Склонение существительных 3 класс

Как определить склонение имени существительного?

Обратите внимание! Имена существительные, которые при изменении по падежам имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются в русском языке в три группы по склонениям. Имена существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения.

1-е склонение имён существительных

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения

Обратите внимание! Ударные и безударные окончания имён существительных 1-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково.
По ударным падежным окончаниям имён существительных 1-го склонения можно проверять написание безударных окончаний имён существительных этого же склонения:
о звезд — о кни́г.

2-е склонение имён существительных

Обратите внимание! Склонение имени существительного определяется по начальной форме этого существительного:
в парке (парк) — 2-е скл.,
в роще (роща) — 1-е скл.

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения

Обратите внимание! Ударные и безударные окончания имён существительных 2-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково.
По ударным падежным окончаниям имён существительных 2-го склонения можно проверять написание безударных окончаний имён существительных этого же склонения:
о слон — о крокодил.

3-е склонение имён существительных

Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа относятся к 3-му склонению:
мебель, морковь, вещь, карамель.

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения

Обратите внимание! Ударные и безударные окончания имён существительных 3-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково.
По ударным падежным окончаниям имён существительных 3-го склонения можно проверять написание безударных падежных окончаний имён существительных этого же склонения:
в глуш — в про́руб.

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
определить начальную форму имени существительного (именительный падеж единственного числа);
определить род, выделить окончание;
по роду и окончанию в начальной форме определить склонение.

Русский язык. 4 класс

Урок для учащихся 3 класса «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи»

Технологическая карта (план-конспект)

урока русского языка,

проведенного в 3 «А» классе

гимназии им. А.С. Пушкина

студенткой группы 3 «А»

ГБПОУ РО «ШПК»

Власовой Анастасией Александровной

Дата проведения: 02.02.2016

Учитель: Астраханцева Т.В.

Преподаватель-руководитель практики: Присяжнюк И.В.

Оценка:

Дата 02.02.2016 ФИО учителя Астраханцева Т.В.

Класс 3 «А» ФИО практиканта Власова А.А.

Технологическая карта урока № 3

Предмет: русский язык

Целевой блок

Тема урока:

Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи.

Цель урока:

— формировать умение определять именительный и винительный падежи первого склонения

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

— тренировать умение определять падеж и склонение имен существительных

— давать определение изучаемым понятиям

— повторение понятий «главные члены предложения» и «части речи»

Личностные УУД:

— формирование таких качеств, как самоконтроль и самооценка

— умение управлять своими знаниями

— умение применять полученные ранее знания на практике

Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

1. Умения соотносить свои действия на практике с теоретическими знаниями

2. Проговаривать последовательность действий при работе с заданиями

3.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

*Коммуникативные:

1.Готовность получать необходимую конструктивную критику и поощрение со стороны учителя

2.Умение участвовать в коллективном рассуждении

3.Использовать правила, данные в учебнике, для правильного выполнения упражнений

*Познавательные:

1. Устанавливать причинно- следственные связи

2. Умение пользоваться знаниями, полученными ранее

3.Делать выводы в результате совместной работы всего класса

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок сообщения нового материала

Образовательные ресурсы:

Учебник, тетрадь

ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем)

Доска, мел

План урока.

1. Организация внимания учащихся. 1-3 мин.

2. Словарная работа. 7 мин.

3. Актуализация ранее изученного (фронтальный опрос). 5 мин.

4. Изучение нового материала. 15 мин.

5. Физминутка. 3 мин.

6. Закрепление. 10 мин.

7. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.

Конспект урока

1. Организация внимания учащихся

— Здравствуйте, ребята! Садитесь! Напомню, меня зовут Анастасия Александровна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Проверьте пожалуйста вашу готовность к уроку. На парте не должно быть ничего лишнего. Показали мне свои глазки.

2. Словарная работа

— Начинаем со словарной работы. Открываем тетради, записываем число – второе февраля, классная работа, словарь. Первое слово – поэзия,парик, мелодия, отец, запятая, театр, помидор, пилюля, обед .

— Посмотрите внимательно на написания этих слов. Как вы думаете, на какие две группы мы можем их разделить и можем ли вообще? Подскажу вам, этот вопрос связан с темой предыдущего урока. (Есть слова с окончанием я, а есть с нулевым окончанием).

— Назовите мне слова с нулевым окончанием. (Парик, отец, театр, помидор, обед). Молодцы, а у остальных слов какое окончание? Посмотрите, а что мы можем сказать о роде этих слов? Он везде одинаковый? (Нет, мужской род и женский). Какие группы мы образуем? (Такие же две группы)

3. Актуализация ранее изученного

— А давайте вспомним, встречались ли мы уже с таким понятием, для которого был бы важен род имени существительного и его окончание? (Склонение)

4. Фронтальный опрос

— Конечно же, это склонение. А сколько склонений существует? (Три) Что мы должны знать, чтобы отпределить склонение? (Род имени существительного и обратить внимание на окончание)

— И так, какие же слова относятся к первому склонению? (К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с оканчаниями –а, -я в именительном падеже)

— Приведите примеры.

— Чем от первого склонения отличается второе? (Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже и среднего рода с окончанием –о, -е в именительном падеже). Например?

— А что же вы знаете о третьем склонении? (К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце и с нулевым окончанием в именительном падеже). Приведите примеры.

— Молодцы. Склонения вы освоили. А как обстоят дела с падежами? Сколько их всего в русском языке? (Шесть)

— Перечислите их.

5. Изучение нового материала.

— Вы знаете, вчера я ехала домой в маршрутке и слышала разговор двух мальчиков, которые спорили между собой. Они не могли разгадать загадку, в которой нужно было определить падеж имен существительных. А загадка такая: «Машина переехала через железную дорогу». Они так и не смогли правильно определить падежи имен существительных, так как сказали, что в них легко запутаться. Давайте запишем это предложение и попробуем разобраться.

— Теперь определим главные члены (Машина переехала)

— А как же мы определим падежи имен существительных? (С помощью вопросов)

— Машина (кто? что?) – именительный падеж, первое склонение

— Через (кого? Что?) дорогу – винительный падеж, первое склонение.

— Сложно? Почему мы могли перепутать именительный и винительный падежи? (Потому что у них одинаковый вопрос)

— Давайте просклоняем эти два слова, два ученика у нас будут выполнять задание на доске, а остальные в тетрадях. Но что же значит «просклонять»? (Изменять по падежам)

Именительный падеж

Машина

Дорога

Родительный падеж

Машины

Дороги

Дательный падеж

Машине

Дороге

Винительный падеж

Машину

Дорогу

Творительный падеж

Машиной

Дорогой

Предложный падеж

О машине

О дороге

— Обратим внимание на именительный и винительный падежи. Какое окончание в именительном падеже? (а) А в винительном? (у).

— Так какие же окончания у существительных первого склонения в винительном падеже? (у)

— Да. Так как мы с вами сами дошли до истины, то думаю и тем двум мальчикам вы бы смогли объяснить, как определить винительный падеж. Но всё-таки, чтобы быть уверенными, давайте обратимся к учебнику. Открываем стр. 23 и читаем правило под галочкой.

6. Физминутка

— Сейчас мы с вами немного отдохнем.

Мы ладошкой потрясем,

Каждый пальчик разомнем.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы начнем опять писать.

Чтоб красиво написать

Надо пальчики размять.

Раз, два, три, четыре, пять

За письмо получим пять!

7 . Закрепление

— Давайте обратим внимание на правило в рамочке. Прочитаем его. Вот мы с вами узнали еще одно отличие именительного падежа от винительного. В чем же оно состоит? (Именительный падеж употребляется без предлогов, а винительный с предлогами)

— Ну что ж, закрепим полученные знания. Выполним упражнение 42-ое. Посмотрите на экран и скажите, со всем ли вы согласны?

Перепрыгнул через лужу; ударился об угол; попал в беду; подлез под стол; влез на дерево; рассказал про отца; взялся за ручку; увидел сквозь стекло.

— Почему не согласны? (Слова не первого склонения)

— Давайте с вами исправим эти ошибки. Какими бы словами вы их заменили?

— Какие вы внимательные. Перевернем страничку. Упражнение 47.

Бабушка посеяла на грядке свёклу и петрушку. Катя вскопала свою грядку и посадила огуречную рассаду. Потом они вместе посадили яблоньку, вишню и сливу.

— И выполним разбор первого предложения по членам предложения и частям речи.

— Молодцы.

Урок «Первое склонение имен существительных» методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Цель урока:

формирование первоначального представления о склонении имен существительных; знакомство учащихся с названием падежей.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Чистописание

Л// Лл // Ллл// М//Мм//

Зима морозная -лето жаркое.

— Объясните выделенные орфограммы.

— Найдите все известные вам части речи.

III. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса

1. Повторяем то, что знаем об имени существительном.

— Поиграем в игру.

Перед вами три тропинки вопросов и заданий разного уровня сложности:

«Зелёная » — простые вопросы и задания;

«Жёлтая » — средней сложности вопросы;

«Красная » — сложные вопросы и задания.

Проведём отборочный тур игроков.

Вопросы для отборочного тура:

1. Имя существительное – это самостоятельная или служебная часть речи?

2. На какой вопрос отвечают и что обозначают имена существительные?

3. Назовите постоянные и непостоянные признаки существительных.

— Прежде чем пригласить первого игрока к «зелёной тропинке», запишем предложение, вставим пропущенные буквы в словах.

На доске:

Александра нар_совала д_ревья и цв_ты.

Проверка.

— С этим предложением мы будем работать на тропинках вместе с игроками.

Приглашаем первого игрока к «зелёной «.

1. Назови в предложении имена существительные.

2. Определи, каким членом предложения являются существительные?

3. Какие постоянные признаки этих существительных можем определить?

(Одушевлённость, неодушевлённость.)

Какой ещё постоянный признак определим?

(Род.)

— Приглашаем второго игрока к «жёлтой «.

IV. Постановка темы и целей урока

На доске:

Зима, зимы, зиме, зимой.

— Это однокоренные слова?

(Нет, это формы одного и того же слова.)

— Поставьте к данным словам вопросы. Какие изменения со словам вы наблюдаете при изменении вопроса?

(Изменяется окончание.)

— Сегодня на уроке мы будем изменять имена существительные по вопросам и узнаем, что такое склонение имен существительных.

V. Физкультминутка

Все движения разминки повторяем без запинки!

(Ежедневные физкультминутки).

VI. Работа по теме урока

Положите перед собой листочки, на которых написано стихотворение. Прочитайте его про себя.

Б.Заходер:

В лесочк…, над речк..й,

Построена дачка.

На дачк… живет

Небольшая собачка.

Собачка довольна

И лес…м и дач…й,

Но есть огорчения

В жизн… собачьей. читаем в слух

 находим в стихотворении слова которые изменяются

 проговариваем все формы этого этих слов;

 находим слова с которыми связаны эти слова

 ставим вопросы от этих слов к существительному и записываем их в тетрадь

— Выделяем ту часть слова которая изменяется(окончание).

Для чего изменялись окончания ?

Окончания имен существительных изменяются в связи с другими словами в предложении.

Т.е.– формы одного и тогоже слова Такие формы называются падежными .В русском языке 6 падежей.

На доске

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ(есть кто что )

РОДИТЕЛЬНЫЙ(нет кого чего )

ДАТЕЛЬНЫЙ(дать кому чему )

ВИНИТЕЛЬНЫЙ(винить кого что)

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ(творить кем чем)

ПРЕДЛОЖНЫЙ(думать оком очем )

— Чтобы вам было легче запомнить названия падежей расскажу сказку

ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ

Он еще не родился а уже думали какое ему дать имя и решили назвать– Именительный

Родился– стал Родительный

Пока был малышом ему все давали и он стал Дательный

Но он был и большим озорником за всяческие проделки его винили и он стал Винительный

Потом подрос стал творить добрые дела и называться стал Творительный

Он всем предлагал свою помощь о нем заговорил и назвали теперь Предложный

VII. Физкульт минутка

VIII. Закрепление нового материала

1. Будем вместе склонять имена существительные-отгадки на мои загадки

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.

(Снег)Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

(капуста)

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб — всю добычу мою —
Я с радостью белым зверям отдаю.

(губы, зубы, рот)

– Записываем в тетради вопросы и имена существительные

(Учащиеся работают у доски по цепочке -выделяют окончания)

– Какой вывод мы сделаем? (В каждом падеже свое окончание имен существительных)

– Поощряю кто хорошо справился с заданием

2. Найдите существительные и определите падеж имен

существительных.

Наступила долгожданная зима.Зимой все деревья стоят в снегу.Ребята рады зиме.

IX. Итог урока

Задаю вопросы учащимся.

– Чему мы сегодня учились?

Получаю развернутые ответы.

— Изучали название падежей.

– Познакомились с падежными вопросами

– Учились изменять имена существительные по падежам то есть склонять имена существительные

X. Рефлексия

— Мне понравилось..

— Я даже и не думал..

— Я сегодня узнал..

Задание на дом

Упражнение: 130 стр.56. Выучить правило.

Общее понятие о склонении имён существительных. Несклоняемые существительные

Введение

Учёные заметили, что имя существительное имеет начальную форму и форму, как бы отклоняющуюся от основной. Отсюда и известный термин склонение. На уроке вы откроете новый секрет имён существительных. Тема: «Общее понятие о склонении имён существительных. Несклоняемые существительные».

Изменяем существительные по падежам и наблюдаем за их окончаниями

Изменим по падежам указанные слова, понаблюдаем за окончаниями.

И.п. кто? лиса, хомяк что? степь

Р.п. кого? лисы, хомяка чего? степи

Д.п. кому? лисе, хомяку чему? степи

В.п. кого? лису, хомяка что? степь

Т.п. кем? лисой, хомяком чем? степью

П.п. о ком? о лисе, о хомяке о чём? о степи

Изменение имён существительных по падежам учёные назвали склонением. Почему? Вспомни «лесенку» падежей. Каждый падеж можно представить себе как отклонение от начальной формы.

Просклонять – это значит изменить по падежам.

Понаблюдаем за окончаниями, одинаковы ли они в одних и тех же падежах.

Выделяем три склонения имён существительных

Наблюдая за окончаниями имён существительных при изменении по падежам, учёные заметили, что есть три разных набора окончаний. Вот они и выделили три склонения имён существительных: 1-е, 2-е, 3-е.

Склонение, к которому относится (по которому изменяется) имя существительное, зависит от его рода и окончания в начальной форме.

Имена существительные:

мужского и женского рода с окончанием –а (-я) – 1-го склонения (звезда, дядя);

мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода – 2-го склонения (хомяк, яблоко);

женского рода с нулевым окончанием – 3-го склонения (степь).

Представляем лес склонений

Представим, что мы оказались не в простом лесу, а в лесу склонений (см. Рис. 1.)

Рис. 1. Лес склонений

Почему лиса, улитка, ромашка — под берёзой, волк, филин, гриб — под дубом, а лань и мышь – возле ели?

Лиса, улитка, ромашка, берёза – это слова ж.р. с окончанием –а. Они относятся к 1-му скл.

Волк, филин, гриб, дуб – это слова м.р. с нулевым окончанием. Они относятся ко 2-му скл.

Лань, мышь, ель – это слова ж.р. с нулевым окончанием. Они относятся ко 3-му скл.

Где бы вы расположили в лесу склонений имена существительные солнце, змея, Ваня, облако, рысь? (см. Рис. 2) Определим склонение по роду и окончанию.

Рис. 2. Лес склонений

По роду и окончанию определяем склонение

Укажем общие признаки двух слов и различные.

1) тишь – тишина (она, ж.р., в ед. ч.; тишь – нулевое окончание, 3-го скл., тишина – окончание –а, 1-го скл.)

2) коленка – колено (в ед.ч.; коленка – она, ж.р., окончание –а, 1-го скл., колено – оно, ср.р., окончание –о, 2-го скл.)

3) повидло – джем (в ед.ч.; повидло – оно, ср.р., окончание –о, 2-го скл., джем, он, м.р., окончание нулевое, 2-го скл.

4) скатерть – покрывало (в ед.ч.; скатерть – она, ж.р., окончание нулевое, 3-го скл., покрывало – оно, ср.р., окончание –о, 2-го скл.)

Узнаём склонение имён существительных по начальной форме

Имена существительные какого склонения использовал поэт, создавая свой зимний пейзаж?

Зимняя бахрома. (см. Рис. 3)

На сосне и на берёзе –

Бахрома:

Белой пряжей

Их запутала зима.

И оставила

Распутывать весне

Эту пряжу на берёзе

И сосне. (Владимир Орлов)

Рис. 3. Зимний лес (Источник)

Склонение имени существительного узнают по его начальной форме. Начальная форма отвечает на вопрос кто? что? Поставим имена существительные в начальную форму.

Тренируемся

К какому склонению относятся имена существительные кисточка, косточка, горсточка, ладошка, сетка?

Существительные женского рода, окончание -а, 1-го склонения.

Подберём к каждому слову однокоренное имя существительное 3-го склонения (ж.р. с нулевым окончанием).

кисточка кисть

косточка кость

горсточка горсть

ладошка ладонь

сетка сеть

Какие признаки у слов в парах одинаковые – род, число, падеж, склонение?

Петя – Пётр, Серёжа – Сергей, Алёша — Алексей

Род мужской, единственное число, именительный падеж – одинаковые признаки. Петя, Серёжа, Алёша – окончание – я, -а, 1-го скл.,

Пётр, Сергей, Алексей – окончание нулевое, 2-го скл.

Склонение разное.

Определяем склонение существительных, употреблённых во множественном числе

Как определять склонение имён существительных во множественном числе?

Поставим существительные в начальную форму. Это форма именительного падежа, единственного числа.

грозди — гроздь (кисть ягод, цветов), она, ж.р., нулевое окончание, 3-го скл.

проруби – прорубь (отверстие, прорубленное во льду на реке), она, ж.р., нулевое окончание, 3-го скл.

пристани – пристань (место на берегу водоёма, оборудованное для причала судов), она, ж.р., нулевое окончание, 3-го скл.

брови – бровь, она, ж.р., нулевое окончание, 3-го скл.

сирени – сирень, она, ж.р., нулевое окончание, 3-го скл.

Очки, ворота, макароны, качели, обои – эти слова нельзя поставить в единственное число. Род и склонение не определить.

Несклоняемые имена существительные

Все ли имена существительные склоняются? Понаблюдаем.

Весенний день. В окно трамвая

Влетела бабочка живая.

Влетела бабочка в окно,

Цветная, как в цветном кино. ( А Барто)

Определим склонение имён существительных.

день — он, м.р., нулевое окончание, 2-го скл.

окно – оно, ср.р., окончание –о, 2-го скл.

трамвая – что? трамвай, он, м.р., окончание нулевое, 2-го скл.

бабочка – она, ж.р., окончание –а, 1-го скл.

кино – оно, ср.р.

Попробуем просклонять это имя существительное:

нет чего? кино,

рад чему? кино,

вижу что? кино,

горжусь чем? кино,

думаю о чём? о кино.

Это слово не изменяется.

Продолжим этот ряд слов среднего рода, которые не изменяются: метро, пальто, пианино, кафе, какао.

Можно ли выделить окончания у этих имён существительных?

Обратите внимание на то, как выполнен разбор по составу данных слов.

Вы заметили, что у неизменяемых слов нет изменяемой части — окончания? Всё слово является корнем.

Вот 5 несклоняемых существительных: кофе, шимпанзе, кашне, какаду, фойе. Какие из них можно употребить в словосочетании «чёрный…»?

Чёрный кофе, чёрный шимпанзе, чёрный какаду. Это слова мужского рода. Заглянем в толковый словарь.

Кашне – ср.р., узкий шейный шарф, надеваемый под пальто.

Чёрное кашне.

Фойе – ср.р., зал в театре для пребывания зрителей перед началом спектакля, во время антрактов.

Чёрное фойе.

Проверь себя

Определите склонение имён существительных.

Осень совсем уже поселилась в нашем городе. Она сама расклеила повсюду яркие афиши. Птицы собираются в дорогу. Даже воробьи приуныли. Деревья в парке намокли и сникли. Только дуб стоит по-прежнему прямо и гордо. Можно подумать, что лишь дубу всё нипочём, что он один ничего не боится.

осень – она, ж.р., нулевое окончание, 3-го скл.

в городе – что? город, он, м.р., нулевое окончание, 2-го скл.

афиши – что? афиша, она, -а, 1-го скл.

птицы – кто? птица, она, -а, 1-го скл.

в дорогу – что? дорога, она, -а, 1-го скл.

воробьи – кто? воробей, он, м.р., нулевое окончание, 2-го скл.

деревья – что? дерево, оно, ср.р., -о, 2-го скл.

в парке – что? парк, он, м.р., нулевое окончание, 2-го скл.

дубу — дуб, он, м.р., нулевое окончание, 2-го скл.

На уроке вы узнали, что просклонять – это значит изменить по падежам.

Имена существительные:

мужского и женского рода с окончанием –а (-я) – 1-го склонения;

мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода – 2-го склонения;

женского рода с нулевым окончанием – 3-го склонения.

Список рекомендованной литературы

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  • Определи склонение данных имён существительных и запиши их в три столбика: 1 скл., 2 скл, 3 скл.

Капитан, корабль, тишь, облако, печаль, шорох, тревога, рояль, тетрадь, газета, школа, кровать, группа.

  • Определи падеж и склонение имён существительных в стихотворении.

На дороге, на тропинке

Пыль притихла под дождём.

Приколачивать пылинки

Хорошо таким гвоздём.

(Е. Трутнева)

  • Определи склонение имён существительных в тексте.

Деревья в лесу.

Снежная пороша. В лесу очень тихо и тепло. Деревья окружены снегом. Ели повесили громадные тяжёлые лапы. Берёзы склонились и некоторые даже согнулись до самой земли и стали кружевными арками. В лесной тишине фигуры из снега стали выразительными.

(По М. Пришвину)

Конспект урока русского языка в 3 класс Что такое склонение имён существительных?

Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема: Что такое склонение имён существительных?

Учитель начальных классов МАОУ «Бутовская СОШ №2» Куприянова Ольга Викторовна

Цели урока:

Предметная

обучающая – познакомить учащихся с понятием «склонение имен существительных»; повышать грамотность письма, языковое образование;

развивающая – развивать мышление, внимание и память школьников; устную и письменную речь;

воспитывающая – воспитывать умение работать в парах, группах, коллективно; прививать умение аргументировать свои ответы; воспитывать аккуратность в работе.

Метапредметная

Задачи: формировать умение детей определять склонение и падеж имен существительных; развивать умение выражать свои мысли в устной форме; обогащение словарного запаса.

Тип урока: изучения новой темы.

Реализуемые педагогические технологии: личностно – ориентированные; здоровье сберегающие; элементы технологии проблемного обучения

Оборудование: компьютер; проектор; экран; учебник

Орг момент

Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости, давайте поприветствуем гостей. Садитесь.

Работа в тетради.

Записываем число, комментируем орфограмму. 2 минуты.

  1. Устная работа. Актуализация знаний. 1 минута

Скажите, какую часть речи мы сейчас с вами изучаем?

(Имя Существительное)

Вспомним, что вы знаете об имени существительном, как части речи в форме игры «верно», «неверно». (Светофоры)

  1. -Верно ли, что сущ. называет предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

  2. -Верно ли, что сущ. может называть признак предмета?

3. -Верно ли, что сущ. изменяется по родам.

4. -Верно ли, что сущ. изменяется по числам.

5. -Верно ли, что в предложении сущ. может быть подлежащим,

6. — Верно ли, что в предложении сущ. может быть и второстепенным членом предложения.

Работа в парах 5 минут

У вас на столах лежат карточки. Переверните их.

На карточках слова. Их нужно распределить в три колонки по родам. Начертите таблицу , в которой будет 3 столбика по 3 строчки в каждом столбике.

Волна, январь, солнце, земля, кофе, пальто, Москва, кенгуру, рысь, директор, молоко, окно.

Взаимопроверка

Проверка по электронной доске

Самооценка: поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. Поставьте на полях ПЯТЁРКУ карандашом. Это «Отлично»

Поднимите руку те, кто допустил 1или 2 ошибки. Поставьте на полях ЧЕТВЁРКУ карандашом.

Поднимите руку те, кто допустил больше 2 ошибок. Вам нужно серьёзно праработать эту тему.

Микровывод с светофорами: Какой признак существительных мы определяли в этом задании? (определяли род.)

Для чего нужно уметь определять род? (чтобы правильно писать окончание)

А у вас бывает затруднение, какое писать в слове окончание? (Да.)

2) Возникновение проблемной ситуации.

Как вы думаете, всё ли мы изучили об имени существительном?

— Сегодня откроем ещё одну тайну имени существительного.

А поможет нам в этом одно мудрое высказывание «Китайского мудреца».

Как вы понимаете эти слова?

Сейчас мы поиграем в поле чудес!

Я загадала слово из 9 букв.

И у меня есть слова подсказки.

Первая подсказка – загадка.

У него большие уши,
Как гора, огромен он.
Равных нет ему на суше:
Он по весу – чемпион! (СЛОН)

В нашем загаданном слове есть это слово, но между 1 и 2 буквой есть ещё одна буква и угадать её поможет картинка.

(Отгадывают слово СКЛОН)

А теперь добавим суффикс «ен» и окончание «ие»

Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

СКЛОНЕНИЕ

-Поставим цели урока.

-Что должны узнать на уроке?

Чтобы вы хотели узнать.

-Чему будете учиться?

1. узнать что такое склонение,

2. Какие бывают склонения.

3. Зачем определять склонение.

Открытие нового знания.

Работа по учебнику стр. 36-37

Упр. №64. Сосна.

Выделить окончание.

Что вы заметили? (Меняется окончание)

Прочитайте правило, выделенное жёлтым.

Итак, что такое СКЛОНЕНИЕ?

Сколько падежей в русском языке? (6.)

Вы знаете, что интересно, не так давно, а ещё сто лет назад в русском языке было 7 падежей. Был «Звательный падеж»

А хотите я вам ещё один секрет открою?

У нас сейчас сколько чисел у имён существительных? (два)

А раньше было ТРИ. Было ещё «Двойственное» число.

Слово склонение пришло к нам из латинского языка, оно образованно от глагола «клонить» и обозначает изменение слова по падежам.

Закрепление. 2 человека на закрытых досках.

Весёлые стихи
Падежи.
Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
— Мой именинник ТОТ,
Который изумительно
Науку познаёт!
— ТОГО, — сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ,-
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
— ТОМУ, — ответил ДАТЕЛЬНЫЙ,-
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
— ТОГО, — сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ, —
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
— С ТЕМ, — заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ,-
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
— О ТОМ, — сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
(А.Тетивкин)

Как запомнить падежи?

ИВАН РУБИЛ ДРОВА, ВАРВАРА ТОПИЛА ПЕЧЬ.

Работа в группах. Составить предложение.

С, зима, падает, небо, кружится над, снежинка, и, земля.

Вывод: Какова роль склонения в русском языке?

От склонения зависит смысл предложения.

Возвращаемся к целям.

— Что узнали сегодня об имени с

уществительном.

— Какие задачи ставили.

— Удалось решить поставленные задачи.

Что значит «просклонять имя существительное»? (изменить по вопросам.)

Рефлексия.

Лесенка успеха

Оцените свою работу на уроке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *