зависть питала.

И нет тут совсем никакого секрета—

Ленивицей, люди прозвали за это.

– Почему автор дал девочкам такие имена: Рукодельница и Ленивица? Чем в своем доме занималась Рукодельница? Как проходил день у Ленивицы?

Давайте вспомним содержание сказки. (СЛАЙДЫ)

Физминутка.

Словесный портрет девочек (СЛАЙД):

– Какой вы себе представляете Рукодельницу, а какой – Ленивицу? (СЛАЙД)

Рукодельница

Ленивица

– Какая однажды беда случилась с Рукодельницей и как она попала в колодец?

.- Чем занималась Рукодельница 3 дня у Мороза Ивановича?

.- Что делала у Мороза Ивановича 3 дня Ленивица?

.- Какова работа, такова и награда. Как Мороз Иванович наградил Рукодельницу, а как – Ленивицу?

.- Как вы считаете, справедливо ли это? Почему? Докажите.

Не только в этой сказке присутствует тема труда, она есть и в других русских народных сказках, каких (СЛАЙД):

Самостоятельное выполнение задания: разгадай кроссворд. (СЛАЙД)

1. Что уронила Рукодельница в студенец (колодец)?

2. Кем работал на море старик 30 лет и три года, пока не выловил Золотую рыбку?

3. Терпение и ………., всё перетрут.

4. Над кем трудились дед и бабка, чтобы он появился, а он неблагодарный – убежал.

6. За кого работала щука всю сказку?

7. Сказочный герой: чудо — …….. .

8. Помощница деда при сборе урожая.

9. Количество работников при постройке сказочных домов.

10. Домик, собравший разных зверей под одну крышу, разрушенный, но потом ими же восстановленный.

Итог.

— Мы сегодня хорошо поработали, а за работу что получаем? — Оценки.

— Какие еще пословицы подходят к нашей сказке?

Человек от лени болеет, от труда здоровеет.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Землю солнце красит, а человека — труд.

В русских народных сказках все трудились, поэтому и сказки были со счастливым концом.

Вывод: (СЛАЙД)

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫНЕШЬ (и) РЫБКУ ИЗ ПРУДА

Эту широко известную пословицу наверняка каждому из нас приходилось слышать в свой адрес не раз. Она не просто даёт нам добрый совет или поучает, как многие другие пословицы. Она сообщает важный жизненный закон: чтобы выполнить любое, даже самое несложное дело, нужно приложить усилия.

Ведь только в сказке про Емелю, чьи желания исполняла щука, всё получалось волшебным образом: вёдра сами приносили из колодца воду, сами собой рубились дрова, сама ехала телега, и прекрасный дворец всего за одну ночь сам построился, А в жизни всё устроено по-другому: если хочешь добиться какого-то результата, нужно хорошенько потрудиться, приложить старание. И даже, казалось бы, такое простое дело — поймать рыбку в пруду — требует и умения, и ловкости, и терпения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *