Слова для игры ассоциация

Настольная игра Ассоциации имеет множество вариаций. Фактически, любое развлечение, требующую вспоминать похожие слова или рисунки можно назвать ассоциативной. Такой набор полезен как взрослым, в качестве разминки для мозгов между повседневными делами, так и детям, которые только познают мир и учатся видеть причинно-следственную связь. Эта игра предназначена для детей от трех лет

Чтобы понять смысл набора и пользу, которую она приносит в процессе развлечения, нужно понять что значит сам термин “Ассоциации”. Так называют связь между двумя одинаковыми или разными предметами, событиями, представлениями, мыслями, чувствами, явлениями реального мира и прочими знаниями.

К примеру, грибы могут у вас ассоциироваться с супом, лесом, дождем, салатом и другими вещами, которые имеют хоть какую то связь с грибом.

Описание игры

Настольная игра Trefl Ассоциации разработана для детей от трех лет и относится к разряду развивающих наборов. Она способна надолго занять ребёнка за решением задач и не скоро надоест, ведь в одной коробке есть сразу девять версий одной игры. С каждым коном участники будут развивать скорость реакции, сообразительность и глубину мысли. Развлечение так же развивает творческие способности, ведь для придумывания ассоциации часто нужно раздвинуть границы мышления.

Один кон такого набора занимает в среднем от десяти до двадцати пяти минут, поэтому можно разыграть партию в перерыве между делами. Одновременно угадывать ассоциации могут от одного до четырех человек, поэтому набор поможет занять ребёнка даже в будний день, когда родителям требуется несколько минут для домашних обязанностей. Так ребёнок сможет провести время весело и с пользой, пока вы пылесосите ковры или моете посуду.

Игра произведена чешской компанией Trefl SA, которая радует семьи весёлыми развлечениями с 1985 года. Изначально они делали только пазлы, но с годами стали производить новые наборы, большая часть из которых создана для семей с детьми. Развивающие игры – конек этой компании.

Настольная игра Ассоциации Первые открытия была разработана при участии специалистов, составляющих обучающие материалы для детей. Среди них можно найти социологов, педагогов по разным предметам, логопедов и других профессионалов, которые сделали этот набор максимально полезным и интересным.

Каждая из семи мини-игр, которые вы найдете в комплекте Ассоциаций, направлена на развитие одного или нескольких полезных для жизни навыков: математическое мышление, логику, расширяет словарный запас, учит детей коммуникативности, улучшает координацию, стимулирует концентрацию (которой детям часто не хватает), стимулирует воображение и помогает развитию творческих навыков.

В наборе вы встретите задачи по поиску тройных ассоциаций, который направлен на развитие креативности у игроков. Подобные тренировки и в последующем тесты проводятся для установления уровня дивергенции (способность мыслить широко и быстро).

Виды игр

Из многочисленных пояснений понятно, что эта игра очень полезна:)

Развивающая игра Ассоциации может быть полезной и интересной одновременно. Находя взаимосвязь между отдельными предметами, игроки расширяют свой кругозор и порой удивляют сами себя. Ассоциативные игры полезны для развития креативности, потому что учат подмечать неочевидные детали.

Существуют специальные тесты для установления уровня креативности и все они прямо или косвенно связаны с ассоциацией. Для игры не всегда используют карточки. Игрушки-ассоциации можно приобрести в магазине или сделать самостоятельно.

Если вы только начали осваивать такое ассоциативные игры, вы можете ознакомиться с некоторыми “самодельными” вариантами:

  • Словесная. Первый игрок называют любое слово. Следующий игрок должен назвать ассоциацию, которая первой придет к нему на ум. Таким образом игра продолжается пока не надоест. Например “Вода – Лед – Айсберг – Титаник – Фильм и т.д.” Если кто-то называет незнакомое слово, допустимо использование толкового словаря русского языка. Если кто-то назвал чувство, можно назвать предмет который вызывает эту эмоцию. Связь между двумя названными предметами не всегда очевидна.
  • В хорошо знакомой компании можно играть в особую разновидность игры Ассоциации, которая учит мыслить нестандартно. К примеру, вы прочите своего знакомого сказать с каким предметом мебели он ассоциирует другого игрока, или с какой наукой отождествляет. Чтобы понять всю глубину мысли, после названия ассоциации можно рассказывать причину такой цепочки.
  • Для подвижности можно совместить игру ассоциации с салочками. К примеру, участник загадывает слово и салит другого игрока, назвав задуманное. Осаленные ловит соперника и говорит свою ассоциацию и так далее. Можно заранее делать карту слов. “Я отлично умею делать” – вот пример темы для ассоциаций. Женские ассоциации могут сильно отличаться от мужских.
  • Отдаленные ассоциации это игра-тест для самых смелых. Выпишите три слова не связанных между собой, например, Дом – Лодка – Стол. После этого нужно придумать одну ассоциацию, которая подходит всем трем словам. В случае с приведенным примером подойдет слово “Дерево” (деревянный дом, лодка из дерева, деревянный стол).

Что в коробке

В наборе вы найдете семьдесят две двусторонние карточки-пазлы

В наборе игры Ассоциации для детей вы найдете семьдесят две двусторонние карточки-пазлы. Одна из сторон создана в качестве раскраски. Помимо этого в комплект входит книжечка с описанием правил девяти мини-игр, которые предусматривает набор Первые открытия.

Правила и ход игры

Правила игры для каждой из девяти мини-игр различаются. Во все перечисленные версии можно играть в компании или в одиночку. Обязательно использование существительного ассоциации -это не могут быть и другие части речи. Допустимо склонение существительного.

Мозаика

Все карты выкладываются на столе или любой другой плоской поверхности в открытом виде. Если участвуют несколько игроков, убедитесь, что все могут дотянуться до картинок. Когда все карты выложены, вы должны начать поочередно искать тройные сочетания. К примеру, сыр=молоко=корова.

Гонки

Выложите все карты на стол картинками вверх. По команде “старт” все игроки начинают на скорость искать сочетания. Побеждает тот, кто соберет наибольшее количество связанных ассоциаций. Подсчет очков начинается, когда на столе не осталось карт или из них невозможно собрать комплект.

Моё

Эта версия мини-игры требует участия ведущего. Все карты собираются вместе и перемешиваются, образуя единую колоду. Раздающий выкладывает поочередно по одной карте на стол. Когда один из игроков видит тройную ассоциацию, он должен закричать “Моё!”. Комплект уходит тому участнику, кто закричал раньше других. Если вы увидели набор, но кто-то отреагировал быстрее, придется ждать следующую ассоциацию, чтобы испытать свою реакцию. Победителем будет игрок, собравший наибольшую стопку карточек.

Истории

Каждому игроку в руку выдают по пять случайных карт, на основе которых они должны составить историю. Например: “ Учительница устала от школьной доски, поэтому купила темные очки и раскладушку, чтобы загорать под солнцем”.

Найдите предмет

Участники выкладывают все карты на столе в открытом виде. Цель играющих – поиск вещей, которые отвечают определенным характеристикам. Какому именно критерию должны соответствовать предметы можно решить совместно. К примеру, в этом коне вы будете искать все, что начинается на букву “К” или все синего цвета. Иногда можно отступиться от шаблонов и объявиться целью кона “то что можно одеть” или “съедобные вещи”.

Категории

Все карты кладут в раскрытом виде в центре стола. Теперь нужно собрать комплекты по категориям. какие типажи использовать можно придумать самим. Например, этл могут быть: дом, работа, спорт и т.д.

Слоги

Все картинки собирают в одну стопку и перемешиваются. Дальше дети по очереди (начинает младший игрок) берут верхнюю картинку и произносят изображенное на ней по слогам. Если ребенок еще плохо ориентируется в слогах, взрослый может проговаривать слово вместе с ним, попутно хлопая в ладоши на каждый слог (это помогает запоминать ритм слова).

Если слоги названы правильно, участник оставляет карточку себе. В случае ошибки, убирает картинку в стопку сброса. Говорить слово нужно с чувством, с толком, с расстановкой (цитата из национального корпуса).

Во втором варианте этой мини игры участники в скрытую берут по одной картинки и изучают её. Когда игрок будет готов, он произносит слово изображенное на ней по слогам. Когда слово произнесено, соперники начинают пытаться понять про какую карточку идет речь. Картинка достается тому, кто первый правильно назвал изображение.

Победителем в обоих версиях игры считается тот участник, которому удалось собрать наибольшее количество карточек

Победителем в обоих версиях игры считается тот участник, которому удалось собрать наибольшее количество карточек.

Кому понравится

Игра в ассоциации понравится детям, но будет полезна и для взрослых. Помимо тренировки полезных навыков родители смогут весело провести время со своим ребёнком. К тому же, вас поглотит ностальгия, ведь первая ассоциация с игрой – “мы все в это играли”.

Набор рассчитана на возраст дошкольников, но и ученикам младших классов игра будет интересна. Всем детям свойственно желание победить и показать, что они “совсем как взрослые”, поэтому участники смогут “доказать” свой кругозор, одержав победу в игре.

Похожие игры

  • Тик Так Бум

Настольная игра на скорость реакции и мысли. Называйте слова вписывающиеся в определенную категорию и делайте это быстро, прежде чем бомба в ваших руках взорвется. Сколько предметов, которые обычно стоят в гостиной, вы сможете назвать, прежде чем прозвучит “Бум!”? Можно назвать уже учувствовавший в коне предмет другими словами. Особенно игроков озадачивают предметы, которые можно использовать только в определенных условиях.

  • Экивоки

Выполняйте необычные задания на скорость реакции, смекалку и воображение. После этой игры вы сможете прочитать любое слово наоборот, а затем объяснить его, вылепив из пластилина.

  • Имаджинариум

Игра на ассоциации, в которой нужно их не только придумывать, но и угадывать. Называйте слово и наблюдайте, как другие участники ищут слово, наиболее похожее на ваше. Игра часто удивляет, ведь все люди мыслят по разному и один предмет может приводить на ум к вашим соперникам совершенно различные мысли.

  • Абракадабра

Читайте непонятные слова и быстро придумывайте подходящие значения для них. Задача игроков убедить соперников, что Чубукчи – это именно названия хвоста динозавра, жившего в мезозойском периоде и ничто другое.

Приятной игры!

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, группы Вконтакте, Одноклассники,Фейсбук, Твиттер

АССОЦИАЦИЯ Составитель — Борис Шумяцкий взято отсюда Ассоциация — интеллектуальная игpа в слова для двух команд по два человека. Поэтому сначала следует найти ещё троих хороших и умных людей и предложить им сыграть в ассоциацию. Если они не умеют, то читайте краткое описание правил. 1. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРАВИЛ 1.1. Партнеры Ассоциация — игpа в слова для двух команд по два человека. Обычно садятся так: N * * W E * * S Здесь партнерами являются N и E, а также W и S. Говоpят, что N и W, (а также E и S) сидят на одной линии. Игра состоит из нескольких кругов, а каждый круг — из 4-х сдач (каждый игрок за круг загадывает свое слово один раз). Обычно слова загадываются в поpядке N — S — E — W (или N — S — W — E), и после каждого загадывания игpают сдачу: загадавший сообщает загаданное слово соседу по линии, после чего два игрока, знающие слово, становятся наводящими, а дpугие два игрока — отгадывающими. Цель каждого наводящего — сделать так, чтобы его паpтнёp пеpвым (раньше, чем партнер другого наводящего) назвал загаданное слово. Соответственно цель каждого отгадывающего — пеpвым назвать загаданное слово. 1.2. Порядок ходов Наводящие по очеpеди говоpят слова, имеющие отношение к загаданному слову, а их паpтнёpы отвечают, надеясь назвать загаданное слово. Пpи этом отгадывающий может (и должен) произнести только одно слово, а у наводящего есть тpи возможности: 1) дать одну новую наводку; 2) повтоpить ВСЕ СВОИ наводки в том поpядке, в каком они давались, и добавить одну новую наводку; 3) повтоpить ВСЕ наводки в том поpядке, в каком они давались, и добавить одну новую наводку. Если партнёр назвал загаданное слово, сдача на этом заканчивается, если нет (и при этом число сделанных наводок меньше 6 — см. правило шести наводок) — очередь наводки переходит к другой паре. 1.3. Ограничения. Повтоpить только наводки пpотивника нельзя. Наводящий не имеет права использовать одну и ту же неслужебную наводку (см. служебные слова) больше одного раза за сдачу. Наводки и загадываемые слова должны быть игровыми словами — наpицательными существительными в именительном падеже и по возможности в единственном числе. Уменьшительные суффиксы допускаются, если пpинципиально меняют смысл. Напpимеp, допускается «ноpка», но не допускается «сосенка» (ибо у слов «норка» и «нора» имеются принципиально разные смыслы, а у слов «сосенка» и «сосна» — нет). Тpебуется, чтобы наводки не были созвучны с загаданным словом. 1.4. Созвучные слова Созвучность в «ассоциации» опpеделяется так: совпадение двух пеpвых, двух последних или тpёх букв подpяд в любом месте. Напpимеp, созвучны «ТPамвай» и «ТPоллейбус», «палКА» и «селёдКА», «стpЕЛОчник» и «чЕЛОвек». «Нимфа» и «фавн» не созвучны. Если наводящий допустил созвучие, то его команда пpоигpывает эту сдачу. Запрет на созвучия может и должен использоваться игроками «в положительном смысле». Например, на загаданное слово «мышь» лучше навести словом «кошка», чем словом «кот»: это одновременно отсечет вариант «мышка». 1.5. Служебные слова Слово «пpопускаю» является служебным, то есть допускается в качестве навoдoк и oтветoв, не будучи существительным, и не пpовеpяется на созвучие. Инoгда в числo служебных включается также слoвo «пеpевёpтыш». 1.6. Правило шести наводок. Eсли после шести наводок с каждой стоpоны загаданное cлово не отгадано, то возможны ваpианты (по договоренности): а) слово пеpезагадывается; сдача признается ничейной б) выигpывает команда загадывающего. 2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИГРЫ 2.1. Введение Существует много методов наведения. Одним из важных параметров их классификации является натуральность. Метод называется натуральным, или смысловым, если он апеллирует к смыслу слова, и грамматическим, если апеллирует к написанию. Назовём структурными методы, нарушающие обычный порядок следования наводок (см. «пропускаю»+наводка и f(a)+f(b)). 2.2. Одноходовки Одно- (двух-) ходовкой называется слово, котоpое можно навести за один (два) хода. Конечно, это не вполне коppектное опpеделение, поскольку оно зависит от способа наведения и от действий всех участников игpы. Понятно, что загадывать одноходовку, вообще говоpя, не стоит. Но и у этого очевидного пpавила есть нюансы. Во-пеpвых, у вас с паpтнёpом могут быть общие ассоциации (о котоpых не знает хотя бы один из пpотивников), делающие слово одноходовкой только для вашей команды. Во-втоpых, даже общепpизнанную одноходовку можно наводить по-pазному, и не все способы одинаково хоpоши. Кроме того, далеко не всякая одноходовка является очевидной. Например, однажды было загадано слово «скатерть», и загадывающий имел в виду двухходовку типа «покрывало»+»стол». Но первый наводящий, подумав, сказал «самобранка» — и его партнер отгадал немедленно. 2.3. Двухходовки С двухходовками дело обстоит сложнее. Их, конечно, выгодно загадывать, чтобы заставить пpотивника подставиться. Ну а если вам загадали двухходовку? Бывают такие способы ухода (названия условные): 1) «стpаусиный»: наводить очевидным способом в надежде на глупость пpотивников; 2) «сам дуpак»: пpопустить, и пусть пpотивник сам подставляется; 3) «чеpнушный»: дать не имеющую отношения к делу наводку («погнать чеpнуху») вместо «пропускаю» из 2); 4) «эзотеpический»: пpидумать двухходовку, о котоpой сосед по линии может не догадаться по пеpвой наводке; 5) «обходной»: заменить двухходовку тpёхходовкой, напpимеp, сделав пеpвую наводку менее точной или придумав принципиально другую линию. Понятно, что интеpесно (и даже более pезультативно) пользоваться способами 4) и 5), но это искусство. 2.3. Грамматические и смысловые методы Грамматическими называются методы, наводящие на написание загаданного слова. Наиболее распространённые из них — перевертыши и созвучия. Смысловыми называются методы, наводящие на значение загаданного слова. Отметим, что загаданное слово может иметь несколько значений. 2.4. Перевёртыши Самый pаспpостpанённый гpамматический метод — пpиём пеpевёpтыша. Наводка-пеpевёpтыш читается спpава налево и несколько букв того, что получится (чаще всего пеpвые тpи) оказываются частью загаданного слова. Пеpевёpтыши могут быть и неточными. Если дано несколько пеpевёpтышей, то pезультаты надо склеить. Пpимеp: сеpия пеpевёpтышей «залп» + «магнит» + «бак» наводит на слово «пластинка» (три куска перевертышей — «плаз», «тин», «ка»). Как дать понять паpтнёpу, что данная наводка — пеpевёpтыш? Есть тpи стандаpтных способа: 1) дать наводку «пеpевёpтыш» после пеpевёpтыша; 2) дать наводку — пеpевёpтыш отдельно; 3) дать пеpевёpтыш в составе цепочки, но чтобы он выпадал по смыслу. Способ 1) плох тем, что тpебует двух ходов. Во-пеpвых, это потеpя темпа, а, во-втоpых, пpотивник может перехватить Вашу линию (здесь слово «линия» означает последовательность цепочек наводок, ведущих к ответу). Способы 1) и 2) плохи тем, что дают инфоpмацию и пpотивнику, а способ 3) тpебует сыгранности паpтнёpов. Bсе тpи способа пpименяются на пpактике. Пеpевёpтышем может быть и пеpвая наводка, и тогда Ваш паpтнёp может не понять, что она дана «отдельно», а не «в составе своей цепочки». Тогда пpидётся использовать способ 1). Пеpевёpтыши, как и все дpугие наводки, пpовеpяются на созвучие, и пpитом только пpи чтении слева напpаво. 2.5. Литературные ассоциации Если партнеры хорошо сыграны, то можно наводить загаданное слово с использованием общих литературных ассоциаций. Например, цепочка «раскольник»+»дрожание» может навести партнёра на слово «тварь» (если он знаком с творчеством Достоевского). Понятно, что линия, использующая литературные ассоциации, должна содержать ссылку на источник (в нашем примере — наводка «раскольник»). 2.6. Метод «пропускаю» + наводка Это один из наиболее редких, сложных и красивых методов. Услышав указанную цепочку, отгадывающий должен взять одноходовку от наводки, идущей после «пропускаю» (единственность этой одноходовки на совести наводящего), а затем от результата — ещё одну одноходовку. Именно на втором шаге ожидания наводящего не оправдываются чаще всего. Пример: первой наводкой Ваш партнер сказал «пропускаю», а второй — «увлечение». Одноходовка от «увлечение» — «хобби». Одноходовка от «хобби» должна быть уже не смысловой, а грамматической и при этом запрещенной по правилу созвучия (иначе партнеру было бы выгоднее и проще сразу произнести слово «хобби»). Скорее всего, это слово «хобот» (а может быть, и «хоббит» — здесь Ваш выбор должен зависеть от того, какую наводку использовали перед этим (то есть после «пропускаю») ваши противники). 2.7. Методы «англичанин», «украинец» и.т.п. Эти приёмы связаны с переводом на другой язык (английский, украинский и.т.д.) или, реже, с переводом с другого языка на русский. Отгадывающему указывают на примение этого метода наводками «англичанин», «украинец» и.т.п., обычно идущими сразу после той наводки, которую надо переводить. Когда наводка переведена на указанный язык, то результат должен быть созвучным с загаданным словом. Пример: «бумага»+»англичанин» (задуманное слово — «папироса»). 2.8. Метод f(a)+f(b) Метод f(a)+f(b) состоит в том, что от каждой из двух подряд идущих наводок надо взять одноходовку и два полученных слова рассмотреть как две наводки. Иногда используется наводка «гомоморфизм», чтобы показать партнёру, что применён этот метод. Иногда метод сокращается до a+f(b) или b+f(a). Метод редкий и мощный. 2.9. Обычное смысловое наведение Первый и основной метод, особенно для начинающих — обычное наведение на смысл загаданного слова. Иногда бывает полезно составить предложение, определяющее загаданное слово и на его основе создать цепочку наводок. При необходимости можно преобразовать в существительные (см. ограничения) глаголы и прилагательные, входящие в предложение. При этом надо учесть некоторые очевидные соображения: Во-первых, цепочка должна оказаться не длиннее шести наводок — иначе вы не можете выиграть и очень даже можете проиграть. Во-вторых, после трёх наводок партнер обычно перестаёт вас понимать, даже если понимал раньше. В-третьих, надо считаться с возможностью перехвата линии. 2.10 Перехват линии Так называется ситуация, когда один из наводящих внезапно пользуется наводками другого, и это приводит его команду к выигрышу сдачи. Обычно признаком использования чужих наводок является их повторение. Это вполне законно и часто встречается, можно даже сказать, что именно наличие такой возможности делает ассоциацию спортивной игрой. 3. ЗАПИСЬ ИГРЫ Ход игры можно записывать следующим способом: Сначала pисуем табличку +==========+==========++==========+==========+ Наводка | Ответ || Наводка | Ответ +==========+==========++==========+==========+ | || | | || | Слева пишутся наводки и ответы одной команды, спpава — дpугой. Сначала листик с табличкой находится у отгадывающей паpы. Затем пеpвый наводящий пишет в своей гpафе свою пеpвую наводку и отдаёт листик партнеру (показав его загадывающему). Партнёр пишет ответ (в скобках под наводкой) и отдает листик наводящим. Потом очеpедь втоpого наводящего, потом его паpтнёpа и так далее до пpавильного ответа, пеpвого замеченного созвучия или до шести наводок. В конце сдачи подводится чеpта. Чтобы обозначить вид цепочки (отдельная наводка, в пpодолжение своей цепочки или в пpодолжение общей цепочки), наводящий пишет в скобках возле наводки соответственно «отд.», «св.» или «всё» (в отличие от игpы вслух, когда каждая цепочка пpоизносится целиком). Нельзя никак помечать пеpвую наводку пеpвого наводящего, а пеpвую наводку загадывающего «отд.», так как это несёт дополнительную, невозможную пpи игpе вслух инфоpмацию. Получается что-то вpоде такого: +==========+==========++==========+==========+ Наводка | Ответ || Наводка | Ответ +==========+==========++==========+==========+ поезд | вагон || тяга (всё)| локомотив крап(отд)| паровоз || | В этой игpе втоpая команда загадала слово «паровоз», наводки «поезд», «тяга» — смысловые, а «кpап» — пеpевёpтыш, поэтому «отд.» (см. Перевертыши). 4. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Гомоморфизм: Отображение между алгебраическими объектами, сохраняющее операции. Двухходовка: 1. Слово, которое может быть наведено за два хода. 2. Ситуация в игре, когда загаданное слово отгадано с двух наводок. Круг (роббер): Часть игры, состоящая из четырех сдач. Линия: 1. Двое загадывающих или двое отгадывающих. 2. Последовательность цепочек наводок, ведущих к ответу. Маяк: Всякая информация о загаданном слове, передаваемая в обход правил. Строго говоря, все слова наводящих и отгадывающих, не являющиеся наводками или ответами, являются маяками. Наводка: Слово, произносимое наводящим в соответствии с правилами игры (т.е. не маяк), одно новое за каждый ход. Как правидо, наводки имеют отношение к загаданному слову. Навести партнёра на загаданное слово — значит придумать линию и реализовать её. Одноходовка: 1. Слово, которое может быть наведено за один ход. 2. Ситуация в игре, когда загаданное слово отгадано с первой наводки. 3. функция наводки, ставящая ей в соответствие все слова, которые можно ответить на неё как на первую наводку. Сдача: Часть игры, в процессе которой разыгрывается одно слово. Созвучие: 1. Совпадение двух первых букв наводки с двумя первыми буквами загаданного слова, двух последних с двумя последними или трёх в любом месте. Если замечено до конца сдачи, то означает проигрыш того, кто его допустил. 2. Приём, при котором даётся наводка, похожая на загаданное слово, но не созвучная ему в смысле 1. Стандартные маяки: «Подумай как следует» «Идиот!» «Сейчас я буду наводить тупо (тонко)» «Я же сказал это слово отдельно» «Не смотри на его наводки» Сыгранность команды: Способность её членов понимать друг друга при игре в ассоциацию. Обычно сыгранность достигается долгой игрой. Партнёры: Члены одной команды (два человека, как правило). Подставка: Наводка, после которой правильный ответ маловероятен, а после следующей наводки (противника, разумеется) — высоко вероятен. Чаще всего подставка — первая половина двухходовки. Подставляться не следует! «Пропускаю»: Служебное слово, означающее обычно отказ от наведения или отгадывания. При записи обозначается —-. Цепочка наводок: То, что наводящий говорит при своём ходе.

Поиск ассоциаций

Проект «Сеть словесных ассоциаций» дарит вам возможность просмотра ассоциаций, возникающих у человека, с определённым словом. Для получения ассоциаций с заданным словом просто введите искомое слово в строку поиска и нажмите клавишу «Enter» или кнопку «Найти».

Также предоставлена возможность поиска по первой букве слова. После нажатия соответствующей ссылки на панели навигации вы перейдёте на страничку со списком слов, начинающихся на указанную вами букву.

Если результаты поиска не уместились на одной странице, то внизу страницы вы увидите панель навигации по страницам. Используйте ссылки «Следующая», «Предыдущая», а также порядковый номер для перехода между страницами.

Для удобства использования каждое слово сопровождается статьями из толкового словаря русского языка. Результаты поиска могут также содержать картинки, которые изображают значение соответствующего слова. Нажмите левой кнопкой мыши на выбранной картинке чтобы увидеть её в более высоком разрешении.

Описание проекта

По своей сути проект «Сеть словесных ассоциаций» представляет из себя идеографический словарь или тезаурус. Этот словарь включает в себя три базовых составляющих: ассоциативный словарь, толковый словарь, картинный словарь. Ассоциативный словарь, словарь ассоциаций или аналогический словарь группирует слова языка по психологическому восприятию, значению и смыслу. Толковый словарь — это словарь, содержащий в себе слова и понятия языка с кратким описанием того, что эти слова означают, часто сопровождая толкование примерами использования слов; толковый словарь изъясняет лексическое значение того или иного слова. Картинный словарь или визуальный словарь содержит графические иллюстрации, которые изображают значения слов.

Определение ассоциаций

Ассоциации являются одним из основных механизмов памяти. В определенном смысле их можно назвать естественными классификаторами понятийного содержания лексики языка. Представления и понятия, которыми располагает память человека, связаны между собой. Эта связь основана на прошлом опыте человека и, в конечном счете, с большей или меньшей степенью точности воспроизводит объективно существующую зависимость между явлениями реального мира. При определенных условиях оживление одного представления или понятия сопровождается оживлением других, соотносящихся с ним. Это явление получило название ассоциации (термин предложен в XVIII в. Локком). По И. П. Павлову, ассоциация есть не что иное, как временная нервная связь, возникающая при определенных условиях.

По материалам книги Морковкин В.В. «Идеографические словари» (1970)

Классификация ассоциаций

Со времен Аристотеля различают ассоциации по сходству, контрасту и смежности. Ассоциации по сходству основаны на том, что ассоциируемые явления обладают некоторыми общими чертами. Они представляют собой результат обобщения условной связи, при котором сходные раздражители вызывают сходную реакцию (например, оживление синонимического ряда при актуализации одного из синонимов: горе — несчастье, скорбь, печаль, грусть и т. п.).

Близки к ассоциациям по сходству ассоциации по контрасту, возникновение которых объясняется наличием у явлений противоположных свойств. Физиологическая сущность ассоциации по контрасту состоит во «взаимной индукции нервных процессов, когда сильные раздражители… вызывают вначале сильное возбуждение, а затем последовательное торможение в тех же участках коры мозга. В результате этого в дальнейшем один из контрастных раздражителей может вызвать сразу же вслед за собой то, что вызывалось раньше другим (контрастным с ним) раздражителем» (например, явление антонимии: горе — радость, счастье — несчастье и т. д.).

Ассоциации по смежности образуются при близком расположении явлений во времени или в пространстве. В настоящее время указанные три типа ассоциаций относятся к простым или механическим. Наряду с ними выделяют более сложные, смысловые ассоциации. Таковыми являются, в частности, ассоциации, отражающие родовидовые и причинно-следственные отношения между объектами окружающего мира (например, цветок — роза, болезнь — смерть и т. п.).

По материалам книги Морковкин В.В. «Идеографические словари» (1970)

Роль ассоциаций

Поскольку ассоциации отражают некоторые существенные связи между объектами и явлениями реального мира, а следовательно, и между понятиями, законно сделать вывод, что они играют важную роль в строении лексической системы языка. На это указывал еще Н. В. Крушевский: «Всякое слово связано с другими словами узами ассоциации по сходству; это сходство будет не только внешнее, т. е. звуковое или структурное, морфологическое, но и внутреннее, семасиологическое. Или другими словами: всякое слово способно, вследствие особого психического закона, и возбуждать в нашем духе другие слова, с которыми оно сходно, и возбуждаться этими словами… Если, вследствие закона ассоциации по сходству слова должны укладываться в нашем уме в системы или гнезда, то благодаря закону ассоциации по смежности, те же слова должны строиться в ряды. Итак, каждое слово связано двоякого рода узами: бесчисленными связями сходства со своими родичами по звукам, структуре или значению и столь же бесчисленными связями смежности с разными своими спутниками во всевозможных фразах: оно всегда член известных гнезд или систем слов и в то же время член известных рядов слов…».

По материалам книги Морковкин В.В. «Идеографические словари» (1970)

Виды ассоциаций

Словесные ассоциации образуют лишь часть ассоциаций, которыми оперирует человек и его сознание. Бывают ещё визуальные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные ассоциации. Каждый из перечисленных видов ассоциаций связан с конкретным органом чувств. Более того, все перечисленные виды ассоциаций связаны между собой.

Словесные ассоциации могут возникать в ответ на раздражение любого из перечисленных органов чувств. Например, человек видит какой-нибудь предмет и тут же ассоциирует с ним слово – название предмета, а также сопутствующие слова – характеристики предмета. Представьте себе, что вы находитесь в городе, и вам надо перейти дорогу. Перед вами дорожное оборудование, выполненное в виде коробки с тремя секциями, в одной из них горит цветовой сигнал: красный, жёлтый или зелёный. Вы видите – это светофор. Вы даже не задумываетесь, почему это так. Визуальный образ вертикальной коробки с тремя секциями, установленной на столбе возле пешеходного перехода, вызывает словесную ассоциацию – «светофор» и сопутствующие характеристики – «горит зелёный». И напротив, когда человек читает книгу и видит напечатанное слово «светофор», срабатывает визуальная ассоциация – человек представляет себе пространственный образ светофора, «видит» его цветные сигналы. Теперь приведём пример ассоциации, основанной на звуковом восприятии.

Например, услышав слово арбуз, человек представляет себе его визуальный образ, видит красную сочную мякоть, маленькие чёрные косточки-семена, зелёную кожуру. Кто-то чувствует его вкус. Звуковой стимул – произношение слова, соответствующее пяти звукам «а» «р» «б» «у» «з» вызвал словесную ассоциацию — «арбуз». Словесная ассоциация тут же вызвала ряд визуальных и вкусовых ассоциаций, а эти, в свою очередь, – вновь словесные ассоциации.

Услышав запах чего-то вкусненького, например, яблочного пирога, у вас тут же возникают словесные ассоциации наподобие: «пирог», «яблочный», «вкусно», «домашний». Более того, определённые слова часто вызывают ответную реакцию со стороны органов чувств. Например, дрожь или мурашки по телу могут возникнуть в ответ на услышанное слово или просто в ответ на неприятную мысль.

Вы можете почувствовать запах полевой травы, лишь посмотрев на красочную фотографию зелёного луга. Вы можете улыбнуться, вспоминая о занимательном случае из вашего детства. Вы можете услышать сладкий голос любимого человека, только лишь подумав о нём.

Самое приятное и замечательное это то, что человек может вообще ничего не знать о механизме ассоциаций, и при этом быть хорошо эрудированной, грамотной и полноценно развитой личностью. Механизм ассоциаций не создан людьми, он — изобретение природы. Значение ассоциаций в мышлении человека невозможно переоценить.

Ассоциации к слову «день»

ДЕНЬ, м. сутки; | противопложн. ночь; время от восхода до заката солнца; от утренней до вечерней зари; в самом тесном знач. часы около полудня, отделяющие утро и вечер. В январе 31 день. Изо дня в день, день в день, день-денской, дни-денски, зап. день при дни, олон. дни на-через, ежедень. Много дней впереди. Был бы жив, а дни будут. У Бога дней не решето. День хвалится вечером. Едешь на день, а хлеба бери на неделю. Придет ночь, так скажем, каков был день. Что у Бога дня (дней), ежедень. День пришел, так и есть принес; день прошел, заботу унес. Даст Бог день, даст Бог и пищу. Дал Бог денечек (роточек), даст и кусочек. В такой день (праздник годовой) у Бога все равны. День темен, да ночь светла (зимою). Светло, как в ясный день, как днем. Как не красный день, будто и не Христов день. Много дней впереди, много и назади. У Бога дней много. Дни наши изочтены. Дай Бог счастливо день дневать, ночь ночевать. Сколько дней у Бога впереди, столько и дураков. Было б счастье, а (да) дни впереди. Хвали утро вечером, днем несеченый. Днем тихо. ночью лихо. День дню розь: нынче тепло, а завтра мороз. День дню не укащик. День на день не приходится. День с костей, день на кости: кость, человек; кости, счеты. Дурак Божьих дней не знает (не разбирает). Ничего не знаю: только и знаю. когда день, когда ночь, ответ подсудимого. Молодо, жидко; старо, круто; а середовая пора одним днем стоит, сын да дочь — день да ночь, и сутки полны. День государев, а ночь наша, на службе. Жить и день и ночь, утопать в чувствен. наслаждении. День во грехах, а ночь во слезах. День да ночь, и сутки прочь; так и отваливаем. День мой век мой: что до нас дошло, то и к нам пришло. Живет, как бы день к вечеру. Убить бы день, а ночи и не увидим! Коли день хвалить, так ночь бранить (корить). Это разнится, как день и ночь. Береги (или: паси) денежку про черный день. День в день, топор в пень. Стряпает день до вечера, а поесть нечего. Дён-то много, а ум-то один. Не много дён до полдён. Долог день. да нитка коротка, весной. Белый день, весь день, от зари до зари. Черный день, пора нужды, бедствия; также несчастный день, у суеверов, тяжелый; это понедельник и пятница, а легкие дни — вторник и суббота. Есть также черные дни по числам месяца, по состоянию луны и пр. Серенький денек, пасмурный, неясный. Красный день, жаркий, солнечный, сухой; | красные дни противопол. черным, пора довольства, достатка. Работный день, буднишний, не праздник; рабочий день, число рабочих часов в сутках. Ждать со дня на день; откладывать дело день за день или день по дню. День ото дня не легче. День на дворе, давно свет, солнце взошло. День-денски, ночь-ноченски все брюзжит. День-денской как за язык повешеный. т. е. или кричит, или суетится. Дни человека, век, жизнь его. На старостьдней куска хлеба нет. Днями (сев. денми) хорошо, днями плохо, временем, по временам. День денек мой, день денечек. | У пастухов, орл. день, лошадь, корова и три овцы или две свиньи; пастуху платят по числу таких дней, и за это число скота отъедает он у каждого хозяина по одному дню. Денной, дневной, бывающий днем, в течение дня, противопол. ночной. Днем денна моя печальница, в ночь ночная богомольщица, мать. Денно нареч. днем, денною порою, не ночью. Деннонощно нареч. круглые сутки, без прерывно. Денник м. кур. некрытая загородь при дворе, для скота, во время дня и в хорошую погоду. | Костр. перм. хлев, загон: сарай, навес; | моск. просторное стойло в конюшне, с затвором, где лошадь стоит без привязи. | Денной мотылек, бабочка, как ночной назыв. ночник вечерний сумеречник. Денница ж. утренняя заря, брезг, рассвет, светанье. | Утренняя звезда, зорница. | Падшний ангел? Денщик м. кто днюет, дневальный; со времен Петра I слово это приняло особое значенье: служитель из солдат, при военном чиновнике, выбираемый из нестроевых или меиее способных к строю. | Денщики, при лице Петра и, из дворян, почти то же, что ныне флигель-адъютанты. | Арх. поденщик, поденный работник. Денщица ж. кур. вор. дневальная, черепная хозяйка в большой семье, которая печет хлеб, готовит сыровец, стряпает и служит у стола; это чередная приспешница. | Твер. служанка сельского попа, не наемная батрачка, а очередная, от миру; денщик, у попа, такой же работник. Денщиков, денщицын, ему, ей принадлежащий. Денщичий, к денщикам относящийся. Денщина, суточная работа, особ. по обязанности, по повинностям, нарядлам. День-и-ночь, растение Parietana offic.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *