Слова из 5 слогов

Портал педагога

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 85 комбинированного вида» города Орла

Консультация для родителей.

«Упражнения и игры на развитие слоговой структуры слова».

Учитель-логопед:

Сапрыкина С.В.

Орёл — 2018

Консультация для родителей.

«Упражнения и игры на развитие слоговой структуры слова».

Цель: помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и

развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий с ребенком

— познакомить с играми и упражнениями, которые можно выполнять с

детьми дома;

— формировать правильный подход родителей к трудностям детей в

овладении языковыми процессами.

Нарушение слоговой структуры слова — это одно из разнообразных

нарушений речи у детей дошкольного возраста. Характеризуется этот дефект

речевого развития тем, что ребенок испытывает трудности в произношении

слов сложной слоговой структуры.

В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить

структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к

благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5 – 2

года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать

«малялеть» — самолет.

В возрасте 4- 5 лет указанные явления являются сигналом стойкого

нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется

помощь.

Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой

структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с

дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. О важности данной

проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции

данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте

впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии

(нарушение письма) на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и

фонематической дислексии (нарушение чтения).

Дома мама может помочь своему ребенку говорить лучше. Если данное

нарушение проявляется в одном и том же слове, необходимо на этом

акцентировать внимание ребенка, давать ему правильный образец, т.е. в

медленном темпе произносите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех

пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно.

Сначала предлагайте слова с простой слоговой структурой, например,

«рука, нога, мак, дом…» Затем слова постепенно усложняются: от простых

слов мы переходим к более сложным, таким как «банка, полка…карман,

черепаха…»

Игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова

Работа с невербальным материалом

1. «Узнай музыкальный инструмент».

Цель: Развитие слухового гнозиса.

Сначала

взрослый

называет инструменты

ребенок

показывают

картинку, затем взрослый за ширмой играет на музыкальном инструменте,

потом спрашивает, какой инструмент они услышали.

«Воспроизведение ритма».

Цель: Развитие чувства ритма.

Взрослый предлагает ребенку хлопнуть столько раз, сколько точек на

карточке.

Работа на вербальном материале.

Работа на вербальном материале.

1. «Репка».

Цель: Формирование пространственно — временных представлений.

Материал: картонажный настольный театр по сказке «Репка».

Предложить ребенку поиграть в сказку и выяснить, кто тянул репку

первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? и т. д.

Работа над слогами

Поезд

Взрослый

предлагает

картинки

или

карточки

со

словами.

Нужно

поместить слова (картинки) в вагончики поезда в зависимости от количества

слогов :

1 вагон — слова, состоящие из одного слога,

2 вагон – слова, состоящие из двух слогов,

3 вагон – слова, состоящие из трёх слогов.

Прятки

Взрослый демонстрирует детям картинки (называет слова), затем

убирает наборное полотно с картинками, предлагает вспомнить и назвать

слова с определённым количеством слогов.

Договори слог

Взрослый предлагает детям найти потерявшийся слог. Пред детьми

лежат картинки. Взрослый произносит первый слог или первые два слога

слова-картинки, ребенок это слово договаривает недостающим слогом.

Потерялся слог куда-то.

Изменилось слово — ждёт.

Может, слог найдут ребята,

Кто же слово нам спасёт?

Найди слово

Взрослый предлагает рассмотреть сюжетную картину и назвать слова с

определённым количеством слогов.

Урожай

Урожай собрать пора,

Не зевайте, детвора,

Слово верно называйте

И картинки выбирайте!

Каждый

участник

игры

должен

выбрать

картинка

с

определённым

количеством слогов (1, 2, 3) и положить в нужные корзинки.

Картинки можно предложить по теме овощи: лук, чеснок, морковь,

картофель,

свёкла,

редис,

помидор,

капуста,

баклажан,

тыква,

кабачок,

огурец.

Помоги слову

Придумай начало слова. Взрослый говорит окончание слова. Ребенок

добавляет первый слог и называет слово ( в зависимости от возможностей

д е т е й

м о ж н о

и с п о л ь з о в а т ь

к а р т и н к и ) :

… — рево,… — ляна, … -ха, … — жама, …- дочка, …- ка, … -мидор, … —

лина

Угадай имя

Взрослый говорит детям, что задумано имя, которое состоит из 2-х или

3-х, 4-х слогов. Дети должны угадать, какое имя задумано.

Мое имя

Предлагается детям произнести свое имя по частям:

а) прошагать его;

б) протопать одной ногой.

в) прохлопать.

Д\И «Кто, что делает?» (Образование сложных слов.)

Рыбу ловит –

Землю капает –

Пчёл разводит –

Пешком ходит –

Лес рубит –

Трубы чистит –

Лес разводит –

Птиц ловит —

«Игры с буквами»

«Подбери картинку к слогу»

Ход: раскладываются напечатанные слоги в ряд перед детьми и

картинки. Дети должны найти, с каких слогов начинаются названия картинок

«Воздушные шарики»

Ход: На доске или столе разложены картонные цветные шарики, на них

написаны слоги. Дети находят одинаковые по форме и цвету шары,

соединяют правильно, что бы получилось слово.

«Цепочка слов»

Ход: выкладывается длинная цепочка слов, дети читают и называют,

какие слова спрятались

«Собери из букв слова»

Детям выдаются картинки, из кассы букв под картинкой

выкладываются слова. За правильно собранное слово, ребёнок получает

звёздочку.

«Лишний слог»

Ход: Детям раздаются слоги, один слог лишний. Дети составляют

слово, определяя лишний слог.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает

активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые

навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем —

логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни.

Литература:

1.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений

слоговой структуры слова у детей. СПб: Детство-пресс, 2009. 48 с.

Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у

детей: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. 56 с.

3.Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в

логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи

(с 4 до 7 лет). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. —52 с.

Слова из 4 букв в 1 или 2 слога

Отрабатываем с ребенком навыки чтения. В данной подборке карточки из слов, состоящих из 4 букв.

Отрабатываем с ребенком навыки чтения. В данной подборке карточки из слов, состоящих из 4 букв.

Большинство слов состоит из одного слога — Гусь, Гром, Стул, Врач… И так делее.

Но есть слова, состоящие из 2 слогов — Рыба, Небо, Утро…

Если малышу трудновато пока читать слова из 4 букв, посмотрите слова из 3 букв.

Слова из 4 букв и 1 или 2 слога

Слова из 4 букв и 1 или 2 слога

Слова из 4 букв и 1 или 2 слога

Скачать файл: kartochki.zip (cкачиваний: 296)

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все файлы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Картинки в архивах не помечены водяными знаками.

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по адресу ja-rastu@list.ru, указав авторство материала. Мы обязуемся (по вашему желанию) либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму, на счет сайта.

Заранее Вам спасибо!!!

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова «Умные капельки»

Наталья Кочка
Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова «Умные капельки»

Серия логопедических игр «Умные капельки» для коррекции слоговой структуры слова

Подготовила: учитель- логопед МДОУ № 63 Кочка Н. В.

г. Подольск

2017 г.

Пояснительная записка

Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.

Слог- это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом.

Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.

Нарушения слоговой структуры словапроявляются следующим образом:

1. Нарушение количества слогов (сокращение, увеличение числа слогов).

2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов, перестановка звуков соседних слогов).

3. Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечений согласных, вставки согласных в слог).

4. Уподобление слогов.

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).

7. Контаминации (смешение слов).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с нарушениями речи. Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко- слоговой и морфологической структурой слова. Стойкое искажение слоговой структуры наблюдается при различных нарушениях речи (алалии, дизартрии, заикании, афазии, ринолалии).

При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова, хорошо известные ребенку.

Нарушения в формировании слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

Однако механизмы нарушений звуко-слоговой структуры у детей с разными формами речевой патологии еще недостаточно изучены. Очевидна необходимость совершенствования традиционных методов и приемов, а также поиска более эффективных научно обоснованных путей формирования слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи.

Игра «Слоговые тучки»

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

Возраст: игра рассчитана на детей 5- 7 лет.

Оборудование: три тучки со слоговыми схемами и капельки с изображением различных животных и предметов.

Ход игры

Логопед предлагает детям отгадать загадку:

Шапки серые плывут,

На прохожих дождик льют. (Тучи)

Педагог сообщает детям, что это слоговые тучки, из которых идёт необычный дождик. На каждой капельке есть картинка какого- либо предмета или животного. Ребенку предлагается разделить слова на слоги и определить, из какой тучки капает эта капелька дождя.

При затруднении в подсчёте количества слогов ребёнку предлагают “отхлопать” слово: произнести по слогам, сопровождая произнесение хлопками в ладоши. По количеству слогов он находит нужную тучку. Желательно, чтобы ответы детей были полными,например: «В слове коза два слога».

Игра «Слоговой дождик»

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

Возраст: игра рассчитана на детей 5- 7 лет.

Оборудование: «тучка» и «капельки», список слов различной слоговой структуры.

Ход игры:логопед предлагает отгадать загадку:

Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

Педагог сообщает детям, что это не простая тучка, а слоговая и предлагает детям разделить слова на слоги: сколько слогов- столько капель.

При затруднении в подсчёте количества слогов ребёнку предлагают “отхлопать” слово: произнести по слогам, сопровождая произнесение хлопками в ладоши. Ответы детей должны быть полными,например: «В слове коза два слога».

Игра «Веселая капель»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова и определять место ударения.

Возраст: игра рассчитана на детей 6- 7 лет.

Оборудование: «карниз с сосульками», «тучка» и «большие и маленькие капельки», слова различной слоговой структуры.

Ход игры:логопед предлагает детям отгадать загадку:

Снег в лесу.

Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши, прямо на дорогу

Звонко капает (капель)

Педагог предлагает детям разделить слова на слоги: сколько слогов- столько капель. Большой капелькой нужно выделить ударный слог.

Слова с ударение на первом слоге: Аня, удочка, ласточка, ветка, кубики.

Слова с ударение на втором слоге: малина, собака, лягушка, лопата.

Слова с ударение на последнем слоге: телефон, сапоги, пирожки, столы.

С тучкой проводится аналогичная игра.

Типы слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности

1. Двусложные слова из открытых слогов:

2. Трехсложные слова из открытых слогов:

3. Односложные слова из закрытого слова:

4. Двусложные слова с закрытым слогом:

5. Двусложные слова со стечением в середине слова:

6. Двусложные слова с закрытым слогоми стечением согласных:

7. Трехсложные слова с закрытым слогом:

8. Трехсложные словасо стечением согласных:

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

10. Трехсложные слова с двумя стечениями:

11. Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:

12. Двусложные слова с двумя стечениями:

звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

13. Четырехсложные слова из открытых слогов:

черепаха, пианино, пуговицы, балерина, Василиса, кукуруза, лягушата, водолазы, горошина, гусеница

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

2. Бабина Г. В. Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии».

4. Курдвановская Н. В. Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *